№ заказа |
№ |
Вариант, тема |
Факторы экономической, политической и правовой интеграции территории. |
Дисциплина |
Территориальная организация населения |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание.
Введение. 3
Глава 1: Факторы экономической интеграции территории. 4
Глава 2: Политическая интеграция. 7
Глава 3: Интеграция права. 9
Заключение. 11
Библиография: 12
Введение
Интеграция- это процесс или действие, имеющие своим результатом достижение целостности, взаимосвязанности и взаимоприспособляемости национальных хозяйств, их территориальных и отраслевых подсистем, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональном масштабе.
Зарождение и развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом расширения международного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов и технологий. Международные перемещения товаров и факторов производства потребовали создания более стабильных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международных миграций. Это оказалось возможным в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних соглашений и совместных действий.
Современные процессы в развитии мирового хозяйства характеризуются глобализацией экономики, ее транснационализацией, информатизацией, технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово- финансовой и кредитной экспансией и другими тенденциями. Эти тенденции обуславливают острую необходимость разработки механизмов, способствующих с одной стороны, использованию в местах проживания населения позитивных результатов и тенденций международного разделения труда, а с другой – выработке и реализации мер противостояния имеющимся негативным явлениям.
Цель написания данной работы - раскрыть факторы экономической, политической и правовой интеграции территории.
Глава 1: Факторы экономической интеграции территории.
Экономическая интеграция- представляют собой форму межгосударственного взаимодействия, осуществляемого на национальном, региональном или муниципальном уровне в процессе развития и размещения производительных сил группы стран, расположенных, как правило, в одном крупном экономико - географическом регионе.
Интеграция может принимать различные формы. Выбор формы интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и ее конечную цель.
Форма интеграции зависит от формирующихся механизмов, к которым относятся конъюгация (соединение комплексов) и ингрессия (вхождение элементов одного комплекса в другой). Универсальные регулирующие механизмы функционируют по принципу подбора различных элементов и факторов, влияющих на состояние и динамику системы. Они находят отражение в формах организации сегментов общего экономического пространства: зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, консорциумы, стратегическое планирование, общий рынок труда, создание региональных промышленно- производственных комплексов.
Зона свободной торговли. Режим свободной торговли, распространяемый на определенную территорию, принято называть зоной свободной торговли. Такая зона включает таможенные территории государств- участников специального соглашения. В зоне свободной торговли отменяются таможенные пошлины при торговле товарами национального происхождения и перемещении их с одной таможенной территории на другие. Формирование этой зоны предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле, устранение других препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
Таможенный союз. Таможенный союз создается для развития сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, строящихся на принципах и нормах международного экономического права. Формирование таможенного союза предполагает создание благоприятных условий для приоритетного развития торговли между государствами, обеспечения их необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машин и оборудования, продовольствия и потребительских товаров. Образование таможенного союза — существенный шаг к созданию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Платежный союз. Платежный союз должен создаваться путем добровольного участия в нем государств Содружества в целях обеспечения бесперебойных расчетов между субъектами хозяйствования, внутренней конвертируемости каждой из национальных валют и формирования на этой основе платежной системы с учетом национального законодательства. Платежная система призвана обслуживать расчеты по товарообороту в межгосударственной и предпринимательской сфере, по неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным (конверсионным) валютным операциям, операциям по покупке (продаже) наличной валюты через банковские системы участников платежного союза.
Общее научно-технологическое пространство. Формирование такого пространства предполагает объединение разобщенного в настоящее время научно-технологического потенциала отдельных государств, концентрацию их совместных усилий и ресурсов на представляющих взаимный интерес приоритетных направлениях развития науки и техники, перспективных новых технологиях, восстановление высокого, признанного мировым сообществом уровня научно-технических работ и предотвращение технологического отставания стран СНГ от экономически развитых государств. Формирование реального высокотехнологичного «ядра» предприятий и поддержка их на межгосударственном уровне будут способствовать ускорению структурной перестройки промышленности стран Содружества.
Общий рынок труда. Составной частью общего экономического пространства стран является формирующийся общий рынок труда. Необходимы правовые, экономические и организационные условия для постепенного перехода к свободному перемещению рабочей силы в рамках общего экономического пространства с учетом развития интеграционных процессов.
Единая инвестиционная политика. Важным направлением совершенствования инвестиционных процессов и структуры национальных экономик является также совместное финансирование приоритетных проектов (в том числе в энергетике, на транспорте и в других отраслях), создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных структур. Для этого необходима совместная разработка межгосударственных программ и механизмов их реализации, единых принципов страхования экономических рисков, защиты прав инвесторов и т.п. [1]
Единое информационное пространство. Координация сотрудничества стран в области развития и размещения производительных сил выдвигает требования к повышению качества информационных процессов, без которых невозможно улучшить управление межгосударственными объединениями, корпорациями и фирмами, с учетом новейших достижений науки и техники, новых технологий, приоритетных отраслей и производств. Мировая практика показывает, что целенаправленная деятельность по формированию и развитию информационной среды повышает эффективность использования производительных сил, инвестиционную привлекательность их развития не только на макроэкономическом, отраслевом и региональном, но и на микроэкономическом уровне. В связи с этим формирование единого информационного пространства на современном этапе, когда повсеместно внедряются новые информационные технологии, включается в число приоритетных задач международного сотрудничества.
Глава 2: Политическая интеграция.
Политическая интеграция означает сближение общественно-политических ценностей, интересов и целей населения. Этому способствует укрепление гражданского участия. Демократическая политическая интеграция происходит на основе парламентарного устройства, в соответствии с лояльностью и ценностями независимого государства; она происходит, если партии, представленные в правительстве используют и укрепляют в своих действиях демократические методы; неправительственные организации развивают присущие демократии способы воздействия на процесс принятия решений, в свою очередь, индивиды осваивают необходимые для демократии знания и навыки.
Мощное влияние на развитие политической интеграции оказывает централизация структуры политических партий. Причем этот процесс наблюдается и в федерациях с традиционно децентрализованными партийными системами (США, Швейцария). В ряде конституций предусматриваются особые правовые рычаги воздействия на членов партии. Так, например, в Индии в соответствии с 52-й поправкой к Конституции 1985 г. члены парламента могут быть лишены депутатского мандата в случае нарушения партийной дисциплины.
Однако процессы политической интеграции развиваются не только по вертикали в направлении всевозрастающей роли федеральных органов. Определенную роль играют те процессы, которые складываются по горизонтали - между субъектами федераций. Существует большое число консультативных органов, координирующих усилия штатов, провинций, земель и кантонов. Но значение их, в общем, невелико. В ряде федераций (Канада, Австралия) они действуют под контролем центральных властей. А те умело направляют их деятельность в нужное для федерации русло и решительно пресекают любые попытки субъектов федераций расширить свои права. Так, с предложением о создании дополнительных горизонтальных связей между субъектами Российской Федерации вышла группа парламентариев Ингушской Республики.
Они внесли предложение о создании Межпарламентской ассамблеи республик Северного Кавказа, к которой затем постепенно по мере необходимости будут присоединяться все субъекты Российской Федерации, и в перспективе, возможно, и парламенты других суверенных республик как входящих в СНГ, так и не входящих. В первую очередь начиная с Закавказских республик. Данный консультативный и совещательный орган, по мнению ингушских парламентариев, будет содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами, способствовать скорейшему погашению возникающих конфликтов (парламентарии Кабардино-Балкарской Республики утверждают, что первыми идею выдвинули они, а ингушские - только ее развили.[2]
В случае политической интеграции речь так же может идти либо о создании в конечном итоге самостоятельного политического целого в определенных территориальных границах, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего четкой привязки к территории. В первом случае обычно имеется в виду оформление государственности – возникновение наднационального объединения в форме федерации или конфедерации государств. При этом политическая интеграция имеет пространственное измерение и внешние границы, то есть является региональной, а не глобальной. В результате интеграционного процесса происходит постепенное отмирание или устранение политических границ внутри интегрирующегося пространства.
Но политическая интеграция может иметь и иную конечную цель – оформление политического сообщества, лишенного территориальной привязки.
Глава 3: Интеграция права
В федерациях задача обеспечения единого правового регулирования решается в трех направлениях: расширение компетенции центральных органов власти, установление ограничений законодательства субъектов федерации, принятие субъектами федераций единообразных или унифицированных актов.
Своеобразным правовым итогом процессов интеграции в экономической и политической жизни становится расширение предметов ведения федерации. В странах общего права (США, Канада, Австралия) это происходит в основном в процессе толкования конституционных норм верховными судами. В других федерациях - преимущественно посредством принятия новых конституций, например Конституция Бразилии 1988 г., либо путем внесения в тексты конституций поправок. В пределах ведения федерации федеральное право заменяет разрозненные и противоречивые нормы штатов, провинций, земель или кантонов. А те коллизии, которые возникают между ними, разрешаются на основе тех конституционных требований, часть из которых была изложена выше. Федеральные конституции нередко устанавливают особые перечни запретов, ограничивая тем самым принятие субъектами федераций законодательных актов, нарушающих, в частности, обязательства по договорам, привилегии и льготы граждан.
Третья форма интеграции права - принятие субъектами федераций единообразных или унифицированных актов. В США разрабатываются они Национальной конференцией уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ, Канаде и Австралии - на конференциях глав или представителей исполнительной власти. Разработанные ими законопроекты передаются на утверждение представительных органов субъектов федераций.
Развитие процессов правовой интеграции дает сложную, порой противоречивую картину, нередко оно отстает или отступает от движения процессов интеграции в экономической и политической жизни. Во многом это объясняется фактором "вторичности" права по отношению к экономическим и политическим явлениям. Но не только этим. В федерациях с их множественными правовыми системами право дает возможность закрепить не только господствующую волю всего правящего класса, но и отдельных группировок, отстаивающих свои особые права и привилегии.
Заключение
Рассмотрев в данной работе факторы экономической, политической и правовой интеграции в заключении хочу отметить, что в настоящее время интеграционные процессы затрагивают не только федерации. Интеграция охватывает страны Западной Европы, Северной и Латинской Америки, государства Дальнего и Ближнего Востока. Движущей силой их является экономика, которая, переступая через национальные границы, стирает их, меняет политические формы суверенных государств. В Западной Европе этот процесс продвинулся наиболее далеко. Предполагается, что в ближайшем будущем аналогичным образом будет происходить экономическое и политическое развитие и на Северо-Американском континенте. Опыт Российской Федерации свидетельствует, что схожие процессы происходят и у нас. Сравнительная характеристика двух конституций - основных законов Российской Федерации (Конституции, принятой внеочередной седьмой сессией Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями и Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) подтверждает наличие этого процесса, хотя и наряду с признаками ограничения демократических прав.
Однако, среди множество факторов интеграции определяющий вес получает стабильность экономического, социального и политического положения.
Библиография:
1. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов «Регионоведение», М.2001г.
2. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов, Н.Л. Кетова «Основы региональной экономики», Ростов на Дону 2001г.
3. Территориальная организация населения, под ред. Е.Г. Чистякова, М.2005г;
4. Экономическая и социальная география, под ред. М.М. Голубчик, М.2003г.
5. География: население и хозяйство России, М.2000г.
6. Марина Стрежнева «Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления»// Форум международных отношений 2003г.
[1] Территориальная организация населения, под ред. Е.Г. Чистякова, М.2005г С.141;
[2] Марина Стрежнева «Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления»// Форум международных отношений 2003г.