Содержание

Вопрос № 1. Назовите ценовые факторы рыночного спроса. Определите характер их воздействия на объем спроса. 3

 

Вопрос № 2. Раскройте содержание модели ломаного спроса на продукцию олигополистического предприятия. Объясните теоретическое значение этой модели. 7

 

Задача № 1. 12

 

Задача №2. 13

 

Тесты. 14

 

Список литературы... 17

Вопрос № 1. Назовите неценовые факторы рыночного спроса. Определите характер их воздействия на объем спроса.

Полезностью обладают не только блага, но и деньги. Потребитель купит благо по данной цене, если оценит его полезность и полезность затраченных денег одинаково. Полезность денег различается у богатого и бедного людей. Допустим, что предельная полезность денежной единицы у богатого равна 4 усл. ед., а у бедного – 10 усл. ед., а предельная полезность блага одинакова для них. Первая единица блага оценивается ими в 100 усл. ед., тогда богатый готов за нее заплатить 25 денежных единиц, а бедный только 10. вторая единица блага имеет для них полезность уже 80 усл. ед., тогда богатый за нее может заплатить 20 денежных единиц, а бедный только 8. Цена, которую согласен заплатить потребитель за соответствующую единицу блага, измеряет предельную полезность данной единицы блага для него и называется ценой спроса.

Рыночная цена определяет объем индивидуального спроса. При ее изменении изменяется и спрос. Кривые спроса имеют нисходящий характер, так как каждая последующая единица блага обладает меньшей предельной полезностью и, следовательно. Менее привлекательна для покупателя. Эти же кривые могут объяснить, зачем покупатель обменивает деньги на товары, если они оцениваются как одинаково полезные. Дело в том, что богатый покупатель за 1 единицу блага готов был заплатить 25 ден. ед., а заплатил всего лишь его цену (10 ден. ед.), т.о. его выигрыш составил 15 ден. ед. Общий выигрыш, который получит покупатель, называется излишком потребителя. Он получается всегда, когда цена спроса больше, чем рыночная цена.[1]

Табл. 1 Спрос на благо А

Количество благ

Полезность блага

Цена

Богатого покупателя

Бедного покупателя

1

100

25

10

2

80

20

8

3

60

15

6

4

40

10

4

5

20

5

2

Рыночная цена определяет объем индивидуального спроса. При ее изменении изменяется и спрос. Кривые спроса имеют нисходящий характер, так как каждая последующая единица блага обладает меньшей предельной полезностью и, следовательно. Менее привлекательна для покупателя. Эти же кривые могут объяснить, зачем покупатель обменивает деньги на товары, если они оцениваются как одинаково полезные. Дело в том, что богатый покупатель за 1 единицу блага готов был заплатить 25 ден. ед., а заплатил всего лишь его цену (10 ден. ед.), т.о. его выигрыш составил 15 ден. ед. Общий выигрыш, который получит покупатель, называется излишком потребителя. Он получается всегда, когда цена спроса больше, чем рыночная цена.[2]

Учитывая, что доход потребителя ограничен, будем считать, что покупатель ведет себя на рынке разумно, пытается использовать свой доход с наибольшей пользой для себя. Так как он может приобрести только ограниченный набор товаров, он будет стремиться приобрести такой набор, который принесет ему наибольшую полезность. Для этого он интуитивно сравнивает для себя предельную полезность благ, продаваемых по различным ценам. Достичь максимальной общей полезности он сможет, если распределит свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносила одинаковую предельную полезность. Данное утверждение получило название второго закона Госсена.

Суть правила можно представить в виде уравнения:

MU1/P1 = MU2/P2, …, MUn/Pn

Потребительское равновесие достижимо в случае, если общая полезность, получаемая при данном денежном доходе, не может быть увеличена путем повышения затрат на один товар за счет снижения затрат на другой товар.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, в ожиданиях будущих цен и многие другие.

В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный спрос — спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутренний, спрос — это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в обществе.

Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь цены и количества покупаемого товара можно отразить на графике.

Вопрос № 2. Раскройте содержание модели ломаного спроса на продукцию олигополистического предприятия. Объясните теоретическое значение этой модели.

Олигополия — это рыночная структура, в которой небольшому количеству продавцов противостоит множество покупателей.

Принято считать, что крестным отцом термина «олигополия» был известный социалист-утопист и государственный деятель Томас Мор (1478-1532), автор знаменитой «Утопии» (1516 г.).[3]

Пожалуй, немногие проблемы микроэкономической теории вызывают столько дискуссий и разногласий, как олигополия. В реальной жизни типично монополистическими отраслями являются автомобильная, металлургическая, алюминиевая, химическая и др.[4]

Принципиальное отличие олигополии от монополистической и чистой конкуренции заключается в том, что при олигополии в отрасли существует лишь несколько соперников, а потому каждая фирма обязана учитывать реакцию остальных участников на свои действия. Действия любого олигополиста в отрасли оказывают непосредственное влияние на каждого из соперников, т. е. фирмы в отрасли являются взаимозависимыми.

Рассмотрим олигополию как одну из четырех главных рыночных структур на основе структурных переменных, приведенных в четырех предыдущих главах (табл. 2).

Мы уже знаем, что в модели совершенной конкуренции продукция однородна, а в монополистической конкуренции неоднородна (дифференцирована). В олигополистической модели продукция может быть как однородной, так и неоднородной.

Таблица 2 Структурные переменные олигополии

Йнстуцио-нальные

1. Условие спроса

2. Количество продавцов

3. Количество покупателей

4. Вход в отрасль и выход

Продуктовая дифференциация разной степени. Немного, Много Ограничен

Поведенче-ские

5. Целевая функция

6.Стратегические переменные    7.Ожидания относительно действий соперников

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде. Уровень цен и выпуска интенсивные

Возможности входа в отрасль также варьируются в широких пределах — от полностью блокированного входа до достаточно свободного (в зависимости от особенностей стратегического поведения олигополистов).

В модели совершенной конкуренции фирмы проводят оптимальную политику поведения: при нахождении рынка в равновесии они не имеют причин изменять цену или объем выпуска. При равенстве спроса и предложения фирма продает все, что производит, и максимизирует свою прибыль.

В модели монополии фирма-монополист находится в равновесии при условии MR = МС. В этом случае монополист максимизируют свою прибыль и также проводит оптимальную политику (с точки зрения монополии).

В модели олигополии фирма также имеет тенденцию осуществлять оптимальную политику с учетом действий своих соперников и предполагает, что прочие фирмы в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была впервые сформулирована Дж. Нэшем (в 1951 г.).

Равновесие Нэша: каждая фирма-олигополист ведет себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов.

Это модель была разработано американскими экономистами Р.Холлом, С.Хитчем, П.Суизи. Она объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частичного понижения цен.

Предположим, у фирмы цена за единицу продукта ОР1, а объем продаж Oq1 (рис 2). DEFлиния спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР3 Другой вариант: она понижает цену до ОР2 Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену с тем, чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DE и ЕН с переломом в точке Е. «Сотрем» отрезки JE и EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (см. рис. 2). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.

При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.[5]

Рис. 1. Ломаная кривая спроса

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты — нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают также, поэтому фирме не удается завоевать больший сегмент рынка, спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла.

В 1939 г. гарвардский экономист Пол Сюизи предложил следующее объяснение кажущейся негибкости цен в отраслях с немногими продавцами. Соперники различно реагируют на изменение цены в сторону повышения и в сторону понижения. Если фирма А поднимет цену на свою продукцию, фирма В получает новых клиентов, которых фирма Л потеряет от повышения цены. Если, с другой стороны, фирма А понизит цену на Свою продукцию — фирма В потеряет часть своих клиентов.

Каждая фирма стремится избегать потерь. Если причиной потери прибыли фирмы В стало снижение цены товара фирмой А, то естественно ожидать от фирмы В аналогичного понижению цены. С точки зрения фирмы А это означает, что при повышении цены на свою продукцию она должна ожидать потери части своих клиентов в пользу соперников (поэтому кривая спроса фирмы А эластична при повышении цены). Но если фирма А понизит цену своей продукции, она не должна рассчитывать на переманивание клиентов у конкурентов, так как они также будут вынуждены понизить цены (кривая спроса фирмы А неэластична при снижении цены).Гипотеза Сюизи выражается с помощью следующих посылок:

1. В олигополистической отрасли каждая фирма ожидает реакции конкурентов на изменение цены на свою продукцию.

2. Фирмы не вступают в тайный сговор относительно объемов выпуска и уровня цен.

3. Каждая фирма попытается максимизировать свою краткосрочную прибыль, увеличивая выпуск, если предельный доход превышает предельные издержки, и уменьшая выпуск, если предельные издержки превышают предельный доход.[6]

Однако в целом судьба этой с виду оригинальной и интересной концепции не очень счастлива. Эмпирическая проверка модели кривой спроса олигополии поставила факт ее излома под сомнение. К тому же, раздались упреки в том, что модель не объясняет первоначального возникновение «цены перелома». Почему эта цена расположена именно на данном уровне, а не выше или не ниже?

В 1982 г. один из наиболее непримиримых критиков, Дж. Стиглер, выразил мнение, что модель ломаного спроса и вовсе ничего не отражает, а ее присутствие в учебниках микроэкономики объясняется консерватизмом авторов.

Не будем торопиться. Во всяком случае, модель ломаного спроса может быть полезной для объяснения ситуаций в новых олигополистических отраслях, когда соперники еще плохо знают друг друга, либо в случае присоединения к отрасли новичков, о которых также мало известно.

Задача № 1.

Спрос на товар описывается уравнением q = 260-3p. Определить цену, при которой ценовая эластичность спроса равна -1,08. Определить также совокупные расходы покупателей товара при этой цене. Как поведет себя величина совокупных расходов покупателей при снижении и увеличении цены?

Решение:

q = 260-3p

-1,08q = 260-3p

-1,08*(260-3р)=260-3р

-280,8+3,24р=260-3р

0,24р=540,8

р = 2253,3

Совокупный расход покупателей = 3*р = 3*2253,3 = 6760

Вывод: Величина совокупного расхода покупателя при снижении цены на товар увеличится и наоборот при повышении.

Задача №2.

Даны функции спроса и предложения на рынке:

q=20-p: q=-4+2p

а) Определить параметры равновесия рынка

б) Найти ставку налога на товар (в руб. за единицу товара), максимизирующие налоговые поступления в бюджет. Плательщики налога – покупатель

а) решаем систему уравнения

q=20-p: q=-4+2p

20-р=-4+2р

р=8

q=20-8

q=12

при (р) равной 8 и (q) равной 12 прослеживается равновесие спроса и предложения

б) ставка налога - 8/12=0,6

Вывод: Параметры равновесного рынка равны: цена равна 8, количество продукции равна 12. Ставка налога, максимизирующего налоговые поставления в бюджет составил 0,6.

Тесты.

5. Улучшение технологии производства при прочих равных условиях:

а) повышает равновесную цену на рынке

б) сдвигает кривую предложения влево;

в) сдвигает кривую спроса вправо;

г) сдвигает кривую предложения вправо;

Ответ : в) Так как при улучшении технологии себестоимость на продукцию падает, соответственно спрос увеличивается то есть кривая спроса пойдет в сторону увеличения – вправо. Другие ответы не правильные так как по определению равновесного рынка они не подходят.

6. При неизменных неценовых факторах чистый монополист:

а) в состоянии изменять цену и объем продаж в одном направлении, поскольку он доминирует на рынке;

б) должен производить такие объемы продукта, для которых MR<0;

в) вынужден снижать цену на свой товар, чтобы увеличить объем его реализации;

г) наращивая объем производства, увеличивает валовую выручку на величину, равную цене приращенного объема товара.

Ответ: а) По определению монополист диктует свои цены на определенном рынке. Почему именно этот ответ мы выбрали? Так как по определению рынка чистой монополии другие ответы не подходят.

7. "Взаимозависимость" олигополистов означает, что каждое  предприятие:

а) должно учитывать реакцию своих конкурентов при определении своей стратегии поведения на рынке;

б) действует в условиях абсолютного эластичного спроса на свою продукцию;

в) производит товар, идентичный товарам конкурентов;

г) производит товар схожий, но не идентичный товарам конкурентов.

Ответ: в).По определению олигополистические фирмы выпускают одинаковый товар. Ответ а) предприятия всегда учитывают поведение своих конкурентов, а не только на олигополистическом рынке. Ответ б) не подходит так как здесь нет место связи предприятий между собой. Ответ г) не подходит по определению.

8. В совершенной конкурентной отрасли экономические прибыли могут иметь место:

а) в долгосрочном периоде, если спрос потребителей стабилен;

б) только в краткосрочном периоде;

в) только в долгосрочном периоде;

г) ни в краткосрочном ни в долгосрочном периоде: конкурентные предприятия получают только нормальную прибыль.

Ответ: б) так как конкуренция предполагает краткосрочный период. Ответ а) к нашему вопросу не является ответом, в) не может быть такого в долгосрочном периоде, г) абсолютно не верно, по определению совершенной конкуренции.

9. Когда потребитель оптимизирует свое благосостояние;

а) средняя полезность расходуемого им каждого рубля одинакова;

б) общая полезность каждого продукта максимизируется;

в) общая полезность не может быть увеличена за счет перераспределения расхода на товары;

г) предельная полезность последней единицы каждого покупаемого товара равна нулю.

Ответ: б) Максимальная полезность вызывает снижение издержек. Суть оптимизации блага лежит не в его количестве, а в его полезности, по этому другие ответы не подходят.

10. Ситуация, когда при повышении цены некоторого товара потребители в состоянии покупать на свой денежный доход меньше всех товаров, связана с действием:

а) эффекта издержки;

б) эффекта цены;

в) эффекта дохода;

г) эффекта субституции;

д) эффекта инфляционных ожиданий.

Ответ: д) Увеличение денежной массы способствует увеличению стоимости товара. При такой ситуации в экономике имеет место инфляция поэтому другие ответы не совсем верны.

Список литературы

1.           Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.           Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.           Экономическа Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.           Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.           Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.

6.           Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.


[1] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

[2] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

[3] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.

[4] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

[5] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 148 с

[6] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.