Содержание

1. Особенности налоговой системы Японии. 3

2. Порядок прямого налогообложения в Японии. 5

3. Порядок косвенного налогообложения в Японии. 11

Список литературы.. 16

1. Особенности налоговой системы Японии

Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.

 Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.  В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.[1]

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном, установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и  физических лиц.

Вторая - прямые налоги на имущество.

Третья - прямые и косвенные потребительские налоги.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В  Японии платят три вида местных налогов, взимаемых му­ниципалитетами. Это предпринимательский, корпо­ративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облага­емую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, ве­личина каждой из которых может незначительно коле­баться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимо­сти от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и го­родского или (как в случае для Токио) соответственно го­родского и районного. Налоговые ставки могут различать­ся в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио - городского) налога - 6%, го­родского (районного) —- 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежа­щую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридическо­го лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.[2]

 

2. Порядок прямого налогообложения в Японии 

Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц

Самый высокий доход государству приносят подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

 Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги.

Подоходным налогом облагаются заработная плата,  доходы крес­тьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а так­же дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:

1. Проценты по вкладам.

2. Дивиденды.

3. Доходы от недвижимости.

4. Доходы от предпринимательской деятельности.

5. Заработная плата.

6. Бонусы.

7. Выходные пособия, пенсии.

8. Случайные доходы.

9. Смешанные, разносторонние доходы.

10. Доходы от капитала.

Для большинства из них (кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или освобождения от уплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на прожива­ние, составляющий 3200 иен в год.

В деловой практике Японии часто возникает вопрос о том, не слишком ли тяжелое налоговое бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц предусматривает существенные льготы.

Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются «базовая льгота» (необлагаемый минимум дохода налогопла­тельщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца. Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пен­сии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобож­дения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять льгот и освобождений.

Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщи­ка, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычита­ется необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (ба­зисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием явля­ется то, что необлагаемый минимум для семьи из 4-х человек в Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции.

Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяют­ся к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин:

-  С целью справедливого налогообложения доходов разных категорий насе­ления введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей на­логообложения положения лиц наемного труда с одной стороны, и пред­принимателей — с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на себестои­мость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налого­обложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.

-  Ряд специальных инструкций позволял также разделить для целей налого­обложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает до­ход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Нало­гоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, свя­занные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпри­нимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма для це­лей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система «двойного льготирования» была отменена в 1992 г., однако размер «специ­ального вычета» из налогооблагаемой базы при условии заполнения «си­ней» формы налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен.

-  Специальные налоговые льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма уменьша­ется на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превыша­ет 20 лет.

Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного по­доходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено каки­ми-либо специфическими политическими целями.

-  В налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его рыночной стоимостью), предос­тавляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо осво­бождаются от налогов вообще,  либо облагаются  частично.

-  Семейные пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различ­ный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система Японии приветствует се­мьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяже­лое налоговое бремя.

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет - 33,48 %, префектуральная - 5 % от национальной, т. е. - 1,67 % от прибыли, и муни­ципальная - 12,3 % от национальной ставки, или  - 4,12 % от прибыли. Таким обра­зом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40 % прибыли кор­пораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.[3]

Налоги на имущество

Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Весьма сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второй половины 80-х годов в Японии начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, которым предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.

Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

 Большое внимание уделяется в Японии налогообложению момента перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами налогообложения. Существуют две главные предпосылки для обложения наследств и дарений.

 Во-первых, такой налог на пе­редачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних ру­ках и способствует более равномерному распределению ресурсов;

Во-вторых, вве­дение этого налога способствует пополнению бюджета.

Существуют две основные формы обложения передаваемой собственности — дар и завещание. Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога — налог с наследства и налог с дарений.

Ставка налога на наследование дополнительно увеличивается на 20 % для на­следников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая эти добавки, не должна превышать 75 % факти­ческой доли наследника.

При наличии дополнительных условий наследникам предоставляются нало­говые кредиты трех видов:

-  собственность, полученная в подарок наследником от умершего, включает­ся в налогооблагаемую базу; одариваемый, однако, получает кредит в раз­мере налога с дарений по такой собственности во избежание двойного нало­гообложения. Это налоговый кредит по налогу на дарения;

-  если наследнику менее 20 лет, сумма налога на наследство, которую он дол­жен уплатить, снижается на 60 тыс. иен за каждый год наследника, недоста­ющий до 20. Аналогично, если наследник страдает какими-либо заболевани­ями или имеет инвалидность, которые отражаются на его трудоспособности, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен (120 тыс. иен в случае полной утраты трудоспособности) за каждый год до 70 лет (пенсионный возраст);

-  по налогу с дарений при обложении собственности, полученной в дар в те­чение календарного года, существует базовое освобождение от налога, т. е. не облагаются налогом подарки, полученные одариваемым, если сто­имость этих подарков, полученных в течение одного календарного года, не превышает 600 тыс. иен.[4]

3. Порядок косвенного налогообложения в Японии

С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено пря­мое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов.

Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. В связи с интернационализацией хозяйственной жиз­ни, ростом международного разделения труда, разделени­ем транснациональных монополий, изменением структу­ры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоян­но снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более.

 Акцизное налогообложение в Японии имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогооб­ложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматри­вался как один из основных источников налоговых поступлений.

Необходимо отметить и существование специальных налогов на нота­риат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

Центральным звеном реформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского на­лога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value—added tax), широко применяемый в странах Западной Европы. Этим налогом облагаются в принципе любые (за исключением ряда прямо назван­ных в законодательстве случаев) сделки по продаже това­ров и оказанию услуг. Первые практические шаги к введению данного нало­га сделаны и в Японии.

Налог уплачивается на различных стадиях производст­ва и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное зна­чение:

1. Четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки про­изводства;

2.  В процессе расчетов по налогу государство получа­ет сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи ма­кроэкономического программирования;

3. Государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному платель­щику полной суммы налога.

Налог на добавленную стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудя­щихся и чреват инфляционными последствиями.

Введение данного налога стало причиной потери пра­вящей либерально-демократической партией абсолютно­го большинства мест в палате советников. Хотя новое правительство Японии заявило, что пересмотрит правила и нормы взимания указанного налога, но ни о каком су­щественном его пересмотре речь не идет, т. к. 3%-ный потребительский налог является одним из важнейших ис­точников пополнения бюджета.

Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны. Согласно классификации ОЭСР к налогам на потребле­ние относятся общие налоги на потребление (налог на до­бавленную стоимость, налог с продаж на отдельных ста­диях движения товаров и услуг) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы): на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо и транспорт.

Налог на добавленную стоимость позволит точно и быстро проводить налоговые операции с помощью со­вершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического оснащения использование VAT невозможно). Кроме того, введение налога на добав­ленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий рынок. НДС способен значительно увеличить по­ступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

Налог на добавленную стоимость представляет косвен­ный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределитель­ного цикла и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в об­рабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.

Можно построить простейшую схему, в которой фигу­рируют так называемые исходные товары (inputs), кото­рыми могут служить сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары (out puts). 

Добавленную стоимость (VA) можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получа­емой прибыли (m)

VA=V+m

С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за продан­ную продукцию (outputs-О) и произведенных затрат (inputs — I).

VAT=О-I

При расчете налога на добавленную стоимость исполь­зуется четыре метода его определения:

1. прямой аддитивный, или бухгалтерский;

2. косвенный аддитивный;

3. метод прямого вычитания;

4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам.

Если условно «принять ставку налога за «R», то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь вид:   

1. R (V+m)=VAT

2. RV+Rm=VAT

3. R (0-I) =VAT

4. RO-RI=VAT

Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На  практи­ке его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продук­ции).

Этот метод удобен тем, что:

-  позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;

-  наличие счета-фактуры, в котором отражаются на­логи, становится самым важным и принципиальным мо­ментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершен­ной сделки дает возможность для прослеживания движе­ния товара с целью проверки;

-  чтобы использовать первый и второй методы расче­та налога, т. с. методы, основанные на балансах, необхо­димо определить прибыль. Но поскольку в балансах ком­паний совершенные операции по продаже не подразделя­ются на виды товарной продукции в соответствии с дейст­вующими ставками налога, а также не выделяются по ви­дам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый метод дает возможность использо­вания дифференцированной ставки налога.

Третий метод неудобен тем, что применение ставки налога к показателю, получаемому в результате вычита­ния затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же удобен, как и I и II методы, для единой ставки на­лога. На практике неудобно рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут колебаться во времени.

Таким образом, 4-й метод или «инвойсный» наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчиты­ваться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охва­тить товары и использовать более, чем одну ставку.

Ставка потребительского налога составляет 3% (кроме автомобилей, при продажах которых до 1992 г. приме­нялся 6-процентный налог), сумма налога включается в продажную цену товара.

Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисля­ется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.

Потребительский налог распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель им­портного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в это понятие включаются экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуника­ционные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.[5]

Список литературы

1.                     Мещерякова О.В.  Налоговые системы  развитых стран мира. – М.: Правовая культура, 2003.

2.                     Налоги и налогообложение./Под ред. М. В. Романовского,  О. В. Врублевской.– СПб.: Питер, 2004.

3.                     Налоги и налогообложение./Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

4.                     Тихоцкая И. С. Налоговая система Японии – М.: ЮНИТИ, 2004.

5.                     Юткина Т.Ф.  Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2004.


[1] Тихоцкая И. С. Налоговая система Японии – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 24

[2] Юткина Т.Ф.  Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 183

[3] Мещерякова О.В.  Налоговые системы  развитых стран мира. – М.: Правовая культура, 2003. – С. 261

[4] Налоги и налогообложение./Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – С. 179

[5] Налоги и налогообложение./Под ред. М. В. Романовского,  О. В. Врублевской.– СПб.: Питер, 2004. – С. 375