Содержание

Введение. 3

1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг  4

1.1. Роль стандартизации в системе качества продукции. 4

1.2. Понятие и основные аспекты стандартизации. 5

2.3. Законодательные и нормативные основы стандартизации. 8

2. Категории,  виды  стандартов,  используемых  в  отечественной и зарубежной практике. 9

3. Тенденции  и  основные  направления развития стандартизации в Российской Федерации. 15

3.1. Функциональные и структурные преобразования системы.. 15

5.2.  Развитие законодательных основ стандартизации. 17

3.3. Реформирование экономических основ стандартизации. 17

3.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации. 19

3.5. Развитие федерального фонда стандартов. 20

3.6. Развития информационного обеспечения в области стандартизации. 22

3.7. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации. 23

Заключение. 24

Список литературы.. 26

Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях  возрастает значение комплексного управления  качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них. Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Целью данной работы является рассмотрение сущности стандартизации и обеспечения качества.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть сущность стандартизации и ее роли в повышении качества продукции и услуг;

-             Описать категории и виды стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике;

-             Рассмотреть тенденции и основные направления развития стандартизации в России.

1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг

1.1. Роль стандартизации в системе качества продукции

Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации.

В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции.

Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.[1]

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции или услуги и свойственного ей практического опыта.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса.

1.2. Понятие и основные аспекты стандартизации

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.[2]

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях. Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие.

Общие цели:

-             безопасность продукции, работ, услуг, окружающей среды и имущества;

-             совместимость и взаимозаменяемость изделий;

-             качество продукции; единство измерений;

-             экономия всех видов ресурсов;

-             безопасность хозяйственных объектов;

-             обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

Конкретные цели  относятся к определённой области деятельности.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

-             международная стандартизация;

-             региональная стандартизация;

-             национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;

-             административно-территориальная стандартизация.

Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:

-             соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;

-             создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;

-             доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;

-             взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.

Стандарты не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.

В результате применения системного подхода к объектам стандартизации разработано множество систем стандартов, регламентирующих соответствующие комплексы взаимосвязанных требований, которые могут составлять элементарные или базовые "онтологии - модули" Единой онтологии стандартизации. Например, системы стандартов, относящиеся к разработке конструкторской и технологической документации (ЕСКД, ЕСТД) и др. (рис.1.).

 
схема 2

Рис.1. Иерархическая структура онтологий стандартизации

В качестве примеров использования стандартов в повседневной производственной практике можно привести результаты опроса ряда предприятий (диаграмма 1)

Диаграмма 1. Количество стандартов на различных предприятиях

Действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

В перспективе стандартизация должна обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники и от наших ограниченных представлений о мире и человеке.

В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.

В настоящее время проявляется стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и внедрение информационных технологий.

2.3. Законодательные и нормативные основы стандартизации

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.

К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:

-             основополагающие стандарты национальной системы стандартизации;

-             документы международных организаций по стандартизации;

-             Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

В совокупности они составляют законодательную и нормативную базу работ по стандартизации.

2. Категории,  виды  стандартов,  используемых  в  отечественной и зарубежной практике

Результатом деятельности системы стандартизации должен стать оптимальный по структуре и составу фонд нормативно-технической документации и эффективное использование этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться. Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.

На практике выделяют следующие категории стандартов:

-             основополагающие стандарты (техническое единство и взаимосвязанная деятельность);

-             стандарты на продукцию и услуги;

-             стандарты на работу (процессы);

-             стандарты на методы контроля (испытание, анализ);

-             системы каталогов.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:

-             государственные стандарты России;

-             отраслевые стандарты;

-             стандарты научно-технических и инженерных объединений;

-             технические условия;

-             стандарты предприятий.[3]

К государственным стандартам России приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом России по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в России в соответствии с ее международными договорами. Как государственные стандарты России используются также республиканские стандарты Российской ССР до их замены или отмены.

Имущественная часть авторского права на государственные стандарты принадлежит государству независимо от источников финансирования их разработки.

Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

В каждой стране с развитой промышленностью и экономикой есть своя организация по стандартизации и сертификации. Главной целью национальных органов по стандартизации и сертификации является сотрудничество с международными организациями в плане совместимости стандартов и признания национальных сертификатов. Такая организация есть и в России.

По территориальной расположенности ближе всего находится Европейская организация по качеству (ЕОК).

ЕОК – это неправительственное объединение национальных организаций по качеству из европейских стран. Она основана в 1956 году. Сейчас в ее состав входят организации из 31 страны, включая Россию. В качестве ассоциированных членов в ЕОК входят организации и профессионалы по качеству со всего мира.

Высшим руководящим органом ЕОК является Генеральная Ассамблея ЕОК. Заседания Генеральной Ассамблеи проводятся 2 раза в год. Помимо решения официальных вопросов, участие в Генеральных Ассамблеях ЕОК позволяет установить деловые контакты с другими организациями – членами ЕОК, скоординировать с ними свою деятельность.

Основная задача деятельность ЕОК – содействие обмену информацией и опытом в теории и практике качества с целью роста конкурентоспособности европейской экономической системы. Особое внимание при этом уделяется нуждам малых и средних предприятий. Также важной целью является обеспечение роста качества в образовании и общественных услугах.

В своей деятельности ЕОК сотрудничает со многими национальными и международными организациями по качеству. Среди них – международная организация по стандартизации (ISO), Американское Общество по управлению качеством (ASQC), Европейский Фонд управления качеством (EFQM), Европейская Организация по испытаниям и сертификации (EOTC). Среди этого ряда особо выделяется EFQM – объединение ведущих европейских фирм, созданное в целях изучения вопросов управления качеством. Также ЕОК тесно сотрудничает с Международной Ассоциацией качества (МАК "СовАсК").[4]

МАК "СовАсК" создана в 1991 году, как организация научно-технической общественности, заинтересованной и принимающей участие в решении проблем качества продукции и услуг.

Таблица 1

Национальные органы по стандартизации[5]

Страна

Франция

Великобритания

Германия

Наименование органа по стандартизации

Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR)

Британский институт стандартов (BSI)

Немецкий институт стандартизации (DIN)

 

 

 

 

Правовые акты

Основана в 1926 году

Закон о стандартизации от 24 мая 1941 года

Декрет №84-74 от 26 января 1984г. Установление статуса стандартизации

Реформа стандартизации (1991)

Договор между Правительством Франции и AFNOR (2004-2005г.г.)

Королевская хартия и уставные нормы (1981, 1989, 1992, 1998)

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Великобритании и BSI (1972, 1995, 2002)

Устав DIN (1975)

Договор между Правительством Германии и DIN (1975)

Стратегии (концепции)

Стратегия французской системы стандартизации 2002-2005г.г.

Национальная стратегия стандартизации Англии (2003)

Немецкая стратегия стандартизации (2004)

Юридический статус

Одобренная государством частная некоммерческая организация

Независимая организация

Зарегистрированная некоммерческая ассоциация

Члены

Государственные, общественные и частные организации (около 3000)

Коллективные и индивидуальные члены (свыше 15400)

Предприятия, организации, отдельные специалисты (более  1650)

 

Финансирование

 

Самофинансирование с частичным государственным финансированием (20.6%)

Самофинансирование с частичным государственным финансированием (9%)

Самофинансирование с частичным государственным финансированием (15%)

Международная организация по стандартизации (ISO) создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН. В Уставе ISO записано, что "Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, технической и экономической деятельности.

Международные стандарты ISO не являются обязательными к применению - однако, в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся обеспечить конкурентоспособность своей продукции, вынуждены применять стандарты ISO и других международных организаций.

В целях удовлетворения возрастающих запросов рынка и общества, а также учета интересов всех заинтересованных сторон, принимающих участие в стандартизации, многие ведущие национальные органы по стандартизации разрабатывают стратегии (концепции) национальных систем стандартизации. При этом учитываются стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей. В числе действующих стратегий (концепций) можно отметить:

-             Немецкая стратегия стандартизации (2004 г.);

-             Национальная стратегия стандартизации США (2000 г.);

-             Стратегия французской системы стандартизации на 2002-2005г.г.;

-             Национальная стратегия стандартизации Англии (2003г.).       

Все эти документы направлены на повышение роли и статуса стандартов в жизни общества и государства, а также предусматривают основные направления развития стандартизации, которая должна соответствовать требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и обновлённых в 1994 г (рис.2).

 

По данным статистики  по состоянию на 1 июля 2004 г. в составе ИСО - организации по стандартизации 145 стран.

О масштабе деятельности и роста организации свидетельствуют следующие факты (таблица 2).

Таблица 2

Развитие ИСО

1998

2002

2004

Технические

комитеты (ТК)

138

164

187

Подкомитеты (ПК)

411

491

576

Рабочие группы (РГ)

1746

1974

2057

Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.По секторам экономики стандарты ИСО распределяются следующим образом (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Распределение стандартов ИСО по секторам экономики

В настоящее время Россия ведет 11 подкомитетов и 9 рабочих групп в рамках технических комитетов ИСО. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.

Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

3. Тенденции  и  основные  направления развития стандартизации в Российской Федерации

3.1. Функциональные и структурные преобразования системы

Появление новых целей и функций стандартизации, изменение статуса национальных стандартов  приводит к необходимости проведения структурных изменений национальной системы стандартизации, а также изменений функций ее участников.

В целях повышения эффективности работ по стандартизации и с учетом необходимости достижения консенсуса между заинтересованными сторонами в результате реформирования необходимо создать национальный орган по стандартизации в качестве неправительственной организации. В качестве учредителей неправительственной некоммерческой организации должны выступить научные организации, саморегулируемые организации, общественные объединения предпринимателей и потребителей. Участниками некоммерческой организации должны быть крупные промышленные предприятия (объединения), заинтересованные в разработке стандартов.[6] 

Одним из основных условий перевода национального органа по стандартизации в неправительственную организацию является степень доверия к ней со стороны государства и других заинтересованных сторон.

Учитывая, что государство имеет фундаментальный интерес к развитию стандартизации, между Правительством Российской Федерации и национальным органом по стандартизации необходимо заключить соглашение о взаимных обязательствах по учету государственных интересов в сфере национальной стандартизации.

В целях обеспечения баланса интересов по определению приоритетов  и целей стандартизации, контроля за деятельностью национального органа по стандартизации необходимо создание наблюдательного совета по стандартизации, включающего представителей учредителей и федеральных органов исполнительной власти.

Разработка стандартов и процессы их распространения должны быть пересмотрены, с тем чтобы обеспечить максимальное использование электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным.  Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.

Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.

5.2. Развитие законодательных основ стандартизации

В Федеральном законе «О техническом регулировании», положения которого заменили ранее действовавший закон «О стандартизации», не полностью отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение самой системы стандартизации, как представляющей собой  только совокупность документов по стандартизации, без учета участников и правил ее функционирования.

Реформирование организационно-функциональных основ системы с выделением национального органа в неправительственную структуру, также может потребовать внесения изменений в законодательство.

Необходимо законодательно решить вопрос о защите прав собственности на национальные стандарты, с тем, чтобы построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение, а также сформировать основу для возвратного финансирования процесса разработки национальных стандартов.

В соответствии с международной практикой  в законодательных актах необходимо обеспечить приоритетное применение национальных стандартов, как «общественного документа», принятого на основании консенсуса всех заинтересованных сторон органами различных ветвей власти, в том числе, при разработке и применении технических регламентов.[7]

3.3. Реформирование экономических основ стандартизации

Основами экономической  деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования.

Бюджетные средства, выделяемые на стандаризацию направляются на выполнение государственных задач, которые могут быть  решены методами стандартизации. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальным органом по стандартизации  составляет в среднем от  20 %  до 40 % .

Внебюджетные источники составляют в среднем 60 % и , как правило, формируются за счет средств, получаемых национальным органом по стандартизации от реализации стандартов и другой продукции в этой сфере деятельности.

Учитывая, что национальный орган по стандартизации как правило имеет статус некоммерческой организации,  средства поступают также в виде членских взносов.

Кроме того, часть средств на разработку стандартов заинтересованные стороны вносят посредством  оплаты работы своих специалистов, участвующих в работе технических комитетов по стандартизации.

Дополнительные средства национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и повышения квалификации специалистов,  издательской деятельности, сертификации и других услуг, предоставляемых им на рынке.

Постепенный переход на современную экономическую модель  стандартизации  выявил направление, которое необходимо учитывать при планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них могут стать в ближайшее время крайне востребованными составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход от государственного устройства системы национальной стандартизации к условиям ее функционирования в рыночных условиях.

В целях снижения времени и затрат на разработку стандартов необходимо разработать и внедрить специальный механизм принятия стандартов предприятий, апробированных на практике, в качестве национальных стандартов.

Также в целях снижения затрат необходимо использовать механизм международной (региональной) кооперации при разработке национальных стандартов, основанных на международных стандартах.

3.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации

Стандартизация является ключевым фактором поддержки целого ряда направлений  государственной политики и оказания государственных услуг.  Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции и повышению качества инноваций в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле и повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды.

Для государства стандартизация  является важнейшим элементом технического регулирования.  Национальные и международные стандарты используются в качестве основы для разработки технических регламентов и доказательной базы подтверждения их требований.  Национальные стандарты содержат методики измерений и испытаний, которые могут применяться при оценке соответствия требованиям технических регламентов. Поэтому государство должно способствовать установлению связей между техническими регламентами и национальными стандартами,  поддерживать и обеспечивать совершенствование работ в области национальной стандартизации.[8]

Использование национальных стандартов  в конкурсах на закупки для государственных нужд  повышает эффективность государственных поставок продукции, работ и услуг. 

Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти целесообразно использовать национальные  стандарты при установлении своих нормативов и проводить политику, направленную на расширение  применения добровольных стандартов, разработанных на основе консенсуса, через существующее партнерство государственного и частного секторов, особенно в области безопасности, защиты жизни и окружающей среды.

Федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные организации участвуют в разработке стандартов, чтобы иметь возможность устанавливать технические требования, которые удовлетворяют общественным целям и интересам национальной экономики.

Правительству необходимо предпринять значимые действия, чтобы в условиях добровольного применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.

Правительство Российской Федерации возлагает на национальный орган по стандартизации функции управления и координации деятельности в области стандартизации, участвовует в создании требуемых условий для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти.

Национальному органу по стандартизации следует разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.

Государство обеспечивает финансирование разработки тех стандартов, которые в первую очередь используются для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

Руководителям частных предприятий (организаций) следует признать важность как национальной, так и международной стандартизации, и также соответственным образом обеспечить финансирование работ по стандартизации.

3.5. Развитие федерального фонда стандартов

Для повышения эффективности национальной стандартизации необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже 10% от общего числа национальных стандартов в год, что позволит приблизиться к уровню обновления международных стандартов и  стандартов  промышленно развитых стран.

Приоритетность разработки  национальных стандартов должна соответствовать национальным интересам России и развитию ее торговых отношений на международной арене. Для этого приоритеты национальной стандартизации должны учитывать  стратегические цели международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе на уровне ЕЭК ООН.  К числу приоритетов также должно быть отнесено применение в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов, в наибольшей степени влияющих на развитие торговых отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами.[9]

Необходимо повысить эффективность планирования разработки стандартов и поддержания фонда национальных стандартов в актуализированном состоянии.

С этой целью национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов необходимо провести ревизию действующего фонда стандартов с целью отмены устаревших и неэффективных стандартов.

Фонд национальных стандартов должен с одной стороны обеспечивать повышение защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции. С другой стороны фонд должен обеспечивать гармонизированную основу для разработки технических регламентов и доказательную базу подтверждения соответствия их требований.

Особое внимание следует уделить повышению темпов обновления фонда межгосударственных стандартов, для чего, в первую очередь, использовать прямое применение международных стандартов.

Национальному органу по стандартизации необходимо также обеспечить механизмы разработки и применения новых видов документов по стандартизации, включающих рекомендации, руководства, наилучшие существующие практики, а также применяемые в международной практике технические требования и технические отчеты.

3.6. Развития информационного обеспечения в области стандартизации

Для успешного выполнения задач стандартизации информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно осуществляться в соответствии с принципами:

-             доступности информации для всех заинтересованных сторон;

-             оперативности предоставления информации;

-             единообразия используемых инструментов и систем, основанных на использовании современных технологий;

-             непрерывности обеспечения информационного сопровождения нормативных документов на протяжении всего их жизненного цикла;

-             повышения адресности оказания информационных услуг;

-             расширения номенклатуры предоставляемых информационных услуг.[10]

Информационное обеспечение национальной системы стандартизации предстоит разработать в рамках единой информационной системы по техническому регулированию, включающей в качестве составной части Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов и, являющейся его технологической основой.

Правительству Российской Федерации следует разработать механизмы, гарантирующие своевременный обмен информацией о потребностях и деятельности в области стандартизации,  с тем, чтобы информационные технологии  обеспечивали наилучшую поддержку при разработке стандартов.

Для повышения эффективности издания и распространения стандартов и информации о стандартах национальный орган по стандартизации расширяет номенклатуру и виды информационных изданий и делает их доступными для всех заинтересованных пользователей при помощи  современных методов и средств распространения информации.

Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует увеличить использование информационных технологий с целью усовершенствования процедур разработки стандартов, сделать эти процедуры в большей степени доступными для всех участников, и проводить постоянную работу, направленную на применение совместимых информационных технологий.

3.7. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации

России необходимо активизировать свою работу в руководящих органах международных организаций по стандартизации. Среди основных  задач - повышение участия России в работе руководящих органов ИСО и МЭК. Это невозможно без расширения участия российских экспертов в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО и МЭК.

Необходимо более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных стандартов, инициировать создание под  руководством России новых международных технических комитетов по стандартизации в рамках этих международных организаций.

Необходимо также повысить участие России в работах по стандартизации в рамках таких региональных организаций, как ЕЭК ООН, АТЭС, ПАСК, единого экономического пространства, а также европейской организации по стандартизации.

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность стандартизации и обеспечения качества.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрена сущность стандартизации и ее роли в повышении качества продукции и услуг;

-             Описаны категории и виды стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике;

-             Рассмотрены тенденции и основные направления развития стандартизации в России.

В итоге можно сделать следующие выводы, направленные на реформирование системы стандартизации в России.

Реформа  национальной системы стандартизации должна проводиться поэтапно. Последовательность и взаимосвязь этих этапов крайне важна.

На первом этапе национальный орган по стандартизации совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляет развитие законодательных основ стандартизации, направленных на уточнение и дополнение нормативно – правовых актов  по системным вопросам стандартизации, применения стандартов для государственных нужд и вопросам авторских прав.

Происходит подготовка предложений по взаимодействию государства и национальной системы стандартизации в рыночных условиях ее существования. Осуществляются мероприятия по активному привлечению промышленности и общественных организаций к процессам участия в национальной и международной стандартизации.

Для целей формирования рынка использующего стандарты проводится  разъяснительная работа среди бизнес-сообщества, региональных органов государственной власти, общественных и политических организаций о роли и эффективности добровольных национальных стандартов в экономике, решении социальных задач, защиты потребителя.

Начинаются преобразования структуры технических комитетов, НИИ по стандартизации. Определяются направления развития и актуализации фонда стандартов для целей повышения роста отечественной экономики, в ее наиболее конкурентоспособных секторах.

Осуществляется развитие и упорядочение информационного обеспечения в области стандартизации и распространения стандартов. Только после этого, можно будет перейти к созданию новой экономической модели системы и переводу ее на рыночные условия работы, что затронет интересы всех участников разработки и  применения стандартов.

Реформирование системы целесообразно проводить постепенно, осуществляя практическую апробацию принятых решений в реальных условиях ее функционирования. Существенным моментом будет являться реакция промышленности на промежуточные этапы проводимой реформы. Оценка полученных результатов и внесение необходимых корректировок по результатам опытной апробации позволят определить сроки завершения первой части реформы.

Первая часть реформы завершается передачей функций национального органа по стандартизации  неправительственной некоммерческой организации, пользующейся доверием у участников рынка на основе соглашения с Правительством Российской Федерации, в котором определятся права и обязательства сторон.

На втором этапе Национальный орган по стандартизации обеспечивает эффективное функционирование национальной системы стандартизации и соответствие ее требованиям национальной экономики и глобализированного рынка.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004.

2.           Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.           Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. 

4.           Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005.

5.           Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005.

6.           Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7.           Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004.

8.           Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 2005.

9.           Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. - М.: Издательство стандартов, 2004.

10.      Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы // Сертификация - 2005 - №1. – с. 49 – 59.

11.      Варгина М.К. Направления совершенствования сертификации и стандартизации в России // Сертификация - 2005 - №1. – с. 17 – 31.


[1] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005. – с. 61.

[2] Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 26.

[3] Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004. – с. 80.

[4] Ноулер Л., Хауэлл Дж. ,  Голд Б. , Коулмэн Э. , Моун О. , Ноулер В. Статистические методы контроля качества продукции. - М: Издательство стандартов, 1995.

[5] Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 2005. – с. 59.

[6] Варгина М.К. Направления совершенствования сертификации и стандартизации в России // Сертификация - 2005 - №1. – с. 24.

[7] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005. – с. 249.

[8] Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 257.

[9] Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы // Сертификация - 2005 - №1. – с. 53.

[10] Варгина М.К. Направления совершенствования сертификации и стандартизации в России // Сертификация - 2005 - №1. – с. 26.