Методичка Т0453
Данные методические указания являются сопровождением программы дисциплины «Клиническая психология», предусмотренной учебным планом специальности «031000 Педагогика и психология» ГОС ВПО второго поколения.
В пособии представлены организационно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, включающие практические задания но подготовке к практикуму по клинической психологии, содержание контрольных работ, глоссарии вопросы к экзамену, темы для реферирования и конспектирования, список основной и дополнительной литературы.
Задания для самостоятельной работы, предлагаемые в методических указаниях, призваны:
• Углубить и закрепить знания студентов, получаемые в лекционном курсе;
• Научить студентов клиническому мышлению и анализу данных, полученных в ходе прикладного психологического исследования;
• Усовершенствовать умения составления психологического заключения, приобретённые в ходе изучения дисциплины.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Неотъемлемой частью работы клинического психолога являются проведение патопсихологического исследования и грамотное, на клиническом уровне, составление и написание патопсихологического заключения.
Данное умение необходимо специалисту как в клинической деятельности (дифференциальная диагностика, отслеживание и прогнозирование результатов лечения, определение психотерапевтического направления, составление программы реабилитации и др.), так и в экспертной работе (ПМПК, МСЭК, СПЭ и др.).
Студент должен знать:
Основы теории, цели, задачи, структуру и компоненты клинической психологии;
Семиотику, снидромологию и нозологическую классификацию психопатологических расстройств;
Понятийный аппарат специалиста;
Нормативно-правовую базу клинической психологии.
Студент должен умен»:
Определять цели и задачи исследования;
Вести протокол исследования;
Интерпретировать факты, полученные в ходе исследования;
Составлять психологическое заключение;
Студен т должен владеть:
Методами анализа данных, полученных при проведении других клинических и параклинических исследований;
Основным и дополнительным психологическим инструментарием.
Рекомендуемая литература:
1. Абрамова Г. С. Психотерапия как направление практической психологии // Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М., 1995 г.
2. Дружинин В. 11. Клиническая психология: Основные формы нарушения психических процессов; основные психические заболевания, их лечение и профилактика // Психология / Под ред. В. 11. Дружинина. СнБ. 2000 г.
3. Клиническая психология в социальной работе. Учеб. Пособ. для студ. высш. учеб. Заведений / Б.А. Маршинин, М.В. Голубев, 11.11. Ямщикова и др; Под ред. Б.А. Маршинина. М. -.:Издатсльекий центр «Академия», 2002. - 224с.
4. Клиническая психиатрия (Под ред. 'Г.Б. Дмитриевой). - М., 1998.
5. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных (Под ред. М. М. Кабанова, К, Вайзе).-М.: Медицина, 1980.-400 с. -
6. Коробснпнков 11.Л., Лускацова 11.Г. и др. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1995.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей, М., 1985 г.
8. Морозов Г. В., Шумский П. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). - П.Новгород: Изд-во ПГМА, 1998 г.-426с.
9. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.
10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. -М, 1987.
11. Поперечная Л.II., Рубинштейн С.Я. О некоторых причинах неправильного развития личности подростков, перенесших органическое поражение Ц11С, и мерах профилактики. - М., 1973.
12. Руководство по психотерапии (Под ред. В.Е. Рожнопа). -Ташкент, 1985.
13.Сироткина И. Е. Психология в клинике: Работа отечественных психиатров конца прошлого века // Вопросы психологии. - 1995 г.-№6.
14. Тарабрина П.В., Лазебпая Е.О. Синдром посттравматичсских стрессовых нарушений: Современное состояние проблемы // Психологический журнал. - 1992. -Т. 13. -№ 2.
15. Тонолянскин В.Д, Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.
16. Черепанова С. Любовь и защита: как помочь детям, переживающим глубокую психологическую травму // Семья и школа. - 1995 г.-№8.