Содержание
Введение. 3
1. Общая характеристика организации ООО «Промис». 5
1.1 История создания и развития ООО «Промис». 5
1.2 Организационно-правовая форма компании ООО «Промис» и ее организационная структура управления. Основные виды деятельности. 5
1.3 Организация маркетинговой деятельности на предприятии. 7
2. Характеристика рынка предприятия ООО «Промис». 9
3. Комплекс маркетинга ООО «Промис». 15
3.1 Товарная политика. 15
3.2 Ценовая политика. 19
3.3 Сбытовая политика. 20
3.4 Коммуникативная политика. 23
4. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Промис». 24
5. Анализ факторов, влияющих на уровень цен на товары компании ООО «Промис». 30
Заключение. 33
Список использованных источников. 35
Приложение. 36
Введение
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования.
Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей. Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения.
Цель работы – оценить эффективность маркетинговой деятельности торгового предприятия ООО «Промис» (торговля продовольственными и другими товарами).
Задачи работы:
1. Дать общую характеристику маркетинговой деятельности ООО «Промис».
2. Проанализировать эффективность методов маркетинговой деятельности ООО «Промис».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Промис».
1. Общая характеристика организации ООО «Промис»
1.1 История создания и развития ООО «Промис»
ООО «Промис» – оптово-розничная фирма, специализирующаяся на оптово-розничной продаже продовольственных товаров в г.Хабаровске. Ассортиментный перечень продукции, реализуемой ООО «Промис», приведен в Приложении.
ООО «Промис» было создано в 1997 году. Учредитель и генеральный директор – Семенов А.К.
Предприятие ООО «Промис» прошло длительный путь развития от небольшого предприятия до одного из ведущих торговых предприятий города. Первоначальная организационно-правовая форма – ЧП, затем в 2001 предприятие прошло перерегистрацию и получило статус общества с ограниченной ответственностью.
1.2 Организационно-правовая форма компании ООО «Промис» и ее организационная структура управления. Основные виды деятельности
Предприятие имеет статус Общества с ограниченной ответственностью, и осуществляет коммерческую деятельность согласно статье 87 ГК РФ
В штате ООО «Промис» 63 человека. Годовой товарооборот – около 100 млн. рублей. Розничный товарооборот в структуре торгово-закупочной деятельности составляет 56%, оптовый – 44%. ООО «Промис». В распоряжении компании имеется региональный оптовый склад, находящийся в черте г. Хабаровска. Организационная структура ООО «Промис» представлена главным офисом, объединяющим работу оптового склада и 5 магазинов которые располагаются на территории города Хабаровска (см. Приложение).
Коммерческо-информационный отдел (отдел маркетинга) проводит все виды коммерческих сделок; оказывает организационно-методологические, научные, информационные, посреднические услуги своим контрагентам на рынке; организует торги, ярмарки, выставки, аукционы и принимает в них участие; формирует запасы готовой продукции на складах предприятия; осуществляет маркетинговую деятельность; проводит политику ценообразования; осуществляет сбыт продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; оказывает услуги, связанные со сбытом продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; проводит рекламную деятельность.
Функции маркетинговой службы ООО «Промис» включают изучение рынка производителей, потребителей, т. е. маркетинговые мероприятия, приобретение продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления у производителей и посредников путем покупки, хранение товаров, осуществление транспортировки грузов, продажа продукции оптом и в розницу, оказание дополнительных услуг, в том числе:
§ информационно-коммерческие услуги;
§ предоставление складских помещений другим предприятиям и организациям;
§ транспортно-экспедиционные услуги.
Отдел поставок осуществляет управление поставками товаров.
Бухгалтерия осуществляет прием месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов и представляет их в контрольные финансовые органы; обобщает экономические и финансовые данные на основе свободных балансов; осуществляет анализ хозяйственной деятельности предприятия; осуществляет руководство по применению цен, наценок и скидок, по составлению калькуляций на услуги, по применению форм оплаты труда руководителей, рабочих и служащих; разрабатывает проекты планов по всем видам показателей.
Склад:
§ обеспечивает хранение продукции;
§ содержит и обслуживает складские площади;
§ осуществляет складскую переработку;
§ предоставляет складские площади другим предприятиям и организациям;
§ организует работу персонала и обеспечивает его заработной платой;
§ осуществляет оптовую реализацию со склада;
§ несет ответственность за доверенные на хранение товарно-материальные ценности.
Транспортное хозяйство осуществляет перевозку грузов; оказывает транспортные услуги, в том числе сдачу в прокат автотранспортных единиц; содержит и обслуживает парк автомобилей; организует работу персонала и обеспечивает его заработной платой; несет ответственность за доверенные на хранение и перевозку товарно-материальные ценности.
1.3 Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Фирма работает на рынке продовольствия уже более семи лет. За этот период времени фирма зарекомендовала себя как надежный деловой партнер. Она осуществляет прямые вагонные поставки с заводов-производителей как в Хабаровске, так и в различные регионы России.
Компания динамично развивается в условиях рыночной конкуренции, проводя разумную ценовую политику, в результате этого идет постоянное увеличение розничных и оптовых объемов продаж.
Опишем динамику объемов деятельности ООО «Промис» по основным показателям объема и структуры реализации товаров.
Таблица 1. Динамика объемов деятельности ООО «Промис»
Год |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темп роста, в % к предыдущему году |
Темп роста, в % к 2004 г. |
2001 |
11572,5 |
- |
100,00 |
2002 |
38422,5 |
332,02 |
332,02 |
2003 |
73162,5 |
190,42 |
632,21 |
2004 |
118800 |
162,38 |
1026,57 |
Видим, что предприятие интенсивно наращивает объемы продаж. Эта тенденция хорошо прослеживается на следующем рисунке 1. Однако темп роста несколько замедлился.
Рис.1. Динамика объема реализации продукции ООО «Промис»
Теперь проанализируем прибыль предприятии рентабельность его деятельности. Результаты представлены в таблицах 2 и 3, а также на рисунке 2.
Видим, что деятельность ООО «Промис» не только высоко прибыльна и рентабельна, но и имеет высокие темпы роста.
Таблица 2. Изменение прибыли ООО «Промис»
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|
Выручка от реализации продукции |
38422,5 |
73162,5 |
118800 |
Себестоимость продукции |
23053,5 |
45360,75 |
70092 |
Валовая прибыль |
15369 |
27801,75 |
48708 |
Издержки обращения |
2156,3 |
4978,6 |
6147,8 |
Управленческие расходы |
1057 |
3954 |
3479 |
Прибыль от продаж |
12155,7 |
18869,15 |
39081,2 |
Результат от операционной деятельности |
-1578 |
547 |
347 |
Результат от внереализационной деятельности |
-214 |
-1103 |
452 |
Прибыль до налогообложения |
10363,7 |
36635,3 |
78614,4 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
3627,295 |
12822,355 |
27515,04 |
Прибыль от обычной деятельности |
4378,663 |
15478,41425 |
33214,58 |
Таблица 3. Рентабельность деятельности ООО «Промис»
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Рентабельность деятельности (по прибыли от продаж), % |
31,64 |
25,79 |
32,90 |
Рентабельность деятельности (по чистой прибыли), % |
11,40 |
21,16 |
27,96 |
Рис.2. Изменение рентабельности деятельности ООО «Промис»
Как можно видеть, рентабельность деятельности предприятия ООО «Промис» в течение последних трех лет имеет положительную динамику.
2. Характеристика рынка предприятия ООО «Промис»
Для характеристики рынка предприятия ООО «Промис» необходимо однозначно определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности и сравнительно легкого доступа на рынок и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:
- Возможные стратегии конкурентов;
- Текущее положение конкурентов
- Финансовые возможности
- Предпринимательская философия и культура
- Цели конкурентов
Таблица 3. Анализ конкурентов и конкуренции
№ пп |
Критерий конкурента |
Характеристика и оценка фактического состояния по 10 бальной шкале |
||
Конкурент №1 |
Конкурент №2 |
Конкурент №3 |
||
«ООО Любимые Продукты» |
«Великан» |
«Сатурн» |
||
1 |
Использование конкурентом методов конкурентной борьбы |
4 |
3 |
4 |
2 |
Доля рынка |
6 |
4 |
2 |
3 |
Перспективы развития |
3 |
2 |
7 |
4 |
Местонахождение |
3 |
3 |
3 |
5 |
Производственные возможности |
6 |
3 |
4 |
6 |
Цены, ценовая политика, качество, упаковка товара. |
9 |
3 |
2 |
7 |
Финансовое состояние |
4 |
3 |
6 |
8 |
Доля собственного капитала |
9 |
8 |
7 |
9 |
Реклама нового товара |
3 |
3 |
6 |
ИТОГ |
47 |
32 |
41 |
При сравнительном анализе конкурентных преимуществ фирм, осуществляющих свою деятельность в г. Хабаровске, можно сделать вывод, что ни одна из этих фирм не является большим конкурентом ООО «Промис», кроме «ООО Любимые Продукты».
Ситуация осложняется еще тем, что фирма конкурент имеет магазин в 50 метрах от ООО «Промис».
Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные: численность персонала; структура прямых и накладных расходов; сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий; капиталовложения в основной капитал и запасы; объем продаж.
Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.
ООО «Промис» главным образом изучает у конкурентов:
- размера и темпов увеличения прибыльности предприятия - мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
- текущей и предшествующей стратегии сбыта;
- структуры затрат на производство;
- системы организации производства и сбыта;
- уровня управленческой культуры.
Таблица 4. Лист оценки конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Промис» |
Конкуренты |
||
№1 |
№2 |
№3 |
||
Имидж фирмы |
4 |
3 |
3 |
4 |
Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
4 |
Цена |
5 |
5 |
2 |
5 |
Соответствие потребностям покупателей |
5 |
5 |
3 |
2 |
Методы стимулирования |
4 |
0 |
1 |
0 |
Средства рекламных коммуникаций |
3 |
1 |
0 |
3 |
Режим работы и его соответствие требованиям покупателей |
4 |
5 |
5 |
4 |
Местонахождение |
3 |
3 |
3 |
3 |
Уровень культуры обслуживания |
5 |
1 |
0 |
3 |
Форма продажи или каналы сбыта |
4 |
2 |
3 |
3 |
Всего баллов |
43 |
31 |
23 |
31 |
Примечание: 5 – самая высокая оценка. «ООО Любимые Продукты»-1 «Великан»-2 «Сатурн»-3
При рассмотрении полученных данных можно придти к выводу, что у анализируемого предприятия 2 главных конкурента, тем не менее, ООО «Промис» превосходит эти предприятия по ряду параметров. В частности: Уровень обслуживания; Методы стимулирования; Ассортимент.
Основополагающей предпосылкой сегментирования рынка ООО «Промис» является следующее: не все покупатели обладают потребностями в одном и том же товаре или услуге. По этой причине редко когда удается применить единую маркетинговую или сбытовую программу для привлечения сразу всех потенциальных покупателей. Сегментирование рынка позволяет найти баланс между неоднородностью покупателей с одной стороны и ограниченностью ресурсов поставщиков – с другой стороны.
Суть сегментирования рынка состоит в следующем: определяются подгруппы покупателей со схожими потребностями, некоторые из этих групп выбираются для дальнейшей работы и им предлагаются тщательно разработанные сбытовые и маркетинговые программы, подчеркивающие отличительный имидж продукта или позиционирующие торговую марку.
Маркетологи ООО «Промис» произвели сегментирование рынка по возрасту, т.к. это наиболее актуальный критерии.
Таблица 5. Характеристика потребностей
Потребности |
Сегмент 1 10-20 |
Сегмент 2 20-40 |
Сегмент 3 40-70 |
качество |
+ |
+ |
|
Цена |
+ |
+ |
+ |
упаковка |
+ |
||
марочное название |
+ |
+ |
|
сервис |
+ |
+ |
|
доп. обслуживание |
+ |
+ |
Наиболее выгодными группами потребителей являются население от 20 до 40 лет, т.к. они больше привлечены к покупке нашего товара. Это группы людей, которые наиболее часто бывают на рынках различной продукции. Такие группы лучше всех знают, где дешевле, дороже, качественней, именно на такие группы покупателей ориентируются производители, продавцы.
Тем не менее, не мало важной группой являются пенсионеры. Так как продукты питания по сути являются товарами ежедневного спроса, то их вклад фактически такой же как и у населения 20 до 40 в доход фирмы ,просто этот сегмент потребителей менее требователен к качеству, но более требователен к услуге и к цене.
При рассмотрении всех факторов влияющих на покупательское поведение можно сделать заключение. Магазины ООО «Промис» в целом находиться в неблагоприятных условиях, так как в расстоянии 300 м находиться 3 фирмы конкурента, один социальный магазин.
Торговые точки находиться в старом жилом массиве, где процент небогатого населения намного выше чем, обеспеченного. Нахождение автобусных остановок от магазина тоже велико около 700 метров.
Сегментирования покупателей произошло по экономическим характеристикам, а именно по доходу.
В связи с этим предприятия произвело разделение отдельных групп товаров по разным ценовым категориям, а именно, были введены социальные акции для малообеспеченного населения.
Рис.3. Кривая эластичности спроса и доходы получаемые от продаж товаров разных ценовых групп (ООО «Промис») |
Рис.4. Динамика изменения количества покупателей в течении суток |
Рис.5. Динамика посещения магазинов покупателями с различными уровнями доходов |
Рис.6. Смещение центра тяжести ценового спектра товарной группы в сторону высоких цен |
3. Комплекс маркетинга ООО «Промис»
3.1 Товарная политика
Для анализа ассортимента магазина ООО «Промис» сгруппируем его в таблицу.
Таблица 6. Анализ ассортимента предприятия
Широта ассортимента |
Насыщенность ассортимента |
Глубина ассортимента |
Колбасные изделия |
|
|
Молоко, молочные товары |
|
|
Полуфабрикаты |
|
|
Это лишь не большая часть того товарного ассортимента, который представлен у ООО «Промис». Проведем анализ представленного ассортимента. Результаты занесем в таблицу.
Таблица 7. Оценка ассортимента предприятия с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка
Наименование товарных групп |
Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов |
|
«Взыскательные потребители» |
«Потребители, ориентирующиеся на качество товара» |
|
Колбасные изделия |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор колбасных изделий. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. |
Молочные товары |
Соответствие среднее. В магазине представлен очень широкий ассортимент различной молочной продукции, которая способна удовлетворить самый взыскательный вкус. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. В магазине представлен широкий ассортимент молочной продукции от различных производителей по различным ценам. |
Полуфабрикаты |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор как местной, так и отечественной продукции. Ассортимент представлен широко распространёнными марками. |
Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Качество товаров высокое. Популярные модели представлены глубоким ассортиментом на любой вкус. |
Таблица 8. Анализ динамики реализации товаров по ассортименту
Наименование товаров (товарных групп) |
Объем продажи, тыс.руб. |
|||
Базисный период 2002 год |
Отчетный период 2003 год |
Средний темп роста, % |
||
Колбасные изделия |
5100 |
6700 |
31.37 |
|
Молочные товары |
12000 |
26500 |
120.81 |
|
Полуфабрикаты |
7800 |
12300 |
57.69 |
|
Средний темп роста, % = Отчетный период / Базисный период × 100%.
С помощью метода ABC распределяем товары в порядке убывания объёма продаж. Данные по отчётному периоду представлены в таблице 9.
Таблица 9. Разделение товаров (товарных групп) на подгруппы А, В и С в отчетном периоде
Наименование товара (товарной группы) |
Объем продаж, тыс. руб. |
Доля вклада, % |
Вклад нарастающим итогом, % |
Группа и ее вклад в результат |
Полуфабрикаты |
12300 |
17,9 |
45,3 |
В 17,9% объёма продаж |
Колбасные изделия |
6700 |
12,5 |
65,4 |
С 12,5% объёма продаж |
Молочные товары |
26500 |
45,7 |
97 |
А 45,7% объёма продаж |
Оценка качества работ по формированию ассортимента дается также на основе анализа оборачиваемости реализуемых товаров (товарных групп).
Таблица 10. Анализ оборачиваемости
Наименование товара (товарной группы) |
Базисный период |
Отчетный период |
Отклонение (замедление или ускорение) |
||
скорость тов. обр. |
время тов. обр. |
скорость тов. обр. |
время тов. обр. |
||
Мясная продукция |
5,99 |
3,29 |
6,63 |
2,93 |
Ускорение |
Сигареты |
1,06 |
28,0 |
1,07 |
29,4 |
Замедление |
Фрукты |
1,03 |
19,34 |
1,65 |
18,5 |
Ускорение |
Приправы |
0,89 |
38,9 |
0,54 |
40,3 |
замедление |
Кондитерка |
1,65 |
28,98 |
1,76 |
24,06 |
Ускорение |
Пиво |
0,3 |
48,12 |
0,7 |
32,61 |
Ускорение |
Вино водочные |
4 |
7,00 |
4,4 |
6,32 |
Ускорение |
Хлеб |
1,23 |
19,27 |
1,76 |
17,76 |
Ускорение |
Сыры |
0,67 |
31,23 |
0,99 |
30,95 |
Ускорение |
Молочка |
1,08 |
27,66 |
1,11 |
27,67 |
Ускорение |
Скорость товарного обращения: Об.раз = ТО/ТЗ или Об. Раз= Д/Об.дн., где: ТО- товарооборачиваемость; ТЗ – средний товарный запас за исследуемый период; Д – количество дней в анализируемом периоде; Об.дн – оборачиваемость в днях.
Время товарного обращения: Об.дн. = ТЗ*Д/ТО или Об.дн. = ТЗ/ТО
По результатам анализа ассортимента его можно оценить по следующим признакам:
По местонахождению (торговый ассортимент), по широте охвата товаров (развернутый ассортимент), по степени удовлетворения потребителей (оптимальный ассортимент), по характеру потребностей (реальный ассортимент).
В результате анализа таблицы № 7 ассортимент магазина ООО «Промис» в среднем соответствует запросам выделенных сегментов рынка.
Анализируя динамику реализации товара по ассортименту (таблица№8) объем продаж растет по всем наименованиям приведенных товаров.
В результате анализа таблицы №10 такие товары как: сигареты, приправы имеют замедление товарооборачиваемости.
3.2 Ценовая политика
Существенным фактором маркетинговой деятельности ООО «Промис» является цена товара. Покупатель почти всегда определяет для себя предельную цену в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью. Цена товаров – это очень сильный аргумент в пользу его покупки. Но он, не всегда является побудительным мотивом.
Свободные розничные цены на товары народного потребления формируются предприятием ООО «Промис» исходя из стоимости закупки товаров и торговых надбавок. Уровень торговых надбавок определяется продавцом самостоятельно, исходя из уровня издержкоемкости и рентабельности затрат на реализацию товара, коньюктуры рынка, с учетом оптовой надбавки. В торговую надбавку включается налог на добавленную стоимость. Для обеспечения успешной политики установления цен торговое предприятие имеет упорядоченную методику формирования исходных цен на товары.
Таким образом, политика ценообразования, используемая на ООО «Промис», называется в литературе «издержки +». Опишем ее подробнее. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.
Обычно под издержками понимаются затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж.
Многие менеджеры предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта для сведения к минимуму потерь при организации массовых продаж.
3.3 Сбытовая политика
Основой сбытовой политики предприятия ООО «Промис» составляет процесс продвижения товаров по каналам распределения. Продвижение товара по каналам распределения – это все виды усилий фирмы, которые она тратит с целью заявить о себе на рынке и сделать себя и свой товар узнаваемым.
Цели продвижения товаров по каналам распределения: Формирование имиджа фирмы; Привлечение внимания к товару-новинке; Увеличение объёма продаж; Формирование потребностей покупателей.
Продвижение товаров по каналам распределения ООО «Промис» осуществляется с помощью:
- Выставок (для новых моделей автомобилей в автосалоне)
- Наружной рекламы (щиты на стенах магазина с ценами на товары первой необходимости, щиты с демонстрацией товаров-новинок)
- Упаковки (фирменные пакеты под продовольственные товары)
- Технического обслуживания и сервиса, который подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний - на гарантийный и послегарантийный.
Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегарантийного сервиса фирма-продавец ведет планово-предупредительные ремонты и капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции и дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного ремонта - сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и, в конечном счете, завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции.
Динамика объема реализации продукции ООО «Промис» была рассмотрена в начале работы. Теперь рассмотрим динамику объемов продаж предприятия за 2003-2004 гг. в сопоставимых ценах (табл. 11).
Таблица 11. Изменение объемов продаж за 2003-2004 гг.
Объем реализации товаров в действующих ценах, тыс. руб. |
Объем реализации товаров в сопоставимых ценах[1], тыс. руб. |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
Темп прироста, % |
||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
73162,5 |
118800 |
81942 |
118800 |
159,15 |
144,98 |
53,84 |
91,09 |
Как можно видеть из таблицы 11, темп роста объема продаж увеличился. Если в 2003 году он темп прироста составлял 53,84% по отношению к 2002 году, то в 2004 году темп прироста в сопоставимых ценах составил уже 91,09%. Хотя самый высокий темп прироста наблюдался в 2002 году по отношению к 2004 году.
Проанализируем абсолютные приросты объемов деятельности.
Таблица 12. Абсолютные приросты объемов деятельности за счет изменения цен и количества проданной продукции (тыс. руб.)
Объем реализации 2003 г. |
Объем реализации 2004 г. |
Объем реализации 2003 г. в сопост. ценах с 2004 г. (гр.1*1,12) |
Прирост объема реализации (гр.2-гр.1) |
Прирост объема реализации за счет изменения цен (гр.3-гр.1) |
Прирост объема реализации за счет изменения количества проданных товаров (гр.2-гр.3) |
73162,5 |
118800 |
81942 |
45637,5 |
8779,5 |
36858 |
Таким образом, видим, что за счет роста цены на продукцию объем продаж в стоимостном выражении увеличился на 8779,5 тыс. рублей, а за счет увеличения объемов деятельности - на 36858 тыс. рублей.
Проанализируем поквартальное распределение объема реализации (сезонность продаж) в 2003-2004 гг.
Таблица 13. Поквартальное распределение объема реализации (сезонность продаж)
Год / % |
Квартал |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
2003 год |
1353506 |
1507148 |
1916858 |
2538739 |
% от общего объема за год |
18,5 |
20,6 |
26,2 |
34,7 |
2004 год |
2708640 |
2922480 |
3243240 |
3005640 |
% от общего объема за год |
22,8 |
24,6 |
27,3 |
25,3 |
Как можно видеть из таблицы 13, спрос на продовольственную продукцию и, соответственно, ее реализация хотя и неравномерны по кварталам, не подвержены значительным колебаниям. Объем продаж в зимние месяцы несколько выше объема продаж в летние месяцы.
3.4 Коммуникативная политика
Фирма ООО «Промис» управляет сложной системой коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов, общения друг с другом и другими контактными аудиториями. Одновременно каждая группа поддерживает обратную коммуникативную связь со всеми остальными.
Существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков: репутация и имидж; количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам; соблюдение сроков, графиков поставки; уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цена \ качество, цена \количество); условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов); взаимоотношения с заказчиками; дополнительные услуги.
Так как у ООО «Промис» большое количество поставщиков то целесообразнее рассчитать рейтинги у крупных поставщиков. Возьмем для сравнительного анализа таких крупных поставщиков, как «Сладкая Жизнь», «Вкусная Линия», «Гармония», «Медведь».
Данные, полученные при расчете, занесем в таблицу.
Таблица 13. Расчет рейтинга поставщика 1 («Сладкая жизнь»)
Критерий выбора поставщика |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика |
Произведение удельного веса критерия на оценку |
1. Надежность поставки |
0,30 |
8 |
2,4 |
2. Цена |
0,25 |
10 |
2,5 |
3. Качество товара |
0,15 |
9 |
1,35 |
4. Условия платежа |
0,15 |
6 |
0,9 |
5. Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
7 |
0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика |
0,05 |
9 |
0,45 |
Итого: |
1,00 |
8,3 |
Рейтинги других поставщиков рассчитаем точно таким же образом, а результаты исследования занесем в сводную таблицу.
Таблица 14. Расчет рейтинга поставщика 2
Критерии выбора поставщика |
Поставщики |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. Надежность поставки |
2,4 |
2,4 |
1,8 |
1,8 |
|
2. Цена |
2,5 |
2 |
2,25 |
1,5 |
|
3. Качество товара |
1,35 |
1,35 |
1,2 |
1,05 |
|
4. Условия платежа |
0,9 |
0,9 |
1,2 |
1,05 |
|
5. Возможность внеплановых поставок |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
|
6. Финансовое состояние поставщика |
0,45 |
0,3 |
0,45 |
0,3 |
|
Итого: |
8,3 |
7,55 |
7,7 |
6,1 |
1-«Сладкая Жизнь»; 2- «Вкусная Линия»; 3- «Гармония»; 4-«Медведь».
Таким образом, при расчете рейтинга поставщика мы получили следующие данные, что поставщик под номером 1, а именно «Сладкая Жизнь» является явным лидером среди анализируемых поставщиков.
Предприятию ООО «Промис» наиболее выгодно работать со «Сладкой Жизнью».
4. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Промис»
ООО «Промис» применяет комбинированный метод закупки товаров. Следовательно, он может закупать товар прямо от производителей, но также и через посредников.
Метод доставки товаров магазин ООО «Промис» применяет централизованный. Предлагать магазин использовать децентрализованный метод не рекомендуется, т.к. он заключает с поставщиками договора на поставку и поставщик сам доставляет товар без затрат магазина. ООО «Промис» не обязательно содержать свой собственный автопарк, с помощью машин которого оно осуществляло бы доставку товаров, потому что договор поставки заключаемый с поставщиками предусматривает доставку товаров в скомплектованных товарно-грузовых единицах или пакетах, которые облегчают разгрузку и складирование товаров.
За время существования предприятия на рынке оно нашло оптимальных поставщиков товаров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары на своём транспорте в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам. Это позволяет ООО «Промис» без использования собственного транспорта получать необходимые объемы товаров от поставщиков на выгодных условиях без больших на это затрат.
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, а, в конечном счете, - прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями.
ООО «Промис» работает с достаточно большим количеством поставщиков, но основная их часть это крупные оптовые фирмы, которые зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны. Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент. В частности такие фирмы, как Гармония, МЕДВЕДЬ, Леопард, Гепард, Вкусная линия, специализируются на одной или нескольких позициях, например на шоколаде и кофе, как это делает МЕДВЕДЬ.
Профиль покупателей ООО «Промис» составлен по следующим характеристикам:
- Географическое месторасположение покупателя;
- Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;
- Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки;
- Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.
Анализируя товарный ассортимент предприятия ООО «Промис» он является торговым, развернутым, оптимальным, реальным.
В целом ассортимент магазина соответствует основным предъявляемым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров, качество обслуживания. Проанализировав анализ товарооборачиваемости, некоторые наименования товаров имеют замедление, – основной причиной этого может быть снижение спроса, понижение качества, к таким товарным группам относятся: сигареты, приправы. Для того чтобы не произошло замедление товарооборачиваемости, магазин можно предложить следующее: либо убрать эти товары, либо расширить те группы, на которых фирма получает высокий доход.
В связи с дефицитом торговых площадей данному предприятию трудно расширять торговый ассортимент, нехватка мест для выкладки товара оказывает большое влияние на ассортиментную политику ООО «Промис». За большой промежуток времени был сформирован оптимальный ассортимент, который удовлетворяет те основные потребности, которые выдвигает данный рынок.
Также можно порекомендовать к применению на ООО «Промис» следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом.
1. Анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации. Исходными данными здесь являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям деятельности организации в целом и маркетинга в частности. Для этого изучают и анализируют отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.
Существенным недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности проблем совершенствования управления маркетингом из общей совокупности проблем данной организации. Определение «доли вины» маркетинговых факторов среди множества других факторов (научно-технических, производственных, снабженческих и т.п.) в возникновении тех или иных проблем недостижения целей организации — чрезвычайно сложная задача. Она если и может быть решена, то только в результате проведения специальных исследований, основанных на применении методов факторного анализа, корреляционного и регрессионного анализа, кластер-анализа, контент-анализа и других математических методов, устанавливающих зависимости между конечными результатами и факторами, их обусловившими. Применение данного подхода в широких масштабах весы проблематично.
2. Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (поставщики, потребители, дистрибьюторы и т.п.).
3. Наблюдение за выполнением маркетинговых функций и/или непосредственное участие в их реализации специалистов-консультантов, которые выявляют проблемы совершенствования управления маркетингом организации.
Совместное применение этих подходов дает возможность получить наиболее полную информацию о проблемах управления маркетинге. Однако на практике проведение таких всеобъемлющих комплексных исследований — чрезвычайно сложная задача.
Ниже в рамках реализации второго подхода для выявления проблем управления маркетингом рассматривается метод логико-смыслового моделирования, который будет вписан в общий процесс выявления проблем управления маркетингом.
В этом процессе можно выделить следующие восемь этапов.
1. Получение базовых знаний о компании, ее продуктах и рынках. Эти знания получаются при первой встрече исследователя с менеджером. Речь идет о получении информации относительно истории компании, ее типа (частная, акционерная и др.), организационной структуры, целей ее деятельности и целей маркетинга. Сообщается информация о продуктах компании, политике ценообразования, каналах товародвижения, используемых методах продвижения продукта. Описывается ситуация на рынке (лояльность потребителей, конкуренция, рыночные тенденции и др.). Таким образом исследователь получает начальную информацию для первоначального осмысливания возникшей проблемы.
2. Ознакомление с ситуацией, в которой находится лицо, принимающее решение (ЛПР), с его целями и ресурсами. На данном этапе прежде всего необходимо понять причины, исходя из которых руководитель прибегает к помощи исследователя. Отсюда вытекает, что исследователь должен знать цели руководителя, поскольку это дает ему возможность определить остроту возникшей проблемы. Сравнивая реальные результаты рыночной деятельности с целями, можно установить, то ли данная проблема возникла внезапно, то ли компания скатывалась к неблагоприятной ситуации постепенно.
Что касается ресурсов, то знакомство со статьями бюджета маркетинга (затраты на оплату труда сбытовиков, рекламу, разработку новых продуктов и др.) и эффективностью их использования позволит исследователю глубже понять возникшую проблему.
3. Прояснение симптомов проблемы. Главная цель проведения работ на данном этапе — углубленное изучение проблем-симптомов, т.е. проблем-следствий.
Обычно это можно сделать на основе данных мониторинга рыночной ситуации, носящего как формальный, так и неформальный характер.
В эффективно работающих компаниях руководители маркетинговых служб осуществляют постоянный мониторинг возможных причин возникновения проблем. В качестве главных индикаторов возможных проблем обычно рассматриваются динамика показателей объема реализации, рыночной доли, прибыли, а также количество заказов, поступающих от дилеров компании, уровень жалоб потребителей, состояние конкурентной борьбы.
4. Выявление предполагаемых причин возникновения проблемы (базовые проблемы). С этой целью для каждой проблемы-симптома по определенной схеме выявляются проблемы-причины их возникновения.
Выявление проблем-причин можно осуществить в следующих направлениях:
— действия конкурентов;
— поведение потребителей;
— изменения в деятельности самой компании;
— изменения внешней среды маркетинга.
5. Определение действий по смягчению проявления проблемы. На этом этапе руководитель и исследователь совместно или по отдельности в рамках имеющихся ресурсов генерируют несколько подходов к решению выявленных базовых проблем, по содержанию которых достигнуто согласие. В основе этих подходов лежат действия по улучшению использования отдельных элементов комплекса маркетинга.
6. Определение ожидаемых последствий этих действий.
Каждое маркетинговое действие подвергается анализу путем ответа на вопрос: «Что, если..?». Другими словами, определяется возможное воздействие принимаемых решений не только на решаемую проблему, но и на программу маркетинговых действий в целом. Кроме того, целесообразно определить, какие дополнительные проблемы могут возникнуть, если принятое решение не будет реализовано.
Обычно диапазон последствий возможных маркетинговых действий является достаточно очевидным. Помимо потребителей порой целесообразно изучать реакцию на ваши решения также со стороны посредников и/или поставщиков.
7. Выявление предположений менеджера относительно этих последствий.
При выявлении проблемы обычно делаются определенные предположения, характеризующие возможную реакцию (или последствия) на принятое решение. Такие предположения необходимо проанализировать со всей доступной глубиной. В условиях неопределенности маркетинговые исследования обычно помогают уменьшить отрицательные проявления этого фактора. Кроме того, среди руководителей компании могут существовать разные мнения относительно ключевых предположений. Задачей исследования в данном случае является определение, какое из предположений является истинным.
8. Оценка адекватности имеющейся информации. Руководитель может обладать информацией разного объема и качества. Поэтому исследователь должен оценить состояние информационного обеспечения решаемой проблемы и установить, каким оно должно быть. Разница между существующим и требуемым уровнями информационного обеспечения является основой для определения целей маркетингового исследования.
5. Анализ факторов, влияющих на уровень цен на товары компании ООО «Промис»
При разработке ценовой стратегии руководством ООО «Промис» во внимание принимались некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от деятельности предприятий и организаций) и внешние (не зависящие от деятельности предприятий и организаций).
К внутренним критериям следует отнести:
- рекламу (чем удачнее, оригинальнее, тем цена товаров производителя выше);
- специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);
- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
- рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
- специфику жизненного цикла продукции;
- мобильность производственного процесса;
- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
- организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;
- объем рынка;
- имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Разрабатывая ценовую стратегию, предприятие ООО «Промис» преследовало следующие цели:
– получить в полной мере запланированную прибыль;
– увеличить объем продаж;
– завоевать более солидную долю рынка;
– попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;
– ослабить конкурентов;
– сформировать определенный имидж товара.
Итак, основой расчета цены продукции ООО «Промис» являлась себестоимость. Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме. При расчете себестоимости для целей ценообразования руководство ООО «Промис» внимание на классификацию затрат, включаемых в себестоимость, в зависимости от различных классификаторов различают:
1. Группировка затрат по однородным экономическим элементам – смета затрат, и по статьям расходов – калькуляция.
2. Смета затрат дает ответ на вопрос, что израсходовано предприятием. Калькуляция – где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.
3. По признаку целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные (различные потери).
4. В зависимости от участия в реализационном процессе затраты делятся на основные и накладные.
5. По способу включения в себестоимость реализации единицы продукции затраты разделяются на прямые и косвенные.
6. По характеру связи с реализационным процессом затраты бывают постоянные и переменные.
Каждая из этих групп затрат несет информацию, необходимую для прогнозирования цены на конкретное изделие и проведения соответствующей ценовой политики, а так же для изыскания снижения резервов затрат в целях обеспечения конкурентоспособности товара.
Рассчитав себестоимость, ориентируясь на цены конкурентов, руководство ООО «Промис» приступило к определению цены товара. Цена должна полностью возмещать издержки производства (себестоимость), а так же обеспечить получение определенной нормы прибыли. При этом использовалась методика ценообразования «средние издержки + прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара.
Заключение
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит маркетинговой деятельности вообще и методам маркетинговых исследований в частности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.
В настоящей работе исследовалась маркетинговая деятельность предприятия ООО «Промис». В качестве критериев эффективности маркетинговой деятельности ООО «Промис» были выбраны рост объема продаж, эффективность формирования товарных запасов, соответствие ассортимента спросу покупателей и равномерность поставок товаров в магазины ООО «Промис».
В процессе маркетинговой деятельности за 2001-2004 гг. наблюдается устойчивый рост объемов продаж фирмы. Деятельность ООО «Промис» не только высоко прибыльна и рентабельна, но и имеет высокие темпы роста.
Организационная схема товароснабжения ООО «Промис» удовлетворительна. Она хорошо продуманна и рациональна, однако требует совершенствования. Также необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в фирменных магазинах ООО «Промис.
Эти критерии позволяют говорить об эффективности маркетинговой деятельности на ООО «Промис».
В то же время, на начало 2003 года у предприятия были возможны перерывы в продаже товаров в связи с тем, что товарный запас был ниже нормативного. На начало 2004 года у предприятия хотя и несколько улучшилась данная ситуация в коммерческой деятельности, все же товарный запас почти вдвое ниже нормативного, значит предприятие практически не обеспечено товарными запасами. Поэтому управление товарными запасами, которое в основном касается управления поставками, требует совершенствования.
В связи с этим требуют совершенствования методы маркетинговой деятельности на ООО «Промис». Для этого в работе были выдвинуты:
1) общие рекомендации по совершенствованию методов выявления причин недостаточно эффективной маркетинговой деятельности предприятия ООО «Промис»;
2) рекомендации по введению методов маркетингового контроля как особого метода маркетинговых исследований, направленных на внутреннюю среду предприятия.
Данные рекомендации при условии их выполнения будут способствовать совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Промис».
Список использованных источников
1) Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2004. – 325 с.
2) Голубков Е. П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры.- М.: Дело, 2004. – 544 с.
3) Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика маркетинга. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 254 с.
4) Завьлов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособ. – М.: Инфра- М, 2002. – 496 с.
5) Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – Спб.: Питер, 2002. – 240 с.
6) Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993 .- 1056 с.
7) Маркетинг./Под ред. А. П. Иванченко. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – 641 с.
8) Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 277.
9) Рубин Ю. Обыкновенный маркетинг. – СПб.: Литера плюс, 2004. – 231 с.
10) Современный маркетинг./Под ред. Хруцкого В.Е. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 547 с.
11) Теория маркетинга/ Под ред. М. Бейкера. – Спб.: Питер, 2004. – 464 с. : ил.
12) Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. – 2-е изд., доп. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 567 с.
13) Уткин Э.А., Арбиев Е.Т. Практический маркетинг. – М.: Теис, 2004 .- 381 с.
14) Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Экмос, 1997. – 254 с.
15) Хруцкий В.Е. , Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2004 .- 528 с.: ил.
Приложение
Ассортиментный перечень продовольственных товаров
товаров для ООО «Промис» на 2004 год
1. Масло животное |
2. Колбасные изделия |
3. Маргарины |
4. Майонез |
5. Сыры |
6. Масло растительное |
7. Консервы мясные |
8. Консервы рыбные |
9. Молочные консервы |
10. Яйцо |
11. Рыба копченая |
12. Молоко, молокопродукты |
13. Мороженое |
14. Сахар |
15. Кондитерские изделия |
16. Мягкие кондит. |
17. Мука |
18. Крупа |
19. Макароны |
20. Чай |
21. Соль |
22. Специи |
23. Консервы овощные |
24. Консервы фруктовые |
25. Соки |
26. Напитки фруктовые |
27. Пиво |
28. Вода минеральная |
29. Вино |
30. Водка |
31. Шампанское |
32. Х\булочные |
33. Сухари, сушка |
34. Табачные |
35. Спички |
36. Пакеты |
[1] При индексе цен 1,12