Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Типы корпоративных объединений в рыночной экономике.............. 4
2. Особенности строения и развития финансово - промышленных объединений в странах с рыночно - ориентированной финансовой системой................ 8
3. Государственные холдинговые компании и финансово-промышленные объединения................................................................................................. 14
Заключение.................................................................................................. 17
Список использованной литературы....................................................... 19
Введение
Крупные корпоративные объединения последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.
Цель данной работы – рассмотреть типы, становление и развитие крупных корпоративных объединений
1. Типы корпоративных объединений в рыночной экономике
Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация.
Корпорации можно разделить на 2 вида:
1) финансовые корпорации — фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.
2) нефинансовые корпорации – включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка.
Международная корпорация, или МК – это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.
Существуют два вида МК:
1) транснациональная корпорация (ТНК) – сообщество, головная компания которою является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;
2) многонациональные корпорации (МНК) – сообщество, головная компания которою принадлежит капталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах.
В России к корпорациям относятся холдинги, ФПГ и с каждым годом их становится все больше и больше.
Финансово-промышленные группы – активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Согласно российскому законодательству, ФПГ – это “совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”[1]
В большинстве стран рыночной экономики, успешно осуществивших после второй мировой войны модернизацию хозяйства, большую роль в развитии промышленного производства играли и продолжают играть мощные финансово-промышленные группы, своего рода "метаструктуры". Современные финансово-промышленные группы являются универсальными по характеру деятельности и транснациональные по ее масштабам, в которые входят, на основе акционерных, финансовых, а также деловых форм связей, промышленные фирмы, банки и другие финансовые институты, торговые и строительные компании, а также компании, относящиеся к другим отраслям хозяйства. Поэтому среди огромного многообразия форм взаимодействия взаимосвязанных партнеров есть традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией ("General Motors", "El du Pont de Nemours", "General Elektric", "Ford Motors", "АТ&Т", "IG Farben Industry", "Flik", "Тhyssen-Оppеnheimer", "Fiat" и т.д.), группы сформированные вокруг кредитно-финансовых институтов ("Chasе", "Моrgan", "Меllon", "Limen-Goldmen, Sacks" в США или Deutsche Bank AG, Dresdner Bank AG в ФРГ и т.д.) и включающие в свой состав подконтрольные производственные предприятия, семейные холдинговые компании (например, южнокорейские чеболи - "Daewoo", "Samsung", "LG International", "Hyndai" и др.). Кроме того, существуют и универсальные многоотраслевые объединения - деловые группы, получившие наибольшее распространение в Японии (сюданы - "Mitsubishi", "Mitsui", "Sumitomo", "Dai-Ichi Kangyo", "Fuje", "Sanva"). Для сегодняшних высоко интегрированных корпоративных объединений - финансово-промышленных групп, концентрирующих значительную часть ВНП в своих руках, стал характерным экономический контроль не над отдельными отраслями хозяйства и секторами предпринимательской деятельности, а над всей национальной экономикой, что придает им статус центров экономической власти.
Таким образом, проблемы мировой экономики, связанные с тенденциями развития по пути создания крупных финансово-промышленных объединений, Россию, естественно, не могут не интересовать. Но столь же ясно и другое, еще более важен для нас вопрос о том, в какой мере практика такого развития приемлема к сегодняшней России, с большими трудностями ищущей дорогу к выходу из социально-экономического кризиса, к нормализации своего народного хозяйства. Что в свою очередь обуславливает изучение основных тенденций глобальных преобразований организации производственной деятельности в мировом хозяйстве.
Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.
Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей посредством создания крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах. И соответственно появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.
Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как «Samsung», «Daewoo», «LG electronics»).
2. Особенности строения и развития финансово - промышленных объединений в странах с рыночно - ориентированной финансовой системой
Рыночно ориентированная финансовая система характеризуется высоким уровнем развития рынка капитала, широким набором различных финансовых инструментов. Кроме того, изначально высокий уровень развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений, во многом облегчил процесс привлечения дополнительного капитала. Промышленные предприятия увеличивали капитал главным образом за счет новых эмиссий акций, поэтому практически отпадала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения их основного капитала. Поэтому, в сложившихся условиях, функции банков сводились лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке операций с ценными бумагами, но без непосредственного участия в управлении предприятиями. Другой отличительной особенностью крупнейших корпораций рыночно ориентированной финансовой системы является значительная степень распыленности акционерного капитала. У типичной корпорации рыночно ориентированной финансовой системы много собственников, каждый из которых владеет сравнительно небольшой долей корпоративного капитала. В результате ни одна из групп акционеров не может предъявить особые права на управление компанией.
Кроме того, на интеграционные процессы в странах с рыночно ориентированной финансовой системой большое оказало влияние антимонопольное законодательство. Так, в американской экономике антимонопольное законодательство не только затрудняло концентрацию промышленного капитала, но и создавало дополнительные препятствия на пути сращивания банковского капитала с промышленным.
Теперь на примере корпоративных структур США рассмотрим характерные особенности их организационного строения и управления. Существующие в США финансово-промышленные объединения можно условно разделить на две групп: в первую входят структуры с доминированием банков, при этом контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков. Среди наиболее известных банковских объединений с набором подконтрольных предприятий выделим группы "Чейз", "Моргана", "Меллона", "Лимена-Голдмена, Сакса".
Организационная структура банковских финансово-промышленных групп представляет собой горизонтальное объединение крупных фирм олигополистического типа, в центре которого находится ведущий коммерческий банк.
В большинстве случаев данные группы имеют похожую историю создания и развития, имеют одинаковое строение. Например, финансовая составляющая группы "Чейз" включает коммерческий банк "Чейз Манхэттен корп." (Chase Manhattan Corp.), созданный 1 апреля 1996 г. в результате объединения "Чейз Манхэттен бэнк" с "Кемикл бэнк", и две компании по страхованию жизни ("Метрополитен лайф иншуренс К." и "Эквитэбл лайф"). Промышленная составляющая группы - это 21 нефинансовая корпорация, каждая их которых входит в число 100 крупнейших компаний США, в том числе пять транспортных компаний, включая три авиакомпании и две железные дороги; две авиастроительные компании, две химические компании; две компании розничной торговли. Все эти компании контролируются банком "Chase Manhattan Corp.
Во второй группе доминируют промышленные предприятия ("General Motors", "El du Pont de Nemours", "General Electric", "Ford Motors", "АТ&Т") , но финансовые структуры в них также весьма сильны ("General Motors Acceptance Corp.", "General Electric Capital Services", "Ford Motor Credit Corp.", "IBM Credit Corp." и т.д.)
Характерной чертой данных групп является преобладание вертикальной составляющей над горизонтальной. Например, основой группы "General Motors" является крупнейший в мире автомобилестроительный концерн. Головная компания концерна выступает в качестве материнской по отношению к тысяче фирм группы, контролируя посредством участия в капитале их производственную и финансовую деятельность.
Кроме того, для США характерна, также, тенденция повышения активности и торгового капитала как в проникновении в промышленность, так и финансовые институты. Торговые концерны идут по пути создания если не финансово-промышленных групп, то уж точно по пути формирования подгрупп, в которых они играют весьма существенную роль.
Заканчивая рассмотрение финансово-промышленных объединений США необходимо сделать ряд замечаний.
· Характерной особенностью американской модели корпоративного бизнеса является принцип строгого разграничения финансового и производственных секторов экономики, который в последнее время все больше становиться объектом критики, как противоречащая факту весьма успешного функционирования стран с банковско-ориентированными финансовыми системами. В связи с этим, неизбежный характер интеграционных процессов в американской экономике все чаще сопровождается постановкой вопроса о необходимости устранения препятствий к более тесному контакту промышленных и финансовых секторов, к повышению роли крупных финансовых учреждений в корпоративном управлении и последующего формирования конгломератов из банков и промышленных компаний.
· Экономическая политика американского государства, вопреки "антитрестовским законам", не только не предотвращала распространение контроля со стороны банковских структур над промышленными, но даже способствует этому процессу. В настоящее время пакеты акций промышленных предприятий в распоряжении банковских монополистов весьма значительны (анализ распределения решающих голосов в 122 крупных корпорациях показал, что 25,2% голосов располагают банки, а 4,3% - страховые компании). Это дает банкам возможность оказывать непосредственное воздействие на политику корпораций, не ограничиваясь только проведением консультативной деятельности, связанной с налоговым маневрированием.
· Особенности строения и развития финансово-промышленных объединений в странах с банковско-ориентированной финансовой системой.
В странах с банковско-ориентированной финансовой системой промышленность, на начальных стадиях своего развития, остро нуждалась в дополнительных финансовых ресурсах, но была не в состоянии создавать их самостоятельно без финансово-кредитной системы. С одной стороны это было связано с тем, что уровень рентабельности в промышленном производстве был недостаточен для того, чтобы развиваться самостоятельно, лишь за счет реинвестирования собственной прибыли. С другой стороны, для этих стран исторически был характерен сравнительно низкий уровень развития финансовых рынков. Поэтому промышленные корпорации не могли аккумулировать дополнительный капитал путем размещения очередных эмиссий акций среди населения.
Одновременно низкий уровень развития фондового рынка значительно ограничил возможности диверсификации вложений. Сбережения трансформировались, главным образом, в форму краткосрочных и долгосрочных кредитов через сеть коммерческих банков и других сберегательных институтов. Поэтому значительная доля всех финансовых контрактов была сосредоточена в руках самих банков, а их кредитная политика прямо направлена на финансирование промышленных корпораций.
Все это привело к тому, что банки были вынуждены совмещать как функции долгосрочного кредитования промышленных предприятий, так и функции контроля за деятельностью промышленных предприятий, поскольку только в этом случае можно рассчитывать и на эффективность использования самих кредитных вложений.
Кроме того, в отличие от стран с рыночно ориентированной финансовой системой, в странах с банковско-ориентированной финансовой системой характерно более либеральное отношение к группированию предприятий, интеграции финансового и промышленного капитала. Не только промышленные предприятия, но и коммерческие банки, как правило, не имели (за редким исключением) да и не имеют строгих ограничений в выборе вложений и контроле над деятельностью других корпораций. Именно этим объясняется характерная особенность тесной связи банков и промышленности, а также высокая степень концентрации акционерного капитала.
Либеральное отношение к интегрированию предприятий не исключает санкций к злоупотребляющим монопольным положением группам. На уровне Европейского Сообщества концентрация предприятий контролируется a priori и требует разрешения в каждом конкретном случае только в угольной и металлургической промышленности. В других отраслях Европейская Комиссия лишь имеет возможность a posteriori передать в суд дело о концентрации, способной создавать господствующие позиции. Если же три четверти оборота предприятия реализуется в одной стране, контроль за его деятельностью, в том числе и с точки зрения антимонопольного регулирования, остается в ведении национальной администрации.
Пункт 3 Статьи 85 Договора о Европейском Сообществе допускает соглашения между предприятиями, совместные решения и концентрацию:
· если в результате достигаются улучшения в производстве или распределении товаров или ускорение технического или экономического прогресса;
· если при этом справедливая доля эффекта достается потребителям, если на действия предприятий не налагаются ограничения, которые не являются обязательными для получения указанных результатов;
· если не устраняется конкуренция на существенной части охватываемых товарных рынков.
Например, антимонопольное законодательство Германии допускает, помимо картельных соглашений в сфере стандартизации, в сфере, не доходящей до доминирования специализации, соглашений малых и средних предприятий также создание картелей рационализации и структурного кризиса, если фирмы - участницы смогут доказать, что соглашение предусматривает рационализацию производства или приведет к росту экспорта.
При определенных условиях допускаются межфирменные соглашения картельного типа и в Японии. При определенных условиях, картелирование экономики не являются препятствием развитию промышленности страны. Как считает японский экономист Кози Ямомура, "антиконкурентные последствия ограничения импорта, олигополизации и картелизации основных отраслей в Японии в значительной мере сводились на нет мощью "инвестиционной гонки" и сильной конкуренцией на мировых рынках".
Кроме того, согласно японскому законодательству, компаниям разрешается заключить временное картельное соглашение, при признании отрасли "структурно неблагополучной", но при условии, что на этом настаивают не менее 2/3 компаний отрасли. В этом случае определяются производственные квоты участникам соглашения (фиксация цен на продукцию, производимую участниками картеля, тем не менее, не допускается). Одновременно, входящие в такой картель компании разрабатывают с помощью правительства программу оздоровления отрасли, включая ликвидацию избыточных производственных мощностей.
3. Государственные холдинговые компании и финансово-промышленные объединения
Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений. Многие из них создавались путем объединения различных национализированных компаний одной отрасли, либо ряда отраслей. В условиях переходного периода опыт западных стран по организации управления государственным сектором промышленности представляет для России не меньший интерес, чем чисто рыночные структуры. Специфическая форма государственного контроля над промышленном сектором, да и над всей экономикой страны, осуществляемого посредством механизмов деятельности государственных банков впервые была реализована на практике в Италии.
Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития. На сегодняшний день под эгидой Министерства государственного имущества находятся три крупных государственных межотраслевых холдинга: ИРИ (Институт промышленной реконструкции), ЭНИ (Национальное управление жидкого топлива) и ЭФИМ (Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности).
Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии. Менеджерам компаний предоставлена возможность проводить независимую политику, способствующую повышению эффективности работы фирмы и поддержанию ее автономности. Степень государственного вмешательства в деятельность предприятий, управляемых государственными холдингами, определяется по таким направлениям, как назначение высшего управленческого персонала и инвестиционная политика.
Наиболее ярким примером государственного холдинга в Италии, ознаменовавшим рождение системы государственного акционерного участия в экономике страны, несомненно, является ИРИ. Общее количество занятых составляло на конец 1999 г. 430 тыс. человек.
С момента основания в 1937 г. и по настоящий день механизм деятельности Институт реконструкции индустрии выглядит следующим образом. На средства, полученные, частично из госбюджета (от различных государственных финансовых учреждений и т.д.), но в основном, от эмиссии облигационных займов, ИРИ приобретал по низкой курсовой стоимости достаточно крупные, а иногда и контрольные пакеты акций попавших в тяжелое финансовое положение крупных промышленных предприятий или коммерческих банков, фактически становясь их владельцем.
Через субхолдинги и непосредственно ИРИ контролирует свыше 300 компаний. В сфере финансов: "Банко ди Рома", "Кредито итальяно", "Банко коммерчиале итальяно", в сфере промышленности: "Терни" и "Ильва" (металлургия), "Альфа-Ромео" (автомобилестроение), "Ансальдо", "Бреда", "Далмине" (машиностроение), "Алиталия" (транспорт) и т.д.
В настоящее время в своей деятельности ИРИ опирается не только на пассивные методы управления контрольным пакетом акций, но и проводит активную политику, выставляя на продажу либо отдельные компании целиком, либо части акций при сохранении контрольного пакета за холдингом.
Аналогичные структуры, занимающиеся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах. Например, в Испании, в первую очередь, следует отметить Национальный институт промышленности (ИНИ) - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. На долю ИНИ приходится свыше 7% национального промышленного производства в различных отраслях народного хозяйства, включая военный сектор. В состав холдинга входит 50 предприятий. В целом, размеры этих предприятий превосходят средний уровень размерности предприятий в промышленности Испании.
Во Франции - это "Рено" (Национальное управление заводов "Рено"). Компания, основанная в 1899 г., представляющая одну из старейших автомобильных фирм, была национализирована в 1945 г. Объем продаж концерна превышает 35 млрд. долл., сумма прибыли - 200 млн. долл., численность занятых - около 140 тыс. человек.
Заключение
Подводя итог рассмотрения становления и развития крупных корпоративных объединений, следует отметить следующее.
Объединение промышленного и банковского капитала в финансово-промышленные группы выступает, по существу, основной формой организации системы производства, составляя каркас технологического комплекса эффективных экономик большинства экономически развитых стран мира, всего мирового хозяйства, являясь выражением прогресса современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития.
Характерной особенностью развития ФПГ, является то, что в последнее время, их промышленная и банковская составляющие усилили свою разветвленность состава участников. Так, "производственная ветвь" включает корпорации, действующие не только в промышленном производстве, но и в области агробизнеса, в сфере услуг. "Финансовая ветвь", наряду с коммерческими банками, теперь включает в свой состав страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании. Таким образом, объектом контроля групп становятся все новые отрасли и сферы экономики. А связи внутри "новых" групп приобретают все более разветвленный характер.
На сегодняшний день отсутствует единая модель корпоративного построения и управления ФПГ в странах с рыночной экономикой. Отличия в составе и структуре каждой конкретной группы в значительной степени обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, на основе учета состояния производства и рынка, но, прежде всего, спецификой законодательного регулирования, роли финансовых организаций в вопросах корпоративной собственности и управления.
Процесс создания и развития ФПГ представляет собой не только успешный опыт роста согласованности и взаимозависимости функционирования всех организационных звеньев в структуре финансового и промышленного капитала в соответствии с достигнутым уровнем обобществления производства, прорыва на международные рынки, но и показывает удачный опыт управления государственным промышленным сектором в ряде европейских стран.
Список использованной литературы
1. Бандурин А. В., Зинатулин Л. Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России. - М.: БУКВИЦА, 1999. - 212 с.
2. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией – М.: Дело и Сервис, 2002.
3. Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами – М.: ПРИОР, 1998
4. Платонова Н. О правовом положении предпринимательской корпорации в США //Хозяйство и право 1997 №1-2
5. Полонский В. Г., Белоусова С. В., Белоусова А. М. Корпоративное управление в непроизводственной сфере. – Херсон: ОЛДИ-плюс, 2003.
6. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: БУКВИЦА, 1999, 186 с., с ил.
7. Чуб Б. А., Бандурин А. В. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. - М.: "Наука и экономика", - 1998, 132 с.
8. Шеин В. И. И др. Корпоративный менеджмент: опыт России и США – М.:ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. – 280 с.
[1] Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2