1. Философия, ее смысл и предназначение. Предмет, цели и задачи философского познания.

Философия  — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Философия является одной из форм общественного сознания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.  Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Как теоретическая основа мировоззрения философия связана с социальными интересами, с различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов.  Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „основной вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Философия" впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории.  В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс «отпочкования» отдельных наук от философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия способствует развитию самосознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым масштаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.

2. Основные проблемы философии.

Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в философии на первый план, так как то или иное его решение лежит в основе всей философии, в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация философии на два противоположных направления — на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю философии, составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества.

Отправной теоретический пункт всякого философского учения — вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Что чем порождается — материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром — такова первая сторона основного вопроса философии. В зависимости от решения этого вопроса философские учения разделяются на идеалистические и материалистические. Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания. В то же время из-за недостаточности конкретных знаний философия пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, «науку наук». В отношении природы такая философия выступала как натурфилософия, в отношении истории - как философия истории. Последней системой такого рода была философия Гегеля. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования философии как „науки наук". Философия выступает как могущественное орудие познания и деятельности людей, как активный фактор дальнейшего развития познания и практики. При таком понимании философии ее части - психология, этика, эстетика  превращаются в самостоятельные науки, лишь по традиции считающиеся философскими. Правда, эта традиция имеет основание, т. к. упомянутые науки в наибольшей степени связаны со специфически философской проблематикой, в частности с проблемой взаимоотношения субъекта и объекта.

3. Становление философии. Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения.

 Философия как форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической, религиозной и других форм мировоззрения, отражающих действительность в фантастической форме. Но четкой грани между этими формами общественного сознания нет.   Миф  - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой объяснить и обобщить различные явления природы и общества. Религия представляет собой более структурированное понятие, так как она уже отделилась от синкретичного первобытного сознания как самостоятельная форма общественного сознания. Еще более структурированной является философия. Но на ранних порах философия была насквозь проникнута мифом, а в средневековье европейская  философия фактически была служанкой религии, так как служила только одной цели – обосновать веру. Неотомизм – несомненно, философская доктрина, но и по сегодняшний день она остается офиициальной концепцией католицизма.  Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (веданта и противостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя санкхья, буддизм и др.), Китае (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его материализм носил наивный и умозрительный характер, но таково было все научное знание античности.  Его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Родоначальником идеализма был Платон, развивший глубокую диалектику понятий. Античная философия достигла своей вершины у Аристотеля, создавшего всеобъемлющую систему научно-философского знания. В последующем античная философия составила тот фундамент, на котором зиждется современное философское знание.

4. Специфика и структура философского знания. Основные разделы философии.

Предмет  философии   исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т. ч. с развитием науки и самого философского знания. По мере накопления научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения.  В ходе предметного самоопределения философии и её внутренней дифференциации сформировались такие философские дисциплины, как онтология — учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов.  Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между философией и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась философия. Но так как философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал, то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами На этой почве возникало противопоставление философии частным наукам. В 17—19 вв. создавались системы, в которых естествознанию противопоставлялась философия природы, истории как науке — философия истории, правоведению —   философия права. Считалось, что философия способна выходить за пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук.  Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации филоософия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться. Каждая наука исследует специфически определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. В пределах каждой частной науки есть различные уровни абстракции и обобщения, не выходящие, однако, за рамки их предметной области. В философии сами эти обобщения подвергаются анализу, на основе чего и раскрываются универсальные законы бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское  мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо.

5. Проблема соотношения материи и сознания. Материализм и идеализм.

Материализм - философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. Обобщая  достижения науки,  материализм  способствовал  росту  научного  знания,  совершенствованию       научных       методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой  практики,  на развитие производительных сил.

Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем. Выделяют объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма.

6. Проблема смысла жизни  как философская проблема.

Смысл  жизни (человека) - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни,  философы исходили из существования некой абстрактной и неизменной „человеческой природы", конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать мир (в соответствии с этими идеальными представлениями) чисто духовными средствами. С марксистской точки зрения, смысл жизни человека -  в созидательном труде, в установлении все большего соответствия между личными целями и целями общества. Однако это понимание учитывает вовсе не все аспекты понятия смысла жизни. Большую роль в современном понимании смысла жизни сыграли воззрения  видного философа и психолога Эриха Фромма (1900-1980). Согласно его теории, человек имеет так называемые экзистенциальные потребности (потребность в корнях, потребность в системе взглядов и преданности, в преодолении своей животной природы, в установлении связей). Удовлетворение  этих потребностей создает для него не навязанный извне, а его собственный смысл жизни. Человек испытывает потребность видеть себя не просто изолированным индивидуумом, а личностью, имеющей связи как с миром (с ныне живущими людьми), так и с вечностью. Достичь этого человек может разнообразными способами, куда включается как религиозные верования, так и созидательный труд. С точки зрения экзистенциалистов (А.Камю, Ж.-П. Сартр), человек несет ответственность за то, что он собой представляет, личность  строит себя сама,  и следовательно, целью жизни человека является наиболее полная реализация заложенных в нем способностей. Личность, жизнь которой,  преисполнена смысла, философы и психологи экзистенциального (гуманистического) направления называют самоактуализирующейся личностью.

7. Проблема познания. Агностицизм.

Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей,  формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. В обществе, где существует противоположность    между    умственным и физическим  трудом, где творческая,   открывающая   и  созидающая новое деятельность социально противопоставлена деятельности исполнительской, рутинной, познание выступало, как правило, особой функцией тех, кто профессионально осуществлял тот или иной вид духовного производства (научную, эстетическую, этическую, религиозно-нравственную и другие виды деятельности). Поэтому теория познания разрабатывалась как теория особенной, собственно духовной деятельности, обособившейся от практики, что порождало агностицизм в понимании познания. Агностицизм  - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли.  У истоков познания находится активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы,  использование свойств вещей. Способ практической деятельности есть одновременно и способ общения людей, хранящий и представляющий им во всеобщей форме предметы их деятельности. Созерцая объект, человек как бы „накладывает" на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки и использования, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и т. п. Свойства, функции вещей, их объективное значение, закрепляясь в сигнально-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью которых человек посредством абстрагирующей деятельности мышления создает свои представления о вещах, об их свойствах и проявлениях. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, индукция и дедукция, анализ и синтез и т. п., в создании идей, гипотез. Однако только тогда, когда общественно-производственная и жизненная практика подтверждает совпадение идей, гипотез с действительностью, только тогда можно говорить об их истинности.

8. Человек как философская проблема. Понимание сущности человека в различных философских концепциях. Проблема взаимоотношения человека и общества.

Человек - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида Homo Sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Современные философские концепции человека образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм, философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов - идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности человека и натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские подходы. Человек как биосоциальное существо не обладает „двойственной природой". Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в „снятом виде", через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Индивидуальное и историческое развитие человека - процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий одновременно наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального ,,Я" человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом. Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Становление общества - сложный и длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд.  Общество - не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах. На такой основе возникают общественные отношения,  закрепляемые в различных социальных институтах и постоянно совершенствующиеся.

9. Античная философия. Основные школы, имена, идеи.

Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом  обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском  обществе начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э. Античная философия  складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии,  освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. Уже в 5 в. до н. э. возникли философские и собственно космологические системы (например, космологическая система Пифагора), в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В 6-5 в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. При отсутствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипотез было велико. Множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие это и уровень разработки сделали античную философию школой философского мышления для последующих времен. Исходная точка развития античной философии - философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из одного вещественного начала. Внутри этой наивно-материалистической основы наметились отдельные воззрения, которые привели к возникновению идеализма. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и позднее Эпикур. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. С этого времени в античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой  линии развития: материализм и идеализм. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель  излагал свои идеи в полемике с предшествующими и современными ему учениями.  В 529 император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета основной круг идей античной  философии завершил свое развитие.

10. Жизнь и взгляды Сократа. 

Сократ (ок. 469-399 до н. э.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учился в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристипп, Евклид из Мегары. В конце жизни был привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение юношества»; был приговорен к смерти. В тюрьме принял яд.  Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона, Ксенофонта (в «сократических» сочинениях) и Аристотеля. Согласно этому учению, строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: „Познай самого себя". Высшая задача знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Тем самым устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской «иронии». Этика Сократа рационалистична: по Сократу, дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Никакой философской «системы» у Сократа, по-видимому, не было. Сократ не был похож на философа в традиционном понимании; он, скорее, был народным мудрецом, образ жизни и поведение которого производили не меньшее впечатление, чем содержание  его высказываний.  Важнейшая заслуга Сократа состоит в  том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Сократ неоднократно вступал в споры с софистами, отрицая их гносеологический и этический  релятивизм. Впервые применил индуктивные доказательства.

11. Учение Платона об идеях. «Государство» Платона.

Платон     (428/427-348/347     до н. э.) - древнегреческий философ-идеалист, ученик    Сократа,    основатель   объективного  идеализма,   автор  свыше   30 философских    диалогов     („Софист", „Парменид",  „Теэтет", „Государство" и    др.).    Отстаивая    идеалистический взгляд  на  мир,  Платон   активно  боролся против     материалистических     учений своего  времени.  Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида   и   Гераклита.   Для   объяснения бытия развивал теорию о существовании   бестелесных форм вещей,  которые называл   „видами"   или   „идеями"   и которые отождествил с бытием. „Идеям" Платон    противопоставил   небытие,   отождествленное   с   материей  и   пространством.   Чувственный  мир,  по  Платона,  порождение   „идей"  и  „материи",  занимает срединное положение между ними.   „Идеи"   вечны,   „занебесны",   не возникают,   не   погибают,   безотносительны, не зависят от пространства и времени.  Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона учение о „мировой душе".   Платон   различал виды познания в зависимости от различий   познаваемых   предметов.   Достоверное познание возможно только об истинно   сущих  „видах".  Источником такого познания служат воспоминания бессмертной   души   человека  о   мире идей,   созерцаемом   ею   до   вселения в смертное тело. О чувственных вещах и  явлениях   возможно не  знание, но только   вероятное   „мнение".   Между „идеями" и чувственными вещами Платон поместил     математические    объекты, доступные рассудочному познанию. Метод   познания   -   „диалектика",   под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только „видов" („идей"), но не  чувственных    единичных вещей. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде: государством правят „философы"; его охраняют „стражи", или „воины"; ниже этих обоих разрядов свободных граждан - „ремесленники". Подразумевалось упразднение семьи и частной собственности.

12. Учение Аристотеля о человеке, обществе, государстве.

В философии Аристотель различал: теоретическую часть —  учение о бытии,  его частях, причинах и началах; практическую - о человеческой деятельности и    поэтическую   -  о  творчестве. Раздел творчества Аристотеля о человеке и обществе – «Этика» и «Политика».  Высшее благо человека определяется как «счастье» (эвдемония) (аретологический эвдемонизм). «Арете» - добродетель.  Счастье состоит  в деятельности души по осуществлению своей арете, причем, чем выше в ценностном отношении арете, тем полнее достигаемая при этом степень счастья. Для беспрепятственного осуществления своей арете необходимы (хотя и не достаточны) некоторые внешние блага (здоровье, богатство, общественное положение  и т.д.). Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этическая арете – середина между двумя пороками: мужество – между отчаянностью и трусостью, самообладание – между распущенностью и бесчувственной тупостью, кротость – между гневливостью и невозмутимостью и т.д. Сущность дианоэтической арете – в правильной деятельности теоретического разума, цель ее теоретическая – отыскание истины ради нее самой, либо практическая – установление нормы поведения.  По Аристотелю, «полис есть естественное образование и человек от природы есть политическое животное». Государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам: платоновский проект упразднения семьи и частной собственности насилует человеческую природу и не реален. Генетически семья предшествует сельской общине, сельская община – городской (полису), но полис (государство) есть высшая и всеобъемлющая форма социальной связи и общения, и потому первичен по отношению к семье и индивиду (как целое первично по отношению к части). Конечная цель полиса, как и индивида, состоит в «счастливой и прекрасной жизни», основная задача государства – воспитание  (пайдейя) граждан в нравственной добродетели (арете). Желательный государственный строй – аристократия в первоначальном смысле этого слова (правление лучших).

13. Религиозный характер средневековой европейской философии. Патристика и схоластика. Основные проблемы и идеи. 

Средневековая европейская философия - философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5 в.) до 14-15 вв. Падение античного рабовладельческого общества сопровождалось упадком философии. Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины 12 в. почти неизвестным ученым Западной Европы. Господствующей идеологией в Европе стала христианская. Развитие школ (светских и духовных), а с середины 12 в. и основание первых университетов (в Италии, Англии, Чехии, Франции) поставили перед философией задачу помочь церкви в   философском   объяснении   и   обосновании догматов веры. Философия на ряд веков стала «служанкой богословия». Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в сочинениях отцов церкви (патристика, главные  представители: Тертуллиан (ок. 160 - ок. 222), Климент Александрийский (ок. 150-215), Ориген (ок: 185 - ок. 254), Августин).  Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим - для Запада - источником влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии,  стали  восточные неоплатоники, в их числе  Лже-Дионисий Ареопагит (5 в.)  Религиозная   философия,   получившая название схоластики,  выработала ряд точек зрения, основные  из них были  вступившие в борьбу между собой учения реализма  и номинализма.   Против   крайностей   обеих  точек  зрения выступил в 12 в. Абеляр. С середины 12 века главные сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Встреченное церковью вначале враждебно, учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Главными систематизаторами схоластики в 13 в. были Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот. Несмотря   на   относительный подъем средневековой философии  в  13 в., результаты ее более чем тысячелетнего развития оказались скудными как для философии, так и для науки, т. к. даже крупные мыслители искали не столько истину, сколько  способы  обоснования  веры. Лишь в области формальной логики  был достигнут некоторый скромный прогресс.

14. Учение Аврелия Августина (Блаженного) о Боге и человеке.

Аврелий Августин (354—430) - епископ гиппонский (в Сев. Африке), христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование; до обращения в христианство увлекался манихейством и скептицизмом; изучал сочинения Плотина и Порфирия (в пер. Мария Викторина). Для духовного облика Августина характерны контрасты: органическая связь с античным прошлым — и внутренний отход от него в критике основных ценностей языческой цивилизации; острое личное самосознание — и убеждённое утверждение сверхличного церковного авторитета. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: «Без веры нет знания,  нет истины». Воззрения Августина - один из источников схоластики. В сочинении «О граде божием» (426) Августин развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. „Земному граду", „греховному" светскому государству он противопоставляет „град божий", всемирное господство церкви. Это учение сыграло большую роль в борьбе пап против светских феодалов. Влияние Августина на последующее развитие христианской теологии огромно. До настоящего времени августинизм широко используется как протестантскими, так и частью католических богословов. В православной церкви иррационалистические построения Августина пользовались особой популярностью. От  римской  традиции Августин  воспринял сугубо  практический   подход  к  философствованию:   «истина» нужна человеку постольку, поскольку без неё невозможно «блаженство», познание указывает надёжные блага  и разоблачает   ненадежные.    В   противовес   манихейскому дуализму разрабатывал неоплатоническую доктрину о бытии как совершенстве, в свете которой зло оказывается простым недостатком бытия; оригинальный момент теодицеи Августина — эстетическое оправдание противоречий мира как некоего аналога поэтики антитезы. Важной чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамика человеческой личности и динамика общечеловеческой истории.

15. Философские взгляды Фомы Аквинского. Томизм и неотомизм.

Фома Аквинский (1225 или 1226 - 74) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 году был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на философию Фомы Аквинского оказало и учение неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции „умеренного реализма", признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается Фомой  Аквинским в созданный Богом иерархический порядок. Учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. В 1879 система Фомы Аквинского (томизм) официально объявляется «единственно истинной философией» католицизма. Наибольшее признание  получил в различных школах доминиканского ордена. Наиболее известный продолжатель томизма в эпоху Возрождения – итальянский доминиканец Фома де Вио (Каэтанус). Ранние буржуазные революции, Реформация, вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к некоторому обновлению томизма испанским иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение томизма начинается с середины 19 в. (неотомизм) - А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Основная тенденция современного томизма - попытки синтезировать систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких  философов, как Гуссерлъ, Хайдеггер и др.

16. Антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения. Гуманистические взгляды Данте А, Ф. Петрарка, Пико Делла Мирандола, Н. Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы. 

В философии эпохи Возрождения возобладала гуманистическая тенденция, носившая в значительной степени антиклерикальный характер. Главное место в литературе, живописи, философии стал занимать человек с его потребностями, свойствами, качествами.  Антиклерикальную направленность можно проследить в поэзии Ф. Петрарки, в которой мы видим также воспевание любви (к человеку, а не только к Богу). В «Божественной комедии» Данте Алигьери населил ад философами древности, но отвел им при этом первый – самый почетный и необременительный – круг ада. Пико Делла Мирандола (1463-1494) в 1489 году опубликовал «900 тезисов», впоследствии осужденные церковью; в них он попытался примирить все существовавшие ранее философские учения. Другая центральная идея Пико Делла Мирандолы – особое положение («достоинство») человека в мироздании в силу того, что он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой воли это дает человеку творческую способность самоопределения, уподобляющую его Богу. Пантеистические тенденции сближают Пико Делла Мирандолу с Николаем Кузанским. Томас Мор (1478-1535) в 1516 году опубликовал трактат «Утопия», в котором изобразил общество, в котором ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлено производство и быт. Труд составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов, наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Утопия стала нарицательным словом. Томмазо Кампанелла (1568-1639) выстроил собственную утопию («Город Солнца», 1602), где в идеальном городе труд также обязателен для всех, а упразднена и дети воспитываются государством.   Пытался провести свою программу в жизнь через европейских государей. Никколо Маккиавелли (1469-1527) рассматривал государство как высшее проявление человеческого духа, а служение государству – целью, смыслом и счастьем человеческой жизни.

17. Натурфилоософия эпохи Возрождения. Взгляды Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Николай Кузанский (1401-64) (Николай Кребс или Крипфс), немецкий философ, ученый и богослов времени перехода от схоластики к гуманизму в науке эпохи Возрождения. Переработал под влиянием неоплатонизма понятия христианской философии в учении о Боге как максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в которых ограниченный рассудок мыслит вещи природы. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и множественного и т. д. Близкое к пантеизму учение Николая заключает в себе, несмотря на мистико-идеалистическое содержание, ряд плодотворных идей. Таковы критика ограниченности рассудочных противопоставлений; методологическое значение математических понятий для познания природы; предвосхищение понятия бесконечно малых величин; постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т. п.  Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ,  пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма.  Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (неоплатонизма и пифагореизма, затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно теории Коперника. Отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно еще решительнее, чем Николай Кузанский, влияние которого он испытал, утверждал бесконечность самой природы. Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом.

18. Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

Бэкон Френсис (1561-1626) – английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. Автор знаменитого трактата «Новый Органон» (1620), (в отличие от «Органона» Аристотеля), в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции.  Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Бэкон считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Предшествующая наука страдала либо «догматизмом», поскольку ученый выводил систему положений из собственных понятий, либо «эмпиризмом», поскольку он стремился лишь к собиранию неосмысленных фактов. Бэкон считал необходимой реформу метода науки. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от грозящих ему заблуждений. По мнению Бэкона, наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками его выводов («средними аксиомами») будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. В своей теории индукции Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, т.е. подбора случаев, противоречащих ранее сделанному обобщению и тем самым требующих его пересмотра, как недостаточно обоснованного. Заслуга Бэкона в развитии философии заключается в том, что он восстановил материалистическую традицию и произвел под этим углом зрения переоценку философских теорий прошлого; он выработал собственное материалистическое понимание природы. Декарт Рене (Картезий)(1596-1650) – французский философ, математик, физик, физиолог.  В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или телесной субстанции.  Декарт отождествлял материю  с протяжением.  Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют всю сущность телесности. В учении о познании Декарт – родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания математического знания. Так как всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. 

19. Философские взгляды французских просветителей. Вольтер и Ж.Ж. Руссо.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) — французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Мировоззрение его противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, «первого двигателя» (деизм). Движение природы, по Вольтеру, происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически Вольтер склоняется к отождествлению Бога  и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по Вольтеру -  свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт. Задача науки - изучение объективной причинности. Однако Вольтер допускал наличие «конечных причин» и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования «высшего разума» и «архитектора» Вселенной. Огромное значение имела борьба Вольтера против клерикализма и религиозного фанатизма. Католическую церковь  он считал основным врагом прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизма. Руссо Жан Жак (1712-78) - представитель демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, но признавал врожденность нравственных идей. Как социолог  занимал радикальную позицию. Резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за демократию и гражданские свободы, за равенство  независимо от рождения. Выступал против имущественного неравенства. Был сторонником общественного договора.

20. Французский материализм эпохи Прсвещения. П.А. Гольбах и Ж.О. де Ламетри.

Гольбах Поль Анри   (1723-89)  -французский   философ-материалист   и   атеист. По происхождению немецукий барон, но большую часть жизни провел во Франции.  Главный  труд Гольбаха «Система природы» (1770) был сожжен по решению парижского  парламента.  Другие  его  работы — «Разоблаченное христианство» (1761), «Карманное богословие» (1768), «Здравый смысл»(1772). Выступал с критикой религии и идеалистической  философии.  В идеализме Гольбах видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии   объяснял темнотой, страхом одних и обманом других. Материя, по Гольбаху - это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Она состоит из неизменных и   неделимых    атомов,     основные     свойства которых  -  протяженность, вес, фигура, непроницаемость.   Движение   - также атрибут материи - Гольбах рассматривал как простое  перемещение тел в пространстве. Человек, по Гольбаху - часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм,  Гольбах  понимал причинность механистически. Отрицал   объективное   существование  случайностей, определял их как явления, причины которых нам неизвестны. В теории   познания   Гольбах придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. Ламетри Жюльен Офре де (1709-51) — французский философ-материалист, врач. Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Ламестри рассматривал мир как проявления протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, формами которой являются неорганическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, Ламетри понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламетри - представитель механицизма, приближался к идеям эволюционизма. Главными причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Был атеистом, за что подвергался гонениям. считал вместе с тем Основные работы: „Человек-машина" (1747), „Система Эпикура" (1750).

21. И. Кант – основоположник немецкой классической философии. Учение о познании и нравственности.

Кант Иммануил   (1724-1804) -  родоначальник   немецкого   классического   идеализма. Родился,  учился и работал в Кенигсберге, где был в 1755-70 доцентом, а в 1770-96 - профессором  университета.  Кант  — основатель «критического» («трансцендентального»)   идеализма. Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной   философии    («метафизики», согласно принятой тогда терминологии)   впредь   до   предварительного исследования форм познания и границ наших   познавательных   способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»),  недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений». По Канту, в нашем сознании налицо «априорные» формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или   понятия,  рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например,  законы   постоянства   субстанций,   причинности, взаимодействия субстанций. В разуме заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических   запросов. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы   противоположные   решения: мир и конечен, и не имеет пределов;   существуют неделимые частицы  (атомы)   -  и таких частиц нет, и т.д. Разум по природе антиномичен,   т.   е.  раздваивается  в  противоречиях.     Но  противоречия эти, по Канту,  все же лишь кажущиеся. Решение   загадки   -   в   ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. В этике  Кант провозглашал ее  законом безусловное повеление (Категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. Провести последовательно свой формализм Кант не смог: вразрез с формальным характером категорического императива  он выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества.

22. Учение И.Г. Фихте о человеке, обществе и государстве.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) — немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого классического идеализма. Фихте отбросил кантову концепцию „вещи в себе" и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Фихтевское исходное „Я" не индивидуальное „Я",  а нравственная деятельность сознания. Из этого  исходного „Я" Фихте выводит отдельное „Я", под которым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое „Я", которому противостоит — тоже эмпирическая — природа. Отсюда следует, что теоретическая философия, положив „Я" и „не-Я", противополагает их друг другу — в пределах того же исходного абсолютного „Я" - как результат его ограничения или разделения. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется „антитетическим", т. к. антитезис, собственно, не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. „интеллектуальную интуицию". Наряду с основным для Фихте учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усилившееся в последние годы его жизни. В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе. Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Однако Фихте, в отличие от Спинозы,  ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, к которой принадлежит индивид. Не будучи в силах преодолеть иллюзии, порожденные отсталостью современной ему Германии, Фихте разработал утопический проект устройства немецкого общества в форме „замкнутого торгового государства". Выражая особенности буржуазного развития Германии,  проект этот отмечен рядом реакционных черт, в т. ч. чертой националистической немецкой исключительности.

23. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод. Законы диалектики.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель классической философии. В «Феноменологии духа»(1807) рассматривал  эволюцию  человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией. Гегель обосновывал тезис о субстанции как субъекте, деятельном,  активном начале.  Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т. е. понятие реального  мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал   как   исторически   развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного)   идеализма  Гегеля, изложенного в «Энциклопедии философских наук» (1817),  состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное разумное начало — «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме природы, - Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») — Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Идеалистический Принцип тождества мышления и бытия служит, однако, обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке логики» (1812-16).  Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Законы диалектики: Закон отрицания отрицания – выражает преемственность, спиралевидность развития, повторяемость на высших стадиях развития некоторых свойств низших стадий. Закон перехода количества в качество – констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений приводит к существенным, коренным, качественным изменениям.

24. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Фейербах Людвиг (1804-72) - немецкий философ-материалист и атеист. Взгляды Фейербаха изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Фейербаха. Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм. Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Фейербах также идеалистический характер гегелевской диалектики. Однако Фейербах просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть гл. его достижения — диалектики. Основное содержание и смысл философии Фейербаха — отстаивание материализма. Антропологизм Фейербаха проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, которая рассматривается им как „единственный, универсальный и высший" предмет философии. В теории познания Фейербах отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Фейербах стремился применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни.  Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Таким  образом, религия выступает как „бессознательное самосознание" человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Фейербах выводит  принципы морали из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.

25. Философские взгляды Карла Маркса. Роль марксизма в российской истории.

Маркс Карл  (1818-83) – немецкий философ и экономист.  Исходный пункт эволюции мировоззрения  Маркса  -  гегелевская философия, ее левое направление (младогегельяны).   В  докторской диссертации «Различие между натурфилософией   Демокрита   и   натурфилософией  Эпикура»  (1841)   -   Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает   наиболее   радикальные  и   атеистические выводы из  философии Гегеля. Затем Маркс пришел к прямому столкновению   с гегелевской философией из-за несоответствия ее теоретических положений, как он считал, реальным общественным   отношениям   и   задачам  их преобразования.   Коллизия   с   Гегелем   и младогегельянцами в философском отношении    выразилась   в    переходе на материалистические позиции,    на   что   существенное   влияние оказало   знакомство  Маркса  с философией Фейербаха.   Окончательный   переворот в  мировоззрении Маркса   (1844)   связан с изменением его классовой позиции, с переходом от революционного демократизма к  «научному коммунизму». Главный научный интерес Маркса был связан с политической экономией, с созданием основного его труда – «Капитала» (1 т. вышел в 1867 2т. издан Энгельсом в 1885, 3 - в 1894). Создание марсистской политической экономии стало средством обоснования коммунизма, развития материалистической диалектики. В «Капитале», и в подготовительные работы к нему (рукописи 1857—59 и 1861-63 гг.) всесторонне развиты  важнейшие стороны и принципы марксистской философии (диалектический метод, принцип единства диалектики, логики и теории познания и др.). В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс сжато изложил сущность материалистического понимания истории. В «Капитале» это понимание получило свое научное применение. Хотя положения марксизма брали на вооружение многие политические партии в разных странах, первое практическое применение они нашли после революции 1917 года в России. Реализация теории классовой борьбы привела к истреблению и изгнанию миллионов людей, идеологическому диктату; теория диктатуры пролетариата стала основой для наиболее кровавого диктаторского правления в истории.