Содержание

1. Теоретическая часть: Инновационный потенциал  организации, региона, страны.. 3

Введение. 3

1.1. Понятие и содержание  инновационного потенциала. 4

1.2. Характеристика современного состояния  научно- технического  и инновационного потенциала. 6

1.3. Пути сохранения и  укрепления инновационного потенциала. 10

Заключение. 13

2. Практическая часть. 14

Задача. 14

Список литературы.. 25

1. Теоретическая часть: Инновационный потенциал  организации, региона, страны

Введение

Затяжной экономический кризис в России, в значительной степени снизивший заинтересованность реального производственного сектора в инновациях, одновременно обострил проблему эффективного использования выделяемых государством и отдельными предприятиями финансовых ресурсов при формировании и отборе инновационных проектов.

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Целью данной работы является исследование инновационного потенциала, предприятия, региона, страны.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть понятие инновационного потенциала

2. рассмотреть  характеристику научно- технического и инновационного потенциала

3. рассмотреть пути укрепления инновационного потенциала

1.1. Понятие и содержание  инновационного потенциала

Под категорией “инновационный потенциал” понимается совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооружённость труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход. В данном определении непостоянный запас ресурсов, имеющихся в наличии на данный момент времени, позволяющий увеличивать производительность труда, образует производственный фактор “капитал”; “экономический доход” – это стоимостное выражение потока предпринимательских услуг, порождённых этими запасами в течение определённого времени.

Исходя из данных методологических предпосылок, инновационный потенциал региона  можно представить как потенциал сбалансированного развития, при котором всем собственникам капитальных ресурсов обеспечивается нормальный гарантированный уровень экономического дохода. “Гарантированный доход” является фактором, который влияет на мобильность инновациционных ресурсов и может выполнять функции системного рейтингового критерия.

Исходные постулаты вышеуказанной теории базируются на следующих предпосылках[2,с .166]:

- главным ресурсом, который обеспечивает экономический доход, является производственных фактор “земля”;

- различия между страной и регионом носят не качественный, а количественный характер. И там, и там задействованы одни и те же экономические силы, но в разных пропорциях. Все регионы имеют одинаково экономическое, но разное географическое пространство;

- любая отрасль имеет потенциальные безграничные возможности для географической концентрации;

- все факторы, обуславливающие географические различия можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на региональные, обуславливающие размещение производительных сил с нулевой или низкой мобильностью только в определённых местах и агломерационные, способствующие концентрации мобильных факторов производства в некоторых из этих мест; природные, доставшиеся как бы “по наследству” и социально-культурные, постоянно воспроизводимые.

При разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периоде задают параметры и масштабы инновационного потенциала территории. На уровне региона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от сравнительных, а абсолютных преимуществ, доставшихся как бы “даром”. С точки зрения методологии пространственных теорий основу абсолютных региональных преимуществ составляют: количество и качество трудовых ресурсов; производственный фактор “земля”, используемый для разработки, обработки и размещения; географическое расположение на мировых транспортных путях.

На уровне отдельного региона абсолютные преимущества имеются только в очень ограниченном числе отраслей, в результате чего локальная территории не может в долгосрочном периоде привлекать и удерживать многочисленное население и дифференцированный капитал. Высокая мобильность капитала создаёт для регионов, обладающих абсолютными преимуществами, возможности кумулятивного процесса неравномерного развития, который, с одной стороны, может проявляться в более быстрых темпах накопления экономического дохода, с другой – более глубокой фазе депрессии, из которой территория самостоятельно может не выйти вообще.

Обычно первым сигналом снижения инновационного потенциала является отъезд высококвалифицированных кадров, вследствие чего сокращается сфера применения труда для остающихся на прежних местах. Отъезд квалифицированных кадров уменьшает налоговую базу местных бюджетов, что ведёт к ухудшению положения ряда социальных групп населения, получающих свои доходы из бюджета. Снижение общего благосостояния практически всегда сопровождается “бегством” капитала, что придает регрессивному процессу кумулятивный характер. Отсюда можно сделать один важный вывод: экономическое процветание и упадок регионов является саморазвивающимся процессом, усиливающим неравномерность регионального развития.

1.2. Характеристика современного состояния  научно- технического  и инновационного потенциала

Научно-техническая сфера. В 2000 году в России научными исследованиями и разработками было занято 4145 организаций. Проводимые этими организациями фундаментальные и поисковые исследования способствовали получению новых знаний в областях астрономии и космоса, физики высоких энергий, ядерной физики, физики конденсированных сред, физики квантовых и волновых процессов, биоинженерии, генетики, генома человека, природной среды и климата, изучения океанов и морей, а прикладные исследования и разработки решению проблем социально-экономического развития и модернизации экономики.

В настоящее время функционируют государственные научные фонды, сеть государственных научных центров, идет процесс образования наукоградов. Создана и функционирует первая очередь системы инновационно-технологических центров и технопарковых структур в субъектах Российской Федерации[3,с .190].

Выстроены законодательные основы и нормативно-правовая база научно-технической деятельности. Наука претерпела заметные изменения - стала более открытой и демократичной, изменился характер участия ученых в международном сотрудничестве, исчез чрезмерный административный контроль. Формируемая система финансирования научных исследований и разработок, характеризуется многоканальностью и конкурентностью.

Начали закрепляться положительные тенденции в научно-технической сфере, наметившиеся еще в 1999 году: выделение средств из бюджета на финансирование науки происходит на регулярной основе, исполнение бюджета осуществляется на 100 %; величина средней заработной платы в отрасли “Наука и научное обслуживание” превысила уровень средней заработной платы по экономике в целом; продолжилось выделение целевых средств на укрепление приборной базы науки, поддержку патентной деятельности, строительство жилья для молодых ученых.

В 2001 году ожидается увеличение величины внутренних затрат на исследования и разработки до 77,5 млрд. руб. (в ценах 2000 года). В 2000 году этот показатель составлял 74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, до 4176 и численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, до 916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек больше, чем в 2000 году.

Однако в целом ситуация в научно-технической сфере остается сложной, не удается преодолеть ряд негативных тенденций, наметившихся с начала 90-х годов (остаются проблемы спроса на научно-техническую продукцию, престижа труда в науке, старения научных кадров и другие).

Реализация государственной научно-технической политики будет осуществляться в соответствии с выработанными Правительством Российской Федерации основными направлениями этой политики в среднесрочном периоде.

В настоящее время разработаны и проходят согласования в министерствах и ведомствах программы развития как наукоградов следующих муниципальных образований: г. Северск Томской обл., пос. Кольцово Новосибирской обл., гг. Юбилейный, Фрязино, Троицк, Дубна, Реутов Московской обл.

В 2002 году в связи с истечением срока действия статуса государственных научных центров Российской Федерации предстоит рассмотреть вопрос о пересмотре их статуса. В целях повышения технического уровня и конкурентоспособности промышленности, разработки и освоения в производстве наукоемкой продукции, проведения фундаментальных и прикладных исследований будут пересмотрены критерии присвоения научным организациям статуса государственного научного центра.

Основными ресурсными характеристиками научно-технического потенциала, отражающими масштабы проведения исследований и способность получения результатов мирового уровня, являются финансирование научных исследований и разработок, кадры и материально-техническая база науки. От того, какими будут эти ресурсные составляющие, зависит конкурентоспособность российской науки, ее способность сделать реальный вклад в развитие экономики страны[2, с. 165].

Основным источником финансирования научных исследований и разработок останется федеральный бюджет. В 2002 году объем внутренних затрат за счет средств бюджета увеличится на 4,4-4,5% от уровня 2000 года, и достигнет 38,1 млрд. руб. в ценах 2000 года, что составит 46,8% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки.

За период 2000-2002 годов ожидается увеличение доли затрат за счет средств организаций в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки с 10,2 до 11,3%, а также за счет средств внебюджетных фондов - с 6,8% до 7,3%. Доля затрат предпринимательского сектора составит в 2002 году 15,8% против 15,7% в 2000 году.

Для изменения тенденций, сложившихся в 90-е годы по сокращению численности научных кадров и деформации их структуры будут предприняты действенные меры, направленные на сохранение кадрового потенциала российской науки.

Инновационная сфера. Одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного пути развития экономики и технологического перевооружения отраслей промышленности на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий являются федеральные целевые программы (ФЦП).

Для реализации возможностей программно-целевого метода при обеспечении инновационного развития отечественного производства, начиная с 2002 года, бюджетные средства, предназначенные для финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок в интересах промышленности, будут сконцентрированы в рамках четырех программ, включенных в перечень федеральных целевых программ по разделу “Новая экономика”: “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники”; “Национальная технологическая база”; “Реформирование оборонно-промышленного комплекса”; “Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей”.

Реализация этих программ позволит обеспечить формирование перспективных научно-технических заделов, нацеленность прикладных НИОКР и инноваций на решение наиболее актуальных проблем повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке, непрерывность цикла от фундаментальных исследований до промышленного выпуска наукоемкой продукции, привлечение средств из внебюджетных источников, максимальную эффективность бюджетных ассигнований, условия для замещения импортной продукции и перевод на этой основе инновационно - активного промышленного производства в стадию стабильного роста[2,с . 166].

1.3. Пути сохранения и  укрепления инновационного потенциала

В рамках реализации региональной составляющей государственной научно-технической политики на ближайшую перспективу особое внимание будет уделено решению проблем наукоградов, академгородков, развитию информационной сети на базе телекоммуникаций и созданию инфраструктуры инновационной деятельности, в первую очередь в регионах с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

Решение проблемы наукоградов потребует соответствующего законодательного обеспечения, отработки форм и методов государственной поддержки, а также механизмов бездотационного развития градообразующих научно-производственных комплексов.

В основу развития инновационной инфраструктуры будет положено создание в регионах научных и технологических парков, инновационно-технологических центров с последующим объединением их в сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на всей территории России. Важную роль в активизации этой деятельности могут и должны сыграть вузы.

В ходе реструктуризации сети научных организаций предполагается совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможной передаче части организаций, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.

Необходимо в полной мере использовать потенциал вузовской науки с целью усиления ее влияния на процессы преобразования в экономической и социальной сфере субъектов Российской Федерации.

Проблема повышения эффективности использования научных разработок - важный аспект государственной политики всех индустриальных стран. Для России она имеет особое значение, поскольку наиболее слабым звеном является взаимодействие фундаментальной науки со сферой прикладных исследований и разработок, а также внедрение их результатов в производство.

В условиях дефицита собственных денежных средств у предприятий, а также ограниченности государственной поддержки важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Отечественный научно-технический потенциал обладает большими возможностями для разработки коммерчески ценных технологий и при создании благоприятной организационно-экономической среды может стать для инвесторов выгодной сферой вложения средств. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывает формирование отечественной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии[7, с. 65].

К числу очередных задач относятся также развитие системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, создание специализированных учебных центров на базе вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов.

Необходима координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе зарубежных партнеров, осуществляющих в регионах поддержку малого инновационного предпринимательства.

Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот, приведения норм, стандартов и систем сертификации продукции в соответствие с мировыми подходами в этой области. Значительная часть этих вопросов решается в рамках межведомственной и отраслевых программ активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере.

Стратегическим направлением государственной политики должно стать формирование и защита отечественного рынка научно-технической продукции. Подавляющее большинство российских производств связывает свое будущее с развитием новых технологий и выпуском конкурентоспособной продукции. Этот огромный рынок может стать мощнейшим двигателем прогресса как в отечественной научно-технической и образовательной сферах, так и во всей экономике Российской Федерации. Незамедлительная разработка национальных приоритетов технологической политики и концентрация средств и ресурсов, направленных на обеспечение качества продукции, не уступающего мировым стандартам, в сочетании с государственным протекционизмом в отношении российской продукции - важнейшие факторы для подъема отечественного высокотехнологичного производства.

Государству необходимо незамедлительно принять действенные меры по защите своего патентного пространства и поддержке за рубежом отечественных патентообладателей.

Мероприятия по активизации разработок и производства высококачественной, экономичной продукции должны быть дополнены системой мер государственного стимулирования ее применения, включая поощрение лизинга, с тем чтобы обеспечить действенную обратную связь, при которой доходы от производства отечественной продукции и ее применения позволят финансировать инновационные разработки и освоение производства новой продукции.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная  цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.

1. Под категорией “инновационный потенциал” понимается совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооружённость труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход.

2. В 2000 году в России научными исследованиями и разработками было занято 4145 организаций. Проводимые этими организациями фундаментальные и поисковые исследования способствовали получению новых знаний в областях астрономии и космоса, физики высоких энергий, ядерной физики, физики конденсированных сред, физики квантовых и волновых процессов, биоинженерии, генетики, генома человека, природной среды и климата, изучения океанов и морей, а прикладные исследования и разработки решению проблем социально-экономического развития и модернизации экономики.

3. Для реализации возможностей программно-целевого метода при обеспечении инновационного развития отечественного производства, начиная с 2002 года, бюджетные средства, предназначенные для финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок в интересах промышленности, будут сконцентрированы в рамках четырех программ, включенных в перечень федеральных целевых программ по разделу “Новая экономика”: “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники”; “Национальная технологическая база”; “Реформирование оборонно-промышленного комплекса”; “Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей”.

2. Практическая часть

Задача

         Используя  данные  статистических ежегодников, построить графики и  дать анализ  основных  показателей инновационного потенциала  России (Хабаровского края).

Инновационная инфраструктура Хабаровского края

Краткая характеристика региона

Хабаровский край - один из самых крупных регионов Российской Федерации. Его площадь - 788,6 тысяч квадратных километров, что составляет 4,5 процента территории России и 12,7 процента - Дальневосточного экономического района. Хабаровский край расположен в центре российского Дальнего Востока. Через его территорию проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние районы России с тихоокеанскими портами, а страны СНГ и Западной Европы с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными отраслями специализации Хабаровского края являются транспорт, промышленность (машиностроение и металлообработка, черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, горнодобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность) и лесное хозяйство.

Приводимые в табл.1 показатели свидетельствуют о начале в 2005 г. выхода инвестиционной деятельности (в большей или меньшей мере) ряда наиболее развитых районов на траекторию расширенного воспроизводства. Это означает качественный перелом в экономическом росте на территории, производящей 65% ВВП страны.

Таблица 1

Показатели выхода инновационной деятельности

Показатели

 

Хабаровский край

Российская  Федерация

ВРП:

% к РФ

5,1

100,0

На душу населения, руб.

44545

41708

На руб. ОФ (фондотдача), коп

31

40

Основные фонды

% к РФ

6,4

100,0

На душу населения, руб.

143775

110642

На рубль ВРП, руб.

3,20

2,50

Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций

% к РФ

2,4

100,0

На душу населения, руб.

4017

8179

Валовое накопление основного капитала (1999 г.)

% к РФ

5,8

100,0

На душу населения, руб.

6394

5401

% к ВРП

18,2

18,9

Инвестиции в основной капитал

% к РФ

4,4

100,0

На душу населения, руб.

7082

8046

На руб. ОФ, коп

4,9

7,3

На руб. ВРП, коп.

15,8

18,6

По итогам 2001 года в Хабаровском крае 30 предприятий осуществляли инновационную деятельность. Доля инновационно активных организаций в числе крупных и средних предприятий составила 21 %, и по этому показателю Хабаровский край может быть отнесен к группе лидирующих российских территорий. За год число инновационных предприятий увеличилось в 1,3 раза. Положительной тенденцией является возрастание затрат предприятий на приобретение новых технологий, производственное проектирование, маркетинговые исследования и подготовку персонала, связанных с инновациями[10, с. 154].

На рисунке 1 отражена динамика инвестиций в основной капитал по Хабаровскому краю за 2004 год.

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал  предприятий Хабаровского края в 2004 году

Как видно,  к концу 2004 года в Хабаровском крае наблюдается рост инвестиционной и инновационной активности в несколько раз превышающий значение 1998 года.

Одним из важнейших индикаторов привлекательности субъектов Российской Федерации для инвесторов является состояние их инвестиционного климата, составляющими которого являются сравнительные инвестиционные потенциалы и инвестиционные риски. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством "Эксперт РА" ("Эксперт" от 02.12.2002 № 45), в 2001 - 2002 годах Хабаровскому краю удалось качественно улучшить свои позиции и перейти из класса регионов с пониженным потенциалом и высоким риском в класс регионов со средним потенциалом и умеренным риском, что позволило занять лидирующее положение по инвестиционному климату среди субъектов Дальневосточного региона. В 2000 году принят Закон Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае", который предусматривает гарантии прав и защиту инвесторов, равные условия для отечественных и зарубежных инвесторов, государственные гарантии, систему налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности на территории края.

На рисунке 2 отражена структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2004 году..

Рис. 2. Структура инвестиций  в основной капитал  по источникам  финансирования Хабаровского края в 2004 году

Как видно из рис. 2, в 2004 году в структуре инвестиций в основной капитал по Хабаровскому краю занимают  собственные средства (более 56%), а наименьшую – кредиты банков (6%).

На рисунке 3  отражена структура инвестиций  в основной капитал по отраслям экономики в Хабаровском крае.

Рис. 3. Структура инвестиций  в основной капитал по отраслям экономики Хабаровского края в 2004 году

Как видно, из рис. 3,  в структуре инвестиций наибольшую долю занимают  инвестиции в промышленность (52%), а наименьшую – инвестиции в здравоохранение (2%).

Инвестиционные фонды:

Фонд инвестирования предприятий Дальнего Востока и Восточной Сибири (ДАЙВА), Представительство фонда США - Россия (TUSRIF).

Основные структуры, деятельность которых связана с производством инновационных идей и технологий

-                    Хабаровский научный центр ДВО РАН

-                    Хабаровский государственный технический университет

-                    Хабаровский краевой центр НИТ

-                    Комсомольский-на-Амуре городской центр НИТ

Организации, предоставляющие услуги в организации производства и коммерциализации технологий

-        Хабаровский государственный технический университет

Основные направления деятельности: обучение по краткосрочным программам; бизнес-консультирование; информационная поддержка; поддержка инвестиционных проектов в части продвижения их к финансированию и реализации; организационно-практическая поддержка малого бизнеса, в том числе через создание и обслуживание бизнес-инкубаторов.

Пример технопарковых структур

На сегодняшний день на Дальнем Востоке реализуется на практике инновационный проект «Техноэкополис ″Комсомольск-Амурск-Солнечный″». Данный проект разрабатывается и внедряется в рамках Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего востока и Забайкалья при содействии менеджмента и директорского корпуса хабаровских предприятий, местной и краевой администрации, представителей научных и проектных организаций.

Зона техноэкополиса КАС включает территории трёх административных районов Хабаровского края : Комсомольского, Амурского и Солнечного. Данные районы можно объединять в единую зону, так как для этого существуют объективные технические предпосылки. Основные транспортные коммуникации данного региона радиально расходятся от г. Комсомольска : газо- и нефтепроводы с Сахалина, железная дорога до Ванино, Амурский водный путь, железная и автомобильная дороги до Хабаровска. Зону объединяют также единая энергосистема, лесосырьевая база предприятий Амурска, пригородная сельскохозяйственная зона, база строительной индустрии, общие финансово-кредитные структуры, единая система высшего и среднего специального профессионального образования.

В зоне КАС сосредоточен крупный научно-технический потенциал Дальнего Востока в виде многочисленных лабораторий и институтов - Государственный Технический Университет, Педагогический Университет, Институт металлургии и машиноведения ДВО РАН, в регионе в настоящее время функционируют 35 специализированных научных, проектно-изыскательских и внедренческих предприятий и бюро. Общая численность работающих в сфере науки, прикладных разработок и проектного дела достигает 3 тыс. человек. Наиболее существенными работами по созданию инновационной техники и технологии являются :

 -             бесчугунная технология плавки стали, плавка графитовой пылью, проката склябов удвоенной длинны,

-              разработка новых холодостойких, с дисперсными присадками видов топлива для наземного и надводного транспорта

-             проектирование и создание летательных аппаратов, надводных и подводных судов, нефтяных платформ

-             разработка новых систем преобразования электроэнергии для создания бытового и промышленного электрооборудования

-             создание технологий и способов переработки отходов сернокислотных заводов, шлаковых отвалов ТЭЦ и т.д.

 Примером одного из уникальных технопарков региона КАС может послужить государственное предприятие Комсомольск-на-Амуре – авиапромышленное объединение им. Гагарина (КнААПО). Именно в его цехах производится знаменитый во всём мире истребитель СУ-27СК, которые стоят как на вооружении российской армии, так и поставляются за рубеж. На сегодняшний день предприятие подготовило и реализовало около 10 проектов в рамках гражданского производства ( в том числе выпуск телевизоров, самолёта-амфибии Бе-103 и С-80, снегоходов Икар, пневмоходов «Медведь», серии катеров «Авиакобра», «Амур-К». КнААПО является реальным прообразом модели того, какую продукции должен будет в будущем производить техноэкополис КАС – высоконаукоёмкую и рентабельную. КнААПО является предприятием-лидером региона КАС, который за счёт своего мощного научно-технического потенциала интегрирует местные предприятия в единый техноэкополис. Также наряду с КнААПО можно выделить такие уникальные по своему потенциалу предприятия, как АО «Амурский судостроительный завод», государственное научно-производственное предприятие «Технология», Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод и т.д.

Господдержка

Государственный заказчик данной программы – Госкомсевер России. В его задачи входит обеспечение выполнения ключевых проектов, привлечение средств федерального бюджета, координация мероприятий программы со всеми министерствами и ведомствами РФ, имеющими отношение к данной программе. Также государственная поддержка реализации программы «ТЭП КАС» на региональном уровне нашла своё отражение в законодательстве Хабаровского края - Закон об освобождении от налогообложения прибыли субъектов инвестиционной деятельности – участников программы КАС – в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет. Также закон «О научной деятельности и научно-технической политике Хабаровского края», «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае». Согласно им в бюджете края предусмотрены отдельные статьи финансирования инновационной деятельности - «Расходы на научно-технический потенциал» и «Инновационная деятельность».

Для выработки стратегии и тактики инвестиционной политики, проведения отборов инвестиционных проектов, требующих государственной поддержки Правительства края создан Инвестиционный Совет при Правительстве края. Ежегодно в краевом бюджете предусматривается Гарантийный инвестиционный фонд. В крае создан координационный Совет по привлечению инвестиций при Губернаторе края, Агентство по привлечению инвестиций, что позволило вести конкретную работу по сопровождению инвесторов на всех стадиях реализации инвестиционного проекта, в том числе через структуры федерального центра. В целях ознакомления потенциальных инвесторов с инвестиционными возможностями Хабаровского края ежегодно публикуются бизнес - справочники и перечни имеющихся инвестиционных проектов. Завершена работа по созданию "Путеводителя для иностранного инвестора в Хабаровском крае".

В рамках программы создана и функционирует инфраструктура, в которую входят Фонд развития «Техноэкополис КАС», аккумулирующий временно свободные средства для последующего инвестирования проектов программы. Учредителями Фонда являются предприятия, банки, страховые компании, органы исполнительной власти Хабаровского края и г.Комсомольск-на-Амуре. Агенство Техноэкополиса при поддержке малого и среднего бизнеса, решает проблемы взаимодействия предприятий и инвесторов. Целью проекта является качественное преобразование социохозяйственной структуры региона КАС( Комсомольск-Амурск-Солнечный) в структуру нового характера, основным свойством которой будет являться производство новых продуктов на основе высоких технологий и передовых научно-технических идей.

 Примеры инновационных продуктов, реализованных на территории ТЭП КАС (в области управления и контроля)

-    Хабаровским отделением Института прикладной математики ДВО РАН подготовлен и реализован ряд проектов:  Автоматизированное рабочее место «ДокЭксперт» - для выявления фальшивых печатей в банковской сфере. АРМ позволяет достоверно сличать оригинал печати с полученным оттиском. АРМ «ДокЭксперт» прошел испытания и успешно эксплуатируется в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому краю.

-     Оптимизация межбанковских расчетов, предназначенная для повышения эффективности клиринга, то есть зачета большей массы необеспеченных платежей и для проведения взаимозачетов долгов предприятий в регионах. Разработка внедрена в Дальневосточном филиале Центральной расчетной палаты (г. Хабаровск). Адаптируется к условиям клиринга, проводимого в Главном управлении Центрального банка РФ по Хабаровскому краю.

-    Электронная цифровая подпись - библиотека объектных и исполняемых модулей DSign 2.02 предназначена для достоверной передачи и хранения документов в электронном виде с гарантированным уровнем конфиденциальности и защиты. Система Dsign эксплуатируется в Главном управлении Центрального банка РФ по Хабаровскому краю, в Расчетной палате города Хабаровска, в Администрации Хабаровского края и во многих коммерческих банках региона.

-    Автоматическая система допуска рабочих и служащих на предприятие, разработанная Комсомольским-на-Амуре государственным техническим университетом, предназначена для контроля и учета рабочего времени рабочих и служащих предприятия. Система позволяет вести обновляемую БД, формировать суточные, недельные, месячные и годовые отчеты, а также поддерживает базу архивов. Система прошла все стадии испытаний, сертифицирована и два года находится в промышленной эксплуатации на ТЭЦ города Комсомольска-на-Амуре. Интеграция с инновационными структурами других регионов.

-     Здесь необходимо отметить 3 аспекта. Во-первых, это географическое положение края. Край занимает экономически выгодное положение в Тихоокеанском регионе. Он расположен рядом с Японией, Китаем, Южной и Северной Кореей. Имеет общую границу с КНР. Для повышения качества и эффективности международных контактов, Хабаровский край установил побратимские связи с американским штатом Аляска и провинцией Южный Кёнсан (Республика Корея), с японскими префектурами Хёго, Аомори, Ниигата и Акита, китайскими провинциями Хейлунцзян и Ляонин. Все это вкупе с современной системой телекоммуникаций позволяет говорить о хороших предпосылках для интеграции с инновационными структурами других регионов.

-     Во-вторых, при администрации Хабаровского края действует Агенство по привлечению иностранных инвестиций. АПИИ создано в марте 1999 года постановлением Губернатора Хабаровского края и занимается непосредственной координацией деятельности министерств края и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций. Оно занимается и инновационными проектами в том числе.

-     В-третьих, это влияние проекта Техноэкополиса Комсомольск-Амурск-Солнечный на хабаровский и соседние регионы. По мере реализации проекта сооружения новых транспортных систем все более заметным становится влияние ТЭП в северо-, северо-восточном направлении. Формируются более связанные интегрированные системы – КАС –нижний Амур и КАС – Охотское побережье. Помимо транспорта весь регион объединен единой энергосистемой, лесосырьевой базой, природно-сельско-хозяйственной базой, рыночной финансово-кредитной структурой, а также единой системой специального образования – высшего и среднего.

Список литературы

1)    Вайнштейн С.Ю Основы управления в малом бизнесе: Учеб. пособ. – Новосибирск: НГАЭ иУ, 2002 .- 389 с..

2)    Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста//Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 5. — с. 70—76.

3)    Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. — М.: ЮНИТИ, 2000.

4)    Колоколов В.А. Инновационные процессы предпринимательских систем. — М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2001

5)    Савчук В.П. Анализ и разработка инвестиционных проектов. – М.: Инфра- М, 2000. – 456 с.

6)    Соболев А.И. Предпринимательство./Под ред. А.Ф. Шишкина. — Воронеж: ВГАУ, 2000.

7)    Шеко П. Инновационный хозяйственный процесс//Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 2. — с. 71—78.

8)    Щепакин М.Б. Предпринимательство в трансформирующихся и развивающихся общественно-экономических системах. — М.: Экономическая демократия, 2004.

9)    Шестаков А.В. Предпринимательская деятельность. — М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.

10)                      Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 2004. — с. 211.

11)                      Экономическая газета. — 2004. — № 46. — с. 3.