Содержание
Тема №1............................................................................................................... 2
Тема № 2.............................................................................................................. 3
Тема № 3.............................................................................................................. 5
Тема № 4.............................................................................................................. 6
Тема № 5.............................................................................................................. 7
Тема № 6.............................................................................................................. 9
Тема № 7............................................................................................................ 10
Тема №1.
1. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями:
а) естественный спутник какого-нибудь небесного тела, спутник Земли, небесное тело, спутник Марса, спутник какого-нибудь небесного тела, искусственный спутник какого-нибудь небесного тела;
б) мужество, упорство, упрямство;
з) студент, сдавший все предметы сессии на отлично; студент; сдавший логику на отлично; студент, сдавший некоторые предметы сессии на отлично;
4. Подберите понятия к следующим схемам:
1.А - ВУЗ, В- Администрация ВУЗа, Д - студенты очного отделения, Г - Студенты заочного отделения
3. Е–металлы, С–железо, Д–медь, А–золото. В–украшения из драгоценных металлов.
Тема № 2.
а)
А - естественный спутник какого-нибудь небесного тела;
Б - спутник Земли;
В - небесное тело;
Г - спутник Марса;
Д - спутник какого-нибудь небесного тела;
Е - искусственный спутник какого-нибудь небесного тела.
В Е А
Д
Г
Б
б)
А - мужество;
Б - упорство;
В - упрямство.
В
А
Б
з)
А - студент, сдавший все предметы сессии на отлично;
Б - студент, сдавший логику на отлично;
В - студент, сдавший некоторые предметы сессии на отлично.
А
В
Б
Тема № 3.
а) Хлопок - дифиниендум; белое золото - дифиниенсом. Равенство дифиниенсома и дифиниендума является необходимым и достаточным условием и в данном случае это условие выполняется. Дополнение белого золота есть не белое золото. Понятие сконструировано образно, с точки зрения ценности хлопка.
б) Гималаи - дифиниендум; высочайшие горы - дифиниенсом. В данном случае имеется равенство дифиниендума и дифиниенсома. Дополнение к высочайшим горам - не высочайшие горы. Не высочайшие горы не Гималаи. Следовательно определение сконструировано логичвески верно.
в) Кислород - дифиниендум; необходимое условие жизни - дифиненсом. В данном случае дифиниенсом шире дифиниендума, что означает слишком широкое определение. Следовательно определение сконструировано логически неверно.
Тема № 4.
1. Мы имеем суждение о некоторой вещи, если и только если знаем и можем выразить словесно ее отношение к какой-либо другой вещи, включая и ее отношение к самой себе.
а) В одном понимании выражается отношение матери к дочери, а в другом понимании отношение дочери к матери.
б) В одном понимании оценивается работа студентов, происходящая в школе, а в другом, как бы подчеркивается, что работа студентов получила хорошую оценку именно в школе.
3.
а) субъект - народы мира;
предикат - народы, не хотящие войны;
количество - “все”;
универсум - люди;
Все народы мира не хотят чтобы наступила война.
б) субъект - народ земного шара;
предикат - народы, хотящие войны;
количество - “некоторые”;
универсум - люди.
Некоторые народы, населяющие земной шар хотят наступления войны.
в) субъект - большинство российских законов;
предикат - законы не имеющие обратной силы;
количество - некоторые;
универсум - законы.
Некоторые российские законы не имеют обратной силы.
г) субъект - абсолютное большинство из нас;
предикат - те из нас, которые хорошо учатся;
количество - некоторые;
универсум - студенты.
Тема № 5.
1.
а) Превращение - Некоторые предприниматели не имеют высшего образования. Обращение - Некоторые люди не имеющие высшего образования - предприниматели. Противопоставление субъекту - Некоторые люди не имеющие высшего образования не являются предпринимателями. Противопоставление предикату - Некоторые люди имеющие высшее образование являются предпринимателями.
б) Превращение - Каждый из законов логики имеет упорядоченный характер. Обращение - Каждый из законов, имеющий обязательно упорядоченный характер - закон логики. Противопоставление - каждый из законов имеющий произвольный порядок не закон логики.
2.
а) В данном случае рассуждение является не верным.
Представим в форме категорического силлогизма данное рассуждение с соответствующей поправкой.
Существуют математики, обладающие способностью к точному и правильному счету;
Все программисты - математики;
Среди программистов есть такие, которые обладают способностью к правильному и точному счету.
U - люди; В - математики; А - программисты; С - способность к точному и правильному счету.
Некоторые В обладают С
Все А есть В
Некоторые А обладают С
б)
Ни один человек, не имеющий среднего образования, не принимается в вуз;
Ни один человек, не окончивший среднее учебное заведение не имеет среднего образования;
Ни один человек не окончивший среднего учебного заведения не принимается в вуз.
U - люди; В - люди, не имеющие среднего образования; А - люди, которые принимаются в вуз; С - люди окончившие среднее учебное заведение.
Все В не есть А
Все кто не есть С есть В
Все кто не есть С не являются А
3.
а) Натрий относится к металлам
Натрий не тонет в воде
Не все металлы тонут в воде
б) Когда он болеет у него температура
У него нет температуры
Он не болен
в) Иванов был вменяем в момент совершаемого деяния
Это деяние содержит все другие признаки преступления
Иванов должен быть осужден
Тема № 6
1.
а) Для решения этого умозаключения, сначала необходимо перенести информацию находящуюся в посылке, на дерево умозаключения.
А - прямая касается окружности;
В - радиус, проведенный в точку касания перпендикулярен к этой прямой
-А - прямая не касается окружности;
-В - радиус, проведенный в точку касания не перпендикулярен к этой прямой.
А В - В
+ ? ? ? 0 ?
В - В А - А А - А
а) прямая форма; б) обратная; в) обратно - противоположная.
+ разрешаемый
0 исключаемый
? возможный
В данном случае производится отрицание предиката посылки (обратно - противоположная форма), хотя данное умозаключение является только возможным на основе данной посылки.
б) В данном случае имеет место обратная форма умозаключения, которая является верной на основе предложенной посылки.
в) В данном случае имеет место прямая форма умозаключения, которая является верной на основе предложенной посылки.
Тема № 7.
2. Сопоставив все рассматриваемые продукты приходим к умозаключению, методом исключения, что источником отравления явились биточки.
3. На вопрос об источнике отравления в данном случае можно сказать только с вероятностью 1/3 т.к. исключается только компот.