Содержание
Введение. 3
1 Базовая аппаратная конфигурация. 4
1.1 Системный блок. 4
1.2 Монитор. 4
1.3 Клавиатура. 5
1.4 Мышь. 5
2 Внутреннее устройство системного блока. 6
2.1 Материнская плата. 6
2.2 Жесткий диск. 6
2.3 Дисковод гибких дисков. 7
2.4 Дисковод компакт-дисков cd-rom.. 8
2.5 Видеокарта (видеоадаптер) 8
2.6 Звуковая карта. 9
3 Звуковые программы.. 12
3.1 Проигрыватель Microsoft Windows Media. 12
3.1.1 Требования к системе. 13
3.1.2 Типичные задачи. 15
3.1.3 Области и кнопки проигрывателя. 21
3.2 Программа Virtual Waves. 23
3.3 Проектирование оптимальной аппаратной конфигурации. 26
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Введение
На сегодняшний день невозможно представить нашу жизнь без компьютера. Если еще несколько лет назад персональный компьютер дома имело очень мало пользователей, то сейчас все наоборот: мало у кого нет компьютера. С каждым днем компьютер становится все совершеннее, все больше он внедряется в жизнь человека. На данный момент компьютер стал мощным помощником человека в решении глобальных мировых проблем.
Актуальность выбранной темы курсового исследования обусловлена тем, что на компьютерном рынке предлагается великое множество различных конфигураций персональных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера – очень актуальная тема на сегодняшний день. Для того чтобы подобрать для себя оптимальную конфигурацию, необходимы общие знания о компьютере, о его составных частях. Исходя из того, с какой целью приобретается компьютер необходимо выбирать его составные части.
Целью данного курсового проекта является определение оптимальной конфигурации персонального компьютера для задач обработки звуковой информации с точки зрения производительности и цены.
В связи с поставленной целью объектом курсового исследования является оптимальная по соотношению цены и качества конфигурация персонального компьютера.
Предметом исследования является оптимальная аппаратная конфигурация средств для обработки звуковой информации на персональном компьютере.
В курсовой работе будут решены следующие задачи:
· Описать состав системного блока;
· Дать характеристики частей системного блока;
· Описать аппаратные средства для обработки звуковой информации;
· Описать программное обеспечение для обработки звуковой информации;
· Составить проект оптимальной по соотношению цены и качества аппаратной конфигурации для обработки звуковой информации на персональном компьютере.
1 Базовая аппаратная конфигурация
Персональный компьютер — универсальная техническая система. Его конфигурацию (состав оборудования) можно гибко изменять по мере необходимости. Тем не менее, существует понятие базовой конфигурации, которую считают типовой. В таком комплекте компьютер обычно поставляется. Понятие базовой конфигурации может меняться. В настоящее время в базовой конфигурации рассматривают четыре устройства:
- системный блок;
- монитор;
- клавиатуру;
- мышь.
1.1 Системный блок
Системный блок представляет собой основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, называют внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода и длительного хранения данных, также называют периферийными.
По внешнему виду системные блоки различаются формой корпуса. Корпуса персональных компьютеров выпускают в горизонтальном (desktop) и вертикальном (tower) исполнении. Корпуса, имеющие вертикальное исполнение, различают по габаритам: полноразмерный (big tower), среднеразмерный (midi tower) и малоразмерный (mini tower). Среди корпусов, имеющих горизонтальное исполнение, выделяют плоские и особо плоские (slim).
Корпуса персональных компьютеров поставляются вместе с блоком питания и, таким образом, мощность блока питания также является одним из параметров корпуса. Для массовых моделей достаточной является мощность блока питания 200-250Вт.
1.2 Монитор
Монитор — устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Его основными потребительскими параметрами являются: размер и шаг маски экрана, максимальная частота регенерации изображения, класс защиты.
Размер монитора измеряется между противоположными углами трубки кинескопа по диагонали. Единица измерения — дюймы. Стандартные размеры: 14"; 15"; 17"; 19"; 20"; 21". В настоящее время наиболее универсальными являются мониторы размером 15 и 17 дюймов, а для операций с графикой желательны мониторы размером 19-21 дюйм.
Частота регенерации (обновления) изображения показывает, сколько раз в течение секунды монитор может полностью сменить изображение (поэтому ее также называют частотой кадров). Этот параметр зависит не только от монитора, но и от свойств и настроек видеоадаптера, хотя предельные возможности определяет все-таки монитор.
Частоту регенерации изображения измеряют в герцах (Гц). Чем она выше, тем четче и устойчивее изображение, тем меньше утомление глаз, тем больше времени можно работать с компьютером непрерывно. При частоте регенерации порядка 60Гц мелкое мерцание изображения заметно невооруженным глазом. Сегодня такое значение считается недопустимым. Минимальным считают значение 75Гц, нормативным — 85Гц и комфортным — 100Гц и более.
Класс защиты монитора определяется стандартом, которому соответствует монитор с точки зрения требований техники безопасности. В настоящее время общепризнанными считаются следующие международные стандарты: MPR-II, ТСО-92, ТСО-95, ТСО-99
1.3 Клавиатура
Клавиатура — клавишное устройство управления персональным компьютером. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают от нее отклик.
Клавиатура относится к стандартным средствам персонального компьютера. Ее основные функции не нуждаются в поддержке специальными системными программами (драйверами). Необходимое программное обеспечение для начала работы с компьютером уже имеется в микросхеме ПЗУ в составе базовой системы ввода-вывода (BIOS), и потому компьютер реагирует на нажатия клавиш сразу после включения.
Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш, функционально распределенных по нескольким группам.
В наши дни клавиатуры относят к малоценным быстроизнашивающимся устройствам и приспособлениям, и существенной необходимости оберегать их от износа нет.
1.4 Мышь
Мышь — устройство управления манипуляторного типа. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.
В отличие от рассмотренной ранее клавиатуры, мышь не является стандартным органом управления, и персональный компьютер не имеет для нее выделенного порта. Для мыши нет и постоянного выделенного прерывания, а базовые средства ввода и вывода (BIOS) компьютера, размещенные в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), не содержат программных средств для обработки прерываний мыши.
В связи с этим в первый момент после включения компьютера мышь не работает. Она нуждается в поддержке специальной системной программы — драйвера мыши. Драйвер устанавливается либо при первом подключении мыши, либо при установке операционной системы компьютера. Хотя мышь и не имеет выделенного порта на материнской плате, для работы с ней используют один из стандартных портов, средства для работы с которыми имеются в составе BIOS. Драйвер мыши предназначен для интерпретации сигналов, поступающих через порт. Кроме того, он обеспечивает механизм передачи информации о положении и состоянии мыши операционной системе и работающим программам.
2 Внутреннее устройство системного блока
2.1 Материнская плата
Материнская плата — основная плата персонального компьютера. На ней размещаются:
- процессор — основная микросхема, выполняющая большинство математических и логических операций;
- микропроцессорный комплект (чипсет) — набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств компьютера и определяющих основные функциональные возможности материнской платы;
- шины — наборы проводников, по которым происходит обмен сигналами между внутренними устройствами компьютера;
- оперативная память (оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) — набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен;
- ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) — микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен;
- разъемы для подключения дополнительных устройств (слоты).
2.2 Жесткий диск
Жесткий диск — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ. На самом деле это не один диск, а группа соосных дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью. Таким образом, этот «диск» имеет не две поверхности, как должно быть у обычного плоского диска, а 2n поверхностей, где n — число отдельных дисков в группе.
К основным параметрам жестких дисков относятся емкость и производительность. Емкость дисков зависит от технологии их изготовления. В настоящее время большинство производителей жестких дисков используют изобретенную компанией IBM технологию с использованием гигантского магниторезистивного эффекта (GMR — Giant Magnetic Resistance). Теоретический предел емкости одной пластины, исполненной по этой технологии, составляет порядка 20Гбайт. В настоящее время достигнут технологический уровень 6,4Гбайт на пластину, но развитие продолжается.
С другой стороны, производительность жестких дисков меньше зависит от технологии их изготовления. Сегодня все жесткие диски имеют очень высокий показатель скорости внутренней передачи данных (до 30-60Мбайт/с), и потому их производительность в первую очередь зависит от характеристик интерфейса, с помощью которого они связаны с материнской платой. В зависимости от типа интерфейса разброс значений может быть очень большим: от нескольких Мбайт/с до 13-16Мбайт/с для интерфейсов типа EIDE; до 80Мбайт/с для интерфейсов типа SCSI и от 50Мбайт/с и более для наиболее современных интерфейсов типа IEEE 1394.
Кроме скорости передачи данных с производительностью диска напрямую связан параметр среднего времени доступа. Он определяет интервал времени, необходимый для поиска нужных данных, и зависит от скорости вращения диска. Для дисков, вращающихся с частотой 5400об/мин, среднее время доступа составляет 9-10мкс, для дисков с частотой 7200об/мин — 7-8мкс. Изделия более высокого уровня обеспечивают среднее время доступа к данным 5-6мкс. [6, с.136]
2.3 Дисковод гибких дисков
Информация на жестком диске может храниться годами, однако иногда требуется ее перенос с одного компьютера на другой. Несмотря на свое название, жесткий диск является весьма хрупким прибором, чувствительным к перегрузкам, ударам и толчкам. Теоретически, переносить информацию с одного рабочего места на другое путем переноса жесткого диска возможно, и в некоторых случаях так и поступают, но все-таки этот прием считается нетехнологичным, поскольку требует особой аккуратности и определенной квалификации.
Для оперативного переноса небольших объемов информации используют так называемые гибкие магнитные диски (дискеты), которые вставляют в специальный накопитель — дисковод. Приемное отверстие накопителя находится на лицевой панели системного блока. Правильное направление подачи гибкого диска отмечено стрелкой на его пластиковом кожухе.
Основными параметрами гибких дисков являются: технологический размер (измеряется в дюймах), плотность записи (измеряется в кратных единицах) и полная емкость.
Гибкие диски размером 3,5 дюйма выпускают с 1980 года. Односторонний диск обычной плотности имел емкость 180 Кбайт, двусторонний — 360 Кбайт, а двусторонний двойной плотности — 720 Кбайт. Ныне стандартными считают диски размером 3,5 дюйма высокой плотности. Они имеют емкость 1440 Кбайт (1,4 Мбайт) и маркируются буквами HD (high density — высокая плотность).
2.4 Дисковод компакт-дисков cd-rom
В период 1994-1995 годах в базовую конфигурацию персональных компьютеров перестали включать дисководы гибких дисков диаметром 5,25 дюйма, но вместо них стандартной стала считаться установка дисковода CD-ROM, имеющего такие же внешние размеры.
Аббревиатура CD-ROM (Compact. Disc Read-Only Memory) переводится на русский язык как постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска. Принцип действия этого устройства состоит в считывании числовых данных с помощью лазерного луча, отражающегося от поверхности диска. Цифровая запись на компакт-диске отличается от записи на магнитных дисках очень высокой плотностью, и стандартный компакт-диск может хранить примерно 650Мбайт данных.
Большие объемы данных характерны для мультимедийной информации (графика, музыка, видео), поэтому дисководы CD-ROM относятся к аппаратным средствам мультимедиа. Программные продукты, распространяемые на лазерных дисках, называют мультимедийными изданиями. Сегодня мультимедийные издания завоевывают все более прочное место среди других традиционных видов изданий. Так, например, существуют книги, альбомы, энциклопедии и даже периодические издания (электронные журналы), выпускаемые на CD-ROM.
В настоящее время наибольшее распространение имеют устройства чтения CD-ROM с производительностью 32х-48х. Современные образцы устройств однократной записи имеют производительность 4х-8х, а устройств многократной записи — до 4х.
2.5 Видеокарта (видеоадаптер)
Совместно с монитором видеокарта образует видеоподсистему персонального компьютера. Видеокарта не всегда была компонентом ПК. На заре развития персональной вычислительной техники в общей области оперативной памяти существовала небольшая выделенная экранная область памяти, в которую процессор заносил данные об изображении. Специальный контроллер экрана считывал данные об яркости отдельных точек экрана из ячеек памяти этой области и в соответствии с ними управлял разверткой горизонтального луча электронной пушки монитора.
За время существования персональных компьютеров сменилось несколько стандартов видеоадаптеров: MDA (монохромный); CGA (4 цвета); EGA (16 цветов), VGA (256 цветов). В настоящее время применяются видеоадаптеры SVGA, обеспечивающие по выбору воспроизведение до 16,7 миллионов цветов с возможностью произвольного выбора разрешения экрана из стандартного ряда значений (640х480; 800х600; 1024х768; 1152х864; 1280х1024 точек и далее).
Разрешение экрана является одним из важнейших параметров видеоподсистемы. Чем оно выше, тем больше информации можно отобразить на экране, но тем меньше размер каждой отдельной точки и, тем самым, тем меньше видимый размер элементов изображения. Использование завышенного разрешения на мониторе малого размера приводит к тому, что элементы изображения становятся неразборчивыми и работа с документами и программами вызывает утомление органов зрения. Использование заниженного разрешения приводит к тому, что элементы изображения становятся крупными, но на экране их располагается очень мало. Если программа имеет сложную систему управления и большое число экранных элементов, они не полностью помещаются на экране. Это приводит к снижению производительности труда и неэффективной работе.
Таким образом, для каждого размера монитора существует свое оптимальное разрешение экрана, которое должен обеспечивать видеоадаптер.
Разрешение экрана монитора
Размер монитора |
Оптимальное разрешение экрана |
14 дюймов |
640х480 |
15 дюймов |
800х600 |
17 дюймов |
1024х768 |
19 дюймов |
1280х1024 |
Большинство современных прикладных и развлекательных программ рассчитаны на работу с разрешением экрана 800х600 и более. Именно поэтому сегодня наиболее популярный размер мониторов составляет 17 дюймов. [7, с.177]
2.6 Звуковая карта
Звуковая карта явилась одним из наиболее поздних усовершенствований персонального компьютера. Она подключается к одному из слотов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки. Звук воспроизводится через внешние звуковые колонки, подключаемые к выходу звуковой карты. Специальный разъем позволяет отправить звуковой сигнал на внешний усилитель. Имеется также разъем для подключения микрофона, что позволяет записывать речь или музыку и сохранять их на жестком диске для последующей обработки и использования.
Основным параметром звуковой карты является разрядность, определяющая количество битов, используемых при преобразовании сигналов из аналоговой в цифровую форму и наоборот. Чем выше разрядность, тем меньше погрешность, связанная с оцифровкой, тем выше качество звучания. Минимальным требованием сегодняшнего дня являются 16 разрядов, а наибольшее распространение имеют 32-разрядные и 64-разрядные устройства.
В области воспроизведения звука наиболее сложно обстоит дело со стандартизацией. Отсутствие единых централизованных стандартов привело к тому, что ряд фирм, занимающихся выпуском звукового оборудования, де-факто ввели в широкое использование свои внутрифирменные стандарты. Так, например, во многих случаях стандартными считают устройства, совместимые с устройством Sound Blaster, торговая марка на которое принадлежит компании Creative Labs.
Наличие звуковой карты сегодня не является предметом роскоши или излишеством. Без данного устройства невозможно прослушивать музыку, посмотреть видеофильм. С появлением профессиональных и полупрофессиональных звуковых карт (а также цифровых интерфейсов) компьютер превратился в универсальную рабочую музыкальную станцию, на которой возможно создание музыкальных произведений, нотный набор и многое другое. В высшем смысле продвинутый звук на компьютере для большинства рутинных серьезных работ – не нужен.
Еще несколько лет назад обладатели IBM-совместимок с некоторой завистью поглядывали на обладателей Макинтошей еще и потому, что из них порой лились чистые стереозвуки. Сегодня в бытовом смысле IBM-совместимки Макинтошам не уступают, в продаже сейчас так называемые мультимедиа-компьютеры, в которые все уже изначально встроено.
Звуковые карты можно подразделять по нескольким критериям.
1. фирма-производитель. Поскольку на сегодняшний день существуют более чем расплывчатые писаные стандарты на звуковые платы, весь компьютерный мир опирается на неписаные. А таковыми первоначально была плата Ad Lib, а позже стала и до сих пор остается плата Sound Blaster. Какую ни взять программу - она обязательно будет рассчитана как минимум на один, а чаще всего – на оба эти стандарта.
2. звуковая карта поддерживает две группы возможностей: возможность записывать, смешивать, воспроизводить так называемый цифровой звук и возможность проигрывать так называемые MIDI-последовательности.
Цифровой звук – это подлинный (изначально, в принципе, пришедший через микрофон из внешнего мира) звук, параметры которого сканируются с определенной частотой, а результаты сканирования записываются в файл (или прямо на музыкальный диск). Качество такого цифрового звука зависит, во-первых, - от частоты сканирования: если она находится в районе 8-11 тысяч раз в секунду (килогерцев) – это качество, сравнимое с качеством обычных радиопередач на длинных или, средних волнах; если около 22 килогерцев – качество УКВ или FM-радио, если оно чуть выше 44 килогерцев – качество записи на лазерные компакт-диски. Во-вторых под параметры считанного звука может отводиться 8 битов, а может и 16; чаще всего в первом случае получается моно-звук, во втором – стерео. В связи с вышесказанным при покупке звуковой карты необходимо обращать внимание на ее разрядность и на ее стереофоничность, хотя найти сегодня моно-карту в принципе невозможно.
Вторая группа возможностей звуковой платы – проигрывание MIDI-последовательностей. Если, как было сказано выше, цифровой звук есть звук подлинный, и для того, чтобы его хранить нужно довольно много места, то MID-файл – это набор инструкций встроенному в звуковую плату синтезатору. Естественно, что объем такой инструкции меньше соответствующего по длине объема подлинного звука в тысячи раз, но зато и качество сгенерированных по определенным алгоритмам звуков лишь отдаленно напоминает качество живых музыкальных инструментов.
В погоне за качеством, не в ущерб количеству был разработан еще один вариант: запись в память по одной нотке живых музыкальных инструментов, а уже требуемые вариации этой нотки производить с помощью компьютерных пересчетов и трансформаций. Все это получило название WavEffect Sythesis.
Еще на звуковой ниве встречается буквосочетание ASP, означающее Продвинутый Процессор Сигналов. Его наличие позволяет получать на компьютере ряд эффектов, главный из которых – так называемый QSound, квадро-звук, который буквально окружает вас, двигаясь, не только справа налево и слева направо, но, к примеру, и из-за спины.
Также для получения звука, кроме звуковой карты, необходим еще и источник звука – динамики. Они бывают специально для компьютеров (считается, что в них встроен экран, который не будет пропускать магнитные поля-наводки на монитор компьютера) и общего назначения (например, для аудио-плееров), а также активные (со встроенным усилителем) и пассивные. Также звук можно слушать через наушники или подключить звуковую плату к усилителю музыкального центра.[5, с.64]
Звуковые платы также имеют порт для подключения электромузыкальных инструментов и джойстика (преимущественно для игр).
3 Звуковые программы
3.1 Проигрыватель Microsoft Windows Media
Проигрыватель Microsoft Windows Media 10 можно использовать для воспроизведения и упорядочивания файлов мультимедиа на компьютере пользователя и в Интернете. Кроме того, с помощью проигрывателя можно воспроизводить, копировать и записывать компакт-диски; воспроизводить диски DVD и VCD; синхронизировать музыку, видео и записанные любимые телевизионные шоу с переносными устройствами например переносными цифровыми аудио проигрывателями, карманными компьютерами и переносными центрами мультимедиа.
Можно также найти и приобрести содержимое мультимедиа в Интернете, открыв раздел Интерактивные магазины проигрывателя.
В этом разделе рассматриваются следующие темы.
· Требования к системе. Описание аппаратных и программных средств, необходимых для использования проигрывателя Windows Mediа.
· Типичные задачи. Описание самых основных операций, которые можно выполнять с помощью проигрывателя.
· Области и кнопки проигрывателя. Описание основных элементов интерфейса проигрывателя, включая элементы управления воспроизведением и области отображения сведений.
· Использование справочной системы проигрывателя. Описание способов использования справочной системы проигрывателя.
Справка проигрывателя Windows Media содержит основные сведения по использованию проигрывателя Windows Media. Другие справочные ресурсы можно получить в Интернете.
· Проигрыватель Windows Media в Интернете. Включает содержимое, предназначенное для начинающих пользователей и сведения по использованию проигрывателя для поиска, воспроизведения, а также переноса данных мультимедиа в любое место.
· Диагностика. Содержит ссылки на различные ресурсы технической поддержки, включая страницу вопросов и ответов и группу новостей, посвященную проигрывателю Windows Media.
· Центр знаний Windows Media. Содержит обширную коллекцию книг, статей, видео, а также технических документов, демонстрирующих средства и технологии Windows Media. Центр знаний - универсальный торговый центр, способный удовлетворить все потребности в данных для проигрывателя
3.1.1 Требования к системе
Для использования проигрывателя Windows Media 10 требуются следующие аппаратные и программные средства.
Таблица 3.1.1
Аппаратные и программные средства
Компонент |
Требуется |
Рекомендуется |
Операционная система |
Microsoft Windows XP Home Edition, Windows XP Professional или Windows XP Media Center Edition |
Windows XP Home Edition, Windows XP Professional или Windows XP Media Center Edition Windows XP с пакетом обновления 2 Проигрыватель Windows Media 10 лучше всего работает с последней версией программного обеспечения проигрывателя и операционной системы. |
Процессор |
Процессор с частотой 233 МГц, например Intel Pentium II или Advanced Micro Devices (AMD) |
Процессор с частотой 1,5 ГГц или более мощный, особенно если планируется синхронизировать видеофайлы с переносным устройством |
ОЗУ |
64 МБ |
512 МБ или более |
Свободное место на диске |
100 МБ |
60 ГБ |
Оптический дисковод |
Дисковод компакт-дисков или дисков DVD |
Дисковод компакт-дисков для воспроизведения аудио компакт-дисков Дисковод CD-RW для записи компакт-дисков Дисковод дисков DVD для воспроизведения дисков DVD |
Модем |
28,8 кбит/с |
Активное высокоскоростное соединение |
Звуковая плата |
16-разрядная звуковая плата |
24-разрядная звуковая карта для воспроизведения содержимого HDCD (High Definition Compatible Digital) Звуковая плата, совместимая с системами многоканального звука 5.1 (например, Creative Sound Blaster Live! 5.1 или Sound Blaster Audigy, Echo Audio Layla24 или Mona, M-Audio Delta 1010, Delta 1010-LT или Delta 410) для воспроизведения многоканального аудиосодержимого Дополнительные сведения о многоканальном звуке см. на веб-страницы, посвященной звуку |
Монитор |
Разрешение Super VGA (800 x 600) |
То же разрешение, что и в необходимой конфигурации, или выше |
Видеоплата |
Видеоплата с 64 МБ ОЗУ (видео ОЗУ или VRAM) и поддержкой DirectX |
Видеоплата с 256 МБ ОЗУ или более и поддержкой DirectX 9.0b или последующих версий Дополнительные сведения о технологии DirectX см. на веб-страницы Майкрософт, посвященной DirektX |
Устройство вывода звука |
Динамики или наушники |
Динамики системы многоканального звука 5.1 Дополнительные сведения о совместимости устройств см. в документации, прилагаемой к звуковой плате. |
Программное обеспечение |
Microsoft ActiveSync (требуется только при использовании карманного ПК или устройства Smartphone с операционной системой Windows). Дополнительные сведения о версии ActiveSync, требуемой для устройства, см. в документации, прилагаемой к переносному устройству. |
Аналогично минимальной настройке |
Обозреватель Интернета |
Microsoft Internet Explorer 6 или Netscape 7.1 |
Microsoft Internet Explorer 6 с пакетом обновления 2 или Netscape 7.1. |
3.1.2 Типичные задачи
В этом разделе рассматриваются наиболее часто встречающиеся при работе с проигрывателем задачи. Ознакомление с приведенным здесь материалом позволит быстрее приступить к практическому использованию данного продукта.
· Отображение или скрытие строки меню
· Воспроизведение файлов
· Копирование дорожек с аудио компакт-дисков
· Запись собственного компакт-диска
· Добавление элементов в библиотеку
· Создание списка воспроизведения
· Настройка автоматической синхронизации
· Просмотр имеющихся интерактивных магазинов
· Переключение между различными режимами отображения
· Применение обложки
Воспроизведение файлов приведено в таблице 3.1.2
Таблица 3.1.2
Воспроизведение файлов
Действия |
Выполните следующее |
Воспроизведение приостановленного или остановленного файла |
Нажмите кнопку Воспроизвести ИЛИ В меню Воспроизведение выберите команду Воспроизвести/Приостановить. |
Воспроизведение файла потокового мультимедиа с веб-страницы |
Щелкните ссылку на веб-странице. |
Воспроизведение файла, находящегося на компьютере или в сети |
1. В меню Файл выберите команду Открыть. 2. Перейдите в соответствующую папку, 3. выделите файл и нажмите кнопку Открыть. |
Воспроизведение файла в Интернете путем ввода его URL-адреса |
1. В меню Файл выберите команду Открыть 2. URL-адрес. В следующем списке представлены примеры различных способов задания местоположения: · mms://server/filename (например, · файл с расширением WMA, WMV, ASF или MP3) · http://server/filename · \\server\content\filename · file://\\server\content\filename 3. Введите URL-адрес файла, а затем нажмите кнопку ОК. |
Примечания:
· Если элементы воспроизводятся не в том порядке, возможно, включена функция воспроизведения в случайном порядке. Чтобы отключить функцию воспроизведения в случайном порядке, в меню Воспроизведение выберите команду В случайном порядке (галочка рядом с командой исчезнет).
· Если проигрыватель воспроизводит файлы слишком быстро, попробуйте установить новые драйверы для звуковой платы. Дополнительные сведения см. на веб-узле производителя компьютера или выполните поиск обновлений драйверов.
· Если возникают трудности при воспроизведении файлов потокового мультимедиа на веб-страницах при использовании обозревателя Netscape, возможно, потребуется переустановить подключаемый модуль проигрывателя.
Копирование дорожек с аудио компакт-дисков:
1. Вставьте компакт-диск в дисковод.
2. В меню Файл выберите элемент Компакт-диски и устройства, затем вкладку Копировать с аудио компакт-диска, а затем выберите дисковод, содержащий аудио компакт-диск, который необходимо скопировать.
Отобразится вкладка Копирование с компакт-диска, и все дорожки будут выбраны для копирования, если они ранее не копировались с этого компакт-диска.
3. Если не требуется копировать некоторые дорожки, снимите флажки, расположенные рядом с ними.
Чтобы установить или снять флажки для всех дорожек, установите флажок в верхней части списка.
4. Нажмите кнопку Копирование музыки.
Примечания:
· При копировании дорожек проигрыватель добавляет в них значения выравнивания громкости.
· Выбранные дорожки копируются по умолчанию в папку "Моя музыка", а их список отображается на вкладке Библиотека. Папка "Моя музыка" содержит вложенные папки, которым могут присваиваться имена соответствующих исполнителей или групп (можно также создать папку "Разные исполнители", если в альбоме представлены записи нескольких исполнителей). Пользователь может изменить папку, в которой он хранит свои музыкальные файлы.
Добавление элементов в библиотеку приведено в таблице 3.1.3
Таблица 3.1.3
Добавление элементов в библиотеку
Действия |
Выполните следующее |
Добавить ссылки на файлы аудио или видео на компьютере или в сети |
1. В меню Файл выберите команду Добавить в библиотеку, а затем выберите Выполнив поиск на компьютере. 2. Внесите соответствующие сведения в диалоговом окне Добавление в библиотеку с поиском на компьютере, а затем нажмите кнопку Найти. |
Добавить дорожки с компакт-диска |
Вставьте компакт-диск в дисковод, выберите Копировать с компакт-диска, а затем Копировать музыку с компакт-диска. |
Добавить отдельный файл, список-воспроизведения или папку |
В меню Файл выберите команду Добавить в библиотеку, а затем выберите одну из следующих команд.
|
Добавить файл или список воспроизведения во время их воспроизведения |
В меню Файл выберите команду Добавить в библиотеку, а затем выберите одну из следующих команд.
|
Автоматически добавить файлы мультимедиа из папок, которые должен просматривать проигрыватель |
1. В меню Файл выберите команду Добавить в библиотеку, а затем выберите Просмотрев папки. Функцию просмотра папок можно использовать только для дисков, отформатированных с использованием формата NTFS. 2. В диалоговом окне Просмотр папок нажмите кнопку Добавить, чтобы выбрать папки, которые должен просматривать проигрыватель. |
Добавить файл из окна "Мой компьютер" или с рабочего стола |
Перетащите файл в категорию или список воспроизведения на панели "Содержание" или "Сведения" или щелкните элемент правой кнопкой мыши и выберите команду Добавить в список. |
Примечание
|
Примечания:
· Можно нажать кнопку Добавить в библиотеку под панелью "Содержание" и выбрать любую из команд для добавления элементов в библиотеку, которые также доступны в меню Файл.
· Если вы работаете на компьютере вместе с другим пользователем, то при добавлении файлов с помощью поиска на компьютере в вашу библиотеку могут добавляться файлы мультимедиа другого пользователя и наоборот. Воспроизведение файлов другого пользователя может оказаться невозможным в зависимости от установленных прав доступа к папке, содержащей файлы.
· Дополнительные параметры поиска, задаваемые в диалоговом окне Добавление в библиотеку с поиском на компьютере, относятся к содержимому всех папок, добавляемых в библиотеку, а также всех папок, в которых осуществляется поиск файлов мультимедиа.
Создание списка воспроизведения
1. В меню Файл выберите команду Создать список "Проигрывается".
2. На панели списка щелкните список Проигрывается, выберите команду Создать список, а затем щелкните Список воспроизведения.
3. Перетащите элементы с панелей "Содержание" или "Сведения" библиотеки на панель списка, чтобы добавить их в новый список воспроизведения.
4. На панели списка щелкните Создать список воспроизведения, а затем щелкните Сохранить список как.
5. В диалоговом окне Сохранить как введите имя списка воспроизведения в поле Имя файла.
Новый список воспроизведения добавляется в категорию "Мои списки воспроизведения" на панели "Содержание".
Примечания:
· Можно выбрать несколько элементов сразу и затем перетащить их на панель списка. Чтобы выделить смежные элементы, нажмите и удерживайте во время выбора клавишу SHIFT. Чтобы выделить несколько несмежных элементов, нажмите и удерживайте во время выбора клавишу CTRL.
· По умолчанию списки воспроизведения сохраняются с расширением WPL в папке "Мои списки воспроизведения", которая обычно располагается в папке "Моя музыка". Можно также сохранять списки воспроизведения в файлах со следующими расширениями: M3U, ASX, WAX или WVX.
Переключение между различными режимами отображения выполните одно из следующих действий.
Таблица 3.1.4
Переключение между различными режимами
Чтобы переключиться |
Выполните следующее |
Из полного режима в режим обложки |
Выберите в меню Вид команду Режим обложки. |
Из режима обложки в полный режим |
Щелкните правой кнопкой мыши в любом месте проигрывателя, а затем выберите Вернуться в полный режим. |
Из полного режима или режима обложки в свернутый режим. |
1. Щелкните правой кнопкой мыши, чтобы открыть участок панели задач Windows (например, под системными часами), выберите команду Панели инструментов, а затем Проигрыватель Windows Media. Примечание · Первый шаг включает эту функцию, и его можно выполнять только один раз. Рядом с командой Проигрыватель Windows Media появится галочка, свидетельствующая о том, что команда включена. Чтобы переключиться в свернутый режим в дальнейшем, просто выполните шаг 2. 2. В проигрывателе нажмите кнопку Свернуть. |
Из свернутого режима в полный режим или режим обложки |
В свернутом режиме нажмите кнопку Восстановить. Проигрыватель вернется в ранее выбранный режим. |
Применение обложки
1. В меню Вид нажмите кнопку Выбор обложки.
2. Выберите из списка обложку, которую необходимо применить.
На экране отображается образец выбранной обложки.
3. Нажмите кнопку Применить обложку.
Проигрыватель переключается в режим обложки.
Примечания
- Изменение обложки может проводиться сколь угодно часто. Однако данная процедура должна выполняться только при работе в полном режиме. Чтобы вернуться в полный режим, нажмите CTRL+1.
- Выбранная обложка может не обладать всеми функциональными возможностями, которые поддерживаются проигрывателем; набор функциональных возможностей обложки определяется ее создателем. Например, в некоторых обложках отсутствует панель видео и зрительных образов. Следовательно, пользователь не сможет просматривать видеозаписи, DVD-фильмы или зрительные образы при использовании этих обложек.
3.1.3 Области и кнопки проигрывателя
Окно проигрывателя Windows Media состоит из нескольких областей. Некоторые области содержат элементы управления, позволяющие выполнять те или иные действия, например включить воспроизведение компакт-диска или настроить уровни графического эквалайзера. В других областях отображается видео, зрительные образы или различная информация, например сведения о прослушиваемой музыке.
В этом разделе рассматриваются следующие темы.
· Панель задач
· Элементы управления воспроизведением
· Вкладка «Проигрывается»
· Панель проигрывается в свернутом режиме
· Строка меню
В следующей таблице описаны функции кнопок, которые могут отображаться на панели задач.
Функции проигрывателя приведены в таблице 3.1.5
Таблица 3.1.5
Функции проигрывателя
Элемент управления |
Действия |
Проигрывается |
Просмотр видео, зрительных образов или сведений о воспроизводимом содержимом. Чтобы быстро выбрать компакт-диск, диск DVD, VCD, альбом, исполнителя, жанр или список воспроизведения для воспроизведения, нажмите кнопку Панель быстрого доступа. |
Библиотека |
Упорядочение файлов мультимедиа на данном компьютере и установление связей с содержимым, находящимся в Интернете, либо создание списков воспроизведения аудио- и видеоматериалов. |
Копирование с компакт-диска |
Воспроизведение компакт-диска или копирование отдельных дорожек с компакт-диска в библиотеку на компьютере. |
Запись |
Запись собственных компакт-дисков на основе дорожек, сохраненных на компьютере. |
Синхронизация |
Синхронизация музыки, видео и записанных телевизионных шоу с переносными устройствами, например переносными цифровыми аудио проигрывателями, карманными компьютерами и переносными центрами мультимедиа. |
Путеводитель |
Поиск файлов мультимедиа в Интернете. |
Интерактивные магазины
Интерактивные магазины для выбранных поставщиков содержимого отображаются в разделе "Интерактивные магазины" панели задач. Поставщики содержимого в Интернете отображают некоторые или все следующие кнопки (или другие кнопки) на панели задач в зависимости от типа предлагаемого содержимого.
Таблица 3.1.6
Элемент управления |
Действия |
Музыка |
Получение доступа к музыке в Интернете путем посещения интерактивного музыкального магазина. |
Радио |
Получение доступа к радиостанциям в Интернете путем посещения поставщика Интернет-радиостанций. |
Видео |
Получение доступа к видео в Интернете путем посещения интерактивного видеомагазина. |
Использование справочной системы проигрывателя
Справочная система проигрывателя Windows Media состоит из двух частей.
- Справка проигрывателя. Предоставляет разделы и указания, разъясняющие, как выполнить определенные задачи в справке проигрывателя. В этом разделе перечислены советы и рекомендации для эффективного использования справки проигрывателя Windows Media.
- Справка по сообщениям по ошибкам. Предоставляет сведения о том, как устранять неполадки проигрывателя, описанные в появляющихся сообщениях об ошибках. В этом разделе перечислены советы и рекомендации для более эффективного использования справки центра ошибок проигрывателя Windows Media и веб-справки.
3.2 Программа Virtual Waves
Во всех программах, использующих синтез звука как дополнительное средство, эта возможность развита довольно слабо. Однако существуют программы, специально созданные для звукового синтеза. Они предоставляют пользователю поистине гигантские возможности синтеза. В качестве примера такой программы рассмотрим вкратце программу Virtual Waves.
Окно этой программы представляет собой как бы коммутационный блок. Здесь можно оперировать различными генераторными модулями и модулями преобразования: настраивать их, соединять виртуальными кабелями в различной конфигурации и т. д.
Оперировать модулями программы очень удобно. Например, для того чтобы получить звук методом аддитивного синтеза, следует модуль аддитивного синтеза соединить с модулем звукового выхода. Для этого нужно выполнить следующие действия. В окне Modules, в секции Generators щелкните мышкой на пункте Additive Synthesis, а затем в любом месте окна Synthesizer. В окне Synthesizer появится символическое изображение модуля аддитивного синтеза. Затем таким же образом переместите в окно Synthesizer модуль Output из секции Processes.
Обратите внимание, что на нижней грани пиктограммы аддитивного синтеза имеется направленная вниз (наружу) треугольная стрелка. Она означает виртуальный выходной разъем. А на верхней грани пиктограммы звукового выхода расположена треугольная стрелка, направленная внутрь. Она символизирует входной разъем. Если вы наведете мышку на стрелку входного разъема, она будет подсвечена зеленым светом. Нажав в это время кнопку мыши, можно протянуть виртуальный кабель до другого объекта.
Таким образом, нажав кнопку мыши на выходном разъеме модуля аддитивного синтеза и отпустив ее на входном разъеме модуля звукового выхода, вы можете соединить их. Запомните, что звуковым результатом вашего синтеза всегда будет то, что приходит на вход модуля звукового выхода.
Дважды щелкнув мышкой на любом модуле (кроме модуля звукового выхода), вы входите в режим настройки этого модуля. Например, выполнив двойной щелчок на модуле аддитивного синтеза, вы увидите окно. Как нетрудно догадаться, здесь вы можете строить звук из восьми синусоидальных гармонических составляющих. Их относительная амплитуда регулируется с помощью ползунковых регуляторов в секции Global Volume. При этом в окне справа (секция Waveform) автоматически прорисовывается волновая форма суммы всех восьми гармоник с учетом установленной амплитуды.
Кроме того, с помощью движка Frequency вы можете установить основную частоту (то есть частоту нижней составляющей), а с помощью движка Duration — общую длительность генерируемого звука. В секции Amplitude Envelope вы можете графически нарисовать амплитудную огибающую каждой гармоники в отдельности. Выбор текущей гармоники осуществляется с помощью восьми маленьких кнопочек, пронумерованных от 1 до 8. А с помощью движка можно настроить детонацию каждой составляющей в отдельности.
При рисовании огибающей вы можете воспользоваться одним из пяти инструментов: перечеркнутым кружком для мгновенной установки ровной огибающей, карандашом для добавления новых точек излома и их перемещения, ластиком для удаления отдельных точек излома, а также двумя зеркалами для отражения по горизонтальной и по вертикальной осям.
А внизу этого окна (да и почти любого другого тоже) есть четыре пиктограммки, которые используются вместо обычных кнопок. Зеленая галочка заменяет кнопку ОК, красный крестик — кнопку Cancel (Отмена), синий вопросительный знак — Help и изображение дискеты — кнопку создания и загрузки пресетов.
Итак, сделав необходимые настройки, нажмите на зеленую галочку. Если ваш модуль уже присоединен к модулю звукового выхода, то для генерации и прослушивания результата нажмите на кнопку с изображением электрической лампочки. Для повторного прослушивания нажмите кнопку с изображением динамика.
В окне Modules, в секции Generators, расположены модули, генерирующие тот или иной сигнал. О модуле аддитивного синтеза вы уже знаете. Следующий модуль — Cellular Automata — алгоритм клеточных автоматов. Этот алгоритм весьма похож на игру Дж. Конвея Жизнь, которая была описана в журнале Наука и жизнь под названием Эволюция.
Модуль DTMF Signals имитирует тоновый набор телефонного номера. Похожие модули содержатся в программах Sound Forge и Cool Edit Pro.
Модуль Envelope Generator предназначен для создания огибающих. Вы можете рисовать их графически, используя те же инструменты, что и для огибающих в модуле аддитивного синтеза.
Модуль F. M. Synthesis позволяет осуществлять шестиоператорный FM-синтез. В окне настройки с помощью движка Algorithm вы можете выбрать один из 32 алгоритмов соединения шести операторов, причем схемы алгоритмов можно увидеть в окошке справа. С помощью движка Feedback можно установить уровень сигнала обратной связи операторов, все обратные связи также показаны на схемах алгоритмов. Выбрав текущий оператор с помощью маленьких кнопочек с цифрами от 1 до 6, можно установить его частоту с помощью движка Frequency и амплитуду с помощью движка Index, а в секции Envelope графически нарисовать его амплитудную огибающую.
Модуль Formant Wave Functions (FOF) позволяет осуществлять так называемый формантный синтез с использованием пяти виртуальных резонаторов. Частоту и амплитуду каждого из них можно менять динамически с помощью огибающих Frequency и Amplitude. Ширина резонатора также устанавливается для каждого отдельно (движок Bandwidth). Кроме этого вы можете установить частотное вибрато в секции Vibrato и амплитудное вибрато в секции Tremolo, однако эти эффекты распространяются на весь полученный звук.
Модуль Karplus-Strong Algorithm позволяет сгенерировать сигнал щипка струны с помощью алгоритма Карплуса-Стронга (шумовой посыл плюс цифровая задержка с обратной связью). Модуль Mathematical Function генерирует сигнал с помощью известных математических функций — парабола, гипербола, график функций Бесселя и т. п. Модуль MIDI File генерирует сигнал на основе изменений значений какого-либо MIDI-параметра в указанном MIDI-файле. Модуль Noise Generator позволяет сгенерировать белый или розовый шум, а модуль Oscillator — один из простейших периодических сигналов: синусоидальный, треугольный, импульсный, пилообразный и т. п. Модуль Sample Player проигрывает произвольный Wave-файл, а модуль Wave Sequencer позволяет составить любую последовательность из имеющихся волновых шаблонов.
Весьма интересен модуль Spectral Sketch Pad. Он позволяет вручную рисовать спектрограмму будущего звука (такой способ синтеза чем-то напоминает синтезатор АНС). Здесь черное поле представляет собой место для рисования спектрограммы. По горизонтальной оси отложено время, по вертикальной — частотная шкала. Яркость точки (линии) соответствует амплитуде сигнала. Для рисования спектрограммы служат три инструмента из секции Tools. Это рисование произвольной кривой, рисование прямой и распыление отдельных точек.
В секции Amplitude можно с помощью стандартного для графических редакторов движка выбрать яркость будущих линий и точек, которая, как вы помните, впоследствии преобразуется в амплитуду звуковой составляющей. В этой секции также имеется переключатель Random, который позволяет менять яркость случайным образом. С помощью движка Duration вы можете задать общее время звучания (или, что одно и тоже, темп проигрывания своей спектрограммы). Для того чтобы использовать нарисованную спектрограмму, вам необходимо, нажав на кнопочку Save, сохранить ее в специальном формате .des. Этот формат можно использовать и для временного сохранения ваших картинок-спектрограмм. Не стоит пытаться открывать графические файлы других форматов: это может привести к появлению длинной серии окошек с надписью error (в принципе, нажимая все время на единственную в них кнопку ОК, когда-нибудь вы вернетесь к нормальной работе, если проявите достаточное терпение). Помимо модулей-генераторов программа Virtual Waves имеет массу модулей-преобразователей (секция Processes). Все эти модули могут как угодно соединяться друг с другом, что позволяет получать самые фантастические звуки. Кроме того, программа имеет некоторые дополнительные возможности. Среди них необходимо выделить возможность непосредственной передачи сэмплов на карты Turtle Beach Main и Tropez, семейство карт Creative AWE, а также возможность передачи на внешние устройства с помощью дампа в формате MIDI SDS. Интерфейс программы настолько приятен и удобен, что у вас будет возможность, немного привыкнув, полностью погрузиться в творчество, не думая о том, куда же щелкнуть мышкой.
3.3 Проектирование оптимальной аппаратной конфигурации
Итак, рассмотрев основные составляющие персонального компьютера, в том числе аппаратные и программные средства для обработки звуковой информации, прослушивания музыки, синтеза звуков и т.д. При рассмотрении аппаратных средств также оценивались необходимые системные ресурсы для их работы.
В этом пункте составим проект оптимальной аппаратной конфигурации персонального компьютера для решения задач, связанных со звуковой информацией.
В разработке конфигурации компьютера будем учитывать не только технические характеристики аппаратных и программных средств, но и их цену. Кроме того, при составлении проекта аппаратной конфигурации будем учитывать то, что на современных персональных компьютерах пользователи вряд ли будут решать только задачи обработки звуковой информации – даже если задачи обработки звука являются доминирующими для некоторого пользователя, скорее всего этот пользователь захочет работать с текстовыми редакторами, антивирусными программами и т.д. и т.п. Значит, разрабатываемая аппаратная конфигурация должна будет поддерживать (хотя бы на минимальном уровне) работу основных пользовательских программ.
Итак, проект аппаратной конфигурации выглядит следующим образом (таблица 3.1.6):
Таблица 3.1.6
Проект аппаратной конфигурации
Аппаратное средство |
Приблизительная цена на Хабаровском компьютерном рынке, руб. [11] |
Материнская плата ASUS A7N8X-E Deluxe/nF2Ultra/400/3DDR400/AGP8x/5.1audio/ 2*10/100 /Wi-Fi/USB2.0/1394 |
2 864,63 |
Процессор Intel Celeron D 320 2400MHz/256kB/533MHz Sck478 Box |
2 484,85 |
Модуль памяти DIMM DDR 256Mb PC-2700 333MHz Kingston |
841,12 |
Жесткий диск HDD Samsung 80/7200/8 SpinPoint P80 7200rpm/8Mb IDE |
1 884,72 |
Видео- и звуковая карта 256 Mb |
– интегрирована в материнскую плату |
Привод CD-ROM Nec CD-3002A 52x ATAPI UDMA33 |
544,43 |
Колонки Creative Inspire 2.0 1300E |
1235,45 |
Итоговая цена |
9855,2 руб |
Данная конфигурация приемлема как для офисного компьютера, так и для домашнего.
Заключение
После установки всех необходимых частей компьютера для воспроизводства звука необходимо установить программы для записи и прослушивания звуков, озвучивания системных событий, а также различных вспомогательных приложений.
Изначально в компьютере уже есть файлы, которые могут быть проиграны с помощью звуковой карты. Типов звуковых файлов довольно много, но изначально в Windows имеется два основных стандартных формата: WAVE-файлы (с расширением .wav), то есть собственно звуковые фрагменты и MIDI-файлы (с расширением .mid, .rmi, .midi), Теперь будет озвучено стандартное «Видео для Windows» (файлы с расширением .avi), а также становится возможным прослушивание компакт-дисков. Все эти функции можно опробовать в программе Универсальный проигрыватель (Media Player), до которой легко добраться через главное меню Windows: Программы / Стандартные / Развлечения.
Для проигрывания звуковой информации существует множество программ, наиболее распространенные из которых Microsoft Windows Media, WinAmp, Light Alloy. Далее будет рассмотрена программа Microsoft Windows Media.
Современные программы дают возможность проделывать всевозможные операции со звуком. На рассмотрение будет представлена программа для звукового синтеза Virtual Waves.
Исходя из вышеизложенного материала, можно построить оптимальную конфигурацию персонального компьютера:
Intel Pentium 4 Celeron– 2400 MHz / 256 Mb / HDD 80 Gb / 128 Mb / Mouse Genius PowerScroll Optical / CD-ROM-52x
Указанный компьютер имеет микропроцессор Pentium фирмы Intel с тактовой частотой 2400 MHz
Оперативная память – 256 Mb
Емкость винчестера составляет 80 Gb
128 Mb – видеокарта.
Звуковоспроизводящие колонки.
Имеется графический манипулятор типа «мышь» фирмы Genius
В комплект входит проигрыватель CD – дисков, с частотой 52х
Такую конфигурацию можно составить приблизительно за 10000 руб.
Для обработки звуковой информации могут быть использован универсальный проигрыватель Windows Media Player, а также такие распространенные программы, как WinAmp или Light Alloy.
Список литературы
1. Белунцов В. Компьютер для музыканта. – М.:ABF, 2001.-489с.
2. Богумирский Б.С. Руководство пользователя ПК. В 2-х томах. – СПб.: Ассоциация OILCO, 1992
3. Борзенко А.Е. IBM PC: устройство, ремонт и модернизация. – М.: Компьютер Пресс, 1995
4. Воген Т. Мультимедиа / Пер. с англ., худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1997.-504с.
5. Дадлей Кр. Кокс Дж. Microsoft Windows 98: Практический курс. – СПб. – Питер, 1999
6. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001.-768с.
7. Козловский Е.А. Компьютер для носорога. Книга 1: Как купить и обустроить компьютер. Изд. второе, перераб. и доп. – М.: ABF, 1995.-256с.
8. Макарова Н.В., Гуревич В.И. Работаем на персональном компьютере единой системы. – М.: Машиностроение, 1998
9. Скляров В.А. Применение ПК. – М.: Высшая школа, 1992
10. Справочная информация проигрывателя Windows Media Player.
11. www.pcweek.com // Игнатьев Р.Д. Компьютерный рынок Дальнего Востока // Журнал «PC-week», 2005, №1. – с. 20-23