Содержание
1 |
Понятие и виды бухгалтерских счетов |
3 |
2 |
Упрощенная форма бухгалтерского учета |
11 |
3 |
Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета |
14 |
4 |
Задание 1 |
17 |
5 |
Задание 2 |
22 |
6 |
Задание 3 |
39 |
7 |
Задание 4 |
56 |
8 |
Задание 5 |
59 |
Список литературы |
63 |
1. Понятие и виды бухгалтерских счетов
Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера.
Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.
Счет - это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
Счет - это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.
Счет - основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности - бухгалтерский баланс.
Таким образом, счет - это специфический метод системного отражения влияния хозяйственной операции на состояние объекта учета.
Названия счетов и их коды определяются Планом счетов.
Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.
На каждом счете отражаются по характеру экономически однородные операции.
Именно понимание того, что учитываемые объекты необходимо группировать по принципу однородности, и легло в основу при создании системы бухгалтерских счетов.
Все однородные виды хозяйственных средств и их источников должны показываться на тех бухгалтерских счетах, наименование которых соответствует характеру учитываемых средств или их источников.
Записи по счетам должны осуществляться в хронологическом порядке, то есть последовательно в порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций.
Учетные записи по счетам ведут в денежном измерении, какие бы большие или маленькие суммы ни приходилось записывать.
На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.
По внешнему виду счет можно представить в виде таблицы, состоящей из двух частей.
Левая часть (сторона) счета называется дебетом (от латинского "debet" - должен) - обычно пишется сокращенно: Д-т или Д.
Правая часть (сторона) счета называется кредитом (от латинского "credit" - верить) - обычно пишется сокращенно: К-т или К.
Записываемые на счете хозяйственные операции вызывают уменьшение или увеличение данной группы средств (или их источников), для которой открыт счет.
Каждая сторона счета предназначена для раздельного отражения увеличения или уменьшения сумм.
Наличие двух сторон у счета обусловлено необходимостью раздельного учета увеличений и уменьшений, а также удобством записей по счету.
По одной стороне записывается увеличение, а по другой стороне - уменьшение остатка средств на счете в результате совершения хозяйственных операций.
Правила двойной записи предполагают, что для отражения любой хозяйственной операции требуется по крайней мере два счета, то есть должен быть один (или более) дебетуемый счет и один (или более) кредитуемый счет. Итог записей по дебету должен быть равен итогу записей по кредиту.
Иначе говоря, увеличение в активах записывается в дебет счетов активов, а уменьшение в активах записывается в кредит счетов активов и наоборот - увеличение в пассивах и капитале записывается организациями в кредит счетов пассивов и капитала, а уменьшение в пассивах и капитале - в дебет счетов пассивов и капитала.
Счет предназначен не только для сбора и отражения всех количественных изменений, вызываемых в данной группе средств хозяйственными операциями, но и для вывода в любой момент остатка этих средств.
Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, а также на доходы и расходы [6, с. 10].
На счете записывается первоначальное состояние учитываемого объекта, а затем регистрируются изменения его размера. На одной стороне счета показываются увеличения учитываемых на нем сумм, а на другой - уменьшения. Это дает возможность подсчитать за определенный период времени итоги увеличений и уменьшений на каждой стороне счета в отдельности. Кроме того, в любой момент можно установить состояние (величину) учитываемого объекта. Это состояние на определенный момент называется остатком, или сальдо.
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив (в зависимости от получения показателей о средствах или источниках образования средств) все счета бухгалтерского учета делятся:
- на активные счета;
- на пассивные счета;
- на активно - пассивные счета.
Активные счета
Активные счета - это бухгалтерские счета, на которых учитываются различные виды имущества и другие средства организации (активы), их наличие, состав, движение. Это те объекты учета, в которые организация вложила средства.
К активным счетам, в частности, относятся счет 01 "Основные средства", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и т.д.
Активный счет расположен в активе баланса и имеет следующие отличия:
- на активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Это связано с тем, что в балансе средства по их составу показываются в левой стороне (активе);
- в активных счетах поступление средств в организацию отражается (записывается) по дебету, а выбытие этих средств - по кредиту счета.
Таким образом, по активному счету отражаются:
по дебетовой стороне счета - остатки на начало и конец проведения операций, а также хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;
по кредитовой стороне счета - только хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.
Для определения остатка по активному счету на конец проведения операции (Ск) используется следующая формула:
Ск = Сн + Об.Д - Об.К (формула для активного счета).
При записях хозяйственных операций на активных счетах могут возникнуть только две ситуации.
Ситуация 1.
Сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле.
Ситуация 2.
Сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета равны сумме, показанной по кредиту счета. В этом случае сальдо (остатка) на конец отчетного периода не будет.
Начальное сальдо (остаток) на первое число текущего месяца заполняется в случае, если в начале месяца (на момент открытия счета) был остаток каких-либо средств. В этом случае сумма такого остатка в рублях записывается в дебетовую часть счета.
Увеличение остатка средств, происходящее в результате хозяйственных операций в течение текущего месяца (дебетовая сторона), заполняется в случае, если в течение месяца из первичных учетных документов следует, что в организацию поступили какие-либо средства: материальные ценности, денежные средства. В результате хозяйственные средства организации увеличились. Таким образом, эти "увеличения" записываются в дебет активного счета.
Уменьшение остатка средств, происходящее в результате хозяйственных операций в течение текущего месяца (кредитовая сторона), заполняется в случае, если в течение месяца из первичных учетных документов следует, что организация расходовала свои средства (например, оплачивала какие-либо виды работ, передавала в собственность и др.), в результате чего такие средства, которые учитываются на данном счете, уменьшились. Следовательно, "уменьшения" записывают в кредит активного счета.
Оборот по дебету - если в течение месяца по дебету счета записываются операции, то в конце месяца подсчитывается оборот по дебету счета, который будет равен арифметической сумме операций, показанных по дебету этого счета.
Оборот по кредиту - если в течение месяца по кредиту счета записываются операции, то в конце месяца подсчитывается оборот по кредиту счета, который будет равен арифметической сумме операций, показанных по кредиту этого счета.
Конечное сальдо (остаток) средств на конец текущего месяца или начальное сальдо следующего месяца определяется по вышеназванной формуле и записывается в дебет активного счета.
Пассивные счета
Пассивные счета - это счета, на которых учитываются источники формирования имущества (капитал), их наличие, состав, движение, а также обязательства организации.
К пассивным счетам относятся, например, счет 80 "Уставный капитал", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и т.д.
Пассивный счет расположен в пассиве баланса и имеет следующие отличия:
- на пассивных счетах остатки (сальдо) только кредитовые. Это связано с тем, что в балансе источники средств и обязательства показываются в правой стороне (пассиве);
- в пассивных счетах (в противоположность активным счетам) увеличение источника средств (или задолженности за полученные хозяйственные средства) отражается по кредиту, а его уменьшение - по дебету.
Таким образом, по пассивному счету отражаются:
по кредитовой стороне счета - остатки на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатков;
по дебетовой стороне счета - только хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатков.
Для определения остатка по пассивному счету на конец проведения операции (Ск) используется следующая формула:
Ск = Сн + Об.К - Об.Д (формула для пассивного счета).
При записях хозяйственных операций на пассивных счетах могут возникнуть также только две ситуации.
Ситуация 1.
Сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, показываемой по дебету счета. В этом случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле.
Ситуация 2.
Сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равны сумме, показанной по дебету счета. В этом случае сальдо (остатка) на конец отчетного периода не будет.
Активно-пассивные счета
Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Такие счета носят название активно - пассивных счетов, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов.
Необходимость в таких счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данной организации с другими организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот.
На активно - пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).
При составлении баланса дебетовые остатки по активно - пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки - в пассиве баланса.
Исходя из этого, активно - пассивные счета могут быть двух видов:
- с односторонним сальдо - дебетовое или кредитовое сальдо (например, счет 99 "Прибыли и убытки");
- с двусторонним сальдо (развернутое сальдо) - дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
Развернутое сальдо в активно - пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, поскольку для этого необходимы данные аналитического учета.
Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому дебитору и кредитору отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.
Практика использования активно - пассивных счетов находит применение в учете расчетных операций и расчете финансовых результатов, и, прежде чем определяют сальдо по таким счетам, к ним составляют накопительную ведомость или оборотную ведомость, в которых активную и пассивную части показывают отдельно и по правилам ведения активных и пассивных счетов определяют остатки средств.
Балансовые и забалансовые счета
По месту расположения в бухгалтерском балансе счета подразделяются:
- на балансовые;
- на забалансовые.
Балансовые счета предназначены для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих организации или же полностью контролируемых организацией (временно привлеченных с правом пользования и распоряжения).
Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двузначный шифр в Плане счетов (с 01 по 99).
На практике нередко возникают ситуации, когда организация получает некоторые материальные ценности во временное пользование, на хранение или на переработку. Эти ценности не являются собственностью организации и не могут быть зачислены в состав ее имущества.
Хозяйственные операции, связанные с изменениями в составе такого имущества, не отражаются в балансе организации еще и потому, что они учтены в балансах организаций - владельцев.
Однако организация несет ответственность за сохранность и надлежащее использование этих ценностей, и поэтому она должна вести их строгий учет и контроль.
Забалансовые счета предназначены для учета средств, не принадлежащих данной организации, но временно находящихся у нее в пользовании или распоряжении, а также для учета имущества, принадлежащего организации, но переданного другим организациям по договору финансового лизинга, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
Забалансовые счета не включаются в итоги (валюту) бухгалтерского баланса и отражаются за балансом.
Забалансовые счета имеют трехзначный шифр (с 001 по 011).
Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами, и поэтому двойная запись на забалансовых счетах не применяется.
Бухгалтерский учет объектов, учитываемых на забалансовых счетах, ведется по простой системе. Можно сказать, что именно простой способ записи является характерным признаком забалансовых счетов.
При заполнении забалансовых счетов делаются односторонние записи - только по дебету (увеличение - данные о получении материальных ценностей) или только по кредиту (уменьшение - их возврат прежнему владельцу).
Применение забалансовых счетов позволяет избежать включения средств, не принадлежащих данной организации, в состав собственных средств, а также устранить двойной счет одних и тех же хозяйственных средств и у их собственника, и у временного пользователя.
Характерной особенностью забалансовых счетов является строгий аналитический учет каждого из объектов, зафиксированных на этих счетах, с указанием организации - владельца, а также вида, сорта, места нахождения (хранения) и др., если речь идет о материальных ценностях, и каждого дебитора, контрагента, когда учитываются гарантии и ранее списанная дебиторская задолженность.
Синтетические и аналитические счета
По способу экономической группировки и обобщения информации (степени детализации учетных записей) счета подразделяются:
- на синтетические счета (счета первого порядка);
- на субсчета (счета второго порядка);
- на аналитические счета.
Соответственно синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета, а аналитический учет - на аналитических счетах.
Промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета.
Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета (предназначенные для учета информации о составе и движении однородных групп хозяйственных средств организации, источниках и хозяйственных процессах), на которых учетные записи производятся в обобщенном виде и в денежном измерителе.
Синтетические счета являются балансовыми и считаются счетами первого порядка.
Количество синтетических счетов ограничено Планом счетов (99 балансовых счетов).
Синтетические счета дают обобщающую характеристику объекту учета.
Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми (например, счет 57 "Переводы в пути").
Синтетические счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (например, счет 10 "Материалы", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" и др.).
Синтетический учет - это отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах.
Оборотные ведомости по счетам синтетического учета составляются на основании данных синтетического учета.
Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Из названий синтетических счетов не видна отраслевая принадлежность организации.
Данные синтетических счетов используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего бухгалтерского баланса, а значит - для анализа финансово - хозяйственной деятельности организации.
Субсчета (неполный синтетический счет, счет второго порядка) - это группы однородных аналитических счетов, создаваемые в пределах одного синтетического счета.
Слово "субсчет" означает "подсчет", то есть счет второго порядка.
По своему характеру субсчета являются частями соответствующего синтетического счета и не имеют самостоятельной корреспонденции с другими счетами. Эта корреспонденция отражается через соответствующие синтетические счета.
При ведении субсчетов используется только денежный измеритель.
По некоторым синтетическим счетам однородные аналитические счета дополнительно группируются в пределах одного синтетического счета.
По существу, субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета.
Субсчета вводятся для получения единых для всех организаций обобщенных, укрупненных показателей, дополняющих показатели синтетических счетов и необходимых для анализа и составления баланса.
Например, к счету 41 "Товары" открываются следующие субсчета:
- субсчет 41-1 "Товары на складах";
- субсчет 41-2 "Товары в розничной торговле";
- субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя";
- субсчет 41-4 "Покупные изделия".
На каждом из этих субсчетов объединяются данные на основе аналитических счетов.
Аналитический счет - это подробный (детализированный) счет, на котором учет хозяйственных операций осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении [6, с.16].
Между аналитическими и синтетическими счетами существует взаимосвязь, так как аналитические счета - это счета, расшифровывающие и детализирующие конкретное содержание синтетических счетов.
Совокупность всех счетов организации с соответствующими номерами называется рабочим планом счетов.
В настоящее время организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Общий План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
2. Упрощенная форма бухгалтерского учета
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
При данной форме учета можно использовать всего два вида учетных регистров – Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.
Регистры аналитического учета:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;
Ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
Ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
Ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
Ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;
Ведомость (шахматная) - форма N В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость:
Номер бухгалтерского счета |
Сальдо на 1-е ________ |
Оборот за ____________ |
Сальдо на 1-е ________ |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
Дебет |
Кредит |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).
Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.
Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
Книга учета хозяйственных операций заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности [4].
Запись в учетные регистры производится на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственной операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.
Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета хозяйственных операций, а уже затем – в соответствующие ведомости.
Если в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале по соответствующим ведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета хозяйственных операций. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих графах каждой ведомости в скобках указаны цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.
Можно использовать и кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета хозяйственных операций. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета хозяйственных операций записывается общая сумма по разделу расхода ведомости и затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.
По окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводится конечное сальдо.
Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса.
3. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности .
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета [2].
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи решаются вопросы:
переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
регулирования финансового учета;
органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.
По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
Обеспечивается непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
В целях обеспечения поставленных задач:
подготавливаются необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
разрабатываются и утверждаются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
пересматриваются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
пересмотрены планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывающие появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
введена упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [2].
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.
В ходе реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.
При этом поставлена задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).
Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Уже сейчас обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.
Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров соответствует государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Осуществляется переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.