Содержание:
1. Методы прогнозирования угрозы банкротства предприятий. 3
банкротства. 10
2. Анализ рентабельности и рыночной позиции предприятия. 11
Практическое задание. 15
Задача 1. 15
Задача 2. 18
Задача 3. 20
Задача 4. 23
Задача 5. 25
Задача 6. 26
Список литературы.. 29
1. Методы прогнозирования угрозы банкротства предприятий
"Количественные" кризис-прогнозные методики
Относительно правового регулирования банкротства организации, необходимым отметить, что к числу основных нормативных документов регламентирующих осуществление процедур банкротства следует отнести следующие:
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года. Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года. Собрание законодательств Российской Федерации, 2002
2. «Об утверждении Правил подготовки заключений о возможности реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет» Распоряжение ФСДНРФ от 19.06.98№11-р
3. «О введении мониторинга финансового состояния организации и учета их платежеспособности» Распоряжение ФСДН(б) РФ от 31.03.99. №13-р
4. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса: утверждены распоряжением ФСДНП (б) № 131-р от 12.08.94г.: Сборник нормативных актов «Нормативно – методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий: Комментарии. Документы. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994.
5. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству № 16 от 23.01.2001 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации».
6. Постановление Правительства РФ от 25.06.03 №367 «Об утверждение правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
Одной из простейших моделей прогнозирования вероятности банкротства считается двухфакторная модель. Она основывается на двух ключевых показателях (например, показатель текущей ликвидности и показатель доли заемных средств), от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Эти показатели умножаются на весовые значения коэффициентов, найденные эмпирическим путем, и результаты затем складываются с некой постоянной величиной (const), также полученной тем же (опытно-статистическим) способом. Если результат (С1) оказывается отрицательным, вероятность банкротства невелика. Положительное значение С1 указывает на высокую вероятность банкротства.
В американской практике выявлены и используются такие весовые значения коэффициентов:
· для показателя текущей ликвидности (покрытия) (Кп) – (-1,0736)
· для показателя удельного веса заемных средств в пассивах предприятия (Кз) – (+0,0579)
· постоянная величина – (-0,3877)
· Отсюда формула расчета С1 принимает следующий вид:
C1=-0.3877+Kп*(-1.0736)+Кз*0.0579
Надо заметить, что источник, приводящий данную методику, не дает информации о базе расчета весовых значений коэффициентов. Тем не менее, в любом случае следует иметь в виду, что в нашей стране иные темпы инфляции, иные циклы макро- и микроэкономики, а также другие уровни фондо-, энерго- и трудоемкости производства, производительности труда, иное налоговое бремя. В силу этого невозможно механически использовать приведенные выше значения коэффициентов в российских условиях. Однако саму модель, с числовыми значениями, соответствующими реалиям российского рынка, можно было бы применить, если бы отечественные учет и отчетность обеспечивали достаточно представительную информацию о финансовом состоянии предприятия.
Рассмотренная двухфакторная модель не обеспечивает всестороннюю оценку финансового состояния предприятия, а потому возможны слишком значительные отклонения прогноза от реальности. Для получения более точного прогноза американская практика рекомендует принимать во внимание уровень и тенденцию изменения рентабельности проданной продукции, так как данный показатель существенно влияет на финансовую устойчивость предприятия. Это позволяет одновременно сравнивать показатель риска банкротства (С1) и уровень рентабельности продаж продукции. Если первый показатель находится в безопасных границах, и уровень рентабельности продукции достаточно высок, то вероятность банкротства крайне незначительная.[5,56]
Коэффициент Альтмана
(индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в
При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:
Z=1.2X1+1.4X2+3.3X3 +0.6X4+X5
Где Х1 – оборотный капитал/сумма активов;
Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;
Х3 – операционная прибыль/сумма активов;
Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;
Х5 – выручка/сумма активов.
Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.
Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток - по существу его можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала.
В
K=8.38K1+
(здесь Х4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.)
Коэффициент Альтмана относится к числу наиболее распространенных. Однако, при внимательном его изучении видно, что он составлен некорректно: член Х1 связан с кризисом управления, Х4 характеризует наступление финансового кризиса, в то время как остальные – экономического. С точки зрения системного подхода данный показатель не имеет права на существование.
Вообще, согласно этой формуле, предприятия с рентабельностью выше некоторой границы становятся полностью "непотопляемыми". В российских условиях рентабельность отдельного предприятия в значительной мере подвергается опасности внешних колебаний. По-видимому, эта формула в наших условиях должна иметь менее высокие параметры при различных показателях рентабельности.
Известны другие подобные
критерии. Так британский ученый Таффлер (Taffler) предложил в
При использовании компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму: .[8,84]
Z=C0+C1X1+C2X2+C3X3+C4X4+…..
где:
х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства (53%)
х2=текущие активы/общая сумма обязательств (13%)
х3=текущие обязательства/общая сумма активов (18%)
х4=отсутствие интервала кредитования (16%)
с0,…с4 – коэффициенты, проценты в скобках указывают на пропорции модели; х1 измеряет прибыльность, х2 – состояние оборотного капитала, х3 – финансовый риск и х4 – ликвидность.
Для усиления прогнозирующей роли моделей можно трансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент (Perfomans Analysys Score) – коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. Изучая PAS-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определить моменты упадка и возрождения компании.
PAS-коэффициент – это просто относительный уровень деятельности компании, выведенный на основе ее Z-коэффициента за определенный год и выраженный в процентах от 1 до 100. Например, PAS-коэффициент, равный 50, указывает на то, что деятельность компании оценивается удовлетворительно, тогда как PAS-коэффициент, равный 10, свидетельствует о том, что лишь 10% компаний находятся в худшем положении (неудовлетворительная ситуация). Итак, подсчитав Z-коэффициент для компании, можно затем трансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меру финансовой деятельности. Другими словами, если Z-коэффициент может свидетельствовать о том, что компания находится в рискованном положении, то PAS-коэффициент отражает историческую тенденцию и текущую деятельность на перспективу.
Сильной стороной такого подхода является его способность сочетать ключевые характеристики отчета о прибылях и убытках и баланса в единое представительное соотношение. Так, компания, получающая большие прибыли, но слабая с точки зрения баланса, может быть сопоставлена с менее прибыльной, баланс которой уравновешен. Таким образом, рассчитав PAS-коэффициент, можно быстро оценить финансовый риск, связанный с данной компанией, и соответственно варьировать условия сделки. В сущности, подход основан на принципе, что целое более ценно, чем сумма его составляющих.
Дополнительной особенностью этого подхода является использование "рейтинга риска" для дальнейшего выявления скрытого риска. Этот рейтинг статистически определяется только, если компания имеет отрицательный Z-коэффициент, и вычисляется на основе тренда Z-коэффициента, величины отрицательного Z-коэффициента и числа лет, в продолжение которых компания находилась в рискованном финансовом положении. Используя пятибалльную шкалу, в которой 1 указывает на "риск, но незначительную вероятность немедленного бедствия", а 5 означает "абсолютную невозможность сохранения прежнего состояния", менеджер оперирует готовыми средствами для оценки общего баланса рисков, связанных с кредитами клиента.
Учеными Иркутской государственной экономической академии предложена своя четырехфакторная модель прогноза риска банкротства (модель R), которая имеет следующий вид:
K=8.38K1+K2 +0.054K3+0.063K4
где К1 – оборотный капитал/актив;
К2 – чистая прибыль/собственный капитал;
К3 – выручка от реализации/актив;
К4 – чистая прибыль/интегральные затраты.
Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели R определяется следующим образом:
Значение R |
Вероятность банкротства, процентов |
Меньше 0 |
Максимальная (90-100) |
0-0,18 |
Высокая (60-80) |
0,18-0,32 |
Средняя (35-50) |
0,32-0,42 |
Низкая (15-20) |
Больше 0,42 |
Минимальная (до 10) |
Можно также использовать в качестве механизма предсказания банкротства цену предприятия. На скрытой стадии банкротства начинается незаметное, особенно если не наложен специальный учет, снижение данного показателя по причине неблагоприятных тенденций как внутри, так и вне предприятия.
Цена предприятия (V) определяется капитализацией прибыли по формуле:
V=P/K
где P – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;
K – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы).
Снижение цены предприятия означает снижение его прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств (требования банков, акционеров и других вкладчиков средств). Прогноз ожидаемого снижения требует анализа перспектив прибыльности и процентных ставок.
Целесообразно рассчитывать цену предприятия на ближайшую и долгосрочную перспективу. Условия будущего падения цены предприятия обычно формируются в текущий момент и могут быть в определенной степени предугаданы (хотя в экономике всегда остается место для непрогнозируемых скачков).
Кризис управления характеризует показатель Аргенти (А-счет).
Согласно данной методике, исследование начинается с предположений, что (а) идет процесс, ведущий к банкротству, (б) процесс этот для своего завершения требует нескольких лет и (в) процесс может быть разделен на три стадии: .[5,56]
1. Недостатки. Компании, скатывающиеся к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.
2. Ошибки. Вследствие накопления этих недостатков компания может совершить ошибку, ведущую к банкротству (компании, не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству).
3. Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи "творческих" расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.
При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо 0 – промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель – А-счет.
Метод А-счета для предсказания банкротства.
"Качественные" кризис-прогнозные методики
Ориентация на какой-то один критерий, даже весьма привлекательный с позиции теории, на практике не всегда оправдана. Поэтому многие крупные аудиторские фирмы и другие компании, занимающиеся аналитическими обзорами, прогнозированием и консультированием, используют для аналитических оценок системы критериев. Безусловно, в этом есть и свои минусы: гораздо легче принять решение в условиях однокритериальной, чем многокритериальной задачи. Вместе с тем, любое прогнозное решение подобного рода, независимо от числа критериев, является субъективным, а рассчитанные значения критериев носят скорее характер информации к размышлению, нежели побудительных стимулов для принятия немедленных решений.
По моему мнению приведенные методики все вполне подробно описывают прогнозирование банкротства, но в частности более четко описывающий данную проблему является Z-коэффициент в PAS-коэффициент (Perfomans Analysys Score) – коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. Сильной стороной такого подхода является его способность сочетать ключевые характеристики отчета о прибылях и убытках и баланса в единое представительное соотношение. Модель Альтмана можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала.
2. Анализ рентабельности и рыночной позиции предприятия
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. показатели рентабельности продукции;
2. показатели рентабельности капитала (активов) ;
3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия, а именно как отношения:
· прибыли от реализации;
· балансовой прибыли;
· налогооблагаемой прибыли;
· чистой прибыли
к объему продаж.
Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (K0) и отчетного (K1) периода.
В частности рентабельность продукции по прибыли от реализации:
K0 = P0 / N0;
K1 = P1 / N1,
Или
K0 = (N0 – S0) / N0;
K1 = (N1 – S1) / N1;
D K = K1 – K0,
где P1, P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;
N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг), соответственно;
S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;
D K – изменение рентабельности за соответствующий период.
Влияние факторов изменения объема продукции и изменения себестоимости определяется следующими расчетами:
D KN = (N1 – S0) / N1 – (N0 – S0) / N0;
D KS = (N1 – S1) / N1 – (N1 – S0) / N1.
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период
D K = D KN - D KS.
Рентабельность продукции в отчетном периоде составила 63%, в предшествующем – 58,4%. За истекший период изменение рентабельности продукции составило 4,6%.
Рентабельность продукции является показателем эффективности затратного типа и показывает долю прибыли в составе цены единицы изделия которая составляет 63%.Это достаточно высокий показатель, говорящий о том что предприятия ведет верную политику.
Рентабельность продукции по прибыли и реализации (реализации) в отчетном периоде составила 38,6%, в базисном – 36,9%. За истекший период рентабельность возросла на 1,7%.
Влияние фактора изменения объема продукции составило – 17,6%.
Влияние фактора изменения себестоимости продукции составило - -15,9%.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размере и характера авансированных средств:
· все активы предприятия;
· инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства);
· акционерный собственный капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности заемных средств.
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый поток денежных средств, в частности показателями являются отношения:
· чистого потока денежных средств к объему продаж;
· чистого потока денежных средств к совокупному капиталу;
· чистого потока денежных средств к собственному капиталу.
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. .[4,13]
Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение называется финансовой производительностью (дефлятором) цены, поскольку оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность методами факторного анализа дать количественную оценку влияния производственной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.
Абсолютное изменение доходности D (N/S) за период исчисляется как разность индексов объема продукции и затрат на производство.[5,56]
D (N/S) = JN – JS.
В целом общее изменение доходности за период балансируется с факторными отклонениями
D (N/S) = D 1 + D 2
Рыночная позиция предприятия — это прежде всего определение географических границ рынка, целевых рыночных сегментов относительно важнейших свойств продаваемого продукта. Она характеризует место, занимаемое конкретным конкурентом в умах потребителей по отношению к Вам. Продукт должен восприниматься целевым сегментом как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов.
Определяя рыночную позицию для своего продукта, компания занимается его позиционированием.
Позиционирование продукта, таким образом, заключается в действиях по разработке торгового предложения компании и ее имиджа, направленных на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей. В этом смысле компания, исходя из оценок потребителей на рынке определенного продукта, выбирает именно те его параметры и элементы комплекса маркетинга, которые обеспечат его преимущества в глазах потребителей.
Таким образом, позиционирование — это прежде всего борьба умов посредством инструментов маркетинга за сознание потребителя. Однако товар может успешно дифференцироваться и по атрибутам, которые значительно выделяют продукт, но на самом деле не имеют отношения к созданию конкурентного преимущества. Ясно, что многие компании создают и рекламируют реальные конкурентные преимущества, дифференцирующие их продукцию, и все же качество формирования образа продукта и выбранные для этого маркетинговые средства не менее важны, чем его реальные достоинства.
Окончательный результат позиционирования товара или услуги — успешное создание ориентированного на рынок предложения о ценности продукта — простого и четкого утверждения, почему потребителям, составляющим целевой сегмент, следует покупать данный продукт. Для позиционирования продукта компания может выбрать одно или несколько отличий своего товара, дифференцирующих его от товаров конкурентов. Для этого крайне важно выяснить, как целевой сегмент рассматривает уже имеющиеся на рынке товары, существуют ли в сознании потребителей различия между ними и по каким показателям в настоящий момент они отличаются друг от друга.
Конец формы
Практическое задание
Задача 1.
Составте промежуточный ликвидационный баланс на 10 апреля 200_г.
Для выполнения этого задания необходимо:
1.1 Записать все хозяйственные операции за период, установленный для предъявления требований кредиторами, в журнал регистрации, сделав необходимые расчеты сумм, где это требуется.
1.2 На основании данных журнала регистрации хозяйственных операций отразите операции на синтетических счетах и субсчетах, подсчитайте по ним обороты и сальдо на 10 апреля 200_г.
1.3 Составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам за период.
Исходные данные для выполнения задания:
10 апреля 200_г. общее собрание участников ООО «Радуга» приняло решение о ликвидации общества в связи с окончанием срока, на который оно создавалось.
Баланс ООО «Радуга», составлен на 1 апреля 200_г. и представлен в табл.1
Актив |
Сумма |
Пассив |
Сумма |
Внеоборотные активы |
500 |
Уставный капитал |
100 |
Материальные запасы |
- |
Долгосрочные кредиты и займы |
30 |
Дебиторская задолженность |
- |
Расчеты с поставщиками |
60 |
Денежные средства |
128 |
Зарплата |
88 |
Убытки |
100 |
Расчеты с бюджетом |
68 |
Прочие кредиторы |
382 |
||
Баланс |
728 |
Баланс |
728 |
В период, установленный для предъявления требований кредиторами были совершены следующие операции:
1. Реализованы все материально-производственные запасы на сумму – 54000 руб., в том числе НДС – 9000 руб.
2. Погашена дебиторская задолженность покупателей 70000 руб.
3. Списана на убытки дебиторская задолженность, нереальная для взыскания 18000 руб.
4. Оплачены расходы на аренду зала для проведения общего собрания и на размещение объявления о ликвидации в печати – 6000 руб., в том числе НДС – 1000 руб.
5. Начислена заработная плата членам ликвидационной комиссии – 15000 руб.
6. Удержан налог на доходы физических лиц в размере 2000 руб.
7. Начислен ЕСН – 4000 руб.
Журнал хозяйственных операций
№ |
Содержание операции |
Проводка |
Сумма |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
Реализованы все материально-производственные запасы на сумму НДС |
62 90/3 |
90/1 68 |
54000 9000 |
2 |
Погашена дебиторская задолженность покупателей |
51 |
62 |
70000 |
3 |
Списана на убытки дебиторская задолженность, нереальная для взыскания |
91 |
62 |
18000 |
4 |
Оплачены расходы на аренду зала для проведения общего собрания и на размещение объявления о ликвидации в печати |
76 |
51 |
6000 |
5 |
Начислена заработная плата членам ликвидационной комиссии |
26 |
70 |
15000 |
6 |
Удержан налог на доходы физических лиц |
70 |
68 |
2000 |
7 |
Начислен ЕСН |
26 |
69 |
4000 |
Оборотная ведомость.
№ счета |
Сальдо на начало |
Обороты |
Сальдо на конец |
|||
1 |
500000 |
|
|
|
500000 |
|
10 |
|
|
|
|
0 |
|
26 |
|
|
19000 |
|
19000 |
|
62 |
|
|
54000 |
88000 |
|
34000 |
51 |
128000 |
|
70000 |
6000 |
192000 |
|
68 |
|
68000 |
|
11000 |
|
79000 |
69 |
|
|
|
4000 |
|
4000 |
70 |
|
88000 |
20000 |
15000 |
|
83000 |
76 |
|
382000 |
6000 |
|
|
376000 |
90 |
100000 |
|
9000 |
54000 |
55000 |
|
91 |
|
|
|
|
0 |
0 |
67 |
|
30000 |
|
|
0 |
30000 |
80 |
|
100000 |
|
|
0 |
100000 |
60 |
|
60000 |
|
|
0 |
60000 |
Итого |
728000 |
728000 |
178000 |
178000 |
766000 |
766000 |
Задача 2.
Составьте ликвидационный баланс по данным промежуточного ликвидационного баланса.
В период установленный для предъявления кредиторами были совершены следующие операции:
1. Продажа основных средств на сумму 660000 руб., в том числе НДС – 110000 руб.
2. Погашена задолженность перед бюджетом в размере 190000 руб.
3. Погашена задолженность перед поставщиком в размере – 60000 руб.
4. Погашена задолженность перед прочими кредиторами ООО «Радуга» в размере 382000 руб.
Журнал хозяйственных операций
№ |
Содержание операции |
Проводка |
Сумма |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
Проданы основные средства Списана балансовая стоимость |
62 91 |
91 01 |
660000 500000 |
2 |
Погашена задолженность перед бюджетом |
68 |
51 |
190000 |
3 |
Погашена задолженность перед прочими дебиторами |
76 |
51 |
382000 |
4 |
Погашена задолженность перед поставщиком |
60 |
51 |
60000 |
По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Эта обязанность закреплена за ней статьей 63 Гражданского кодекса РФ.
Промежуточный
ликвидационный баланс составляют до удовлетворения требований кредиторов. Все
необходимые данные для этого подготавливает бухгалтерия ликвидируемой
организации. При составлении промежуточного ликвидационного баланса
(ВЫНОС 5) следует соблюдать требования, установленные Положением по бухгалтерскому
учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утвержденным приказом
Минфина России от 6 июля
Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе активов и пассивов организации, их стоимости, дебиторской и кредиторской задолженности. По мнению автора, перечень всех предъявленных кредиторами требований лучше привести отдельно в приложении к балансу. При этом необходимо указать результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией. По всем признанным долгам нужно привести суммы задолженности и реквизиты кредиторов.
Обычно, для составления промежуточного ликвидационного баланса в качестве исходных данных используют последний бухгалтерский баланс организации, составленный до того, как было принято решение о ликвидации организации.
После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его утверждают учредители (участники) организации или уполномоченный орган. А затем его согласовывают с органом, который зарегистрировал данное юридическое лицо.
Ликвидационный баланс ООО «Радуга», составлен на 1 апреля 200_г. и представлен в табл.1
Актив |
Сумма |
Пассив |
Сумма |
Внеоборотные активы |
Уставный капитал |
100 |
|
Материальные запасы |
- |
Долгосрочные кредиты и займы |
30 |
Дебиторская задолженность |
- |
Расчеты с поставщиками |
|
Денежные средства |
128 |
Зарплата |
88 |
Убытки |
158 |
Расчеты с бюджетом |
68 |
Баланс |
286 |
Баланс |
286 |
Задача 3
Дайте оценку структуры баланса и платежеспособности предприятия, используя коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами
Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам (рис.1.):
- по степени убывания ликвидности – актив;
- по степени срочности оплаты (погашения) – пассив.
К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства организации и краткосрочные финансовые вложения (стр.260+стр.250 актива баланса).
Быстрореализуемые активы – это дебиторская задолженность и прочие активы (стр240+стр.270 актива баланса).
К медленно реализуемым активам относятся статьи из 2 раздела баланса «Оборотные активы» (стр.210+стр.220-стр.217) и статья «Долгосрочные финансовые вложения» из 1 радела актива баланса.
|
Рис.1. Группировка статей актива и пассива для анализа ликвидности баланса.
Труднореализуемые активы – это статьи 1 раздела баланса «Внеоборотные активы» (СТР.110+СТР.120-СТР140).
Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата :
К наиболее краткосрочным обязательствам относятся статьи «Кредиторская задолженность» и «Прочие краткосрочные пассивы» (стр.620+стр.670 пассива баланса).
Краткосрочные пассивы включают в себя статьи «Заемные средства» и другие статьи 4 раздела баланса «Краткосрочные пассивы».
В долгосрочные пассивы входят долгосрочные кредиты и заемные средства (стр.510+стр.520).
Постоянные пассивы содержат статьи 3 раздела баланса «Капитал и резервы» (стр.490-стр.217).
При определение ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.
Условие абсолютной ликвидности баланса:
А1 > П1 А2 > П2
А3 > П3 А4 < П4
Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер : его выполнение свидетельствует о наличие у организации собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.
Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.
Анализ ликвидности баланса ООО Радуга
Актив |
Алгори |
Знач. |
Знач. |
Пассив |
Алгори |
Знач. |
Знач. |
Платежн |
Условие |
|
Тм |
На |
На |
Тм |
На |
На |
излишек |
Платеже- |
|||
расчета |
начал |
конец |
расчета |
начал |
конец |
(недост.) |
Способ- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Ностью |
|||
А1 |
Стр.250 |
128 |
192 |
П1 |
С.620+ |
216 |
222 |
64 |
6 |
А1 |
+ |
С.660 |
< П1 |
||||||||
Стр.260 |
П. |
|
||||||||
А.б-са. |
б-са |
|
||||||||
А2 |
С.240+ |
|
19 |
П2 |
С.610+ |
382 |
376 |
19 |
-6 |
А2 |
С.270 |
С.630+ |
<П2 |
||||||||
А. б-са |
С.640+с. |
|
||||||||
|
С.650 |
|
||||||||
А3 |
С.210+ |
100 |
|
П3 |
Итог |
30 |
30 |
-100 |
0 |
А3 < |
С.220+ |
4р. |
П3 |
||||||||
С.230 |
Пасси. |
|
||||||||
|
баланса |
|
||||||||
А4 |
С.110+ |
500 |
500 |
П4 |
С.490 |
100 |
100 |
0 |
0 |
А4 > |
С.120+ |
П4 |
|||||||||
С.140 |
|
|||||||||
А. б-са |
|
|||||||||
Баланс |
|
728 |
728 |
Баланс |
|
728 |
728 |
- |
- |
- |
Исходя из выше сказанного, был проведен анализ ликвидности баланса ООО Радуга.
Из таблицы видно, что баланс ООО Радуга как в предыдущем, так и в отчетном месяце не является абсолютно ликвидным, так как А1 < П1, А2 < П2, А3 < П3, А4 > П4.
Из-за не соблюдения четвертого условия (А4 < П4), можно сделать вывод, что у ООО Радуга не хватает собственных средств, а значит не соблюдается даже минимальное условие финансовой устойчивости.
Также в отчетном месяце снизился недостаток по группе быстро реализуемых активов. Несоблюдение последнего условия говорит о том, что в ООО Радуга нет собственного оборотного капитала.
В общем можно сделать вывод, что на анализируемом предприятие не хватает денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств. И даже быстро реализуемых активов недостаточно.
Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выявить текущую ликвидность и платежеспособность, а также на перспективу. Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности организации кроме анализа ликвидности баланса необходим расчет показателей ликвидности.
Задача 4
Сравните полученные коэффициенты с установленными нормативами и определите, есть ли реальная возможность восстановить (утратить) платежеспособность.
Коэффициент текущей ликвидности |
С.290 А./ с.690П.-с.640 П.-с.650П-с.660 П |
0,72 |
0,64 |
Коэффициент текущей ликвидности характеризует имеющийся запас прочности, возникающий в следствии превышения ликвидных активов над имеющимися обязательствами. Определяются как отношение фактической стоимости оборотных активов к наиболее срочным обязательствам.
К т.л. = стр.290/ стр.690-стр.640-стр.650-стр.660
В ООО Радуга данный коэффициент показывает, что оборотные активы превышают краткосрочные обязательства, а значит предприятие не рационально вкладывает свои средства
Коэффициент обеспеченности собственными средствами ((3р.П. – 1р. А)/3р.П) |
-1,23 |
-4,35 |
Предполага емая норма 0,1 |
К осс нач = 17674-39402/17674 = -1,23
Косс кон = 11479-61365/11479 = -4,35
Можно сделать следующие выводы. В ООО Радуга нет почти ни одного показателя в норме, что подтверждает нестабильное финансовое положение предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными средствами с отрицательным значением, характеризует кризисную ситуацию на предприятии.
Задача 5
Исследуйте соотношение темпов роста (снижения):
- дебиторской и кредиторской задолженности;
- собственного и заемного капитала;
- внеоборотных и оборотных активов.
Выделите «больные» статьи, характеризующие финансовое состояние.
Имущество ООО Радуга за отчетный период представлено в большей части внеоборотными активами.
Мобильные средства понизились. Их снижение произошло за счет понижения доли денежных средств в отчетном периоде, нужно отметить что произошло понижение доли запасов в ООО Радуга это очень отрицательный фактор, так как означает, что в связи с конкуренцией, произошло потеря новых рынков сбыта, понизилась покупательная способность населения, ожидается понижение себестоимость продукции.
Отрицательной тенденцией в изменение структуры оборотных средств является повышение в отчетном месяце долгосрочной дебиторской задолженности.
Привлечение заемных средств в оборот это нормальное явление, так как оно содействует временному улучшению финансового состояния предприятия при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов, применению санкций и ухудшению финансового состояния предприятия.
В течение отчетного периода претерпел изменения состав краткосрочных заемных средств, который возрос в 11 раз. Следует обратить внимание на то, что величина кредиторской задолженности и по удельному весу, и по приросту в абсолютном выражении значительно превышает объем кредитования, которое ООО Радуга предоставляет своим покупателям (дебиторская задолженность).
Положительным моментом является погашение долгосрочных кредитов и займов.
Также отрицательной тенденцией для ООО Радуга является увеличение непокрытого убытка прошлых лет
Обобщая сказанное можно сделать следующие выводы:
· В течение анализируемого периода политика ООО Радуга была не верной, так как она привела к понижению оборотных средств в частности запасов – товарно-материальных ценностей;
· Кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность, что является отрицательным фактором для ООО Радуга;
Задача 6
Используя дополнительные данные из справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед предприятием (табл. 10), рассчитайте скорректированный коэффициент текущей ликвидности (Ктлск) на конец года с учетом предложений своевременного погашения этой задолженности.
Решение:
1. Скорректированный коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле
ОА - S Pi
Ктлск = ---------------------- ,
КО - Z - S P
где S Pi – сумма государственной задолженности по каждому неисполненному в срок обязательству;
Z – сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием.
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.
2. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием (Z) определяется по формуле
Z = S Pi* ti* Si/100/360, = 90*429*46,5/100/360 = 49,19
где ti – период задолженности по каждому неисполненному в срок обязательству государства;
Si – годовая учетная ставка Центробанка России на момент возникновения задолженности.
ОА - S Pi
Ктлск = ---------------------- , = 96149-90/94035-49,19-902 = 1,023
КО - Z - S P
Скорректированный коэффициент = 1,023
Таблица
Справка о структуре государственной задолженности
перед предприятием
Сумма государственной задолженности по заказам, тыс. руб. |
Дата возникновения задолженности |
Дата окончания задолженности |
Период задолженности (ti) |
Учетная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности (Si) |
50 40 |
04.02 15.05 |
30.10 28.11 |
266 дней 163 дня |
45 48 |
Задача 7.
На основе данных отчетности рассчитать прогрозную модель банкротства по методу Creditmen, разработанному во Франции Ж. Де Паляном, в соответствии с которым финансовая ситуация предприятия может быть точно охарактеризована показателем:
N=25R1 +25R2+1OR3+20R4+20R5,
где Ri-рассчитывается таким методом: R-- показатель предприятия - Ki (нормативный показатель):
1. коэффициент быстрой ликвидности - К1;
2. коэффициент кредитоспособности-К2;
3. коэффициент "иммобилизации собственного капитала-КЗ;
4. коэффициент оборачиваемости запасов-К4;
5. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности-К5.
Коэффициент уравнения (25,25,10,20,20) выражают удельный вес влияния каждого показателя.
К1 = стр.290-стр210/стр690-стр640-стр650-стр660 = 96149-14413/94035-29-42 = 0,87
К2 = средние за год (квартал, полугодие месяц) остатки запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, средств в кассе и на счетах в банке, размер акционерного капитала (уставного фонда), собственного капитала = (51485+85235)+(105+157)/2/(17674+11479)+(15157+14412)/2 = 2,33
К3 = Постоянный капитал/ всего источников собственного капитала = 8000/11479 = 5,4
К4 = Себестоимость реализованной продукции/ТМЦ =76366/14413 = 5,30
К5 = Выручка / средние остатки дебиторской задолженности = 93120/(1235+13744)+(25130+56748)/2 = 1,92
N = 25*0,86+25*2,33+1*5,4-+20*5,30+20*1,92=229,55
Список литературы
1.Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.94 г. № 51 – ФЗ, часть вторая от 26.01.96 г. № 14 – ФЗ//Собрание законодательства РФ – 1994 – №32.
2.Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117 – ФЗ// Парламентская газета – 2000 – № 151-152.
3.О бухгалтерском учете : Федеральный закон РФ № 129 – ФЗ от 21.11.96 г// Российская газета – 1996 – № 228.
4.Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208 – ФЗ //Российская газета – 1995 – № 248.
5.Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы : постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213//Собрание законодательства РФ – 2003 – № 16.
6.О классификации основных средств,
включаемых в амортизационные группы : утверждено Правительством РФ от 1 января
7.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации : утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 1998 – № 23.
8.Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств : Утверждены постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21.01.2003 г. № 7//Финансовая газета – 2003 – № 11.
9. О формах бухгалтерской отчетности организаций : утверждено приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н//Экономика и жизнь – 2003 – № 33.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98 : утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 1999 – № 2.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 : утверждено приказом Минфина РФ от 06.01.99 г. № 43н//Налоговый вестник – 1999 – № 10.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 : утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 2001 – № 31.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 : утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 2001 – № 20.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 : утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 1999 – № 26.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 : утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 1999 – № 26.
16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 : утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н//Экономика и жизнь – 2001 – № 39.
17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 : утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. № 114н //Российская газета – 2003 – № 4.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 : утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.02 г. № 126н//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 2003 – № 9.
19. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации по его применению : утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н//Бухгалтерский учет – 2000 – № 23.
20. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств : утверждены приказом Минфина от 13.10.2003 г. № 91н
21. Порядок ведения кассовых операций в РФ : утвержден решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 г. № 40, доведен письмом Центрального банка РФ от 04.10.93 г. №18 (ред. от 26.02.96 г.).
22. О безналичных расчетах в Российской Федерации : положение Центрального банка РФ от 12.04.01 г. № 2 – П//Вестник Банка России – 2002 – № 74.
23. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации : постановление Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 г. № 88//Российский налоговый курьер – 2000 – № 11.
24. Аннина Л. Л. Реформируем баланс // Учет. Налоги. Право. – 2004 - № 2.
25. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет : учеб. пособ. – Ростов-на-Дону : Изд. центр «МарТ», 2002. (Серия "Экономика и управление»).
26. Благовещенская Г. Составление
бухгалтерской отчетности за
27. Ковязина Н. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам: новый порядок расчета//Финансовая газета. – 2004 – № 7.
28. Ковязина Н. Заработная плата: начисление, удержания, доплаты и компенсации//Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2003 – № 47.
29. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А. С. Бакаев, А. Г. Макарова, Е. А. Мсунковский и др.; под ред. А. С. Бакаева. – М. : Информ. агентство «ИПБ-БИНФА», 2001.
30. Козлова Е. П. и др. Бухгалтерский учет в организациях. – М. : Финансы и статистика, 2002.
31. Кольцов Ю. Если бухгалтер ошибся // Финансовая газета. Региональный выпуск – 2004 – № 13.
32. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : Учеб. пособ. – М. : ИНФРА – М, 2002.
33. Ланина И. Порядок проведения инвентаризации // Финансовая газета. – 2004 – № 8.