Содержание

Введение. 3

1. Философия понимания сущности качества. 4

2. Философская проблема структуры качества. 11

2.1. Проблема классификации типов качества. 11

2.2. Проблема системного качества. 12

2.3. Элементы системного качества. 13

3. Философские проблемы управления качеством. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Понятие качества и качественная  характеристика имеет фунда­ментальное значение для понимания человеческой сущности. Вот почему философские аспекты проблемы качества так остро обсуждались всегда. Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия, организации или общество в целом. Для того, чтобы удовлетворять потребности человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия. Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям. Таким образом, в соответствии с существующей философией предпринимательства, вся полнота ответственности за качество изделий и услуг лежит на производителе. Производитель в разные исторические промежутки по-разному реагировал на эту ответственность, воплощая различные философии обеспечения качества.

Из сказанного следует, что философским аспектом проблемы качества является описание понятия, целей, структуры качества. А также принципы и методы формирования качественной  продукции – философия управления качеством. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение философских аспектов проблем качества.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть основные понятия качества;

-             Описать структуру качества;

-             Раскрыть особенности философии управления качества.

1. Философия понимания сущности качества

С философской точки зрения, качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, на основе которой они приобретают свое специфиче­ское бытие и выделяются из много­образия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную оп­ределенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом.[1]

Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое определенность предмета? Во-первых, у предмета есть внеш­няя определенность, его форма, те ли иные свойства, признаки. Но уровне чувственного восприятия на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеет­ся способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего воспринимается на осно­ве их свойств. Во-вторых, что более важно и су­щественно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определенность, раскрываемая но основе ряда  категорий: система, струк­тура, функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней опре­деленности предмета является цело­стность, придающая ему качествен­ное своеобразие.

Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундамен­тальная характеристика его целост­ности.

Для уяснения сути категории "качество", ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и много­гранной истории человеческой мыс­ли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества:

- субстратное — характерное для древних культур и сводимое к характеристике основных космических сти­хий, "стихий бытия": огонь, вода, земля, воздух и т. п.;

- предметное—обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и тех­нических дисциплин;

- системное — которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практи­ческой деятельности являются систе­мы образования;

- функциональное — выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;

- интегральное — ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.

Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мне­нию, то, что существует само по себе, и  образует качество. И качество стоит на втором месте после  сущности.

Качество рассматривается Ари­стотелем в следующих значениях:

1) как видовое отличие сущности;

2) кок характеристика состояний сущности;

3) как свойство вещи.[2]

Таким образом, по Аристотелю, категория «качество»проявляется во многие отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость пред­мета, его отличия от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства, которые способны изме­ряться и переходить друг в друга тепло — холод, болезнь — здоровье и т. п.).

Аристотелевское понимание ка­чество на многие столетий определило последующее развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества.

Идея системного понимания каче­ства принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля ис­ходными логическими моментами бы­тия выступают качество, количество и мера. "Качество, — подчеркивает Гегель, — есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, на­против, внешняя бытию, безразлич­ная для него определенность... Тре­тья ступень бытия, мера, есть единст­во первых двух, качественное количество". Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Качество есть в-себе-количество, а количество — в-себе-кочество. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функ­ционального подхода к каче­ству, выражению его через ко­личественные показатели, что стало значимым в XX столетии.

Идея качества присуща рус­ской культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского на­рода были постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии.

Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывалось с духовностью, Так, В.С. Соловьев широко исполь­зует понятие качественной опреде­ленности при анализе нравственно-философских проблем. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства че­рез должные (нравственные) отно­шения.

Добродетель как качество есть должное отношение человека ко все­му многообразию. При этом отно­шение качественно, оно имеет свои качественные различия. Так, инди­вид, отличая свою качественную определенность по отношению к дру­гому, вступает в следующие типы отношений: отношение к низшему, к себе подобному, к высшему. Не бу­дет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.

Русский философ Л. П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязатель­ностью его качества. 'Бескачественный субъект, бескачественное "я" просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосоз­нание бескачественности — чистей­шая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя на­личествует оно и с размой степенью интенсивности или опознанности...".[3] В то же время Л. П. Карсавин часто использует термин "'качествование" как выражение деятельной стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуация­ми понимается процесс активного проявления качество, реализация возможностей (потенций) одного из качеств (условием этого является многообразие качество) при направ­ленности его на другое, "иное". "Качествование, — отмечает философ, — есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов— личностей — всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования". Карсавин тем самым подчеркивает многогранность качества. И полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство.

В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологиче­ских факторов в Экономическом по­ведении, в обеспечении хозяйствен­ного подъема. Он писал: "Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовно­сти. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самооб­ладания, добросовестности, расчет­ливости. Прогрессирующее обще­ство может быть построено только на идее личной годности кок основе и мериле всех общественных отношений". Качество нового ("экономического") человека автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструи­рующая экономического развития, ключевая характеристика работни­ка.

С более широких мировоззренче­ских позиций к проблеме качества подошел И. А. Ильин, который увя­зал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило увидеть мно­гогранность качества, необходимость целостного, синтетического подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые лю­ди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы револю­ционного времени". Предпосыл­кой такому развитию, по мнению И. А. Ильина, является природная даровитость и духовная гениальность русского народа.

Функциональное понимание каче­ства, закономерность выражать ка­чественные характеристики через ко­личественные показатели было тес­но связано с экономическими про­цессами, практикой хозяйствования.

В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались из­менением отношения к проблеме качества продукции. Начинает раз­виваться инженерная наука управ­ления качеством в процессе произ­водства, начинают применяться ста­тистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.

В 30-х годах в мировой практике промышленного производства вы­двигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и ме­неджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества про­дукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в кото­рых работает производственный персонал.

В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности на селения, важнейшим условием вы­живания фирм стало качество изде­лий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в об­ласти управления качеством, выдви­гается идея бездефектности как ос­новного показателя качеств про­дукции. В 1976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются мето­ды построения причинно-следственных диаграмм для решения пробле­мы качества. В это же время другой не менее известный японский уче­ный Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.

Итогом этих процессов стало ут­верждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обост­ренное внимание к качеству продук­ции вызывалось не только конкурен­цией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологи­ческих, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным содержанием которой явля­ется ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой ка­чество определяется как "совокупность свойств и характеристик изде­лий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или пред­полагаемых потребностей".[4]

Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеет­ся и в России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического про­цесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свой­ства качества.

Это важный рубеж в решении про­блем качества. Однако его недоста­точно. В российской культуре есть все возможности для более всесто­роннего, интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной основе, охваты­вающей все стороны жизни талант­ливого, самобытного народа.

С позиций философского понимания, цель качества — внести осмыслен­ность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Че­ловек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмыслен­ность и свободу его действиям.

Цель качества, с точки зрения философии качества, определяется:

- мировоззренческими ориентира­ми: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют со­бой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;

- логико-гносеологическими и мето­дологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые ста­новятся объектом для научного ис­следования, мы прежде всего стре­мимся выявить их качественную оп­ределенность, раскрыть их свойст­ва, связи и отношения. Применяе­мые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуе­мого объекта,

- психологическими факторами: ка­чественная, хорошо организован­ная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека;

- этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организу­ет свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстети­ка качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;

- социальной основой: человек стре­мится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум дол­жен иметь такие качественные ха­рактеристики: целостность, духов­ность, демократичность, гуманистичность и т. п.;

- технологическими условиями. Они определяют значимость качества: материалов, проектирования, тех­нологий, работающего персонала и т. д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.[5]

2. Философская проблема структуры качества

Проблема качества в философском плане содержит широкие возможно­сти для изучения. Но для этого категория качество должна быть со­отнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но, прежде всего, с категориями система, структура, организованность. Это вполне отвечает современной научной парадигме, на­учной картине мира.

2.1. Проблема классификации типов качества

Философскую классификацию типов качества обычно проводят по следующим основаниям:

1) Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:

- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств;

- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики.

2) По природе  носителей качество различается на:

- природное качество, детерминированное естествен­ными закономерностями;

- социаль­ное качество, обусловленное осо­бенностями социальных отношений;

-  духовное качество, характеризующее духовный  мир ценностей.

3) Структурный подход позволяет раз­личать структуры качества: природное, социальное  и  духовное.

4) Системный подход различает сис­темы самоорганизующиеся и несамоорганизующиеся.  Любая сложная система включает три уровня: субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов системы) и  информационный (уровень обмена информацией).

5)  По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых, стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих, ориентирует на инте­грацию различных подходов, видов деятельности.

2.2. Проблема системного качества

В современных условиях, как в нау­ке, так и в практике приходится иметь дело со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в данной типологии системного качества.

Первый род качества — природный, материально-структурный. В его основе лежат свойства сомой при­роды. Любое природное тело — почва, вода, воздух и т. п. — определяется, прежде всего, по своему материально-структурному качественно­му статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функциони­рования.[6]

     С первым родом качества связан второй - функциональный. В основе этого типа качественной определен­ности лежит принцип специализа­ции, назначения. Это, прежде всего, видно на примере предметов (ве­щей, процессов), созданных челове­ком. Все предметы, созданные чело­веком, определяются по этому прин­ципу. Здесь нас интересует их на­значение, их функции. С этими же мерками мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то или иное функцио­нальное качество, например, почве — биопродуктивность, не придавая значения тому, чем и какими систем­ными факторами она обусловлена. К сожалению, функциональный под­ход широко распространен и по отношению к человеку. Для работо­дателя функциональные качества че­ловека превыше всего.

Третий род качество - системный. Он значим для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование есть прежде всего системное образование, для которого ведущее зна­чение имеет его целостность, харак­тер взаимосвязи составляющих его элементов.[7]

Современная наука синергетика, развивая идеи системности и орга­низованности, большое значение придает описанию сложных систем. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функциони­рует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими — вероятностными в своем опи­сании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возмож­ностей весьма велико, что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хао­тическому.

Для противодействия этому слож­ные системы строятся по иерархиче­скому принципу, когда каждый уро­вень системы оказывается самостоятельным и саморегулируется.

2.3. Элементы системного качества

Качество системы во многом оп­ределяется ее элементами, а также способом их взаимосвязи, т. е. струк­турой. В таком понимании элемент рас­сматривается как неделимый компо­нент целостности системы, ее неделимая целостная единица. Напри­мер, по отношению к человеческому организму, его элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы. По отно­шению к человечеству как общепла­нетарному образованию, качеством неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном системном образовании функции неделимой целостной еди­ницы выполняют биогеоценозы.

Элемент в подобном аспекте все­гда несет в себе свойство системно­го качества, представляет ему систе­му в "сжатом" виде. Совокупность элементов системного качества не­обходима для полноты проявления ее свойств.

Всякая сложная система имеет оп­ределенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и опреде­ляет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физи­ческий (субстратный), термодинами­ческий, информационный и др. Количественно состояние системы оп­ределяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней неупорядоченно­сти системы или, другими словами, накопления хаоса.

3. Философские проблемы управления качеством

Исключительно важное значение в современных условиях имеет про­цесс управления, посредством кото­рого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентирова­ны на качество, т. е. речь идет об управлении качеством. И этот фак­тор становится ведущим для харак­теристики развитости современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в сво­ем развитии, разрабатывают и при­меняют соответствующие системы управления качеством.

Проблема качества особенно актуальна для России, для процессов ее преобразования. Фактор качества был упущен из виду, не были сформулированы качественные це­ли реформ, такие как улучшение условий жизни и рост жизненного уровни население, повышение качес­тва и оптимизация ассортимента вы­пускаемых товаров и оказываемых услуг.

По нашему мнению, необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опытов подойти к формированию интегральной системы управления качеством. Нами предлагается его интегральная модель (эллипсоид), завершающая форма­лизацию процесса исследования про­блем качества.

Устремленность к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная определенность, на­ходящаяся в динамическом состоя­нии. И эту устремленность к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а так­же и хозяйственной деятельностью.

Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качества, как оно рассматривается, и тем, как и каки­ми методами решается вопрос об управлении им. Субстратному   и предметному пониманию качества соответствует технологический уро­вень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; сис­темному и функциональному — со­временные системы управления, по­строенные на принципах ТQМ. В этой системе управления учитывается обусловленность качества не толь­ко экономическими и технологичес­кими факторами, но и организационными, психологическими.

В этих системах подчеркивался, что только систематическая и целе­направленная работа может при­нести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на предпри­ятии необходимо сформировать ус­тановку на качество и недопусти­мость дефектов в материалах, про­дукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество технологически, организационно, психологически должно быть задано. Категория "качество" — это кате­гория и технологическая, и органи­зационная, и психологическая, и нравственная.[8]

Типичная ошибка — сужение качества до проблем технологии. Качест­во начинается с качества работни­ка, его квалификации, ею раскрепо­щенности. Э. Деминг в своей концеп­ции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так как он разрушает качество человека, его достоин­ство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творчес­кой роботы, поддержка и стиму­лирование их инициативы создают ориентацию на качество.

Другая типичная ошибка — оцен­ка результатов работы по количест­ву. Конечно, оценить количество про­ще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации про­цесса производства, состояния обо­рудования, качества взаимоотношений между людьми, качества ком­плектующих, материалов и т. п.

Управление — это не только качес­твенный вид деятельности, на что обычно больше обращают внима­ние, но прежде всего — системное качество. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообуславливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системе полнее выявляют свои возможности все слагаемые процесса управления.[9]

Субъекты управления:  участники процесса управления; специфические органы управления. Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все участники.

    Средства и методы управления: человеческие качества; властные отношения; информационные ресурсы.

Качество методов и средств управления определяется прежде всего тем, насколько и как мотивируются человеческие качества. Но властные отношения имеют абсолютное значение лишь в критических ситуациях, а человеческий фактор - ведущий фактор процесса управления.

Объекты управления: отношения между людьми; технологические процессы.

Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами.

Цели управления: достижение нового качества организованности, нового порядка; достижение более высоких показателей качества в работе.

Качества целей управления зависит от того, что является приоритетным в работе фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутного успеха, можно упустить главное, слаженность в работе коллектива. Таким образом, субъекты управления, объекты и методы управления, средства управления должны быть поставлены в системную взаимосвязь, что и обуславливает управление качеством.

Питательной основой процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды.  Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности, духовное творчество русского народа - питательная почва, на основе которой могут быть решены все и другие проблемы, связанные с качеством.

   Итак, хозяйство как целостный организм может развиваться лишь на основе ориентированности на качество, что и определяет необходимость решения проблемы управления качеством.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены философские аспекты проблем качества.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены основные понятия качества;

-             Описана структура качества;

-             Раскрыты особенности философии управления качества.

Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная  характеристика имеет также фунда­ментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры.

Качеством, таким образом, обу­словлена целостность природного и социального мира и его многообра­зие. Качество -  философская категория выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не другим.

Объект качества - в широком понимании: продукт; процесс; среда; человек; информация.

Проблема количества и качества - эти категории сопровождают человека и человечество (в целом) на протяжении всей истории. Однако, мы сегодня понимаем, что значение этих категорий - особое - от того на что делает акцент человек, на количественные или качественные факторы, во многом определяется направленность его развития, его жизненные установки, его перспективы и возможности.

Приоритет количественных или качественных показателей определяет, подчас в решающей степени, характер развития фирмы, ее будущее. Применительно к развитию нации, государству сегодня эти категории также обретают решающее значение. Становится все более очевидным, что будущее нации определяется также тем, на количественных или качественных факторах государство делает акцент в стратегии своего развития.

Список литературы

1.           Атмасов С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука 1993.

2.           Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества. – М.: Стандарты и качество, 2003.

3.           Иванченко И.А. Спасение в качестве. – М.: Инфра-М, 2001.

4.           Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004.

5.           Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М.: Филинъ, 2003

6.           Коновалов А.Н. Философия качества. – СПБ.: Питер, 2001.

7.           Николаева Н.И. Качество в современном мире. – М.: Стандарты и качество, 2003.

8.           Основы философии: Учебник / Под ред. Мельникова Д.В. – СП-б.: Питер, 2004.

9.           Саванов В.С. Философия бизнеса. – М.: Инфра-М, 2004.

10.      Ширяев С.Н. Проблемы качества в современном производстве. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.


[1] Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества. – М.: Стандарты и качество, 2003. – с. 49.

[2] Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004. – с. 64.

[3] Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004. – с. 79.

[4] Карсавин Л.В. Философия качества. — СП-б.: АО "Комплект", 2004. – с. 91.

[5] Атмасов С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука 1993. – с. 214.

[6] Коновалов А.Н. Философия качества. – СПБ.: Питер, 2001. – с. 108.

[7] Атмасов С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука 1993. – с. 231.

[8] Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества. – М.: Стандарты и качество, 2003. – с. 157.

[9] Саванов В.С. Философия бизнеса. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 159.