Задание 6

1. Выделите из системы экономических отношений, реализуемых в рыночной экономике, налоговые отношения.

По своему экономическому содержанию налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально-экономических отношений  между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов и муниципальных образований, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц.

И чем гармоничнее эти взаимоотношения, тем выше активное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны.

В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране (налог на имущество, на использование минеральных ресурсов и т.д.). Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов (налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц и др.).

2. Какой документ законодательно определяет состав неналоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ?

Состав неналоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ закрепляет Налоговый кодекс РФ.

3. В чем состоит и как проявляется экономическая природа налогообложения?

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

4. Назовите возможные проявления регулирующей функции налогов.

Регулирующая (стимулирующая или сдерживающая) функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

На регулирующую функцию налоговой системы в полной мере можно рассчитывать только в условиях отлаженного рыночного механизма, при котором работают нормальные рычаги спроса и предложения, свободной конкуренции производителей, и есть возможность для беспрепятственного и быстрого перетока ресурсов между различными сферами предпринимательской деятельности.

Основным проявлением регулирующей функции налоговой системы является предоставление различных налоговых льгот и иных налоговых преференций в направлении, скажем, увеличения производственных инвестиций, осуществления различных общественно значимых программ, развития малого бизнеса и др. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

В условиях России сегодня регулирующая функция налогов зачастую приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы государства, а также, создает для недобросовестных налогоплательщиков дополнительные возможности ухода от налогообложения. Ярким подтверждением этого являются, например, все еще сохраняющиеся льготы для общественных организаций инвалидов, их предприятий, а также иных организаций, где они числятся.

5. Укажите основные признаки, по которым лицо признается налогоплательщиком.

В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым настоящим возложена обязанность уплачивать налоги. На организации и индивидуальных предпринимателей, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения, не возложена такая обязанность.

Более того, критерии, предъявляемые для налогоплательщиков гораздо жестче критериев, предъявляемых для претендентов.

Согласно п.1 ст.346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого налога при упрощенной системе налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, можно выделить следующие две группы налогоплательщиков:

- организации (юридические лица);

- индивидуальные предприниматели.

6. Перечислите критерии оценки налоговой системы.

Критерии оценки налоговых систем:

-       относительное равенство обязательств,

-       экономическая нейтральность,

-       организационная простота,

-       гибкость налога,

-       контролируемость налога.

7. Что обозначает понятие «экономическая нейтральность налогов»?

Экономическая нейтральность налогов предполагает, что все виды дохода облагаются налогом и облагаются только один раз по одинаковым ставкам. Освобождение некоторых видов дохода от налога ведет к искажению поведения экономических субъектов.

8. В чем состоит критерий гибкости налогообложения?

Гибкость налогообложения – один из аспектов эффективности налогообложения, который обозначает адекватность налогообложения динамике макроэкономических процессов. С позиций поддержания макроэкономического равновесия особенно привлекательны налоги, которые автоматически (без специальных решений по пересмотру ставок, льгот и т.п.) реагируют на сдвиги в макроэкономической ситуации. Налог гибок в той мере, в какой ему свойственна подобная реакция. Гибкие налоги функционируют как встроенные стабилизаторы: в фазе подъема такие налоги в определенной степени сдерживают «перегрев» экономики, а в период спада в некоторой степени отдаляют или даже предотвращают кризис. Таков, например, прогрессивный налог на прибыль[1].

9. Каким законодательным актом регулируются права и обязанности налоговых органов?

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права налоговых органов описаны в статье 31 главы 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанности налоговых органов описаны в статье 32 главы 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанности должностных лиц налоговых органов описаны в статье 33 главы 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

А также права и обязанности налоговых органов закреплены в Федеральном законе от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

10. Укажите законодательные основы реализации налогового контроля

Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. Он осуществляется в следующих основных формах (ст. 82 Налогового кодекса РФ):

-       налоговые проверки;

-       получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

-       проверка данных учета и отчетности;

-       осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

-       в других формах, предусмотренных налоговым кодексом.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов. Налогоплательщику выдается свидетельство установленной формы. Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика.

На основе данных учета Государственная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.

Органов и организаций обязаны представлять в налоговые органы сведения, имеющие значение для целей налогового контроля;

Список использованной литературы

1.     Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. –М.: ИНФРА – М, 1999. – 348 с.

2.     Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., переработ. и дополн. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2004 г.)

4.     Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2003. – 635 с.

5.     Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. – М.: Приор, 2000.

6.     Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов Р.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422 с.

7.     Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М., 1999. – 429 с.

8.     Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика. – М, 2000.


[1] Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика, М, 2000, с. 161