Содержание
Введение. 3
1. Нормативно-правовые акты, входящие в информационно-правовое обеспечение прокурорской деятельности г. Хабаровска. 4
2. Структурная схема организаций прокурорской деятельности г. Хабаровска. 4
3. Схема движения документации в организациях прокурорской деятельности г. Хабаровска 8
Заключение. 9
Список литературы.. 10
Приложение 1. 11
Приложение 2. 14
Введение
1. Нормативно-правовые акты, входящие в информационно-правовое обеспечение прокурорской деятельности г. Хабаровска
2. Структурная схема организаций прокурорской деятельности г. Хабаровска
В отличие от судопроизводства , уходящего корнями в далекое прошлое , прокурорский надзор возник сравнительно недавно (в странах Европы учреждение прокуратуры относится к XIV-XIX
вв .), поэтому естественно конкретный интерес ученых -правоведов к истории прокурорского
надзора возник несколько позже . Появление прокуратуры объясняется прежде всего развитием
уголовного преследования , в особенности с развитием публичной формы уголовного
преследования .
Так , известный российский ученый -правовед Н .В . Муравьев считал , что идеальным
субъектом преследования выступает общество или государство , во имя отечественного блага и
общественных (публичных ) интересов , страдающих от преследования . Однако правоведы отмечают
следующую закономерность , состоящую в том , что в начальный период возникновения
прокуратуры главное место в ее деятельности было учреждение общего (административного )
надзора , а не выработка новых форм уголовного преследования .
Родоначальницей прокуратуры считается Франция , а основателем французской прокуратуры
принято считать Филиппа IV, при котором представительство интересов короля прокуратурой было
закреплено в законе (ордонанс от 25 марта 1302 г .). Понятие «прокуратура » происходит от
латинского (procuro) – забочусь , обеспечиваю , предотвращаю . На начальном этапе должностные
лица назывались gens du roi «люди короля ».
Генерал -прокурор являлся в точном и полном смысле глазами короля , через посредство
которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма . Столь
же широкими полномочиями наделялись прокуроры и в других странах Европы и в России на
первом этапе существования прокуратуры .
Таким образом , причиной образования прокуратуры явилась необходимость создания
аппарата , специально приспособленного к широкому надзору за соблюдением требований
центральной власти . Можно считать , что в период феодальной раздробленности при возникновении
абсолютистских тенденций , когда центральная власть пытается бороться с сепаратистскими
тенденциями местных феодалов и злоупотреблениями чиновников , на местах возникает
потребность в надзоре за их деятельностью с помощью своих агентов . Именно поэтому на первых
этапах развития прокуратуры , на нее возлагались в первую очередь не надзор за законностью , а
широкий круг чисто административных полномочий (контроль за подбором должностных лиц и
т .д .).
Однако по мере укрепления центральной власти отпадает необходимость в возложении на
прокуратуру этих полномочий , видоизменяются функции прокуратуры .
В разных странах прокурорский надзор развивался по разному , там , где центральная власть
испытывала сопротивление сепаратистов , там прокуратура сформировалась и возникла как сильный
централизованный орган , наделенный широкими полномочиями (Франция , Россия ), в тех же
странах , где институт центральной власти был относительно крепок , там можно найти лишь
элементы прокуратуры . Например , в Англии , где централизованная королевская власть сложилась
раньше , чем в других странах Европы , институт прокуратуры существенно видоизменился и вместо
«людей короля » соответствующие функции стали выполнять «поверенные короля » - атторнеи , или
же «государственная прокуратура ».
Опираясь на исторические данные можно сделать вывод о том , что прокурорский надзор
возникает на первом этапе , как административно -надзирательный орган , постепенно приобретая в
результате эволюции функции уголовного преследования лиц совершивших преступные деяния , в
поддержании публичного обвинения в суде и надзоре за законностью предварительного
расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы .
Выделяется три вида прокурорской деятельности :
1. Прокуратура находится в составе министерства юстиции .
2. Прокуратура находится при судах и входит в систему судов .
3. Прокуратура имеет отдельный статус , собственную систему и подотчетна парламенту .
В отдельную категорию выделяется прокуратура , функционировавшая в социалистических
странах (в некоторых странах данный тип сохранился до настоящего времени ). В странах , где существует этот тип , прокуратура , организационно обособленная система органов , возглавляемая
генеральным прокурором , которого формально назначает парламент на срок своих полномочий или
на более длительный срок , и который также формально несет перед парламентом ответственность
за свою деятельность . Он назначает нижестоящих прокуроров . В условиях , когда коммунистические
партии , фактически контролировали органы государственной власти , решение о назначении и
смещении прокуроров принимались партийными инстанциями .
Таким образом , изучение истории прокуратуры позволяет сделать вывод о том , что она имела
единые причины возникновения . В зависимости от системы государственного устройства
определяется ее тип
3. Схема движения документации в организациях прокурорской деятельности г. Хабаровска
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
ПРИКАЗ
17.08.2005 № 29
Москва
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности
Материалы прокурорских проверок, поступающие в органы прокуратуры обращения субъектов предпринимательской деятельности свидетельствуют о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса, как органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Распространены факты поборов и вымогательства в отношении предпринимателей со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок.
Вместе с тем прокурорский надзор в этой сфере до сих пор не носит целенаправленного и упреждающего характера, что оказывает негативное влияние на состояние законности в данной области правоотношений.
В целях совершенствования практики прокурорского надзора в указанном направлении, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам принять решительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса; повышению уровня прокурорского надзора в этой области.
1.1. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регламентирующих правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Добиваться отмены противоречащих закону нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем принесения протестов или обращения с заявлениями об их оспаривании в суд.
1.2. Принимать эффективные меры, в том числе уголовно-правового воздействия, по защите предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса, от поборов и вымогательства со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок.
1.3. Обеспечить средствами прокурорского надзора и реагирования безусловное соблюдение требований Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
С этой целью наладить действенную систему надзора за законностью использования органами государственного контроля (надзора) полномочий по проведению проверок выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Бескомпромиссно реагировать на вскрытые факты коррупции и других злоупотреблений и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля (надзора).
Особое внимание обратить на недопустимость взимания последними платы с субъектов предпринимательской деятельности за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев, установленных законом.
Решительно пресекать факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.
Смело использовать предоставленное законом право привлечения должностных лиц к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
1.4. Пресекать факты ограничения конкуренции и иные нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными в установленном порядке функциями и правами указанных органов власти.
1.5. Усилить надзор за соблюдением законодательства в сфере экономических правоотношений, в том числе при осуществлении уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий лицензионных, регистрационных, разрешительных и иных процедур.
1.6. Обеспечить действенный надзор за законностью разрешения жалоб, заявлений и сообщений представителей субъектов предпринимательской деятельности о фактах нарушения законодательства.
1.7. При выявлении фактов противоправных действий в отношении предпринимателей использовать весь комплекс полномочий и мер прокурорского реагирования, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», по устранению нарушений закона и наказанию конкретных виновных лиц.
В случае возбуждения уголовного дела обеспечивать своевременное и качественное его расследование, последовательно отстаивать свою позицию при рассмотрении дела в суде, добиваться справедливого приговора.
1.8. В случае непринятия своевременных и адекватных мер по устранению выявленных нарушений закона виновных должностных лиц органов прокуратуры привлекать к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
2. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации направлять в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства информацию о наиболее серьезных нарушениях законности в этой сфере с представлением актов прокурорского реагирования и ответов на них, об актуальных уголовных делах, о возникающих в правоприменительной практике проблемах.
3. Управлению по надзору за соблюдением федерального законодательства:
3.1. Наладить с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти обмен имеющейся информацией о соблюдении законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3.2. Систематически анализировать состояние законности в затронутой сфере, оказывать помощь прокурорам субъектов Российской Федерации в разрешении возникающих практических проблем, выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, руководителям научных и образовательных учреждений, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Приложение 2
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
На № 2.12-17/540 от 29 июня 2004 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ на проект федерального закона № 53597-4 "О внесении дополнения и изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ивановской области
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проектом предлагается возложить на органы прокуратуры обязанность по проведению правовой оценки проектов нормативных правовых актов, принимаемых представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что не соответствует целям и задачам деятельности органов прокуратуры.
Вместе с тем, участие в правотворческой деятельности органов прокуратуры уже предусмотрено статьями 1 (пункт 2), 7 и 9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), позволяющими прокурорам присутствовать при обсуждении проектов нормативных правовых актов на стадии их рассмотрения и принятия, а также вносить в законодательные органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии необходимых, по мнению прокурора, законов и иных нормативных правовых актов и участвовать в их обсуждении.
К тому же предлагаемое законопроектом "юридическое изучение" органами прокуратуры всех без исключения проектов правовых актов, принимаемых представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти только в субъектах Российской Федерации, исключая таким образом федеральный уровень и контроль за принятием нормативных правовых актов муниципальными образованиями, нарушает концепцию Федерального закона о формах и методах прокурорского надзора, а также принцип единства системы прокуратуры Российской Федерации.
Дополнительный объем прокурорской деятельности потребует соответствующего увеличения в субъектах Российской Федерации штатной численности прокурорских работников, осуществляющих правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, что в свою очередь потребует увеличение финансирования из федерального бюджета. Поэтому содержащееся в пояснительной записке к проекту утверждение о том, что принятие его не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, не может быть принято во внимание.
Кроме того, проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и осуществление связанных с этим процедур их учета и регистрации Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000г. №1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" возложено на Минюст России.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Жуков