Содержание
1. Политика как общественное явление. 3
2. Предмет и метод политологии. 4
3. Структура и функции политологии. 10
Список литературы.. 14
1. Политика как общественное явление
Политика – совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования власти в целях реализации своих общественно значимых интересов[1].
В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом и с правительством.
Среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности.
Так сформировалась мощная общественная потребность в новых и эффективных способах регулирования человеческих отношений. Эта потребность реализовывалась по мере становления государства – как специфического общественного института. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни.
Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика – есть способ рационализации межгрупповых конфликтов[2]. С момента своего зарождения государство служит тем центром силы, который способен принудительными методами организовывать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей.
Политика как особая сфера жизнедеятельности человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.) политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых конфликтов и противоречий. Здесь ее субъектами и агентами выступают национальные государства, различные региональные объединения и коалиции, международные организации. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика.
Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. Микрополитика – более низкий уровень межличностных или внутригрупповых отношений[3].
Важной задачей политологии является изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Эта проблема приобрела особую актуальность в наши дни, когда особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами.
Политика – сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния политика осуществляется внутри любой общественной группы.
2. Предмет и метод политологии
Предмет политологии
Предмет политологии: политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.
Итак, предметом политологии является власть и политика. Сама политическая наука включает в себя различные научно-политические ракурсы. В самом широком смысле в понятие политической науки включается история и теория политических идей, политическая философия, политическая идеология, политическая социология, политическая история, политическая экономия, политическая психология, политология, политическая антропология, политическая астрология, геополитика, международные отношения, политическое право и так далее.
Таким образом, политология является интегральной наукой о политике и власти и многообразие различных способов их описания, исследования и проецирования на будущее. Основными проблемами политологии можно назвать:
1. идейно-теоретическое и социальное обоснование политики;
2. проблемы власти и властных отношений, политических систем, институтов государства, политических режимов;
3. политические партии и движения, политические процессы, политические нормы;
4. политическая культура, политическое сознание, политическая идеология.
Мир политического представляет собой сложное и многообразное явление. Если говорить о термине «политика», то это одно из самых распространенных и многозначных слов, под которым понимают целенаправленную деятельность по реализации поставленных задач в обществе или достижение максимального результата. Например, говорят о мировой политике, о политике государства, об экономической политике, о социальной политике, о политике родителей или одного из них, о политике церкви и так далее. Но, что в курсе политологии под политикой понимается деятельность власти, государства, политической системы в целом, мирового общества и т.д.
Структурными и системными компонентами политики являются управление, правовое и конституционное закрепление власти, механизм правления в рамках различных государственно-политических систем, политические права личности, политическое равноправие и политическое неравенство, механизмы обеспечения функционирования общества и его воспроизводства, отношения граждан и государства, политическая социализация отдельных людей и общества в целом и т.д.
Устойчивость и жизнеспособность политических систем зависит от совпадения интересов субъектов и объектов политики, от готовности правящих элит жить в соответствии с правилами игры, установленными законами, политическими и правовыми нормами. От этого зависит от легитимности системы, легитимность власти, правомерность государства той или иной власти в определенные исторические отрезки времени.
Третий уровень политической деятельности возникает в обществе при определенной готовности самого общества и его политической культуры, при развитости его демократических основ.
Конечной целью политики является достижение интегративного консенсусного состояния общества, состоящего из разнородных групп, слоев, классов, представляющих некое общество, в котором достигается точка политического баланса. Не последнюю роль в достижении такого состояния играет государство с его арсеналом институтов принуждения, законов, норм и общеобязательных решений. Все вышесказанное является существенным предметом исследования политологии.[4]
Методы политологии.
В современной политической науке, существует два уровня методологических исследований: теоретической и прикладной. Все зависит, как правило, от направленности исследования. Полидисциплинарность политической науки предполагает использование различных методов.
Если говорить о теоретических методах исследования, то здесь можно назвать такие методы как:
1. Обще-логический метод, являющийся самым распространенным в любом научном исследовании. Он включает в себя различные элементы: индукцию и дедукцию, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию, мысленный эксперимент.
2. Сравнительный метод один из важнейших методов в политологии, т.к. наиболее строгий политический анализ и выводы науки могут быть достигнуты лишь путем сравнения различных политических систем, различных форм правления, различных методов и способов реализации власти и т.д. Сравнительный метод может и должен использоваться политической наукой с точки зрения выявления методологии самой науки, используемой различными школами и направлениями мировой науки.
3. Социологический метод в политической науке может носить двоякий характер. Во-первых, это теоретические аспекты рассмотрения с точки зрения общей социологии политики. А во-вторых, это разработка конкретных социологических исследований. Как правило, это связано с прикладными исследованиями, разработкой социологических методик как для анализа конкретных политических явлений (например, рейтинг политических лидеров или партий) так и для политического менеджмента и маркетинга.
4. Исторический метод в политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.
5. Системный метод в политической науке рассматривает любое политическое событие с точки зрения анализа общественно - политической системы. Целью этого анализа является выявление взаимосвязей и взаимозависимости отдельных элементов объекта исследования, будь то политический строй, конституция, государство или что-то иное.
6. Психологический метод в политической науке имеет целью исследования:
а) политическое поведение отдельных личностей и политических лидеров в конкретной ситуации, называется бихевиористическим методом;
б) политическое поведение групп, движений, партий в моделируемой политической ситуации, что получило название бихевио-рального подхода;
в) поведение политической системы в условиях воздействия на нее неблагоприятных факторов и возможных вариантов ее трансформации в последующем развитии, что получило название пост - бихевиоричекого анализа;
г) политическое сознание и его стереотипы у разных слоев населения, выявление политических мотивов и их социальной обусловленности, выявление привычных связей, характерного поведения, процесса политической социализации, политических взрывов общественного сознания и их обусловленность, способы тушения политической активности и т.д., что получило название социально-психологического подхода в политической науке.
7. Институциональный метод политической науки занимается непосредственно изучением всего спектра государственных институтов, политических и правовых норм развития, парламентской деятельности государства, регламента, разделения властей на различные ветви и уточнение их функциональной нагрузки и т.д., что, можно назвать одним словом - государство ведение.
8. Метод принятия решения
Мостиком между общетеоретическими и прикладными методами выступает бихевиоризм. Такое направление как бихевиоризм возникло в американской политологии на рубеже двух веков - девятнадцатого и двадцатого и представляет новую методологию в общественных науках. Оно исходит из идеи единства науки и возможных способах человеческого познания через опыт и его логическое обобщение.
Отличием прикладных исследований являются практические рекомендации на текущий момент, выводы о преимуществах тех или иных методов управления и поведения политических лидеров и партий, формирование политического имиджа, технологии процесса политических выборов и т.д. Выводы прикладных исследований обогащают теорию и являются составной частью политической науки, с той только разницей, что используют индуктивные методы и микро политические средства исследования. К таким методам относятся:
1. Наблюдение и констатация фактов. Речь идет об отслеживании событий и результатов тех или иных решений в процессе долговременного последующего развития. Иногда это выглядит как погружение в ситуацию, в движение, в группу, партию с целью отслеживания событий изнутри. Результатом наблюдения и констатации является информация, которая должна носить достоверный и независимый от интересов и симпатий наблюдателя характер.
2. Контент-анализ. Этот метод опирается на анализ текстов, документов, программ, инструкций, законов, статей, лозунгов и т. д. Отслеживается частота использования ключевых слов, касающихся объекта исследования, в качестве которых может выступать и политик, и партия, и политическая ценность и методы управления и многое другое. Происходит как бы независимая экспертиза по тому или иному политику или политическому явлению с точки зрения подачи материала.
3. Опрос и интервьюирование отдельных граждан путем анкетирования с последующем обобщением и систематизацией данных, используя математические, компьютерные и статистические способы обработки материала с целью получения презентативных выводов и прогнозов.
4. Игровые методы используются для предварительного проигрывания управленческих ситуаций с тем, чтобы иметь возможность предсказать не только варианты будущей стратегии, но и варианты тактического развития ситуации. Игровой метод как бы имитирует ситуацию с целью подготовки управленческого персонала для принятия решений.[5]
3. Структура и функции политологии
Функции политологии
Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.
В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.
В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.
Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.[6]
Место и роль политологии в системе общественных наук
В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок.
Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей – очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы.
Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития.
Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.
Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз) главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система – это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.
Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.[7]
Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования.
Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий. Но, конечно, предмет изучения существенно различен.[8]
Список литературы
1. Борисов Л.П. Политология. – М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.: Международные отношения, 2002.
3. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н.. - Введение в политологию. - М.: Владос, 2003.
4. Политология./Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2002
5. Политология./Под ред. Г. В. Полуниной - М.: Акалис, 2004.
6. Политология./ Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2001.
[1] Философский энциклопедический словарь. – М.: Гардарика, 2004. – с. 421.
[2] Андреев С. С. Политическая система и политическая организация общества //Социально-политические науки. - № 2. - 2003. – с. 15.
[3] Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в мировом пространстве. – М.: Дрофа, 2003. – с. 36.
[4] Борисов Л.П. Политология. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 12
[5] Политология./Под ред. Г.В.Полуниной - М.: Акалис, 2004. – С. 38
[6] Политология./ Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 2001. – С. 41
[7] Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.: Международные отношения, 2002. – С. 82
[8] Политология./Под ред. М. Н Марченко. - М.: Зерцало, 2002. – С. 103