Содержание

ПриложениеВведение 2

Введение 3

1. Сущность казначейской системы_ 4

2. Порядок учета документов, не оплаченных в срок и осуществление финансирования в системе единого кассового счета (ЕКС) 6

Заключение 13

Список литературы_ 14

Приложение Введение

Тему «Учет документов, не оплаченных в срок» целесообразно рассматривать в контексте казначейской системы исполнения федерального бюджета. Целью создания казначейской системы исполнения бюджета является обеспечение устойчивости финансовой системы в процессе реализации основных направлений единой финансовой, налоговой и социально-экономической политики, на основе прогноза социально-экономического развития и сводного финансового баланса территории и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Достижение этой цели может обеспечиваться путем включения в работу по исполнению бюджета казначейского органа, а также налаживание такого взаимодействия всех участников бюджетного процесса через казначейский орган, которое обеспечит поэтапное решение задач бюджетного планирования, санкционирования, контроля и расходования бюджетных средств. Ключевым компонентом казначейской системы исполнения бюджета является единый счет бюджета.

Государственная учетная политика реализуется Инструкцией по бюджетному учету через:

- план счетов бюджетного учета;

- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

- порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

- корреспонденцию счетов бюджетного учета;

- иные вопросы организации бюджетного учета.

Цель данной работы – рассмотреть порядок учета документов, не оплаченных в срок. Для этого, в свою очередь необходимо раскрыть сущность казначейской системы и порядок расчетов, ей присущими.

1. Сущность казначейской системы

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств — доходного и рас­ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:[1]

1) значительно ускорить процесс финансирования за счет со­кращения пробега средств от распорядителя до конечного полу­чателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

2) повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

3) снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контроли­ровать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, сум­мы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

1)  информация по исполнению бюджета становится актуаль­ной, так как любые потоки информации регистрируются казна­чейством;

2) резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведе­ния расходов;

3) обеспечивается сохранность средств;

4) обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд­жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

5) повышается эффективность управления процессом исполне­ния бюджетом и управления ресурсами.

Учитывая эти преимущества, в России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих бан­ков на счета Казначейства в Центральном банке. В 1999 г. 98,7% счетов бюджетополучателей находились уже в Казначействе (без учета организаций Минобороны России, а также бюджетополуча­телей Республики Татарстан и Чеченской Республики).[2]

В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию фун­кционирования единого счета Федерального казначейства Мин­фина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

Единый казначейский счет (ЕКС), функционирующий в рам­ках данной концепции, представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов госу­дарственной власти РФ по исполнению федерального бюджета. ЕСК открывается в учреждении Банка России.

Функционирование системы органов федерального казначей­ства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой прин­ципиальными выступают следующие моменты:

а) централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕСК, открытом ГУФК;

б) централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их меж­ду уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюд­жета на уровне УФК;

в) ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюдже­та, произведенным на уровне УФК.

2. Порядок учета документов, не оплаченных в срок и осуществление финансирования в системе единого кассового счета (ЕКС)

Введение ЕКС позволяет одновременно решить три задачи:

- добиться концентрации бюджетных средств;

- ужесточить контроль за их расходованием;

- повысить качество управления бюджетными средствами.

При этом существенным образом изме­няются процедуры финансирования.

В настоящее время финансирование начинается с момента дви­жения средств по счетам Федерального казначейства. Но от при­нятия распорядителями средств федерального бюджета решения по финансированию до момента кассового расхода, производимо­го со счетов органов Казначейства на основании платежных до­кументов конкретного бюджетополучателя, проходит достаточно много времени. Все это время «связанные» средства находятся на остатках по счетам Федерального казначейства.

Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства призвана радикально изменить положение. В соот­ветствии с этой концепцией счета бюджетополучателей подкрепляются реальными ресурсами тогда, когда необходимо будет фактически производить кассовый расход, т.е. когда в орган Каз­начейства поступает из учреждения платежный документ на спи­сание средств с его лицевого счета в оплату обязательств, приня­тых данным учреждением в соответствии с Законом о бюджете.

В результате введения ЕКС у Правительства РФ появляется ре­альная возможность эффективного управления средствами феде­рального бюджета. При этом сокращается необходимость в кратко­срочных заимствованиях на внутреннем и внешнем рынках, что в конечном счете приводит к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного дол­га. По мере того, как увеличивается скорость расчетов в государственном секторе, будет решена и проблема неплатежей.

Все перечисленные преимущества, которые появляются с вве­дением ЕКС, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого ис­пользования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.

Перевод  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации и местных  бюджетов   на   кассовое   обслуживание   в   территориальные  органы  федерального казначейства Министерства финансов Российской  Федерации  осуществляется по  решению соответствующего  органа  исполнительной  власти  субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.                               

Органы    федерального    казначейства    осуществляют   кассовое  обслуживание  исполнения  бюджетов  субъектов  Российской Федерации и  местных бюджетов  на основе  заключенных соглашений  о полномочиях по кассовому  обслуживанию   исполнения   бюджета  субъекта   Российской Федерации  либо  местного  бюджета  с  органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления. 

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

- правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

- своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

- своевременность доведения представленных Министерством финансов Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

- своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

- осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.[3]

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.[4]

Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

При переводе исполнения бюджетов на кассовое обслуживание в органы кассового обслуживания подлежат закрытию счета по учету средств бюджетов,  открытые в  подразделениях расчетной сети Банка России и в кредитных организациях:

- органам, организующим исполнение соответствующего бюджета (далее – финансовые органы);

- органам, уполномоченным осуществлять отдельные функции по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее – уполномоченные органы); 

- главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджетов.

Закрытие указанных счетов осуществляется в порядке, установленном Положением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

 Не подлежат закрытию  счета, открытые:

- финансовым органам (уполномоченным органам) для учета операций по обеспечению получателей средств бюджета  наличными денежными средствами;

- получателям средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), расположенным за пределами Российской Федерации (субъекта Российской Федерации),  имеющим право в соответствии с разрешением   Министерства финансов Российской Федерации  (финансового органа субъекта Российской Федерации) осуществлять операции со средствами  федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях (далее – иной получатель средств).

При кассовом обслуживании  исполнения бюджетов органом кассового обслуживания учет операций со средствами бюджетов осуществляется на счетах, открытых указанному   органу отдельно для каждого бюджета в    подразделениях расчетной сети Банка России, а в случае их отсутствия  на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, в кредитных организациях,  на балансовых счетах № 40105 «Средства федерального бюджета»,  № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»,   № 40204 «Средства местных бюджетов» соответственно.[5]

Управление средствами на  единых счетах  бюджетов осуществляют  соответствующие финансовые органы, если законодательными и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного  самоуправления  не установлено иное.

Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются органом кассового обслуживания  от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета.

Орган кассового обслуживания составляет и представляет информацию  о  всех кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета  финансовым органам, уполномоченным органам, администраторам поступлений в бюджет, администраторам источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета.

Представление указанной информации осуществляется в соответствии с регламентом о порядке и условиях обмена информацией между органом  кассового обслуживания  и соответствующими уполномоченными участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджета, утвержденным органом кассового обслуживания по согласованию с финансовым органом.

На забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему.

В соответствии с инструкцией по бюджетному учету  для учета предъявленных платежных поручений, инкассовых поручений по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, оформленных в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти и неоплаченных в срок из-за отсутствия средств на внебюджетном счете получателей предназначен счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход».

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения.[6]

В Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения (Форма 511027) ведется учет: полученных и неоплаченных документов органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, по счету бюджета; предъявленных платежных поручений, инкассовых поручений по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, оформленных в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти и неоплаченных в срок из-за отсутствия средств на внебюджетном счете получателей.

Карточка составляется раздельно на бюджетные средства и средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Поступление средств во временное распоряжение учреждения отображается проводкой Дебет 020102510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета», 020104510 «Поступления в кассу» Кредит 030401730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Возврат средств, поступивших во временное распоряжение, владельцу или передача по назначению в установленном порядке отображается проводкой Дебет 030401830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение» Кредит 020102610 «Выбытие денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение», 020104610 «Выбытие из кассы».

Заключение

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод о реформировании расчетов в бюджетной сфере. Переводя бюджетников в казначейскую систему расчетов, Правительство тем самым, осуществило концентрацию двух потоков денежных средств — доходного и рас­ходного на одном счете. Это позволяет ускорить оборачиваемость и повысить эффективность использования бюджетных средств.

  Процесс исполнения бюджета осуществляется исходя из двух основных принципов: единства кассы и текущего контроля за целевым использованием средств.    При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются органом кассового обслуживания  от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета.

Учет документов, полученных и неоплаченных органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, по счету бюджета; предъявленных платежных поручений, инкассовых поручений по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, оформленных в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти и неоплаченных в срок из-за отсутствия средств на внебюджетном счете получателей, ведется в Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения (Форма 511027).

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс РФ (с изм. от 09.05.2005)

2.     Постановление Правительства РФ «О федеральном казначействе» (с изм. от 14.03.2005)

3.     Приказ Минфина РФ от 26.08.2004 №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Часть III. Порядок применения плана счетов бюджетного учреждения

4.     Приказ Федерального казначейства от « 25 » августа  2005 г. №12н «Об утверждении общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ»

5.     Акперов И.Г Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6.     Калиниченко, О. М. Централизация бухгалтерского учета расходных операций в казначействе /О. М. Калиниченко. //Финансы. -2004. - № 6. - С. 20 – 21

7.     Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2003

8.     Нестеренко Т.Г., Бушмин Е.В.  // Бюджет» - 2004, № 6. – С.12

9.     Обухова Т. Функции органов Федерального казначейства // Бухгалтерский учет и налогообложение, №6 2005. – с. 24


[1]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2003. – с.256

[2]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2003. – с.257

[3]Бюджетный кодекс РФ (с изм. от 09.05.2005). п.3 ст. 167

[4]То же , п. 7 ст. 161

[5]Приказ Федерального казначейства от « 25 » августа  2005 г. №12н «Об утверждении общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ»

[6] Приказ Минфина РФ от 26.08.2004 №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Часть III. Порядок применения плана счетов бюджетного учреждения, ст.241