СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. 3

1. Проблемы привлечения накопления населения в инвестиционных целях. 4

2. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта. 10

Заключение. 16

Список литературы: 17

Введение

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на  улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения  государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

 

 

1. Проблемы привлечения накопления населения в инвестиционных целях

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена  на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Источниками финансирования инвестиций на макроуровне являются валовые внутренние сбережения. Накопленные за год сбережения могут либо пойти на финансирование внутренних инвестиций, либо на финансирование инвестиций в других странах, т.е. быть вывезенными из страны в качестве капитала.

Валовые внутренние инвестиции состоят из инвестиций в основной капитал (обычно 70-80% валовых инвестиций), инвестиций в жилищное строительство (15-25% валовых инвестиций) и из прироста запасов (не больше 3%, обычно около 1% инвестиций).[1] Последняя величина может быть и отрицательной, если запасы уменьшаются. Запасы - элемент инвестиций, который может быть вынужденным, - например, при спаде фирмы могут накапливать запасы непроданной продукции, что будет зачитываться в макроэкономической статистике как инвестиции. Заметим, что решения об инвестициях принимают два разных типа экономических субъектов: фирмы и домашние хозяйства. Кроме того, часть инвестиций может осуществляться государством. Сбережения не следует отождествлять со сбережениями домашних хозяйств, что означает, что сумма инвестиций фирм в основной капитал и в запасы плюс инвестиции домашних хозяйств в жилищное строительство плюс государственные инвестиции равны сумме частных сбережений фирм и домашних хозяйств, государственных сбережений (профицита государственного бюджета) и вывоза капитала.

Спрос на инвестиции и предложение сбережений определяются различными факторами. Одним из ключевых в определении величины частных инвестиций является ставка процента. В целом же условия спроса на основной капитал задаются ожиданиями будущего спроса, на жилье - демографической ситуацией и уровнем доходов, на запасы - объемом производства. Для частных сбережений ключевыми факторами оказываются уровень доходов (как текущий, так и ожидаемый в будущем), и возрастной состав населения. Таким образом, и сбережения, и инвестиции во многом зависят от такого субъективного фактора, как ожидания. Поэтому инвестиции оказываются наиболее неустойчивой, порой «беспричинно» изменяющейся составной частью совокупного спроса и подвержены сильным цикличес­ким колебаниям.

Доля сбережений и инвестиций в ВВП может существенно различаться по странам. Самый высокий уровень сбережений был достигнут в Сингапуре - 43,3% - и не на заре экономического скачка, а скорее в его зените - в 1974-1983 гг.  Среди развитых стран преобладает уровень накопления в пределах 15-25%. В Японии в период быстрого экономического роста уровень накопления составлял 25-30%. В последние годы рекордно высокий уровень валового накопления отмечается в Китае, — на уровне 40%.[2]

В пользу гипотезы о ключевой роли инвестиций в экономическом росте говорит опыт стран с рыночной экономикой, осуществивших в послевоенный период резкий скачок в экономическом развитии.

Именно инвестиции обеспечили экономическое возрождение этих стран и обеспечили ускоренные  темпы роста общественного производства.

Инвестиционный бум, происходивший в этих странах, способствовал повышению уровня и качества жизни. Благодаря осуществлению капиталовложений вводились новые технологии, что и позволило увеличить производительность труда, улучшить качество продукции и рабочей силы. Создавались социально-привлекательные места с высоким уровнем оплаты и хорошими условиями труда.

При этом произошел переход из порочного круга «низкий уровень доходов - бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий темп роста доходов» к равновесию высшего уровня, при котором высокий темп роста доходов населения обеспечивает высокие сбережения, инвестиции и тем самым создает предпосылки для дальнейшего роста. Подобная модель использовалась в Гонконге, Индонезии, Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Чили. В подавляющем большинстве этих стран (за исключением Гонконга и Чили) государство играло активную роль катализатора в процессе накопления человеческого и материального капитала. Это, однако, не означает того, что процветания можно добиться, вызвав инвестиционный бум. Инвестиции - составная часть ВВП, поэтому если быстро растет ВВП, то обнаруживается статистическая связь между инвестициями и ростом. Периоды экономического подъема сопровождаются инвестиционным бумом, но попытки вызвать подъем наращиванием накопления не гарантируют успеха.

Что касается России, то согласно одному из мнений, на нынешнем этапе социально-политического развития страны  необходимо в полной мере использовать мультипликатор Кейнса.[3] Согласно этой точки зрения неправомерным считается вывод о том, что в нормальной рыночной экономике источником капиталовложении служат сбережения, и отсюда утверждается, что чем больше сбережений, тем больше инвестиции (монетаризм). Соответственно важнейшая задача – увеличение нормы сбережений для повышения уровня инвестиционной активности. Кроме того, в условиях экономики неполной занятости, незагруженности производственных мощностей, как это имеет место сегодня в России, где производственные мощности в лучшем случае загружены на уровне 30 -35°%, рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции: в этом проявляется так называемый «парадокс бережливости».[4]

Ведь в ситуации неполной занятости увеличение склонности к сбережению означает уменьшение склонности к потреблению. Сокращение же потребительского спроса создает трудности для производителей в реализации своей продукции, приводит к затовариванию. Все это, безусловно, уменьшает возможности для новых инвестиций, означает сокращение производства, рост безработицы, уменьшение национального дохода в целом и доходов различных социальных групп. То есть постулат классической школы, возво­дящий высокую склонность к сбережениям в добродетель, оборачивается здесь своей противоположностью - нация становится не богаче, а беднее.

Другими словами, «если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то сберегатели потерпят неудачу»[5], что мы и имеем в России. И это будет продолжаться до тех пор, пока сбережения беднеющего населения, по крайней мере, его основной массы, не будут приведены в соответствие с инвестиционными планами субъектов рыночной экономики.

Полный фундаментальный анализ проводится на трех уровнях. Первоначально в его рамках рассматривается состояние экономики в целом. Это позволяет выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и дает возможность определить основные факторы, детерминирующие указанную ситуацию. После изучения конъюнктуры в целом осуществляется анализ отдельных сфер рынка в целях выявления тех из них, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для помещения средств с точки зрения выбранных инвестиционных целей и приоритетов. При этом рассматривается состояние отраслей и подотраслей экономики, представленных на рынке. Выявление наиболее предпочтительных направлений размещения средств создает основу для выбора в их рамках конкретных видов ценных бумаг, инвестиции в которые обеспечили бы наиболее полное выполнение инвестиционных задач. Поэтому на третьем уровне анализа подробно освещается состояние отдельных фирм и компаний,.

Изучение общей экономической ситуации на первом этапе анализа основано на рассмотрении показателей, характеризующих динамику производства, уровень экономической активности, потребление и накопление, развитость инфляционных процессов, финансовое состояние государства.

Для отраслевого этапа фундаментального анализа большое значение имеет наличие принимаемой достаточно широким кругом субъектов четкой классификации отраслей и подотраслей, отражающих их технические особенности.

В ходе отраслевого анализа осуществляется сопоставление показателей, отражающих динамику производства, объемы реализации, величину товарных и сырьевых запасов, уровень цен и заработной платы, прибыли, накоплений как в разрезе отраслей, так и в сравнении с аналогичными показателями в целом по национальному хозяйству. При этом в странах с развитой экономикой аналитики опираются на стандартные индексы, характеризующие положение дел в различных отраслях.

Ниже, в таблице 1, приведены данные о том, как реально население распоряжается своими средствами        

              Таблица 1

Распределение накоплений среди населения

Имуществен

ные группы (доход на члена семьи в месяц)

Банковский вклад

Ценные бумаги, доли в инвести

ционном фонде

Нако

пительное страхование

Вложения в недвижимость с целью дальнейшей перепродажи

Наличные доллары или евро

Золото, драгоценности

Другое

Пользование инвестиционными инструментами по имущественным группам, %

250-330 долл.

37,6

5,2

2,9

12,8

43,3

10,3

22,3

330-500 долл.

39,9

7,4

3,4

13,0

50,7

11,9

26,3

более 500 долл.

42,4

9,8

7,6

24,2

43,9

9,1

22,0

Намерение пользоваться инвестиционными инструментами по имущественным группам, %

250-330 долл.

36,2

5,9

4,6

13,4

41,3

7,5

25,1

330-500 долл.

40,2

8,8

7,4

16,7

50,7

9,3

25,8

более 500 долл.

43,2

8,3

9,8

25,8

47,0

9,1

22,0

Ниже приведены аналитические данные по прибыльности вложений инвестиций населения

НАИБОЛЕЕ ПРИБЫЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НАСЕЛЕНИЯ в 2003 году

1.                Покупка евро за доллар США, Forex

2.                Покупка английских фунтов за доллары США, Forex

3.                Покупка земли в пригороде под застройку

4.                Продажа долларов США за иену, Forex

5.                Покупка евро за английские фунты, Forex

6.                Покупка евро за иены, Forex

7.                Покупка квартиры в кредит

8.                Покупка акций “Западэнерго”

9.                Покупка платины, банковский счет

10.           Покупка акций “Нижнеднепровский трубопрокатный з-д”

11.           Покупка офиса и сдача в аренду

12.           Покупка квартиры и сдача в аренду

13.           Покупка наличных евро с размещением на депозит

14.           Покупка серебра, банковский счет

15.           Покупка квартиры

16.           Покупка золота, банковский счет

17.           Покупка наличных евро

18.           Покупка акций “Укрнефти”

19.           Покупка слитка платины, 100 г

20.           Покупка облигаций корпораций

         Таким  образом, инвестиции населения достаточно серьезный ресурс, но привлечь его на предприятие в настоящее время достаточно  сложно.

2. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта

Таблица 2

Состав притоков и оттоков

Наименование

Состав  притока

Состав оттока

Проект в целом

Выручка от реализации

Инвестиционные затраты

Собственный капитал

Выплата процентов по кредитам

Заемные средства

Погашение кредитных ресурсов

Налоги

Для  собственника

Состав  притока

Состав оттока

Выручка от реализации

Инвестиционные затраты

Заемные средства

Выплата процентов по кредитам

Погашение кредитных ресурсов

Налоги

Таблица 3

Расчет денежного потока для проекта

Для проекта в целом

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации

440

835

1230

1625

2020

2415

2810

3205

Производственные затраты

251

360

504

650

808

966

1124

1282

Налоговые выплаты

124,56

264,3

395,64

526,5

654,48

782,46

910,44

1038,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежный поток от опера-

 

 

 

 

 

 

 

 

ционной деятельности

64,44

210,7

330,36

448,5

557,52

666,54

775,56

884,58

Инвестиционные затраты

958

625

 

 

 

 

 

 

Денежный поток от инвестиционной

-958

-625

0

0

0

0

0

0

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственный капитал

403

 

 

 

 

 

 

 

Займы

491

905

754

603

452

301

150

0

Погашение займов

0

0

-151

-151

-151

-151

-151

-150

Выплата процентов по займам

-9

-17

-14

-11

-8

-6

-3

0

Денежный поток от финансовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 деятельности

885

888

589

441

293

144

-4

-150

Чистый денежный поток

-9

474

920

889

850

811

772

735

Таблица 4.

Расчет денежного потока для проекта в целом без учета займов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации

440

835

1230

1625

2020

2415

2810

3205

Производственные затраты

251

360

504

650

808

966

1124

1282

Налоговые выплаты

125

264

396

527

654

782

910

1038

Денежный поток от опера

 

 

 

 

 

 

 

 

ционной деятельности

64,44

210,7

330,4

448,5

557,5

666,5

775,6

884,6

Инвестиционные затраты

958

625

 

 

 

 

 

 

Денежный поток от инвестиционной

-958

-625

0

0

0

0

0

0

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственный капитал

403

 

 

 

 

 

 

 

Займы

0

0

0

0

0

0

0

0

Погашение займов

0

0

0

0

0

0

0

0

Выплата процентов по займам

0

0

0

0

0

0

0

0

Денежный поток от финансовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 деятельности

403

0

0

0

0

0

0

0

Чистый денежный поток

-491

-414

330

449

558

667

776

885

Чистый денежный поток определяется как разница между операционным, инвестиционным и финансовым потоками денежных средств

Таблица 5

Расчет налоговых поступлений

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации

440

835

1230

1625

2020

2415

2810

3205

НДС

79,2

150,3

221,4

292,5

363,6

434,7

505,8

576,9

Балансовая прибыль

189

475

726

975

1212

1449

1686

1923

Налог на прибыль

45,36

114

174,24

234

290,88

347,76

404,64

461,52

Итого налоговых выплат

124,56

264,3

395,64

526,5

654,48

782,46

910,44

1038,4

Исходим из того, что налогооблагаемая прибыль определяется как разность между выручкой и производственными затратами.

          Таблица 6

Расчет затрат на возврат и обслуживание займов

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

возврат суммы кредита

 

 

-151

-151

-151

-151

-151

-150

остаток кредита в пользовании

491

905

754

603

452

301

150

0

Обслуживание кредита

-9

-17

-14

-11

-8

-6

-3

0

Потребность в дополнительном финансировании находится как максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности

Таблица 7

Расчет денежного потока для заказчика

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка отреализации

440

835

1230

1625

2020

2415

2810

3205

Производственные затраты

251

360

504

650

808

966

1124

1282

Налоговые выплаты

125

264

396

527

654

782

910

1038

Денежный поток от опера

 

 

 

 

 

 

 

 

ционной деятельности

64,44

210,7

330,36

448,5

557,52

666,54

775,56

884,58

Инвестиционные затраты

958

625

 

 

 

 

 

 

Денежный поток от инвестицион-

-958

-625

0

0

0

0

0

0

ной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственный капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

займы

894

1799

1499

1199

900

600

300

0

Погашение займов

0

0

-299,8

-299,8

-299,8

-299,8

-299,8

-299,8

Выплата процентов по займам

-16

-33

-27

-22

-16

-11

-6

0

Денежный поток от финансовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 деятельности

878

1766

1172

878

583

289

-5

-300

Чистый денежный поток

-16

1352

1502

1326

1141

956

770

585

Чистый денежный поток определяется как разница между операционным, инвестиционным и финансовым потоками денежных средств

Таблица 8

Расчет налоговых поступлений для заказчика

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка отреализации

440

835

1230

1625

2020

2415

2810

3205

НДС

79,2

150,3

221,4

292,5

363,6

434,7

505,8

576,9

Балансовая прибыль

189

475

726

975

1212

1449

1686

1923

Налог на прибыль

45,36

114

174,24

234

290,88

347,76

404,64

461,52

Итого налоговых выплат

124,56

264,3

395,64

526,5

654,48

782,46

910,44

1038,4

Исходим из того, что налогооблагаемая прибыль определяется как разность между выручкой и производственными затратами.

Таблица 9

Расчет затрат на возврат и обслуживание                              

займов для заказчика

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

возврат суммы кредита

 

 

-299,8

-299,8

-299,8

-299,8

-299,8

-299,8

остаток кредита в пользовании

894

1799

1499

1199

900

600

300

0

Обслуживание кредита

-16

-33

-27

-22

-16

-11

-6

0

Потребность в дополнительном финансировании находится как максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности

Рассчитаем чистый дисконтированный доход для проекта и для заказчика для этого используем формулу (3) в МУ:

NPV=NCF(0)+NCF(1)хDF(1)+…+NCF(n)хDF(n)

Для проекта в целом

NPV=-9х1/(1+0,22)+474*0,203+920*0,203+889*0,203+850*0,203+

811*0,203++772*0,203+735*0,203=1104,76

Для заказчика

NPV=-16*0.203+1352*0.203+1502*0.203+1326*0.203+1141*0.203

+956*0.203+770*0.203+585*0.203= 1546

Найдем индексы доходности

Индекс доходности инвестиций    ИД=1+ЧД/S In

ИД для проекта = 1+5442/1583=4,437

ИД для заказчика=1+7616/1583=5,811

Индекс доходности дисконтированных затрат

ИДДЗ=NCF(прит)/NCF(отток)

         Таблица 10

Притоки и оттоки денежных средств для проекта

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

приток для проекта

1334

1740

1984

2228

2472

2716

2960

3205

18639

отток для проекта

1325

1233

735

1014

1303

1592

1881

2170

11253

ИДДЗ (для проекта)=18639/11253=1,656

         Таблица 11

Притоки и оттоки денежных средств для проекта

 

1

2

3

4

5

6

7

8

ИТОГО

приток для заказчика

1334

2634

2729

2824

2920

3015

3110

3205

21771

оттток для заказчика

1317

1216

572

855

1146

1438

1729

2021

10294

ИДДЗ (для заказчика)=21771/10294=2,115

Исходя из данных представленных в таблицах, срок окупаемости проектов будет составлять:

Для проекта в целом срок окупаемости – 1 год

Для заказчика срок окупаемости 1 год

  

Рис.1 Зависимость NPV от нормы дисконта

С увеличением нормы дисконта NPV уменьшается прямо пропорционально.

 

Заключение

В условиях кризиса для России инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала. Для привлечения инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

Для осуществления инвестиционной политики существует определенный механизм, представляющий собой совокупность методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельностью.

Условно выделяют макроэкономические, микроэкономические и институциональные инструменты государственного регулирования инвестиционными процессами.

Социальная направленность осуществления инвестиционной деятельности государства заключается в следующем: финансирование объектов социальной сферы (жилищное строительство, медицина, наука, культура и т.д.); облегчение налогового пресса тем субъектам инвестирования, которые осуществляют инвестиционные вложения в производство, способствуют решению проблемы увеличения занятости, создавая новые рабочие места. Кроме того, необходимо освободить от налогообложения ту часть налогов, которая идет на благотворительные цели или на поддержку слабо обеспеченных слоев населения.

Государство должно заботиться о повышении уровня благосостояния населения, т.к. средства населения - один из основных источников финансирования капитальных вложений. Привлечение средств населения для финансирования инвестиций могли бы в значительной степени помочь реализации желаемой цели - установлению устойчивого экономического роста.

Список литературы:

1.     Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов:Пер. с англ.-М: ЗАО «Олимп-Бизнес,1997

2.     Бригхем Ю.ГапенскиЛ. Финансовый менеджмент.Полный курс.В2-хтю-Спб,1997 Ю

3.     Журавлев, Ю. И. Мельников. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России.// Вестник СПбГУ. Сер 5.Экономика.- Спб., 2004г. - Вып 4 - (№26), с.33

4.     Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.-М.: Финансы и статистика,2001.-768c

5.     Ковалев В.В. Управление финансами: Учеб.пособие.-М.,2002

6.     Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С. Стояновой.-М.: «Перспектива,2003.-656с

7.     Водянов А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций //Проблемы теории и практики управления. - М.,1996.-№5.

8.     Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальный сектор экономики //Управление инвестиционной и инновационной деятельностью. М.-1999.-№6.

9.     Волков В. Российская экономика в 1999 году // Экономист. М.-1990.-№12.

10.                       Грицына В.,  Курнышева И. особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2000.-№


ИЕ[1] И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, А. В. Холопов. Государственная экономическая политика. М.: Дело и Сервис, 1998г, с.214

[2] The East Asian Miracle. Economic Growth and Public Policy. World Bank Policy Research Report. Pp. 49-54.  

[3] Данной точки зрения придерживаются, в частности, С. Ю. Глазьев,  Ю. Н. Журавлев, Ю. И. Мельников “Проблемы повышения инвестиционной активности” и др.

[4] Ю. Н. Журавлев, Ю. И. Мельников. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России.// Вестник СПбГУ. Сер 5.Экономика.- Спб., 2004г. - Вып 4 - (№26), с.33

[5] Кейнс Дж. М. Трактат о денежной реформе. Избранные произведения. - М., 1993- с.31