Задача 7.С точки зрения безопасности движения важно знать тормозную силу поезда, от которой зависит тормозной путь. Тормозная сила поезда подсчитывается как произведение расчётного коэффициента трения Ψтр, зависящего от скорости:
, (1)
на сумму расчётных сил нажатия тормозных колодок – ΣK,
В груженом режиме для грузового поезда расчётная сила нажатия колодок на ось – 70 кН, тогда
(2)
где N – число тормозных осей поезда.
Рассчитать и построить зависимость тормозной силы поезда в зависимости от скорости. Исходные данные выбираются из табл. 1.7 по предпоследней цифре шифра. Шаг расчёта – ΔV=10 км/ч.
Цифра шифра |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
N Vmax, км/ч |
200 80 |
250 80 |
300 100 |
350 110 |
380 100 |
360 90 |
340 80 |
320 110 |
280 100 |
260 90 |
Решение. Исходя из условия, тормозная сила вычисляет по формуле:
Fтрмз = Ψтр * ΣKр. (3)
А по выше указанным формулам (1,2) рассчитываются коэффициент трения (Ψтр) и сумма расчётных сил нажатия тормозных колодок (ΣK). Даны количество тормозных осей (N=340) и максимальная скорость (V=80). Исходя из этого, можно уже рассчитать сумму сил нажатия тормозных колодок (ΣK), она будет неизменной:
,
тогда формула расчёта тормозной силы примет вид:
.(4)
Имея формулу расчёта коэффициента трения (1) и выше указанную (4), можно построить зависимость между скоростью и тормозной силой:
Рассчитываемые формулы и ссылки видны на следующей таблице:
Задача 9. Рассчитать, за какое время электровоз с поездом заданной массы достигнет заданной скорости VK и какой путь при этом будет пройден. Так как при трогании и разгоне поезда машинист поддерживал силу тяги электровоза FK приктически постоянной и основное сопротивление движению Wo при небольшом изменение скорости можно также принять постоянным, то движение поезда будет равноускоренным.
Используя второй закон Ньютона для этого случая,
, (5)
где Fk, Wo – в кН;
Mn – в т;
a – в м/с2, можно определить ускорение a.
Для равноускоренного движения известны формулы:
(6) и (7)
Составив формулу для определения времени разгона до заданной конечной скорости Vk, при Vo=0. Рассчитать и построить зависимость S(t). Шаг изменения Δt принять по своему усмотрению таким, чтобы число расчётных точек не превышало 10-15. Исходные данные выбираются из табл. 1.9 по предпоследней цифре шифра.
Цифра шифра |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Fk кН |
500 |
550 |
600 |
580 |
560 |
540 |
520 |
620 |
640 |
660 |
Wo кН |
55 |
60 |
65 |
70 |
60 |
58 |
50 |
55 |
60 |
65 |
Mo т |
3000 |
3300 |
3500 |
3200 |
3400 |
3100 |
3000 |
4000 |
4200 |
4500 |
Vk м/с |
3 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
4 |
3,9 |
3,7 |
3,5 |
3,3 |
Решение. Исходя из условия ускорение, можно определить по следующей формуле:
.(8)
Даны сила тяги электровоза (FK =520 кН), сопротивление движению (Wo= 50 кН) и масса (Mn=3000 тонн). Следовательно ускорение можно рассчитать.
.
Учитывая, что Vo=0 и a=0.157, то можно формулу (6) примет вид:
(9)
Максимальная скорость, которой должен достигнуть поезд по условию равна 3,9 м/с. Подставим это значение в формулу (9) и получим значение времени:
.
Подставив всё полученное в формулу (7) и найдём путь пройденный за это время:
Исходя из того, что при заданной скорости Vk=3.9 м/с, и полученных времени t=24.9с и пройденному пути S=48.54м, можно построить график зависмости S(t) при заданной скорости Vk.Это выражается формулой:
Список литературы.
1. Дональд Кнут. Искусство программирования. Т. 1-3. Издательский дом "Вильямс", 2000.
2. Осейко Н. EXEL для пользователя. - М.: Бином, 1994.
3. Информатика: Учебник/под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере./ Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000 .
5. Сагман С. Microsoft Office XP: Пер. с англ. - М.: ДМК Пресс, 2002.