Содержание

1. Выработка учетной политики предприятия, оценка и анализ ее эффективности. 3

2. Анализ производства и продажи продукции. 10

Задача 1. 12

Задача 2. 16

Задача 3. 18

Задача 4. 22

Задача 5. 24

Список использованной литературы.. 27

 

1. Выработка учетной политики предприятия, оценка и анализ ее эффективности.

На сегодняшний день единой методики составления учетной политики нет. Предприятие самостоятельно разрабатывает ее положения. Основывается на рекомендациях ПБУ 1/98, а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету.

Учетная политика  Предприятие представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета предприятия, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие. Где под методическими аспектами подразумеваются способы формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а под организационно-техническими – способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы.

В  подразделе « Амортизация основных средств» приказа об учетной политике Предприятие  устанавливает, каким методом оно на­числяет амортизацию основных средств.

Амортизацию начинают начислять с 1-го числа того месяца, который следует за месяцем введения основного средства в экс­плуатацию. Начисляется амортизация в течение всего срока ис­пользования объекта. Срок же использования каждого объекта предприятие устанавливает самостоятельно.

Нужно обратить внимание на то, что амортизация начисляется только по тем основным средствам, стоимость которых превышает 10000 руб. Объекты основных средств стоимостью менее 10000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается сразу списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Стоимость ремонта основных средств в учетной политике Предприятие  отражается в 4 подразделе , что является положительным моментом, т.к. для равномерного включения в затраты расходов по ремонту в организации может создаваться ремонтный фонд.

Одним из основных моментов, которые должны быть отражены в учетной политике, является порядок переоценки основных средств, находящихся на балансе организации.  

Согласно п.15 ПБУ 6/01, переоценивать основные средства нужно по состоянию на начало года, при этом следует учитывать, что в последующем их нужно переоценивать регулярно, данный раздел также не нашел отражение в учетной политике.

Учет нематериальных активов отражается в 5 подразделе учетной политике Предприятия. В приказе об учетной политике предприятие должно ука­зать, какой способ амортизации нематериальных активов оно будет применять, но конкретного способа в учетной политике не устанавливается.

Пункт 15 Положения по бухгалтерскому уче­ту «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержден­ного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н, предусматривает три способа начисления амортизации:

·                   линей­ный;

·                   уменьшаемого остатка;

·                   списания стоимости пропорцио­нально объему продукции (работ).

Амортизация нематериальных активов начисляется в тече­ние всего срока их использования. Этот срок определяют исхо­дя из:

·                   сроков действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ 

·                   ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды

·                   количества продукции или иного натурального показателя объема работ, которое предприятие планирует полу­чить, используя данный актив

Если срок полезного исполь­зования нематериального актива установить невозможно, то считается, что он равен 20 годам (естественно срок полезного использо­вания нематериальных активов не может превы­шать срок существова­ния самого предприятия)  [8]

Также в учетной политике Предприятие  нужно указать, как будут отражаться в учете суммы амортизации, начисленные по немате­риальным активам:

·                   на отдельном счете 05 «Амортизация нема­териальных активов»

по кредиту счета 04 «Нематери­альные активы».

Учет материально-производственных запасов отражается в подразделе 7 учетной политике Предприятия.

С 1 января 2002 года учет материально-производственных запасов в Предприятие ведется в соответствии с Положением по бухгал­терскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Оно утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

Свои материально-производственные запасы (МПЗ) пред­приятие отражает в учете следующим способом:

·                   по фактической себестоимости

в этом случае приобре­тенное имущество учитывается на счете 10 «Материалы»;

В соответствие с п.16 ПБУ 5/01 при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится следующим способом:

·                   по себестоимости первых по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (способ ФИФО);

Предприятие может выбрать несколько способов списания МПЗ в производство. Главное, чтобы по одной группе запасов из года в год применялся один и тот же способ.

Учет выручки отражается по мере отгрузки товаров, и отражается в подразделе 6 учетной политике Предприятие.

Вопросы, утверждаемые при формировании бухгалтерской учетной политики, определены в п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Общие подходы к формированию налоговой учетной политики указаны в ст.ст.167, 313 и 314 НК РФ. Формируя учетную политику (т.е. выбирая и обосновывая способы учета), необходимо обратить внимание на ряд определенных допущений и требований, указанных соответственно в ПБУ 1/98 и гл.25 НК РФ.

Одной из задач, стоящих в настоящее время перед Предприятием, является формирование учетной политики для целей налогообложения. Отметим, что в налоговом законодательстве отсутствует определение понятия "учетная политика для целей налогообложения", а подходы к ее формированию представлены достаточно разрозненно (ст.ст.167, 313 и 314 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ). Сам термин "учетная политика" пришел из бухгалтерского учета, в котором учетная политика определяется как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н). Принимая во внимание имеющуюся между бухгалтерским и налоговым учетом преемственность, нам представляется, что учетная политика для целей налогообложения (назовем ее "налоговая учетная политика") может основываться на тех же принципах, что и учетная политика, применяемая в бухгалтерском учете (т.е. бухгалтерская учетная политика).

Бухгалтерская учетная политика и налоговая учетная политика, оформленные в виде приказа, утвержденного руководителем Предприятие, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения.

Следует отметить, что при формировании учетной политики Предприятие по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством, а также нормативными актами по бухгалтерскому учету (п.8 ПБУ 1/98). Налоговое законодательство также содержит ряд норм, позволяющих организации производить выбор из нескольких вариантов при формировании налоговой учетной политики (гл.21 и 25 НК РФ). Обращаем внимание на то, что если при разработке бухгалтерской учетной политики возникает ситуация, когда по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то Предприятие самостоятельно разработывает соответствующий способ исходя из общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета. Кроме того, применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление в учете фактов хозяйственной деятельности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации (п.п.8 и 16 ПБУ 1/98).

Ниже мы рассмотрим только ту часть методических вопросов учетной политики, которая затрагивает наиболее часто встречающиеся на практике вариантные способы учета, предусмотренные бухгалтерским и налоговым законодательством. Подчеркнем, что при выборе того или иного способа ведения бухгалтерского и налогового учета необходимо принимать во внимание влияние каждого способа на формирование финансовых результатов деятельности организации и налогооблагаемую прибыль.

Прежде чем перейти к рассмотрению вариантных способов бухгалтерского и налогового учета, остановимся на различиях в содержании определений активов организации (основных средств, нематериальных активов, материально - производственных запасов), приведенных соответственно в Положениях по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденном Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и гл.25 НК РФ.

Так, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение ряда условий. В частности, в Предприятие не должна предполагаться последующая перепродажа данных активов, и помимо этого основные средства должны обладать способностью приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п.4 ПБУ 6/01). Однако определяя понятие "основные средства" для налогового учета, законодатель эти два условия не указал (п.1 ст.257 НК РФ). По поводу второго из приведенных условий следует отметить следующее. Хотя в п.1 ст.257 НК РФ не указан такой признак основных средств, как способность приносить доход, косвенно он присутствует в п.1 ст.256 НК РФ, где приведено понятие "амортизируемое имущество", к которому относится в том числе имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности и используемое им для извлечения дохода. Также отметим, что согласно п.1 ст.257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда не только для производства, но и для реализации товаров.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных в Предприятие также необходимо единовременное выполнение различных условий, к которым, в частности, относятся отсутствие материально - вещественной (физической) структуры указанных активов и возможность их идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества. Кроме того, организацией не должна предполагаться последующая перепродажа данного имущества (п.3 ПБУ 14/2000). В налоговом учете вышеуказанные условия отсутствуют (п.3 ст.257 НК РФ). Сходно в бухгалтерском и налоговом учете определяется условие наличия документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности. Заметим, однако, что в формулировке указанного условия в бухгалтерском учете отсутствует союз "или" (п.3 ПБУ 14/2000 и п.3 ст.257 НК РФ). Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете к нематериальным активам среди прочих относится исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных (п.4 ПБУ 14/2000 и п.3 ст.257 НК РФ). Однако для налогового учета законодатель расширяет перечень лиц, обладающих этим правом: помимо автора такими правами обладает и иной правообладатель (п.3 ст.257 НК РФ и п.2 ст.1 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"). Право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем в бухгалтерском учете определяется как имущественное, а в налоговом учете - как исключительное (п.4 ПБУ 14/2000 и п.3 ст.257 НК РФ). Отметим также, что только в бухгалтерском учете Предприятие в составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица (п.4 ПБУ 14/2000). В то же время только в налоговом учете определено, что к нематериальным активам относится владение ноу - хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта и не относятся научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы, которые не дали положительного результата (п.3 ст.257 НК РФ).

В качестве материально - производственных запасов к бухгалтерскому учету в Предприятие принимаются активы, используемые как сырье, материалы и прочее при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи либо для управленческих нужд организации, а также приобретенные с целью последующей продажи. Частью материально - производственных запасов являются готовая продукция и товары (п.2 ПБУ 5/01). В налоговом учете отсутствует понятие "материально - производственные запасы", а используется понятие "материальные расходы". К ним относятся, в частности, расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг (пп.1 п.1 ст.254 НК РФ). При этом следует учесть, что покупные товары к группе "материальные расходы" не относятся (ст.254 НК РФ). Отметим, что термин "товары", используемый в этой статье, по-видимому, объединяет термины "продукция" и "товары" в общепринятом понимании.

При составлении учетной политики на организация может воспользоваться учетной политикой на предыдущий год., просто перенеся ее действие на следующий период. Однако при этом следует иметь ввиду ряд моментов. В последнее время в бухгалтерском и налоговом законодательстве произошли ряд существенных изменений. Изменения могли произойти в бухгалтерском и налоговом учете самих организаций. Поэтому целесообразнее на 2005 г. принять новое положение об учетной политике.

Приказ

Об учетной политики

Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с нормативными и законодательными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета и исчисление налогов в Российской Федерации в 2005 г.

1.Бухгалтерский учет в организации.

Бухгалтерский учет ведется с применением журнально-ордерной системы с использованием компьютерной техники (Программа 1С), способом двойной записи на основании рабочего плана счетов, разработанного в организации.

2.Основные средства.

В состав основных средств учитывается имущество стоимостью свыше 10000 рублей и сроком службы более 12 месяцев.

Основные средства стоимостью менее 10000 руб., приобретенные до 01 января 2005 года, учитываются в составе основных средств до момента их выбытия.

Имущество стоимостью менее 10000 руб., учитываются в составе материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию.

Имущество со сроком службы менее 1 года учитываются в составе материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию.

3.Амортизация основных средств.

Амортизация основных средств  рассчитывается линейным способом для всех основных средств.

Срок амортизации устанавливается конкретно по каждому основному средству по наименьшему сроку, установленной для каждой группы.

Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется исходя из сроков полезного использования основных средств, установленных для каждой группы ОС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002 г. №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

4. Ремонт основных средств.

Ремонтный фонд на предприятии не создается.

Расходы на ремонт признаются расходами в полной сумме в том периоде, в котором они осуществляются.

Аналогичный порядок учета расходов на ремонт основных средств применяется к арендованным основным средствам.

5. Нематериальные активы.

Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденным Приказом МинФина России от 16.10.2000 №91н.

Амортизация нематериальных активов определяется приказом руководителя.

6. Выручка от реализации.

Выручка от  реализации отражается в бухгалтерском учете по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

7.Учет материалов, товаров, продукции, ценных бумаг.

Материалы, товары и ценные бумаги принимаются к бухгалтерскому учету по фактической цене приобретения.

При отпуске в производство материалов их оценка производится методом ФИФО.

При выбытии материалов их оценка производится методом ФИФО.

Оценка готовой продукции производится по плановой себестоимости.

Списание готовой продукции производится по методу ФИФО.

8.Распределение расходов по видам деятельности.

Общехозяйственные расходы распределяются по разным видам деятельности пропорционально выручке от этих видов деятельности.

9.Подотчетные суммы:

Авансовые отчеты по командировкам по России сдаются в течение 3-х рабочих дней с даты окончания командировки.

Авансовые отчеты по командировкам за пределы России сдаются в течение 10-ти рабочих дней с даты окончания командировки.

Авансовые отчеты хозяйственным и прочим расходам сдаются в течение 90 календарных дней с даты выдачи денежных средств.

10.Инвентаризация

Инвентаризация основных средств, нематериальных активов, материалов, товаров и ценных бумаг производится 1 раз в 3 года.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности производится 1 раз в год..

11. Изменения и дополнения к учетной политике.

Данная учетная политика может дополняться и уточняться отдельными приказами по организации при неоднозначном толковании вновь введенных законодательных актов (с доведением внесенных изменений до налоговых органов).

Вопросы, не освещенные в данной учетной политике и изменения внесенные в законодательные акты, регулирующие порядок ведения  бухгалтерского учета в течение года, отражаются с учетом требований правил ведения учета.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложен на главного бухгалтера.

В пункте первом учетной политики рассматривается, бухгалтерский учет в Организации , который ведется с применением журнально-ордерной системы и с использованием компьютерной техники (Программа 1С) способом двойной записи на основании рабочего плана счетов, разработанного в организации. (п.1. Учетной политики)

Согласно пункту 2 учетной политики в состав основных средств учитывается имущество стоимостью свыше 10000 рублей и сроком службы более 12 месяцев, данное положение описывается в пункте 2 учетной политики Организации .

Основные средства стоимостью менее 10000 руб., приобретенные до 01 января 2003 года, учитываются в составе основных средств до момента их выбытия.

Имущество стоимостью менее 10000 руб., учитываются в составе материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию.

Имущество со сроком службы менее 1 года учитываются в составе материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию.

Амортизация основных средств рассматривается в пункте 3 приказа об учетной политике Организации . В нем устанавливается, что предприятие предусмотрело в учетной политике линейный способ начисления амортизации основных средств.

Учет нематериальных активов отражается в 5 пункте учетной политике Организации . В приказе об учетной политике предприятие должно ука­зать, какой способ амортизации нематериальных активов оно будет применять, но конкретного способа в учетной политике Организации не устанавливается.

В методологическом порядке в учетной политике Организации суммы амортизации, начисленные по немате­риальным активам отражаются на следующих счетах:

·                   на отдельном счете 05 «Амортизация нема­териальных активов»

по кредиту счета 04 «Нематери­альные активы».

Учет выручки отражается по мере отгрузки товаров, и отражается в пункте 6 учетной политике Организации.

С 1 января 2002 года учет материально-производственных запасов в Организации  ведется в соответствии с Положением по бухгал­терскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Оно утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

Свои материально-производственные запасы (МПЗ) пред­приятие в учете согласно пункта 7 учетной политики отражается по фактической себестоимости

Методология данного способа подразумевает, что в этом случае приобре­тенное имущество учитывается на счете 10 «Материалы»;

В соответствие с пунктом 7 учетной политики при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится по себестоимости первых по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (способ ФИФО); (п.7 Учетной политики)

В пункте 8 рассматриваются общехозяйственные расходы, которые распределяются по разным видам деятельности пропорционально выручке от этих видов деятельности.

Порядок отражения авансовых отчетов отображен в пункте 9 учетной политике

Согласно нему  по командировкам по России сдаются в течение 3-х рабочих дней с даты окончания командировки.

Авансовые отчеты по командировкам за пределы России сдаются в течение 10-ти рабочих дней с даты окончания командировки.

Авансовые отчеты хозяйственным и прочим расходам сдаются в течение 90 календарных дней с даты выдачи денежных средств. (пункт 8 Учетной политики)

Порядок проведения инвентаризация на Организации рассматривается в пункте 10 учетной политики. Согласно положений данного пункта инвентаризация основных средств, нематериальных активов, материалов, товаров и ценных бумаг производится 1 раз в 3 года.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности производится 1 раз в год.. (пункт 10 Учетной политики)

Вопросы, утверждаемые при формировании бухгалтерской учетной политики, определены в п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Общие подходы к формированию налоговой учетной политики указаны в ст.ст.167, 313 и 314 НК РФ. Формируя учетную политику (т.е. выбирая и обосновывая способы учета), необходимо обратить внимание на ряд определенных допущений и требований, указанных соответственно в ПБУ 1/98 и гл.25 НК РФ.

В целом приведенная учетная политика для целей бухгалтерского учета выглядит не совсем раскрытой, т.к. нужно более полно раскрывать пункты по разделам бухгалтерского учета, а следовательно она является не эффективной.

2. Анализ производства и продажи продукции

 

Объем производства и реализации промышленной продук­ции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показа­тели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

     Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

    Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри­хозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгруз­ке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производ­ства и реализации продукции по отдельным видам и группам од­нородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремон­тных предприятиях - количество условных ремонтов, в обув­ной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не пред­ставляется возможным использовать натуральные или услов­но-натуральные измерители.

Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятель­ности по выполнению договорных обязательств

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                

    Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

Отсюда

Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:

Отсюда                       

где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

       ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

      РП - объем реализации продукции за от­четный период;

     ,  - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

      И – излишки;

      Н –недостатки;

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют­ных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук­ции.

На современном уровне развития экономики надежность управления закупками является важнейшим условием стабильности своевременного и ритмичного выполнения планов торговли оптово-розничной фирмы.

Организация управления закупками как составляющей системы на научной основе требует глубокой проработки проблем управления, постоянного обобщения опыта, а также тщательного критического изучения достижений в этой области знаний.

В настоящее время в теории управления закупками происходит активный поиск новых методов, способных разрешить современные проблемы практического руководства процессами закупок. В теории управления закупками наблюдаются эволюционные преобразования, базирующиеся на применении системного подхода. Акцент делается не на повышение эффективности управления отдельными подсистемами, а на улучшение взаимодействия, на интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели в оптово-розничной фирме.

Управление закупками осуществляется по функциям, свойственным традиционной теории управления. Такая подсистема базируется на разделении труда, ориентируется на минимизацию издержек и рассматривается как изолированное (обособленное) подразделение, специализирующееся на выполнении определенного круга задач, обладающее линейной или линейно-функциональной структурой управления.

Цель управления закупками - своевременное обеспечение фирмы товарными ресурсами в требуемом объеме с минимальными затратами. Требование минимизации затрат в традиционной теории управления торговой фирмой является исходным условием возникновения противоречивого поведения затрат как внутри отдельно взятой подсистемы, так и между ними.

Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, атак же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.

При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие должно учитывать основные принципы товароснабжения*: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.     Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком.

Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.

Оперативность - суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора.

Экономичность товароснабжения - снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятии торговли товарных запасов. Формирование определенных размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов на каждом предприятии.

В фирме занимающейся оптово- розничной торговлей сочетаются особенности ценовой и маркетинговой политики как оптовой так и розничной фирм, что, в свою очередь, увеличивает количество параметров учитываемых при планирование поступлений и закупки товаров.

С позиций маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставляя им нужные товары в определенных объемах и в установленные сроки. Оптовые компании также хорошо знают потребности конечных покупателей, поэтому они самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле.

Маркетинг закупок служит для получения конкурентных преимуществ уже на стадии работы с поставщиками за счет приобретения товаров, способных удовлетворить потребности конечных покупателей.

В этом случае решаются следующие задачи:

закупать товар, пользующийся спросом у потребителя; процесс закупки должен давать экономическую выгоду для оптовика (за счет получения скидок, отсрочки платежа);

в случае некондиционного товара оптовик должен иметь возможность его замены.

Процесс закупки состоит из ряда последовательных шагов:

определение потребностей в конкретном товаре, конкретной торговой марке с установлением его количества;

определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;

поиск и анализ поставщиков методами маркетингового исследования рынка;

отбор поставщиков и организация переговоров с ними;

оценка результатов ,заключение долговременных договорных соглашений; определение критериев, которые составляют исходную базу при оценке поставщиков и ведении переговоров с ними (экономические, маркетинговые, технические, логистические требования).

При отборе поставщиков оптовая компания решает вопрос остановиться на одном поставщике (принцип концентрации заказов) или выбрать несколько поставщиков (принцип распыления заказов).

Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия.

Коммерческая работа в торговле — это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов их реализации — важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.

Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители (участие которых в лимитно-распределительной экономике было незначительным). Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель — не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности, ее регулятор. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является именно потребитель.

Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка мы рассматриваем через удовлетворение потребностей населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной, ценовой политики.

Демократизация торговли и свобода предпринимательства возродили предприимчивость, индивидуальную и коллективную инициативу, материальную и моральную заинтересованность работников торговли, что активизировало их деятельность на потребительском рынке. Сейчас предприятия сами решают хозяйственные вопросы, осуществляют более выгодные сделки, что способствует повышению их доходности. Изменился характер хозяйственных взаимоотношений торговли с другими субъектами инфраструктуры рынка на основе сочетания интересов предприятия и территорий.

Задача 1

По данным бухгалтерского баланса за отчетный период проанализируйте изменения состава и структуры собственного капитала по каждой статье. Дайте оценку эффективности привлечения заемных средств.

По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный (3 раздел баланса) и заемный (4 и 5 разделы баланса).

По продолжительности использования различают капитал долгосрочный постоянный (перманентный) – 3 и 4 разделы баланса и краткосрочный 5 раздел баланса. Структура пассива баланса приведена на рисунке 1.

 

Рис.1. Схема структуры пассива баланса.

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Собственный капитал является основой независимости предприятия. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство носит сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах банка, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.

В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за их своевременным возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов.

Следовательно, от того, насколько оптимальное соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

В процессе анализа пассивов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в составе, структуре собственного капитала и дать им оценку (табл.1.).

Таблица 1.

Состав и структура источников формирования собственного капитала и оценка привлечения заемных средств

Показатели

начало года

конец года

Абсолютное

Темп

Изменение (+,-)

роста,

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1.                 Капитал и резервы

1644,00

62,16

1724,00

50,03

80,00

-12,13

104,87

1.1.Уставный капитал

1300,00

79,08

1300,00

75,41

0,00

-3,67

100,00

1.2.Добавочный капитал

24,00

1,46

29,00

1,68

5,00

0,22

120,83

1.3.Резервный капитал

17,00

1,03

13,00

0,75

-4,00

-0,28

76,47

1.4.нераспределенная прибыль

303,00

18,43

382,00

22,16

79,00

3,73

126,07

2.                 Долгосрочные

10,00

0,38

182,00

5,28

172,00

4,90

1820,00

2.1.Займы и кредиты

10,00

100,00

12,00

6,59

2,00

-93,41

120,00

2.2. Отложенные налоговын обязательства

 

0,00

 

170,00

93,41

170,00

93,41

 

3.Краткосрочные

991,00

37,47

1540,00

44,69

549,00

7,22

155,40

3.1. Займы и кредиты

144,00

14,53

209,00

13,57

65,00

-0,96

145,14

3.2. Кредиторская задолженность

825,00

83,25

843,00

54,74

18,00

-28,51

102,18

3.3. Доходы будующих периодов

9,00

0,91

10,00

0,65

1,00

-0,26

111,11

3.4. Резервы предстоящих расходов

13,00

1,31

24,00

1,56

11,00

0,25

184,62

Баланс

2645,00

100,00

3446,00

100,00

801,00

0,00

130,28

Анализ собственного капитала позволяет отметить, что в отчетном периоде есть дополнительный приток средств в сумме 80 тыс. руб., это связано с увеличением  добавочного капитала на 5 тыс. руб. и нераспределенной прибыли на 79 тыс.руб. или на 26,07%.

Иными словами объем финансирования деятельности предприятия за счет капиталов вырос на  4,87 %.

Структура источников хозяйственных средств предприятия характеризуется преобладанием удельного веса собственного капитала, хотя его доля в общем объеме пассивов сократилась к с 79,08  % до 75,41%.

Доля долгосрочных источников финансирования увеличилась в 18 раз или на 175 тыс.руб. Привлечение заемных средств в оборот это нормальное явление, так как оно содействует временному улучшению финансового состояния предприятия при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов, применению санкций и ухудшению финансового состояния предприятия.

Серьезные изменения в течение отчетного периода претерпел состав краткосрочных заемных средств из-за роста кредиторской задолженности на 54.74 тыс.руб. или на 2,18 %.

Следует обратить внимание на то, что величина кредиторской задолженности и по удельному весу, и по приросту в абсолютном выражении значительно превышает объем кредитования, которое предприятие предоставляет своим покупателям (дебиторская задолженность).

Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причину образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, установить сумму выплаченных санкций за просрочку платежей.

Задача 2

Сделайте прогноз банкротства на основе пятифакторной модели Э.Альтмана.

В практики для оценки деятельности предприятия, его рейтинга, риска банкротства и кредитоспособности используются дискриминантные факторные модели. Методика этой рейтинговой экспресс оценки финансового состояния анализируемого предприятия заключается в определение рейтингового числа, на основании которого затем делается вывод о близости финансового состояния  к эталонному, либо о его отдаленности от критического.

Среди западных экономистов наиболее широко применяется модель Альтмана, или Z – счет Альтмана. В основе расчета лежит пятифакторная модель, представляющая комплексный коэффициентный анализ, в котором определены коэффициенты значимости определенных факторов в интегральной оценке.

Z = 0,717 X1 + 0,847 X2 +3,107 X3 +0,42 X4 +0,995 X5

Где смысл и значение коэффициентов X1 – X5  приведены в таблице 2

Х1 = собственный капитал/ сумма активов

X1 нач = 1644/2645 = 0,62

Х1 кон = 1724/3446 = 0,50

Х2 = нераспределенная прибыль/ сумма активов

Х2 нач = 303/2645 = 0,11

Х2 кон = 382/3446 = 0,11

Х3 = чистая прибыль/ сумма активов

Х3 нач = 303/2645 = 0,11

Х3 кон = 445/3446 = 0,13

Х4 = уставный капитал + добавочный капитал/ заемный капитал

Х4 нач = 1300+24/1001 = 1,32

Х4 кон = 1300+29/1722 = 0,77

Х5= выручка/ сумму активов

Х5 нач = 2894/2645 = 1,09

Х5 кон = 3947/3446 = 1,15

Z нач= 0,717 *0,62 + 0,847 *0,11 +3,107 *0,11 +0,42 *1,32+0,995*1,09 = 3,17 

Z кон= 0,717 *0,50 + 0,847 *0,11 +3,107 *0,13 +0,42 *0,77+0,995*1,15= 2,79 

Таблица 2.

Расчет показателей модели Альтмана и значение Z – коэффициента

Показатель

Условное

обозначение

Начало года

Конец

года

1

2

3

4

1. Отношение собственного

капитала к сумме активов.

X1

0,62

0,5

2. Отношение нераспределенной

прибыли к сумме активов

X2

0,11

0,11

3. Отношение чистой

прибыли к сумме активов

X3

0,11

0,13

4. Отношение уставного и

добавочного капиталов к

заемному капиталу

X4

1,32

0,77

5.Отношение выручки от

реализации к сумме активов

X5

1,09

1,15

Интегральный показатель

уровня угрозы банкротства по

модели Альтмана

Z

3,17

2,79

Полученное значение Z имеет интерпритируется следующим образом:

Таблица 3

Интерпритация показателя Z – счета модели Альтмана

Значение

Состояние организации, вероятность банкротства

1

2

Менее 1,81

Вероятность банкротства очень высокая или оно

фактически наступило

От 1,81 – 2,7 

Существует вероятность банкротства

От 2,7 – 2,99

Положение организации очень хорошее,

вероятность банкротства невелика

Более 2,99

Организация работает успешно, вероятность

банкротства ничтожна

Согласно проведенным расчетам,  по приемлемой для предприятия формуле на конец  года  Z – счет принимает значение,  равное 2,79, то есть модель Альтмана относит предприятие в разряд организации, где положение очень хорошее, вероятность банкротства невелика.  Но начало года предприятие имело Z = 3.17, что означало организация работает успешно, вероятность банкротства ничтожна. Это означает что в течение года предприятие вело не совсем правильную политику, и если оно будет продолжать также, то вероятность банкротства появится. Это вызвано тем что предприятие привлекает заемные средства, в частности долгосрочные заемные средства выросли в 18 раз из-за того что появились отложенные налоговые обязательства а это очень негативно сказывается на деятельности предприятия.

Задача 3

Дайте оценку использования оборотных активов на основе:

- сопоставления темпов роста выручки от продаж и средней стоимости оборотных активов;

- относительного отклонения оборотных активов;

- рентабельности оборотных активов (через прибыль до налогообложения)

Для анализа состояния и эффективности использования оборотных активов, прежде всего, нужно дать оценку оборотных средств предприятия. Для этого построим таблицу 4

Таблица 4.

Анализ наличия, состава и структуры оборотных активов предприятия

Показатели

начало года

конец года

Изменения

Темп

сумма

%

сумма

%

сумма

%

роста

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Материалы

340

41,46

447

45,43

107

3,96

131,47

2.Затраты в незавершенном производстве

57

6,95

94

9,55

37

2,60

164,91

3.Готовая продукция

394

48,05

402

40,85

8

-7,20

102,03

4. Расходы будущих периодов

29

3,54

41

4,17

12

0,63

141,38

Итого запасов

820

76,28

984

73,43

164

-2,85

120,00

5. НДС

97

9,02

144

10,75

47

1,72

148,45

6.Долгосрочная дебиторская задолженность

38

3,53

41

3,06

3

-0,48

107,89

7.Краткосрочная дебиторская задолженность

74

6,88

99

7,39

25

0,50

133,78

8. Краткосрочные финансовые вложения

17

1,58

24

1,79

7

0,21

141,18

9.Денежные средства

29

2,70

48

3,58

19

0,88

165,52

10.Прочие оборотные активы

 

0,00

 

0,00

0

0,00

 

Оборотный капитал

1075

100,00

1340

100,00

265

0,00

124,65

По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что оборотный активы предприятия за исследуемый период выросли на 24,65 %. Это произошло из-за повышения запасов на 164 тыс.руб.  или на 20 %, так как затраты в незавершенном производстве выросли на 37 тыс. руб. или на 64,91 %. Также на рост оборотного капитала повлияло повышение готовой продукции на 2,03 %, что является отрицательным фактором для предприятия и говорит о снижение финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели .

1.     Коэффициент оборачиваемости.

Коб = Vр

          СО,

Где Коб- коэффициент оборачиваемости;

        Vр- выручка от реализации продукции, работ услуг;

        СО- средняя величина оборотного капитала;

Коб нач= 2894/1091 = 2,65

К об кон  = 3947/1207,50 = 3,27

Коэффициент  оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени.

2. Длительность одного оборота.

Дл = СО * Т

                          Vр      ,

Где Дл – длительность периода обращения оборотного капитала (в днях);

Т – отчетный период ( в днях).

Дл нач = 1091*365/2894 = 137,60

Дл кон = 1207,50*365/3947  111,66

3.Коэффициент закрепления оборотных средств.

Ка = СО

                     Vр      

Ка нач = 1091/2894 = 0,37

Ка кон =   1207,50/3947 = 0,31

Коэффициент закрепления оборотных средств показывает величину оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции.

Торговые организации при расчете показателей оборачиваемости используют показатель реализации товаров в продажных ценах вместо выручки от реализации.

Для расчета показателей оборачиваемости составим таблицу 5.

Таблица 5.

Расчет показателей оборачиваемости оборотных активов предприятия

Показатели

Начало года

Конец года

Изменения

1. Выручка от реализации товаров.

2894

3947

1053

2. Средняя величина

текущих активов.

1091

(1075+1107)/2

1207,50

(1340+1075)/2

116,50

3. Продолжительность

одного оборота, дни

137,6

111,66

-25,94

4. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

2,65

3,27

0,62

5. Коэффициент закрепления оборотных средств

0,37

0,31

-0,06

На основании таблицы 5 проведем факторный анализ       продолжительности одного  оборота текущих активов в днях и коэффициента  оборачиваемости, а также рассчитаем величину высвобождения (вовлечения) оборотных средств за счет изменения    скорости обращения оборотных средств.

       Продолжительность одного оборота (Поб) = -25,94

Поб скорр = СОо / V1 360 = 1091/3947*360 = 99,50

25,94

 
       Поб  (СО) = 111,66 – 99,50 = 12,16

       Поб (V) = 99,5 – 137,6 = - 38,1

Величину прироста объема продукции за счет ускорения оборотных средств  можно определить по следующей формуле:

               Vр = (Коб1 – Коб0)*СО1, где

      Vр – величина прироста объема продукции

Коб1, Коб0 – коэффициенты оборачиваемости оборотных средств

за отчетный и базисный период.

СО1 – средняя величина оборотного капитала предприятия за отчетный период .

      Vр = (3,27-2,65) * 1207,50 = 748,65

Величину высвобождения (привлечения) оборотных средств определяется по формуле

     СО = ( ДЛ1-ДЛ0)* V1одн., где

     СО - величина высвобождения (привлечения) оборотных средств;

ДЛ1, ДЛ2 – длительность одного оборота  оборотных средств в днях;

 V1 одн – однодневная реализация  продукции;

     СО = (111,66 – 137,60) * 3947/ 360 =   -284,40 тыс.руб.

Исходя из таблицы 5 и привиденных выше расчетов можно сделать следующие выводы :

Продолжительность одного оборота текущих активов в начале года составила 138 дня, а в конце года 112 дней, то есть она ускорилась на 26 дней, на это повлияло увеличение средней величины текущих активов  на 116,50 тыс.руб. Это можно считать положительным явлением, т.к. данное ускорение свидетельствует не о сокращение потребности в оборотном капитале, Коэффициент оборачиваемости оборотных средств за исследуемый период повысился на 1 оборота, то есть в конце года оборотный капитал совершил 3 оборота.

Коэффициент закрепления оборотных средств снизился на 0,06, то есть в в конце года на 1 рубль реализованной продукции приходится 0,31 оборотных средств, что говорит о кризисной ситуации сложившейся на предприятии.

Задача 4

Сделайте прогноз банкротства на основе формулы Тафлера.

Z = 1,2 X1 + 1,4 X2 +3,3 X3 +0,6 X4

Таблица 2.

Расчет показателей модели Тафлера и значение Z – коэффициента

Показатель

Условное

обозначение

Начало года

Конец

года

1

2

3

4

1. Отношение собственного

капитала к сумме активов.

X1

0,62

0,5

2. Отношение нераспределенной

прибыли к сумме активов

X2

0,11

0,11

3. Отношение чистой

прибыли к сумме активов

X3

0,11

0,13

4. Отношение уставного и

добавочного капиталов к

заемному капиталу

X4

1,32

0,77

Интегральный показатель

уровня угрозы банкротства по

модели Тафлера

Z

2,09

1,65

Х1 = собственный капитал/ сумма активов

X1 нач = 1644/2645 = 0,62

Х1 кон = 1724/3446 = 0,50

Х2 = нераспределенная прибыль/ сумма активов

Х2 нач = 303/2645 = 0,11

Х2 кон = 382/3446 = 0,11

Х3 = чистая прибыль/ сумма активов

Х3 нач = 303/2645 = 0,11

Х3 кон = 445/3446 = 0,13

Х4 = уставный капитал + добавочный капитал/ заемный капитал

Х4 нач = 1300+24/1001 = 1,32

Х4 кон = 1300+29/1722 = 0,77

Z = 1,2 X1 + 1,4 X2 +3,3 X3 +0,6 X4

Z нач= 1,2*0,62+1,4*0,11+3,3*0,11+0,6*1,32 = 2,09

Z нач= 1,2*0,5+1,4*0,11+3,3*0,13+0,6*0,77= 1,65

Полученное значение Z имеет интерпритируется следующим образом:

Таблица 3

Интерпритация показателя Z – счета модели Тафлера

Значение

Состояние организации, вероятность банкротства

1

2

От 1,81 – 2,7 

Существует вероятность банкротства

От 2,7 – 2,99

Положение организации очень хорошее,

вероятность банкротства невелика

Более 2,99

Организация работает успешно, вероятность

банкротства ничтожна

По модели Тафлера вероятность банкротства не велико.

Но в течение года предприятие вело не совсем правильную политику, и если оно будет продолжать также, то вероятность банкротства появится. Это вызвано тем что предприятие привлекает заемные средства, в частности долгосрочные заемные средства выросли в 18 раз из-за того что появились отложенные налоговые обязательства а это очень негативно сказывается на деятельности предприятия

Задача 5

На основании дополнительных данных рассчитайте влияние на изменение рентабельности организации следующих факторов: материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациемкости. Сделайте проверку правильности расчетов, выводов и рекомендации.

Затраты, произведенные организацией

Наименование показателя

Код

стр.

На начало года

На конец года

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация основных  средств

Прочие затраты

Итого по элементам затрат

610

620

630

640

650

660

4 896

5 031

1 837

  129

   30

11 923

5 332

4 345

1 515

   426

   90

11 708

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием многих факторов

-   изменение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг

-                     изменение структуры и ассортимента реализованных товарных продуктов

-                     изменение уровня затрат на 1р. Реализованных товаров, работ, услуг

Стоимость имущества:

R a = Прибыль отчетного периода / Среднегодовой итого баланса 

Ra  = 34195,50 / (133185+135082,50 )/ 2= 34195,50/134133,75*100 = 25,49

R a = Чистая прибыль / Среднегодовой итого баланса 

Ra = 23691.50/134133.75 = 17.66

Уровень рентабельности вложений находится в прямой зависимости от балансовой прибыли в процентах к выручке от реализации продукции Е , материалоемкости, амортизациемкости, зарплатоемкости, что может быть выражено следующей формулой:

Ra = Е*(1/1/А+1/М+1/З) = 0,76 *(1/1/0,77+1/1,73+1/0,91) = 0,76*(1/1,3+0,58+1,1) = 0,76*0,33= 0,25

Е = Прибыль / Выручку*100 = 303/3947*100 = 0,76

М = выручка от реализации/ средний остаток запасов = 3947/5114 = 0,77

А = Выручка / среднегодовая амортизация основных фондов = 3947/277,50 = 1,73

З= Выручка / затраты на зарплату = 3947/4345 = 0,91

Список использованной литературы

1.    Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 24.06.1998г. №123 ФЗ с последующими изменениями.

2.    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ( ПБУ 4/99 приказ МФ РФ от 06.07.99г. №43н ).

3.    Положение о ведение учета и отчетности в РФ ( приказ МФ РФ от 29.07.98г. №34н ).

4.    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 19.06.95. №89-ФЗ

5.    Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.99. №160-ФЗ

6.    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99.

7.    Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 2004г.-150 с.

8.    Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2003г.

9.    Астахов В.П. «Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 2003г.-250 с.

10.                       Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 2000г. – 340 с.

11.                       Баканов А.С. «Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000г.

12.                       Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.:  финансы и статистика, 1997г.

13.      Бернстайн Л.А. « Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. - М.:  финансы и статистика, 1997г

14.                       Бука Л.Ф., Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 1998 г.

15.      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис, 2001 г.-258 с.

16. Романовский М.В., Финансы предприятий: Учебник. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000. с.