Содержание
Введение. 3
1. Философия понимания сущности качества. 4
2. Философская проблема структуры качества. 11
2.1. Проблема классификации типов качества. 11
2.2. Проблема системного качества. 12
2.3. Элементы системного качества. 13
3. Философские проблемы управления качеством. 14
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
Понятие качества и качественная характеристика имеет фундаментальное значение для понимания человеческой сущности. Вот почему философские аспекты проблемы качества так остро обсуждались всегда. Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия, организации или общество в целом. Для того, чтобы удовлетворять потребности человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия. Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям. Таким образом, в соответствии с существующей философией предпринимательства, вся полнота ответственности за качество изделий и услуг лежит на производителе. Производитель в разные исторические промежутки по-разному реагировал на эту ответственность, воплощая различные философии обеспечения качества.
Из сказанного следует, что философским аспектом проблемы качества является описание понятия, целей, структуры качества. А также принципы и методы формирования качественной продукции – философия управления качеством. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение философских аспектов проблем качества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть основные понятия качества;
- Описать структуру качества;
- Раскрыть особенности философии управления качества.
1. Философия понимания сущности качества
С философской точки зрения, качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, на основе которой они приобретают свое специфическое бытие и выделяются из многообразия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом.[1]
Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое определенность предмета? Во-первых, у предмета есть внешняя определенность, его форма, те ли иные свойства, признаки. Но уровне чувственного восприятия на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеется способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего воспринимается на основе их свойств. Во-вторых, что более важно и существенно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определенность, раскрываемая но основе ряда категорий: система, структура, функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней определенности предмета является целостность, придающая ему качественное своеобразие.
Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундаментальная характеристика его целостности.
Для уяснения сути категории "качество", ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и многогранной истории человеческой мысли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества:
- субстратное — характерное для древних культур и сводимое к характеристике основных космических стихий, "стихий бытия": огонь, вода, земля, воздух и т. п.;
- предметное—обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин;
- системное — которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системы образования;
- функциональное — выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;
- интегральное — ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.
Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мнению, то, что существует само по себе, и образует качество. И качество стоит на втором месте после сущности.
Качество рассматривается Аристотелем в следующих значениях:
1) как видовое отличие сущности;
2) кок характеристика состояний сущности;
3) как свойство вещи.[2]
Таким образом, по Аристотелю, категория «качество»проявляется во многие отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства, которые способны измеряться и переходить друг в друга тепло — холод, болезнь — здоровье и т. п.).
Аристотелевское понимание качество на многие столетий определило последующее развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества.
Идея системного понимания качества принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля исходными логическими моментами бытия выступают качество, количество и мера. "Качество, — подчеркивает Гегель, — есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность... Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество". Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Качество есть в-себе-количество, а количество — в-себе-кочество. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функционального подхода к качеству, выражению его через количественные показатели, что стало значимым в XX столетии.
Идея качества присуща русской культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского народа были постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии.
Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывалось с духовностью, Так, В.С. Соловьев широко использует понятие качественной определенности при анализе нравственно-философских проблем. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства через должные (нравственные) отношения.
Добродетель как качество есть должное отношение человека ко всему многообразию. При этом отношение качественно, оно имеет свои качественные различия. Так, индивид, отличая свою качественную определенность по отношению к другому, вступает в следующие типы отношений: отношение к низшему, к себе подобному, к высшему. Не будет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.
Русский философ Л. П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества. 'Бескачественный субъект, бескачественное "я" просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосознание бескачественности — чистейшая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя наличествует оно и с размой степенью интенсивности или опознанности...".[3] В то же время Л. П. Карсавин часто использует термин "'качествование" как выражение деятельной стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуациями понимается процесс активного проявления качество, реализация возможностей (потенций) одного из качеств (условием этого является многообразие качество) при направленности его на другое, "иное". "Качествование, — отмечает философ, — есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов— личностей — всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования". Карсавин тем самым подчеркивает многогранность качества. И полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство.
В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологических факторов в Экономическом поведении, в обеспечении хозяйственного подъема. Он писал: "Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, расчетливости. Прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности кок основе и мериле всех общественных отношений". Качество нового ("экономического") человека автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструирующая экономического развития, ключевая характеристика работника.
С более широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошел И. А. Ильин, который увязал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило увидеть многогранность качества, необходимость целостного, синтетического подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени". Предпосылкой такому развитию, по мнению И. А. Ильина, является природная даровитость и духовная гениальность русского народа.
Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показатели было тесно связано с экономическими процессами, практикой хозяйствования.
В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.
В 30-х годах в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества продукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в которых работает производственный персонал.
В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности на селения, важнейшим условием выживания фирм стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качеств продукции. В 1976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.
Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обостренное внимание к качеству продукции вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как "совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей".[4]
Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеется и в России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического процесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свойства качества.
Это важный рубеж в решении проблем качества. Однако его недостаточно. В российской культуре есть все возможности для более всестороннего, интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной основе, охватывающей все стороны жизни талантливого, самобытного народа.
С позиций философского понимания, цель качества — внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества, с точки зрения философии качества, определяется:
- мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
- логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта,
- психологическими факторами: качественная, хорошо организованная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека;
- этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;
- социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики: целостность, духовность, демократичность, гуманистичность и т. п.;
- технологическими условиями. Они определяют значимость качества: материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т. д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.[5]
2. Философская проблема структуры качества
Проблема качества в философском плане содержит широкие возможности для изучения. Но для этого категория качество должна быть соотнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но, прежде всего, с категориями система, структура, организованность. Это вполне отвечает современной научной парадигме, научной картине мира.
2.1. Проблема классификации типов качества
Философскую классификацию типов качества обычно проводят по следующим основаниям:
1) Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:
- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств;
- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики.
2) По природе носителей качество различается на:
- природное качество, детерминированное естественными закономерностями;
- социальное качество, обусловленное особенностями социальных отношений;
- духовное качество, характеризующее духовный мир ценностей.
3) Структурный подход позволяет различать структуры качества: природное, социальное и духовное.
4) Системный подход различает системы самоорганизующиеся и несамоорганизующиеся. Любая сложная система включает три уровня: субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов системы) и информационный (уровень обмена информацией).
5) По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых, стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих, ориентирует на интеграцию различных подходов, видов деятельности.
2.2. Проблема системного качества
В современных условиях, как в науке, так и в практике приходится иметь дело со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в данной типологии системного качества.
Первый род качества — природный, материально-структурный. В его основе лежат свойства сомой природы. Любое природное тело — почва, вода, воздух и т. п. — определяется, прежде всего, по своему материально-структурному качественному статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функционирования.[6]
С первым родом качества связан второй - функциональный. В основе этого типа качественной определенности лежит принцип специализации, назначения. Это, прежде всего, видно на примере предметов (вещей, процессов), созданных человеком. Все предметы, созданные человеком, определяются по этому принципу. Здесь нас интересует их назначение, их функции. С этими же мерками мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то или иное функциональное качество, например, почве — биопродуктивность, не придавая значения тому, чем и какими системными факторами она обусловлена. К сожалению, функциональный подход широко распространен и по отношению к человеку. Для работодателя функциональные качества человека превыше всего.
Третий род качество - системный. Он значим для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование есть прежде всего системное образование, для которого ведущее значение имеет его целостность, характер взаимосвязи составляющих его элементов.[7]
Современная наука синергетика, развивая идеи системности и организованности, большое значение придает описанию сложных систем. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функционирует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими — вероятностными в своем описании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возможностей весьма велико, что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хаотическому.
Для противодействия этому сложные системы строятся по иерархическому принципу, когда каждый уровень системы оказывается самостоятельным и саморегулируется.
2.3. Элементы системного качества
Качество системы во многом определяется ее элементами, а также способом их взаимосвязи, т. е. структурой. В таком понимании элемент рассматривается как неделимый компонент целостности системы, ее неделимая целостная единица. Например, по отношению к человеческому организму, его элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы. По отношению к человечеству как общепланетарному образованию, качеством неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном системном образовании функции неделимой целостной единицы выполняют биогеоценозы.
Элемент в подобном аспекте всегда несет в себе свойство системного качества, представляет ему систему в "сжатом" виде. Совокупность элементов системного качества необходима для полноты проявления ее свойств.
Всякая сложная система имеет определенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и определяет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физический (субстратный), термодинамический, информационный и др. Количественно состояние системы определяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней неупорядоченности системы или, другими словами, накопления хаоса.
3. Философские проблемы управления качеством
Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, т. е. речь идет об управлении качеством. И этот фактор становится ведущим для характеристики развитости современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в своем развитии, разрабатывают и применяют соответствующие системы управления качеством.
Проблема качества особенно актуальна для России, для процессов ее преобразования. Фактор качества был упущен из виду, не были сформулированы качественные цели реформ, такие как улучшение условий жизни и рост жизненного уровни население, повышение качества и оптимизация ассортимента выпускаемых товаров и оказываемых услуг.
По нашему мнению, необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опытов подойти к формированию интегральной системы управления качеством. Нами предлагается его интегральная модель (эллипсоид), завершающая формализацию процесса исследования проблем качества.
Устремленность к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная определенность, находящаяся в динамическом состоянии. И эту устремленность к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а также и хозяйственной деятельностью.
Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качества, как оно рассматривается, и тем, как и какими методами решается вопрос об управлении им. Субстратному и предметному пониманию качества соответствует технологический уровень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; системному и функциональному — современные системы управления, построенные на принципах ТQМ. В этой системе управления учитывается обусловленность качества не только экономическими и технологическими факторами, но и организационными, психологическими.
В этих системах подчеркивался, что только систематическая и целенаправленная работа может принести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на предприятии необходимо сформировать установку на качество и недопустимость дефектов в материалах, продукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество технологически, организационно, психологически должно быть задано. Категория "качество" — это категория и технологическая, и организационная, и психологическая, и нравственная.[8]
Типичная ошибка — сужение качества до проблем технологии. Качество начинается с качества работника, его квалификации, ею раскрепощенности. Э. Деминг в своей концепции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так как он разрушает качество человека, его достоинство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творческой роботы, поддержка и стимулирование их инициативы создают ориентацию на качество.
Другая типичная ошибка — оценка результатов работы по количеству. Конечно, оценить количество проще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудования, качества взаимоотношений между людьми, качества комплектующих, материалов и т. п.
Управление — это не только качественный вид деятельности, на что обычно больше обращают внимание, но прежде всего — системное качество. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообуславливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системе полнее выявляют свои возможности все слагаемые процесса управления.[9]
Субъекты управления: участники процесса управления; специфические органы управления. Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все участники.
Средства и методы управления: человеческие качества; властные отношения; информационные ресурсы.
Качество методов и средств управления определяется прежде всего тем, насколько и как мотивируются человеческие качества. Но властные отношения имеют абсолютное значение лишь в критических ситуациях, а человеческий фактор - ведущий фактор процесса управления.
Объекты управления: отношения между людьми; технологические процессы.
Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами.
Цели управления: достижение нового качества организованности, нового порядка; достижение более высоких показателей качества в работе.
Качества целей управления зависит от того, что является приоритетным в работе фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутного успеха, можно упустить главное, слаженность в работе коллектива. Таким образом, субъекты управления, объекты и методы управления, средства управления должны быть поставлены в системную взаимосвязь, что и обуславливает управление качеством.
Питательной основой процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды. Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности, духовное творчество русского народа - питательная почва, на основе которой могут быть решены все и другие проблемы, связанные с качеством.
Итак, хозяйство как целостный организм может развиваться лишь на основе ориентированности на качество, что и определяет необходимость решения проблемы управления качеством.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены философские аспекты проблем качества.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрены основные понятия качества;
- Описана структура качества;
- Раскрыты особенности философии управления качества.
Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фундаментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры.
Качеством, таким образом, обусловлена целостность природного и социального мира и его многообразие. Качество - философская категория выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не другим.
Объект качества - в широком понимании: продукт; процесс; среда; человек; информация.
Проблема количества и качества - эти категории сопровождают человека и человечество (в целом) на протяжении всей истории. Однако, мы сегодня понимаем, что значение этих категорий - особое - от того на что делает акцент человек, на количественные или качественные факторы, во многом определяется направленность его развития, его жизненные установки, его перспективы и возможности.
Приоритет количественных или качественных показателей определяет, подчас в решающей степени, характер развития фирмы, ее будущее. Применительно к развитию нации, государству сегодня эти категории также обретают решающее значение. Становится все более очевидным, что будущее нации определяется также тем, на количественных или качественных факторах государство делает акцент в стратегии своего развития.
Список литературы
1. Атмасов С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука 1993.
2. Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества. – М.: Стандарты и качество, 2003.
3. Иванченко И.А. Спасение в качестве. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004.
5. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М.: Филинъ, 2003
6. Коновалов А.Н. Философия качества. – СПБ.: Питер, 2001.
7. Николаева Н.И. Качество в современном мире. – М.: Стандарты и качество, 2003.
8. Основы философии: Учебник / Под ред. Мельникова Д.В. – СП-б.: Питер, 2004.
9. Саванов В.С. Философия бизнеса. – М.: Инфра-М, 2004.
10. Ширяев С.Н. Проблемы качества в современном производстве. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
[1] Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества. – М.: Стандарты и качество, 2003. – с. 49.
[2] Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004. – с. 64.
[3] Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004. – с. 79.
[4] Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004. – с. 91.
[5] Атмасов С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука 1993. – с. 214.
[6] Коновалов А.Н. Философия качества. – СПБ.: Питер, 2001. – с. 108.
[7] Атмасов С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука 1993. – с. 231.
[8] Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества. – М.: Стандарты и качество, 2003. – с. 157.
[9] Саванов В.С. Философия бизнеса. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 159.