Содержание

Тема №5. Понятие антикризисного регулирования и  управления. 3

Тема №25. Предупреждение банкротства, внесудебные процедуры в антикризисном управлении. 8

Список литературы.. 18

Тема №5. Понятие антикризисного регулирования и  управления

Вступление экономики России в рыночные отношения, открыта отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические \ финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особа* острота проявилась и проявляется в России в силу определенных осо­бенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явле­ния и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкрот­ство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового со­стояния (платежеспособности) многих других, порождая так называе­мый эффект домино.

Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смяг­чения их влияния на результаты деятельности организаций возмож­но с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менед­жмент» (crisis-management), а в России — «антикризисное управле­ние». Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные (муниципальные), акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчи­вости и дальнейшего развития производства.

С позиций финансового менеджмента возможное наступление бан­кротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно финансировать свою хозяйственную деятель­ность.

Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах, которые следует рассмотреть подробно.

1) Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равно­весия организации. Финансовое равновесие организации очень измен­чиво в динамике. Его изменение на любом этапе экономического разви­тия предприятия определяется реакцией на изменение внешних и внут­ренних условий ее хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливает конкурентную позицию и рыночную стоимость организации. Другие, наоборот, вызывают кризисные явления в ее финансовом раз­витии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к воз­можному нарушению финансового равновесия организации на любом этапе ее экономического развития.

2) Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации.

3) Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опас­ности для финансового развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства организации арсенал индикаторов ее кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют раз­личные аспекты финансовой деятельности организации, характер ко­торых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим в процессе антикризисного управления организацией не­обходимо при разработке мероприятий для восстановления финансо­вого равновесия соответствующим образом учитывать индикаторы кри­зисных явлений по степени их опасности для финансового развития организации.

 

4) Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансо­вом развитии организации. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйствен­ным циклом организации, но и порождает новые, сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включе­ны антикризисные механизмы по каждому диагностированному кри­зисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация. Менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного со­стояния организации:[1]

- устранение неплатежеспособности организации;

- восстановление финансовой устойчивости организации (обес­печение ее финансового равновесия в краткосрочной перспек­тиве);

- изменение финансовой стратегии с целью обеспечения устой­чивого экономического роста организации (достижение ее фи­нансового равновесия в долгосрочной перспективе), самофинан­сирование.

5) Адекватность реагирования организации на степень реальной уг­розы ее финансовому равновесию. Используемая система механиз­мов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванны­ми сокращением объемов операционной производственной дея­тельности, приостановлением реализации инвестиционных проек­тов и т. п. «Включение» отдельных механизмов нейтрализации уг­розы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не бу­дет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов не­достаточно), или организация будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).

8) Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, осо­бенно на ранних стадиях ее диагностики, организация должна рассчи­тывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях организа­ции угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внут­ренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей организации. Только в этом слу­чае организация может избежать болезненных для нее реорганизаци­онных процедур.

7) Выбор эффективных форм санации организации. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют вый­ти из него за счет использования внутренних механизмов и финансо­вых резервов, организация вынуждена прибегнуть к внешней помо­щи, которая обычно принимает форму его санации. Санация органи­зации может проводиться как до, так и в процессе производства дела о банкротстве.

В общем случае политика антикризисного финансового управления заключается в разработке системы методов предварительной диагнос­тики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансового оз­доровления организации, обеспечивающих ее выход из кризисного состояния.

С принятием Закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ:

- создана нормативная база для проведения внесудебных процедур;

- введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия;

- законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота;

- начато создание института специалистов по банкротству.

 Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» со статьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», с изъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагает определенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это может быть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мирового соглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросы банкротства без вмешательства арбитражного суда.

Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает возможность устранения признаков несостоятельности ещё до начала формальной процедуры банкротства.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

Сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий, как со стороны государства, так и кредиторов.

 

 

Тема №25. Предупреждение банкротства, внесудебные процедуры в антикризисном управлении

Юридическое  лицо   считается   неспособным   удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)  исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,  если  соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им  в  течение  трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[2] 

Для  определения  наличия  признаков  банкротства  должника учитываются:[3]                                                      

- размер денежных обязательств, в том числе размер  задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

-  суммы займа с  учетом  процентов,  подлежащих  уплате  должником;

- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

- размер  задолженности,  возникшей   вследствие   причинения   вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность  за  причинение  вреда жизни или здоровью, обязательств  по  выплате  выходных  пособий  и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника,  вытекающих  из  такого участия;                                                           

- размер   обязательных   платежей   без   учета    установленных законодательством  Российской  Федерации  штрафов  (пеней)  и  иных финансовых санкций.                                               

Подлежащие  применению   за   неисполнение   или   ненадлежащее исполнение обязательства  неустойки  (штрафы,  пени),  проценты  за просрочку платежа, убытки, подлежащие  возмещению  за  неисполнение обязательства,  а  также  иные  имущественные  и  (или)  финансовые санкции,  в  том  числе  за  неисполнение  обязанности  по   уплате обязательных  платежей,  не  учитываются  при  определении  наличия признаков банкротства должника.                        

В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.[4]

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Для принятия решения о проведения досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой ста­билизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.

В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осу­ществляется поэтапно.[5]

I этап. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризис­ного состояния предприятия, самой неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обяза­тельствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банк­ротства, наладить поставку материально-технических ресурсов для нор­мализации процесса производства.

II этап. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособ­ность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность, будут оставать­ся неизменными, то вскоре организация снова может оказаться непла­тежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчи­вость организации. Это позволит устранить угрозу банкротства не толь­ко в коротком, но и в относительно более продолжительном проме­жутке времени.

III  этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда орга­низация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофи­нансирования, развития производства и устранения старых и возника­ющих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа достижения финансовой стабилизации организации.

1. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями:

♦   уменьшением размера текущих внешних и внутренних финан­совых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;

♦    увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих по­гашение просроченных и исполнение срочных обязательств.

Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», который требует сокращения размеров текущих потребностей в материально-техничес­ких, трудовых ресурсах и т. д. (вызывающих соответствующие долги), и перевод отдельных видов ликвидных активов в денежные средства без значительного ущерба для производства.

Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

- реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кре­дитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

- увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

-  отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней креди­торской задолженности организации и др.;                                                                       

-  сокращения затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;

-  сокращения расходов на командировки, рекламу;

-  реструктуризации кредиторской задолженности;

-  сокращения готовой продукции на складе.

В этом случае важна не угроза банкротства, а создание условий для нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достиг­нутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотлож­ных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации в текущем отрезке времени лик­видирована или носит, как правило, отложенный характер.

Увеличение денежного потока организации в краткосрочном пе­риоде для погашения просроченных и срочных обязательств достига­ется:

-   переводом части ликвидных оборотных активов в денежные сред­ства;

- переводом части внеоборотных активов в денежные средства. Превращение ликвидных оборотных активов в денежные средства может осуществляться, например, за счет следующих мер:

-  ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

-  ускорения инкассации дебиторской задолженности;

-  снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

-  увеличения размера ценовой скидки при осуществлении на­личного расчета за реализуемую продукцию;

-  снижения размера страховых запасов товарно-материальных цен­ностей;

- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

-   распродажи готовой продукции и товаров на складе и др. Превращение ликвидных внеоборотных активов в денежные сред­ства может осуществляться с помощью:

-  реализации высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

- проведения операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства про­даются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

- ускоренной продажи или сдачи в аренду неиспользуемого обо­рудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в про­цессе обновления основных средств;

- сдачи в аренду излишков производственной и административной площади и др.

2. Восстановление финансовой устойчивости организации в средне­срочном периоде происходит как продолжение реализации принимае­мых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увели­чению положительного потока прироста собственных финансовых ре­сурсов.

Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с при­менением принципа «сжатие организации»: чем больше будет поло­жительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.

Сокращения необходимого объема потребления финансовых ресур­сов можно достигнуть следующими мерами:

-  сокращением объема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельной продукции;

- снижением объема инвестиций в деятельность организации;

-  сокращением подразделений аппарата управления;

-   сокращением части вспомогательных и подсобных подраз­делений;

- обеспечением обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

-  осуществлением дивидендной политики, адекватной кризисно­му финансовому развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;

- сокращением объема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли;

-  отказом от внешних социальных и других программ предприя­тия, финансируемых за счет его прибыли, и др.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигну­той, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, пре­дусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры ка­питала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т. е., когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалан­сированы.

Увеличение притока собственных финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет реализации, например, следующих мер:

-  увеличения объема выпуска рентабельной продукции;

-  снижения себестоимости выпускаемой продукции путем сниже­ния (сокращения) различного рода потерь и брака;

- оптимизации ценовой политики организации;

-  увеличения доли предоплаты за отгружаемую продукцию;

-  осуществления рациональной налоговой политики, обеспе­чивающей минимизацию налоговых платежей в пределах зако­нодательства;

-   проведения ускоренной амортизации оборудования с целью бы­строго списания амортизационных отчислений;

-  осуществления эмиссионной политики по выпуску дополни­тельных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др.

3. Обеспечение финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде обеспечивается целым рядом мер:

- внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;

-  использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;

- повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;

-  ускорением оборачиваемости оборотных активов;

- увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий;

-  сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

-  использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самой организацией до возбуждения кредиторами дела о ее банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласует­ся с целями и интересами организации, подчинена задачам ее анти­кризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внут­ренней финансовой стабилизации.

Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации не достигло своих целей, и кризисное финансовое со­стояние предприятия мало улучшается или продолжает ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различают оборони­тельную и наступательную концепции осуществления санации орга­низации.

Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объе­мов операционной и инвестиционной деятельности организации, обес­печивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внеш­ней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации орга­низации, в процессе которой она избавляется от ряда производствен­ных структурных подразделений, незавершенных реальных инвести­ций и других видов активов в целях финансовой стабилизации.

Наступательная концепция санации направлена на диверсифика­цию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе са­нации, используются в целях расширения ассортимента конкурен­тоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, бы­строго завершения начатых реальных инвестиционных проектов. На­ступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, то­варных ресурсов (новое оборудование, современные материалы), со­временных технологий и патентов и других ресурсов для изготовле­ния новейших продуктов.

Формы санации определяются в рамках ее конкретного направ­ления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.

Возможны следующие основные формы санации:

- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уров­ня управления;

- государственное льготное кредитование;

 - государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;

- целевой банковский кредит (на реальный проект);

- финансовая помощь третьих лиц (юридических и физических);

- выпуск облигаций организаций под гарантию санатора;

- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (от­срочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов);

- отсрочка погашения векселей организации (под гарантию банка-санатора);

- списание санатором-кредитором части долга.

Выбор санатора осуществляется с учетом и оценкой следующих кри­териев и положений:

1.  Условия санации (процентная ставка за предоставление фи­нансовых средств или доля в прибыли, сроки санации и возврата денежных средств, объем финансовой помощи, ответственность за целевое использование финансовой помощи и др.).

2.  Требования, выдвигаемые санатором по организации, управ­лению и контролю процесса санации.

3.  Залоговое обеспечение финансовой помощи санируемой орга­низацией.

4.  Порядок участия представителей санатора в процессе реструк­туризации долгов, производства организации, реализации инвес­тиционных и инновационных проектов.

5.  Условия досрочного прекращения или ограничения санации, расторжения договора (соглашения) о санации организации.

6.  Условия распространения новой продукции и др.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004)

2.     Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.

3.     Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005

4.     Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004

5.     Литвинцева Л. Пробелы действующего законодательства о банкротстве // Люди дела, № 59, февраль 2005 года

6.     Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкроства. –М.: ОМЕГА-Л, 2003


[1]Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. - с. 47

[2] Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004), п.2 ст. 3

[3]Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкроства. –М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 8

[4]Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 31 декабря 2004 года)

[5]Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. - с. 144-145