Содержание

1. Общая характеристика источников права. 3

2. Источники бюджетного права. 6

3. Федеральный закон о бюджете. 16

4. Практические задания. 19

Список литературы.. 31

1. Общая характеристика источников права

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.[1]

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:

1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;

2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;

3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;

4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании. Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Нормативный договор. Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

2. Источники бюджетного права

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:

-             нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;

-             финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.[2]

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.

Таблица 1

Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения[3]

Предметы ведения РФ

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ

Предметы ведения субъектов РФ

принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон

 

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

 

федеральная государственная собственность и управление ею

разграничение государственной собственности

 

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами

 

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры

 

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ

 

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

 

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ

 

внешнеэкономические отношения РФ;

координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение

 

оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий

 

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды

 

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат

 

федеральное коллизионное право

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

 

федеративное устройство и территория РФ

 

 

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет

 

 

государственные награды и почетные звания РФ

 

 

федеральная государственная служба

 

 

Кроме того, в Конституции закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.[4]

В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.

Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:

-             федеральные законы о федеральном бюджете;

-             законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;

-             нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;

-             иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;

-             нормы международного права.[5]

Федеральный закон “Бюджетный кодекс РФ” был принят в 1998 году и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.

Таблица 2

Компетенция органов власти различных уровней в области

бюджетных правоотношений[6]

Компетенция органов власти РФ

Компетенция органов власти субъектов РФ

Компетенция органов местного самоуправления

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ

установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ

установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов

разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ

составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов

составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов

разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ

распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами

определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением

определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ

определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов

определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов

определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом

установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ

определение порядка осуществления муниципальных заимствований

установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам

осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом

составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам

 

установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов

 

осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ

определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ

 

установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ

 

осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

 

 

установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам

 

 

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам

 

 

установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов

 

 

установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг

 

 

утверждение бюджетной классификации РФ

 

 

установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

 

 

формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований

 

 

формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований

 

 

определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью

 

 

установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

 

 

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.

Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.

Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”.

Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.

Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ “О бюджетной классификации РФ”.

Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок:

-             классификация доходов бюджетов РФ;

-             функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

-             экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

-             ведомственную классификацию расходов федерального бюджета

-             классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ

-             классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

-             классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

-             классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.[7]

Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон о бюджетной классификации, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета.

Законы о федеральном бюджете рассматриваются Государственной Думой в четырех чтениях. К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения. Текстовая часть закона в последние годы содержит около 150 статей.

В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет, распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ и др.

Отчет об исполнении бюджета готовится органами государственной власти, исполняющими бюджет, и рассматривается органами представительной власти. Он может приниматься в форме закона или решения. На федеральном уровне отчет об исполнении бюджета должен передаваться Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. После написания Счетной палатой РФ заключения на отчет об исполнении бюджета, Государственная Дума в течение 1,5 месяцев должна рассмотреть, принять его в виде закона или отклонить.

В реальности сроки принятия отчета об исполнении в значительной степени отклоняются от утвержденных Бюджетным кодексом. Так отчет об исполнении федерального бюджета на 2001 год был принят лишь в июне 2003 года, а за ряд лет отчеты об исполнении федерального бюджета так и не были приняты вообще, хотя их принятие является необходимым условием завершения бюджетного цикла.

3. Федеральный закон о бюджете

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.[8]

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году. В соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд.[9]

Проект федерального бюджета на 2004 г. составлен в рамках прогноза следующих макроэкономических параметров: ВВП - 15300 млрд. рублей, уровень инфляции - 10 %, среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США - 31,3 рубля за доллар. Прогноз среднегодовой цены за баррель нефти марки Urals для расчета доходной части бюджета был принят на уровне 22 доллара за баррель, расходной - 20 долларов за баррель. Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга - 223,2 млрд. рублей (7,1 млрд. долл.). Величина доходной части федерального бюджета 2004 г. прогнозируется на уровне 2740,2 млрд. рублей или 17,9 % ВВП, расходной - 2656,8 млрд. рублей или 17,4 % ВВП[10].

Доходы проекта федерального бюджета на 2004 год предусмотрены в объеме 2740,9 млрд. рублей и составляют 17,9 % к ВВП.

В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 75,5 %, что ниже утвержденного уровня 2003 года (78,3 %), неналоговые    доходы – 8 % (6 %), доходы целевых бюджетных фондов – 0,5 % (0,6 %)  и доходы от поступлений по единому социальному налогу – 16 % (15,1 %).

Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2004 год предусматриваются в объеме 2 071,4 млрд. рублей, что в реальном выражении составляет 99,7 % от их утвержденного объема на 2003 год и 92,6 % по сравнению с оценкой их ожидаемого поступления в 2003 году, при этом доля  налоговых доходов в ВВП снижается с 14,5 % в 2003 году до 13,5 % в 2004 году.

Бюджетная политика в отношении расходов федерального бюджета на 2004 год нацелена на сокращение доли государственных расходов в ВВП и сохранение их уровня в реальном выражении (с учетом индекса-дефлятора ВВП 109,8 %). При формировании расходов федерального бюджета на 2004 год проведена работа по оптимизации бюджетных расходов исходя из предусматриваемых приоритетов среднесрочного бюджетного планирования и сокращению обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов.

Расходы федерального бюджета на 2004 г. проектируются на уровне 2659,8 млрд. долл., составляя 17,4 % ВВП, при этом, без учета ЕСН, расходы федерального бюджета составляют 2218,2 млрд. рублей (14,5 % ВВП). В сравнении с 2003 г.9 расходы федерального бюджета сократились на 0,6 % ВВП, при этом непроцентные расходы (без ЕСН) уменьшились на 0,4 % ВВП, процентные расходы уменьшились на 0,2 % ВВП. Расходы целевых бюджетных фондов в 2004 г. составят 0,1 % ВВП. Объем ЕСН увеличится с 2,8 % ВВП в 2003 г. до 2,9 % ВВП в 2004 г.

Процентные расходы (расходы по обслуживанию государственного долга) в 2004 г. составят 1,9 % ВВП. Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга составят 1,5 % ВВП (в 2003 г. - 1,7 % ВВП).

Удельный вес расходов, направляемых на обслуживание государственного внутреннего долга, в общем объеме расходов на обслуживание долга увеличится на 2 процентных пункта и достигнет 23 %, тогда как доля расходов на обслуживание государственного внешнего долга сократится до 77 %.

Общий объем финансовых ресурсов, передаваемых из федерального бюджета для финансовой поддержки территориальных бюджетов, составляет 371,4 млрд. руб. (2,45 % ВВП) или 14,3 % от общей величины расходов федерального бюджета. Хотя по сравнению с 2003 г. объем перераспределяемых средств несколько сократился10 , он остается довольно значительным, что свидетельствует о несбалансированности системы распределения налоговых доходов и препятствует повышению прозрачности бюджетной системы в целом.

В составе расходов федерального бюджета на 2004 г. были утверждены следующие фонды - Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов и Фонд регионального развития. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России прогнозируется в 2004 г. на уровне 175,7 млрд. рублей (1,15 % ВВП), Фонда компенсаций - 49,5 млрд. рублей (0,32 % ВВП), Фонда регионального развития - 25,1 млрд. рублей (0,16 % ВВП), Фонда софинансирования социальных расходов - 3 млрд. рублей (0,02 % ВВП).

4. Практические задания

1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы:

Группы экономических норм Конституции

Содержание экономических основ (краткое изложение соответствующей статьи)

Для проверки преподавателем

1. Экономические основы конституционного строя (гл.1)

Статья 8

1.В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут  находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

2. Экономические права и свободы человека и гражданина (гл.2)

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может  быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной  собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд  свободен. Каждый  имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и  профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

3. Экономические основы федеративного устройства (включая разделение полномочий) (гл.3)

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная  энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения  землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в  Российской Федерации

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается  установление таможенных  границ, пошлин,  сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет

 независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

4. Полномочия Президента в сфере экономики (гл.4)

Президент Российской Федерации:

Статья 83

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об

 освобождении от должности Председателя   Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

Статья 86

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

Статья 84

вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается  к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

5.Полномочия Федерального собрания в сфере экономики (гл.5)

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

Статья 103

К ведению Государственной Думы относятся:

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

6. Полномочия Правительства в сфере экономики (гл.6.)

Статья 114

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

7. Экономические основы деятельности судов (гл.7.)

Статья 127

Высший Арбитражный  уд Российской Федерации является  высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

8. Экономические основы местного самоуправления (гл.8)

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм:

Виды норм

Бюджетный Кодекс

Конституция

1-й пример

2-й пример

Пример

№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма

Краткое содержание нормы

№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма

Краткое содержание нормы

№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма

Краткое содержание нормы

I. Типичные

А) управомочивающие

Статья 7

В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению  Российской Федерации относятся: установление общих  принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

Статья 9

В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся: установление порядка составления и  рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об

 исполнении местных бюджетов;

Статья 71

П.а)

 

В ведении Российской Федерации находятся:                     

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации  и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

Б) обязывающие

Статья 84.

Исключительно из  федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

Статья 86

Исключительно из  бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые  налоги или  ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В) запрещающие

Статья 134, п.3.

Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права: предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов местного бюджета

Статья 153, п.2.

Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои  резервные фонды, а  также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Статья 29

П.2.

Не допускаются пропаганда  или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,

 национального, религиозного или языкового превосходства.

II. Нетипичные

А) дефинитивные

Статья 1 п.1.

К бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между     субъектами бюджетных правоотношений  в процессе  формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех  уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга

Статья 2

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из  настоящего Кодекса и принятых в  соответствии с ним  федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 1. п.1.

Российская   Федерация  - Россия  есть демократическое

 федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Б) коллизионные

Статья 140, п.1.

Уполномоченный орган государственной власти  субъекта Российской Федерации вправе провести проверку местного бюджета -  получателя финансовой помощи из  бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 141, п.2.

Органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществлять контроль за  расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из федерального бюджета

Статья 117

Президент  Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

В) оперативные

Статья 138. п.2

При получении субъектом Российской Федерации финансовой помощи в объеме, превышающем 50 процентов расходов его  консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта Российской Федерации проводится в обязательном порядке.

Статья 148

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Статья 90 п.2.

Указы и  распоряжения Президента Российской  Федерации обязательны для   исполнения на   всей территории Российской Федерации.

III. По методу регулирования

А) императивные

Статья 97, п.3.

Федеральные органы  государственной власти используют все полномочия по  формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации

Статья 100 п.7.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Статья 75. п.1.

Денежной единицей в  Российской Федерации  является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Б) диспозитивные

Статья 104, п.2.

От имени   Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим  заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному Правительством Российской Федерации ответственному федеральному органу исполнительной власти.

Статья 130

Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс

Статья 89 п.1.

Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

IV. По предмету регулирования

А) материальные

Статья 95

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах: государственные займы,  осуществляемые путем выпуска ценных  бумаг от имени субъекта Российской Федерации

Статья 96

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут  быть внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные от кредитных организаций

Статья 86, п. в)

Президент Российской Федерации: в) подписывает ратификационные грамоты

Б) процессуальные

Статья 96,2 п.3.

Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на  соответствующий  финансовый год.

Статья 96,5 п.4.

Правительство Российской Федерации направляет  ежеквартальные и  годовые отчеты в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их  размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Статья 83, п. в)

Президент Российской Федерации: в) принимает решение об  отставке Правительства Российской Федерации

3. Из Бюджетного кодекса, Административного Кодекса, Уголовного кодекса найти правонарушения, которые могут происходить в бюджетной сфере, и выписать их в виде следующей таблицы:

Содержание правонарушения

БК

АК

УК

Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка

Статья 301

-

-

Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка

Статья 300

-

-

Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда

-

Статья 15.10

-

Нецелевое использование бюджетных средств

Статья 289

Статья 15.10

Статья 285.1

Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе

Статья 290

Статья 15.15

-

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Статья 285.2

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов

Статья 287

-

-

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе 

Статья 291

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением

Статья 292

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств

Статья 293

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004.

2.     Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант 2004.

3.     Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004.

4.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 26.07.2004). – Справочная система Гарант 2004.

5.     Федеральный закон «О Федеральном бюджете 2004» от 28 ноября 2003 года - Справочная система Гарант.

6.     Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002.

7.     Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003.

8.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

9.     Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

10.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.


[1] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 54.

[2] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – с. 116.

[3] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с. 248.

[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004. – ст.132.

[5] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с. 164.

[6] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с.250.

[7] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – с. 87.

[8] Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004. – ст.11.

[9] Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004. – ст. 17.

[10] ФЗ «О Федеральном бюджете 2004» от 28 ноября 2003 года - Справочная система Гарант.