Содержание
Анализ маркетинговых стратегий организации торговли. 2
Анализ расходов на оплату труда. 13
Задача. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21
Анализ маркетинговых стратегий организации торговли.
Маркетинговая стратегия организации торговли – элемент стратегии деятельности торговой организации, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям.
Стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.
Стратегия маркетинга определяется положением компании на рынке, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу.
Другой способ классификации стратегий – по динамике отношений с рынком[1]. С этой точки зрения наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются: 1.Проникновение на рынок 2. Развитие рынка. 3. Разработка товара. 4. Диверсификация.
По отношению к риску маркетинговые стратегии могут быть ориентированы:
- на максимум эффекта независимо от риска; - на минимум риска без ожидания большого эффекта; - на различные комбинации этих двух подходов.
Например, стратегия диверсификации минимизирует риск, стратегия разработки нового товара обещает высокую прибыль при высоком риске.
Следует заметить, что расширение доли обслуживаемого рынка отнюдь не означает автоматического роста прибыли. Многое зависит от стратегии расширения рынка компании. Поскольку издержки расширения рынка могут значительно превысить получаемый доход.
Маркетинговая стратегия предприятия торговли - элемент стратегии деятельности предприятия торговли, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя[2]:
· определение области деятельности предприятия;
· определение стратегических целей предприятия;
· определение положения предприятия на рынке;
· разработку стратегии конкурентной борьбы;
· разработку методов привлечения покупателей и реализации товара.
Виды маркетинговых стратегий классифицируются по следующим признакам:
· по положению предприятия на рынке и направлению его развития;
· по динамике отношений с рынком;
· по типу конкурентной борьбы.
Разработка маркетинговой стратегии предваряется сбором информации из первичных и вторичных источников с ее последующим анализом.
Маркетинговая стратегия организации торговли должна включать в себя четыре направления:
1. Продукт.
2. Каналы сбыта.
3. Цена.
4. Продвижение.
На практике разработка маркетинговой стратегии предприятия торговли происходит с учетом ресурсов и возможностей конкретного торгового предприятия. Основные инструменты – SWOT-анализ, конкурентный анализ, применение ИМК-концепции.
Для того чтобы получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
· Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
· Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
· Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
· Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
Для торговых организаций SWOT-анализ заключается в следующем:
SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности:
1. Определение основного направления развития предприятия (его миссию)
2. Затем взвешиваются свои силы и оценивается рыночная ситуация, чтобы понять, возможно ли движение дальше в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
3. После этого ставятся перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности.
Итак, после проведения SWOT-анализа наиболее четко представляются преимущества и недостатки торгового предприятия, а также ситуация на рынке. Это позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Рисунок 1. Порядок SWOT-анализа для торговых организаций.
SWOT-анализ помогает структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Как провести SWOT-анализ в торговой организации. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 2, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Рисунок 2. Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны торгового предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте у сотрудников или руководителя, доступе к уникальным ресурсам, высокой квалификации персонала, высоком качестве продаваемой, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны торгового предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит компанию в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент продаваемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать торговое предприятие.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Итак, мы определили, что должен представлять собой результат SWOT-анализа и как он влияет на выбор маркетинговой стратегии организации торговли.
Целью анализа является выявление тех черт внутренней и внешней сред компании, которые наиболее выпукло влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определенной альтернативы ее стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.
Методы стратегического ситуационного анализа компании одиночного бизнеса в дальнейшем во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной компании.
Отраслевой и конкурентный анализ организации торговли обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). На рис. Представлена структура стратегического анализа для компании одиночного бизнеса. Логическим выходом стратегического анализа компании является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом этот анализ – отправная точка процесса формирования стратегического плана.
Отрасли сильно различаются между собою и методика анализа должна это учитывать. Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить ответ на следующие вопросы:
- Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли
- Что является движущей силой изменений в отрасли и какое влияние они имеют
- Какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны
- Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции
- Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом
- Какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех или поражение
- Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней.
Анализ конкурентных сил, действующих на фирму[3].
Этот анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.
Портер предложил для этого модель пяти сил. Смотрим рисунок 3.
Он аргументировал эту модель тем, чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.
Рисунок 3.
Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров:
- Лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);
- Абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существующие преимущества, которые трудно достичь новым компаниям);
- Экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями). Оно связано со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья.
Второй конкурентной силой по Портеру является соперничество существующих в отрасли кампаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов:
- структуру отраслевой конкуренции,
- условия спроса,
- высоту барьеров выхода в отрасли.
Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополии или монополии).
Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, так как вход в такие отрасли сравнительно легок.
В консолидированных отраслях компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спираль конкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу. В этом случае компании стремятся конкурировать по качественным отличительным преимуществам.
Рост спроса в отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей для экспансии. Спрос растет вместе с рынком, компании могут увеличить скорость возврата инвестиций, и это делает компанию более привлекательной. Наоборот, снижение роста вызывает большую конкуренцию, компании могут отобрать рынки сбыта только у других компаний. Таким образом, уменьшение спроса – главная опасность увеличения конкуренции.
Барьеры выхода являются серьезной опасностью, когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают компанию, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.
Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства:
- инвестиции в оборудовании не имеют альтернатив их использования и, если компания оставит отрасль, их надо списывать,
- высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат, увольняемых рабочим;
- эмоциональное тяготение к отрасли;
- стратегическое взаимоотношение между СЭХ, например, соображения синергизма или интеграции между ними;
- экономическая зависимость отрасли.
Третьей Портеровской силой является возможность покупателей «торговаться». Она предоставляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качествах или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильные в следующих ситуациях:
- когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие,
- когда покупатели делают закупки в больших количествах,
- когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности,
- когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли,
- когда экономически для покупателей приобретение у разных компаний рассматривается как единое целое,
- когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем вертикальной интеграции.
Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно – слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:
- когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании,
- когда компании отрасли не важны для снабжающих фирм,
- когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой,
- когда поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед,
- когда покупающие компании не способны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.
Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающие цены компании и ее прибыльность. Однако если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.
Маркетинговая стратегия – база деятельности предприятия, инструмент, позволяющий проводить долгосрочное планирование деятельности предприятия и эффективно распределять ресурсы между различными тактическими мероприятиями.
Прежде чем разрабатывать маркетинговые стратегии торговых организаций, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков.
На поведение покупателя оказывает влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура, и социальное положение), факторы личного порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения)[4]. Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.
До начала планирования своего маркетинга в торговой фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияние на покупательское поведение. Подобное внимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.
Анализ расходов на оплату труда.
Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда[5]. Важно провести различие между денежной, или номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это “покупательская способность” номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Однако, следует обратить внимание на то, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время - понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.
Для понимания сущности процесса оплаты труда необходимо рассмотреть структуру и порядок формирования различных фондов предприятия. По составу собственный капитал предприятия включает в себя: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, перераспределенную прибыль, фонды специального назначения. Уставной капитал играет наиболее важную роль в функционировании предприятия, поскольку его средства является базисными для хозяйственной деятельности предприятия и на его основе формируется большая часть фондов денежных средств предприятия. Уставной капитал формируется за счет вкладов (взносов) учредителей (участников на момент создания предприятия); он должен быть не менее установленного законом размера. Добавочный и резервный капиталы формируются на предприятии главным образом как дополнительные резервы предприятия для покрытия непредвиденных потерь и убытков предприятия. Так, например, резервный фонд предприятия образуется в обязательном порядке путем ежегодного отчисления не менее 5% от чистой прибыли и должен составлять не менее 15% от уставного капитала. Нераспределенная прибыль представляет собой денежные средства предприятия после образования целевых фондов и уплаты всех обязательных платежей. Нераспределенная прибыль образует многоцелевой фонд, который аккумулирует в себе средства прибыли. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о вариантах распределения и использования чистой прибыли. Фонды специального назначения - это фонды, которые формируются с целью последующего целевого расходования финансовых ресурсов. При распределении и использовании чистой прибыли предприятием могут быть использованы два варианта:
1) происходит начисление из чистой прибыли основных фондов целевого назначения, которые с экономической точки зрения подразделяются на две большие группы:
а) фонд накопления, использование которого не приводит к уменьшению имущества предприятия;
б) фонд потребления, использование которого не приводит к образованию нового имущества предприятия;
2) использование чистой прибыли не предусматривает ее предварительное распределение по фондам. Она используется на два основных направления - платежи в бюджет из прибыли и использование прибыли на другие цели.
Таким образом, проанализировав структуру и состав основных фондов денежных средств предприятия, можно рассмотреть основные показатели оплаты труда работников, которые непосредственно связаны с финансами предприятия и составляют их неотъемлемую органическую часть. При этом, рассмотрев источники поступления средств в предприятии и направления их расходования, необходимо помнить, что фонд заработной платы является основном отправной точкой для расходования средств предприятия, так как многие отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды государства рассчитываются именно исходя из величины фонда заработной платы. Кроме того, предприятие определяет саму возможность и направления расходования прибыли, после всех расчетов с работниками своего предприятия, а также исходя из их интересов. Оплата труда на предприятии может во многом зависит от форм и систем оплаты труда, которые применяются на предприятии. Форма оплаты труда это размер оплаты труда для каждого работника по заранее установленным правилам, порядку, расценкам. Система оплаты труда - это способ установления соотношения между мерой труда и размером оплаты. Каково будет это соотношение, такая и будет организация оплаты труда на предприятии. По сравнению с прошлым периодом, когда почти на всех предприятиях была установлена единая система и форма оплаты труда, сейчас для предприятий встал большой выбор перед использованием различных форм и систем, а, следовательно, и всей организации оплаты труда. Однако для того, чтобы правильно организовать систему оплаты труда, анализировать и прогнозировать ее применение и развитие, необходимо знать и уметь использовать различные методы оценки, и систему показателей по которым оценивается изучаемый объект.
Для анализа данных об оплате труда фонд заработной платы работников предприятия подразделяется на фонд часовой, дневной и полный (месячный, годовой). Фонд часовой заработной платы - это заработная плата, начисленная рабочим за фактически отработанные часы по установленной расценке работы. Этот фонд соотносится с фактически отработанным временем, и поэтому никакие выплаты за неотработанное время в него не входят. Оплата за сверхурочно отработанное время включается в часовой фонд без доплат за сверхурочность. Фонд дневной заработной платы - это заработная плата, начисленная работникам за отработанные дни. В него входят часовой фонд и другие выплаты. Фонд месячной (квартальной, годовой) заработной платы (полный фонд заработной платы) - это заработная плата, начисленная за месяц (квартал, год). В него входят дневной фонд и другие выплаты. Этот фонд рассчитывается для всего персонала предприятия, т.е. по всем категориям и группам работников. Несмотря на то, что расчеты фонда заработной платы существуют как по часовым, дневным и месячным временным промежуткам, большинство коммерческих предприятий на сегодня отказались от часового и дневного методов расчета фонда заработной платы в связи с неудобствами и неэффективностью таких расчетов и используют в основном метод расчета по месяцам. Основным показателем оплаты труда в коммерческом предприятии является величина фонда заработной платы. Эта величина зависит от величины заработной платы одного работника и общим числом работников предприятия.
Фонд заработной платы рассчитывается по следующей формуле:
F = S / N,
где F - величина фонда заработной платы, S - средняя заработная плата одного работника, N - число работников предприятия).
Следует отметить, что на предприятии существуют различные группы работников, как правило, подразделяющихся по профессиональному критерию (руководящий состав, средний обслуживающий персонал, младший обслуживающий персонал и т.д.). В силу такого разделения заработная плата различных групп работников на предприятии дифференцирована. Именно поэтому при анализе показателей оплаты труда используется именно такая величина, как средняя заработная плата одного работника.
При этом средняя заработная плата рассчитывается по формуле:
F=(sn/n),
где s-заработная плата работников каждой группы, n - число работников каждой группы.
Так, например, если на предприятии существует три группы работников и каждая из них составляет 10, 50 и 100 человек, а заработная плата каждой из групп соответственно 1000, 500 и 200, то средняя заработная плата одного работника предприятия составит:
F=(1000х10+500х50+200х100):160=
= (10000+25000+20000):160=55000:160= 343,75.
Различают две формы оплаты труда: сдельную (когда в основу расчета берется количество работы и расценка за ее единицу) и повременную (когда в основу расчета берется тарифная ставка за час работы или оклад и отработанное время)[6]. Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно - правовых форм устанавливается законодательством. Поэтому затраты предприятия на оплату труда ограничены снизу минимальным размером оплаты труда.
При сдельной оплате труда у предприятия появляется возможность следить за выполненной работой и, согласно результатам, оплачивать труд работника. В то время как при повременной оплате труда работник может избегать работы, стремясь отработать необходимый временной отрезок и не стараться повысить свою производительность, что может привести к увеличению издержек предприятия.
Заработная плата работника предприятия облагается следующими налогами[7]:
1% - в Пенсионный Фонд РФ;
12% - подоходный налог (на заработную плату не более двадцати млн. в год - начисляется нарастающим итогом за год).
И, таким образом, работник получает на руки приблизительно 88% от ставки (начисленной заработной платы).
Само же предприятие облагается (на фонд оплаты труда)[8]:
28 % - в Пенсионный Фонд РФ;
1,5 % - в Фонд занятости населения;
5,4 % в Фонд социального страхования РФ
0,2 % - в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;
3,4 % - в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования;
1 % - сбор на нужды образовательных учреждений;
1% - транспортный налог.
Таким образом, предприятие платит в бюджет 40,5 % (на сумму ФОТ). В данной ситуации выгодно ли предприятию начислять работникам большую заработную плату? Ответ ясен - нет. Руководители предприятий предпочитают устанавливать сравнительно небольшую заработную плату и компенсировать ее размер премиями, дотациями и т.д. В данном случае проигрывает государство.
Задача.
По приведённым данным определить влияние выручки от продаж, производительности труда и средней заработной платы на фонд оплаты труда. По результатам расчетов сделать выводы.
(тыс.руб.)
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Выручка от продаж |
17600 |
18200 |
Производительность труда |
||
Средняя заработная плата |
13,2 |
15,7 |
Фонд оплаты труда |
2375 |
2760 |
Решение.
Детерминированный факторный анализ фонда оплаты труда проведем интегральным методом[9].
Обозначим выручку от продаж за B, производительность труда ПР, средняя заработная плата СР, а фонд оплаты труда ФОТ. Тогда
(1) ПР = В/ЧИСЛ, где ЧИСЛ- число рабочих.
(2) ЧИСЛ = ФОТ/СР.
Из (1) и (2) следует, что:
ПР=(В*СР)/ФОТ.
Отсюда следует, что ФОТ = (В*СР)/ПР (3)
Применяя интегральный метод к факторной модели (3), используем модификацию этого метода для моделей типа u=x/y[10]. (4)
При этом анализ проводится по следующей схеме (5):
Du = Dux + Duy;
Dux = Dx×ln(y1 / y0) / Dy;
Duy = Du – Dux.
Также следует учесть, что в отличие от модели (4) в модели (3) два изменяющихся множителя в числителе, так что проведем факторный анализ два раза по схеме (5), сначала предполагая, что неизменной является выручка, затем – средняя зарплата.
Подставим данные нам значения для прошлого и отчётного года.
ПР0 =17600*13,2/2375=97,8 (тыс.руб./чел) – в обозначениях модели (5) это y0.
ПР1 =18200*15,7/2760=103,5 (тыс.руб./чел) – в обозначениях модели (5) это y0.
ЧИСЛ = ФОТ/СР = 2375 / 13,2 = 180 чел.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонения D |
Выручка от продаж |
17600 |
18200 |
600 |
Производительность труда |
97,8 |
103,5 |
5.7 |
Средняя заработная плата |
13,2 |
15,7 |
2.5 |
Фонд оплаты труда |
2375 |
2760 |
385 |
Итак, пусть В = const. Тогда х = СР; у = ПР.
DФОТ(СР) = ЧИСЛ × 2,5 × ln(103.5/97.8) / 5.7 = 180 × 0.5 = 90;
Пусть СР = const. Тогда х = В; у = ПР.
DФОТ(В) = 600 × ln(103.5/97.8) / 5.7 = 111.4;
DФОТ(ПР) = 385 – 111.4 = 273.6.
Вывод:
1) увеличение средней зарплаты на 2,5 тыс. руб. увеличит фонд оплаты труда на 90 тыс. руб.;
2) увеличение выручки на 600 тыс. руб. увеличит фонд оплаты труда на 111.4 тыс. руб.;
3) увеличение производительности труда на 5.7 тыс. руб. увеличит фонд оплаты труда на 273,6 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнтруб Р., Савельзон О. Как разработать эффективный и надежный маркетинговый план. Методология науки о принятии решений в практике российского менеджмента. // «Фармацевтический вестник», 2001, №18
2. Шелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2001 – 544
3. Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес – Тезаурус», 1999.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - “Основы менеджмента”, М.: Дело, 2002.
5. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: Инфра-М, 2002.
6. Аренков И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения. // www.cfin.ru
7. Бизнес-планирование. Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия. // www.siora.ru
[1] Мэнкью Г. Принципы экономике. Учебник XXI века: Пер.с англ. СПб.: 1999.
[2] Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес – Тезаурус», 1999. – с. 89.
[3] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело, 1993.
[4] Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес – Тезаурус», 1998, 1999, с 129
[5] Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита-Пресс, 1997.
[6] Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1997.
[7] Савченко П., Федорова М., Шелкова Е., // Российский экономический журнал №8 2001, с97.
[8] Савченко П., Федорова М., Шелкова Е., // Российский экономический журнал №8 2001, с.77.
[9] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – с. 64.
[10] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – с. 66.