Содержание

Тема 1. Методологические основы менеджмента..................................... 3

1.................................................................................................................................................... 3

2.................................................................................................................................................... 3

3.................................................................................................................................................... 4

Тема 3. Организация как система: общая модель и её характеристики. Эффективность организации....................................................................... 5

2.................................................................................................................................................... 5

3.................................................................................................................................................... 6

4.................................................................................................................................................... 6

5.................................................................................................................................................... 7

Тема 5. Структура управления организацией.......................................... 7

1.................................................................................................................................................... 7

2.................................................................................................................................................... 8

3.................................................................................................................................................. 10

4.................................................................................................................................................. 11

Тема 7. Контроль......................................................................................... 12

1.................................................................................................................................................. 12

2.................................................................................................................................................. 12

3.................................................................................................................................................. 13

Тема 9. Финансовый менеджмент............................................................. 13

2.................................................................................................................................................. 13

3.................................................................................................................................................. 13

Тема 11. Принятие и реализация управленческих решений................. 14

1.................................................................................................................................................. 14

2.................................................................................................................................................. 15

Список литературы..................................................................................... 17

Тема 1. Методологические основы менеджмента

1.

Основателем научного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915). Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; разви­тие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».

В основе научного менеджмента лежат четыре научных принципа (правила уп­равления):

·        создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

·        отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

·        сотрудничество администрации с рабочими в деле практи­ческого внедрения НОТ;

·        равномерное и справедливое распределение обязанностей (от­ветственности) между рабочими и менеджерами.

2.

Содержание процесса менеджмента, а также его теории можно представить как систему четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих частичных процессов (подсистем), выделенных в соответствии с тремя аспектами – целевым, функциональным, обеспечивающим и управляющим.

Исходной базой и основой декомпозиции является целевой аспект, в соответствии с которым процесс подразделяется на основные менеджерские цели.

Не менее важен функциональный аспект, в соответствии с которым выделяются следующие функции - планирование, организация, руководство и контроль. Это наиболее комплексный, эффективный и часто применяемый метод идентификации деятельности менеджеров. Менеджерские функции служат основой для формирования структуры и упорядочения информации о процессе управления.

Деятельность менеджера включает управляющий аспект, то есть подготовку и выбор решений. Это важная часть его работы, неразрывно связанная со всеми функциями, а потому является неотъемлемой частью процесса менеджмента.

Для выполнения менеджерских функций, а следовательно, и для принятия решений необходимо обеспечение (обычно информация). Это обязательное условие рационального функционирования любой управленческой системы, так как в определенном смысле менеджмент носит характер информационного процесса.

3.

Целевая подсистема для ВУЗа заключается в следующем:

повышение престижа ВУЗа, через более качественное образование;

обеспечение большей доступности образования;

рост благосостояния работников ВУЗа;

наличие разработанной стратегии и тактики деятельности ВУЗа.

Обеспечивающая подсистема рекламного агентства заключается в следующем:

наличием в фирме необходимого квалифицированного персонала;

наличие четкой структуры управления;

наличие необходимых финансовых ресурсов;

наличие разработанной стратегии и тактики деятельности рекламного агентства;

Функциональная подсистема производителей автомобилей заключается в следующем:

четкое распределение функций менеджеров всех звеньев, рабочих и служащих;

четко выраженная вертикальная структура управления:

наличие разработанной стратегии и тактики деятельности фирмы;

Тема 3. Организация как система: общая модель и её характеристики. Эффективность организации

2.

Формальные: завод, школа, институт, театральная студия, магазин, ресторан, комитет ветеранов, литературное объединение, полк, туристы в официальной группе.

Неформальные: рок-группа, очередь в поликлинике, туристы в самодеятельной группе, группа по занятиям ушу, очередь за билетами в театр, фан-клуб, пасажиры в автобусе.

Формальным организациям следует относить такие организации, деятельность которых достаточно формализована, т.е. четко регламентирована законодательством, а более детально уставом конкретной организации. Таким образом, формальные организации официально признаются государством и связаны с государством. Такие организации на постоянной основе либо финансируются из бюджета (школа, институт), либо вносят платежи в бюджет (напр., налоги).

Неформальные же организации, как правило, не имеют четкой законодательной регламентации и действуют в пределах принципа разрешено все, что не запрещено законом

3.

Предметы потребления: овощи, безалкогольные напитки, фрукты, автомобиль, полотенца, книги для библиотеки, факсы, мебель, посуда фарфоровая, ящики, посуда металлическая, водопровод, сигареты, сахар, лаки, вода, бензин, газ, уголь.

Трудовые ресурсы: технолог, повара, швейцар, заведующий складом, обучение персонала

Средства производства, предметы труда и материалы: станки, пластмасса, факсы, лаки, краски, вода, инструменты, спецодежда.

Вспомогательные ресурсы для производства: автомобиль, смазочные масла, маркетинговые исследования, выставка-продажа, запчасти, газ, уголь.   

Принцип заключается в том, что в данном случае классификация проводится на предмет принадлежности к производству, т.е. это может быть готовый продукт (предметы потребления), средства производства, один из факторов производства (трудовые ресурсы) и вспомогательные ресурсы для производства.  

4.

Как справедливо отмечал П. Дракер, люди в современных компаниях "не являются ни зависимыми, ни независимыми; они взаимозависимы". Последнее обстоятельство исключительно важно для осмысления как принципов организации, так и показателей её эффективности.

Поэтому при расчёте показателей эффективности именно творческая деятельность является главным источником прогресса организаций. Лежащая в основе творчества неэко­номическая мотивация становится важнейшим ресурсом, успешное использование которого обеспечивает успех современных предпринимателей. Именно она делает возможным образование внутри адаптивной корпорации мобильных производственных и научных групп, способных стать основой креативной корпорации. Именно она приводит к выходу за пределы компании людей, способных самореализоваться вне прежней структуры. Именно она, распространяясь на саму креативную корпорацию как на новый продукт ее создателей, обеспечивает формирование в них того чувства ответственности, которое является залогом ее успеха и устойчивости.

5.

Тема 5. Структура управления организацией

1.

Сформируем организационную структуру торгово-закупочной фирмы в форме ООО.

Представим такую организационную структуру в виде схемы:

Директор ООО

 

Гл. бухгалтер

 

Отдел маркетинга

 

Коммерческий отдел

 
 

В данной структуре за подразделениями аппарата управления закреплены следующие основные функции:

Директор – осуществление общего руководства фирмой, подписание всех важных документов финансово-хозяйственной деятельности.

Гл.  бухгалтер – ведение бухгалтерского учета в фирме.

Отдел маркетинга – исследование рынка поиск новых покупателей и поставщиков, поиск иных видов деятельности, договорная работа, мониторинг цен.

Коммерческий отдел - непосредственное осуществление торговых сделок  купли-продажи.

Зам директора – задачи общей координации деятельности организации, служебные командировки.

2.

Оптимальная структура управления представляет собой такую структуру, при которой с максимальной эффективностью используются имеющиеся ресурсы фирмы.

Оптимальная структура управления, с точки зрения современного менеджмента, предполагает:

Использование в управлении теории систем, облегчаю­щей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Глав­ные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т. е. пред­приятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функциониро­вать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

• Применение к управлению ситуационного подхода, со­гласно которому функционирование предприятия обусловлива­ется реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, т. е. конкрет­ный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. От­сюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на кото­рые, можно эффективно достигать цели.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей фило­софии бизнеса, изменения психологии работающих (в том чис­ле менеджеров), повышения их квалификации и роста лично­стного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить по­зиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

Оптимальная структура управления представляет собой такую структуру, при которой с максимальной эффективностью используются имеющиеся ресурсы фирмы.  

Основные недостатки для автомобильного завода

трудно контролируемая ситуация;

сложно установимый хороший контакт с коллективом;

низкие возможности оперативного принятия решения и быстрого его воплощения в жизнь;

низкая мобильность;

относительно высокие риски при внедрении новых моделей авто.

К преимуществам  можно отнести следующее:

- возможность использования эффекта на масштабе;

 возможности внедрения более прогрессивных технологий;

относительно высокие инвестиционные возможности;

Инструкция для менеджера по организации нового маршрута по Уралу:

рассмотреть альтернативные варианты маршрутов и выбрать наиболее оптимальный;

сделать тщательный отбор обслуживающего персонала, отвечающим критериям установленной нашей фирмой;

отказывать в возможности выхода на маршрут тем лицам, личность которых вызывает обоснованные сомнения;

постоянно контролировать ситуацию, а  в сомнительных случаях советоваться с моим заместителем.

3.

3.    

Можно использовать два метода передачи полномочий в рамках данной организации. Старший официант должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью:

·        Организационная схема, таблица.

Можно построить схему структуры ресторана с системой внутренних взаимосвязей. Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношений внутри организации. Как источник получения информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления рестораном и в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.

·        Руководство (справочник) по организационному построению предприятия.

Такой документ содержит перечень должностей с их подробным описанием.

4.

Централизованный метод управления:

Достоинства:

-         видимость единой цели на всех этапах управления;

-         ограничение возможности злоупотребления властью на местах.

Недостатки:

-         недостаточно развитая инициатива на местах

-         возможность исполнения неэффективных решений

Децентрализованный метод управления:

 Достоинства:

-         возможность более эффективного управления на местах в конкретных ситуациях;

-         возможность принятия эффективных оперативных решений на местах.

Недостатки:

- возможность злоупотребления властью на местах.

Тема 7. Контроль

1.

Стандарты контроля представляют собой определенные нормативы, обеспечивающие выполнение определенных дисциплин (финансовой, технической и др.).

Для туристического агентства схема организации контроля может выглядеть следующим образом:

организация внешнего контроля за конкурентами и их ценами;

организация контроля за финансово-налоговой дисциплиной.

Организация внутреннего контроля за:

добросовестной работой персонала;

распределением прибыли:

экономической безопасности.

2.

Стандарты контроля представляют собой определенные нормативы, обеспечивающие выполнение определенных дисциплин (финансовой, технической и др.).

Развитая система контроля является необходимым условием эффективной деятельности организации.

Предварительный контроль позволяет спланировать деятельность (бизнес-план, инвестиционный проект) грамотно с экономической точки зрения, учитывая при этом возможные риски, т.е. спроецировать некую модель действий организации;

Текущий контроль позволяет отслеживать на сколько выполняются запланированные действия, и какая корректировка необходима, т.е. позволяет вовремя увидеть недостатки и устранить их.

Заключительный контроль позволяет подвести итоги деятельности организации за определенный период рассмотреть динамику и сделать соответствующие выводы.

3.

По моему мнению, приоритетное значение имеет контроль за использованием тех ресурсов, которых на данном предприятии наибольший дефицит. Например, если для работы некоторой фирмы требуются только высококвалифицированные специалисты рынок которых ограничен, то приоритетное значение должно  уделяться контролю за использованием человеческих ресурсов.

Тема 9. Финансовый менеджмент

2.

Например, акционерная форма собственности будет подразумевать использования в финансовом менеджменте таких понятия как контрольный пакет акций, различные типы акций данного предприятия (простые, привелегированные), определенную форму финансовой отчетности и т.д.

3.

Оптимальной структурой финансирования можно считать такую, которая позволяет предприятию решать задачи повышения прибыльности и рентабельности и в то же время не снижает ниже нормативного значения платежеспособность и финансовую устойчивость.

Финансирование фирмы может происходить путем самофинансирования, что является наиболее предпочтительным, но не всегда реальным, особенно в период становления фирмы.

Финансирование фирмы может происходить также путем кредитования, т.е. за счет заемных средств, данный способ менее привлекателен, но часто является единственно реальным. При таком методе финансирования основным принципом деятельности предприятия является то, чтобы проценты за кредит не превысили прибыль от деятельности фирмы.

Тема 11. Принятие и реализация управленческих решений

1.

В условиях определенности принимаются решения, когда все рыночные  факторы известны и могут быть просчитаны, например, в условиях плановой экономики.

Рыночная экономика имеет дело с условиями неопределенности, т.е. условиями различных рисков, инфляционных, упущенной выгоды, потери имущества, изменений рыночных условий и др.

На принятие управленческого решения влияют такие факторы как:

интересов фирмы;

личного интереса;

финансовые возможности компании;

оценка экономической целесообразности проекта;

аудиторское заключение;

др.

К методикам принятия решений можно отнести:

комплексную;

финансового анализа;

маркетинговую;

другие.

2.

При разработки схемы принятия решения менеджером ресторана решения будем следовать стандартной схеме принятия решения:

1.     Выявление необходимости принимать решение.

Необходимость очевидна – при отсутствии активного воздействия на рынок ресторан может потерять репутацию и, как следствие полностью потерять наработанную клиентскую базу.

2.       Анализ и определение возникшей проблемы или открывшейся возможности.

Допустим, что в ходе собственного расследования выявлено, что данная информация в СМИ ложная и является, по-видимому, антирекламой конкурентов.

3.     Изучение возможных альтернатив.

Можно предложить запустить встречную антирекламу в СМИ против конкурентов, либо потребовать независимой экспертизы деятельности ресторана.

4.     Выбор желательной альтернативы.

Встречная антиреклама нежелательна, так как подобные действия в конечном итоге повредят репутации ресторана. После рассмотрения преимуществ и недостатков каждой альтернативы избираем наиболее многообещающий способ действий: независимая экспертиза деятельности ресторана с последующим освещением её результатов в СМИ и инициация судебного процесса против СМИ, распространяющего антирекламу.

5.     Выполнение выбранного решения.

Вышеназванное решение претворяется в жизнь.

6.     Оценка полученных результатов.

Необходимо будет оценить, привел ли выбранный способ к достижению цели, не возникают ли новые проблемы или возможности в результате этого решения и не следует ли принимать новое решение.

Список литературы

1.     Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1993. – 423 с.

2.     Боудинг В. Эффективный менеджер. Мотивация вашего коллектива: Учеб. пособие. – М.: “The Open University”, 1998. – 458 с.

3.     Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2000. – 321 с.

4.     Галенко О.А., Страхова С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. – М.: ПРИОР, 1998. – 256 с.

5.     Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 365 с.

6.     Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. – 1997. – №10. – 37-46 с.

7.     Лилеевой З.А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: как руководить организацией. – М.: Дело, 1999. – 457 с.

8.     Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. – 678 с.

9.     Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвилли Н.Д. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 439с.