Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Становление таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционной России.............................................................................................................. 4

2. Международная торговля...................................................................... 13

3. Место и роль России в мировой торговле............................................ 16

4. Полномочия Федеральной таможенной службы................................ 22

Заключение.................................................................................................. 30

Список использованной литературы....................................................... 33

Введение

Участие в международном разделении труда становится все более важным фактором развития народного хозяйства. В настоящее время практически нет ни одной отрасли экономики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешними рынками. Быстро развиваются прямые связи и создаются совместные предприятия, растет число бартерных сделок, торговых контрактов с зарубежными партнерами. В настоящее время сняты все ограничения на выход предприятий на внешний рынок и это право закреплено в Законе РФ. В этих условиях вопросы эффективности внешнеэкономической деятельности приобретают все большее значение. В связи с этим возрастает необходимость в глубоких профессиональных знаниях о товарных рынках, а также в умении использовать эти знания в повседневной практической деятельности производственных и внешнеторговых организаций.

 Внешнеэкономические связи - совокупность производственных, торгово-экономических, кооперационных, валютно-финансовых и кредитных отношений между государствами. Их характер, структура и динамика определяются в первую очередь местом национальной экономики в системе международного разделения труда, такими ее характеристиками, как производительность труда, качество продукции и услуг, стоимость продукции, научно-технический потенциал и возможности его реализации, степень развития инфраструктуры и т. д. В свою очередь, международные экономические отношения, будучи вторичными, производными от национальной экономики, могут оказывать негативное (экономическое закабаление многих развивающихся стран) или позитивное воздействие на национальную экономику (“экономическое чудо” после 2 мировой войны в Японии, ФРГ, Южной Корее.).

1. Становление таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционной России

Возникновение таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам Российской истории.

Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы в России, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси.

О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы.

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.[1]

Среди исторических источников, раскрывающих характер таможенного дела в Киевской Руси, наиболее интересными являются Договоры Руси с Византией 907 г. и 911 г., заключенные Олегом, а также договор 941 г., заключенный Игорем. Они не только закрепляли успех русского оружия, но и способствовали интересам налаживания нормальных торговых и таможенных отношений между странами, в первую очередь, с Византией. Договоры заключались со стороны Византии от лица цесаря (императора), а со стороны Руси от имени Великого князя Киевской Руси от имени всех вассалов ("светлых" князей"), стоявших во главе племенных союзов.

В договоре 911 г. закреплены торгово-таможенные отношения. Киевская Русь диктовала свои требования к Византии. Купцы, прибывшие из России, получали от византийцев содержание, от греков хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи, фрукты, а также право пользования цареградскими банями. Единственным ограничением являлся контроль со стороны византийцев за численностью русских, прибывающих в город. Русским купцам разрешалось "творять коплю якоже им на-добе, не платящее мыта ни в чём же". По возвращении купцов на Русь византийский император обязан был обеспечить отъезжающих всем необходимым. Договор 911 г., помимо положений договора 907 г. о таможенных формальностях, содержал также ряд политических требований со ссылкой на "устав и закон руський". Основным восточнославянским торговым путем был знаменитый водный путь из "варяг в греки". Этот путь на протяжении многих веков являлся стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства с Византией. На этом пути развивались таможенные отношения. [2]

В 5-6 веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через заставы. Было мыто «сухое» – при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при провозе по воде.

В XI-XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.

К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.

Торговые пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара – с рубля стоимости товара по 1 деньге – и давал право торговать этим товаром. Явка – сбор с торговца по 1-3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное – за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.

Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени.

К концу 15 века усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, что укрепляло Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким.

Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 года с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2%, с торговцев из других областей – 4%, с иноземцев – 7%. В Судебнике 1550 года предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства. [3]

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

Следующий шаг таможенного реформирования – Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом. Новоторговый Устав 1667 года ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести различную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.[4]

О создании довольно разветвленной централизованной таможенной службы в России можно говорить лишь к концу 17 века. В Москве: Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.

В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. Выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие каши, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – 50%, шерстяные ткани, железное оружие – 25% с цены. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина - от 10 до 4%.[5]

Постепенно совершенствовалась организация таможенного деле в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Для того чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, при Петре I укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце его царствования здесь существовало 15 крепостей. Преемники Петра I стремились продолжить политику поощрения вывоза российских товаров и увеличивать доходы Казны взиманием таможенных пошлин и борьбой с контрабандой. В 1731 году был принят Морской пошлинный Устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты.

В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной, на что серьезно препятствовало расширению торговли. По инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.

Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом, внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы.

Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России.

Таможенным тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%). Тариф 1782 года вообще освободил большинство из них от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% их стоимости.

В период 1790-1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.

Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие – первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние – второго класса (Евпаторийская и другие) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы.[6]

Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был учрежден Государственный банк, а в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным – ввоз превышал вывоз на 150 млн.руб. Для выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. Поскольку курс покупки золотого рубля составлял в среднем 1 рубль 48 копеек, а ставки таможенных пошлин не изменились, это означало, что пошлины повысились почти на 50%. В 1885 году последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 году – еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. Эти и другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его активным.[7]

Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.

Таким образом, после периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия.

Таможенная система России к началу 20-х годов фактически оказалась разрушенной. Большинство таможенных учреждений закрылись на длительный срок, а многие из них прекратили свое существование. Довольно широкое распространение получили взгляды на таможню как на реликт царской России. Но, как и любое государство, Советская республика нуждалась в атрибутах своей суверенности. По этой причине возобладало понимание необходимости возобновить деятельность таможенных учреждений.

 

2. Международная торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда.

Международное разделение труда – это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на эту продукт.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли этими товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Основы теории сравнительных преимуществ были заложены Д. Рикардо. Наличие особых условий, таких, как выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда, дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров.

Страны, специализируясь на производстве товаров, в которых они имеют относительные преимущества, могут производить их в значительно большем объеме и лучшего качества, чтобы экспортировать в другие страны. Торгуя между собой, страны имеют возможность получать посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно пыталась производить данный вид продукции. Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и торговля между странами увеличивают общий объем мирового производства и потребления.

Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким странам в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях международного разделения труда и развитой мировой торговли выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня, Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Известно, что экономическая эффективность производства различных товаров в отдельных странах может изменяться в зависимости от структуры производства и его технологии. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. По мере развития экономики изменяется количество и квалификация рабочей силы, объем и состав капитала, что также влияет на эффективность производства товаров и услуг.

  Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же (в середине 90-х годов) доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 5%, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и  развития, составляющего 23-25% в первой половине 90-х годов.

Доля экспорта основных энергоресурсов (как и ряда дру­гих товаров) в объеме их производства в России продол­жает оставаться на высоком уровне

3. Место и роль России в мировой торговле.

Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максималь­ного уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна по­лучала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю при­ходилось 15% мирового импорта зерна.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Ко­нечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действи­тельное. Вместе с тем, это определенное отражение положения России в мировой торговле.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику разви­тия (см. табл.2).

Показатели, приведенные в табл. 2, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%

Еще на рубеже 90-х годов включенность России в междуна­родное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответ­ственно.

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал за­метно менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусло­влено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996г. подавляющая часть това­ров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продук­цию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки. Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного та­рифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходно­сти экспорта и импорта способствовали также рост транспорт­ных тарифов и стабильно дорогой кредит.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы не­платежей в российской экономике минимизирует риск поста­вленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате эконо­мического кризиса, в котором оказалась Россия.

Выявляя факторы, обусловливающие положительную дина­мику объемов внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышательную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Из­менение мировых цен на важнейшие товары российского экс­порта, поначалу носившее понижательный характер, к середи­не 90-х годов приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового оборота России происхо­дил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

Другим важным фактором, существенно повлиявшим на до­статочно устойчивый рост российской внешней торговли, послу­жило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для участников внешнеэкономической деятельности1.

Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торго­вли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой торговли пре­высил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Обо­рот челночной торговли товарами народного потребления в не­сколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на россий­ском рынке товаров народного потребления в середине 90-х го­дов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять «челноки».

В товарной структуре российского экспорта 90-х годов сохра­няется сырьевая направленность с преобладанием в ней энерго­носителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны соста­вляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгод­на, значит ее следует поддерживать, одновременно добиваясь по­вышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избран­ная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыноч­ных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата пре­вращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.

Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чи­стого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживает­ся во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспор­та сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции об­рабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Кана­де и Нидерландах — 18%, что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллек­туальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые бо­гатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.

В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники..

Структура импорта формируется под влиянием плате­жеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значитель­ный объем импорта продовольствия. Доля потребления импорт­ного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребле­ния продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.

Падают закупки машинно-технической продукции, продук­ции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов.

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторго­вого оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.

Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирова­на, главным образом, на обрабатывающие отрасли и предпола­гает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима под­держка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта мо­жет в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет озна­чать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применя­ющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций ока­зались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической поли­тики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реа­лиями.

 

4. Полномочия Федеральной таможенной службы

Без эффективной деятельности органов исполнительной власти, регламентирующих и реализующих таможенные правоотношения, немыслима активизация внешнеторговых связей российской экономики.

Государство образует таможенные органы для того, чтобы они обеспечивали содействие внешней торговле, обслуживали международные экономические отношения, помогали развитию отечественного производства. Фискальная и правоохранительная функции таможенных органов, безусловно, обладают значимостью для общества, но они носят производный характер, так как подчинены главной задаче таможенной службы — способствовать ускорению товарооборота между странами. Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма. Дадим определение Таможенного органа.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Таможенным органам присущи следующие основные признаки.

Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов[8], они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предопределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов.

Исполнительно-распорядительные отношения в государстве нацелены на исполнение законов и решений представительных органов. С помощью исполнительной власти ведется исполнительно-распорядительная деятельность государственного аппарата. Как органы исполнительной власти таможенные органы выполняют государственные задачи.

Исполнительная деятельность таможенных органов основывается на общественных отношениях, складывающихся в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Такие отношения касаются правового регулирования таможенного режима, порядка таможенного оформления, взимания таможенных платежей и других институтов таможенного права. Именно таможенно-правовое регулирование общественных отношений, являющихся основой таможенного дела, позволяет ориентировать действия служащих таможенных органов в соответствии с общепринятым принципом деятельности государственных органов: «то, что не разрешено законом, — запрещено».

Во-вторых, согласной. 3 ст. 1 ТК, деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым ФТС отчитывается о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любой центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя. Правительство РФ, согласно п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.[9] Оно наделено большими полномочиями и в области таможенного дела (осуществляет общее руководство, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с другими государствами).

В-третьих, являясь органами специальной компетенции, таможенные органы реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Исполнительные органы государственной власти по содержанию своей деятельности дифференцируются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выполняют все общие административные функции, а специальной — осуществляют отраслевое или межотраслевое управление. Для рассматриваемых органов осуществление таможенной деятельности является главнейшей производственной задачей, которую они исполняют на постоянной и систематической основе.

В-четвертых, таможенные органы отнесены законодательством к числу правоохранительных, так как они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными ст. 403 ТК: они ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

В-пятых, таможенные органы выступают как федеральные органы исполнительной власти, аккумулирующие в себе административно-правовой и финансово-правовой статусы. В зависимости оттого, из какого бюджета финансируется государственный орган, в науке[10] принято различать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что федеральные органы, в свою очередь, подразделяются на центральные (министерства, ведомства) и территориальные. В качестве центрального выступает Государственный таможенный комитет России, территориальными же являются региональные таможенные управления, таможни и, таможенные посты.

В-шестых, немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.[11]

Деятельность таможенных органов основывается на совокупности специфических принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, на основе которых реализуются те или иные правовые явления. 

Принцип законности в таможенном праве реализуется через законность системы (законодательством установлена единая система таможенных органов) и законность деятельности таможенной администрации. Российские таможенные органы в своей деятельности руководствуются и в пределах своих полномочий организуют исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных нормативных правовых актов, международных договоров России. Они стремятся устранить нарушения законодательства. Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий должно осуществляться в пределах их компетенции и в строгом соответствии с законодательством РФ. Соблюдение принципа законности обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 412 ТК вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа наделены правом в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа. Они могут также принять любые предусмотренные законодательством меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина прямо вытекает из смысла ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Именно права человека являются той базой, на которой строится правовое государство. В области таможенного дела органы исполнительной власти не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц. При осуществлении своих полномочий таможенные органы не вправе нарушать законодательно установленные свободы граждан. Так, согласно ст. 365 ТК, при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.

Принцип единства и целостности системы таможенных органов. Статья 401 ТК предусматривает единство федеральной централизованной системы таможенных органов и отражает функциональную общность ее звеньев. В своей деятельности эти звенья дополняют друг друга, осуществляя полномочия в строго определенной области — в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу страны. В подтверждение единства системы таможенных органов можно привести следующий пример: таможня выносит постановление о назначении наказания за совершенное виновным лицом нарушение таможенных правил, а региональное таможенное управление рассматривает в порядке надзора дела по таким нарушениям с учетом территориальной подведомственности.

Целостность таможенной системы выражена во взаимосвязи входящих в нее органов при осуществлении поставленных перед Ними задач и функций, а каждое звено этой системы имеет различные объем и характер компетенции, обусловленные масштабами деятельности.'

Принцип единства цели и задач таможенных органов. Цель деятельности таможенных органов сводится к осуществлению таможенной политики, в целом заключающейся в охране и развитии экономики страны. Достижение указанной цели обусловлено решением следующих основных задач:

— участие в разработке таможенной политики и ее реализация:

— обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России;

— защита экономических интересов государства;

— применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности на основе приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

— организация и совершенствование таможенного дела;

— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы;

— обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.•

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ТК ФТС обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и а единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России.

Определение правового статуса таможенных органов было бы неполным без указания их функций, перечисленных в ст. 403 ТК. Основные из них: обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства, защита прав и интересов граждан и организаций; взимание таможенных платежей; борьба с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил; осуществление таможенного контроля и оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу России; ведение таможенной статистики; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности; осуществление валютного контроля; обеспечение выполнения международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; проведение научно-исследовательских работ, информирование и консультирование в области таможенного дела.

Форма деятельности любого органа государственной власти является объективированным выражением выполняемых им функций. В целом таможенные органы осуществляют правоохранительную и финансовую деятельность. Правоохранительная сторона их работы исходит из самой природы функций и полномочий этих органов. Вся деятельность таможенных органов так или иначе связана с охраной государственных интересов, направлена на сохранение стабильности и обеспечение бесперебойности функционирования всей таможенно-правовой системы; поэтому данная форма деятельности проявляется в осуществлении таких полномочий, как таможенный и валютный контроль, таможенное оформление, и др. Вместе с тем правоохранительная направленность деятельности таможенных органов наиболее ярко проявляется в процессе применения должностными лицами мер принудительного характера, в том числе мер ответственности за нарушение таможенного законодательства. Так, КоАП наделяет должностных лиц таможенных органов правом составлять протоколы об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) и в случае обнаружения иных правонарушений (ст. 28.3), рассматривать дела о нарушении таможенных правил (ст. 23.8), применять различные меры административного принуждения (гл. 27).

Заключение

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Следовательно, всякие платежи должны быть налогом или сбором. Иные Конституцией не предусмотрены. Все остальные платежи государству должны носить гражданско-правовой или какой-то иной характер (например, средства, полученные в результате применения мер ответственности - административной, уголовной и т.п.).

В новом году существенно изменится перечень налогов и сборов, установленных на территории РФ. Новый перечень сократился почти вдвое по сравнению с действующей редакцией.

Сокращение числа налогов и сборов не всегда связано с их ликвидацией и отказом от взимания. Мы наблюдаем придание некоторым из них (в частности, таможенным сборам) нового правового статуса.

Таможенный кодекс РФ (далее по тексту - ТК РФ), вступивший в силу 1 января 2004 года, не содержит положений, касающихся установления и взимания таможенных сборов. Для обеспечения взимания в 2004 году таможенных сборов статьей 27 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ на период с 1 января по 31 декабря 2004 года было приостановлено действие абзаца второго пункта 1 статьи 438 ТК РФ в части признания утратившими силу положений о таможенных сборах ранее действовавшего ТК РФ.

С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 11.11.2004 N 139-ФЗ, дополнивший НК РФ главой 33.1 "Таможенные сборы". Таким образом, названный закон устраняет пробел в правовом регулировании и создает законодательную основу установления и взимания таможенных сборов на территории РФ.

Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.

ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28, 29, 32, 33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

Нормы гл.28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

К перечню таможенных платежей не отнесены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли товарами. В ст. 318 отражено, что указанные пошлины (меры нетарифного регулирования) взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.

Согласно Киотской конвенции (гл.4 Генерального приложения) условия возникновения обязательств по уплате пошлин, налогов определяются национальным законодательством. В ст. 319 определен момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, указанных в ст.318 ТК РФ (за исключением таможенных сборов), а также момент прекращения такой обязанности.

Список использованной литературы

1.     Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994.

2.     Кувшинов В.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Внешняя торговля. 1995. №11.

3.     Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4.     Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 1995.

5.     Международные экономические отношения: Учебник для вузов/Е. Ф. Жуков, Т. И. Капаева, Л. Т. Литвиенко и др.; Под ред. Проф. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 485 с.

6.     Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. И.П. Николаевой. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

7.     Нухович Э. С., Смитиенко Б.М. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. - М., 1999.

8.     Постановление Правительства РФ от 14 июня 1992 г. N 396 «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд » // "Российская газета" от 19 июня 1992 г.

9.     Сергеев П. В. “Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе” учебное пособие по курсу “Мировая экономика” Москва. Новый Юрист. 1998.

10.            Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // "Российская газета" от 24 октября 1995 г.

11.            Фоминский И.П. Международные экономические отношения. М., Юристъ 2001.

12.            Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: "Анкил" - 2002.

 


[1] Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня между прошлыми будущим. Ростов-на-Дону, 1995.

[2] Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России XV- начала XX в. М., 1991.

[3] Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня между прошлыми будущим. Ростов-на-Дону, 1995.

[4] Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России XV- начала XX в. М., 1991.

[5] Там же.

[6] Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России XV- начала XX в. М., 1991.

[7] Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России XV- начала XX в. М., 1991.

1 далее ВЭД

[8] См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральные органов исполнительной власти» (с изм. от 20 мая 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

[9] См.: ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК.З «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря W7 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

[10] См.: например, Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учеб. пособие. Саратов, 2000. С. 64—68; Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.. 2000. С. 179—181.

[11] См.: ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп., включая от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2000. № 33. Ст. 3348; № 46. Ст. 4537; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3029, 3033; 2003. № 1. Ст. 15; Российская газета; 2003. 1 июля.