Содержание

Содержание. 2

1 вопрос. 3

2 вопрос. 10

3 вопрос. 11

4 вопрос. 14

Список литературы: 16

1 вопрос

Дайте определение понятиям: воля, сознание, высшая психическая функция.

a)                Воля - высший психический процесс сознательной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Также волю рассматривают как социально сформированная детерминацию поведения личности, обеспечивающую мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей.

Воля является социально опосредованным механизмом регуляции человеческого поведения. Побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.

В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия – сознательны.

b)               Человеческое сознание характеризуется следующими особенностями:

·           Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.

·           Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности.

Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды.

·           Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Эта деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность.

·           Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием.

Существует множество определений сознания. Из них трудно выбрать одно, наиболее подходящее, так как ни одно из них не дает полного и всеобъемлющего описания такого сложного явления.

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384-324 гг. до н.э.). Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.           Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель называл произвольными. Существенным для аристотелевского понимания роли волевого начала в детерминации поведения является то обстоятельство, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Кроме того, он приписывал действию волевого начала способность человека владеть собой. В то же время любое волевое движение имеет, по Аристотелю, природные основания.           Древнеримский мыслитель и врач Гален (130-200) говорил о произвольных и непроизвольных движениях, относя к последним только мышечные сокращения внутренних органов (сердца, желудка). Все остальные движения он считал произвольными. От непроизвольных (автоматических) движений они отличаются тем, что всегда происходят при участии психической пневмы, включающей в себя восприятие, память и разум и выполняющей управляющую функцию по отношению к органам движения.           Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Декарт считал, что задача воли - бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей (в то время как желания порождаются непосредственно душой). Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли. Воля помогает человеку следовать определенным правилам, исходя из суждений разума о добре и зле. Таким образом, Декарт связывает волю с нравственностью человека.           Английский философ Т. Гоббс, живший в одно время с Р. Декартом, при объяснении поведения человека также исходил из представлений о непроизвольной и произвольной регуляции. В тех случаях, когда возникают попеременно то чувство стремления к чему-либо, то чувство отвращения, необходимо осуществить однозначный выбор того или иного действия. Последнее желание, возникающее в акте обдумывания и размышления, которое примыкает непосредственно к действию, было названо Т. Гоббсом волей. Воля детерминирована мотивами и побуждениями, которые, в свою очередь, сами определяются потребностями, а также знаниями о вещах и о возможных способах, с помощью которых можно удовлетворить эти потребности.           Таких же взглядов на проблему воли придерживался и Д. Гартли, полагавший, что воля есть не что иное, как желание или отвращение, достаточно сильное, чтобы вызвать действие, не являющееся изначально или вторично автоматическим. Отождествление воли с господствующим в сознании желанием явно проглядывает и во взглядах других ученых прошлого (Д. Пристли, 1968; А. Коллинз, 1967; Г. Спенсер, 1897; В. Виндельбандт, 1904 и др.). Правда, в представлениях каждого из них имеются и свои особенности. Д. Пристли, например, говорит о желании действовать, поскольку действие не всегда возникает при виде желаемого предмета. Ценным в его взглядах является и то положение, что стремления человека определяются мотивами, поэтому у воли всегда есть причина.

В. Вундт (1912) полагал, что психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте.

С мотивационных позиций рассматривает волю и Э. Мейман (1917). Основным признаком волевого действия он считает предваряющее его принятие решения о совершении действия, когда действию предшествует полноценный психический акт, выработка представления о цели, получение согласия на эту цель. Достижение такого согласия на какое-то конкретное действие начинается с подбора и рассмотрения целей, с анализа их ценности, анализа последствий действия. Неслучайно истинной причиной всех волевых поступков Э. Мейман считает размышление, поскольку именно посредством него достигается понимание ценности и значения цели.

Связывали волю с мотивацией и отечественные психологи. В связи с этим нельзя не упомянуть о представлениях И.М. Сеченова по разбираемому вопросу. Во-первых, ученый выделял моральный компонент воли, что можно рассматривать как постулирование им участия в волевых актах нравственного компонента мотива ("Воля - деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор даже чувству самосохранения", - писал он). Во-вторых, И.М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив. "Безличной, холодной воли мы не знаем", - писал И.М. Сеченов.           Г.И. Челпанов (1897, 1926) выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. Он связывал волевое действие с борьбой мотивов, наделяя волю функцией выбора (принятия решения о действии). К.Н. Корнилов (1948, 1957) подчеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив. О влечениях, желаниях и хотениях человека в связи с вопросом о воле и волевых актах рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог - Н.Н. Ланге (1883). В частности, он дал свое понимание отличия влечений от хотений, полагая, что последние - это влечения, переходящие в действия и сопровождаемые чувством активности этих действий. Для него хотение - это деятельная воля.           Л.С. Выготский выделяет в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения. Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже (1969), включает в структуру волевого акта операцию введения вспомогательного мотива для усиления побуждения к действию - необходимому, но слабо связанному с личным желанием человека. Л.С. Выготский утверждал, что свобода воли не есть свобода от мотивов. Свободный выбор человека из двух имеющихся возможностей определяется не извне, а изнутри, самим человеком. Выготский сформулировал положение о том, что изменение смысла действия меняет и побуждение к нему (идея, позднее развитая А. Н. Леонтьевым в понятии о "смыслообразующих мотивах" и В. А. Иванниковым во взгляде на волю как "произвольную мотивацию").

Сознание – вершина развития психического, возможность уловить то, что лежит за рамками видимой ситуации.

Определений сознания в психологии существует очень много.

Вундт: Сознание – это способность замечать свои состояния.

Джеймс: Сознание – «хозяин психических функций», то, что руководит.

Ясперс: Сознание – это «высвеченная сцена».

Ананьев: Сознание – это бодрствование человека.

Выготский: Сознание – диалог человека с самим собой. Сознание – удвоенное бытие: отражая окружение, мы отражаем отражение.

Леонтьев: Сознание – это функция деятельности, порождаемая самой предметной деятельностью человека.

Аллахвердов: Сознание – это поиск и придание смысла, механизм порождения смысла.

Французская социальная школа: Сознание (со-знание) – это совокупность знания людей.

Агафонов:  Сознание – это возможность сознания.

Спиркин: Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие) и рациональное познание и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.

c)                Высшие психические функции – это функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление и др. Такое определение дает словарь естественных наук[1].

В психологии высшие психические функции - теоретическое понятие, введенное Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны[2]. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация[3]. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Разработка теории высших психических функций позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Формирование высших психических функций характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие высших психических функций, — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования высших психических функций представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность "свертывается", приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

2 вопрос

 

Найдите определения, под которые подходят следующие познавательные процессы: ощущение, память, мышление, восприятие:

a)        обобщенное, переработанное отражение свойств действительности, которые не доступны непосредственному познанию;

b)        отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов;

c)         возобновляющееся отражение действительности;

d)        отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

a)               Мышление – обобщенное, переработанное отражение свойств действительности, которые не доступны непосредственному познанию;

b)               Восприятие – отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов;

c)                Память – возобновляющееся отражение действительности;

d)               Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3 вопрос

Раскройте понятие деятельности. Дайте характеристику структуры деятельности.

Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

Существует 2 подхода к изучению структуры деятельности:

1.      Структурно-морфологический подход.

В этом подходе ищется предельное основание для анализа деятельности, структурный элемент, в котором, как океан, представленный в капле воды, сохраняются все структурные свойства, присущие целому.

Структурно-морфологический подход выделяет следующие компоненты деятельности:

·                          Общий поток деятельностей  –  соотносится с потребностями;

·                          Отдельная деятельность –  соотносится с мотивом;

·                          Действие  –  соотносится с целью;

·                          Операция – навык, автоматизированное действие. Не контролируется сознанием, например, навык письма –  соотносится с задачей.

Основным структурным компонентом деятельности можно назвать действие. Действия различают: моторные (двигательные), функция которых заключается в непосредственной реализации программ поведения и деятельности; сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспечивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности; центральные (мыслительные), выполняющие организующую и регулирующую функцию.

Действия также можно разделить на внешние и внутренние. На основе внешних, материальных действий путем их последовательных преобразований и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, свернутые и совершаемые в умственном плане. Внутренние действия обеспечивают произвольную саморегуляцию субъекта и контроль за осуществлением основной деятельности[4].

Психофизиологической основой деятельности являются способности; например, способность летать – способность, обеспеченная морфологическими характеристиками организма.

2.      Функционально-динамический подход

Деятельность – настолько сложное явление, что она не может основываться на каком-либо одном компоненте. Для объяснения деятельности нужен целый ряд структурных компонентов:

1.      Мотивация – то, что связывает субъекта с целью, процесс порождения личностных смыслов.

2.      Цель – смыслообразующий компонент.

3.      Антиципирование – прогнозирование, планирование.

4.      Принятие решения.

5.      Планирование, целеполагание.

6.      Контроль.

7.      Коррекция.

Деятельность – это отношение продуктивного типа, предполагающее получение какого-либо результата. Он может быть представлен не только в форме продукта, но и в виде освоения человеком форм социального опыта. В этой парадигме выделяют три основных типа деятельности: трудовая, игровая и учебная.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства. Последние определяют специфику деятельности и, одновременно, изменяются в ней.

Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности, а также развитие ее мотивационно-потребностной сферы.

Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.

Выделяют два основных плана психологического анализа деятельности: внешний, или предметно-действенный и внутренний, собственно психологический. Внешняя характеристика деятельности предполагает оперирование понятиями «субъект» и «объект», «условия», «средства» и т.д. Внутренняя характеристика описывает побуждающие ее мотивы, цели, способы планирования и формы регуляции[5].

4 вопрос

Какие из операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение) иллюстрируют примеры:

a)               Студент устанавливает сходство и различие понятий «ощущение» и «восприятие»;

b)               При составлении плана работы на будущий год менеджер предприятия обращается к планам предприятия за последние пять лет;

c)                Намечая перспективы развития отрасли министр пользуется отчетами руководителей ведущих предприятий.

 

a)   Пример установления студентом сходства и различия понятий «ощущение» и «восприятие» иллюстрирует операцию сравнения.

b)   При составлении плана работы на будущий год менеджер предприятия обращается к планам предприятия за последние пять лет. Этот пример иллюстрирует операцию анализа.

c)    Намечая перспективы развития отрасли министр пользуется отчетами руководителей ведущих предприятий. В этом примере можно усмотреть иллюстрацию операций анализа и синтеза.

Список литературы:

1.     Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М: АСТ /Астрель /Люкс, 2005. 672с.

2.     Глоссарий.ru. Словари по естественным наукам. Обращение к документу 2.10.2005.

3.     Немов Р. С. Общая психология: учебное пособие для ВУЗов. Владос, 2003. – 400с.

4.     Психологический словарь. http://psi.webzone.ru/st/020100.htm.  Обращение к документу 2.10.2005.

5.     Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2003. – 448с.


[1] Глоссарий.ru. Словари по естественным наукам. Обращение к документу 2.10.2005.

[2] Психологический словарь. http://psi.webzone.ru/st/020100.htm.  Обращение к документу 2.10.2005.

[3] Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М: АСТ /Астрель /Люкс, 2005. с. 234

[4] Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2003. – с. 234

[5] Немов Р. С. Общая психология: учебное пособие для ВУЗов. Владос, 2003. – с. 365.