Методы налогового регулирования входят составной частью в научно обоснованную налоговую концепцию. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед регионом.
В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанные сферы:
• бюджетно-налоговое балансирование;
• систему налоговых льгот и преференций;
• административное воздействие;
• меры санкционированных действий2.
Методы первого порядка занимают особое место в системе налогового регулирования, поскольку в их арсенале имеются как преференции регионам, так и меры, ужесточающие бюджетно-налоговый режим. Посредством трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций, бюджетных кредитов и других способов достигается баланс между доходами и расходами местных бюджетов. Эти методы относятся в большей мере к сфере бюджетного финансирования, то есть к расходам государства.
Что касается налогов, то одни из них закреплены за определенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), другие – частично поступают в те или иные бюджеты (регулирующие доходы). С этой целью в бюджете устанавливаются нормы квоты налоговых отчислений от суммы регулирующих налогов или определяется процентное разграничение единой ставки налога (например, ставка налога на прибыль – 24%, из них 5% зачисляется в федеральный бюджет, 17% - в бюджеты субъектов Российской Федерации, 2% - в местные бюджеты3). Доли налоговых поступлений в бюджеты различных уровней устанавливаются в зависимости от особенностей формируемого бюджета и бюджетно-налоговой политики вышестоящего бюджета. Метод процентных отчислений от доходов (налогов) является традиционным, его стали применять еще до начала законодательного оформления налоговой системы в 1991 г.
В мировой практике широко используется метод процентных отчислений от доходов (налогов) вышестоящего бюджета с введением в межбюджетные отношения трансфертного регулирования ("трансферт" с латинского переводится как "переношу", "перемещаю"). Трансферт представляет собой адресную финансовую помощь регионам, нуждающимся в централизованном пополнении доходной базы. Практически это те же процентные отчисления от регулирующих доходов (налогов). Отличие в том, что трансфертные отчисления проводятся от законодательно определяемых налогов и концентрируются в специальном фонде финансовой поддержки регионов. Такой способ налогового регулирования избрали в России. Однако кардинальных методологических изменений в содержании процесса налогового регулирования и методах его практического осуществления не произошло. Выбор региона-получателя в ряде случаев субъективен.
С 2001 г. в бюджетном планировании изменилась методика распределения трансфертов между субъектами РФ. При расчете выделяемых ресурсов из Фонда финансовой поддержки регионов стал применяться индекс налогового потенциала, определяемый исходя из ВРП. Недостатком данного метода является завышение потенциала территориальных образований, в которых превалирует сельское хозяйство, так как оно имеет значительные льготы в рассматриваемой сфере. Поэтому при налоговом прогнозировании и бюджетном планировании целесообразно его корректировать с учетом отраслевой специализации региона и наличия льгот.
В настоящее время много вопросов вызывает механизм распределения средств Фонда регионального развития, из которого финансируются соответствующие федеральные целевые программы. Так, законом “О федеральном бюджете на 2003 год” было утверждено семь таких программ. По программе “Юг России” на 12 субъектов выделено 2054,9 млн. рублей, по программе “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)” на 44 субъекта – 2630,0 млн. рублей, в то время как по программе “Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года” – 11264,8 млн. рублей, по программе «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года» - 7350,31 млн. руб.4 Названные объемы несоразмерны, что ведет не к снижению, а к увеличению дифференциации территориальных образований.
В качестве важных методов налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание этих подсистем обеспечивает гибкость налогообложения и, в конечном счете, результативность налоговой политики. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно положительно влиять на структурную перестройку экономики. Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций диктуется динамичным характером воспроизводственных процессов. Экономические реалии, сложившиеся на момент законодательного принятия обновленной налоговой техники, могут существенно отличаться от тех, которые сложатся к концу финансового года. На эту подвижность экономико-социальных и общественно-политических отношений и призвана реагировать совокупность мер налогового регулирования.
Система налогового льготирования включает в себя различные виды льгот. К их числу можно отнести отмену авансовых платежей, отсрочку по заявлению, уменьшение налоговых обязательств, связанных с направлением прибыли или дохода плательщика на благотворительность и другие цели и т.д.
В систему налоговых санкций входят такие их виды, как штрафы, пени, доначисления налогов и др.
Таким образом, налоговое регулирование, проводимое через экономически обоснованные системы льгот и санкций, представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов , становлении в производственной сфере имущественных основ среднего собственника.
В настоящее время важнейшим объектом научно-практических дискуссий и предметом пристального внимания правительственных структур является система налогового стимулирования инвестиций и ее взаимосвязь с элементами воспроизводственной структуры в целом.
Наиболее перспективным методом налогового регулирования считается инвестиционный налоговый кредит. Это единственный легитимно используемый метод. Направлениями инвестиций, по которым предоставляется кредит, являются: импорто-замещение, оборудование для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-экспериментальных разработок, оборудование для экономических нужд, промышленные роботы и технические информационные системы. Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в то же время позволяет оперативно вносить коррективы в ход инвестиционных процессов и общее состояние рыночной конъюнктуры.
Эксперты полагают, что налоговый кредит и любые другие налоговые преференции должны предоставляться в первую очередь для экспортных производств и под социально ориентированные инвестиционные программы правительства страны. Такая направленность методов налогового стимулирования еще в большей степени требует наличия специальных правовых гарантий для их практической реализации со стороны центральной власти. Причем эти гарантии должны носить долговременный и устойчивый характер.
Другой не менее перспективной областью налогового регулирования является сфера экономических отношений, складывающихся при осуществлении лизинговых операций5. В Федеральном законе от 29 октября 1998 г. «О лизинге» с достаточной степенью точности определены правовые и организационные особенности лизинга, что заложило основу для совершенствования налогового, валютного, таможенного законодательств в части лизинговой деятельности. По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение. Данный подход к лизинговой форме модернизации производственных процессов принципиально важен, поскольку он связан с предоставлением государственных гарантий защиты инвестиционных прав иностранных партнеров, льгот по инвестиционной деятельности отечественных инвесторов, а также с унификацией порядка налогообложения лизинговых операций.
Получение оборудования по лизингу имеет ряд существенных преимуществ. С позиции минимизации налоговых расходов к ним относится, прежде всего, возможность применения механизма ускоренной амортизации. Применение метода ускоренной амортизации сокращает налог на имущество, налогооблагаемой базой для которого становится быстро уменьшаемая остаточная стоимость оборудования.
Определенным образом результативность методов налогового регулирования зависит от уровня общественного сознания и профессионализма работников финансовых и налоговых администраций. Понимание ими необходимости сокращения числа неэкономических перераспределительных процессов, встречных потоков движения государственных ресурсов воплощается в реальные меры регулирования финансовой напряженности в стране. Следовательно, практическая результативность мер налогового регулирования зависит экономической и социально-политической зрелости общества
Мировая налоговая практика выработала целый комплекс принципов организации системы налогового стимулирования. Основными среди них являются следующие принципы:
• применение налоговых льгот не должно носить избирательно характера в зависимости от формы собственности, вида деятельности, субъективной оценки их важности лоббистскими группировками в законодательных органах государства;
• налоговым льготам по их внутренней природе чужд чисто административно-командный характер применения;
• налоговые льготы направлены на повышение эффективности производства, рост доходов бюджета и утверждаются законодательными органами власти;
• применение налоговых льгот не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам;
• порядок формирования льготного налогового портфеля определяется на общегосударственном уровне, утверждается в законодательном порядке центральной властью;
• на местном уровне применение льгот укладывается в рамки, определяемые верховным законодательством.
• инвестиционные налоговые кредиты предоставляются исключительно группам плательщиков, обеспечивающим выполнение инвестиционных программ общегосударственного значения.
При выработке принципов и применении на их основе методов налогового регулирования важное значение имеет учет их социальных последствий, поэтому социологические исследования налогообложения – важнейшая область научно-практических знаний. Результаты подобных социологических исследований позволяют создать базу для разработки и принятия на правительственном уровне экономически обоснованных концепций развития налогообложения не только на один – два года, но и на более отдаленную перспективу. Анализ динамических рядов таких показателей дает представление о тенденциях налогообложения и обоснованности государственных расходов. Это, в свою очередь, составляет предмет парламентских слушаний по преференциальным вопросам для отдельных регионов, отраслей, групп предприятий и граждан. Но следует помнить, что текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.
Регулирование налоговой сферы прежде всего направлено на формирование доходной части государственного бюджета, так как налоги составляют основу доходов бюджетов всех уровней.. Эти средства направляются на решение экономических, социальных, политических и др. проблем.