Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
1. Иностранные инвестиции в Кузбассе………………………………….5
2. Оценка инвестиционных проектов (расчетная часть)……………….20
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23
Введение
Инвестиции играют важную роль в совершенствовании структуры макроэкономики. Эффективное перераспределение ресурсов способствует как процветанию экономики страны, так и стабилизации экономики всего мирового сообщества.
Сейчас опасения полностью потерять вложенные в российскую экономику деньги уходят, но инвесторы все еще выжидают, чтобы окончательно убедиться в устойчивости позитивных процессов в России. И если раньше главной помехой были чрезмерные политические риски, то сейчас на первый план выходят гарантии прав собственности, проблемы корпоративного управления, судебная реформа, система финансовой отчетности, таможенные тарифы, реализация соглашений по совместному разделу продукции, Земельный кодекс, состояние банковской системы. Инвесторы достаточно ясно дают понять, что пока Россия не проведет полный цикл необходимых изменений в законодательстве и административной практике по этим вопросам, серьезных инвестиций она не получит.
Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
Инвестиции определяют будущее страны в целом, и отдельного региона, в частности. В свою очередь, привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.
1. Иностранные инвестиции в Кузбассе
При рассмотрении вопроса об иностранных инвестициях в Кузбассе, для начала охарактеризуем ситуацию с иностранными инвестициями в целом по России. Итак, в современной действительности в первую десятку стран – основных инвесторов российской экономики входят: США, Великобритания, Швейцария, Германия, Нидерланды (они являются лидерам в этом процессе), а также Кипр, Италия, Австрия, Франция и Швеция. На долю лидеров приходится 76,1% (16,6 млрд. долл.) от общего объема, на долю последних пяти стран – 12,0% (почти 2,6 млрд. долл.). Таким образом, десять ведущих мировых экспортеров капитала вложили в российскую экономику 88,1% (почти 19,2 млрд. долл.) общего объема накопленных иностранных инвестиций [1; 3].
Наиболее привлекательными для иностранного капитала сфера российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля, общественное питание. В целом на пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. долл.). Иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций в развитие следующих пяти отраслей [6]:
- машиностроения и металлообработки;
- деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
- цветной металлургии;
- химической и нефтехимической индустрии;
- связи.
Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.
Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии финансового сектора экономики и топливных отраслей: на них приходится 48% всего объема накопленного иностранного капитала. Это заставляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном итоге негативно сказывается на экономическом месте.
Одна из причин консервации этих структурных перекосов – отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пока сами избирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал [2; 5; 6].
Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы.
Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денежные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций [1; 4].
В 2003 г. иностранцы вложили в отечественную экономику около 30 млрд. долл. В 2004 г. – около 40 млрд. долл. [7]. На первый взгляд – это достаточно весомые показатели. Однако этими цифрами практически невозможно оценить реальное положение вещей. Дело в том, что инвестиции бывают различного качества. Экономисты выделяют три основных их вида.
Во-первых, это прямые инвестиции – вложения в уставный капитал российского предприятия, соучредительство, участие иностранной фирмы в совместных предприятиях.
Второй вид – это портфельные инвестиции, то есть приобретение акций предприятия в таком объеме, который не позволяет реально участвовать в управлении предприятием. Портфельные инвестиции делаются с расчетом на получение дивидендов.
Третий вид – так называемые прочие инвестиции. Прочие – это статистическое условное обозначение, включающее в себя различные формы кредитов. По большому счету прочие инвестиции вообще назвать инвестициями нельзя, ведь кредиты нужно отдавать, причем с процентами. Однако, именно «прочие инвестиции» составляют большую часть иностранных вливаний в российскую экономику [5]. Например, в 2003 г. их доля составляла около 75% от общего числа, а в 2004 г. – 78%. На долю прямых (самых желанных) инвестиций остается не так уж и много: в 2003 г. – около 7 млрд. долл. Для сравнения: за 2002 г. в экономику Китая поступило 52,7 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций [7].
В первую десятку стран-инвесторов (помимо перечисленных выше) входят такие экзотические государства, как Кипр и Виргинские острова, которые являются офшорными зонами, куда зачастую вкладывают деньги российские бизнесмены.
Таким образом, средства, поступившие оттуда, это лишь отчасти иностранные инвестиции: в большинстве своем это наш капитал, который просто возвращается на родину. Суммы из офшоров поступают весьма солидные. Например, фирмы Кипра вкладывают в российскую экономику больше, чем американские. А Виргинские острова делают для нашей экономики больше, чем Япония или Швейцария.
В нашей области картина иностранных инвестиций мало чем отличается от общероссийской. По их объему область занимает пятое место в Сибирском федеральном округе. Всего за 2003 г. в экономику Кузбасса было вложено 39,4 млн. долл. Чтобы понять много это или мало, приведем пример - строительство современной обогатительной фабрики требует примерно 50 млн. долл.
Однако, даже имеющийся объем инвестиций далеко не так хорош, как кажется на первый взгляд: прямые и портфельные инвестиции составляют в нем чуть больше 10%. Остальное – прочие инвестиции, то есть кредиты. Многие кузбасские бизнесмены отмечают, что финансовые ресурсы российских банков для них недоступны из-за больших процентных ставок. В иностранных банках ставки гораздо ниже, и при стабильном курсе доллара гораздо выгоднее брать кредиты за рубежом.
Топливная промышленность занимает второе место по объему иностранных вложений. Здесь также есть успешно работающие совместные предприятия. Например, ЗАО «Инвест-энерго», которое было создано в 1999 г. на базе шахты «Заречная» совместно с частной кипрской компанией. Известны в Кузбассе обогатительная фабрика «Спутник» в Полысаеве, разрез «Белорусский», компания «Распадская-Джой» (иностранный партнер – английская компания «Джой майнинг машинери Лимитед» сформировала свою долю в уставном капитале, предоставив оборудование собственного производства).
Кроме того, в регионе работают совместные предприятия, занимающиеся изготовлением запчастей для горно-шахтного оборудования, его сервисным обслуживанием, монтажом и ремонтом. Есть иностранный капитал и в торговле. Здесь самые известные СП «Нью-Йорк моторе Сибирь» (продажа и обслуживание автомобилей, инвестор из США) и «Сибита» (торговля мебелью, инвестор – итальянская фирма). По меньшей мере, одно совместное предприятие работает в пищевой промышленности. Это русско-турецкая компания «Зирве», которая занимается производством хлебобулочных изделий. Уникальная структура экономики нашего региона диктует и структуру инвестиций [8].
Впрочем, на первом месте по объему прямых иностранных вложений стоит вовсе не угольная промышленность, как можно было бы предположить. Дело в том, что 2003 г. стал годом активного инвестирования в связь, куда было вложено почти 15 млн. долл. США. Большую часть этой суммы внесли австрийцы, инвестировавшие свои средства в ЗАО «Кемеровская мобильная связь». Еще одно крупное совместное предприятие в области связи – междуреченская телефонная компания «РИКТ» (российско-итальянская). Итальянцы свою долю в уставный капитал внесли оборудованием.
В 2005 г. иностранные инвесторы вложили в Кемеровскую область $547 млн. При этом 71% иностранных инвестиций поступил в промышленность: основными получателями иностранных средств стали угольная отрасль и металлургия. Значительные средства - 26% всего объема иностранных инвестиций - вложили в операции с недвижимым имуществом. Такая структура инвестиций укрепляет сырьевую направленность региона: большая часть зарубежных средств вкладывается в базовые отрасли:
1. Угольную.
2. Металлургическую.
3. Химическую.
На несоизмеримо низком уровне остаются зарубежные инвестиции в производство готовой продукции - 1% в общем объеме иностранных инвестиций (машиностроение, химия). В списке отраслей, привлекших внимание иностранного капитала, отсутствуют или имеют мизерные значения (до $10 тыс.) пищевая, легкая, строительная индустрии, сельское хозяйство, лесопераработка [8].
Наглядно структура иностранных инвестиций в Кузбассе представлена на рис. 1.
Рис. 1 Структура иностранных инвестиций в Кузбассе за 2005 г.
В группе стран-лидеров выделяют стабильных поставщиков финансовых ресурсов и стихийно возникающих, либо разовых участников инвестиционной деятельности. В 2005 г. большая часть инвестиций поступила из Кипра (37% всех инвестиций) и Великобритании (28%). Впервые на рынке иностранных инвестиций Кузбасса появились инвесторы из Канады, сформировавшие 19% всего иностранного капитала. Все канадские инвестиции направлены в кузбасский сектор недвижимости.
Характерно страновое разделение «вкусов» инвесторов. В добывающую отрасль вкладываются инвестиции европейских стран, причем половина из них - известные оффшорные зоны - Кипр, Гибралтар, Британские (Виргинские) острова. Металлургия также получила инвестиции оффшорного происхождения (2005 г. - 98% - Кипр).
Несмотря на значительный объем привлеченных средств, только 25% вложено непосредственно в основной капитал региона. Значительная доля иностранных инвестиций - 33% - израсходована на предоставление займов и погашение ранее полученных кредитов, так как на протяжении последних 5 лет основной формой иностранных вложений были кредиты и займы (в среднем 90% всего объема). К тому же зарубежные кредитные продукты были и остаются значительно дешевле отечественных.
На начало 2006 г. в регионе действовало 123 предприятия с участием иностранного капитала из 29 зарубежных стран. Наибольшее число предприятий создано с участием кипрских инвестиций - 34. Общая численность занятых на этих предприятиях составляет почти 80 тысяч человек. Предприятиями с иностранным капиталом вложено в создание и развитие своих производств свыше 15 млрд. рублей [6].
Процесс управления инвестиционной деятельностью в Кемеровской области представляет собой сознательное целенаправленное регулирование движения всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта.
Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений:
1. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Кемеровской области с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
2. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственные контрактом в соответствии с законом Российской федерации.
3. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
4. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними [3].
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а также наносящие ущерб охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц и государства, запрещены.
Использование иностранных инвестиций в Кемеровской области осуществляется под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранного участия в капитале местных предприятий до различных требований процедурного характера. Без регулирования иностранные инвесторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономики. Мировая экономика выработала «универсальный» набор экономических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для России, и в частности для Кузбасса, заслуживают следующие:
а) экономические — освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;
- вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
- снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
- уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;
- специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
- специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
- сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
- освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ);
- предоставление права ускоренной амортизации;
- субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
б) неэкономические:
- улучшение условий (выделение земли, предоставление информации и услуг по маркетингу, социально-экономическому маркетингу и др.);
- консультирование иностранных фирм относительно особенностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;
- методическое обеспечение организации инвестиционной деятельности в стране;
- развитие правовой базы, связанной с иностранным инвестированием;
- развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог и т.д. [1; 8].
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, которое предусматривает:
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:
- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Кемеровской областью совместно с иностранными государствами;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
- разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов и т.д.
Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвестиций являются:
- сохранность и приращение капитала;
- приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы для расчетов;
- доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам, продукции;
- расширение сферы влияния [1].
Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги - векселя, депозитные сертификаты банков.
Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:
- пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;
- агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего состояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его изменения.
Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов [2]:
- поступления в форме дивидендов и процентных платежей;
доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находящихся в портфеле;
- разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных операциях на вторичном рынке.
Характеризуя ситуацию с иностранными инвестициями в Кемеровской области заместитель начальника департамента внешнеэкономических связей администрации Кемеровской области Е. Тарабрина отмечает следующее: «Конечно, иностранных инвестиций в Кузбассе недостаточно. Они, безусловно, нужны нашей экономике, и власти региона заинтересованы в их поступлении. Ведь инвестиции это не только рабочие места и поступления налогов в бюджет: без инвестиций, в том числе и иностранных, невозможно полностью модернизировать производственные мощности кузбасских предприятий, ускорить экономический и технический прогресс, овладеть передовыми методами организации производства. Другой вопрос: какие возможности есть у администрации для того, чтобы эти инвестиции привлечь? Сейчас большая часть налоговых ставок регулируется федеральным законодательством, и предоставить инвесторам реальные налоговые льготы область не может.
Мы изучали опыт различных субъектов Федерации и пришли к выводу, что инвесторы очень чутко относятся к позиции властей: как их принимают в регионе, так они и вкладывают в его экономику. Конечно, главное для инвестора – будущая прибыль, но политические и психологические факторы тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Существует целый пласт административных вопросов, с решением которых мы можем помочь иностранцам. Например, получение всевозможных лицензий и разрешений отпугивает потенциального инвестора. Если мы окажем ему помощь в этих делах, значит, он охотнее будет работать с кузбасскими бизнесменами. Китай ведь тоже не сразу стал местом паломничества западных инвесторов – сначала государственная власть провела очень большую работу. Еще одна серьезная проблема – слабая ориентация иностранных инвесторов на вложения в наукоемкие, высокотехнологичные отрасли. У иностранцев в России свои интересы. Это вполне естественно. Мы не ожидаем, что они начнут делать нам подарки. Бизнес есть бизнес. Однако администрация пытается найти какой-то консенсус между интересами зарубежных инвесторов и интересами областной экономики: они в первую очередь воспринимают Россию как рынок сбыта своей продукции, мы же пытаемся доказать им, что в Кузбассе можно наладить реальное производство, и это будет выгодно. Будем искать точки соприкосновения интересов и дальше...»
В Кузбассе разрабатывают среднесрочную целевую программу «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2007-2010 годы».
Специальная региональная программа - это комплексный план действий по созданию благоприятной для субъектов инвестиционной деятельности среды и призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики. Предусмотрены следующие мероприятия [8]:
- разработка региональной инвестиционной политики;
- оценка инвестиционного потенциала региона;
- разработка ресурсных карт всех объектов области, включая каталог площадок с готовой инфраструктурой для размещения новых предприятий.
Планируется сформировать и постоянно обновлять базу инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов.
2. Оценка инвестиционных проектов (расчетная часть)
Задание:
Рассчитать экономическую эффективность инвестиционных проектов:
- чистый приведенный доход;
- индекс рентабельности;
- внутреннюю норму прибыли;
- срок окупаемости;
- дисконтированный срок окупаемости;
- определить точку Фишера.
Составить аналитическое заключение о целесообразности инвестиций, обосновать выбор варианта инвестиционных вложений.
Данные для расчета:
Проект |
Денежные потоки по годам |
Ставка процента |
Объем инвестиций |
Уровень инфляции |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
|||
А |
30,2 |
35,2 |
38,9 |
42,6 |
50,0 |
12 |
55,0 |
30,0 |
10,2 |
5 |
Б |
10,5 |
20,3 |
26,2 |
41,0 |
50,0 |
12 |
55,0 |
26,9 |
- |
5 |
Решение:
1. Чистый приведенный доход.
Расчет будем проводить по формуле (1):
n Pk m ICj
NPV = Σ ------------ - Σ -----------, (1)
k=1 (1 + r)k g=1 (1 + i)j
где i – прогнозируемый средний уровень инфляции;
ICj – инвестиция в j-м году;
r – коэффициент дисконтирования.
30,2 35,2 38,9 42,6
NPV(А) = -------------- + -------------- + ---------------- + ----------------- +
(1 + 0,12)1 (1 + 0,12)2 (1 + 0,12)3 (1 + 0,12)4
50,0 55,0 30,0 10,2
+ -------------- - ----------------- + ---------------- + ---------------- = 49,9
(1 + 0,12)4 (1 + 0,05)1 (1 + 0,05)2 (1 + 0,05)3
10,5 20,3 26,2 41,0
NPV(Б) = -------------- + -------------- + ---------------- + ----------------- +
(1 + 0,12)1 (1 + 0,12)2 (1 + 0,12)3 (1 + 0,12)4
50,0 55,0 26,9
+ -------------- - ----------------- + ---------------- + 0 = 21,9
(1 + 0,12)4 (1 + 0,05)1 (1 + 0,05)2
Вывод: поскольку в обоих проектах NPV > 0, то оба проекта следует принять.
2. Рассчитаем индекс рентабельности.
Формула (2):
Pk
PI = Σ ----------- : IC, (2)
k (1 + r)k
PI(A) = 138,4 : 49,9 = 2,8
PI(Б) = 98,8 : 76,9 = 1,3
Вывод: оба проекта следует принять, т. к. PI > 0.
Заключение
Инвестиции - сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.
В странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области изучения инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Однако продолжающийся в России процесс освоения рыночной экономики был сопряжен с немалыми трудностями, отчасти в связи с возникновением проблемы привлечения инвестиций, как в экономику страны, региона, так и в конкретное предприятие.
Проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности уделяется в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы к решению данной проблемы очень ограничены и предполагают исключительно политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие законы», которые привлекут потенциальных инвесторов. К сожалению, данная точка зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов повышения инвестиционной активности.
В период перехода экономики страны на рыночный путь развития, когда этапным стал дефицит денежных средств, наряду с вопросами, касающимися подготовки инвестиционных проектов и поиска источников финансирования, возникают проблемы, связанные с обеспечением возврата заемных средств. Однако, руководство Администрации Кемеровской области (как и в целом Правительство РФ) понимает что дальнейшее укрепление экономики страны немыслимо без привлечения иностранных инвестиций.
Список литературы
1. Андрианов В. Место и роль иностранного капитала в экономике России // Общество и экономика. – 2001. - №1. – С.28-30.
2. Афонцев С. Иностранные инвестиции – надежды и рели // Россия: общественно-политический и научный журнал. – 2004. - №5-6. – С.45-48.
3. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые инвестиции в России. Теория и десятилетие практики. – СПб.: АльпариСПб, 2003. – 234с.
4. Правовая поддержка иностранных инвестиций в России. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 208с.
5. Уринсон Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций // Вопросы экономики. – 2004. - № 8. – С.30-35.
6. Фельзенбаум В. Иностранные инвестиции в России // Вопросы экономики . -2005. - №7. – С.15-18.
7. http://www.gks.ru Официальный сервер Госкомстата России в Интернет
8. http://www.news.himtrade.ru Инвестиционная политика Кемеровской области