Оглавление

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Анализ и перспективы сбыта____________________________ 5

1.1  Анализ рынка сбыта______________________________________ 5

1.2 Формирование портфеля заказов_____________________________ 6

1.3. Перспективы рынка сбыта__________________________________ 9

1.4. Характеристика производства и рынок сбыта_________________ 10

Глава 2. Процесс сбыта_______________________________________ 12

2.1. Обеспечение устойчивости сбыта___________________________ 12

2.2 Складской технологический процесс и принципы его организации 16

Заключение_________________________________________________ 19

Список использованных источников и литературы_______________ 20

Введение

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги", с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т. д.

Актуальность работы заключается в том, что в условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

На современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране стимулирование сбыта продукции начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия - изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции с помощью стимулирования.

Кроме того, объективным фактором возрастания роли стимулирования является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации.  Поэтому все большее число предприятий прибегает с стимулированию сбыта, как к средству, которое может эффективно поддержать рекламную кампанию.

Стимулировать, как указывается в словарях, означает «привести в движение». Именно такая задача ставилась перед стимулированием продаж во все времена. В США стимулирование продаж как составная часть производственно-коммерческой структуры существует уже более 50 лет.

Вместе с тем, стимулирование сбыта считается не столь универсальным средством увеличения объемов продаж, как реклама, поскольку его применение носит эпизодический характер или представляет собой конечную составляющую все той же рекламы. Поэтому соответствующие расходы включаются в рекламный бюджет.

Цель работы рассмотреть товарную и сбытовую политику фирмы. В практической части работы рассмотрим экономическую эффективность проекта от модернизации цеха.

Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:

­         Раскрыть анализ рынка сбыта

­         Рассмотреть формирование портфеля заказов,

­         Раскрыть перспективы рынка сбыта,

­         Привести характеристику производства и рынок сбыта,

­         Охарактеризовать обеспечение устойчивости сбыта

­         Привести складской технологический процесс и принципы его организации

В работе используются методы индукции и дедукции.

Глава 1. Анализ и перспективы сбыта

 

1.1  Анализ рынка сбыта

 

Поверхностное изучение рынка товара или услуги, недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на широкую ногу и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы[1].

Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого то можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию рынке.

При этом целесообразно обратить внимание на следующее:

• насколько часто и охотно покупатели приобретают товар или обращаются услугами;

• кто именно покупает товар или обращается за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в товаре или услуге);

• сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

• как реагируют покупатели на цену товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширения круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не стремясь удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу, нацеливать товар или услугу нужно на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направлять совершенствование своих изделий и услуг, завоевывать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

1.2 Формирование портфеля заказов

Важнейшее условие успешной работы предприятия - обеспечение производства заказами потребителей, на основе которых формируются текущие и оперативно-календарные планы предприятия.

План производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта, портфель заказов которого обычно состоит из следующих трех разделов:

-        текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу предприятия;

-        среднесрочные заказы со сроком исполнения до 1 года — 2 лет и более;

-        перспективные заказы, в том числе прогнозные на 2 года —5 лет и более.

Текущие заказы в основном подкрепляются договорами, заключенными отделом сбыта на поставку продукции (выполнение работ). Изготовление продукции, на которую не заключен договор, может быть начато лишь при твердой уверенности предприятия в ее реализации.

На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры, однако далеко не всегда можно найти заказчика, который гарантировал бы покупку продукции, особенно новой, сведения о которой крайне скудны, на несколько месяцев или даже несколько лет вперед.

Между тем, если предприятие не будет осваивать новую продукцию, то может в будущем вовсе потерять покупателей, поэтому оно вынуждено постоянно рисковать.

Для большинства предприятий в условиях неуправляемых рыночных отношений избежать риска крайне трудно, и чтобы минимизировать его, не обанкротиться и не изготавливать продукцию, не находящую спроса, многие из них придерживаются следующих правил:

ограничение процесса создания продукции, которую намечается вывести на рынок при отсутствии предварительного договора на поставку, как правило, подготовкой технической документации, расчетами и подготовкой мощности производства, которые необходимы для изготовления этой продукции, а также экономическими расчетами себестоимости, перспективной цены и трудоемкости единицы изделия. Определяются потенциальные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий для выпуска продукции.

 Подготовку останавливают на этом этапе, ожидая реального заказа:

q  максимальная унификация комплектующих узлов, технологии по всей номенклатуре изготавливаемых изделий с таким расчетом, чтобы при отказе потребителя от изделия, производство которого уже начато, можно было быстро и без потерь переключиться на изготовление другого изделия. Подобной унификации предприятию приходится добиваться и от сторонних поставщиков материалов, комплектующих узлов и деталей;

q  стремление найти самый выгодный для предприятия рынок сбыта продукции, имея в виду достаточную емкость рынка, возможность добиться высоких договорных цен, получить гарантии оплаты за поставленную продукцию и услуги.

Наряду с этим предприятию приходится постоянно искать страховые рынки сбыта, где готовую продукцию можно было бы реализовать с меньшей выгодой, но не допустить простоя на предприятии из-за отсутствия готовых заказов потребителя (рис. 1):

q  стремление хотя бы к минимальным преимуществам своей продукции по сравнению с продукцией конкурента (внешний вид, прочность, простота в эксплуатации, цена и др.), которые могут касаться лишь какого-то одного параметра изделия или учитывать интересы какой-то отдельной группы потребителей, но обязательно должны присутствовать. Стремление же превзойти продукцию конкурента по всем параметрам обойдется очень дорого. Предприятие в таком случае проиграет в главном - в доходе. Однако продукция предприятий, которые намереваются выйти на новые рынки, особенно зарубежные, которые уже освоены конкурентами, должна иметь явные преимущества;

q  расширение рекламы продукции, которая должна не только уведомлять о наличии изделия, но и убеждать, что именно это изделие надо купить;

q  стремление стать как можно более надежными партнерами для всех потребителей, памятуя, что хорошая и плохая слава распространяется очень быстро.

Конкурентоспособность предприятия определяется:

удельным весом предприятия на рынке;

прибылью, получаемой в данном секторе рынка;

способностью конкурировать по качеству продукции и ценам;

знанием рынка и потребителей;

сильными и слабыми позициями конкурентов;

уровнем технологии;

уровнем организации.

 

Конкурентоспособность предприятия

          Сильная Средняя Слабая

Рис. 1. Девятисекторная матрица формирования портфеля заказов

Продолжительность пребывания предприятия в секторе ёмкости рынка определяется:

емкостью рынка и темпами его изменения;

средней прибылью;

конъюнктурой рынка;

сезонностью;

цикличностью;

масштабами;

технологией;

общественно-политической и правовой ситуацией

Большое внимание уделяется поставщикам сырья, материалов, заготовок, комплектующих узлов и деталей, топлива, энергии, и прежде всего:

качеству поставляемой по кооперации продукции;

надежности поставщика; цене поставляемых товаров;

гибкости производства поставщика,

его способности быстро перестраиваться применительно к новым потребностям покупателя[2].

 

1.3. Перспективы рынка сбыта

Безусловно, всему персоналу, особенно руководителям, нужно твердо знать: то, что сегодня можно относительно легко выполнить для создания хорошей перспективы в будущей деятельности предприятия, очень трудно или вообще невозможно будет сделать через 3 года —5 лет, когда перспектива окажется сегодняшним днем[3].

Устойчивая хорошая перспектива деятельности предприятия, его надежное положение на рынках полностью зависят от его способности воспринимать и реализовать лучшие образцы продукции, созданные передовой наукой и техникой. Поэтому на предприятие должна поступать комплексная научно-техническая информация по всему спектру деятельности. Полученная информация в области науки и техники, организации производства и труда, а также собственные технические разработки разграничиваются, как правило, на группы: реализацию которых следует начинать немедленно; не вызывающие сомнения в их полезности, но реализацию которых следует (можно) отложить; требующие дальнейшего изучения и доработки; неперспективные.

Принятые к внедрению, а также перспективные для предприятия научно-технические разработки подвергаются тщательному коммерческому анализу, при котором непосредственно учитываются: существующие и возможные рынки сбыта продукции; реальный производственно-технический потенциал предприятия, структура его мощности;

реальные и потенциальные поставщики необходимых предприятию производственных компонентов: сырья, материалов, комплектующих, оборудования, инструментов, необходимых для производства каждого изделия, которое будет выпускаться в будущем; внешнеэкономическая деятельность предприятия; государственные законы, налоговая система, внутренняя и внешняя политика страны.

1.4. Характеристика производства и рынок сбыта

Маркетинговые исследования предоставляют информацию о внешней среде, и в первую очередь о рынках товаров. Этот важнейший этап работы над планом производства страхует предприятие от убытков, возникающих, если продукция не находит платежеспособного спроса. Не менее важное, а для многих предприятий главное значение имеет анализ соотношения их внутренних потенциальных возможностей с рыночными условиями. Поэтому при окончательном отборе продукции следует проводить тщательный технико-экономический анализ. Для включения в текущий или оперативно-календарный план производства намечаемой к выпуску продукции ее необходимо заново ранжировать в соответствии со следующими критериями текущих и потенциальных технических и организционно-хозяйственных условий производства:

q  структура, состояние и потенциал производственных мощностей;

q  наличие кадров;

q  платежеспособность потребителей, с которыми возможно заключение договоров на поставку продукции;

q  реальное материально-техническое обеспечение предприятия необходимыми компонентами производства;

q  обеспеченность транспортом, связью, топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными и прочими услугами;

q  состояние и перспективы послепродажного обслуживания продукции предприятия;

q  экологическое состояние производства на предприятии; затраты на содержание, перестройку и модернизацию производства, связанные с каждым видом выпускаемой продукции.

Может оказаться, что далеко не вся отобранная на основе маркетинговых исследований продукция может быть принята для запуска в производство с организационно-технической точки зрения[4].

После окончательного определения продукции, которую собирается выпускать предприятие, заключаются конкретные договоры на:

поставку продукции потребителям;

доставку на предприятие от поставщиков необходимых для производства компонентов;

обслуживание производства сторонними организациями (транспорт, связь, энергия и др.).

Производятся перестановка персонала и наем новых работников, корректируется финансовый план.

Глава 2. Процесс сбыта

2.1. Обеспечение устойчивости сбыта

Чтобы обеспечить стабильную работу, предприятию необходимо найти стабильный рынок сбыта. В связи с этим его продукция должна соответствовать требованиям, которые предъявляют к ней потребители, касающимся главным образом качества продукции и цены единицы продукции.

Известно, что повышение качества изделий часто связано с большими дополнительными расходами. К примеру, повышение точности обработки изделий в машиностроении с 8-го до 9-го класса требует дополнительных расходов в сумме, почти равной той, которая была затрачена на получение предыдущих 5 — 6 классов точности, а потребительские свойства изделий изменяются при этом незначительно[5].

Не все потребители готовы платить более высокую цену за изделие при малозаметном улучшении его качества, но для некоторых из них даже мизерное улучшение характеристик изделия имеет огромное значение, и они не считаются с возрастанием его цены.

Немало покупателей, которые довольствуются и средним уровнем качества изделия, т. е. для них, например, не обязательно, чтобы купленная газета была напечатана на бумаге высшего качества или чтобы купленные ботинки имели какие-то металлические украшения, повышающие их цену.

На рынке в разное время самопроизвольно возникает точка пересечения кривых роста цены и качества продукции (рис. 2), которая показывает то соотношение этих основных конкурирующих показателей - цены и качества продукции - для различных категорий потребителей, за пределами которого рост цены товара не окупается выгодой от повышения его качества. При этом имеется по крайней мере 3 таких точки отсчета:

1 - покупатель не придает значения относительно высокому качеству продукции, которое требует дополнительных расходов, и станет искать более дешевый товар;

2 - качество и цена устраивают покупателя;

3 — покупатель готов платить более высокую цену за улучшенное качество товара.

Коммерческие и технические службы предприятия добиваются. в первую очередь усредненных качества и цены продукции с расчетом на широкий круг покупателей. Отступление от достигнутого среднего уровня (линия 2 на рис. 2) в ту или иную сторону может производиться по особой договоренности с потребителями.

Рис. 2. Точки равновыгодности цены и качества продукции для различных категорий потребителей

Чтобы не отстать от конкурентов, специалисты, ответственные за конкурентоспособность продукции, осуществляют непрерывный контроль за ценами и качеством продукции на рынках сбыта и принимают меры при обнаружении недостатков.

Для выявления причин снижения конкурентоспособности продукции специалисты предприятия (инженеры, экономисты, мастера, работники отделов технического контроля, сбыта, материально-технического снабжения и др.) проводят тщательный анализ:

ее конструкции (модели, рецептуры);

технологии изготовления;

качества и цены материалов, комплектующих изделий;

состояния организации производства и др.

Как правило, анализ проводится для выявления причин отклонения параметров изделия и его компонентов от средних (высших) рыночных или отраслевых параметров, принимаемых в качестве эталона для измерения.

На отдельных более ответственных участках производства, где отмечаются или возможны сбои качества, целесообразно, как свидетельствует опыт зарубежных предприятий, создавать группы качества, в которые входят инженеры, мастера, рабочие, контролеры качества, экономисты. Задача этих групп - выявление причин снижения качества продукции, нахождение способов быстрого и экономически эффективного устранения недостатков. Кроме того, организуется общественный контроль за выполнением плана повышения качества продукции.

Такой порядок позволяет избежать многих ошибок, экономит время и ресурсы.

1. Ценовое стимулирование.

Временное снижение цены на товар имеет свои преимущества и недостатки. Некоторые предприятия (как производители, так и торговые посредники), прибегают только к этому виду стимулирования; по их мнению, гораздо выгоднее пойти навстречу экономически оправданным пожеланиям потребителя, чем отвечать на все новые запросы индивидуума в отношении качества и разнообразия продукции.

Недостатком этого вида стимулирования является то, что он не приводит к созданию круга надежной, постоянной клиентуры, а заставляет покупателя бросаться от одной марки товара к другой, в соответствии с предлагаемым снижением цен.

Для того, чтобы не переусердствовать в подчас опасном для товара и предприятия снижении цен,  инициаторы стимулирования все чаще подчеркивают временный характер своего предложения цены, сопровождая товар соответствующим письменным пояснением или же делая упор на снижении цены с отсрочкой предоставления скидки.

Преимущество данного приема заключается в том, что он позволяет заранее точно оценить стоимость операции, быстро организовать ее в самых простых формах, максимально сократить сроки ее проведения в соответствии с намеченными целями. Для торговой сети этот вид стимулирования продаж является бесценным инструментом, который может применяться без какой-либо предварительной подготовки в тех случаях, когда требуется немедленно отреагировать на действия конкурентов или внести коррективы в политику цен данного торгового предприятия.

Снижение цен может быть предпринято либо производителем, который желает увеличить объем продаж или привлечь к себе новых  потребителей, либо торговым предприятием, которое желает создать себе репутацию недорогой торгующей организации. Снижение цен может являться также результатом взаимного соглашения двух сторон: производитель предоставляет скидку торговой сети, а последняя переносит эту скидку частично, полностью или даже в больших размерах на потребителя.

Продажа по сниженным ценам особенно эффективна в тех случаях, когда цена играет решающую роль при выборе того или иного товара ( например, таких продуктов повседневного спроса как сахар, масло). При этом потребителю адресуются соответствующие рекламно-информационные сообщения с целью побудить его к покупке в конкретной торговой точке.

Размеры  снижения цен должны быть достаточно ощутимыми, чтобы на них можно было строить рекламные обращения; достаточно стимулирующими спрос, чтобы компенсировать связанное со снижением цен падение прибыли; и достаточно привлекательными, чтобы заставить прийти потребителя.

Все виды стимулирования продаж, сфокусированные на продажной цене товара, можно разделить на три большие группы: прямое снижение цен, распространение купонов, дающих право на покупку со скидкой и снижение цен с отсрочкой получения скидки.

2. Стимулирование торговой сети

Сбыт товара представляет собой цепочку, связывающую предприятие-производителя с потребителем через промежуточные звенья: сбытовиков, торговых посредников, инициаторов покупки.

Для эффективного воздействия на потребителя требуется применение особых методов. Обычно именно на стимулирование возлагается задача поиска приемов, соответствующих каждой стадии в  процессе сбыта.

Маркетинг изменил отношения между предприятием-производителем и торговой сетью; сбытовой аппарат может многое сказать о производителе, так как его уровень определяет коммерческую эффективность деятельности последнего. Если сбытовики не заинтересовались товаром, то торговая сеть также не проявит к нему интереса и производство данного товара очень скоро перестанет быть рентабельным. Если, напротив, сбытовикам товар не безразличен, то они сумеют убедить управляющего магазином и потребители купят данный товар.

Организация сбытовой сети зависит от каналов  реализации, от объемов деятельности торговых  посредников, типа товара и т.д. 

2.2 Складской технологический процесс и принципы его организации

На складах выполняется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс.

Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Товары на склады поступают различными видами транс

порта. При наличии железнодорожных подъездных путей товары могут поступать в вагонах или контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.

Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству.

Принятые товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.

Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям: отборка товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.

Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий поставки товаров, степени механизации складских операций. Технология выполнения складских операций в определенной мере зависит от особенностей устройства складских помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов оборудованием для хранения товаров.

В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы; планомерность и ритмичность, рациональная организация товарного потока, эффективное использование средств труда, механизация и автоматизация складских операций, полная сохранность свойств товаров.

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе склада способствует равномерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а так же наиболее полному использованию транспортных средств и складских помещений.                                   

Рациональная организация товарного потока предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.

Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров — также один из важнейших принципов рациональной организация складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.

Одним из условий рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.

Заключение

В этой работе рассматривались вопросы, которые помогают эффективно функционировать предприятиям в условиях свободного рынка.

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги", с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т. д.

Каждый из указанных в работе видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - "Прогнозирование и планирование экономической деятельности".

Устойчивая, хорошая перспектива деятельности предприятия зависят от его способности воспринимать и реализовать лучшие образцы продукции, созданные передовой наукой и техникой, что позволяет ему захватить огромный рынок сбыта.

Список использованных источников и литературы

          Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и статистика, 1997. 288 с.

          Болт Г. Д. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: ЮНИТИ, 1998. 294 с.

          Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры.  М.: Инфра, 1995. 187 с.

          Грузинов В.П. Грибов В.Д. Экономика предприятия.  М.: Инфра-М, 1998. 354 с.

          Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли.  М.: Дело, 2000. 348 с.

          Киселев Б.Н., Алешина И.В. Основы стратегического управления. М.: Финансы и статистика, 1996. 219 с.

          Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: ФиС , 1997. 514 с.

          Планирование на предприятии / Под ред. Горемыкин В.А. и др. М.: ЮНИТИ, 1999. 344 с.

          Попов В.Н. Деловое планирование: методы, организация, современная практика.  М.: Дело, 1997. 147 с.

          Скоун Т. Управленческий учет. М.: ЮНИТИ, 1998. 347 с.

          Уткин Э.А. Стратегическое планирование.  М.: Дело, 1998. 219 с.

          Финансовый менеджмент: теория и практика/Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2002. 624 с.

          Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат.  М.: Филинъ, 1997. 123 с.

          Эванс Д. , Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика 1999. 490 с.


[1] Киселев Б.Н., Алешина И.В. Основы стратегического управления. -М., 1996. С. 118.

[2] Финансовый менеджмент: теория и практика/Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2002. С. 217

[3] Болт Г. Д. Практическое руководство по управлению сбытом. М., 1998. С. 156

[4] Уткин Э.А. Стратегическое планирование. - М., 1998. С. 47.

[5] Эванс Д. , Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика 1999. С. 201.