Содержание

Введение. 3

Задача 1. 4

1. Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей  4

2. Каковы права и обязанности родителей, не состоявших в браке по воспитанию и образованию их детей?. 9

3. В праве ли родитель, с которым проживает ребенок, препятствовать общению ребенка с другим родителем?. 12

4. Практические вопросы к задаче. 13

Задача 2. 15

1. Дайте понятие алиментов и алиментных обязательств. Назовите основания возникновения алиментных обязательств. Каково содержание алиментного обязательства?. 15

2. Как определяется судом размер алиментов в том случае, если при каждом из родителей остаются дети?. 16

3. В каких случаях родители, уплачивающие алименты на содержание несовершеннолетних детей могут быть привлечены судом к участию в дополнительных расходах на ребенка? Как определяется порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов?. 17

4. Практические вопросы к задаче. 18

Задание 3. 20

1. Составить схемы.. 20

2. Классифицируйте элементы семейных правоотношений. 22

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Введение

В семейном законодательстве отсутствуют легальное определение семьи, да и сложно (или практически невозможно) в едином понятии охватить все признаки такого многопланового и разностороннего явления как семья. Формулируя в теории признаки семьи, каждый автор по-своему определяют его основные признаки. Действительно, семьи бывают различными: многодетными и малодетными, однопоколенными и многопоколенными, с совместно и раздельно проживающими членами семьи, полные и неполные и т.д. Но все их объединяют общие черты, позволяющие эту общность именовать семьей. Этимологически слово "семья" состоит из двух слов: "семь" и "я" (семьЯ). Само звучание слова говорит не об одной, а о семи (у многих народностей это магическое число) самостоятельных "Я", семи индивидуальностях. Отсюда выводится первый признак семьи: это всегда группа людей, т.е. минимум два человека.

Второй признак семьи: члены семьи объединены браком, родством, свойством и/или принятием детей на воспитание.

Третий признак в литературе обычно называют "совместное проживание и ведение общего хозяйства", но это не совсем удачная формулировка.

Указанные три признака образуют понятие семьи в социологическом смысле. Для правового понятия семьи необходим еще один, четвертый, признак: наличие семейных прав и обязанностей у членов семьи, что рождает необходимость регулирования семейных правоотношений и формированию семейного права.

Целью данной работы является рассмотрение некоторых вопросов семейного права.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть права и обязанности супругов по воспитанию детей;

-             Раскрыть сущность алиментов и алиментных обязательств;

-             Составить схемы, связанные с семейными правоотношениями.

Задача 1

Супруги Марковы прекратили совместную жизнь и вскоре расторгли брак. По решению суда их трехлетняя дочь осталась с матерью. Марков из города Находки переехал в соседний город Владивосток. Будучи очень привязан к дочери, Марков каждую субботу или воскресенье приезжал в Находку, чтобы повидаться с ней и провести вместе несколько часов. Однако через некоторое время бывшая жена заявила Маркову, что больше не будет отпускать с ним дочь, т.к. его встречи с девочкой, также очень любившей отца, травмируют ее психику. После этого Маркова стала прятать дочь, отправлять ее по субботам и воскресеньям то к своим родителям, то к знакомым. Марков обратился в суд с требованием обязать Маркову дать ему возможность видеться с дочерью и принимать участие в ее воспитании.

1. Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей

Как самостоятельная разновидность семейного правоотношения родительское правоотношение характеризуется спецификой своего элементного состава, а также особенностями его возникновения, развития и прекращения. Это правоотношение имеет отдельные элементы, делающие его похожим на некоторые другие семейные правоотношения (например, наличие прав и обязанностей по материальному содержанию; прав и обязанностей по воспитанию — с опекунскими и т. д.).

Близость его с некоторыми другими семейными правоотношениями составляет впечатление возможности его существования лишь как органической части этого правоотношения (например, супружеского). Однако родительское правоотношение — самостоятельная разновидность семейных правоотношений. Его название не вполне отражает разнообразие его содержания. Оно оттеняет в нем главное — именно родительские права и обязанности взрослых по отношению к детям, хотя в состав его содержания входят также права и обязанности детей по отношению к родителям.[1]

К субъектам родительского правоотношения относятся родители и дети. Родителями являются лица, от которых происходит данный ребенок. Биологическое происхождение связывает между собою родителей и детей не только актом родства, но и совокупностью прав и обязанностей. Сами по себе эти права и обязанности разрабатываются обществом, государством. Они не являются «естественной» принадлежностью участников родительских правоотношений. С актом рождения связывается лишь возникновение этих прав у данных конкретных лиц.

Для возникновения между родителями и их детьми правового отношения помимо связывающего их акта происхождения необходимо его удостоверение в установленном законом порядке.[2]

В литературе высказывалось мнение о том, что общим основанием возникновения родительских прав является «только факт кровного родства», а в тех случаях, когда устанавливается отцовство, — «один лишь факт рождения ребенка, а не совокупность определенных законом фактов».

Представляется, что эта точка зрения порождена главным образом необходимостью опровержения положения, воспринятого нашим законодательством в свое время, согласно которому основанием для возникновения родительских прав, в частности у отца ребенка, провозглашалось «только родство, возникшее в зарегистрированном браке». Можно согласиться с тем, что связывать права и обязанности детей и родителей только с состоянием родителей в зарегистрированном браке значит неоправданно сужать круг родителей и детей, отношения которых должны регулироваться семейным правом. Все же с самим фактом родства, не подтвержденным в установленном законом порядке, права и обязанности родителей и детей связывать невозможно. Только тогда родство рассматривается как правовое отношение, когда ему такое качество придается законом.

СК РФ содержал норму, в соответствии с которой происхождение от ребенка устанавливалось в органах ЗАГСа. Однако Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" были внесены изменения в Семейный кодекс, в соответствии с которыми из п.1 ст.48 были исключены слова «органом записи актов гражданского состояния.

Там самым в соответствии с действующим законодательством, происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Таким образом, наличие кровной связи между родителями и детьми и удостоверение ее в том порядке, в каком этого требует закон, и указывает на лиц, являющихся субъектами родительского правового отношения.

Однако соотношение между указанными двумя обстоятельствами может быть различным. Так, дети могут родиться от лиц, состоящих между собою в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке. Дети могут происходить от лиц, состоящих в фактических брачных отношениях. Возможны и такие случаи, когда дети происходят от лица, состоящего в браке, и другого лица, в этом браке не состоящего. Наконец, не исключаются ситуации, при которых происхождение ребенка от данной матери вызывает сомнение.

Во всех этих случаях (а их разновидностей значительно больше, чем здесь перечислено) установление юридической связи детей и родителей зависит от акта удостоверения происхождения. Наличие его и укажет субъектов правового отношения.[3]

Факт происхождения от данных родителей и удостоверение его в надлежащем порядке — обязательные элементы фактического состава, вызывающего родительское правоотношение. Значение этих элементов неодинаково: второй элемент служит доказательством наличия первого. Но отсутствие любого из этих элементов исключает возможность правового отношения.

Приведенные правила характеризуют нормальный ход возникновения и развития родительского правоотношения. Нормальность эта состоит в том, что все развивается в соответствии с требованиями законна: брак между супругами зарегистрирован, рождение ребенка удостоверяется в установленном порядке, никаких споров нет.

Фактический состав, влекущий возникновение правоотношения в данной ситуации, которая может быть названа (условно, конечно) «классической», состоит из двух элементов: а) рождения ребенка (первый элемент), б) регистрация акта рождения ребенка в органе загса (второй элемент). Но сама по себе регистрация рождения исходит из наличия между родителями зарегистрированного брака, указывающего на возникновение родительских прав и обязанностей одновременно и у отца, и у матери.[4]

И даже предусмотренный ст.48 СК РФ порядок: происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств; предполагает последующую регистрацию родившихся правоотношений в установленном порядке.

Как отмечается, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей вопрос о происхождении ребенка разрешается судом в порядке искового производства по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, либо по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия (ст. 49 СК РФ). Суд также вправе в порядке искового производства установить отцовство по заявлению лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае, когда мать ребенка умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав, если орган опеки и попечительства не дал согласие на установление отцовства этого лица в органе записи актов гражданского состояния только на основании его заявления (ч. 1 п. 4 ст. 48 СК РФ).

Запись родителей ребенка в книге записей рождений (в органах ЗАГСа) происходит по правилам ст.51 СК РФ, в соответствии с которой, отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.

Поскольку семейное законодательство исходит из принципа равенства супругов (см. п.3 ст.1, п.2 ст.31 СК РФ), каждый из них вправе обратиться в орган загса с заявлением о регистрации рождения ребенка. Присутствие при этом второго супруга не является обязательным. Факт состояния в браке должен быть подтвержден свидетельством о браке.

Запись о матери производится на основании документов, подтверждающих рождение ею ребенка. Запись об отце ребенка производится на основании предъявленного в органы загса свидетельства о браке родителей ребенка. Запись об отце ребенка, родившегося от лиц, не состоящих между собой в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка. Если один из родителей по уважительной причине не может явиться лично в орган загса для регистрации установления отцовства, то его (ее) подпись под совместным заявлением может быть нотариально удостоверена.

Запись об отце ребенка на основании заявления одного отца производится только в случаях, предусмотренных п.4 ст.48 СК. По решению суда запись об отце производится в том случае, если отцовство было установлено в судебном порядке (см. ст.49-50 СК).

Совместное заявление о записи родителей может быть подано и в том случае, если родители или один из них не достигли совершеннолетия. Это прямо предусмотрено п.3 ст.62 СК, в соответствии с которым несовершеннолетние родители имеют право признавать свое отцовство и материнство на общих основаниях.

В соответствии с п.3 ст.48 СК РФ возможно внесения в книгу записей рождений фиктивных сведений об отце ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства. Совершение такой записи производится в интересах ребенка и имеет целью ликвидировать в его свидетельстве о рождении пробел (прочерк). Такая запись не влечет за собой никаких правовых последствий, даже если по случайности сведения об отце совпадут с действительным именем отца или другого лица.

2. Каковы права и обязанности родителей, не состоявших в браке по воспитанию и образованию их детей?

Если установлено отцовство в порядке, предусмотренном законом, дети, рожденные вне брака, имеют те же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся в браке.[5]

В основном эти права и обязанности относятся к имущественным правам - например, праву наследования, праву на получение содержания и др. Неимущественные права зачастую бывает невозможно реализовать - например, право ребенка жить в семье, если отец ребенка состоит в браке.

Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). Причем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой; уголовной.

Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей Семейным кодексом не раскрывается. В нем лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей.

Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК). А каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 65 СК, а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.[6]

Кодексом законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73—74 СК).

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования.

Непосредственно права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона об образовании и включают в себя:

а) выбор формы обучения;

б) выбор образовательных учреждений;

в) защиту законных прав и интересов ребенка;

г) участие в управлении образовательным учреждением;

д) выполнение устава образовательного учреждения.

Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей.

Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что, также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования.

На выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т. п. В любом случае родители при решении данного вопроса должны прежде всего исходить из интересов ребенка и по возможности учитывать его мнение.

Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения. Так, в случае совершения несовершеннолетними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90—91 УК может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры.

3. В праве ли родитель, с которым проживает ребенок, препятствовать общению ребенка с другим родителем?

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.[7]

Родитель, с которым  проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим  родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

4. Какие органы разрешают споры между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающем отдельно от ребенка?

Спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим от ребенка родителем разрешается судом по их требованию (требованию одного из них), если родители не могут прийти к соглашению (п. 2 ст. 66 СК). К участию в деле привлекается орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). Суд при рассмотрении таких дел принимает во внимание различные обстоятельства с учетом соблюдения принципа равенства родительских прав обоих родителей и интересов ребенка.

Так, суд должен учесть конкретные условия, в которых воспитываются дети, их возраст, особенности развития, характер взаимоотношений родителей, отношение к ним детей, условия жизни отдельно проживающего родителя, возможность положительного или отрицательного влияния его на детей, а также и другие конкретные обстоятельства, выявившиеся при рассмотрении дела. При необходимости судом назначается судебно-психологическая экспертиза, которая может проводиться как в отношении родителей (одного из них), так и по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта).[8]

4. Практические вопросы к задаче

1. Правомерны ли требования Маркова? Какое решение будет принято по его требованию?

Требования Маркова правомерны, т.к родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях.

Это можно заключить исходя из положений статьи 66 СК РФ, где говорится, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим  родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные  гражданским процессуальным законодательством.

Таким образом, суд решит проблему в пользу Маркова, позволив ему видеться с дочерью в любое время

При злостном невыполнении решения суда суд по требованию Маркова, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему дочери исходя из ее интересов и с учетом ее мнения.

2. Может ли суд на определенный срок лишить родителя, проживающего отдельно от ребенка, право на общение с ним?

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

При удовлетворении иска о порядке осуществления водительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в резолютивной части решения суд с учетом обстоятельств конкретного дела определяет порядок общения этого родителя с ребенком, то есть указывает время, место, продолжительность, периодичность общения.

3. Какие меры могут быть приняты к родителю, не выполняющему решения суда о порядке осуществления родительских прав другим родителем проживающем отдельно от ребенка?

В случае неподчинения родителя, с которым проживает ребенок, решению суда о порядке участия другого родителя, проживающего отдельно от ребенка, в его воспитании, к нему применяются меры ответственности, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (уплата штрафа в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда — ст. 406 ГПК). При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (п. 3 ст. 66 СК).

Задача 2

Савельев выплачивал по решению суда алименты на содержание дочери Елены от второго брака в размере 1/6 заработной платы и алименты на содержание другой дочери от первого брака также в размере 1/6 заработной платы.

В связи с тем, что дочь от первого брака достигла совершеннолетия, и выплату алиментов на ее содержание Савельев прекратил мать Елены обратилась в суд с иском об увеличении размеров алиментов до ¼ заработка ответчика.

Савельев в судебном заседании иска не признал и просил отказать суд в его удовлетворении, т.к. Елена находится в лучшем материальном положении, чем его малолетний сын от третьего брака. Свои возражения ответчик подтвердил такими расчетами: доход истицы с учетом ее заработка (700 р) и получаемых алиментов (170 р) составляет 870 р на двоих, тогда как остающаяся у него часть заработка после удержания налога и алиментов в размере 1160 р. приходится на троих: его самого, малолетнего сына и неработающую жену.

1. Дайте понятие алиментов и алиментных обязательств. Назовите основания возникновения алиментных обязательств. Каково содержание алиментного обязательства?

Если родители ребенка не участвуют в содержании несовершеннолетнего добровольно, средства на содержание детей взыскиваются в судебном порядке. Иногда, желая полностью прервать всякие контакты с бывшим мужем (или женой), родитель, с которым остался проживать ребенок, не заявляет требования о взыскании алиментов на ребенка, чем нарушает право последнего на свое содержание. Поэтому пункт 3 ст. 80 СК РФ в целях защиты права ребенка в таких случаях возлагает обязанность по взысканию алиментов на орган опеки и попечительства.

Алиментное обязательство — это правоотношение, возникающее на основании предусмотренных законом юридических фактов: соглашения сторон или решения суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать.

Общими основаниями возникновения алиментных правоотношений является наличие между субъектами родственной или иной семейной связи; наличие предусмотренных законом или соглашением сторон условий (например, нуждаемости, нетрудоспособности получателя алиментов, наличия у плательщика необходимых средств для выплаты алиментов); решение суда о взыскании алиментов или соглашение сторон об их уплате.

Содержанием алиментного обязательства является обязанность плательщика алиментов по их уплате и право получателя алиментов на их получение.

2. Как определяется судом размер алиментов в том случае, если при каждом из родителей остаются дети?

Размер алиментов определяется в долевом отношении к заработку и иным доходам родителя: на одного ребенка взыскивается четверть всех доходов, на двух детей - 1/3, более – половины заработка. Если взыскание алиментов в долевом отношении не отвечает интересам ребенка, суд вправе установить их размер в твердой денежной сумме (определенное количество минимальных размеров оплаты труда).

В частности, согласно ст. 83 СК РФ в твердой денежной сумме алименты взыскиваются в следующих случаях, если:

а) родитель - плательщик алиментов имеет нерегулярный, меняющийся заработок (например, является предпринимателем, музыкантом, художником и т.п.);

б) весь доход или его часть родитель получает в натуре или иностранной валюте;

в) у родителя отсутствует заработок и/или иной доход (например, родитель-плательщик не работает);

г) при каждом из родителей остались проживать общие несовершеннолетние дети. В этом случае алименты взыскиваются с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного родителя.

В интересах ребенка допускается установление комбинированного размера алиментов: частично в долевом исчислении, частично в твердой денежной сумме. В любом случае при взыскании алиментов суд исходит из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом имущественного и семейного положения сторон алиментного обязательства и других заслуживающих внимания обстоятельств.

3. В каких случаях родители, уплачивающие алименты на содержание несовершеннолетних детей могут быть привлечены судом к участию в дополнительных расходах на ребенка? Как определяется порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов?

Кроме алиментных сумм, с родителя могут быть взысканы дополнительные средства на содержание ребенка. Обстоятельства, влекущие дополнительные расходы на ребенка, обычно связаны с его здоровьем: тяжелая болезнь, увечье, необходимость постороннего ухода и др.[9] Полагаем, что это могут и иные факты, например, необходимость санаторно-курортного лечения ребенка - инвалида с детства, протезирование ребенка после травмы и т.п. причины. Размер участия родителей в несении дополнительных расходов на ребенка определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно (а на практике - и единовременно).

Получателями алиментов на содержание несовершеннолетних детей являются один из родителей (заменяющие их лица), которые обязаны расходовать получаемые суммы на детей. Но если родитель - плательщик считает, что алиментные суммы достаточно большие и частично расходуются не на детей, а на иных лиц, он вправе обратиться в судебном порядке потребовать перечислять до 50 % алиментов на счет, открытый в банке на имя несовершеннолетнего ребенка (п. 2 ст. 60 СК РФ); распоряжаться зачисленными на счет суммами ребенок будет в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (как правило, по достижении совершеннолетия).

При помещении ребенка в детское или иное учреждение, алименты в пользу этих учреждений взыскиваются только с родителей детей и не подлежат взысканию с других членов семьи, несущих алиментные обязанности по отношению к детям на основании ст. ст. 93 -94 СК РФ (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов"). Суммы алиментов зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку. Если указанные учреждения поместили эти суммы в банки, 50% дохода от их обращения используется на содержание детей в данном учреждении, остальные 50% вместе с суммой алиментов при оставлении ребенком детского учреждения зачисляются на счет, открытый на его имя в отделении Сберегательного банка РФ (п. 2 ст. 84 СК РФ).

При изменении места жительства ребенка, на содержание которого взыскиваются алименты, например, при переходе на воспитание к родителю - плательщику алиментов, этот родитель вправе предъявить в суд иск об освобождении его от уплаты алиментов. [10]

4. Практические вопросы к задаче

1. С учетом каких обязательств суд может уменьшить или увеличить размер алиментов на несовершеннолетних детей по сравнению с предписываемой в законе долей заработка, подлежащей взысканию?

Пунктом 2 статьи 81 суду предоставлено право увеличить или уменьшить размер этих долей с учетом материального или семейного положения сторон или наличия других заслуживающих внимания обстоятельств. Материальное положение родителя характеризуется размером его заработка или иных доходов, а также стоимостью принадлежащего ему имущества. Материальное положение ребенка зависит от размера средств, предоставляемых ему другим родителем, получаемых ребенком пособий и пенсий, а также имуществом, которым он обладает. Семейное положение родителя определяется наличием у него других детей или иных лиц, которым он по закону обязан предоставлять содержание. Семейное положение ребенка, прежде всего, характеризуется наличием или отсутствием у него второго родителя. Под заслуживающим внимания интересом сторон понимается любой интерес, который суд посчитает достаточно серьезным в данном конкретном случае. В качестве такового может рассматриваться неспособность родителя найти работу, болезнь родителя или ребенка, потребность в постороннем уходе и другие подобные обстоятельства.

2. Принимаются ли во внимание судом при разрешении вопроса о снижении размера алиментов заработок получателя алиментов?

Материальное положение ответчика может служить основанием, как для уменьшения, так и для увеличения доли заработка или дохода, выплачиваемого в качестве алиментов. Если доходы родителя очень велики, выплата алиментов в указанных долях приведет к получению ребенком огромных сумм, намного превышающих его разумные потребности. В такой ситуации суд может уменьшить размер доли дохода родителя, подлежащей выплате ребенку. Напротив, если доходы родителя крайне низки, это может послужить основанием для принятия судом совершенно противоположных решений: размер алиментов может быть как уменьшен, так и увеличен. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела. Если родитель, получающий незначительный доход, является нетрудоспособным и сам не в состоянии себя обеспечить, а ребенок обладает, например, значительным имуществом, приносящим доход, размер доли, взыскиваемой на ребенка, может быть уменьшен. В другом случае, если ребенок не имеет другого достаточного источника средств к существованию, а заработок или доход родителя настолько низок, что не позволяет обеспечить ребенку даже минимального уровня обеспеченности, размер доли может быть увеличен. Например, вместо одной четвертой на одного ребенка может быть взыскана одна третья часть заработка или дохода родителя.

3. Как следует суду разрешить данный спор?

Суд должен удовлетворить требования Савельева, т.к. его совокупный заработок, рассчитанный на троих человек, меньше чем заработок матери Елены и алименты Савельева, рассчитанные на двоих человек.

Такой вывод может следовать из статьи 81 п.2. СК РФ, где говорится, что размер долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Задание 3

1. Составить схемы

а) Основания к отмене усыновления ребенка

 

б) Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей

 

2. Классифицируйте элементы семейных правоотношений

Семейные правоотношения классифицируют по различным параметрам.

Классическое деление их основано на экономическом содержании правоотношения; в зависимости от этого критерия семейные правоотношения делятся на личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения.

Вторая классификация - по специфике характера прав и обязанностей, т.е. по содержанию, - обоснована Е.М. Ворожейкиным и воспринята в теории семейного права как наиболее удачная. По этому критерию в качестве самостоятельных видов семейных правоотношений выделяют:

-             брачное правоотношение (между мужем и женой);

-             родительское правоотношение.

Между каждым ребенком и каждым родителем возникает отдельное родительское правоотношение. Например, в семье, состоящей из супругов и троих детей, возникает шесть самостоятельных родительских правоотношений:

-             правоотношения по воспитанию и содержанию (при усыновлении и фактическом воспитании);

-             правоотношения только по воспитанию (при опеке и попечительстве, в приемной семье и в некоторых других случаях);

-             правоотношения по содержанию (алиментные отношения).

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены некоторые вопросы семейного права.

При рассмотрении данных проблем, решались следующие задачи:

-             Рассмотрены права и обязанности супругов по воспитанию детей;

-             Раскрыта сущность алиментов и алиментных обязательств;

-             Составлены схемы, связанные с семейными правоотношениями и приведена классификация семейных правоотношений.

Семейные правоотношения - это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, возникающие между лицами, состоящими в браке, родстве, свойстве и/или принятии детей на воспитание.

Субъектами семейного права являются только те лица, которые прямо указаны в качестве таковых в Семейном кодексе РФ, т.е. субъектный состав семейных правоотношений поименован в семейном законодательстве. Каждый субъект семейного права может одновременно состоять в нескольких семейных отношениях и в каждом из них выступать в определенном качестве.

Объектами семейных правоотношений является то, на что направлено правоотношение. Соответственно, объектом брачного правоотношения является создание семьи, родительского, отношений по усыновлению и фактическому воспитанию - действия по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, отношений по опеке, попечительству и т.д. - действия по воспитанию подопечных (воспитанников), в алиментных отношениях - предоставление содержания.

Содержание семейных правоотношений составляют права и обязанности их участников. Особенностью любого отношения, связанного с воспитанием несовершеннолетних лиц, является отсутствие у них обязанностей; это всегда только управомоченная сторона правоотношения.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

2.     Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант.

3.     Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ (ред. от 20.07.2000). – Справочная система Гарант.

4.     Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. №10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". – Справочная система Гарант.

5.     Залесский В. В. Основы семейного права: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2004.

6.     Ковылин П.В. Права и обязанности супругов. - М.: Инфра-М, 2004.

7.     Матюнин В.Н. Современные проблемы семейного законодательства. – М.: Юристъ, 2005.

8.     Николаев Ф.В. Семейное право. - М.: Юристъ, 2004.

9.     Семейное право право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.


[1] Матюнин В.Н. Современные проблемы семейного законодательства. – М.: Юристъ, 2005.  – с. 116.

[2] Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант. – ст.47.

[3] Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант. – ст. 48.

[4] Ковылин П.В. Права и обязанности супругов. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 57.

[5] Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант. – ст. 53.

[6] Семейное право право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004. – с. 200.

[7] Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант. – ст.66.

[8] Ковылин П.В. Права и обязанности супругов. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 168.

[9] Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант. – ст. 86.

[10] Матюнин В.Н. Современные проблемы семейного законодательства. – М.: Юристъ, 2005. – с. 187.