ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Контрольная работа

по дисциплине

деньги, кредит, банки

Тема:

«Коммерческие банки»

Уфа – 2007

 

Содержание

 

1.     Введение.........................................................................................................3

2.     Сущность, функция и роль коммерческих банков.....................................4

3.     Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура........................................................................................................8

4.     Ликвидность коммерческих банков: понятие, показатели, факторы, методы регулирования................................................................................26

5.     Заключение..................................................................................................34

6.     Список использованной литературы.........................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

Термин «Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, функция и роль коммерческих банков.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства

(депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.

Коммерческий  банк способен предложить клиенту разнообразные виды банковских продуктов  и  услуг. Широкая диверсификация операций  позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при  весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует  учитывать,  что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

·     прием депозитов;

·     осуществление денежных платежей и расчетов;

·     выдача кредитов.

 

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования,  то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось,  так как  банк своей операцией   создал   новые  платежные  средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета  и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая обширная  функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия  получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного  рода  доверительные  операции  для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на  доверительной основе,  покупкой для клиентов ценных бумаг, управлении недвижимостью,  выполнение гарантийных  функций по облигационным выпускам.

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и  товарного производства и  обращения  исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки,  выступая посредниками  в  перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Коммерческие банки  относятся  к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое  требование к  заемщику. Этот  процесс создания  новых  обязательств  составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация  позволяет преодолеть  сложности  прямого  контакта сберегателей и заемщиков, возникающий из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм,  их сроков, доходности, и т.д.

Масштабы финансового посредничества в современной  экономике поистине  огромны. Представление  об  этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство  разделено  на ряд секторов: домашние хозяйства,  деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор.

В странах  с развитой экономикой сектор домашних хозяйств является, как правило, поставщиком капитала для  других  секторов. Сектор деловых фирм в условиях нормальной экономической конъюнктуры испытывает дефицит денежных средств. Государственный сектор обычно дефицитен, поэтому государство выступает заемщиком на рынке ссудных капиталов. Заграничный сектор может иметь как  дефицит, так и избыток средств в зависимости от состояния платежного баланса страны  по  текущим операциям и сальдо межстранового движения капитала.

  1. Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура.

Современные кредитно-банковские  системы  имеют  сложную, многозвенную структуру. Если за  основу  классификации  принять характер услуг,  предоставляемых  клиентам,  то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:

▪         центральный банк

▪         коммерческие банки

▪         специализированные  финансовые  учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные)

Коммерческие банки  являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,  включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального  типа  банка создает известные трудности для определения понятий банк  и  банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Классификация коммерческих банков предполагает их разделение по критериям (признакам). В совокупности они помогают всесторонне осветить природу банков и представить сложность и меру развитости данного уровня банковской системы. Эти критерии и соответствующие классификационные группы должны отражать особенности исторического развития и организации банковского дела в данной конкретной стране.

Существуют различные классификации коммерческих банков, в зависимости от критериев оценки:

1.     Форма собственности:

·        государственные

·        частные

·        кооперативные

·        смешанные (представляющие разные формы собственности)

2.     Страновая принадлежность капитала:

·        Российские

·        иностранные

·        совместные (с участие Российского и иностранного капитала)

3.     Территориальный признак:

·        региональные (они же местные, муниципальные)

·        межрегиональные

·        национальные

·        международные

·        заграничные (Российские банки за границей)

4.     Организационно-правовая форма:

·        паевые

·        акционерные

·        банки – акционерные общества закрытого типа (АОЗТ)

·        банки – акционерные общества открытого типа (АООТ)

5.     Степень независимости:

·        самостоятельные

·        дочерние

·        уполномоченные

·        консорциальные (банки, в которых участвуют, по меньшей мере, две стороны, не имеющие контрольного пакета акций)

6.     Характер деятельности:

·        универсальные

·        специализированные

6.1.         Отраслевая специализация:

·        промышленные

·        связи и информатики

·        сельскохозяйственные

·        транспортные

·        строительные

·        торговые

·        культуры и искусства

·        издательские и др.

6.2.         Функциональная специализация:

·        инновационные

·        инвестиционные

·        сберегательные

·        социального развития

·        ипотечные

·        клиринговые

·        биржевые

·        страховые

7.     Масштаб деятельности:

·        крупные средние мелкие.

Организационные структуры и структуры управления банком.

Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является структура организации (организационная структура). Правильно выбранная организационная структура построения банка, ее своевременная трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – это важные, строго обязательные условия полной реализации банком своей стратегии, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

Организационная структура коммерческого банка определяется множеством факторов, среди которых в первую очередь следует выделить следующие: величина банка, объем его операций, клиентская база, уровень специализации, разветвленность сети банка, принципы, положенные в основу системы управления банком, в том числе степень централизации управленческих функций, авторитарность руководства, четкость определения границ функциональных обязанностей подразделений и служб, проработанность схем их взаимодействия.

Система управления банком определяет, с одной стороны, каким образом происходит передача управленческих распоряжении от вышестоящих уровней иерархии банка к нижестоящим, а с другой стороны, как распределяются полномочия между структурными подразделениями на каждом уровне иерархии банка. Оперативность и точность реализации решений, принимаемых вышестоящими органами управления, зависит от того, насколько отработаны вертикальные связи внутри банковской иерархии и насколько четко определены сферы компетенции каждого элемента организационной структуры банка.

Существует три основных подхода к построению организационной структуры коммерческого банка.

Линейная структура управления (рис. 1) основывается на принципе единоначалия. Каждый элемент структуры может получать управленческие распоряжения только от одного — вышестоящего по отношению к нему — органа и соответственно может отдавать распоряжения только определенным нижестоящим по отношению к нему подразделениям. Данная структура предполагает четкое распределение компетенции и ответственности между подразделениями и уровнями иерархии, что является ее основным положительным качеством. Прохождение управленческих воздействий по цепочке инстанций сопряжено со значительными временными затратами, поэтому данная структура не позволяет с достаточной оперативностью реагировать на возникающие проблемы и реализовывать управленческие решения, принимаемые на высшем уровне управления банком. Этот недостаток может не оказывать существенного влияния на функционирование небольшого банка, однако по мере увеличения количества уровней иерархии в банке становится тормозом для его эффективной деятельности.

Организационная диаграмма

Рис.1 Линейная организационная структура коммерческого банка

 Штабная структура управления (рис. 2) предусматривает разделение на верхних уровнях иерархии управленческих функций между несколькими субъектами управления (штабами), например между заместителями председателя правления или вице-президентами. При этом каждый из них может отдавать распоряжения напрямую любому нижестоящему подразделению, и соответственно эти подразделения отчитываются о выполнении полученных распоряжений перед тем руководителем, от которого они получили это распоряжение. Данная структура основывается на специализации управленцев высшего звена, что позволяет более оперативно и квалифицированно решать возникающие перед банком проблемы. В то же время в этом случае не исключено получение подразделениями противоречивых указаний из-за нескоординированности действий руководителей-штабов, пересечения их сфер компетенции. В связи с этим названная структура управления может без существенных проблем работать только в относительно мелких банках.

Организационная диаграмма

Рис. 2. Штабная организационная структура коммерческого банка

 Частично устранить недостатки, присущие каждой из вышеназванных структур управления, позволяет так называемая линейно-штабная структура. Эта структура управления предполагает одновременное наличие линейных руководителей, обладающих полномочиями отдавать распоряжения нижестоящим звеньям иерархии, и специализированных штабов, которые выполняют в основном консультативные функции, помогая линейным руководителям принимать управленческие решения и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений. В некоторых случаях штабы могут давать распоряжения другим подразделениям, однако строго в рамках своей ограниченной компетенции.

К числу штабных подразделений могут быть отнесены, в частности, служба персонала, планово-финансовые подразделения, юридическая служба, служба безопасности, канцелярия. Наряду с ними действуют линейные подразделения, специализирующиеся на отдельных видах банковских услуг или группах клиентов.

 

Шаблон службы

Организационная диаграмма

Рис. 3. Линейно-штабная структура коммерческого банка

 Линейно-штабная структура управления является наиболее распространенной в современных коммерческих банках. Она позволяет, с одной стороны, обеспечить четкое разграничение полномочий между подразделениями и уровнями иерархии, а с другой — использовать преимущества специализации управленческого труда. Среди недостатков этого типа структуры управления можно назвать отстраненность разработчиков управленческих решений от процесса принятия и непосредственной реализации таких решений.

В зависимости от принципов, положенных в основу специализации подразделений банка, можно выделить несколько видов организационных структур современных коммерческих банков.

Прежде всего отметим традиционную структуру, базирующуюся на функциональном принципе, при котором подразделения банка специализируются по видам оказываемых услуг (кредитный отдел, депозитный отдел, отдел ценных бумаг, операционный отдел, отдел межбанковских операций, отдел валютных операций и т.д.). При этом наряду с подразделениями, занимающимися непосредственным выполнением банковских операций, существуют штабные подразделения (юридический отдел, служба персонала, отдел маркетинга, аналитический отдел и т.д.) и вспомогательные службы (бухгалтерия, отдел автоматизации, отдел телекоммуникаций, хозяйственный отдел, архив и т.д.).

К числу преимуществ этого вида организации структуры банка относится высокий уровень специализации подразделений, что позволяет им обеспечить качественное выполнение стандартных банковских услуг. В то же время при возникновении у клиентов потребности в нестандартных банковских продуктах или комплексе разноплановых услуг данная структура зачастую не позволяет удовлетворить их на должном уровне.

Данный вид организационной структуры может быть усовершенствован, с тем чтобы обеспечить более полное удовлетворение потребностей клиентов, за счет введения в специализированных подразделениях так называемых продукт - менеджеров, которые занимаются маркетинговыми исследованиями рынков услуг, на которых специализируется его подразделение, разработкой новых банковских продуктов, контролем качества оказываемых услуг, стимулированием их сбыта. В то же время полностью устранить недостатки, присущие организации, базирующейся на специализации подразделений по группам услуг, это не позволяет.

Специализированная структура базируется на специализации подразделений по группам клиентов. Построение организационной структуры в данном случае основывается на сегментации рынка: выделяются относительно однородные по характеру группы клиентов (целевые группы) на основе их принадлежности к определенным отраслям экономики, социальной группе, размера бизнеса, географического расположения и т.п.

Каждое подразделение в этом случае обеспечивает комплексное обслуживание клиентуры своей целевой группы, выполняя, по существу, функции банка в банке, предоставляющего широкий круг услуг, необходимых данной категории клиентов. Для этого в штате подразделений присутствуют специалисты по различным видам банковских операций, типичным для клиентов данной целевой группы.

Преимуществом такой организации структуры управления банком является то, что клиенты банка могут решить все возникающие у них вопросы, касающиеся взаимоотношений с банком, в одном месте. В то же время это требует наличия в каждом подразделении банка специалистов, обладающих высоким уровнем квалификации и ориентирующихся во всех предоставляемых банком видах услуг. При этом важное значение имеет определение полномочий подразделений по принятию окончательного решения в отношении каждого клиента и операции, что обеспечивается установлением соответствующих лимитов, созданием эффективной системы внутреннего контроля.

Более современной является так называемая матричная система организации структуры управления банком. В этом случае наряду с функциональными подразделениями в банке назначаются менеджеры групп услуг, которые обладают полномочиями принятия решений в рамках своей группы услуг, координации деятельности функциональных подразделений, чье участие требуется для обслуживания клиента.

Матричная система позволяет обеспечить тесное взаимодействие между подразделениями исходя из общих принципов обслуживания клиентуры, эффективный обмен информацией между уровнями иерархии банка, что обеспечивает более четкое следование банка политике, определенной руководством. Необходимым условием для эффективного функционирования такой структуры управления является четкая регламентация полномочий всех звеньев организационной структуры банка.

Организационная диаграмма

Рис.  4. Матричная структура коммерческого банка

 В современных банках при построении структуры управления принято исходить из разделения подразделений на зарабатывающие, или центры прибыли (англ. profit centers), и расходующие, или центры затрат (англ. cost centers). Это так называемая дивизиональная структура управления. Руководители зарабатывающих подразделений или групп подразделений, составляющих один центр прибыли, наделяются необходимыми полномочиями по планированию деятельности подконтрольных подразделений, принятию необходимых управленческих решений. При этом они несут ответственность за финансовые результаты руководимых ими подразделений.

Расходующие подразделения обеспечивают обслуживание подразделений центров прибыли, а также выполнение общеуправленческих функций при руководстве банка. Большое значение для успешного функционирования банка, использующего дивизиональную структуру управления, играет организация систем управления финансами банка, включая управление его ликвидностью, финансовое планирование, управленческий учет; управления информационными потоками; внутреннего контроля.

                                                                                                     Правление

Скругленный прямоугольник: КазначействоСкругленный прямоугольник: Планирование и управле6нческий учетСкругленный прямоугольник: Контролер                                                 

                                            

                                                      

                                 Дивизионы

Скругленный прямоугольник: Управление по обслуживанию корпоративных клиентовСкругленный прямоугольник: Управление по работе с клиентами ФПГСкругленный прямоугольник: Управление по работе с персоналом                      

                                                  Кредиты              Кредиты                 Кредиты

                                                               Депозиты             Депозиты               Депозиты

                                                          Расчеты             Ррасчеты              Расчеты

Скругленный прямоугольник: Хозяйственное управлениеСкругленный прямоугольник: Администрирование Скругленный прямоугольник: БухгалтерияСкругленный прямоугольник: Отдел информатики (АСУ) 

Рис. 5. Дивизиональная структура коммерческого банка

 

Данная структура управления позволяет обеспечить большую зависимость материального вознаграждения сотрудников подразделений банка от финансовых результатов, достигнутых их подразделением, что стимулирует высокую эффективность их труда. В то же время возможно определенное дублирование функций подразделений, возникновение у подразделений стремления обеспечить достижение краткосрочных целей, получения быстрой прибыли, что может не соответствовать целям долговременной политики банка.

Для улучшения условий обслуживания клиентов данная структура может дополняться созданием в банке консультационных центров, куда могут обращаться клиенты для обсуждения путей удовлетворения своих потребностей в банковских услугах и продуктах.

Структуры управления банками и организация взаимодействия между подразделениями внутри каждого банка существенно различаются в зависимости от уровня специализации и величины банков, применяемых управленческих технологий и стратегии развития, определенной каждым банком для себя. При этом от того, насколько организационная структура соответствует целям и задачам банка, во многом зависит результативность всей его деятельности.

В практике банков проводится разграничение между коммерческими ссудами и персональными кредитами. Этим категориям соответствуют различные виды кредитных соглашений, определяющих условия предоставления займа, его погашения и т.д.

Кредиты коммерческим предприятиям можно разделить на две группы:

·        ссуды для финансирования оборотного капитала;

·        ссуды для финансирования основного капитала.

Первая группа связана с нехваткой у предприятия денежных средств для покупки элементов оборотного капитала, необходимых для повседневных операций. Это в основном краткосрочные кредиты сроком до одного года. Вторая группа представлена средне - и долгосрочными кредитами для покупки недвижимости, земли, оборудования и т.д.

К первой группе относятся: кредитная линия- соглашение между банком и заемщиком о максимальной сумме кредита, которую последний сможет использовать в течение обусловленного срока и с определенными условиями. Эта форма используется для покрытия сезонных влияний или прироста дебиторской задолженности. Часто обеспечением кредитной линии служат кредитуемые банком запасы или неоплаченные счета.

Возобновляемая кредитная линия предоставляется банком, если заемщик испытывает длительную нехватку оборотных средств для поддержания определенного объема производства. Погасив часть кредита заемщик может получить новую ссуду в пределах установленного лимита и срока действия договора.

ссуды на чрезвычайные нужды. Выдаются банком для финансирования разового экстраординарного увеличения потребности клиента в оборотных средствах, связанного с получением крупного заказа, заключения выгодной сделки и другими чрезвычайными обстоятельствами.

Перманентная ссуда на пополнение оборотного капитала. Кредиты такого рода выдаются на несколько лет и имеют целью покрыть длительный дефицит финансовых ресурсов заемщика. Погашение ведется в рассрочку. Эти ссуды часто выдают под первоначальное развитие дела.

Ко второй группе относят: - срочные ссуды выдаются на срок более одного года в форме единичного кредита или серии последовательных займов и используются для приобретения машин, оборудования, ремонта зданий, рефинансирования долгов ит.д. Типичный срок - 5 лет.

Ссуды под закладную применяются для финансирования покупки зданий, земли. Они рассчитаны на длительный срок (более 15 лет).

Строительные ссуды выдаются на период строительного цикла (до 2-х лет). Заемщик регулярно выплачивает процент. Затем ссуда переоформляется в закладную и начинается выплата основного долга.

Что касается ссуд индивидуальным заемщикам, то они связаны с приобретением недвижимости.

Ссуды под закладную. Основная форма кредита под недвижимость - полностью амортизируемая закладная с фиксированным процентом. Обеспечением кредита служит покупаемая недвижимость; сумма долга погашается равными суммами на протяжении всего срока действия ссуды.

Ссуды с погашением в рассрочку применяются для покупки товаров длительного пользования. Часто ссуда не является полностью амортизируемой: она предполагает крупный платеж в конце срока и содержит условие обратного выкупа. Т.е. заемщик по своему выбору может либо погасить ссуду полностью, либо передать товар банку по остаточной стоимости в оплату неоплаченного долга.

Возобновляемые ссуды. Заемщику открывается кредитная линия с правом получения кредита в течение определенного срока. Условия погашения определяются пожеланиями заемщика. Процент начисляется на реально полученную сумму.

Существует также такая распространенная форма кредита, как ломбардный кредит. Он подразумевает залог имущества или прав. При предоставлении ломбардного кредита залог оценивается не по полной стоимости, а учитывается, в зависимости от вида движимого имущества, только часть его стоимости. Такая оценка связана с рисками, возникающими при реализации залога. Ломбардный кредит предоставляется под залог:

·        ценных бумаг;

·        товаров;

·        драгоценных металлов

·        финансовых требований.

Стоимость кредита складывается из процентов и комиссионных платежей.

Этапы выдачи кредита:

1)    Заявка и интервью с клиентом.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: Баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, Отчет о движении кассовых поступлений, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному работнику, который проводит беседу с руководством предприятия. Он должен точно определить уровень руководства и порядок ведения дел, обговорить тонкости выполнения обязательств.

2)    Изучение кредитоспособности и оценка риска.

Если после интервью решено продолжить работу с клиентом, то документы передаются в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика, при этом экспертам предоставляются очень широкие полномочия.

3)    Подготовка к заключению договора.

Этот этап называется структурированием ссуды, на котором определяются основные характеристики ссуды:

-         вид кредита;

-         сумма;

-         срок;

-         способ погашения;

-         обеспечение;

-         цена кредита;

-         прочие условия.

4)    Кредитный мониторинг.

Контроль заходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

Операции банков:

1.     Лизинг

Эта форма применима к финансирования долгосрочной аренды дорогостоящего оборудования. Согласно договору о лизинге арендатор получает в долгосрочное пользование оборудование при условии внесения периодических платежей владельцу оборудования. Арендодателями могут быть промышленные предприятия, имеющие свои лизинговые компании, а также специализированные лизинговые компании. Имеются различные виды лизинга:

a)     Оперативный лизинг. Мощные фирмы-производители могут быть заинтересованы не в продаже своей продукции, а в сдаче ее в аренду. Договор заключается, как правило на 3-5 лет.

b)    Лизинг недвижимости. Определенные фирмы создают в сотрудничестве с банком крупные объекты типа заводского цеха, которые могут использоваться различным образом. После окончания срока аренды, составляющего 15-20 лет, объект продается арендатору.

c)     Финансовый лизинг. Этот вид подразумевает сдачу в аренду таких товаров, как самолеты, автомобили, Срок составляет 2-6 лет. В финансовом лизинге службы технического обслуживания и ремонта разделены.

Ставки по лизинги рассчитываются исходя из издержек производства, процентов, налогов.

2.     Факторинг

Банк - фактор покупает требования какой-либо компании и затем сам получает платежи по ним. При этом речь идет, как правило, об обращающихся краткосрочных требованиях, возникающих из товарных поставок. В операции факторинга имеются три участника: фактор, первоначальный кредитор и должник, получающий от клиента товары с отсрочкой платежа. Фактор ведет всю бухгалтерию, берет на себя обязанности по предупреждению должника о платежах, выполняет инкассацию требований, а также несет весь риск, связанный с полным и своевременным поступлением платежей. Расходы клиента складываются из комиссионных и факторского сбора, состоящего из процентов за предоставленный аванс и прибыли авансовой компании.

3.     Операции с ценными бумагами

Инвестиционный портфель банка строго структурируется законом. Это означает, что государство устанавливает норму процента, согласно которой определенная часть (до 90%) должна состоять из ценных бумаг государства, остальная - частных предприятий. Первичное размещение всех видов ценных бумаг правительства происходит в порядке аукционной продажи, где в первую очередь удовлетворяются заявки, предлагающие наивысшую цену (ставку). Вторичное обращение происходит на внебиржевом рынке. Рынок создает группа дилерских фирм, ведущих активные операции по покупке и продаже государственных обязательств. В условиях экономического спада правительство через центральный банк старается стимулировать хозяйственную активность и покупает у дилеров государственные обязательства, увеличивая их резервные счета. В условиях инфляционного бума государство продает дилерам свои обязательства и тем сокращает их ликвидность. Корпоративные облигации в гораздо большей степени, чем государственные подвержены риску неплатежа. Банки покупают только высококлассные бумаги в соответствии с оценкой кредитными агентствами связанного с ними риска.

Различают два вида инвестиционной политики банка: пассивная и агрессивная. Пассивная стратегия характеризуется равномерным распределением инвестиций между выпусками разной срочности. Эта политика банк распределяет вложения в краткосрочные и долгосрочные обязательства равномерно, чтобы обеспечить хорошую доходность и ликвидность.

Агрессивная стратегия. Этой политики придерживаются крупные банки, имеющие большой портфель инвестиционных бумаг и стремящиеся к получению максимального дохода от этого портфеля. Этот метод требует значительных средств, так как он связан с большой активностью на рынке ценных бумаг, при которой необходимо использовать экспертные оценки и прогнозы состояния рынка ценных бумаг и экономики в целом. Так, если кривая доходности находится на относительно низком уровне и будет по прогнозам повышаться, то это обещает снижение курсов твердо процентных бумаг. Поэтому банк будет покупать краткосрочные облигации, которые по мере роста процентных ставок будут предъявляться к выкупу и реинвестироваться в более доходные активы (например ссуды).

4.     Трастовые операции

Многие коммерческие банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этой роли разнообразные операции для своих индивидуальных и корпоративных клиентов. Например, бизнесмен хочет, чтобы его сын ежегодно получал часть от капитала, находящегося у его отца в банке, а по достижении совершеннолетия получил весь капитал. Некоторые коммерческие банки не выполняют никаких других функций, кроме трастовой. Имеются три основные категории трастовых услуг для физических лиц:

-         Распоряжение имуществом после смерти владельца;

-         Управление имуществом на доверительной основе и попечительство;

-         Агентские функции;

4.     Ликвидность коммерческих банков: понятие, показатели, факторы, методы регулирования.

Одной из наиболее важных задач управления любым банком является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк либо располагает необходимой суммой ликвидных средств, либо может быстро их получить с помощью займов или продажи активов. Особую актуальность вопросам регулирования ликвидности банка придал разразившийся в России финансовый кризис. Многие российские банки, демонстрировавшие динамичный рост, не смогли решить проблему ликвидности в сильно переменчивой финансовой среде и сейчас находятся в сложной ситуации.

Недостаточный уровень ликвидности часто является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений. В такой ситуации он обычно начинает терять депозиты, что уменьшает его наличные средства и заставляет избавляться от наиболее ликвидных ценных бумаг. Другие банки с большой неохотой предоставляют банку, находящемуся на грани банкротства, займы без дополнительного залога или предлагают их по более высокой процентной ставке, что еще более сокращает доходы банка, испытывающего финансовые трудности.

Банк считается ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из других источников, достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств.

И еще, ликвидный резерв необходим для удовлетворения практически любых непредвиденных финансовых нужд. То есть заключения выгодных сделок по кредиту или инвестированию; на компенсирование сезонных и непредвиденных колебаний спроса на кредит, восполнение средств при неожиданном изъятии вкладов и т. д.

В нашей экономической литературе иногда смешиваются два понятия: ликвидность баланса банка и его платежеспособность. Как следствие, это отождествляет методы и способы поддержания ликвидности и платежеспособности кредитных институтов.

Ликвидность баланса — дело самого банка. И он сам выбирает те или иные способы поддержания своей ликвидности на уровне установленных норм. Платежеспособность же, как правило, относится к функциям государства в лице Центрального банка.

Итак, банк считается ликвидным, если суммы денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. Необходимо подчеркнуть, что в целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера.

Баланс считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Возможность быстрого превращения активов банка в денежную форму для выполнения его обязательств предопределяется рядом факторов, среди которых решающим является соответствие сроков размещения средств срокам привлечения ресурсов. Иначе говоря, каков пассив по сроку, таким должен быть и актив; тогда обеспечивается равновесие в балансе между суммой и сроком высвобождения средств по активу в денежной форме и суммой и сроком предстоящего платежа по обязательствам банка.

Ликвидность баланса банка оценивается при помощи расчета специальных показателей, которые отражают соотношение активов и пассивов, структуру активов. В международной банковской практике чаше всего в этих целях используются коэффициенты ликвидности. Последние представляют собой соотношение различных статей актива баланса кредитного учреждения с определенными статьями пассива или, наоборот, пассивов с активами.

Показатели ликвидности в разных странах имеют различные названия, неодинаковые методики их исчисления, что связано со сложившейся практикой и традициями зависят от специализации и величины банков, проводимой политики в области кредита и ряда других обстоятельств.

Обычно для оценки ликвидности применяются коэффициенты краткосрочной и среднесрочной ликвидности; они исчисляются как отношение краткосрочных ликвидных активов или среднесрочных активов к соответствующим по срокам пассивам. В ряде стран рыночной экономики банки обязаны поддерживать коэффициенты ликвидности не ниже определенного уровня, называемого нормой ликвидности.

Нормы ликвидности в одних странах устанавливаются органами банковского и валютного контроля, в других - банковским законодательством; их величина определяется с учетом накопленного опыта и конкретных местных условий. В нашей стране в целях контроля за ликвидностью коммерческих банков также были введены нормы ликвидности. Оценка уровня ликвидности банка достигается путем сопоставления значения коэффициентов ликвидности конкретного банка с установленными нормами. Поддержание ликвидности на требуемом уровне осуществляется при помощи проведения определенной политики банка в области пассивных и активных операций, вырабатываемой с учетом конкретных условий денежного рынка, специфики клиентуры, особенностей выполняемых операций, возможностей выхода на новые рынки и развития банковских услуг.  

На ликвидность баланса банка влияет структура его активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Активы банка по степени их ликвидности можно разделить на три группы.

1. Ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства. В их числе: касса, средства на корсчете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги.

2. Ликвидные средства в распоряжении банка, которые могут быть превращены в денежные средства. Речь идет о кредитах и других платежах в пользу банка со сроками исполнения в ближайшие 30 дней, условно реализуемых ценных бумагах, зарегистрированных на бирже (как и участие в других предприятиях и банках), и других ценностях (включая нематериальные активы).

3. Неликвидные активы — это просроченные кредиты и ненадежные долги, здания и сооружения, принадлежащие банку и относящиеся к основным фондам.

В международной банковской практике самой ликвидной частью активов считается кассовая наличность, под которой понимаются не только деньги в кассе, но и денежные средства, находящиеся на текущем счету данного кредитного института в Центральном банке. Ликвидными статьями в странах рыночной экономики считаются первоклассные краткосрочные коммерческие векселя, которые банк может переучесть в Центральном банке, ценные бумаги, гарантированные государством. Менее ликвидными являются банковские инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, так как их реализация за короткий срок не всегда возможна. Как трудно ликвидные активы рассматриваются долгосрочные ссуды и вложения в недвижимость.

Кроме того, ликвидность банка зависит от степени риска отдельных активных операций: чем больше доля высоко рисковых активов в балансе банка, тем ниже его ликвидность. Степень кредитоспособности заемщиков банка оказывает существенное влияние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка: чем больше доля высоко рисковых кредитов в кредитном портфеле банка, тем ниже его ликвидность.

Потребности банка в ликвидных средствах могут быть рассмотрены с точки зрения спроса и предложения. Для большинства банков наибольший спрос на ликвидные средства возникает по двум причинам:

из-за снятия клиентами денег со своих счетов;

в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов, которые банк решает принять (это или заявки на получение новых кредитов, или возобновление истекающих договоров о ссудах, или предоставление средств по существующим кредитным линиям).

Еще одной причиной возникновения спроса на ликвидные средства является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков или ЦБР. Уплата налогов, операционные расходы и выплата денежных дивидендов держателям акций банка также увеличивает спрос на быстрореализуемые денежные средства.

Для удовлетворения спроса на ликвидные средства банк может привлечь некоторые из потенциальных источников предложения. Как правило, наиболее важными поступлениями являются поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и поступления на уже существующие счета. Еще одним важным источником предложения ликвидных средств является погашение клиентами взятых ссуд, что дает дополнительные возможности для удовлетворения новых потребностей в ликвидных средствах подобно продаже активов банка, в частности, хорошо реализуемых ценных бумаг из портфеля инвестиций. Ликвидные средства также поступают в виде доходов от предоставления недепозитных услуг (консультирование, операционное обслуживание и др.).

Банки заимствуют крупные суммы краткосрочных депозитов и резервов у граждан, предприятий и других кредитных учреждений, затем пускают их в оборот и предоставляют долгосрочные кредиты своим клиентам. Так что большинство банков имеют некоторое несоответствие между сроками погашения по своим активам и сроками погашения по основным обязательствам. Проблема, возникающая в случае несовпадения сроков, состоит в том, что банки имеют необычно высокую долю обязательств, требующую немедленного выполнения, таких, как вклады до востребования, текущие счета и займы денежного рынка. Таким образом, банки всегда должны быть готовы удовлетворить безотлагательный спрос на денежные средства, который может быть весьма значительным в отдельные моменты времени.

Другим источником потенциальных проблем ликвидности является чувствительность банков к изменениям процентных ставок. Когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Многие клиенты, взявшие ссуды, могут приостановить подачу заявок на новые кредиты или ускорить использование кредитных линий, еще имеющих низкие процентные ставки. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов и на депозиты, и на кредиты, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банка. Более того, изменение процентных ставок влияет на рыночную стоимость активов, продажа которых может потребоваться банку для получения дополнительных ликвидных средств, и оказывает непосредственное влияние на стоимость займов на денежном рынке.

Вне зависимости от этих факторов удовлетворение спроса на ликвидные средства должно быть для банка высокоприоритетным. Неудачи в этой области могут серьезно подорвать доверие к нему клиентов.

Политика ликвидности имеет дело с решением дилеммы ликвидность — рентабельность. Поэтому перед банком встает задача максимизации доходности своих операций при наличии данного ограничения, причем присутствует четко выраженный фактор неопределенности, так как руководство банка не может с уверенностью предсказать, когда и в каком масштабе возникнет проблема ликвидности. А когда она возникнет, можно только предпринять меры на основе заранее созданного задела — резервов, особой структуры активов и пассивов или наработанных операций.

Практика выработала ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами или и теми и другими одновременно. По сравнению с другими, каждый из методов управления ликвидностью имеет как свои преимущества, так и недостатки. Экономическая целесообразность применения того или иного метода управления ликвидностью обусловлена характеристиками банковского портфеля, особенностями банковских операций, средой, в которой действует банк. Так, когда банк использует принципиально различные источники привлечения средств, задача управления ликвидностью усложняется. Тогда может быть целесообразным применение метода конверсии фондов, подразумевающего как управление активами, так и управление пассивами. Напротив, когда ресурсная база банка достаточно однородна, а возможности использования операций на денежном рынке ограничены, целесообразным может оказаться менее сложный метод фондового пула.

Наиболее старый способ обеспечения потребностей банка в ликвидных средствах известен как управление ликвидностью через управление активами. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов — главным образом денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидность часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.

Многие банки в качестве источника ликвидных средств все чаще стали использовать займы на денежном рынке. Это стратегия заемной ликвидности, часто называемая управлением покупной ликвидностью или управлением пассивами, в чистом виде предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве, достаточном для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Однако к займам прибегают только тогда, когда возникает такая необходимость, чтобы избежать накопления слишком большого объема незадействованных ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально ожидаемый уровень, банк будет просто поднимать предлагаемую им ставку, до тех пор, пока не получит необходимую сумму быстрореализуемых средств. Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности (но он дает более высокую ожидаемую прибыль) из-за изменчивости процентных ставок денежного рынка и доступности кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Заключение

Коммерческие банки играют значительную роль в экономике любой страны. И количество банков не всегда означает качество, как мы уже убедились на примере России.

Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов. Речь идет об открытии и ведении чековых и других счетов, служащих основой безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.             Банковская система России. Настольная книга банкира: в 3 т. / Ред. кол.: А.Г. Грязнова, О.И. Лаврушин и др. – М.: 1995.

2.             Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч I, II и III). – М.: ТД ЭЛИТ – 2005.

3.             Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М: ЮНИТИ, 2005.

4.             Деньги и регулирование денежного обращения: теория и практика // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5.             Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. Лукашевича В. В., Ярцева М. Б. – С.-Петербург, 1994.

6.             Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7.             Печникова А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Банковские услуги, 2005, №3.

8.             Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года // Деньги и кредит, 2005, №4.

9.             Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.

10.        Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2001.