Содержание

1.   Реферативная часть: Управление денежными потоками предприятия. 3

Введение. 3

1.1. Теоретические основы политики управления денежными потоками на предприятии. 4

1.1.1. Цели и организация управления денежными потоками. 4

1.1.2. Модели и приемы целевого регулирования денежных потоков. 5

1.2. Политика управления денежными потоками на ЗАО «Техстройсервис»  7

1.2.1. Состав и анализ притоков и оттоков денежных средств по направлению деятельности, анализ взаимодействия денежных потоков. 7

1.2.2.Прогнозирование и оптимизация денежной наличности. 15

1.2.3. Определение оптимального уровня денежных средств. 16

Заключение. 20

2. Практическая часть. 20

2.1. Составление калькуляции затрат. 20

2.2. Управление активами предприятия. 23

2.3. Управление источниками. 32

2.4. Управление денежными потоками. 32

Список литературы.. 34

Приложения. 36

1.     Реферативная часть: Управление денежными потоками предприятия

Введение

Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Объем денежных средств колеблется во времени в зависимости от производственного графика, объема продаж, инкассации дебиторской задолженности, капитальных расходов и финансирования.

Отчет о наличии и использовании денежных средств - это метод, при помощи которого мы изучаем чистое изменение объема средств между двумя моментами. Эти моменты соответствуют начальной и конечной датам финансового отчета, к какому бы периоду ни относилось исследование - кварталу, году или пятилетию. Отчет об источниках и использовании денежных средств описывает скорее чистые, чем общие изменения в финансовом положении на разные даты. Общие изменения - это все изменения, которые происходят между двумя отчетными датами, а чистые изменения определяются как результат общих изменений.

Целью настоящей работы является исследование методики управления денежными средствами предприятия с использованием анализа денежных потоков.

1.1. Теоретические основы политики управления денежными потоками на предприятии

1.1.1. Цели и организация управления денежными потоками

Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.

Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка [3,с .111].

Наличие у предприятия денежных средств нередко связываемся с тем, является ли его деятельность прибыльной или нет. Однако такая связь не всегда очевидна. События последних лет, когда резко обострилась проблема взаимных неплатежей, подвергают сомнению абсолютную незыблемость прямой связи между ними показателями. Оказывается, предприятие может быть прибыльным по данным бухгалтерского учета и одновременно испытывать значительные затруднения в оборотных средствах, которые в конечном итоге могут вызвать не только социально- экономическую напряженность во взаимоотношениях с контрагентами, финансовыми органами, работниками, но в конечном шаге (пока теоретически) привести к банкротству.

1.1.2. Модели и приемы целевого регулирования денежных потоков

Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течении которого денежные средства отвлечены из оборота. Основные этапы обращения денежных средств в ходе производственной деятельности представлены на рис. 1 (приложение 1)

Логика представленной схемы заключается в следующем. Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т. е. финансовый цикл, меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть сделано за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности [2,с .190].

Таким образом, продолжительность финансового цикла (ПФЦ) в днях оборота рассчитывается по формуле

ПФЦ = ПОЦ – ВОК = ВОЗ + ВОД - ВОК;

где:

ПОЦ - продолжительность операционного цикла;

ВОК - время обращения кредиторской задолженности;

ВОЗ - время обращения производственных запасов;

ВОД - время обращения дебиторской задолженности;

Т - длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (как правило, год, т.е. Т=365).

Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций. Чем более предсказуемы денежные потоки фирмы, тем меньше потребность в страховании. Управление денежными средствами начинается с момента выписки покупателем (дебитором) чека на оплату продукции и заканчивается выплатами кредиторам, персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом управление денежными средствами тесно связано с управлением кредиторской задолженностью, ибо менеджеры фирмы регулируют сроки ее оплаты [5,с .112].

Следует выделять "притоки" и "оттоки" денежных средств по основной (операционной) деятельности, инвестиционной и финансовой видам деятельности. Такое выделение представлено в таблице 1 (приложение 2).

Минимальное количество денежной наличности, которое фирма должна иметь на расчетном счете и в кассе, определяется двумя процессами. Первый - промежуток времени между оплатой счета покупателем и инкассированием денежных средств. Это время состоит из трех частей:

- время перевода платежей от покупателей (дебиторская задолженность здесь не рассматривается, покупатель оплатил счет, но на его пересылку фирме требуется определенное время, зависящее от формы безналичных расчетов и эффективности работы банков);

- время, в течение которого платежи остаются не инкассированными банками;

- время движения денежных средств к банкам, производящим выплаты.

Фирмы могут использовать много методов сокращения периода инкассации, а следовательно, и требуемых запасов денежных средств (электронные переводы, система сейфов и др.). Но этот период всегда будет иметь место, всегда будут трансакционные издержки.

Второй - требования коммерческих банков об образовании компенсационных (резервных) остатков. Эти остатки определяются стоимостью услуг банка, ведущего расчетные счета и предоставляющего кредиты. (Например, банк может обслуживать фирму бесплатно, если неснижаемый остаток на счете не менее 50 млн. руб. В противном случае фирма оплачивает каждую операцию банка).

1.2. Политика управления денежными потоками на ЗАО «Техстройсервис»

1.2.1. Состав и анализ притоков и оттоков денежных средств по направлению деятельности, анализ взаимодействия денежных потоков

Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера; однако можно привести аргументы, в известной степени оправдывающие его проведение. Например, довольно парадоксальная ситуация, когда предприятие является прибыльным, но не имеет средств расплатиться со своими работниками и контрагентами. Такая ситуация вполне обыденна в экономике переходного периода [10, с. 234].

В западной учетно-аналитической практике методика подобного анализа разработана достаточно подробно и сводится к анализу потока денежных средств по трем основным направлениям: текущая, инвестиционная и финансовая деятельность. Можно взять за основу данную схему, однако, исходя из реальности финансово-хозяйственных операций, имеющих место в отечественных предприятиях, целесообразно несколько видоизменить состав направлений видов деятельности, в той или иной степени связанных с движением денежных средств:

-         текущая (основная) деятельность - получение выручки от реализации, авансы, уплата по счетам поставщиков, получение краткосрочных кредитов и займов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом, выплаченные/полученные проценты по кредитам и займам;

-          инвестиционная деятельность - движение средств, связанных с приобретением или реализацией основных средств и нематериальных активов;

-          финансовая деятельность - получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, погашение задолженности по полученным ранее кредитам, выплата дивидендов;

-          прочие операции с денежными средствами - использование фонда потребления, целевые финансирование и поступления, безвозмездно полученные денежные средства и др.

Рассмотренный метод позволяет судить о ликвидности предприятия, детально раскрывая движение денежных средств на его счетах, но не показывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств. Поэтому применяется косвенный метод анализа, позволяющий объяснить причину расхождений между прибылью и, например, сокращением денежных средств за период [11, с. 231].

В таблице 2 (приложение 3) представлена таблица, характеризующая движение денежных средств в разрезе видов деятельности по прямому методу.

В таблице 3 представлен анализ структуры активов организации ЗАО «Техстройсервис» по балансу.

Таблица 3

Анализ состава и размещения активов ЗАО «Техстройсервис»

Активы

На начало года

На конец года

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Нематериальные активы

1800,00

2,29

1000,00

1,26

-800,00

-1,03

Основные средства

47000,00

59,80

47900,00

60,39

900,00

0,59

Капитальные вложения

6200,00

7,89

7300,00

9,20

1100,00

1,32

Долгосрочные финансовые вложения

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Краткосрочные финансовые вложения

1800,00

2,29

0,00

0,00

-1800,00

-2,29

Оборотные средства

21800,00

27,74

23120,00

29,15

1320,00

1,41

ИТОГО

78600,00

100,00

79320,00

100,00

720,00

0,00

         Средства в активах размещены следующим образом, изображенным на рисунке 2.

Рис.2. Структура активов организации на конец года

         Темп прироста реальных активов равен:

А = (( С1 + З1 + Д1)/ (С00 + Д0)-1) * 100,                          (1)

где    А- темп прироста реальных активов, %

         С – основные средства и вложения, руб.

         З – запасы и затраты, руб.

         Д – денежные средства, расчеты и прочие активы, руб.

         0 – предыдущий период, базисный год

Подставляя значения в формулу (1) получим:

А = 86 %

В таблице 4 представлен анализ структуры источников ЗАО «Техстройсервис» по балансу.

Таблица 4

Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов фирмы

Виды финансовых источников

На начало года

На конец года

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Собственные средства

Уставной капитал

45000,00

79,30

45000,00

77,89

0,00

-1,42

Резервный фонд

10654,00

18,78

11789,00

20,40

1135,00

1,63

Фонд специального назначения

1089,00

1,92

987,00

1,71

-102,00

-0,21

ИТОГО

56743,00

100,00

57776,00

100,00

1033,00

0,00

2. Заемные средства

Краткосрочные кредиты банков

9000,00

100,00

10500,00

100,00

1500,00

0,00

ИТОГО

9000,00

100,00

10500,00

100,00

1500,00

0,00

3. Привлеченные средства

Расчеты с кредиторами

800,00

86,67

2200,00

74,58

1400,00

-12,10

Авансы, полученные от покупателей и заказчиков

0,00

0,00

600,00

20,34

600,00

20,34

Резервы предстоящих расходов и платежей

123,00

13,33

150,00

5,08

27,00

-8,24

ИТОГО

923,00

100,00

2950,00

100,00

2027,00

0,00

Всего

66666,00

300,00

71226,00

300,00

4560,00

0,00

         Коэффициент автономии определяется по формуле (2)

Ка = М / ∑ И,                        (2)

где    Ка – коэффициент автономии;

         М – собственные средства, руб.;

         ∑ И – общая сумма источников, руб.

         Минимальное значение коэффициента принимается на уровне 0.6.

         Имеем:

На начало года: 56743/

На конец года: 108023/126153 = 0,86

         Коэффициент финансовой устойчивости:

Ку = М / (К + З),                    (3)

где    К – заемные средства, тыс. руб.

         З – кредиторская задолженность и другие пассивы, тыс. руб.

Имеем:

На начало года: 105034 /(12000+2780) = 7,1

На конец года: 108023/ (13500+3780) = 6,2

Таблица 5

Анализ наличия собственных средств фирмы

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение

Уставной капитал

90000,00

90000,00

0,00

Резервный фонд

13467,00

15678,00

2211,00

Фонд специального назначения

1567,00

2345,00

778,00

Итого источников собственных средств

105034,00

108023,00

2989,00

Исключаются

Нематериальные активы

3100,00

2400,00

-700,00

Основные средства

23700,00

26800,00

3100,00

Долгосрочные финансовые вложения

0,00

0,00

0,00

ИТОГО исключаются

26800,00

29200,00

2400,00

Собственные оборотные средства

78234,00

78823,00

589,00

Рост суммы собственных средств свидетельствует о том, что фирма не накопила собственные средства.

         Таблица 6

Анализ движения кредиторской задолженности

Виды кредиторской задолженности

На начало года

Возникло обязательство

Погашено обязательств

На конец года

Изменение

За товары, работы, услуги

2780,00

1000,00

3780,00

0,00

-2780,00

ИТОГО

2780,00

1000,00

3780,00

0,00

-2780,00

Авансы, полученные от покупателей и заказчиков

300,00

400,00

300,00

400,00

100,00

Всего кредиторской задолженности

3080,00

1400,00

4080,00

400,00

-2680,00

Источниками средств данного предприятия являются уставный капитал, добавочный капитал и краткосрочная кредиторская задолженность, по которой наблюдается значительное увеличение к концу года по сравнению с началом года.

В таблице 7 представлен отчет о прибылях и убытках организации в агрегированной форме.

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель - сумма прибыли (доходов). Относительный показатель- уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность производственного процесса и определяется процентным отношением суммы прибыли от реализации к себестоимости продукции.

Таблица 7

Анализ доходности хозяйствующего субъекта

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения

план

факт

факт к плану

факт отчетного года к прошлому году

абсолютное

%

абсолютное

%

Выручка от реализации, тыс. руб.

72000,00

78000,00

79900,00

1900,00

102,44

7900,00

110,97

НДС, тыс. руб.

14400,00

15600,00

15980,00

380,00

102,44

1580,00

110,97

В % к выручке

20,00

20,00

20,00

0,00

100,00

0,00

100,00

Акцизы, тыс. руб.

10,00

9,90

9,90

0,00

100,00

-0,10

99,00

Себестоимость продукции, тыс. руб.

51300,00

53000,00

54700,00

1700,00

103,21

3400,00

106,63

В % к выручке

71,25

67,95

68,46

0,51

100,75

-2,79

96,09

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

20700,00

25000,00

25200,00

200,00

100,80

4500,00

121,74

Уровень рентабельности, %

40,35

47,17

46,07

-1,10

97,67

5,72

114,17

Прибыль от реализации в % к выручке

28,75

32,05

31,54

-0,51

98,40

2,79

109,70

Прибыль от прочей реализации, тыс. руб.

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Доходы от вне реализационных операций, тыс. руб.

1300,00

2500,00

2900,00

400,00

116,00

1600,00

223,08

Расходы по внереализационным операциям, тыс. руб.

1100,00

0,00

1100,00

1100,00

0,00

0,00

100,00

Балансовая прибыль, тыс. руб.

228,75

2532,05

1831,54

-700,51

72,33

1602,79

800,67

Налоги, выплачиваемые из прибыли, тыс. руб.

350,00

870,00

870,00

0,00

100,00

520,00

248,57

Чистая прибыль, тыс. руб.

-121,25

1662,05

961,54

-700,51

57,85

1082,79

-793,02

С целью управления денежными потоками возникает необходимость контроля за движением реальных денежных средств. Сбалансированность денежных потоков обеспечивает ликвидность и платежеспособность. С этой целью составляется отчет о движении денежных средств в организации, который представлен в таблице 15 в виде финансового плана организации.

Таблица 8

Финансовый план ЗАО «Техстройсервис»

Доходы и поступления средств, тыс. руб.

Расходы и отчисления средств, тыс. руб.

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

№ п/п

Финансовый показатель

Величина показателя

1

Прибыль от реализации продукции

26100

1

Налог на содержание жилищного фонда

780

2

Внереализационные доходы

2100

2

Налог на доходы

925,68

3

Доходы от прочей реализации

1670

3

Целевой сбор

20,16

4

Прочие доходы

0

4

Налог га имущество

400

5

Амортизационные отчисления

4561,6

5

Налог на пользование автомобильными дорогами

520

6

Отчисления в ремонтный фонд

456,2

6

Сбор за уборку территорий

173,7

7

Избыток оборотных средств

-2518,56

7

Сбор на нужды образовательных учреждений

1,4

8

Прирост кредиторской задолженности

 12,7

8

Налог на прибыль

6491,8

9

Ремонтный фонд

456,2

10

Резервный фонд

3083,6

11

Фонд потребления

7195

12

Фонд накопления

12334,4

ИТОГО

32381,94

ИТОГО

32381,94

1.2.2.Прогнозирование и оптимизация денежной наличности

Данный раздел работы финансового менеджера сводится к исчислению возможных источников поступления и оттока денежных средств. Используется та же схема, что и в анализе движения денежных средств, только для простоты некоторые показатели могут агрегироваться [8, с. 14].

Поскольку большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой точностью, нередко прогнозирование денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на какой-то период в разрезе подпериодов: год по кварталам, год по месяцам, квартал по месяцам и т. д.

Пример ЗАО «Техстройсервис»

Имеются следующие данные о предприятии.

1. В среднем 80% продукции предприятие реализует в кредит, а 20% - за наличный расчет. Как правило, предприятие предоставляет своим контрагентам 30-дневный кредит на льготных условиях (для простоты вычислений размером льготы в данном примере пренебрегаем). Статистика показывает, что 70% платежей оплачиваются контрагентами вовремя, т. с, в течение предоставленного для оплаты месяца, остальные 30% оплачиваются в течение следующего месяца.

2. Объем реализации на III квартал текущего года составит (млн.руб.): июль - 35; август - 37; сентябрь - 42. Объем реализованной продукции в мае равен 30 млн., в июне - 32 млн. руб. Требуется составить бюджет денежных средств на III квартал. Расчет выполняется по приведенной выше методике и может быть оформлен в виде следующей последовательности аналитических таблиц (табл. 2.1, 2.1,2.3).

Таблица 9

Динамика денежных поступлений и дебиторской задолженности (тыс. ру6.)

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

Дебиторская задолженность (на начало периода)

15,0

17,9

20,2

Выручка от реализации – всего

35,0

37,0

42,0

В том числе реализация в кредит

28,0

29,6

33,6

Поступление денежных средств – всего

32,1

34,7

37,5

В том числе

20-% реализации текущего месяца за наличный расчет

7,0

7,4

8,4

70% реализации в кредит прошлого месяца

17,9

19,6

20,7

30% реализации в кредит позапрошлого месяца

7,2

7,7

8,4

Дебиторская задолженность ( на конец периода)

17,9

20,2

24,7

Таблица 10

Прогнозируемый денежных средств (тыс. руб.)

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

Поступление денежных средств:

Реализация продукции

Прочие поступления

32,9

2,9

34,7

1,4

37,5

5,8

Всего поступлений

35,0

36,1

43,3

Отток денежных средств

Погашение кредиторской задолженности

Прочие платежи (налоги, заработная плата и т. д)

29,6

3,8

34,5

4,2

39,5

5,8

Всего выплат

33,4

38,7

45,3

Излишек (недостаток) денежных средств

1,6

(2,6)

(2,0)

Таблица 11

Расчет объема требуемого краткосрочного финансирования (тыс. руб.)

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

Остаток денежных средств (на начало периода)

2,0

3,6

1,0

Изменение денежных средств

1,6

(2,6)

(2,0)

Остаток денежных средств (на начало периода)

3,6

1,0

(1,0)

Требуемый минимум денежных средств на расчетном счете

3,0

3,0

3,0

Требуемая дополнительная краткосрочная ссуда

-

1.2.3. Определение оптимального уровня денежных средств

Денежные средства предприятия включают в себя деньги в кассе и на расчетном счете в коммерческих банках. Возникает вопрос: почему эти наличные средства остаются свободными, а не используются, например, для покупки ценных бумаг, приносящих доход в виде процента? Ответ заключается в том, что денежные средства более ликвидны, чем ценные бумаги. В частности, облигацией невозможно расплатиться в магазине, такси и т. п.

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера - Орра. Первая была разработана В. Баумолом в 1952 г.. вторая - М. Миллером и Д. Орром в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.н., поэтому приведем лишь краткое теоретическое описание данных моделей и их применение на условных примерах.

Модель Баумола

Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени [7,с .1 90].

Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается. т. е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть 'ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой «пилообразный» график (рис. 3, приложение 5).

Пример ЗАО «Техстройсервис»

Предположим, что денежные расходы компании в течение года составляют 1,5 млн. дол. Процентная ставка по государственным ценным бумагам равна 8%, а затраты, связанные с каждой их реализацией, составляют 25 дол. Следовательно, (Q = 30,6 тыс. дол.).

Средний размер денежных средств на расчетном счете составляет 15,3 тыс. дол. Общее количество сделок по трансфор?.1ад11и ценных бумаг в денежные средства за год составит:

1500000 дол. : 30600дол. = 49.

Таким образом, политика компании по управлению денежными средствами и их эквивалентами такова: как только средства на расчетном счете истощаются, компания должна продать часть ценных бумаг приблизительно на сумму в 30 тыс. дол.

Такая операция будет выполняться примерно раз в неделю. Максимальный размер денежных средств на расчетном счете составит 30,6 тыс. дол., средний - 15,3 тыс. дол.

Модель Миллера - Орра

Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

Пример ЗАО «Техстройсервис»

Приведены следующие данные о денежном потоке на предприятии: минимальный запас денежных средств (Он)- 10 тыс. дол.; расходы по конвертации ценных бумаг (Рт) - 25 дол.; процентная ставка - 11,6% в год; среднее квадратическое отклонение в день - 2000 дол. С помощью модели Миллера - Орра определить политику управления средствами на расчетном счете.

Решение

1. Расчет показателя Рх:

отсюда: Рх = 0,0003, или 0,03% в день.

2. Расчет вариации ежедневного денежного потока:

3. Расчет размаха вариации по формуле:

4. Расчет верхней границы денежных средств и точки возврата:

Ов = 10000+18900 = 29900дол.;

ТВ = 10000+1/3*18900 = 16300дол.

Таким образом, остаток средств на расчетном счете должен варьировать в интервале (10000, 18900); при выходе за пределы интервала необходимо восстановить средства на расчетном счете в размере 16300 дол.

Заключение

Подводя итог можно сделать следующие общие выводы:

1. Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств.

2. Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций.

3. Анализ движения денежных средств позволяет с известной долей точности объяснить расхождение между величиной денежного потока, имевшего место на предприятии в отчетном периоде, и полученной за этот период прибылью.

4. К денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера - Орра.

5. Совершенствование управления денежными средствами предприятий заключается в правильном анализе денежных поступлений и определении их типа. Одним из основных элементов такого финансового анализа является оценка денежного потока типа постнумерандо и пренумерандо, распространенным частным случаем этих потоков является аннуитет.

2. Практическая часть

2.1. Составление калькуляции затрат

Исходные данные для расчета представлены в таблице 12.

Таблица 12

Исходные данные расчета

№ п/п

Наименование показателя

Значение

1

Объем реализации в январе, тыс. шт.

210

2

Цена единицы, руб.

13

3

Структура прямых затрат в январе, %

Основные материалы

20

4

Основанная заработная плата рабочих

45

5

Основная заработная плата повременщиков

10

6

Эксплуатация машин и механизмов

25

7

В том числе оплата труда

3

8

Амортизация

20

9

Общехозяйственные расходы, в % от прямых затрат

18

10

В том числе административно- хозяйственные расходы

40

11

В том числе заработная плата

25

12

Амортизация

70

13

Материальные затраты

5

14

Расходы по организации производства

12

15

В том числе амортизация

90

16

Материальные затраты

5

17

Расходы по обслуживанию рабочих

48

18

В том числе материальные затраты

2

19

Рентабельность производства, %

18

20

Доля дебиторской задолженности, погашаемая через 2 месяца, %

35

21

Норма амортизации по активной части основных производственных фондов, %

10

22

Норма амортизации по пассивной части основных производственных фондов, %

3

23

нематериальные активы, срок полезного использования, лет

3

1) Выручка от реализации товаров равна:

210*13 = 2730 ( тыс. руб.)

2) Определение себестоимости:

выручка *100/ (100+ рентабельность производства)

Себестоимость = 2730 *100/(100+18) = 2314 ( тыс.руб.)

3) распределение себестоимости на прямые и накладные затраты по формуле:

прямые затраты = (себестоимость*100)/(100+% накладных расходов)

Прямые затраты: (2314*100) /(100+18) = 1961 ( тыс. руб.)

Тогда накладные расходы равны разнице между общей себестоимостью и прямыми расходами:

2314-1961 = 353 (тыс. руб.)

         В таблице 13 представлена калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат.

Таблица 13

Калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат, тыс. руб.

Статьи

Элементы

ВСЕГО

оплата труда

амортизация

материальные затраты

прочие

ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ

1961

1. основные материалы

392

2. основная зарплата рабочих

882

3. основная зарплата рабочих повременщиков

196

4. эксплуатация машин и механизмов

491

15

98

378

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

353

1. административно- хозяйственные расходы

141

35

99

7

2. расходы по организации производства

42

38

2

2

3. расходы по обслуживанию рабочих

170

3

167

ИТОГО

2314

50

235

12

547

         Как видно из рисунка 4 (приложение 5), наибольшую долю в структуре прямых затрат занимает зарплата основных рабочих ( 45 %), а наименьшую – основная зарплата повременщиков ( 10 %)

         Как видно из рисунка 5 (приложение 6) , наибольшую долю в структуре затрат на эксплуатацию машин и механизмов занимает амортизация ( 77 %), а наименьшую - оплата труда рабочих ( 3 %).

         Как видно из рисунка 6 (приложение 7), наибольшую долю в структуре затрат занимают расходы по обслуживанию рабочих (48 %), а наименьшую- расходы по организации производства ( 12 %).

         Как видно из рисунка 7 (приложение 8), наибольшую долю в структуре административно- хозяйственных расходов занимает амортизация ( 70 %), а наименьшую - материальные затраты ( 5 %)

Как видно из рисунка 8 (приложение 9), наибольшую долю в структуре расходов по организации производства занимает амортизация ( 90 %), а наименьшую – прочие затраты ( 5 %).

Как видно из рисунка 9 (приложение 10), наибольшую долю в структуре расходов по обслуживанию рабочих занимают прочие затраты ( 98 %), а наименьшую – материальные затраты (2%).

Необходимо разделить затраты предприятия на постоянные и переменные. К постоянным затратам относят затраты, которые не зависят от объемов производства предприятия и всегда остаются относительно постоянными. Переменные же затраты прямо пропорционально зависят от объемов производства.

Таблица 14

Структура затрат организации

Статьи

Значение, руб.

Структура, %

Переменные затраты

392

100

1. основные материалы

392

100

Постоянные затраты

1922

100

2. основная зарплата рабочих

882

46

3. основная зарплата рабочих повременщиков

196

10

4. эксплуатация машин и механизмов

491

26

1. административно- хозяйственные расходы

141

7

2. расходы по организации производства

42

2

3. расходы по обслуживанию рабочих

170

9

Как видно из рисунка 10 (приложение 11) , в организации наибольшую долю в структуре постоянных затрат занимает основная зарплата рабочих ( 46 %), наименьшую – расходы по организации производства ( 2 %).

2.2. Управление активами предприятия

1) На основе суммы амортизации по статье эксплуатация машин и механизмов (98 тыс.руб.) определим первоначальную стоимость нового и бывшего в употреблении оборудования:

,                   (4)

где    На – норма амортизации, %

         Цп – цена приобретения ( первоначальная стоимость ), руб.

         Т п – срок полезного использования оборудования, лет

Отсюда,

Ц п = А /На,                                    (5)

Сумма амортизации всего оборудования за январь равна 98 тыс. руб., соответственно за год составит 1176 тыс. руб.

Сумма амортизации по новому оборудованию при доли нового оборудования 20 % составит:

1176*0,2 = 235 ( тыс. руб.)

Тогда сумма амортизации по бывшему в употреблении оборудованию равна:

1176-235 = 941 (тыс. руб.)

         Норма амортизации по новому оборудованию равна 7 %, а по бывшему в употреблении оборудованию равна 6 %.

         Тогда, цена приобретения равна:

По новому оборудованию: 235/0,07 = 3357 ( тыс. руб.)

По бывшему оборудованию: 941/0,06= 1568 (тыс. руб.)

2)     Определим балансовую стоимость на начало и конец года по всем видам основных фондов и нематериальных активов в организации.

Балансовая стоимость оборудования нового и бывшего в употреблении определена выше.

         Годовая амортизация по статье расходы по организации производства равна 38 * 12 = 456 тыс. руб. Она распределена следующим образом: на вычислительную технику – 50 % (228 тыс. руб..), на авторские программы – 25 % (114 тыс. руб.), на лицензии – 25 % (114 тыс руб.). При норме амортизации: по вычислительной технике- 5 %, по авторским программа 20 %, по лицензиям – 2,5 %, подсчитаем балансовую стоимость на начало года:

По технике: 228/0,05 = 456 ( тыс.руб.)

По авторским программам: 114/ 0,2 = 570 ( тыс. руб.)

По лицензиям:    114/ 0,025 = 4560 ( тыс. руб.)

         Аналогично определяем стоимость на начало года по зданиям. Результаты расчетов занесем в таблицу 15.

Таблица 15

Определение балансовой стоимости на начало и конец года по основным фондам организации

№ п/п

Виды основных средств

На

Срок полезного использования

Балансовая стоимость на начало года

Амортизация

Балансовая стоимость на конец года, тыс. руб.

1

Административное здание

2,2

5

18909

416

18493

2

Производственное здание

3,1

5

11484

356

11128

3

Мебель, в том числе 30 % общежития

10

0,5

1780

178

1602

4

Общежитие

50

5

476

238

238

5

Оборудование бывшее в употреблении

6,5

2

9046

588

8458

6

Вновь поступившее высокотехнологичное оборудование

7

2

8400

588

7812

7

Вычислительная техника

5

1

456

228

228

8

Авторские программы

20

1

570

114

456

9

Лицензия

2,5

1

4560

114

4446

ИТОГО

55681

2820

52861

        

Амортизация по статье административно- хозяйственные расходы за год: 99 * 12 = 1188 (тыс. руб.). В том числе:

- административное здание (35 %): 1188 *0,35 = 416 (тыс. руб.)

- производственное здание (30 %) : 1188 *0,3 = 356 (тыс. руб.)

- мебель (15 %): 1188*0,15 = 178 (тыс. руб.)

- общежитие (20 %) : 1188 *0,2 = 238 (тыс. руб.)

Балансовая стоимость на начало года:

- административное здание: 416 : 0,022 = 18909 (тыс. руб.)

- производственное здание: 356 : 0,031 = 11484 (тыс. руб.)

- мебель: 178 : 0,1 = 1780 (тыс. руб.)

- общежитие: 238 : 0,5 = 476 (тыс. руб.)

По статье эксплуатация машин и механизмов годовая амортизация равна 98*12 = 1176 (тыс. руб.)

В том числе:

- оборудование, бывшие в употреблении (50 %): 1176 *0,5 = 588 (тыс. руб.)

- вновь поступившее оборудование: (50 %) : 588 тыс. руб.

Балансовая стоимость:

- оборудование, бывшие в употреблении 588 : 0,065 =9046 (тыс. руб.)

- вновь поступившее оборудование: 588 :0,07 = 8400 (тыс. руб.)

Балансовая стоимость на конец года равна разности между стоимостью на начало года и суммой амортизации.

3)     По новому оборудованию рассчитаем амортизацию по годам срока полезного использования несколькими способами.

3.1. Линейный способ:

Сумма годовой амортизации определяется по формуле:

,                          (6)

где    Аir – сумма амортизации за i-ый год , начисленная линейным способом

         На – норма амортизации, %

Ф ф – среднегодовая стоимость фондов, руб.

Ф ф = (Фнг +Фкг)/2,                       (7)

где    Фнг, Фкг – стоимость фондов на начало и конец года соответственно

Таблица 16

Расчет амортизации линейным способом

Годы

Первоначальная балансовая стоимость, тыс. руб.

Норма амортизации, %

Годовая амортизация, тыс. руб.

1 год

8400

0,07

588

2 год

8400

0,07

588

3 год

8400

0,07

588

ИТОГО

1764

3.2. Метод суммы чисел ( кумулятивный метод)

         При использовании данного метода:

,                       (8)

где    К - кумулятивное число;

         кi – составляющая кумулятивного числа, выбранная последовательно слева направо;

         Тп - срок полезного использования , лет.

,                         (9)

где    Аik – сумма амортизации i- го года, определенная методом суммы чисел, руб.

При повышении суммы амортизации используем расчеты в таблице 17

Таблица 17

Расчет амортизации при использовании кумулятивного метода с повышением сумм, тыс. руб.

Годы

Кумулятивное число

ИТОГО

1

2

3

6

16,67

33,33

50,00

100,00

294

588

882

1764

Таблица 18

Расчет амортизации при использовании кумулятивного метода с понижением сумм амортизации, тыс. руб.

Годы

Кумулятивное число

3

2

1

6

50,00

33,33

16,67

100,00

882

588

294

1764

3.3. Метод уменьшаемого остатка

При использовании данного метода берем формулу:

,                    (10)

где    Аiр(к)- сумма амортизации i- го года, определенная методом уменьшаемого остатка

         к - коэффициент регрессии, принимает значение от 1 до 2

         Ф0нг- остаточная стоимость активов на начало года, руб.

Ф0нг = Ф п - Аiр(к),                            (11)

Расчеты приведены в таблице 19.

Таблица 19

Расчет амортизации при использовании метода уменьшаемого остатка

Годы

Первоначальная балансовая стоимость, тыс. руб.

Норма амортизации, %

Амортизация, тыс. руб.

1 год

8400

0,07

588

2 год

7812

0,07

547

3 год

7265

0,07

509

Итого

1644

                                 

Таблица 20

Сводная таблица методов амортизации по новому оборудованию, тыс. руб.

Метод

Линейный

Суммы чисел

Уменьшаемого остатка

Год

1 вар

2 вар

1

588

294

882

588

2

588

588

588

547

3

588

882

294

509

Итого

1764

1764

1764

1644

4)     Рассчитаем три варианта лизинга по новому оборудованию

Срок лизинга – 5 лет. Процент по лизингу 1 %.

1 вариант: амортизация в составе арендной платы распределяется равномерно.

Первоначальная балансовая стоимость нового оборудования равна 8400 тыс. руб.

Так как ставка по кредиту равна 1 %, то ежегодная сумма выплат по лизингу составит:

8400 * 0,01 = 84 ( тыс. руб.)

Общая сумма арендной платы за 5 лет составит:

84 * 5 = 420 (тыс.руб.)

2 вариант: первые два года в арендную плату включается более 50 % суммы амортизационных отчислений.

При этом варианте половина общей суммы арендной платы равна: 420/2 = 210 ( тыс. руб.) Таким образом, 210 тыс. рублей надо выплатить первые два года, а остальная сумма выплачивается в течение оставшихся трех лет. Тогда:

1 год: 210/2 = 105 ( тыс. руб.)

2 год: 210 /2 = 105 (тыс. руб.)

3 год: 210/3 = 70 ( тыс.руб.)

4 год: 70 тыс.руб.

5 год: 70 тыс.руб.

3 вариант: последние два года в арендную плату включается более 50 % суммы амортизационных отчислений.

1 год: 70 тыс. руб.

2 год: 70 тыс. руб.

3 год: 70 тыс. руб.

4 год: 105 тыс. руб.

5 год: 105 тыс. руб.

5) По статье материалы определить затраты по материалу группы А, рассчитать потребность в оборотных средствах в запасах материала А.

Общая сумма затрат на основные материалы равна 12 тыс. руб.

Так как примерно 80 % материальных затрат относится г к группе А, то общая сумма затрат материалов по группе А равна:

12*0,8 = 9,6 ( тыс.руб.)

Далее определяем потребность в запасах.

Средневзвешенный интервал между поставками определяется по формуле:

,                    (11)

где    Ii – интервал между очередными поставками

         Vi – объем очередной поставки

В таблице представлены данные и расчет показателя средневзвешенного интервала между поставками.

Таблица 21

Расчет показателя средневзвешенного интервала

Интервал межу очередными поставками

Объем очередной поставки

Интервал * Объем

6

25

150

7

20

140

6

31

186

1

34

34

10

23

230

7

32

224

8

30

240

8

31

248

8

32

256

7

30

210

4

32

128

4

27

108

6

25

150

5

29

145

4

32

128

5

26

130

8

30

240

7

29

203

10

32

320

ИТОГО

550

3470

Тогда средневзвешенный интервал между очередными поставками равен

3470/550 = 6,3 ( дн.)

Текущий запас равен:

Т = 50% *l ср,                        (12)

Где    l ср - средневзвешенный интервал меду поставками материала

Тогда, Т = 6,3*0,5 = 3,2 (дней)

         Страховой запас определяется как половина текущего запаса:

С = 50% * Т,                          (13)

С = 0,5*3,2 = 1,6 ( дней)

Подготовительный запас равен сумме времени на погрузо-разгрузочные работы (ПР) и времени технологической подготовки материала (ТЗ):

Р = ПР +ТЗ,                           (14)

ПР при среднем объеме поставки 26,2 руб. (550/21) равен 0,6 дней.

ТЗ равен 22 дня.

Тогда подготовительный запас равен:

0,6+22 = 22,6 (дней)

Производственный запас равен:

З = Т+С+Р,                            (15)

Подставляя данные, получим:

З = 3,2+1,6+22,6 = 27,4 (дней)

Далее определяем дневную потребность в материале делением суммы годовой потребности на 360 дней.

         У нашего предприятия годовая потребность в материалах группы А на 5 % меньше годового объема поставок , то есть равна:

550-550*0,05 = 522,5

         Тогда дневная потребность равна:

522,5/360 = 1,45

         В итоге общая потребность в материале в рублях определится умножением дневной потребности материала на производственный запас и на цену единицы материала ( 2 рубля):

 2 * 1,45*27,4 = 79,5

6) По материалу группы А рассчитаем расходы и затраты на основе графиков поставок

         Расходы по содержанию единицы запаса материала (H)равны 25 руб. / шт.

         Расходы на выполнение одного заказа (F) равны 20 руб. за заказ.

         Годовая потребность в материале (M) составляет величину на 5 % меньшую суммы годового объем поставок ( 550), то есть равна 522,5

         Тогда, оптимальная величина поставки определится по формуле:

EOQ = ((2*F*M)/H),                       (16)

EOQ = 2*20*522,5/25 = 836

         Количество поставок оптимальной величины равно:

N = F*H /ЕOQ,                      (17)

N = 20*25/836= 0,6

Тогда совокупные затраты определяется по формуле:

С = (Н*V)/2 +(F*M)/N)         ,                           (18)

С = (25*550)/2+(20*522,5/0,6)= 24291,7( руб.)

5)     Пороговый объем определяется по формуле:

Vп = Ис /(Ц – Иv),                          (19)

Где    Ис – постоянные издержки, руб.

         Ц – цена единицы изделия, руб.

         Иv – единичные переменные издержки, руб.

Пороговый объем равен:

1922 /( 13-1,87) = 173 (ед.)

         Пороговая выручка равна (173*13)= 2249 тыс. руб.

         Запас финансовой прочности определяется по формуле:

ЗФП = ((В-Вп)/В)*100%,                         (20)

Где    ЗФП – запас финансовой прочности, руб.

         В – выручка от реализации, руб.

         Вп – пороговая выручка, руб.

ЗФП = (2730-2249) : 2730 * 100 =

Тогда, ЗФП = 17,6 (%)

Так как рентабельность есть отношение прибыли к выручке от реализации, то прибыль определяется:

П = ВР * РП ,                        (21)

Где    ВР – выручка от реализации, руб.

         РП – рентабельность производства

Тогда, прибыль равна 2730*0,18 = 491,4 ( руб.)

Сила воздействия операционного рычага:

СВОР = (В – Иv)/П,                       (22)

СВОР= (2730-392)/491,4 = 4,8

2.3. Управление источниками

Баланс организации на начало и конец года представлен в приложении 12. В приложении 13 представлен отчет о прибылях и убытках организации.

Проведем расчет дивидендных выплат:

1)    по простым акциям: проценты от прибыли после налогообложения:

2719,4*0,02 = 543,88 руб.

2) по привилегированным акциям: 2580*0,15= 387 (руб.)

2.4. Управление денежными потоками

С целью управления денежными потоками возникает необходимость контроля за движением реальных денежных средств. Сбалансированность денежных потоков обеспечивает ликвидность и платежеспособность. С этой целью составляется отчет о движении денежных средств в организации, который представлен в приложении 14.

Список литературы

1.     Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 112 с.

2.     Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие: В 2 ч. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – Ч.1, 2.

3.     Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика: Учебное пособие / Ин-т "Открытое общество". – М.: Магистр, 1998. – 263 с.

4.     Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова; Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.

5.     Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 264 с.

6.     Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления. / Рынок ценных бумаг. – 1999. - №9. – с. 26-32.

7.     Лайком К. Управление финансами предприятия / Журнал для акционеров. – 1998. - №2. – с.33-35.

8.     Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2001 г. – 447 с.

9.     Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2000. – 783 с.

10.           Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов / Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н. и др.; Под ред. М.В. Романовского; Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. – М.: Юрайт, 2001. – 544 с.

11.           Краснова С.В. Финансовый механизм регулирования денежных потоков предприятия в рамках ФПГ / С.В. Краснова / Финансы. – 2003. - №1. – с.73-74.

12.           Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2003. – 263с.

13.           Палий В.Ф. Финансовые операции. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 214 с.

14.           Фомин П.А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта / Финансы и кредит. – 2003. - №5. – С.52-58.

15.           Салин В.Н. Техника финансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 112 с.

Приложения

Приложение 1

Рис. 1. Этапы обращения денежных средств

Приложение 2

Таблица 1

Выделение «притоков» и «оттоков» денежных средств

Виды деятельности

Притоки денежных средств

Оттоки денежных средств

1. Основная деятельность

Выручка от реализации в текущем периоде; погашение дебиторской задолженности; авансы, полученные от покупателей; поступления от продажи продукции полученной по бартеру, и т.п.

Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков; выплата зарплаты; отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; уплата процентов по кредиту; отчисления на соц. сферу.

2. Инвестиционная деятельность

Продажа основных средств и нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений; возврат инвестиций.

Приобретение основных средств, нематериальных активов; капитальные вложения (прямые инвестиции в строительство), долгосрочные финансовые вложения.

3. Финансовая деятельность

Краткосрочные кредиты и займы; долгосрочные кредиты и займы; поступления от эмиссии акций; целевое финансирование.

Возврат краткосрочных кредитов, погашение займов; возврат долгосрочных кредитов, погашение займов; выплата дивидендов; погашение векселей.

Приложение 3

Таблица 2

Движение денежных средств в разрезе видов деятельности (прямой метод)

Показатель

Информационное обеспечение (в корреспонденции со счетами 50, 51, 52)

1. ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1        Приток денежных средств: выручка от реализации продукции, работ, услуг

Уменьшение (+) или увеличение (-) дебиторской задолженности

Всего поступлений

1.2. Отток денежных средств: затраты на производство реализованной продукции

увеличение (+) или уменьшение (-) производственных запасов

увеличение (-) или уменьшение (+) расчетов с кредиторами

увеличение (-) или уменьшение (+) краткосрочных кредитов и займов платежи в бюджет

Всего отток денежных средств

И т о г о денежных средств от текущей деятельности

сч. 46

сч. 61, 62, 75, 76, 78, 82

сч. 20, 23, 25, 26, 44

сч. 60

сч. 64, 70, 76

сч. 90, 94

сч. 68

______________________________________________________________

разность итогов по разделам 1.1 и 1.2

__________________________________

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Приток денежных средств: выручка от реализации основных средств

выручка от реализации нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений

В с е г о поступлений

2.2. Отток денежных средств: приобретение основных средств и нематериальных активов

долгосрочные финансовые вложения

Всего отток денежных средств

Итого денежных средств от инвестиционной деятельности

Сч. 47, 62, 76

сч. 48. 62, 76

____________________________________________________________________

сч. 08, 60, 76

 сч. 06, 58, 60. 76

__________________________________

разность итогов по разделам 2.1 и 2.2 __________________________________

3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Приток денежных средств: выручка от продажи акций предприятия

полученные долгосрочные ссуды и займы

В с е г о поступлений

3.2. Отток денежных средств: погашение долгосрочных ссуд и займов выплата дивидендов

Всего отток денежных средств

Итого денежных средств от финансовой деятельности

Сч. 48, 62. 75, 76

сч. 92, 94

сч. 92, 94

сч. 75/2

__________________________________________________________________

разность итогов по разделам 3.1 и 3.2

_________________________________

4. ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Приток денежных средств: целевые поступления безвозмездно полученные мости

Всего поступлений

4.2. Отток денежных средств: использование фонда потребления

Всего отток денежных средств

Итого денежных средств от прочих операций

Общее изменение денежных средств

Сч. 96

Сч. 87

__________________________________________________________________

сч. 88

____________________________________________________________________

разность итогов по разделам 4.1 и 4.2

_________________________________________________________________0

Сумма итогов по разделам

Приложение 4

Рис. 3. График изменения средств на расчетном счете

Приложение 5

Рис. 4. Структура прямых затрат организации, тыс. руб.

Приложение 6

Рис. 5. Структура затрат на эксплуатацию машин и механизмов, тыс. руб.

Приложение 7

Рис.6. Структура накладных расходов организации, тыс. руб.

Приложение 8

Рис.7. Структура административно- хозяйственных расходов, тыс. руб.

Приложение 9

Рис.8. Структура расходов по организации производства

Приложение 10

Рис.9. Структура расходов по обслуживанию рабочих, тыс. руб.

Приложение 11

Рис.10. Структура постоянных затрат организации