ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ.. 3
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.. 5
3. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РФ.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 14
Тема 20. СИСТЕМА ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
ВВЕДЕНИЕ
История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты. Но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.
Актуальность данной темы объясняется тем, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В настоящее время тема
именно по имущественному налогообложению в РФ актуальна еще и тем, что с 1
января
И сегодня насущной проблемой является совершенствование налоговой политики.
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды.[1]
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом (НК) и законами субъектов Российской Федерации (РФ) и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
До настоящего времени значение этого налога как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико. Однако по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми очередными переоценками основных фондов предприятия роль этого налога существенно возрастает.
Налогоплательщиками налога на имущество предприятий являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, которые по закону считаются юридическими лицами. А также (в порядке, предусмотренным НК РФ) и их филиалы и обособленные подразделения.
Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе предприятия в качестве объектов основных средств, нематериальных активов.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.[2]
Освобождаются от налогообложения:
− организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
− религиозные организации;
− общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
− организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции;
− организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;
− организации – в отношении объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
− организации – в отношении ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также космических объектов;
− имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
− имущество государственных научных центров.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Правовой основой исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения является Закон РФ от 12.12.91 № 2020 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменениями и дополнениями) и Инструкция ГНС от 30.05.95 № 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
Плательщиками являются:
─ граждане РФ;
─ иностранные граждане;
─ лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории РФ в порядке наследования или дарения.
Налог уплачивается со следующих видов имущества, передаваемого в порядке наследования или дарения физическим лицам:
• жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики;
• транспортные средства;
• предметы антиквариата и искусства;
• ювелирные изделия;
• бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, лом таких изделий;
• паенакопления в жилищных, гаражных и дачно-строительных кооперативах;
• суммы, находящиеся во вкладах в кредитных учреждениях;
• средства на именных приватизационных счетах физических лиц;
• земельные участки, стоимость имущественных и земельных паев (долей);
• валютные ценности;
• ценные бумаги.
Налог взимается в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает:
─ на день открытия наследования 850-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
─ на день удостоверения договора дарения 80-кратный МРОТ.
Объектами налогообложения являются:
• по налогу на имущество, переходящего в порядке наследования, ─ стоимость (оценка) наследуемого имущества на день открытия наследства;
• по налогу на имущество, переходящего в порядке дарения, ─ стоимость имущества, указанная сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной уполномоченными на то сторонами.
Для исчисления налога на имущество, переходящего в порядке наследования (по закону) установлены разные ставки в зависимости от очередности наследования (табл. 1):
1. Наследники первой очереди – дети (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
2. Наследники второй очереди – братья, сестры умершего, его дед и бабка, как со стороны отца, так и со стороны матери.
3. Другие наследники.
Таблица 1
Ставки налога на имущество, переходящего в порядке наследования |
||||
№ п. |
Стоимость наследуемого имущества |
Наследники первой очереди |
Наследники второй очереди |
Другие наследники |
1 |
От 850 до 1700-кратного МРОТ |
5% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ |
10% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ |
20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ |
2 |
От 1701 до 2550-кратного МРОТ |
42,5-кратного МРОТ+10% от стоимости имущества, превышающей 1700 МРОТ |
85-кратного МРОТ+20% от стоимости имущества, превышающей 1700 МРОТ |
170-кратного МРОТ+30% от стоимости имущества, превышающей 1700 МРОТ |
3 |
Свыше 2550-кратного МРОТ |
127,5-кратного МРОТ+15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный МРОТ |
255-кратного МРОТ+30% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный МРОТ |
425-кратного МРОТ+40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный МРОТ |
Ставки налога на имущество, переходящего в порядке дарения представлены в табл. 2.
По налогу на имущество существуют льготы. Налог не взимается со стоимости:
1) имущества, переходящего в порядке наследования пережившему супругу, или дарения имущества одним супругом другому;
2) жилых домов (квартир) и с сумм паевых накоплений в жилищно-строительных кооперативах, если наследники или одаряемые проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем или дарителем на день открытия наследства или оформления договора дарения;
3) имущества, переходящего в порядке наследования от лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
4) жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам 1 и 2 групп;
5) транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Таблица 2
Ставки налога на имущество, переходящего в порядке дарения |
|||
№ п. |
Стоимость подаренного имущества |
Детям, родителям |
Другим физическим лицам |
1 |
От 80 до 850-кратного МРОТ |
3% от стоимости имущества, превышающей 80-кратный МРОТ |
10% от стоимости имущества, превышающей 80-кратный МРОТ |
2 |
От 851 до 1700-кратного МРОТ |
23,1-кратного МРОТ+7% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ |
77-кратного МРОТ+20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ |
3 |
От 1701 до 2550-кратного МРОТ |
82,6-кратного МРОТ+11% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный МРОТ |
247-кратного МРОТ+30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный МРОТ |
4 |
Свыше 2550-кратного МРОТ |
176,1-кратного МРОТ+15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный МРОТ |
502-кратного МРОТ+40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный МРОТ |
Не являются плательщиками налога сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, члены их семей.[3]
Исчисление налога и вручение платежных извещений физическим лицам, проживающим:
• на территории РФ, производится налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и уполномоченных на то должностных лиц;
• за пределами РФ, производится до получения ими документа, удостоверяющего право собственности на имущество.
Налог исчисляется со стоимости имущества, переходящего от каждого конкретного наследодателя в собственность наследника, в зависимости от причитающейся ему доли.
При получении физическим лицом в дар имущества, принадлежащего на праве совместной собственности нескольким физическим лицам, а также при дарении физическим лицом имущества в общую совместную собственность нескольким физическим лицам, налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от стоимости этого имущества.
Физические лица уплачивают налог на основании платежных извещений, вручаемых им налоговыми органами, в следующем порядке:
1) лица, проживающие на территории РФ, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им извещения;
2) лица, проживающие за пределами РФ, уплату налога производят до получения ими документа, удостоверяющего их право собственности на имущество.
Начисление налога и вручение платежного извещения производится налоговыми органами по месту нахождения имущества либо по месту нотариального удостоверения перехода в собственность другого лица в порядке наследования или дарения.
3. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РФ
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, вводится в действие и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.[4]
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.[5]
Не являются объектом налогообложения:
• весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
• автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения;
• промысловые морские и речные суда;
• пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
• тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые в сельском хозяйстве;
• транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
• транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
• самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, − как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных транспортных средств – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
В отношении остальных транспортных средств – как единица транспортного средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (табл. 3).
Налоговые ставки, указанные в табл. 3 могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ.
Налоговое уведомление о подлежащей уплате суммы налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Таблица 3
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка (руб.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя: до 100 л.с. включительно свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно свыше 250 л.с. |
5 7 10 15 30 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя: до 20 л.с. включительно свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно свыше 35 л.с. |
2 4 10 |
Автобусы с мощностью двигателя: до 200 л.с. включительно свыше 200 л.с. |
10 20 |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя: до 100 л.с. включительно свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно свыше 250 л.с. |
5 8 10 13 17 |
Другие самоходные транспортные средства |
5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя: до 100 л.с. включительно свыше 100 л.с. |
10 20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя: до 100 л.с. включительно свыше 100 л.с. |
20 40 |
Самолеты и вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели |
25 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей |
200 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контрольной работе были рассмотрены подробно одни из региональных налогов: налог на имущество организаций и транспортный налог, а также местный налог – налог на имущество физических лиц.
Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.
В компетенции органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей, городов) устанавливать размер ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и т. д. Это позволяет учесть особенности экономического развития регионов страны, делать налоговую систему более гибкой, приспособленной к местным условиям.
Используя систему налоговых ставок, льгот и штрафов, государство регулирует процессы экономического и социального развития, стимулирует инновационную деятельность предприятий, базовых отраслей и других важнейших сфер экономики. Государство осуществляет распределительные функции, формирует доходы и расходы, обеспечивает социальную защиту определенных категорий населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет: Пособие для начинающих, изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: «Экзамен». 2001. – 736 с.
2. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для ВУЗов. – М.: Издательство БЕК. 2004. – 384 с.
3. Маркалова М. Г. Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. – 656 с.
4. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство, 2-е изд. испр. и доп. / Под редакцией Евстигнеева Е. И. – СПб.: Питер. 2001. – 336 с.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2004. – 521 с.
6. Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – 608 с.
7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М. 1998. – 428 с.
[1] Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет: Пособие для начинающих, изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: «Экзамен». 2001. – с. 454
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2004. – с. 499
[3] Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2004. – с. 502
[4] Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – с. 509
[5] Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2004. – с. 492