Содержание

1. Мировая торговля и теории международной торговли 3

2. Общее макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение............................................................. 7

2.1. Совокупный спрос и его факторы........................................................ 7

2.2. Совокупное предложение и его факторы............................................. 8

2.3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии..................................................................................................................... 11

Задача 1..................................................................................................... 14

Задача 2..................................................................................................... 15

Контрольные тесты............................................................................ 17

Список литературы............................................................................. 19

1. Мировая торговля и теории международной торговли

На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

Теоретические обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами появились позже возникновения самого международного обмена.

Существует два основных подхода к международной торгов­ле. Первый предполагает свободную торговлю без ограничений со стороны государства, второй – протекционизм, который пред­полагает государственное вмешательство во внешнюю торговлю.

Основные теории, изучающие международную торговлю[1]:

1) Теория меркантилизма (конец XVI—начало XVIII вв.). Основными представителями данной теории являются Томас Мэн, Ж. Б. Кольбер, Уильям Петти. Теория меркантилизма - это первая теория, в которой была сделана попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать её цели. Экономичес­кая система у меркантилистов состояла из трех взаимосвязан­ных частей: производство, сельское хозяйство и иностран­ные колонии. Торговцы - наиболее важная социальная груп­па, труд - основной фактор производства. Определяющая роль отводится сфере обращения. По мнению меркантилистов, бо­гатство страны заключается во владении ценностями в виде золота и драгоценных металлов. Поэтому умножение золотых запасов — важнейшая задача государства, и внешняя торговля должна прежде всего обеспечивать получение золота. Этого можно достигнуть, превышая экспорт над импортом или актив­ным торговым балансом (вывозить больше, чем ввозить). В со­ответствии с этим государство накладывало монополию на вне­шнюю торговлю и осуществляло жесткое ее регулирование. Эта школа внесла крупный вклад в развитие первоначальных основ как экономической теории, так и мировой торговли, обогатив ее такими категориями, как платежный баланс, положительное и отрицательное сальдо и др.

2) Фритредерство и теория Адама Смита о свободе тор­говли и абсолютных преимуществах (конец XVIII—середина XIX вв.). Суть фритредерства — полное освобождение от таможен­ных пошлин почти всех ввозимых товаров в страну из других стран и расчет на встречную отмену или значительное сокра­щение пошлин в других странах для страны, применившей фрит­редерство. Суть теории абсолютного преимущества заключается в том, что одни страны могут производить товары более эффек­тивно, чем другие, и на этой базе имеют абсолютные преиму­щества, реализуемые через свободную торговлю с другими странами.

3) Теория относительных (сравнительных) преимуществ, или однофакторная модель Давида Рикардо. Сущность этой теории в том, что Рикардо исходил из фак­тора производительности труда как единственного условия, де­лающего выгодным торговлю всеми товарами, которые страна может производить независимо от «абсолютных преимуществ», о которых говорил Адам Смит.

4) Теория соотношения факторов производства (модель Хекшера-Олина). Основоположник учения о факторах производства - Жан Батист Сей. Саму теорию разработали два шведских экономис­та - Э. Хекшер и Б. Олин. Теория базируется на разного рода допущениях в соотношении факторов производства, характера рынка, товаров и производства. По данной теории существует только две страны и два товара, один - трудоемкий, другой - капиталоемкий, и фактор производства не один (труд), а два - труд и капитал. В середине XX столетия (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера - Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами[2].

5) Теория торговли, основанная на размере страны. Данная теория исходит из того, что страны с большими зе­мельными пространствами располагают разнообразными клима­тическими условиями и природными ресурсами и способны к большей самообеспеченности, чем малые страны. Одновремен­но их производственные центры находятся на большем рассто­янии от других стран, увеличивая тем самым транспортные из­держки во внешней торговле.

6) Теория жизненного цикла товара (ЖЦТ). В данную теорию особый вклад внесли Р. Верной, Ч. Киндельбергер, Л. Уэльс. Она основывается на том, что многие го­товые изделия сначала производятся в странах, где они были разработаны (в промышленно развитых странах). В течение ЖЦТ (внедрение, рост, зрелость, упадок) его производство стремит­ся к большей капиталоемкости и перемещается в другие, менее развитые страны, где они продолжают долгие годы приносить прибыль.

7) Теория подобия стран. Основоположниками данной теории являются Дж. Милль, Ф. Эджоут, Д. Мид, А. Маршалл. Основная идея этой теории зак­лючается в том, что большая доля объема внешней торговли приходится на торговлю готовыми изделиями между промышлен­но развитыми странами, поскольку в них имеются схожие сег­менты рынков[3].

8) Теория конкуренции М. Портера. На основании этой теории можно сказать, что конкурентос­пособность страны в международной торговле определяется четырьмя основными компонентами — факторными условиями, условиями спроса, состоянием обслуживающих и близких отрас­лей и стратегией фирмы в определенной ситуации. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки - негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.

В последнее время большинство исследователей, принимая исходные положения классической теории и некоторые основные дополнения к ним, стремятся приспособить свои концепции к практике. Так, английский ученый-экономист Керне развивает гипотезу «конкурирующих групп», полагая, что та или иная организация работников, в частности профсоюзы, создают препятствия для перехода рабочих в другие отрасли и производства, что особенно касается экспортных отраслей. Цена товара в этих условиях не может находиться в соответствии с фактическими затратами труда, рабочим временем. Структура торговли при этом будет отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных издержек, так как уровень заработной платы из-за наличия «конкурирующих групп» отличается от одной отрасли к другой. Решающее слово, таким образом, остается за соотношением спроса и предложения.

2. Общее макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение

2.1. Совокупный спрос и его факторы

Совокупный спрос представляет собой общую сумму планируемых расходов (в номинальном выражении) на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени.

На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП (Q на рисунке 2.1), который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен (Р) за некоторый период времени (год).  

  P            AD                             Чтобы получить значение номинального совокупного спроса для каждой точки кривой AD, нужно перемножить координаты соответствующей точки (PQ). Как видно на рис. 2.1, кривая  совокупного  спроса  (AD)  имеет

   0             Q (реальный ВВП)    отрицательный наклон, что  объясняется  сле-

                  Рис.2.1                     дующими причинами[4]:

1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы.

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.

3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт.

   Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо, если совокупный спрос растет, или влево, если совокупный спрос сокращается.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов: потребительских расходов, планируемых инвестиционных расходов, государственных расходов и расходов на чистый экспорт независимо от уровня цен.

На объем потребительских расходов влияют следующие факторы: благосостояние потребителей; ожидания потребителей; задолженность потребителей; налоги (ставка подоходного налога).

На объем планируемых инвестиционных расходов влияют следующие факторы: процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен); ожидаемые прибыли от инвестиций; налоги с предприятий; технология; избыточные производственные мощности.

Государственные расходы определяются законодателями

Расходы на чистый экспорт зависят от соотношения экспорта и импорта.

 

2.2. Совокупное предложение и его факторы

Совокупное предложение представляет собой общий объем отечественных товаров и услуг (в номинальном выражении), производимых в экономике за некоторый период времени (год).

   На графике совокупное предложение может быть изображено в виде кривой, которая показывает объем производства отечественных товаров и услуг (реальный ВВП) при каждом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).

Как видно на рис. 2.2 кривая совокупного предложения AS состоит из трех отрезков (сегментов):

1 - горизонтальный (кейнсианский) отрезок;

2 - промежуточный (восходящий) отрезок;

3 - вертикальный (классический) отрезок.

Прежде чем перейти к анализу каждого отрезка, необходимо подчеркнуть, что объем производства, как в отдельной фирме, так и в экономике в целом определяется объемом имеющихся производственных ресурсов и технологией. Если имеющиеся ресурсы используются полностью (при данной технологии), то экономика производит потенциальный уровень реального ВВП (Qна рисунке 2.2).

                                     AS        Чтобы получить значение номинального сово-

  Р                                               купного предложения для каждой точки кри-

                                 3                вой   AS,   нужно  перемножить  координаты

 соответствующей точки (PQ).

                   1           2                 

   0                   Q0       Qf      Q

                 Рис.2.2

   Между уровнем цен и величиной совокупного предложения существует прямая связь (уровень цен – ценовой фактор совокупного предложения): чем выше уровень цен, тем при прочих равных условиях больше величина совокупного предложения. Однако эта связь проявляется по-разному в зависимости от отрезка кривой совокупного предложения.

Кейнсианский отрезок. На протяжении всего отрезка уровень цен не изменен. Фактический Q < Q0 (< Qf), из чего следует, что значительная часть ресурсов не используется: производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы, то есть, экономика находится на глубоком спаде, так как фактический уровень реального объема ВВП «не дотягивает» до потенциального уровня. Если объем производства начнет расти (движение вправо вдоль горизонтального отрезка), то уровень цен не изменится, так как фирмы просто начнут использовать простаивающие производственные мощности и увеличивать занятость за счет безработных, которые не станут требовать повышения заработной платы. Поэтому издержки производства не возрастут, а значит, и цены не изменятся.

Восходящий отрезок. Движение вдоль отрезка от Q0 до Qf означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП. В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов. Спрос на новые ресурсы (обусловленный ростом реального ВВП) повышает цену на них, что приводит к росту издержек и, как результат, растет уровень цен.

Классический отрезок. Экономика достигает потенциального уровня реального ВВП (Qf). Движение вдоль вертикального отрезка приведет только к росту уровня цен, так как реальный ВВП достиг потенциального уровня и, по крайней мере, в краткосрочном периоде не вырастет.

   Однако на совокупное предложение воздействуют и неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения AS вправо и вниз, если совокупное предложение растет, и влево и вверх, если совокупное предложение сокращается.

Неценовые факторы совокупного предложения имеют общее свойство: их изменение вызывает изменение издержек на единицу продукции (средних издержек) в экономике в целом при данном уровне цен.

Неценовые факторы совокупного предложения:

- цены на ресурсы, которые обусловлены: предложением внутренних ресурсов (земли, труда, капитала); ценами импортных ресурсов.

- производительность труда, обусловленная: объемом применяемого капитала в расчете на одного работника; технологией; качеством рабочей силы (уровень образования и обучения); организацией производства.

- правовые нормы: налоги с предприятий и субсидии; государственное регулирование.

 

2.3. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии

В макроэкономике, как и в микроэкономике, для анализа поведения экономических переменных используется равновесный подход[5]. На рисунке 2.3 представлен механизм приведения к равновесию на кейнсианском (горизонтальном) и восходящем (промежуточном) отрезках кривой совокупного предложения.

                                                                                                           AS

             P                              AS                    Р                    AD          

                 AD

         

                                                                       Ре-

           Pe                                                                       P1

                  

                                                                      0                     Q2 Qe Q1      Q

             0       Q2     QeQ1                   Q(р.ВВП)

                     а)                                                        б)

Рис. 2.3.

   На горизонтальном отрезке отклонения от равновесия обусловлены только отклонением значений Q от Qe, так как уровень цен Ре неизменен.

   При данном уровне цен Ре объем реального ВВП Q1 не будет выкуплен (как видно на рис. 2.3а, он мог бы быть выкуплен только при более низком уровне цен). Это вызовет рост фактических товарных запасов фирм по сравнению с запланированным уровнем, что станет сигналом для сокращения производства (стрелка влево). При Q2 на товарных рынках будет ощущаться избыток спроса (как видно на рис.2.3а, объем реального ВВП Q2 полностью выкупается уже при более высоком уровне цен). Следовательно, фактические товарные запасы начнут сокращаться по сравнению с запланированным уровнем - фирмы получают сигнал к наращиванию производства.

   Таким образом, механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан с колебанием величины товарных запасов.

   На промежуточном отрезке действует следующий механизм приведения к равновесию. Если уровень цен ниже равновесного уровня Ре, то возникает избыток совокупного спроса: величина совокупного спроса Q1 больше величины совокупного предложения Q2. Избыток совокупного спроса приводит к росту уровня цен до уровня Ре и сокращению реального ВВП до уровня Qе (рис. 2.3б).

   Если анализировать механизм приведения к равновесию на вертикальном отрезке, то следует отметить: поскольку на протяжении всего отрезка объем реального ВВП (равный потенциальному уровню Qf) не может меняться, этот механизм связан только с колебаниями уровня цен вокруг равновесного уровня.

На совокупный спрос и на совокупное предложение, как известно, воздействуют неценовые факторы, которые сдвигают кривые AD и AS. В результате изменяется и равновесие.

 Как же меняется равновесие, если при неизменном совокупном предложении изменяется совокупный спрос:

1.                 Рост AD на горизонтальном отрезке: равновесный реальный ВВП растет, уровень цен неизменен.

2.                 Рост AD на промежуточном отрезке: рост равновесного реального ВВП сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией, которая называется преждевременной инфляцией, так как в экономике не достигнут уровень потенциального ВВП (Qf). 

3.                 Рост AD на вертикальном отрезке: равновесный реальный ВВП остается на достигнутом ранее уровне Qf, растет уровень цен, то есть имеет место инфляция, вызванная избыточным совокупным спросом. (если совокупный спрос продолжает расти, когда уже достигнут потенциальный ВВП, такой совокупный спрос называется избыточным).

Рассмотрим теперь изменения в равновесии, если при неизменном совокупном спросе изменяется совокупное предложение.

Если совокупное предложение растет, то растет равновесный реальный ВВП, более того, растет потенциальный уровень реального ВВП, то есть имеет место экономический рост. При этом снижается уровень цен.

Если совокупное предложение сокращается, то сокращаются и равновесный реальный ВВП, и потенциальный ВВП, и все это сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией (инфляция, обусловленная сокращением совокупного предложения, называется инфляцией издержек). Это состояние экономики получило название стагфляция.

   Факторы сдвига кривой совокупного предложения обычно называют шоками предложения. Если совокупное предложение растет, говорят о положительных шоках предложения; если сокращается, то говорят об отрицательных шоках предложения.

   Положительные шоки чаще всего связаны с техническим прогрессом, вызывающим рост производительности труда.

   Отрицательными шоками чаще всего выступают растущие цены на ресурсы, прежде всего на энергоносители и рабочую силу при повышении минимальных ставок заработной платы.

Задача 1

Пользуясь приведенными данными рассчитать индекс реальной заработной платы по указанным годам.

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

Среднемесячная номинальная заработная плата занятых в экономике России, руб.

548

6000

58700

220400

482000

Индекс потребительских цен, раз (к предыдущему году)

-

26,1

9,4

3,2

2,31

Решение:

Индекс реальной заработной платы определяется по формуле:

Iр.зп = Iном.зп / Iпотр.цен,

где Iном.зп – индекс номинальной заработной платы рассчитывается как отношение номинальной заработной платы расчетного года к номинальной заработной плате предыдущего года (база по условиям данной задачи).

Результаты расчетов представлены в таблице:

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

Среднемесячная номинальная заработная плата занятых в экономике России, руб.

548

6000

58700

220400

482000

Индекс потребительских цен, раз (к предыдущему году)

-

26,1

9,4

3,2

2,31

Индекс номинальной заработной платы, раз (к предыдущему году)

-

10,95

9,78

3,75

2,19

Индекс реальной заработной платы

-

0,42

1,04

1,17

0,95

Задача 2

Ниже приведены статьи расходов государства, трлн.руб.:

1.

Государственные расходы (закупки товаров и услуг)

70

2.

Конечное потребление населения (личные потребительские расходы)

220

3.

Прирост запасов материальных оборотных средств

34

4.

Косвенные налоги на бизнес

20

5.

Налоги на доходы корпорации

38

6.

Чистые внутренние инвестиции

28

Определить чистый национальный продукт.

Решение:

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой валовой национальный продукт (ВНП), скорректированный на сумму амортизационных отчислений (объема капитала, потребленного в ходе производства текущего года). С его помощью измеряется общий годовой объем производства конечных товаров и услуг, который экономика в целом, включая домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранцев, в состоянии потребить, не ухудшая при этом производственных возможностей страны для последующих лет.

ЧНП = ВНП – амортизация

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства) и иностранцев (расходы на экспорт) на приобретение (потребление) конечного продукта. Фактически речь идет о совокупном спросе экономических агентов на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на четыре компонента:

ВНП = С + Jg + G + Xn ,

где С – личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (автомобили, холодильники, мебель и т.п.), на товары текущего потребления (хлеб, молоко, сигареты, рубашки и т.д.), а также потребительские расходы на услуги (юристов, врачей, механиков, парикмахеров и т.п.). По условию задачи – 220 трлн. руб.;

Jg – валовые частные внутренние инвестиции, включающие в себя три компонента: 1) все конечные покупки машин, оборудования и станков предпринимателями; 2) всё строительство (производственное и жилищное); 3) изменение запасов (запасы полуфабрикатов и сырья, еще не потребленных в процессе производства товаров), при этом рост запасов учитывается со знаком "+", уменьшение – со знаком "-". По условию задачи – 34 трлн. руб. + 28 трлн. руб.;

G – государственные закупки товаров и услуг – все государственные расходы, (включая федеральные и местные органы власти) на конечную продукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов, особенно рабочей силы (государственный аппарат управления) По условию задачи – 70 трлн. руб.;

Хn – чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

ВНП (по расходам) = 220 + 34 + 28 + 70 = 352 трлн. руб.

Не суммируются косвенные налоги на бизнес и налоги на доходы корпораций, так как эти статьи учитываются при расчете ВНП по доходам.

Амортизация не является прибавкой к чьему-либо доходу, она говорит о том, что часть ВНП данного года должна быть отложена для замещения в будущем машин и оборудования, потребленных в процессе производства конечных товаров и услуг.

Так как чистые инвестиции представляют собой валовые инвестиции за вычетом амортизации (затрат на потребление капитала):

In = Ig – D,

ЧНП = ВНП – Амортизация = 352 трлн. руб.

Контрольные тесты

1.     Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании.

Общественные блага отличаются от частных, благ следующими двумя характеристиками[6].

Прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и не снижает его качества. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями.

Вторая особенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит в невозможности воспрепятствовать их потреблению. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить использование света маяка в качестве ориентира одними судами в то время, как его могут использовать в этом качестве другие. Невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередач одним слушателем тогда, когда их может принимать его сосед.

2.     Основными статьями актива баланса центрального банка являются:

г) золотые сертификаты, наличные деньги, ссуды и государственные ценные бумаг.

Для примера рассмотрен Годовой баланс Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) по состоянию на 01 января 2005 г. и расшифровка статьи «Прочие активы», которая включает в себя «Наличные деньги в кассах»[7]. Золотые сертификаты – вид государственных ценных бумаг.

3.     Если центральный банк стремится увеличить объем ВНП какие из приведенных ниже мер он не должен предпринимать:

г) повышение процентных ставок с тем, чтобы сделать кредиты более привлекательными для владельцев наличных денег.

Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка. Если Центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций. Кредитно-денежная политика в фаза спада (т.е. необходимо увеличить совокупный спрос, соответственно ВНП) предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы[8].

Список литературы

1. Глухова М.И., Юркова М.С. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005.

2. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. - Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2000.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1998.

4. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 1999.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М., 1997.


[1] Глухова М.И., Юркова М.С. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – с.46.

[2] Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 1999.-с.65.

[3] Глухова М.И., Юркова М.С. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – с.47.

[4] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. - Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2000. – с.36.

[5] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. - Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2000. – с.42.

[6] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика (учебник), изд. «Экономическая школа», § 17.3 (http://microeconomica.economicus.ru/index.php?file=17_3)

[7] Годовой отчет ЦБ РФ. Баланс ЦБ РФ на 01.01.2005 г. – http://www.cbr.ru/today/annual_report/main.asp?file=2004/ - c.149, 161.

[8] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. - Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2000. – с.35, 69.