Содержание
1. Признаки банкротства_ 3
2. Предупреждение банкротства_ 4
3. Меры по предупреждению банкротства организаций_ 5
4. Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации_ 6
5. Санация организации-должника_ 12
Список литературы_ 18
1. Признаки банкротства
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[1]
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:[2]
- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
- размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
- размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
2. Предупреждение банкротства
С принятием Закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ:
- создана нормативная база для проведения внесудебных процедур;
- введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия;
- законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота;
- начато создание института специалистов по банкротству.
Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» со статьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», с изъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагает определенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это может быть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мирового соглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросы банкротства без вмешательства арбитражного суда.
Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает возможность устранения признаков несостоятельности ещё до начала формальной процедуры банкротства.
Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).
Сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий, как со стороны государства, так и кредиторов.
3. Меры по предупреждению банкротства организаций
В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.[3]
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Для принятия решения о проведения досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.
Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо и поверхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационной процедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы, определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарную ответственность всех участников санации независимо от их отношения к выполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробно регулировать содержание соглашения участников санации, и в особенности в части определения их прав в случае достижения результатов санации – восстановления платежеспособности предприятия-должника.
4. Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации
Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В этом случае основными мерами финансового оздоровления таких организаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностей использования в первую очередь внутрихозяйственных резервов.
Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих действий, наиболее характерными для большинства российских организаций.
В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.
В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтапно.[4]
I этап. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, самой неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства, наладить поставку материально-технических ресурсов для нормализации процесса производства.
II этап. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность, будут оставаться неизменными, то вскоре организация снова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчивость организации. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
III этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.
Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа достижения финансовой стабилизации организации.
1. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями:
♦ уменьшением размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;
♦ увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочных обязательств.
Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», который требует сокращения размеров текущих потребностей в материально-технических, трудовых ресурсах и т. д. (вызывающих соответствующие долги), и перевод отдельных видов ликвидных активов в денежные средства без значительного ущерба для производства.
Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;
- реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;
- увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;
- отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности организации и др.;
- сокращения затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;
- сокращения расходов на командировки, рекламу;
- реструктуризации кредиторской задолженности;
- сокращения готовой продукции на складе.
В этом случае важна не угроза банкротства, а создание условий для нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации в текущем отрезке времени ликвидирована или носит, как правило, отложенный характер.
Увеличение денежного потока организации в краткосрочном периоде для погашения просроченных и срочных обязательств достигается:
- переводом части ликвидных оборотных активов в денежные средства;
- переводом части внеоборотных активов в денежные средства. Превращение ликвидных оборотных активов в денежные средства может осуществляться, например, за счет следующих мер:
- ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;
- ускорения инкассации дебиторской задолженности;
- снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;
- увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию;
- снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;
- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;
- распродажи готовой продукции и товаров на складе и др. Превращение ликвидных внеоборотных активов в денежные средства может осуществляться с помощью:
- реализации высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;
- проведения операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства продаются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;
- ускоренной продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;
- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств;
- сдачи в аренду излишков производственной и административной площади и др.
2. Восстановление финансовой устойчивости организации в среднесрочном периоде происходит как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов.
Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа «сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.
Сокращения необходимого объема потребления финансовых ресурсов можно достигнуть следующими мерами:
- сокращением объема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельной продукции;
- снижением объема инвестиций в деятельность организации;
- сокращением подразделений аппарата управления;
- сокращением части вспомогательных и подсобных подразделений;
- обеспечением обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);
- осуществлением дивидендной политики, адекватной кризисному финансовому развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;
- сокращением объема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли;
- отказом от внешних социальных и других программ предприятия, финансируемых за счет его прибыли, и др.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т. е., когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалансированы.
Увеличение притока собственных финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет реализации, например, следующих мер:
- увеличения объема выпуска рентабельной продукции;
- снижения себестоимости выпускаемой продукции путем снижения (сокращения) различного рода потерь и брака;
- оптимизации ценовой политики организации;
- увеличения доли предоплаты за отгружаемую продукцию;
- осуществления рациональной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей в пределах законодательства;
- проведения ускоренной амортизации оборудования с целью быстрого списания амортизационных отчислений;
- осуществления эмиссионной политики по выпуску дополнительных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др.
3. Обеспечение финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде обеспечивается целым рядом мер:
- внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;
- использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;
- повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;
- ускорением оборачиваемости оборотных активов;
- увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий;
- сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;
- использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.
Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.
5. Санация организации-должника
Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) представляет собой систему мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения организации и реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц с целью предотвращения ее банкротства и повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.[5]
Санация может проводиться собственниками самой организации, более сильными в финансовом отношении предприятиями-кредиторами, предприятиями-покупателями, предприятиями, заинтересованными в данной организации, банком, а также органами федеральной и муниципальной власти.
Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник организации-должника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.
В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
- до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
- если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
- если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве организации при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.
Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самой организацией до возбуждения кредиторами дела о ее банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами организации, подчинена задачам ее антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации не достигло своих целей, и кризисное финансовое состояние предприятия мало улучшается или продолжает ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации организации.
Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации организации, в процессе которой она избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации.
Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов. Наступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, товарных ресурсов (новое оборудование, современные материалы), современных технологий и патентов и других ресурсов для изготовления новейших продуктов.
Формы санации определяются в рамках ее конкретного направления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.
Возможны следующие основные формы санации:
- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления. В такой форме санируются в основном государственные предприятия. Эта форма санирования связана со следующими основными условиями: необходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом;
- государственное льготное кредитование. Осуществляется, как правило, по той же группе предприятий и при таких же условиях, что и в предшествующем случае. Отличием этой формы санирования является лишь возвратный характер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финансового рынка;
- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию. При отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитование санируемого предприятия, а также в случае, если финансовый кризис носит временный характер и может быть преодолен предприятием при оказании ему финансовой помощи, используется данная форма санирования ранее рассмотренной категории предприятий;
- целевой банковский кредит (на реальный проект). Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита последнего. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального уровня, используемого в кредитной политике банка. Для осуществления контроля и помощи предприятию коммерческий банк при высоком размере кредита в перечне условий санации может потребовать введения в состав его руководства своего представителя или уполномоченного лица;
- финансовая помощь третьих лиц (юридических и физических). Такая форма санации наиболее характерна для негосударственных коммерческих организаций. Финансовая помощь физических лиц, как правило, исходит от собственников организации, или новых учредителей, или акционеров. Финансовая помощь юридических лиц может осуществляться учредителями, поставщиками, получателями продукции и другими лицами, заинтересованные в предприятии. В целях обеспечения прав санаторов заключаются соответствующие соглашения, в которых выдвигаются требования и условия проведения санации. Содержание соглашений требует серьезной юридической и экономической проработки;
- выпуск облигаций организаций под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим организацию, если по каким-либо причинам предоставление ей прямого банковского кредита или реструктуризация ее долга невозможны. В роли такого гаранта-санатора может выступать и страховая компания;
- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (отсрочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов). Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуществляющий обслуживание организации. В процессе такой формы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту могут повышаться ставки процента;
- отсрочка погашения векселей организации (под гарантию банка-санатора). Такая форма санации может производиться отдельными векселедержателями под залог банка-санатора, возможна с одновременной небольшой разовой денежной (от банка-санатора) компенсацией потерь от отсрочки погашения векселя организацией. Возможна и другая форма санации по векселям организации, когда банк принимает векселя организации для их погашения с дисконтом, размер которого определяется по взаимному соглашению;
- списание санатором-кредитором части долга. Эта форма санации организации предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет организацию к финансовому краху. Обычно санация в форме списания части долга сопровождается соглашением между кредитором и санируемой организацией об иных формах его компенсации на последующих этапах.
Выбор санатора осуществляется с учетом и оценкой следующих критериев и положений:
1. Условия санации (процентная ставка за предоставление финансовых средств или доля в прибыли, сроки санации и возврата денежных средств, объем финансовой помощи, ответственность за целевое использование финансовой помощи и др.).
2. Требования, выдвигаемые санатором по организации, управлению и контролю процесса санации.
3. Залоговое обеспечение финансовой помощи санируемой организацией.
4. Порядок участия представителей санатора в процессе реструктуризации долгов, производства организации, реализации инвестиционных и инновационных проектов.
5. Условия досрочного прекращения или ограничения санации, расторжения договора (соглашения) о санации организации.
6. Условия распространения новой продукции и др.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004)
2. Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.
3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005
4. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004
5. Литвинцева Л. Пробелы действующего законодательства о банкротстве // Люди дела, № 59, февраль 2005 года
6. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкроства. –М.: ОМЕГА-Л, 2003
[1] Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004), п.2 ст. 3
[2]Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкроства. –М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 8
[3]Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 31 декабря 2004 года)
[4]Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. - с. 144-145
[5]Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. - с. 180