Содержание

Введение. 3

1.Особенности анализа деятельности организаций. 5

1.1.       Методика анализа экономической деятельности предприятия. 5

1.2. Система показателей и методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия. 7

1.3.       Методика анализа  себестоимости. 10

2. Анализ эффективности деятельности АО «Ice Cream». 13

2.1. Характеристика объекта исследования. 13

2.2.  Анализ баланса. 14

2.3. Анализ финансовой устойчивости. 17

2.4. Оценка ликвидности. 21

2.5. Анализ деловой активности. 26

2.6. Анализ прибыльности. 27

3. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности АО «Ice Cream»  29

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Приложение. 36

 

Введение

Рыночная экономика обусловливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

  Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной  деятельностью, как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников.

В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и  поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией.

Анализ эффективности  деятельности предприятия необходим не только его руководителю для  оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия

2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше чем предприятие обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки

В настоящее время, в связи с развитием акционерных обществ финансовый анализ получил новую форму представления - форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде  отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени и тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служат хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.

Поэтому тема работы, посвященная оценке эффективности деятельности одного из акционерных обществ является действительно актуальной.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов анализа финансового состояния розничного торгово-коммерческого предприятия АО «Ice Cream» и оценка эффективности его деятельности.

 В ходе исследования предполагается решить ряд частных задач:

-  Рассмотреть особенности анализа деятельности организаций

-  Проанализировать эффективность деятельности АО «Ice Cream»

-  Провести комплексную оценку экономической эффективности деятельности АО «Ice Cream».

 

1.Особенности анализа деятельности организаций

1.1.   Методика анализа экономической деятельности предприятия

Методика анализа деятельности предприятия базируется на системе определенных показателей. Их перечень довольно велик. Поэтому в каждом конкретном случае в соответствии со спецификой деятельности предприятия и в соответствии с пользователем данной информации (администрация, потенциальные инвесторы, налоговые органы и так далее) выбирается соответствующий ряд показателей. Перечень выбранных показателей должен быть необходимым и достаточным для качественного анализа.

Показатели деятельности предприятия формируются на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативных данных. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом; Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду.

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. В рамках этого анализа выявляются факторы и причины динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа является особенно важным, так как выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений

Целью данной работы является оценка финансовой деятельности предприятия за анализируемый период и подготовка базы для принятия управленческих решений. Соответственно данной цели определяется методика и система показателей анализа.

На начальном этапе проводится анализ финансовых результатов и рентабельности. В рамках данного анализа определяется динамика показателей прибыли, рентабельности и определяется степень влияния различных факторов на произошедшие изменения. 

На следующем этапе проводится анализ себестоимости, позволяющий определить изменение затрат на рубль товарной продукции и причины этих изменений. Кроме того, определяется  характер и структура затрат, выявляются наиболее эффективные пути снижения себестоимости.

Далее проводится анализ финансового состояния, позволяющий определить изменения в структуре баланса за анализируемый период, определить степень финансовой устойчивости предприятия. На основе полученных данных вырабатывается стратегия фирмы.

Заключительным этапом анализа является анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов, позволяющий в дальнейшем принять правильные решения в области цен и объемов производства.

Таким образом, в целом анализ хозяйственно-финансовой деятельности сводится к оценке изменений показателей прибыли, себестоимости, рентабельности и финансового состояния предприятия за анализируемый период и завершается подготовкой  плановых решений на основе сложившейся ситуации.[1]

1.2. Система показателей и методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия

Поскольку целью анализа в данной работе, в частности,  является подготовка информации для последующего принятия решений , то в рамках анализа финансовых результатов необходимо проведение анализа показателей, позволяющих определить пути их влияния на прибылеобразующие факторы.

Для определения путей повышения рентабельности проводится факторный анализ рентабельности.

Как уже было сказано, прежде чем проводить анализ по данным направлениям, проводится анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли. Для этого составляется таблица в которой общий финансовый результат анализируемого периода отражается в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от следующих видов деятельности:

-                            реализация продукции (работ, услуг);

-                            реализация основных средств, нематериальных активов и иного имущества предприятия (прочая реализация);

-                            внереализационная деятельность.

Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом предприятия. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма №2)  по статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы”. Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС.

Внереализационные финансовые результаты образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы, причитающиеся (подлежащие) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидентов (процентов) по облигациям, депозитам, отражаются в бухгалтерском отчете по статьям “Проценты к получению” и “Проценты к уплате”. Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются в форме №2 по статье “Доходы от участия в других организациях”.

Далее проводится  расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции. Влияние факторов рассчитывается в последовательности, приведенной ниже:

1.                        Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции (DР):

DР=Р1 – Р0,               

где   Р1 – прибыль отчетного года;

Р0 – прибыль базисного года;

2.                        Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DР1):

DР1=N1.0=Sp1*q1 - Sp0*q1

где: Np1=Sp1*q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р-

       цена  изделия; q – количество изделий);

       Np0= Sp0*q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3.                        Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции  (DР2):

DР2= Ро*К1- Ро, 

где  Ро – прибыль базисного года;

4.                        Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (DР3):

DР3= Ро*(К2-К1)  

где   К2- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным

        ценам

К2=N1.0/N0, 

где  N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

       N0 – реализация в базисном периоде.

5.                        Расчет влияния на прибыль увеличения себестоимости продукции (DР4):

DР4=S1.0- S1,     

где   S1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в   

         ценах и условиях базисного периода;

         S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6.                        Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DР5):

 DР5= S0*К2- S1.0. 

7.                        Влияние на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины (DP6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

DР= Р1+Р2+Р3+Р4+Р5+Р6. 

На следующем этапе проводится факторный анализ рентабельности производства. Это необходимо, так как анализируемое предприятие действует в условиях инфляции и данный показатель является объектом постоянного контроля. Факторный анализ производится способом цепной подстановки . Для этого проводится последовательная подстановка значений исследуемых факторов за анализируемый период в формулу рентабельности с данными  базисного периода.  В результате анализа будут выявлены факторы  и степень их влияния на изменение рентабельности производства в анализируемом периоде.

В основе используемой для анализа модели лежит следующее соотношение:

N/S=1/(U/N+M/N+A/N),

где   U/N- зарплатоемкость продукции;

         M/N – материалоемкость продукции;

         A/N – амортизационная емкость  продукции.[2]

1.3.   Методика анализа  себестоимости

В рамках анализа себестоимости продукции прежде всего определяется фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится факторный анализ динамики затрат на один рубль продукции. 

Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции проводится способом цепной подстановки Для этого проводится  последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу базисного периода.

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле (Зр):

Зр=S/N=q*Cед/[q*p],

где Сед-себестоимость единицы продукции.

Следующим этапом анализа себестоимости является выявление уровня постоянных затрат. Сделать это можно по методу высшей и низшей точки на основе приведенного ниже алгоритма:

1.                        Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;

2.                        Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;

3.                        Определяется ставка переменных расходов на единицу продукции путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

4.                        Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;

5.                        Определяется общая величина постоянных расходов как разница между всеми затратами и величиной переменных расходов;

6.                        Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

        Далее определяется коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства (Крз):

Крз=DZ/DNед, 

где  DZ- изменение затрат за период в процентах;

        DNед - изменение объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением коэффициента определяется характер затрат:

- для Крз=0 – постоянные;      

- для 0<Kрз<1 – дегрессивные;

-                             для Крз=1- чисто пропорциональные;

-                             для Крз>1- прогрессивные.

В соответствии с характером затрат формируются предварительные выводы об эффективности дальнейшего наращивания объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей снижения себестоимости необходима информация об удельном весе тех или иных затрат в структуре себестоимости. С этой целью проводится анализ себестоимости по элементам затрат. В рамках данного анализа определяются затраты на производство по элементам затрат в абсолютном выражении и в структурном разрезе. На основе полученных данных производится оценка характера производства (материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое). В соответствии с характером производства определяются главные направления поиска резервов снижения себестоимости.

Проведенный анализ позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также выявить пути воздействия на себестоимость.[3]

2. Анализ эффективности деятельности АО «Ice Cream»

2.1. Характеристика объекта исследования

Акционерное общество «Ice Cream» зарегистрировано в 1994 году.

Основной деятельностью предприятия определена торгово-закупочная деятельность. С момента регистрации предприятие занимается розничной торговлей продовольственными товарами. Численность персонала до 2004 года составляла семь человек, в настоящее время увеличена до 22 человек. Предприятие расположено в здании магазина, выкупленного в частную собственность.  Акционерный капитал образовался за счет взносов участников кооператива и был направлен на приобретение здания и оборудования.

Поскольку экономическая деятельность с момента создания была довольно успешной, получаемая прибыль направлялась на расширение производства. Это позволило в 2003 году организовать цех по изготовлению полуфабрикатов (пельменей), бар по продаже прохладительных напитков, мороженого, цех по производству кондитерских изделий, бюро по вызову такси на дом.

В настоящее время организационная структура предприятия выглядит следующим образом (см. рис. 2.1.).

 

Рис. 2.1. Организационная структура АО «Ice Cream» в 2005 г.

Конкурентами АО «Ice Cream» выступают торговые точки, расположенные в центре города, поскольку в пределах 1-2 кварталов подобные точки отсутствуют.

2.2.  Анализ баланса

Для получения более реальных результатов в процессе анализа АО «Ice Cream» необ­ходимо скорректировать некоторые статьи баланса, следуя логике и эконо­мическому смыслу. Например, исключить из суммы капитала и резервов непокрытые убытки. Чтобы сохранить баланс актива и пассива, на эту сумму целесообразно уменьшить расходы будущих периодов (cтp. 216).

Анализ начинается с оценки состояния активов организации, в процессе которой выявляются изменения  за отчетный период в составе  и  структуре таких групп как мобильные (оборотные, текущие) и иммобилизированные (внеоборотные) активы. Состав и структура активов баланса АО «Ice Cream» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Состав и структура активов баланса АО «Ice Cream» в 2004 году

Виды активов

На начало года

На конец

года

Изменение, (+, -)

сумма,

тыс.

руб.

% к

итогу

сумма,

тыс.

руб.

% к

итогу

сумма,

тыс.

руб.

% к

итогу

1. Иммобилизованные

средства в том числе:

14683

58,8

13118

51,9

-1565

-6,9

нематериальные активы

90

0,4

98

0,4

+8

-

основные средства

14590

58,4

13017

51,5

-1573

-6,9

незавершенное строительство

-

-

-

-

-

-

доходные вложения в материальные ценности

-

-

-

-

-

-

 долгосрочные финан­совые вложения

3

0,01

3

0,01

-

-

 прочие внеоборотные

активы

-

-

-

-

-

-

2. Мобильные средства

в том числе:

10284

41,2

12137

48,1

1853

6,9

 запасы и затраты

9112

36,5

10752

42,6

1640

6,1

 дебиторы

601

2,4

729

2,9

128

0,5

 краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

денежные средства

571

2,9

656

2,6

85

8

 прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

-

Валюта баланса

24967

100

25255

100

288

-

Как показывают расчеты, общая сумма активов возросла за отчетный год на 1,2% (25255:24967 * 100%). Этот рост произошел за счет увеличения стоимости мобильных средств. Их доля в структуре выросла на 6,9% и достигла 48,1%. Наибольшее влияние на рост этого показателя оказало увеличение доли запасов и затрат (на 6,1%), которое в пер­вую очередь связано с ростом объемов деятельности АО «Ice Cream». Значительно (на 6,9%) снизилась доля иммобилизованных активов, а в их составе - ос­новных средств. Увеличение доли мобильных активов в целом можно оценить положительно.

Выявление тенденций изменения имущества организации не имеет смысла без увязки с источниками образования финансовых ресурсов. Проведем оценку состава и структуры финансовых ресурсов АО «Ice Cream» (Таблица 2.2).

Таблица 2.2. Структура источников финансовых ресурсов АО «Ice Cream»

в отчетном году

Виды активов

На начало года

На конец года

Изменение.

сумма,

тыс.

руб.

% к

итогу

сумма.

тыс.

руб.

% к

итогу

сумма,

тыс.

руб.

% к

итогу

1. Собственные средства

21886

87,7

23578

93,4

1692

5,7

 уставной капитал

45

0,2

45

0,2

-

-

 добавочный капитал

18271

/3,2

18271

72,3

-

-0,9

резервы

-

-

-

-

-

-

  фонды накопления

574

2,3

1722

6,8

1148

4,5

 нераспределенная

2996

12,0

3540

14,0

544

2,0

2. Заемные средства

229

0,9

100

0,4

-129

-055

 долгосрочные займы

99

0,4

100

0,4

1

-

 краткосрочные займы

130

0,5

-

-

-

-

3. Привлеченные средства

2852

11,4

1577

6,2

-1275

-5,2

 кредиторская задолженность поставщикам

830

3,3

524

2,1

-306

-1,2

персоналу

556

2,2

728

2,9

172

0,7

 внебюджетным фондам

76

0,3

80

0,3

4

-

Прочие привлечение

средства

1390

5,6

245

4,7

-1145

0,9

Валюта баланса

24967

100

25255

100

288

-

В основном источники финансовых ресурсов АО «Ice Cream» представлены собственными средствами. Их доля на конец отчетного 2004 года в составе ресурсов составила 93,4 %, увеличившись на 5,7%. Этот рост произошел за счет роста доли фондов накопления и нераспределенной прибыли. Данный факт является положительным в деятельности  АО «Ice Cream» характеризуя создание надежной основы для дальнейшего развития и укрепления рыночных позиций.

Уменьшение доли заемных и привлеченных средств на фоне роста удельного веса собственных источников в формировании ресурсной базы привлекает потенциальных инвесторов и партнеров, стремящихся к минимизации риска вложения средств. [4]

2.3. Анализ финансовой устойчивости

На основе проведенных расчетов можно оценить финансовую устойчивость организации. Для этого определяется коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости.

Произведем расчет этих показателей для АО «Ice Cream».

Коэффициент автономии составил:

на начало года: 21886/24967=0,88

на конец года: 23578/25255=0,93

Рост коэффициента автономии на 0,05 пункта свидетельствует об  увеличении финансовой независимости АО «Ice Cream».

Для АО «Ice Cream»коэф­фициент финансовой устойчивости составляет:

на начало года: 21886/229+2852=7,1

на конец года: 23573/100+1577=14,1

Существенный рост коэффициента, в 2 раза, свидетельствует о неза­висимости АО «Ice Cream» от внешних источников финансирования.

На коней года для АО «Ice Cream» значение обратного показателя составило 1677/23578=0,07

АО «Ice Cream» имеет большой запас финансовой устойчивости.

Главным критерием оценки финансовой устойчивости АО «Ice Cream» является обеспеченность собственными оборотными средствами. Источ­никами их образования является уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонд социальной сферы, целевые финансирования и поступления, нераспределенная прибыль.

Анализ наличия и движения собственных оборотных средств имеет определение фактического размера средств и факторов, влияющих на их изменение.

Представим расчеты по АО «Ice Cream» в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Движение собственных оборотных средств АО «Ice Cream» в отчетном году, тыс. руб.

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение, (+, -)

1. Уставный капитал

45

45

-

2. Добавочный капитал

18271

18271

-

3. Резервный капитал

-

-

-

4. Фонд накопления

574

1722

1148

5. Целевые финансирования и поступления

-

-

-

6. Нераспределенная прибыль

2996

3540

544

Всего источников собственных средств

21886

23578

1692

Подлежит исключению:

1. Нематериальные активы

90

98

8

2.Основыне средства

14590

13017

1573

3. Незавершенное строительство

-

-

-

4. Доходные вложения в материальные ценности

-

-

-

5. Долгосрочные финансовые вложения

3

3

-

6. Прочие внеоборотные активы

-

-

-

7. Убытки

-

-

-

Собственные оборотные средства

7203

10460

3257

 

Собственные оборотные средства АО «Ice Cream» выросли на 3257 тыс. Руб., или на 45 %. Это еще раз подтверждается наличие финансовой устойчивости АО «Ice Cream»  на текущий момент.

Отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу позволяет определить коэффициент маневренности, показывающим, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме. Рост коэффициента маневренности свидетельствует о повышенно эффективности управления собственным капиталом. В АО «Ice Cream» это показатель составил:

на начало года: 7203/21886=0,33;

на конец года: 10460/23578=0,44.

Доля средств, находящихся в мобильной форме, выросла на 11 %, что говорит о повышении эффективности управления собственным капи­талом в АО «Ice Cream».

На данном этапе анализа также важно рассчитать долевое участие собственных оборотных средств в запасах товаров (Таблица 2.4.).

Таблица 2.4. Собственные оборотные средства АО «Ice Cream», вложенные в запасы

Показатели

Ед. изм.

На начало года

На конец

года

Измерение, (+,-)

сумма

%

1. Запасы по балансу

тыс. руб.

6378

8064

1686

+26,4

2. Кредиторская задолженность поставщикам

тыс. руб.

830

524

-306

-36,0

3. Собственные средства

в запасах (2-1)

тыс. руб.

5548

7540

1992

+35,9

4. Долевое участие собственных средств (3 /1 *

100%)

%

87,0

93.5

X

+6,5

 

В запасы вкладывается не ниже 50% собственных средств, В АО «Ice Cream» этот показатель существенно выше - 93,5%. Он вырос по сравнению с началом года на 6,5%, подтверждая факт достаточной фи­нансовой устойчивости,

В процессе анализа структуры активов и источников формирования финансовых ресурсов важное место отводится анализу дебиторской за­долженности- При этом оцениваются объем и динамика дебиторской за­долженности, анализируется ее состав и структура, оборачиваемость. Важно проанализировать дебиторскую задолженность по срокам образо­вания и степени надежности.

Период погашения дебиторской задолженности (в днях) рассчиты­вается отношением средней дебиторской задолженности к однодневной выручке от реализации. Оборачиваемость дебиторской задолженности в разах определяется соотношением длительности анализируемого периода к периоду погашения дебиторской задолженности в днях.

Так, в предшествующем году для АО «Ice Cream» эти показа­тели составляли:

ДЗ (в днях) - 583/(30042:365) = 7,1.

Д5 (в разах) = (365: 7,1)-51.

В отчетном году:

ДЗ (в днях) = 665/(36449:365) = 6,7.

ДЗ (в разах) = (365:6/7) = 54.

Таким образом, в отчетном году наблюдается ускорение оборачи­ваемости дебиторской задолженности на 0,4 дня или 3 раза. Это положи­тельный факт, позволяющий высвободить сумму средств, отвлекаемую из оборота.

На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что все за­пасы АО «Ice Cream» полностью обеспечиваются собственным оборотным капиталом, и организация не зависит от внешних кредиторов. Величина запасов товаров меньше суммы собственных оборотных средств. Такое положение означает абсолютную финансовую устойчи­вость АО «Ice Cream». [5]

2.4. Оценка ликвидности

Следующим этапом анализа является оценка платежеспособности и ликвидности.

Для АО «Ice Cream» коэффициент платежеспособности со­ставляет:

на начало года = 10284/229+2852=3,3

на конец года = 12137/100+1577+7,2

Расчеты показывают реальную способность АО «Ice Cream»  покрыть свои долги за счет текущих активов, не прибегая к распродаже имущества. Тем не менее, факт высокого значения коэффициента платежеспособности (выше 4) также не может оцениваться однозначно как положительный. Необходимо выявить причины этого.

При всем многообразии финансовых коэффициентов наиболее ярка характеризуют финансовое состояние коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.

Для расчета этих показателей необходимо сгруппировать средства по активу в порядке убывания их ликвидности, а по пассиву - в порядке возрастания сроков их погашения (Таблица 2.5.).

Таблица 2.5. Группировка активов и пассивов баланса для расчета ликвидности

Активы

строки баланса

Условное

обозначение

Пассивы

строки баланса

Условное

обо-

значение

1. Денежные

средства;

250

260

А1

1. Кредиторская

задолженность

620

П1

А1>=П1

краткосрочные

финансовые вложения

2. Товары отгруженные, дебиторская задолженность сроком до

12 месяцев

215,

240

А2

2. Краткосрочные кредиты и

займы

610

П2

А2>=П2

3. Запасы товаров

и товарно-материальных

ценностей

210-

215-

216+

220

А3

3, Долгосрочные

обязательства

590

П3

А3>=П3

4, Основные средства и нематериальные активы

190

А4

4. Собственные

средства

490-

465-

475

П4

А4<=П4

 

В таблице 2.6 представлен платежный баланс АО «Ice Cream», который позволяет выявить платежный излишек или недостаток средств для формирования определенной группы активов баланса.

Таблица 2.6. Платежный баланс АО «Ice Cream»за отчетный год

Группа активов баланса

Группа пассивов баланса

Платежный недостаток (-), излишек (+)

Услов­ное обо­значе­ние

На на­чало

года

Нако­нец го­да

Услов­ное обо­значе­ние

На на­чало года

Нако­нец го­да

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7 = 2-5

8 = 3-6

А1

571

656

П1

2852

1577

-2281

-921

А2

601

729

П2

130

-

471

729

А3

9112

10752

П3

99

100

9013

10652

А4

14683

13118

ГЦ

21886

23578

-7203

-10460

Баланс

24967 

    25255

Баланс

24967

25255

0

0

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что ликвидность баланса АО «Ice Cream» на начало и конец года не является абсолютной. Не соблюдается первое условие платежеспособности. Существует недостаток наиболее ликвидной части активов — денежных средств - для покрытия наиболее срочных обязательств. На начало года этот недостаток составил 80% к сумме наиболее срочных обязательств, на конец года- 58%- Сниже­ние этого показателя на 22% свидетельствует о существовании позитивной тенденции сокращения платежного недостатка в перспективе. [6]

Недостаток быстрой ликвидности также характеризуют коэффици­енты ликвидности баланса.

Методика расчета относительных показателей ликвидности (коэффи­циентов) также основывается на группировке активов и пассивов (Таблица 2.5).

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой мере теку­щие обязательства обеспечиваются материальными оборотными средст­вами.

Показатели ликвидности АО «Ice Cream» представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 Показатели ликвидности АО «Ice Cream» за отчетный год

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение

за год

Рекомен­дуемое значение

Коэффициент теку­щей ликвидности

3,4

7,7

+4,3

2-4

Коэффициент быст­рой ликвидности

0,4

0,9

+0,5

>1

Коэффициент абсо­лютной ликвидности

0,2

0,4

+0,2

>0,2

Кроме коэффициента быстрой ликвидности, другие два коэффициента находятся в пределах рекомендуемых значений. В условиях абсолютной финансовой устойчивости это может не вызывать опасений по поводу ухудшения финансового состояния АО «Ice Cream». Однако, как отмечали  выше, необходимо провести детальный анализ запасов и затрат, для того чтобы выявить причины  высокого значения коэффициента текущей ликвидности.

Существует ряд других дополнительных показателей, из которых важным и актуальным является соотношение дебиторской и кредитор­ской задолженности.

Для АО «Ice Cream» этот показатель составил:

на начало года: 601/2852=0,21

на конец года:729/1577=0,46

Разрыв между суммой дебиторской и кредиторской задолженности сократился.

Тенденция к равенству этих показателей - положительная тенден­ция, благотворно влияющая на финансовое состояние организации,

В процессе анализа важно определить влияние факторов на динами­ку ликвидности, что несложно сделать при помощи метода цепных под­становок, В общем случае рост суммы всех видов активов положительно влияет на изменение ликвидности, рост краткосрочных обязательств - от­рицательно.

На коэффициент абсолютной ликвидности влияет три фактора: сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложе­ний; размер кредиторской задолженности; величина краткосрочных кре­дитов и займов.

Влияние первого фактора определяется как разница между первым условным показателем и коэффициентом ликвидности на начало периода:

DK а.л. (А1) = 0,22-0,2 = +0,02

К а.л. (усл.1)=656/282+130 =0,22.

Влияние второго фактора определяется как разница между вторым условным показателем и первым:

DK а.л. (П1) = 0,38-0,22 = +0,16

К а.л. (усл.2) = 656/282+130 =0,38.

Влияние третьего фактора определяется как разница между коэф­фициентом абсолютной ликвидности на конец года и вторым условным показателем:

DK а.л. (П2) = 0,4-0,38= +0,22.

Таким образом, увеличение суммы денежных средств способствовало  росту абсолютной ликвидности на 0,02 пункта; снижение кредиторской задолженности увеличило абсолютную ликвидность на 0,16 пункта; уменьшение суммы краткосрочных займов увеличило показатель абсолютной ликвидности на 0,02.

Наибольшее влияние - 80% - на рост абсолютной ликвидности ока» зало снижение суммы кредиторской задолженности. [7]

2.5. Анализ деловой активности

Следующим этапом в проведении оценки финансового состояния АО «Ice Cream» является анализ деловой активности. Деловая активность характеризуется рядом показателей деятельности организации, в том числе абсолютными.

В данном пункте оценки деловой активности рассмотрим такие показатели как:

-  коэффициент оборачиваемости активов;

-  коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

-  скорость оборота;

-  время обращения запасов.

Для оценки деловой активности АО «Ice Cream» целесообразно анализировать обо­рачиваемость оборотных средств по другим их элементам (незавершен­ному производству, производственным запасам).

Оценка показателей деловой активности АО «Ice Cream» представлена в таблице 2.8.

Расчеты свидетельствуют о росте деловой активности АО «Ice Cream», хотя и не значительном. Ускорение времени обращения за­пасов на два дни, рост оборачиваемости активов и собственного капитала непосредственно влияют на повышение эффективности использования оборотного капитала и всех ресурсов организации. [8]

Таблица 2.8. Показатели деловой активности АО «Ice Cream»за отчетный год

Показатели

Ед. изм.

Предшест­вующий год

Отчетный год

Изме­нение,

(+,-)

Коэффициент   оборачиваемости активов

раз

30042/2423,5 = 1,3

36449/ (24967 + 25255) = 1,5

+0,2

Коэффициент   оборачивае­мости  собственного   капи­тала

раз

30042/20193 = 1,5

36449    ,

+0,11

Скорость   оборота,   время обращения

раз

30042/9559 = 3,14

3,25 11211

+0.1

Время обращения запасов

дней

6100/82,3 = 74

7221/99,9 = 72

-2

 

2.6. Анализ прибыльности

В завершение оценки финансового состояния АО «Ice Cream» рассчитаем  и проанализируем показатели рентабельности.

В зависимости от целей анализа в расчеты может приниматься прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, при­быль от обычной деятельности, чистая прибыль.

Наиболее важными показателями являются рентабельность продаж, рентабельность вложенного капитала, рентабельность собственного капи­тала, рентабельность оборотного капитала и другие.

Рентабельность деятельности АО «Ice Cream» представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9. Показатели рентабельности деятельности АО «Ice Cream за отчетный год

Показатели

Ед. изм.

Предше­ствующий

год

Отчетный год

Изменение, (+, -)

Прибыль от продаж

тыс. руб.

465,0

719,3

+254,3

Оборот торговли

тыс. руб.

30042,0

36449,0

+6407

Рентабельность продаж

%

1,5

2,0

+0,5

Средне годовая стоимость активов

тыс.

руб.

24023,5

25111,0

+1087,5

Прибыль до налогообло­жения

тыс. руб.

590,0

838,0

+248, X

Рентабельность вложен­ного капитала

%

2,5

3,3

0,8

Среднегодовая стоимость собственного капитала

тыс.

руб.

20193

22732

+2534

Чистая прибыль

тыс. руб.

411,6

585,0

,+173,4

Рентабельность собст­венного капитала

%

2,0

2,6

+0,6

Среднегодовая стоимость оборотных активов

тыс. руб.

9559

11211

+ 1652

Рентабельность оборот­ного капитала

%

4,3

5,2

+0,9

Все показатели рентабельности имеют тенденцию роста. Это следствие эффективной работы всех отраслей деятельности АО «Ice Cream». Сохранение существующих тенденций и их развитие будут способствовать дальнейшему упрочению позиций АО «Ice Cream» рынке. [9]

3. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности АО «Ice Cream»

Переход к рыночным отношениям требует переориентации органи­заций на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста, на достижение высокой эффективности деятельно­сти. Для комплексной (интегральной) оценки эффективности хозяйствен­ной деятельности АО «Ice Cream» будем использовать следующую формулу:

Э.х.д. = О / ОФ+ОС+ФОТ

Изучим показатели эффективности хозяйствования АО «Ice Cream», составив таблицу 3.1.

Можно сделать вывод, что АО «Ice Cream» работает достаточно эффективно. Интегральный показатель эффектив­ности хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с предшествующим увеличился с 0,65 до 0,79, или на 21,5%,

Таблица 3.1. Алгоритм расчета показателей оценки эффективности хозяйствования по АО «Ice Cream»

Показатели

Предшест­вующий

год

Отчетный

год

Отклонение

отчетного года от

предшествующего

Отчетный год в % к

предшествующему

1. Выручка от реализации

товаров, работ, продукции, услуг, тыс. руб.

30042,0

36449,0

+6407,0

121,3

2. Прибыль, тыс. руб.

465,0

7193

+254,3

154,7

3. Среднегодовая стоимость основных фондов,

тыс. руб.

14295,0

13803,5

-491,5

96,6

4, Среднегодовая стоимость оборотных активов.

тыс. руб.

9559,0

11211,0

+1652,0

II7J

г     7 ^

5. Средства на оплату

труда, тыс. руб.

2487,8

2Ш,5

+375,7

H5J

6. Комплексный показатель оценки эффективности хозяйственной деятельности [стр. 1 : (стр. 3

+стр. 4+ стр. 5)], руб.

1,14

1,31

+0,17

114,9

Комплексный показа­тель оценки эффективно­сти трудовой деятельно­сти

{стр.1 : стр.5), руб.

12,08

12,73

+0,65

105,4

8. Комплексный показа­тель оценки эффективно­сти финансово - хозяйственной деятельности [стр.2 :

(стр. 3+стр. 4+стр. 5)], руб.

0,02

0,03

+0,01

150,0

9.         Интегральный показа­тель оценки эффективности всех сторон хозяйст­венной деятельности

3Ö(стр.6 * стр.7 * стр. 8), руб.

0,65

0,79

+0,14

121,5

Но данным таблицы 3.1. определим влияние перечисленных факто­ров на изменение показателя эффективности хозяйственной деятельности АО «Ice Cream»:

1.                       ±DЭх.д.(о) = 36449,0 / (14295,0 + 9559,0 + 2487,8) – 1,14 = 1,38 – 1,14 = +0,24 руб.

2.                       ±DЭх.д.(оф) = 36449,0 / (13803,5 + 9559,0 + 2487,8) – 1,38 = 1,41 – 1,38 = +0,03 руб.

3.                       ±DЭх.д.(ос) = 36449,0 / (13803,5 + 11211,0 + 2487,8) – 1,41 = 1,33 – 1,41 = -0,08 руб.

4.                       ±DЭх.д.(фот) = 3,31 – 1,33 = 0,02 руб.

Совокупное влияние всех факторов: + 0,24 + 0,03 - 0,08 - 0,02 = +017 руб., Таким образом, прирост ресурсоотдачи (показателя эффективности хозяйственной деятельности) по сравнению с предшествующим годом на 17 коп. обеспечен за счет увеличения выручки от реализации товаров, работ, продукции, услуг и снижения среднегодовой стоимости основных фондов. Отрицательное влияние па изменение этого показателя оказал рост среднегодовой стоимости оборотных активов и расходов на оплату труда.

Аналогичным образом произведем расчет влияния фак­торов на комплексный показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности (Э    фин.). [10]

Проанализируем показатели интенсификации и экономического разви­тия АО «Ice Cream», составив таблицу 3.2.

 

Таблица 3.2. Алгоритм расчета показателей интенсификации и экономического развития по Михайловскому потребительскому обществу

 

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Темп изменения (роста или снижения), %

Производительность труда (объем деятельности на одного работника), тыс. руб.

104,0

124,0

119,2

Скорость обращения оборотных средств, количество оборотов

3.14

3,25

103,5

Фондоотдача всех   производственных основных средств, руб.

2,10

2,64

125,0

Затратоотдача, руб.

3,58

3,54

99,0

Рентабельность, %

1,55

1,97

127,1

Темп интенсификации (Т инт)

-

-

118,2

Темп     экономического     развития

эк.р)

-

-

114,2

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-  Рассмотрены особенности анализа деятельности организаций

-  Проанализирована эффективность деятельности АО «Ice Cream»

-  Проведена комплексная оценка экономической эффективности деятельности АО «Ice Cream».

Финансовое состояние предприятий характеризует состояние и использование их средств, что отражается в финансовой отчетности.  Основными требованиями к составлению финансовой отчетности являются следующие: она должна давать полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности; организацией должна быть обеспечена нейтральность информации в финансовой отчетности.

Роль финансовой отчетности заключается в том, что она служит основной информационной базой финансового анализа. В составе финансовой отчетности бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса.

Анализ финансового состояния заканчивается тем, что на основе рассчитанных показателей проводят комплексную оценку финансового состояния, то есть, определяют к какому классу относится предприятие по своему финансовому положению.

В финансовом анализе торгового предприятия особое место занимает проблема анализа по товарно-групповой издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности. Показатели рентабельности в торговле приобретают все возрастающее значение.

Таким образом, финансовое положение предприятия проявляется в его платежеспособности, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.

В результате проведенного анализа можно сделать ряд следующих выводов:

Можно сделать вывод, что потребительское общество успешно раз­вивается, так как темпы интенсивности этого развития повышаются. Темп экономического роста потребительского общества составил 114,2, т.е. на­блюдается тенденция к дальнейшему росту и развитию АО «Ice Cream».

В условиях инфляции показатели эффективности и интенсификации хозяйствования должны изучаться в действующей и сопоставимой оцен­ке, что дает возможность более правильно оценить экономическое и со­циальное развитие потребительского общества.

Список литературы

1.                     Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова). - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2.                     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3.                     Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА - М, 2003.

4.                     Ковалев В.В. Управление финансами. -  М.: ЮНИТИ, 2003.

5.                     Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2001.

6.                     Кузьмина Л.П. Теория экономического анализа. - Пятигорск: МКА, 2001.

7.                     Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

8.                     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2002.

9.                     Соболева е. а., Соболев и. и. Финансово-экономический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2002.

10.                Уткин Э.А. Финансовый менеджмент.– М.: Зерцало, 2002.

11.                Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003.

 


[1] Кузьмина Л.П. Теория экономического анализа. - Пятигорск: МКА, 2001. – С. 33

[2] Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА - М, 2003. – С. 71

[3] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 95

[4] Ковалев В.В. Управление финансами. -  М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 136

[5] Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2001. – С. 193

[6] Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – С. 283

[7] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 261

[8] Соболева е. а., Соболев и. и. Финансово-экономический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 154

[9] Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова). - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.  – С. 170

[10] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2002. – С. 218