Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

1. Процедура, порядок оформления________________________________ 4

2. Порядок исчисления таможенных пошлин_______________________ 7

3. Таможенное оформление товаров. Виды товаров________________ 10

3.1. Международные почтовые оформления______________________ 10

3.2. Оформление легковых автомобилей_________________________ 12

Заключение____________________________________________________ 14

Список источников и литературы_______________________________ 15

Введение

В соответствии с положениями ст. 58 ТК РФ сфера применения гл.8 ТК РФ распространяется на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Для более четкого уяснения содержания данной нормы и, следовательно, в целом правового регулирования отношений, связанных с основными положениями, относящимися к таможенному оформлению, необходимо детально рассмотреть понятие перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в значении нового ТК РФ. В отличие от ТК РФ 1993 г., который при определении понятия "перемещение через таможенную границу" содержал положение о пересечении таможенной границы при ввозе товаров или транспортных средств, а при их вывозе - о подаче таможенной декларации или совершении иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти товары и транспортные средства за пределы страны, в новом ТК РФ законодатель пошел дальше. Данное понятие определено не только как фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы, но и как совершение всех последующих действий вплоть до выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенными органами при их ввозе и соответственно при вывозе (подача таможенной декларации и совершение иных действий, направленных на вывоз) (подп.7-9 ст.11 ТК РФ). Это означает, что понятие пересечения таможенной границы в ТК РФ растянуто во времени, поэтому юридическое оформление перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, по сути, представляет собой процедуру таможенного оформления, базовые положения которой определены в главе 8 ТК РФ.

1. Процедура, порядок оформления

Таможенное оформление - термин ТК, означающий процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК (см. п.15 ст.18 ТК).

Товары и транспортные средства при перемещении через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК (см. ст.26 ТК).

Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК и иными актами законодательства РФ, в том числе нормативными актами ГТК России (см. ст.126 ТК). Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа РФ, устанавливаемых ГТК России. По просьбе заинтересованного лица, за его счет и с согласия таможенного органа РФ таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа РФ. ГТК России вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами РФ (см. ст.127 ТК).

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе присутствовать при таможенном оформлении. По требованию таможенного органа РФ указанные лица и их представители обязаны присутствовать при таможенном оформлении и оказывать содействие должностным лицам таможенных органов РФ в производстве таможенного оформления (см. ст.128 ТК).

Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке за исключением случаев, предусмотренных ТК и нормативными актами ГТК России (см. ст.129 ТК).

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля (см. ст.130 ТК).[1]

Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных ТК и нормативными актами ГТК России. ГТК России вправе устанавливать условия и налагать ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено (см. ст.131 ТК).

Таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа РФ заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных ТК (см. ст.132 ТК).

В ТК определены:

- упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств;

- правила проведения грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, необходимых для таможенного оформления;

- порядок взятия проб и образцов товаров в целях таможенного оформления.

Если у таможенного органа РФ имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения положений ТК, таможенный орган РФ вправе устанавливать, что перевозка товаров и документов на них может производиться лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения (сопровождения товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов РФ), либо перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком в порядке, определяемом ТК и нормативными актами ГТК России. Расходы, возникшие у перевозчика в связи с надлежащим оборудованием транспортного средства либо перевозкой товаров и документов на них таможенным перевозчиком, государственными органами РФ не возмещаются. В случае, когда не могут быть использованы указанные средства, перевозка товаров и документов на них допускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм (см. ст.136 ТК).

2. Порядок исчисления таможенных пошлин

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно. Исключение составляют случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом:

в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, без подачи отдельной таможенной декларации (п.3 ст.295 ТК РФ);

при выставлении плательщику требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.350 ТК РФ (п.2 ст. 324 ТК РФ).

Для целей исчисления сумм таможенных пошлин, налогов определяется таможенная стоимость товаров в порядке, предусмотренном в ст.323 ТК РФ, и применяются ставки таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.325 ТК РФ.

В ст. 324 ТК РФ оговорено, что исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Пересчет иностранной валюты при исчислении таможенной пошлины, налогов производится в соответствии со ст.326 ТК РФ.

Анализ ст. 324 позволяет сделать ряд выводов:

1) по общему правилу таможенные пошлины, налоги исчисляются самостоятельно:

а) либо декларантом (ст. 126 ТК);

б) либо иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей (например, таможенным брокером, таможенным перевозчиком, ст. 320 ТК);

2) в изъятие из этого общего правила таможенные органы:

а) осуществляют исчисление сумм таможенных платежей на товары, в отношении которых не требуется подача отдельной таможенной декларации. При этом речь идет о таможенных органах, которые производят таможенное оформление международного почтового отправления в местах международного почтового обмена.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости международных почтовых отправлений, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей.

В отношении международных почтовых отправлений с объявленной ценностью суммы таможенных платежей исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае, если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей. Исчисление сумм таможенных пошлин и налогов производится в данном случае с использованием таможенного приходного ордера (ст. 287, 295 ТК);

б) которые выставили требование об уплате таможенных платежей (к ст. 350 ТК), также самостоятельно начисляют сумму подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.

2. Исчисление сумм, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (независимо от того, производят ли его таможенные органы или лица, указанные выше):

1) осуществляется в рублях - т.е. в национальной валюте Российской Федерации;

2) производится с учетом правил:

а) ст. 331 ТК (о том, что уплата таможенных пошлин, налогов производится либо в валюте Российской Федерации, либо в иностранной валюте, котируемой Центробанком Российской Федерации, по выбору плательщика);

б) ст. 326 ТК (о том, что в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин и налогов, определения таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в рубли, нужно принимать курс иностранной валюты к рублю, устанавливаемый Центробанком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом).

3. Таможенное оформление товаров. Виды товаров

3.1. Международные почтовые оформления

Пересылка международных почтовых отправлений осуществляется с использованием следующих почтовых документов (согласно Регламенту письменной корреспонденции и Регламенту почтовых посылок):

ярлык "Таможня" CN 22 (для мелких пакетов, отправлений международной экспресс-почты "ЕMS" и мешков "М");

таможенная декларация CN 32 и сопроводительный адрес CP 71 либо бланк-пачка СЗ 72 (для посылок);

накладная сдачи CN 41 наземных депеш, перевозимых воздушным путем (S.A.L.);

накладная сдачи наземных депеш CN 37 либо накладная сдачи авиадепеш CN 38;

посылочные карты CP 86, CP 87;

письменные карты CN 31, CN 32;

особые листы для заказных отправлений CN 33;

заменяющая накладная сдачи CN 46 для авиадепеш и наземных депеш, пересылаемых воздушным путем (S.A.L.);

накладная сдачи депеш с порожними емкостями CN 47.[2]

Необходимость производства таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в приоритетном или в первоочередном порядке, закреплена также и в ст.67 ТК РФ. Трехдневный срок производства таможенного оформления международных почтовых отправлений указан в ст. 293 ТК РФ с учетом срока выпуска товаров, установленного ст.152 ТК РФ. Конкретные сроки таможенного оформления определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Таможенное оформление международных почтовых отправлений может проводиться и в более короткий срок, нежели указанный в ст. 293 ТК РФ, в особенности в отношении такого вида международного почтового отправления, как международное отправление экспресс-почты. Пересылка международного отправления экспресс-почты и доставка его операторами почтовой связи до получателя осуществляется в максимально короткий срок, что напрямую зависит от сроков производства таможенного оформления.

Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в местах международного почтового обмена, т.е. на объектах федеральной почтовой связи, осуществляющих обработку поступающих от иностранных почтовых администраций, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом международных почтовых отправлений, а также их отправку по назначению (согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725). Полная обработка входящих, исходящих и пересылаемых открытым транзитом международных почтовых отправлений, их контроль таможенными органами РФ, а также отправка по назначению осуществляются в местах международного почтового обмена (п.22 Правил оказания услуг почтовой связи).

Порядок производства таможенного оформления устанавливается в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу (ст.59 ТК РФ). Особенности таможенного оформления международных почтовых отправлений установлены в ст. 293 ТК РФ.

3.2. Оформление легковых автомобилей

Таможенное оформление транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, за исключением указанных в п.3 настоящего Положения случаев, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке) физические лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, таможенное оформление транспортных средств производится иными таможенными органами. Таможенное оформление транспортных средств в указанных случаях с предоставлением в установленном порядке льгот по уплате таможенных платежей и применением количественных ограничений производится при условии представления физическими лицами письменного заключения таможенного органа, в регионе деятельности которого они находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке), о возможности предоставления указанных льгот.

Таможенное оформление транспортных средств, временно ввозимых в Российскую Федерацию (в том числе перемещаемых транзитом) на срок до 2 месяцев включительно, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами ГТК России.[3]

В случае временного ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию через общую границу Российской Федерации и Республики Беларусь их таможенное оформление (в случае, если законодательством Российской Федерации установлена необходимость производства таможенного оформления) производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Местами таможенного оформления транспортных средств, являются склады временного хранения. По согласованию с ГТК России либо региональным таможенным управлением, которому непосредственно подчиняется таможня, таможенное оформление может производиться в других специально выделенных и обозначенных местах, предназначенных для хранения транспортных средств и проведения с ними грузовых и иных операций под таможенным контролем, в случаях, когда таможенное оформление целесообразно проводить в этих местах, а также в других случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России.

Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случаях перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами для личного пользования имеют правомочия на совершение таможенных операций исключительно в случаях,

- оформления процедур внутреннего и международного таможенного транзита, реэкспорта (при вывозе товаров непосредственно из пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации);

- временного ввоза (вывоза) при перемещении товаров следующими на них физическими лицами;

- вывоза товаров в сопровождаемом багаже;

- ввоза в сопровождаемом багаже товаров, за исключением легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД России, и легковых автомобилей, предназначенных для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД России.

Заключение

Совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного оформления, представляет собой:

во-первых, отдельные действия лиц в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу по представлении документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое предъявление товаров и транспортных средств для производства таможенного оформления и таможенного контроля;

во-вторых, адекватные действия таможенных органов по приему и проверке представленных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, взиманию таможенных платежей, осмотру и досмотру товаров и транспортных средств и применению иных форм таможенного контроля, а также действия по принятию решений о допустимости заявленного таможенного режима или таможенной процедуры, включая документальное отражение принятого решения.

Все действия, связанные с процессом таможенного оформления, осуществляются в строго определенном порядке, который зависит от условий осуществления ВЭД.

Список источников и литературы

1.    Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)

2.     Приказ ГТК РФ от 21 августа 2000 г. N 741 "О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами" // Российская газета от 10 октября 2000 г. N 195

3.     Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004

4.     Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004.


[1] Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004.

[2] Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004

[3] Приказ ГТК РФ от 21 августа 2000 г. N 741 "О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами" // Российская газета от 10 октября 2000 г. N 195