Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Стандарты финансовой отчетности, принципы
ее подготовки и предоставления…………………………………...5
1.1. Характеристика стандартов финансовой отчетности…………...5
1.2. Принципы подготовки и представления финансовой
отчетности………………………………………………………...12
Глава 2. Порядок составления финансовой отчетности,
как способ обеспечения ее прозрачности………………………..19
2.1. Источники информации, необходимые
для составления отчетности……………………………………..19
2.2. Составление сводной (консолидированной)
бухгалтерской отчетности……………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………..34
Введение
Слова «прозрачность, ответственность и стандарты» за последнее время приобрели значительную популярность. При анализе причин бедственного положения компаний и стран эти слова часто используются. При условии их правильного применения стандарты финансовой отчетности обеспечивают прозрачность, понятность и сопоставимость финансовой отчетности - необходимые условия современной глобальной рыночной экономики.
КМСФО внес огромный вклад в гармонизацию стандартов финансовой отчетности во всем мире. Международная организация комиссия по ценным бумагам (МОКЦБ) стимулирует использование МСФО в качестве основы для листинга ценных бумаг и привлечения капитала. Все еще обсуждая вопрос, нужны ли МСФО, разработчики национальных стандартов демонстрируют собственную ограниченность. В данный момент в отношении МСФО своевременны вопросы «когда? и как?».
В результате, перед бухгалтерией всего мира стоит чрезвычайно важная задача: они - составители финансовой отчетности, аудиторы и независимые консультанты - стоят на страже честности и прозрачности предпринимательства. Тем не менее, во многих странах профессия бухгалтера непопулярна, ее не любят, она не пользуется гражданской поддержкой.
Это свидетельствует, по-видимому, о неверной финансово-экономической стратегии подобной страны.
ОБЪЕКТ исследования – бухгалтерская отчетность.
ПРЕДМЕТ исследования – прозрачность отчетности и способы ее обеспечения.
ЦЕЛЬ исследования – изучить способы обеспечения прозрачности отчетности.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Дать характеристику стандартам финансовой отчетности.
2. Рассмотреть принципы подготовки и представления финансовой отчетности.
3. Рассмотреть источники информации, необходимые для составления отчетности.
4. Проанализировать особенности составления сводной бухгалтерской отчетности.
Глава 1. Стандарты финансовой отчетности, принципы ее подготовки и предоставления
1.1. Характеристика стандартов финансовой отчетности
Национальная система финансовой отчетности представляет собой комплекс норм и правил, регулирующих важную часть общественных отношений, формируемых законодательством и культурой страны. Стандарты раскрывают самую суть подобной системы.
Некоторые страны предпочитают не использовать отдельные стандарты финансовой отчетности частного и государственных секторов, объединяя их в общий набор стандартов, используя при этом метод начисления - как наиболее предпочтительный для финансовой отчетности. Для таких стран наиболее подходящими являются МСФО госсектора, которые позволят обеспечить надлежащую подотчетность правительства гражданскому обществу. Конечной целью должно стать принятие метода начисления и соблюдения принципа соответствия МСФО. Для обеспечения должного правопорядка и научной строгости необходимо четко определить взаимоотношения между организациями по разработке стандартов, фондовыми биржами, организациями, регулирующими банковскую деятельность, Центральным Банком и Министерством финансов. Только открытая, независимая от исполнительной власти система контроля, осуществляемая самостоятельными организациями, станет надежным средством повышения эффективности единой системы финансового учета для общества в целом. При этом необходимо четко определить различия между категориями учета и отчетности, если вместо МСФО используются национальные стандарты финансовой отчетности и аудита [10].
Либерализация финансового рынка в России, вызвавшая его нестабильность, увеличила потребность в информации как средства обеспечения финансовой стабильности. В 90-х гг. ХХ века, по мере возрастания либерализации финансового и фондового рынка общество стало активнее требовать предоставления полезной информации в финансовом секторе. В настоящее время минимальные требования к раскрытию информации определяют свойства и количество предоставляемой информации. Необходимым условием обеспечения стабильности рынков является достоверность и репрезентативность информации. Повышение уровня требований к информации со стороны участников рынка и регулирующих органов побуждает хозяйствующие субъекты интересоваться улучшением своих внутренних информационных систем.
Так, раскрытие негативной информации обществу, которое пока еще не способно правильно ее интерпретировать, может нанести ущерб компании. В тех случаях, когда информация является недостоверной, пользователи не в состоянии надлежащим образом ее интерпретировать. Поэтому требования к формам раскрытия информации должны прописывать обоснованную поэтапность и постепенно ужесточаться. С точки зрения долгосрочной перспективы, полное раскрытие информации приносит пользу, - только если возникают проблемы в краткосрочном периоде, а издержки в рамках непрозрачной финансовой системы сказываются выше затрат на обеспечение ее прозрачности.
Прозрачность - это система условий, при которых информация о существующей ситуации, принятых решений и действиях оказывается доступной, понятной для всех участников рынка, раскрытие информации основано на корректной методике ее предоставления и на своевременном, гласном уведомлении о стратегических решениях, принятых компанией [12]. Ответственность за это ложится на участников рынка и органы государственной власти, которые обязаны обосновывать свои действия и проводимую политику, отвечая перед Обществом, за ее результаты.
Прозрачность необходима для реализации концепции ответственности трех основных групп участников рынка: заемщиков и кредиторов, эмитентов и инвесторов, органов государственной власти и международных финансовых институтов.
Большая степень прозрачности способствует повышению надежности решений, принимаемых хозяйствующими субъектами. Прозрачность помогает в укреплении ответственности, внутренней дисциплины и управления. Прозрачность и ответственность повышают уровень принятия решений в ведомствах, разрабатывающих экономическую политику. Если действия и решения являются понятными, уменьшаются затраты по их мониторингу. Общество сможет лучше контролировать работу государственного сектора, акционеры и сотрудники - управление акционерным обществом, кредиторы - действия заемщиков, а вкладчики - работу банков.
Прозрачность и ответственность являются взаимосвязанными категориями. Прозрачность повышает ответственность посредством мониторинга. Ответственность повышает прозрачность посредством побуждения агентов к обеспечению раскрытия мотивов и аргументов, объясняющих их действия.
Совместно прозрачность и ответственность формируют дисциплину, которая повышает уровень принятия решений в государственном секторе, приводит к разработке более эффективной политики.
Целью финансовой отчетности является формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах хозяйствующего субъекта [14]. Прозрачность финансовой отчетности достигается посредством полного раскрытия и достоверного представления данных, необходимых широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Информация, раскрываемая в финансовой отчетности, должна быть достаточно легкой для интерпретации.
В соответствии с МСФО, финансовая отчетность составляется исходя из непрерывности деятельности предприятия и отражения событий по методу начисления.
Качественные характеристики данных - это атрибуты, делающие информацию, содержащуюся в финансовой отчетности, полезной для пользователя [15]. В случае отсутствия всесторонней полезной информации даже руководители не могут знать истинного финансового положения их предприятия, а другие участники рынка тем более могут быть введены в заблуждение. Результатом применения основных стандартов является финансовая отчетность, обеспечивающая достоверное и объективное представление информации.
Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.
Рассмотрим подробнее каждое из них.
Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает невозможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей [9].
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке. При этом следует руководствоваться положениями, установленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В этом методологическое единство показателей отчетности.
Сама корректировка и методика ее проведения должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин корректировки.
Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.
Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.
Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника [11; 13].
Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.
Далее в работе мы немного подробнее рассмотрим вопросы, касающиеся порядка и сроков предоставления бухгалтерской отчетности различными хозяйствующими субъектами.
Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.
Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.
Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы. Однако при использовании его нельзя избежать принципа ограничения полезности информации, а это может оказать влияние на формирование неправильных выводов. Например, в целях снижения объемов производства в отчетном году фирма приняла решение о реструктуриализации производства и в связи с этим привлекла долгосрочные кредиты банка. По данным представленной отчетности не видно, что тенденция к улучшению финансового состояния компании может иметь место лишь в долгосрочной перспективе.
Для реализации этих подходов в бухгалтерской отчетности должно быть представлено сравнение информации по конкретному показателю, приведенному в отчетности за предыдущий и отчетный год.
Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.
Оформление - следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации - в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.)
Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников [11].
Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.
Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков) (ф. № 2). Такой подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную компанию [14].
Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокращенной форме, содержание которой определяется самим предприятием в пределах требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».
Основанием представления бухгалтерского баланса является наличие одновременно следующих показателей деятельности общества:
- валюта баланса на конец года не должна превышать четырестатысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда, предусмотренный действующим законодательством;
- выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг за отчетный год, не превышающей миллионократный размер минимальной месячной оплаты труда, установленный действующим законодательством [15].
Бухгалтерская отчетность публикуется в миллионах рублей, а при наличии значительных оборотов - в миллиардах рублей с одним десятичным знаком.
Наряду с публикацией годовой бухгалтерской отчетности публикуется также аудиторское заключение, суть которого должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).
Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.
1.2. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности
Подготовка стандартов финансовой отчетности должна происходить в соответствии с основополагающими принципами МСФО, утвержденными Комитетом по международным стандартам (КМСФО). Эти принципы таковы:
- концепции, заложенные в основе подготовки и представления финансовой отчетности;
- помощь органам стандартизации в разработке стандартов;
- помощь бухгалтерам, аудиторам и пользователям финансовой отчетности [11; 12].
Принципы не являются стандартом. Принципы имеют непосредственное отношение к следующим элементам:
- целям финансовой отчетности;
- качественным характеристикам финансовой отчетности;
- элементам финансовой отчетности;
- концепциям капитала и поддержания капитала [8].
Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, результатах деятельности (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) компании. Данная информация является полезной для самого широкого круга пользователей при принятии ими экономических решений.
Финансовая отчетность базируется на следующих основополагающих допущениях:
1. Результаты операций и других событий признаются по факту их совершения. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся. Это называется методом начисления.
2. Непрерывность деятельности. При составлении финансовой отчетности предполагается, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
3. Качественные характеристики представляют атрибуты, которые обеспечивают полезность представляемой информации для пользователей финансовой отчетности.
4. Непосредственно связаны с изменением финансового положения компании, включающие элементы: активы, контролируемые компанией; ресурсы, которые образовались в результате событий прошлых периодов и от которых компания ожидает экономических выгод в будущем; обязательства; текущая задолженность компании, которая образовалась в результате событий прошлых периодов и погашение которой приведет к оттоку из компании ресурсов, обеспечивающих экономическую выгоду; капитал; активы за вычетом обязательств (такой капитал называется акционерным капиталом) [15].
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные предприятия являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции предприятия вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
Так, например, процессу составления годового отчета предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:
1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:
- равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;
- равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.
2. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.
Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей [10].
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, расчетов и обязательств, проводимой в порядке, установленном приказом Минфина России «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13 июня 1995 г. № 49, с учетом требований и норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» [7], который подтвердил ранее установленный Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации порядок отражения в бухгалтерском учете расхождений, выявленных во время инвентаризации.
3. Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам.
В п. 13 Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685 [6] установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.
Порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года определен в подпункте 1.8 Инструкции «О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности», утвержденной приказом Минфина России №97 от 12 ноября 1996 г. [2]:
- исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года);
- если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке;
- указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.
В случае установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в силу отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения.
В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо другие источники или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции с кредитом счета «Прибыли и убытки».
При проверке учетных записей порой могут быть вскрыты и ошибки, допущенные в исчислении налогов. При этом надо помнить, что в связи с разделением в настоящее время бухгалтерского и налогового учета при их исправлении не всегда затрагиваются регистры бухгалтерского учета. В некоторых случаях исправления следует внести только в налоговые расчеты и регистры.
4. Расчет и начисление налогов, причитающихся в бюджет.
5. Закрытие счетов по учету прибыли и ее использования. Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течение отчетного года все организации формируют финансовый результат своей деятельности на счете 80 «Прибыли и убытки». Текущий учет использования прибыли организация отражает на счете 81 «Использование прибыли». Этот счет является активным, его сальдо - дебетовым, означающим сумму использованной в течение отчетного года прибыли по обязательствам и на собственные нужды.
Таким образом, учет балансовой прибыли и ее использования в течение года организация осуществляет на разных балансовых счетах: учет прибыли - на счете 80 «Прибыли и убытки»; учет использования прибыли - на счете 81 «Использование прибыли».
При составлении годового бухгалтерского баланса заключительными проводками декабря счета 80 и 81 закрываются. Сальдо по этим счетам по состоянию на начало каждого нового года должны равняться нулю, поэтому необходимо полностью списать остатки с данных счетов.
Эта операция, называемая реформацией бухгалтерского баланса, производится каждой организацией один раз в год.
6. Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.
Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций, изменение учетной политики в части учета реализации и др.).
Следующие элементы имеют непосредственное отношение к оценке результатов деятельности компании:
Доходы - прекращение экономических выгод в форме притока или увеличения активов, и сокращения обязательств, что выражается в увеличении капитала; данное понятие включает в себя выручку и прочие доходы.
Расходы - сокращение экономических выгод в виде выбытия активов или исчерпания ресурсов и в виде увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала.
Объект следует признать элементом финансовой отчетности, если: существует вероятность, что какая-то экономическая выгода, имеющая отношение к данному объекту, будет получена или утрачена компанией; объект обладает стоимостью или оценкой, которая может быть надежно измерена.
При оценке элементов финансовой отчетности используются следующие методы: фактической стоимости приобретения; восстановительной стоимости; возможной продажи; дисконтированной стоимости.
Концепция капитала и поддержания заключается в следующем. Финансовый капитал рассматривается как чистый актив или собственный капитал компании. Он определяется в номинальных денежных единицах.
Физический капитал имеет отношение к операционному потенциалу. Он определяется в единицах производственной атомности компании. Прибыль представляет собой увеличение производственной мощности компании за период.
Для признания затрат в качестве актива в бухгалтерском балансе, они должны соответствовать критериям идентификации актива [10]:
- актив должен обладать стоимостью, которую можно надежно измерить.
- должна существовать вероятность получения экономических выгод в будущем.
- фирма должна быть в состоянии продемонстрировать, как будущие затраты приведут к увеличению будущих экономических выгод, что позволит адекватно оценить балансовую стоимость актива. Однако такое требование оказывается проблематичным из-за недостатка доказательств вероятности экономических выгод.
Глава 2. Порядок составления финансовой отчетности, как способ обеспечения ее прозрачности
2.1. Источники информации, необходимые
для составления отчетности
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия связан с обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия. Чаще всего эти сведения сосредоточены в документах финансовой отчетности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учете и других источниках.
В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются [3; 4; 7]:
а) бухгалтерский баланс – форма № 1;
б) отчет о финансовых результатах – форма № 2;
в) отчет о движении капитала форма – № 3;
г) отчет о движении денежных средств – форма № 4;
д) приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5.
Баланс – главная форма бухгалтерской отчетности. Он показывает состояние активов предприятия и источники их формирования на определенную дату. В финансовом анализе принято различать бухгалтерский (брутто-) баланс и аналитический (нетто-) баланс. Отличия нетто-баланса состоят в коррекции отдельных статей бухгалтерского баланса с учетом отличий бухгалтерских оценок от рыночных.
Отчет о финансовых результатах (форма №2) содержит информацию о процессе формирования и использования прибыли за определенный период времени. Данные формы №2 объединяют показатели баланса на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств (форма №4) отражает остаток денежных средств на начало года, поступления и расход в течение года, остаток на конец года.
Приложение к балансу (форма №5) включает девять разделов, отражающих движение собственного и заемного капиталов, дебиторской и кредиторской задолженности и др.
Аудиторские заключения готовят внешние аудиторы (независимые лицензированные организации) и внутренние аудиторы (ревизионные комиссии, избранные из числа работников предприятия или акционеров в соответствии с уставом).
Независимые аудиторы дают заключение об объективности бухгалтерской отчетности, ее соответствии нормам и правилам бухгалтерского учета. Если аудитор находит нарушения, искажающие реальные финансовые результаты, то в аудиторское заключение включаются рекомендации по их устранению.
1. Бухгалтерский баланс предприятия.
Баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй – пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса. По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу – на конец года (заключительный баланс).
Баланс предприятия составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета.
В ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96) указаны числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс (табл. 1) [9].
Таблица 1
Числовые показатели бухгалтерского баланса
РАЗДЕЛ |
ГРУППА СТАТЕЙ |
СТАТЬИ |
АКТИВ |
||
Внеоборотные активы |
Нематериальные активы |
Организационные расходы, патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные права и активы Деловая репутация организации. |
Основные средства |
Земельные участки и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства. Незавершенное строительство |
|
Финансовые вложения |
Инвестиции я дочерние общества. Инвестиции в зависимые общества. Инвестиции в другие организации. Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев. Прочие финансовые вложения |
|
Оборотные активы |
Запасы |
Сырье, материалы и аналогичные ценности. Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения). Готовая продукция, товары для перепродажи и товары, отгруженные. Расходы будущих периодов |
Начисленный налог на добавленную стоимость на остаток имущества |
||
Дебиторская задолженность |
Покупатели к заказчики. Векселя к получению. Задолженность дочерних и зависимых обществ. Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. Авансы выданные. Прочие дебиторы |
|
Финансовые вложения |
Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев. Собственные акция, выкупленные у акционеров. Прочие финансовые вложения |
|
Денежные средства |
Расчетные счета. Валютные счета. Прочие денежные средства |
|
Убытки |
Непокрытые убытки прошлых лат |
|
Убыток отчетного года |
||
ПАССИВ |
||
Капитал и резервы |
Уставный капитал, добавочный капитал |
|
Резервный капитал |
Резервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
|
Нераспределенная прибыль прошлых лет |
||
Нераспределенная прибыль отчетного рода |
||
Долгосрочные пассивы |
Заемные средства |
Кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, прочие займы, подлежащие погашению более чем червя 12 месяцев после отчетной даты |
Прочие пассивы |
||
Краткосрочные пассивы |
Заемные средства |
Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
Кредиторская задолженность |
Поставщики и подрядчики. Векселя к уплате. Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами. Задолженность перед персоналом организации. Задолженность перед бюджетом и социальными фондами. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов. Авансы полученные. Прочие кредиторы. |
|
Доходы будущих периодов |
||
Резервы предстоящих расходов и платежей |
2. Отчет о прибылях и убытках.
Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.
В статье «Выручка (Нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» указывается поступившая на счета предприятия в банках либо в кассу выручка от реализации готовой продукции (работ), услуг, от продажи товаров и т.п. за вычетом стоимости акцизов, налога на добавленную стоимость и других обязательных платежей.
Показатель «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» содержит информацию о сумме расходов, понесенных предприятием на производство продукции (работ, услуг) без учета сумм, отраженных по статье «Управленческие расходы».
По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты по сбыту, учитываемые на счете 43 «Коммерческие расходы» и относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам).
По статье «Управленческие расходы» отражаются суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с установленным порядком и списываемые с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
По статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» отражаются суммы, причитающихся в соответствии с договорами к получению дивидендов (подлежащих к уплате процентов) по облигациям, депозитам и т.д.
При финансовых вложениях в ценные бумаги других организаций доходы, получаемые предприятием по акциям, отражаются в статье «Доходы от участия в других организациях».
По статьям «Прочие операционные доходы» (строка 090) и «Прочие операционные расходы» (строка 100) отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, ценных бумаг и т.п.).
По статьям «Прочие внереализационные доходы» (строка 120) и «Прочие внереализационные расходы» (строка 130) показываются результаты от операций, не нашедших отражения в предыдущих статьях формы № 2 «Отчет о финансовых результатах».
По статье «Прочие внереализационные доходы», в частности, отражаются кредиторская и депонентская задолженность, по который срок исковой давности истек; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежной к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушением договоров.
По статье «Налог на прибыль» (строка 150) показывается отраженная в бухгалтерском учете сумма налога на прибыль (доход), исчисленная предприятием в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, подлежащая перечислению (перечисленная) в бюджет за счет прибыли в порядке ее распределения и учтенная на счете 81 «Использование прибыли» [15].
3. Отчет о движении капитала.
Отчет о движении капитала состоит из двух разделов. В разделе «Собственный капитал» отражаются данные о наличии и движении его составляющих: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевых финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет.
Каждый показатель содержит по четыре графы (с третьей по шестую): «Остаток на начало года» (кредитовое сальдо по соответствующему балансовому счету на начало года), «Поступило в отчетном году» (кредитовый оборот с начала года), «Израсходовано (использовано) в отчетном году» (дебетовый оборот с начала года), остаток на конец года».
Уменьшение уставного капитала возможно в случае изъятия вкладов участниками (учредителями), аннулирования собственных акций акционерным обществом, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при доведении размера уставного капитала до величины чистых активов.
По статье «Добавочный капитал» отражается движение добавочного капитала в виде прироста стоимости имущества предприятия в результате его дооценки в соответствии с установленным порядком, безвозмездного получения имущества, в результате осуществления капитальных вложений, полученного эмиссионного дохода.
По строке 030 «Резервный капитал» в графе 3 отражается сумма резервного фонда, создаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, на начало отчетного года. Отчисления в резервный фонд, производимые в течение отчетного года в установленном порядке, показываются в графе 4.
По статьям «Целевые финансирование и поступления из бюджета» и «Целевые финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых фондов» показывается движение средств, полученных предприятием из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды, учет которых ведется на счете 96 «Целевые финансирование и поступления».
Во втором разделе отражаются данные о наличии и движении фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.
По статье «Фонды потребления» показывается движение фондов потребления, образованных предприятием в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
По строкам 150-156 отражаются данные о движении резервов предстоящих расходов и платежей, образуемых предприятием в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и принятой учетной политикой.
По строкам 160-170 отражаются данные о движении оценочных резервов (резервов по сомнительным долгам, резервов под обесценение вложений в ценные бумаги) [13; 15].
4. Отчет о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств представляется в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности.
В разделах 2 «Поступило денежных средств» и 3 «Направлено денежных средств» отражаются суммы денежных средств, фактически поступивших в кассу или на счета учета денежных средств за период с начала года, и фактически выданных из кассы или перечисленных с расчетного и иных счетов предприятия.
Движение денежных средств составляется в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности предприятия.
При этом для целей составления отчета о движении денежных средств понимается:
- по текущей деятельностью - деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности;
- под инвестиционной деятельностью – деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;
- под финансовой деятельность – деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. [15].
5. Приложение к бухгалтерскому балансу.
В разделе «Движение заемных средств» предприятие показывает наличие и движение средств, взятых взаймы как в виде кредитов банков, так и у других организаций. По строкам «в том числе не погашенные в срок» отражаются заемные средства, просроченные и отсроченные к погашению.
В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражается состояние и движение дебиторской и кредиторской задолженности, учитываемой на счетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы. При этом к краткосрочной относится задолженность со сроком погашения до одного года включительно, а к долгосрочной - более одного года.
В разделе «Амортизируемое имущество» расшифровывается состав нематериальных активов, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, принадлежащих предприятию. Данные приводятся по первоначальной стоимости.
В подразделе «Нематериальные активы»:
- по статье «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности» показывается стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров;
- по статье «Права на пользование обособленными природными объектами» показывается стоимость прав на использование земельных участков, природных ресурсов (воды, недр и др.);
- по статье «Организационные расходы» показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал.
- по статье «Деловая репутация организации» показывается превышение покупной цены приватизированного имущества над его оценочной (начальной) стоимостью, отраженное в бухгалтерском учете по дебету счета 04 «Нематериальные активы», субсчет «Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью» [15].
В подразделе II «Основные средства» показываются наличие и движение основных средств предприятия в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (принят и введен в действие с 1 января 1996 г. постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359).
В подразделе III «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» показываются наличие и движение малоценных и быстроизнашивающихся предметов предприятия, числящихся у него на балансе. Данные приводятся по фактической себестоимости с подразделением данных о стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся на складе и в эксплуатации.
В разделе «Движение средств финансирования и долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» показываются наличие собственных и привлеченных средств у предприятия и их использование на цели капитальных и других долгосрочных финансовых вложений.
В разделе «Затраты, произведенные организацией» приводятся данные о затратах предприятия по их элементам, учтенные в соответствии с требованиями.
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» приводится расшифровка отдельных видов прибылей и убытков, полученных предприятием в течение отчетного года и предыдущем отчетном году и включенных в соответствующие статьи отчета о финансовых результатах.
В разделе «Социальные показатели» отражаются отдельные социальные показатели: отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости, на медицинское страхование; среднесписочная численность работников, расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприятия.
2.2. Составление сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности
Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность составляется по следующим видам деятельности [10]:
- основная деятельность организаций промышленности;
- основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;
- основная деятельность геологических организаций и топографо-геодезических организаций (экспедиций);
- основная деятельность научных организаций;
- основная деятельность организаций по материально-техническому снабжению и сбыту;
- основная деятельность организаций торговли и общественного питания;
- основная деятельность организаций по производству сельскохозяйственной продукции;
- основная деятельность вычислительных центров и других организаций, оказывающих информационно-вычислительные услуги;
- основная деятельность организаций транспорта;
- основная деятельность организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- основная деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- основная деятельность внешнеэкономических организаций.
Отраслевые министерства, другие федеральные органы исполнительной власти имеют право расширять приведенный перечень видов деятельности, в разрезе которых составляется и представляется сводная бухгалтерская отчетность.
Необходимость в составлении консолидированных отчетов распространяется на те организации, которые имеют дочерние и зависимые общества и обязаны включать сведения о их деятельности в годовой отчет головного предприятия.
В соответствии со статьей 105 части первой ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом.
Зависимое хозяйственное общество согласно статье 106 части первой ГК РФ признается таковым, если другое общество располагает более двадцатью процентами голосующих акций акционерного общества или двадцатью процентами уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Организация, имеющая в своем составе дочерние и зависимые общества, представляет сводную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 25 апреля следующего за отчетным года, и обязана представлять ее в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ.
В пределах этого срока представляют указанную отчетность унитарные предприятия. Конкретный срок определяет государственный орган или орган местного управления, уполномоченный на его создание.
Объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), созданные на добровольных началах организациями, составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, определенном в учредительных документах указанных объединений.
Методика составления сводной годовой бухгалтерской отчетности материнским предприятием, имеющим в своем составе дочерние и зависимые общества, предусматривает [8]:
- прямое суммирование показателей активов и пассивов общества;
- суммирование в пропорции, исходя из доли участия в уставном капитале, если она составляет менее 50% уставного капитала дочернего общества;
- взаимные обязательства материнского и дочернего предприятия, отраженные по счету «Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями», погашаются и в сводную отчетность не включаются;
- аналогичная методика применяется в отношении показателей «Отчета о финансовых результатах» (ф. № 2), отражающих взаимные объемы реализации товаров, продукции, работ и услуг между указанными участниками (строка 010), текущие издержки по ним (строка 020), прочие операционные расходы (строка 100), а также прочие внереализационные доходы (строка 120) и прочие внереализационные расходы (строка 130);
- прибыль дочерних обществ суммируется. Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества подлежат включению в сводную бухгалтерскую отчетность основного общества за отчетный период, начиная с даты государственной регистрации дочернего общества.
Основное общество, имеющее вложение капитала в зависимое общество, не должно включать в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности зависимых обществ.
Подробная информация о них приводится в разделе пояснительной записки к сводной бухгалтерской отчетности, раскрывающим (финансовые вложения по каждому зависимому обществу).
Содержание данной информации включает [15]:
- наименование зависимого общества;
- местонахождение (юридический адрес);
- величину уставного капитала;
- размер вклада и удельный вес его в уставном капитале зависимого общества;
- предполагаемая стратегия дальнейшего участия в деятельности данного общества.
Заключение
Подводя итог, хочется отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.
Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер.
Сама идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов и др.
Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует значительное количество приемов и способов искажения (приукрашивания) отчетности. Так, простой прием взаимозачета статей актива и пассива по таким статьям, как «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», позволяет исказить значение коэффициентов ликвидности.
Суть таких искажений связана с искусственным уменьшением объема обязательств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутствие таких искажений не может быть установлено пользователем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внутренним данным учета. Очевидно, что они могут быть выявлены только аудитором.
Список литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 23.12.2003 № 182-ФЗ с измен. и доп. от 2005 года.
2. Инструкция «О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности», утвержденная приказом Минфина России №97 от 12 ноября 1996г.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.99 г. № 43 н.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н
5. Приказ Минфина России «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13 июня 1995 г. №49.
6. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685.
7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
8. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. - М.: Менатеп-Информ, 2001.- 203 с.
9. Андросов А.М. Новое в бухгалтерском, учете банков: переход на международную практику. - М.: РДЛ, 2002.- 389 с.
10. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М.,2002. – 214 с.
11. Бухгалтерская отчетность предприятия: сборник нормативных документов. - М., 2005. – 367 с.
12. Ефимова О.В. О прозрачности и аналитичности бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. №7. – 2004. – С.28-31.
13. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.: МЕДпресс, 2005. – 412 с.
14. Международные стандарты финансовой отчетности. – М., 2003. – 180с.
15. Мюллер Г., Гернон X., Минк Г. Учет: международная перспектива. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 452с.