Содержание

Введение. 3

Проектное управление и сфера его применения. 6

Виды и содержание инновационных проектов. 10

Виды инновационных проектов. 10

Содержание инновационных проектов. 16

Разработка инновационного проекта. 19

Формирование инновационной идеи (замысла). 19

Планирование проекта. 20

Разработка проекта. 21

Реализация проекта. 21

Завершение проекта. 21

Практическое задание. 23

Ответ: 23

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера[1]. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации. Он должен обеспечить эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

·        Сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

·        Комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

·        Организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданной стоимости и качества;

·        Основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом до частных  - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ – для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно – для решения конкретной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Проектное управление и сфера его применения.

Управление реализацией инновационных проектов может осуществляться с помощью различных форм управления: линейно-функциональной, координационной, матричной, проектной.

Комплексный подход к разработке и внедрению инноваций требует взаимоувязанной и скоординированной работы всех участвующих в этом процессе подразделений и исполнителей. Отсутствие их эффективного взаимодействия приводит к значительному замедлению сроков, ухудшению качества, дополнительным издержкам. Сложившиеся линейно-функциональные структуры менеджмента организаций, где каждое подразделение несет ответственность только за выполняемые им задачи, недостаточно отвечает требованиям комплексного и быстрого решения проблем освоения различных инноваций.

Разработка и внедрение инноваций связаны с большой неопределенностью содержания и результатов планируемых работ, поэтому текущее планирование не позволяет обеспечить их надлежащей координации. Все возникающие в процессе выполнения планов отклонения увязываются в оперативном порядке, но уже с участием высшего менеджмента. Следствием этого выступает перегрузка высших менеджеров текущими и оперативными вопросами. Из-за необходимости привлекать к решению множество специалистов из разных подразделений организационной формой согласования рассматриваемых вопросов служат или широкие координационные совещания, или многократное визирование документов, а это затрудняет своевременное принятие необходимых управленческих решений.

Недостатком выступает также характерное для линейно-функциональной структуры распределения ресурсов не по целевым программам, а по подразделениям. Из-за этого оперативная координация работ по разработке и внедрению инноваций зачастую наталкивается на трудности, так как требует сложнейшего перераспределения ресурсов между многими подразделениями.

Возрастающие требования к качеству и срокам работ по созданию и освоению  продуктовых, технологических, экономических и других инноваций, необходимость широкого межфункционального взаимодействия заставляют пересматривать и расширять принципы организации менеджмента и критерии их эффективности. Деятельность организации требуется ориентировать на достижение четко определенных для каждого периода целей, распределение ресурсов  - производить по конкретному назначению, необходимо осуществлять комплексный подход и межфункциональное взаимодействие, обеспечивать преимущественный контроль не за содержанием отдельных сторон исполнительской деятельности, а за её результатами.

Выполнение этих требований можно достичь переходом к новым структурам менеджмента – проектное управление.

Под проектным управлением реализацией инновационного проекта понимают совокупное управление всеми трудовыми, материальными, финансовыми и энергетическими ресурсами, необходимыми для обеспечения процессов проектирования и производства новшества в указанный срок, в пределах запланированной сметной стоимости и с заданным качеством. Проектная форма организации управления наиболее эффективна при решении проблемных задач, связанных с переориентацией целей организации или изменением путей их достижения.

В проектной форме управления в большей степени реализуются требования системного подхода к управлению, в соответствии с которым вся совокупность работ, обеспечивающих решение определенной проблемы или достижение конечной цели, рассматривается не с позиции установившейся иерархии подчинения, а с позиций достижения именно этой цели или решения указанной проблемы. Для управления разработкой конкретных проектов и программ создаются комплексные органы, наделенные всеми необходимыми полномочиями.

Внедрение проектной формы управления направлено на решение ряда задач:

·        Обеспечение наиболее полного и эффективного взаимодействия всех подразделений, занятых внедрением инноваций в производственно-хозяйственную деятельность;

·        Освобождение высшего уровня менеджмента от функций оперативного руководства и координации действий исполнителей, занятых созданием и внедрением инноваций;

·        Повышение оперативности текущего менеджмента развитием организации путем приближения органов менеджмента к исполнителям и создания непосредственной связи между ними;

·        Повышение ответственности органов менеджмента и отдельных исполнителей, занятых разработкой и внедрением инноваций;

·        Обеспечение эффективного контроля за выполнением запланированных работ, создающего основу для действенного административного регулирования и мотивирования более высоких результатов работ по качеству и срокам.

Основным звеном системы становится менеджер проекта – лицо, наделенное менеджментом организаций особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять текущий и оперативный менеджмент проектом, не нарушая взаимоотношений в рамках сложившейся структуры, управляя специалистами подразделений или целевым временным коллективом.

На менеджера проекта возлагается ответственность за достижение целей проекта по качеству результатов, срокам их получения и расходуемым на это средствам. Для этого менеджер организации делегирует ему свои права в области распределения ресурсов, планирования сроков и объемов работ, приемки и утверждения технической документации, представительства в сторонних организациях, поощрения участвующих в программе подразделений и специалистов.

Менеджер проекта  осуществляет всю текущую работу по выполнению проекта, несет ответственность за своевременную и качественную его реализацию на всех этапах от формирования целей до использования результатов по прямому назначению. В задачи менеджера проекта входят координация и оперативный менеджмент всеми работами, включенными в проект, организация взаимодействия между структурными подразделениями и звеньями аппарата менеджмента, участвующими в выполнении проекта, или непосредственный менеджмент целевым коллективом.

К органам системы проектного управления в организации относятся технический (научно-технический) совет и менеджеры проектов. Система менеджмента проектов состоит из трех организационных уровней:

1.     Высший уровень – технический директор и технический (научно-технический) совет;

2.     Средний уровень – менеджеры проектов, подчиненные техническому директору (главному технологу);

3.     нижний уровень – ответственные исполнители отдельных этапов программы, подчиненные менеджерам подразделений в соответствии со своим должностным положением в линейно-функциональной структуре, или специалисты целевых коллективов.[2]

Виды и содержание инновационных проектов.

Виды инновационных проектов

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет громадное разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Инновационные проекты часто классифицируют по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип  инновации, уровень принимаемых решений и масштабность решаемых задач (см. таблицу 1).

Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом.

Таблица 1

Классификационный признак

Виды инновационных проектов

Период реализации проекта

·        Долгосрочные

·        Среднесрочные

·        Краткосрочные

Характер целей проекта

·        Конечные

·        Промежуточные

Вид удовлетворяемой потребности

·        Новые потребности

·        Существующие потребности

Тип инновации

·        Новый продукт

·        Новый метод производства

·        Новый рынок

·        Новый источник сырья

·        Новая структура управления

Уровень принимаемых решений

·        Президентские

·        Федеральные

·        Региональные

·        Отраслевые

·        Отдельного предприятия

Масштабность решаемых задач

·        Монопроекты

·        Мультипроекты

·        Мегапроекты

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижение его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные – с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные – менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточными, связанными с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает следующее их деление: введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятия решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на федеральные (межгосударственные) и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные инновационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ; инновационные проекты отдельных инновационных предприятий, задания которых могут включаться в планы инновационных предприятий.

Инновационные проекты могут классифицироваться по своему содержанию. Различают: инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др.

Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными.

Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

Инициативный проект имеет следующее содержание:

·        фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

·        конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;

·        предлагаемые методы и подходы  (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;

·        ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);

·        современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;

·        имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы  (с оценкой степени новизны);

·        список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

·        перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

·        фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;

·        сферу применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);

·        общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;

·        имеющийся задел по предлагаемому проекту;

·        перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

·        наличие контракта на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).

Проект создания информационных систем (ИС) и баз данных(БД) отражают:

·        область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;

·        фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

·        конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект;

·        предлагаемые методы и подходы;

·        общий план работ на весь срок выполнения проекта;

·        ожидаемые результаты;

·        современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

·        имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);

·        наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;

·        перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

·        способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие способы);

·        стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);

·        функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);

·        дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показывается:

·        фундаментальная научная проблема на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;

·        конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

·        план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 4000 знаков) и предполагаемый тираж;

·        современное состояние публикаций в данной области науки;

·        степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);

·        имеющийся у автора (авторского коллектива ) научный задел;

·        полученные ранее результаты и разработанные методы;

·        список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.

·        Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:

·        фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

·        формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;

·        имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);

·        перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:

·        область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;

·        перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

·        имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований;

·        основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.

Для исследовательского проекта характерно следующее:

·        не повторяется;

·        имеет заранее сформулированную цель;

·        имеет определенное начало и конец;

·        ограничен во времени и средствах;

·        сложен;

·        требует привлечения специалистов разных профилей;

·        имеет высокий приоритет.

Проект нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

·        создания проектной группы или образования творческого коллектива;

·        управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержками и сроками).

Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью.

Содержание инновационных проектов

Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта:

·        По стадии инновационной деятельности;

·        По процессу формирования и реализации;

·        По элементам организации.

Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности инновационный проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства и его запуск, маркетинг новых проектов, а также финансовые мероприятия.

В основе содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:

·        Формирование инновационной идеи (замысла). Это процесс зарождения инновационной идеи и формулирования генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли) и пути их достижения, субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники.

·        Разработка проекта. Это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формированию взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий  и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного  (эффективного для реализации); разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (команды проекта); производится комплексный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация.

·        Реализация проекта. На этом этапе осуществляется контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта.

·        Завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.

Рассматривая инновационный проект по элементам организации, можно выделить в нем две части: органы управления формированием и реализацией проекта и участников инновационного проекта.

В зависимости от вида проекта в его организации могут принимать участие от одной до нескольких десятков и даже сотен организаций. Эти организации принято объединять в конкретные группы участников проекта, в частности:

·        Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (физическое или юридическое лицо);

·        Инвестор – физическое или юридическое лицо, вкладывающее средства в проект. Инвестором могут быть: заказчик, органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, предпринимательские объединения, организации, в том числе общественные и международные, иностранные юридические лица, физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, банки.

·        Проектировщик – специализированная проектная организация, разрабатывающая проектно-сметную документацию.

·        Поставщик – организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта.

·        Исполнитель – юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.

·        Научно-технические советы – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей, организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

·        Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту.

·        Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта.

·        Поддерживающие структуры проекта – это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства (инновационные центры, фонды поддержки программ, проектов, консалтинговые фирмы, патентно-лицензионные фирмы и т.п.)

Разработка инновационного проекта.

Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие этапы:

Формирование инновационной идеи (замысла).

Возникновение инновационной идеи – отправная точка, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формирование инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, а также результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К средствам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью, метод анкетирования – выборочных опросов,  написание сценария и т.д.), и творческие методы («мозговая атака», морфологический анализ, метод Дельфи и т.д.)

Одновременно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования с тем, чтобы:

·        Проанализировать возможности и экономическую целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;

·        Установить возможных потребителей целевого продукта проекта;

·        Изучить структуру отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.,

·        Исследовать экономические и социальные последствия реализации проекта.

Планирование проекта

В управлении проектом планирование (детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта[3]. Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень  научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы. При управлении инновационными проектами выделяется следующая система планов (таблица 2):

Таблица 2

По целям

·        Стратегический план

·        Оперативный план

По содержанию

·        Продуктово-тематический план

·        Объемно-календарный план

·        Технико-экономический план

·        Бизнес-план

По уровню

·        План проекта в целом

·        План организаций-участников

·        План отдельных видов работ

Разработка проекта

Это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий по осуществлению проекта. На этом этапе проводится сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного для реализации, разрабатывается план реализации инновационного проекта, решаются вопросы специальной организации для работы над проектом, производится конкурсный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация.

Реализация проекта

Это процесс выполнения работ по реализации поставленных целей проекта. На этом этапе осуществляется контроль исполнения календарных планов  и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта.

Завершение проекта

Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этой стадией завершается жизненный цикл инновационного проекта. В целом порядок завершения проекта может предусматривать следующую процедуру:

·        Организации – исполнители проекта за определенный срок до завершения работ представляют в головную организацию по разделу проекта итоговый отчет за весь отчетный период с обязательной информацией о реализации научно-технической продукции.

·        Головная организация по разделу проекта готовит итоговый отчет по разделу, и после рассмотрения его на научно-техническом совете по разделу проекта (НТСР) направляет в головную организацию по проекту в целом.

·        НТСР осуществляет приемку результатов каждой работы своего раздела и утверждает акты приемки-сдачи научно-технической продукции, приемки работы.

·        Головная организация готовит итоговый отчет по результатам выполнения проекта и выносит его на рассмотрение головного научно-технического совета по проекту (ГНТС).

·        ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет итоговые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответствующего решения.

·        Генеральный заказчик имеет право назначить специальную комиссию с учетом представителей ГНТС по приемке, как отдельных работ, так и проекта в целом.

Практическое задание

Расходы на реконструкцию цеха – 280 тыс. руб. – покрываются за счет кредита банка под 25 % годовых. Суммарная экономия годовых текущих затрат – 70 тыс. руб. Выгодно ли инвестирование, если эффект от реконст­рукции сказывается в течение 4 -х лет?

Ответ:

Поскольку не известно, на какой срок банк предоставляет кредит предприятию, рассмотрим два крайних варианта сроков кредитования: один год (вариант минимум) и четыре года (вариант максимум). Тогда:

А) При условии, что кредит был выдан на один год и возвращается не только сумма процентов по кредиту, но и его основная сумма

Суммарные платежи за пользование кредитом составят 280*0,25=70 тыс. руб. Таким образом общая сумма задолженности банку составляет 280+70=350 тыс. руб. Суммарная выгода от проведения реконструкции составляет 70*4 = 280 тыс. руб. Таким образом, общий эффект от проведения реконструкции составляет 280-350 = -70 тыс. руб., значит проведение реконструкции экономически не обоснованно.

Б) При условии, что кредит был выдан на четыре года и возвращается не только сумма процентов по кредиту, но и его основная сумма

Суммарные платежи за пользование кредитом составят 280*0,25*4=280 тыс. руб. Таким образом общая сумма задолженности банку составляет 280+280=560 тыс. руб. Суммарная выгода от проведения реконструкции составляет 70*4 = 280 тыс. руб. Таким образом, общий эффект от проведения реконструкции составляет 280-560 = -280 тыс. руб., значит проведение реконструкции экономически не обоснованно.

Таким образом, независимо от того на какой срок был взят в банке кредит инвестирование средств в реализацию проект не выгодно.

Заключение

Управление инновационными проектами – это искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.

За все время, в течение которого применяется технология управления проектами, был разработан ряд методик и принципов, призванных помочь руководителям проекта.

Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени используют методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления финансовыми ограничениями используют методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере, выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля. Для выполнения работ требуется их обеспечение ресурсами, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами.

Список литературы

1.     Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. – СПб.: Питер, 2001 – 310с..

2.     Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н.Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 238с..

3.     Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А. Швандера, проф.В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004 –382с.

4.     Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 295с..

5.     Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003 – 471с.

6.     Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: Интел-Синтез, 1998 – 400с.


[1] Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н.Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 238с.

[2] Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А.Швандера, проф.В.Я.Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004 – с.150

[3] Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А.Швандера, проф.В.Я.Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004 – с.141