Содержание
1. Общая характеристика источников права. 3
2. Источники бюджетного права. 6
3. Федеральный закон о бюджете. 16
4. Практические задания. 19
Список литературы.. 31
1. Общая характеристика источников права
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.
В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.[1]
Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:
1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;
2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторые другие.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании. Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.
Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.
Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.
Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.
Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.
В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.
Нормативный договор. Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.
2. Источники бюджетного права
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:
- нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;
- финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.[2]
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).
Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.
Таблица 1
Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения[3]
Предметы ведения РФ |
Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ |
Предметы ведения субъектов РФ |
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением |
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам |
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти |
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; |
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон |
|
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти |
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления |
|
федеральная государственная собственность и управление ею |
разграничение государственной собственности |
|
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ |
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами |
|
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; |
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры |
|
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития |
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ |
|
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе |
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта |
|
внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира |
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ |
|
внешнеэкономические отношения РФ; |
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение |
|
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования |
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий |
|
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ |
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды |
|
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности |
кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат |
|
федеральное коллизионное право |
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей |
|
федеративное устройство и территория РФ |
|
|
метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет |
|
|
государственные награды и почетные звания РФ |
|
|
федеральная государственная служба |
|
|
Кроме того, в Конституции закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.[4]
В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.
Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:
- федеральные законы о федеральном бюджете;
- законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;
- нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;
- иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
- нормы международного права.[5]
Федеральный закон “Бюджетный кодекс РФ” был принят в 1998 году и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.
Таблица 2
Компетенция органов власти различных уровней в области
бюджетных правоотношений[6]
Компетенция органов власти РФ |
Компетенция органов власти субъектов РФ |
Компетенция органов местного самоуправления |
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ |
установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ |
установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов |
разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ |
составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов |
составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов |
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ |
распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами |
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов |
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением |
определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ |
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации |
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами |
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом |
установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ |
определение порядка осуществления муниципальных заимствований |
установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам |
осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом |
составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам |
|
установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления |
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов |
|
осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ |
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ |
|
установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ |
|
осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
|
|
установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам |
|
|
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам |
|
|
установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов |
|
|
установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг |
|
|
утверждение бюджетной классификации РФ |
|
|
установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ |
|
|
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований |
|
|
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований |
|
|
определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью |
|
|
установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ |
|
|
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.
Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.
Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”.
Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.
Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ “О бюджетной классификации РФ”.
Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок:
- классификация доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
- классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.[7]
Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон о бюджетной классификации, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета.
Законы о федеральном бюджете рассматриваются Государственной Думой в четырех чтениях. К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения. Текстовая часть закона в последние годы содержит около 150 статей.
В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет, распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ и др.
Отчет об исполнении бюджета готовится органами государственной власти, исполняющими бюджет, и рассматривается органами представительной власти. Он может приниматься в форме закона или решения. На федеральном уровне отчет об исполнении бюджета должен передаваться Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. После написания Счетной палатой РФ заключения на отчет об исполнении бюджета, Государственная Дума в течение 1,5 месяцев должна рассмотреть, принять его в виде закона или отклонить.
В реальности сроки принятия отчета об исполнении в значительной степени отклоняются от утвержденных Бюджетным кодексом. Так отчет об исполнении федерального бюджета на 2001 год был принят лишь в июне 2003 года, а за ряд лет отчеты об исполнении федерального бюджета так и не были приняты вообще, хотя их принятие является необходимым условием завершения бюджетного цикла.
3. Федеральный закон о бюджете
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.[8]
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году. В соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд.[9]
Проект федерального бюджета на 2004 г. составлен в рамках прогноза следующих макроэкономических параметров: ВВП - 15300 млрд. рублей, уровень инфляции - 10 %, среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США - 31,3 рубля за доллар. Прогноз среднегодовой цены за баррель нефти марки Urals для расчета доходной части бюджета был принят на уровне 22 доллара за баррель, расходной - 20 долларов за баррель. Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга - 223,2 млрд. рублей (7,1 млрд. долл.). Величина доходной части федерального бюджета 2004 г. прогнозируется на уровне 2740,2 млрд. рублей или 17,9 % ВВП, расходной - 2656,8 млрд. рублей или 17,4 % ВВП[10].
Доходы проекта федерального бюджета на 2004 год предусмотрены в объеме 2740,9 млрд. рублей и составляют 17,9 % к ВВП.
В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 75,5 %, что ниже утвержденного уровня 2003 года (78,3 %), неналоговые доходы – 8 % (6 %), доходы целевых бюджетных фондов – 0,5 % (0,6 %) и доходы от поступлений по единому социальному налогу – 16 % (15,1 %).
Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2004 год предусматриваются в объеме 2 071,4 млрд. рублей, что в реальном выражении составляет 99,7 % от их утвержденного объема на 2003 год и 92,6 % по сравнению с оценкой их ожидаемого поступления в 2003 году, при этом доля налоговых доходов в ВВП снижается с 14,5 % в 2003 году до 13,5 % в 2004 году.
Бюджетная политика в отношении расходов федерального бюджета на 2004 год нацелена на сокращение доли государственных расходов в ВВП и сохранение их уровня в реальном выражении (с учетом индекса-дефлятора ВВП 109,8 %). При формировании расходов федерального бюджета на 2004 год проведена работа по оптимизации бюджетных расходов исходя из предусматриваемых приоритетов среднесрочного бюджетного планирования и сокращению обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов.
Расходы федерального бюджета на 2004 г. проектируются на уровне 2659,8 млрд. долл., составляя 17,4 % ВВП, при этом, без учета ЕСН, расходы федерального бюджета составляют 2218,2 млрд. рублей (14,5 % ВВП). В сравнении с 2003 г.9 расходы федерального бюджета сократились на 0,6 % ВВП, при этом непроцентные расходы (без ЕСН) уменьшились на 0,4 % ВВП, процентные расходы уменьшились на 0,2 % ВВП. Расходы целевых бюджетных фондов в 2004 г. составят 0,1 % ВВП. Объем ЕСН увеличится с 2,8 % ВВП в 2003 г. до 2,9 % ВВП в 2004 г.
Процентные расходы (расходы по обслуживанию государственного долга) в 2004 г. составят 1,9 % ВВП. Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга составят 1,5 % ВВП (в 2003 г. - 1,7 % ВВП).
Удельный вес расходов, направляемых на обслуживание государственного внутреннего долга, в общем объеме расходов на обслуживание долга увеличится на 2 процентных пункта и достигнет 23 %, тогда как доля расходов на обслуживание государственного внешнего долга сократится до 77 %.
Общий объем финансовых ресурсов, передаваемых из федерального бюджета для финансовой поддержки территориальных бюджетов, составляет 371,4 млрд. руб. (2,45 % ВВП) или 14,3 % от общей величины расходов федерального бюджета. Хотя по сравнению с 2003 г. объем перераспределяемых средств несколько сократился10 , он остается довольно значительным, что свидетельствует о несбалансированности системы распределения налоговых доходов и препятствует повышению прозрачности бюджетной системы в целом.
В составе расходов федерального бюджета на 2004 г. были утверждены следующие фонды - Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов и Фонд регионального развития. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России прогнозируется в 2004 г. на уровне 175,7 млрд. рублей (1,15 % ВВП), Фонда компенсаций - 49,5 млрд. рублей (0,32 % ВВП), Фонда регионального развития - 25,1 млрд. рублей (0,16 % ВВП), Фонда софинансирования социальных расходов - 3 млрд. рублей (0,02 % ВВП).
4. Практические задания
1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы:
Группы экономических норм Конституции |
Содержание экономических основ (краткое изложение соответствующей статьи) |
Для проверки преподавателем |
1. Экономические основы конституционного строя (гл.1) |
Статья 8 1.В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. |
|
2. Экономические права и свободы человека и гражданина (гл.2) |
Статья 34 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Статья 36 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статья 37 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
|
3. Экономические основы федеративного устройства (включая разделение полномочий) (гл.3) |
Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Статья 74 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Статья 75 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. |
|
4. Полномочия Президента в сфере экономики (гл.4) |
Президент Российской Федерации: Статья 83 г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; Статья 86 а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; Статья 84 вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. |
|
5.Полномочия Федерального собрания в сфере экономики (гл.5) |
Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; Статья 103 К ведению Государственной Думы относятся: в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; |
|
6. Полномочия Правительства в сфере экономики (гл.6.) |
Статья 114 Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) осуществляет управление федеральной собственностью; |
|
7. Экономические основы деятельности судов (гл.7.) |
Статья 127 Высший Арбитражный уд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
|
8. Экономические основы местного самоуправления (гл.8) |
Статья 132 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. |
2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм:
Виды норм |
Бюджетный Кодекс |
Конституция |
||||||
1-й пример |
2-й пример |
Пример |
||||||
№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма |
Краткое содержание нормы |
№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма |
Краткое содержание нормы |
№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма |
Краткое содержание нормы |
|||
|
||||||||
А) управомочивающие |
Статья 7 |
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации; |
Статья 9 |
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов; |
Статья 71 П.а)
|
В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; |
||
Б) обязывающие |
Статья 84. |
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; |
Статья 86 |
Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Статья 57 |
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. |
||
В) запрещающие |
Статья 134, п.3. |
Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права: предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов местного бюджета |
Статья 153, п.2. |
Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). |
Статья 29 П.2. |
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. |
||
II. Нетипичные |
||||||||
А) дефинитивные |
Статья 1 п.1. |
К бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга |
Статья 2 |
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год. |
Статья 1. п.1. |
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. |
||
Б) коллизионные |
Статья 140, п.1. |
Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе провести проверку местного бюджета - получателя финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации. |
Статья 141, п.2. |
Органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из федерального бюджета |
Статья 117 |
Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. |
||
В) оперативные |
Статья 138. п.2 |
При получении субъектом Российской Федерации финансовой помощи в объеме, превышающем 50 процентов расходов его консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта Российской Федерации проводится в обязательном порядке. |
Статья 148 |
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. |
Статья 90 п.2. |
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. |
||
III. По методу регулирования |
||||||||
А) императивные |
Статья 97, п.3. |
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации |
Статья 100 п.7. |
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. |
Статья 75. п.1. |
Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. |
||
Б) диспозитивные |
Статья 104, п.2. |
От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному Правительством Российской Федерации ответственному федеральному органу исполнительной власти. |
Статья 130 |
Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс |
Статья 89 п.1. |
Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; |
||
IV. По предмету регулирования |
||||||||
А) материальные |
Статья 95 |
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации |
Статья 96 |
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные от кредитных организаций |
Статья 86, п. в) |
Президент Российской Федерации: в) подписывает ратификационные грамоты |
||
Б) процессуальные |
Статья 96,2 п.3. |
Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. |
Статья 96,5 п.4. |
Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. |
Статья 83, п. в) |
Президент Российской Федерации: в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации |
||
3. Из Бюджетного кодекса, Административного Кодекса, Уголовного кодекса найти правонарушения, которые могут происходить в бюджетной сфере, и выписать их в виде следующей таблицы:
Содержание правонарушения |
БК |
АК |
УК |
Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка |
Статья 301 |
- |
- |
Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка |
Статья 300 |
- |
- |
Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда |
- |
Статья 15.10 |
- |
Нецелевое использование бюджетных средств |
Статья 289 |
Статья 15.10 |
Статья 285.1 |
Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе |
Статья 290 |
Статья 15.15 |
- |
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов |
Статья 285.2 |
||
Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов |
Статья 287 |
- |
- |
Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе |
Статья 291 |
||
Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением |
Статья 292 |
||
Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств |
Статья 293 |
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант 2004.
3. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 26.07.2004). – Справочная система Гарант 2004.
5. Федеральный закон «О Федеральном бюджете 2004» от 28 ноября 2003 года - Справочная система Гарант.
6. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002.
7. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.
9. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
10. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.
[1] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 54.
[2] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – с. 116.
[3] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с. 248.
[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004. – ст.132.
[5] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с. 164.
[6] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с.250.
[7] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – с. 87.
[8] Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004. – ст.11.
[9] Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004. – ст. 17.
[10] ФЗ «О Федеральном бюджете 2004» от 28 ноября 2003 года - Справочная система Гарант.