Содержание

Тема №1............................................................................................................... 2

Тема № 2.............................................................................................................. 3

Тема № 3.............................................................................................................. 5

Тема № 4.............................................................................................................. 6

Тема № 5.............................................................................................................. 7

Тема № 6.............................................................................................................. 9

Тема № 7............................................................................................................ 10

Тема №1.

1. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями:

а) естественный спутник какого-нибудь небесного тела, спутник Земли, небесное тело, спутник Марса, спутник какого-нибудь небесного тела, искусственный спутник какого-нибудь небесного тела;

б) мужество, упорство, упрямство;

з) студент, сдавший все предметы сессии на отлично; студент; сдавший логику на отлично; студент, сдавший некоторые предметы сессии на отлично;

4. Подберите понятия к следующим схемам:

1.А - ВУЗ, В- Администрация ВУЗа, Д - студенты очного отделения, Г - Студенты заочного отделения

Овал: В

2. А-Трудовые отношения, В-работодатель, Б - трудовой договор, Г - работник

 

 

3. Е–металлы, С–железо, Д–медь, А–золото. В–украшения из драгоценных металлов.

 

Тема № 2.

а)

А - естественный спутник какого-нибудь небесного тела;

Б - спутник Земли;

В - небесное тело;

Г - спутник Марса;

Д - спутник какого-нибудь небесного тела;

Е - искусственный спутник какого-нибудь небесного тела.

 

            

                                                 

             В                                 Е             А       

                                                             Д                    

                                                                           Г

 

                                                          Б  

                                 

б)

А - мужество;

Б - упорство;

В - упрямство.

 

               

                                                 В

                           А

                                                 Б 

                                            

з)

А - студент, сдавший все предметы сессии на отлично;

Б - студент, сдавший логику на отлично;

В - студент, сдавший некоторые предметы сессии на отлично.

 

                              А

                                                В

                                                   

 

                                Б

                              

Тема № 3.

а) Хлопок - дифиниендум; белое золото - дифиниенсом. Равенство дифиниенсома и дифиниендума является необходимым и достаточным условием и в данном случае это условие выполняется. Дополнение белого золота есть не белое золото. Понятие сконструировано образно, с точки зрения ценности хлопка.     

б) Гималаи - дифиниендум; высочайшие горы - дифиниенсом. В данном случае имеется равенство дифиниендума и дифиниенсома. Дополнение к высочайшим горам - не высочайшие горы. Не высочайшие горы не Гималаи. Следовательно определение сконструировано логичвески верно.

в) Кислород - дифиниендум; необходимое условие жизни - дифиненсом. В данном случае дифиниенсом шире дифиниендума, что означает слишком широкое определение. Следовательно определение сконструировано логически неверно.

Тема № 4.

1. Мы имеем суждение о некоторой вещи, если и только если знаем и можем выразить словесно ее отношение к какой-либо другой вещи, включая и ее отношение к самой себе.

а) В одном понимании выражается отношение матери к дочери, а в другом понимании отношение дочери к матери.

б) В одном понимании оценивается работа студентов, происходящая в школе, а в другом, как бы подчеркивается, что работа студентов получила хорошую оценку именно в школе.

3.

а) субъект - народы мира;

     предикат - народы, не хотящие войны;

     количество - “все”;

     универсум - люди;

Все народы  мира не хотят чтобы наступила война.

б) субъект - народ земного шара;

     предикат - народы, хотящие войны;

     количество - “некоторые”;

     универсум - люди.

Некоторые народы, населяющие земной шар хотят наступления войны.

в) субъект - большинство российских законов;

     предикат - законы не имеющие обратной силы;

     количество - некоторые;

     универсум - законы.

Некоторые российские законы не имеют обратной силы.

г) субъект - абсолютное большинство из нас;

    предикат - те из нас, которые хорошо учатся;

     количество - некоторые;

    универсум - студенты.

Тема № 5.

1.

а) Превращение - Некоторые предприниматели не имеют высшего образования. Обращение - Некоторые люди не имеющие высшего образования - предприниматели. Противопоставление субъекту - Некоторые люди не имеющие высшего образования не являются предпринимателями. Противопоставление предикату - Некоторые люди  имеющие высшее образование являются предпринимателями.

б) Превращение - Каждый из законов логики имеет упорядоченный характер. Обращение - Каждый из законов, имеющий обязательно упорядоченный характер - закон логики. Противопоставление - каждый из законов имеющий произвольный порядок не закон логики.

2.

а) В данном случае рассуждение является не верным.

     Представим в форме категорического силлогизма данное рассуждение с соответствующей поправкой.

          Существуют математики, обладающие способностью к точному и правильному счету;

          Все программисты - математики;

Среди программистов есть такие, которые обладают способностью к правильному и точному счету.

U - люди; В - математики; А - программисты; С - способность к точному и правильному счету.

   Некоторые В обладают С

    Все А есть В

Некоторые А обладают С

б)

 Ни один человек, не имеющий среднего образования, не принимается в вуз;   

Ни один человек, не окончивший среднее учебное заведение не имеет среднего образования;

 Ни один человек не окончивший среднего учебного заведения не принимается в вуз.

U - люди; В - люди, не имеющие среднего образования; А - люди, которые принимаются в вуз; С - люди окончившие среднее учебное заведение.

Все В не есть А

Все кто не есть С есть В

Все кто не есть С не являются А

          3.

а)      Натрий относится к металлам

          Натрий не тонет в воде

          Не все металлы тонут в воде

б)      Когда он болеет у него температура

          У него нет температуры

          Он не болен

в)      Иванов был вменяем в момент совершаемого деяния

Это деяние содержит все другие признаки преступления

Иванов должен быть осужден

Тема № 6

1.

а) Для решения этого умозаключения, сначала необходимо перенести информацию находящуюся в посылке, на дерево умозаключения.

А - прямая касается окружности;

В - радиус, проведенный в точку касания перпендикулярен к этой прямой

-А - прямая не касается окружности;

-В - радиус, проведенный в точку касания не перпендикулярен к этой прямой.

А                          В                     - В

 

+                  ?              ?              ?              0              ?       

В                - В        А            - А        А             - А 

а) прямая форма;      б) обратная;        в) обратно - противоположная.

 

+ разрешаемый

0 исключаемый

? возможный

В данном случае производится отрицание предиката посылки (обратно -     противоположная форма), хотя данное умозаключение является только возможным на основе данной посылки.

                                  

б) В данном случае имеет место обратная форма умозаключения, которая является верной на основе предложенной посылки.

в) В данном случае имеет место прямая форма умозаключения, которая является верной на основе предложенной посылки.

Тема № 7.

2. Сопоставив все рассматриваемые продукты приходим к умозаключению, методом исключения, что источником отравления явились биточки.

3. На вопрос об источнике отравления в данном случае можно сказать только с вероятностью 1/3 т.к. исключается только компот.