Содержание

1. Признаки банкротства_ 3

2. Предупреждение банкротства_ 4

3. Меры по предупреждению банкротства организаций_ 5

4. Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации_ 6

5. Санация организации-должника_ 12

Список литературы_ 18

1. Признаки банкротства

Юридическое  лицо   считается   неспособным   удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)  исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,  если  соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им  в  течение  трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[1] 

Для  определения  наличия  признаков  банкротства  должника учитываются:[2]                                                      

- размер денежных обязательств, в том числе размер  задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

-  суммы займа с  учетом  процентов,  подлежащих  уплате  должником;

- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

- размер  задолженности,  возникшей   вследствие   причинения   вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность  за  причинение  вреда жизни или здоровью, обязательств  по  выплате  выходных  пособий  и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника,  вытекающих  из  такого участия;                                                          

- размер   обязательных   платежей   без   учета    установленных законодательством  Российской  Федерации  штрафов  (пеней)  и  иных финансовых санкций.                                               

Подлежащие  применению   за   неисполнение   или   ненадлежащее исполнение обязательства  неустойки  (штрафы,  пени),  проценты  за просрочку платежа, убытки, подлежащие  возмещению  за  неисполнение обязательства,  а  также  иные  имущественные  и  (или)  финансовые санкции,  в  том  числе  за  неисполнение  обязанности  по   уплате обязательных  платежей,  не  учитываются  при  определении  наличия признаков банкротства должника.                        

2. Предупреждение банкротства

С принятием Закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ:

- создана нормативная база для проведения внесудебных процедур;

- введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия;

- законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота;

- начато создание института специалистов по банкротству.

 Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» со статьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», с изъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагает определенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это может быть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мирового соглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросы банкротства без вмешательства арбитражного суда.

Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает возможность устранения признаков несостоятельности ещё до начала формальной процедуры банкротства.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

Сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий, как со стороны государства, так и кредиторов.

3. Меры по предупреждению банкротства организаций

     В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.[3]

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Для принятия решения о проведения досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо и поверхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационной процедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы, определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарную ответственность всех участников санации независимо от их отношения к выполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробно регулировать содержание соглашения участников санации, и в особенности в части определения их прав в случае достижения результатов санации – восстановления платежеспособности предприятия-должника.

 

4. Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации

Достаточно большое количество организаций разоряются из-за не­эффективного управления ими. В этом случае основными мерами фи­нансового оздоровления таких организаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностей использо­вания в первую очередь внутрихозяйственных резервов.

Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих дей­ствий, наиболее характерными для большинства российских органи­заций.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой ста­билизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.

В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осу­ществляется поэтапно.[4]

I этап. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризис­ного состояния предприятия, самой неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обяза­тельствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банк­ротства, наладить поставку материально-технических ресурсов для нор­мализации процесса производства.

II этап. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособ­ность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность, будут оставать­ся неизменными, то вскоре организация снова может оказаться непла­тежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчи­вость организации. Это позволит устранить угрозу банкротства не толь­ко в коротком, но и в относительно более продолжительном проме­жутке времени.

III  этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда орга­низация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофи­нансирования, развития производства и устранения старых и возника­ющих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа достижения финансовой стабилизации организации.

1. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями:

♦   уменьшением размера текущих внешних и внутренних финан­совых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;

♦    увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих по­гашение просроченных и исполнение срочных обязательств.

Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», который требует сокращения размеров текущих потребностей в материально-техничес­ких, трудовых ресурсах и т. д. (вызывающих соответствующие долги), и перевод отдельных видов ликвидных активов в денежные средства без значительного ущерба для производства.

Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

- пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

- реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кре­дитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

- увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

-  отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней креди­торской задолженности организации и др.;                                                                       

-  сокращения затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;

-  сокращения расходов на командировки, рекламу;

-  реструктуризации кредиторской задолженности;

-  сокращения готовой продукции на складе.

В этом случае важна не угроза банкротства, а создание условий для нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достиг­нутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотлож­ных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации в текущем отрезке времени лик­видирована или носит, как правило, отложенный характер.

Увеличение денежного потока организации в краткосрочном пе­риоде для погашения просроченных и срочных обязательств достига­ется:

-   переводом части ликвидных оборотных активов в денежные сред­ства;

- переводом части внеоборотных активов в денежные средства. Превращение ликвидных оборотных активов в денежные средства может осуществляться, например, за счет следующих мер:

-  ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

-  ускорения инкассации дебиторской задолженности;

-  снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

-  увеличения размера ценовой скидки при осуществлении на­личного расчета за реализуемую продукцию;

-  снижения размера страховых запасов товарно-материальных цен­ностей;

- уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

-   распродажи готовой продукции и товаров на складе и др. Превращение ликвидных внеоборотных активов в денежные сред­ства может осуществляться с помощью:

-  реализации высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

- проведения операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства про­даются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

- ускоренной продажи или сдачи в аренду неиспользуемого обо­рудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

- аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в про­цессе обновления основных средств;

- сдачи в аренду излишков производственной и административной площади и др.

2. Восстановление финансовой устойчивости организации в средне­срочном периоде происходит как продолжение реализации принимае­мых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увели­чению положительного потока прироста собственных финансовых ре­сурсов.

Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с при­менением принципа «сжатие организации»: чем больше будет поло­жительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.

Сокращения необходимого объема потребления финансовых ресур­сов можно достигнуть следующими мерами:

-  сокращением объема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельной продукции;

- снижением объема инвестиций в деятельность организации;

-  сокращением подразделений аппарата управления;

-   сокращением части вспомогательных и подсобных подраз­делений;

- обеспечением обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

-  осуществлением дивидендной политики, адекватной кризисно­му финансовому развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;

- сокращением объема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли;

-  отказом от внешних социальных и других программ предприя­тия, финансируемых за счет его прибыли, и др.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигну­той, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, пре­дусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры ка­питала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т. е., когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалан­сированы.

Увеличение притока собственных финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет реализации, например, следующих мер:

-  увеличения объема выпуска рентабельной продукции;

-  снижения себестоимости выпускаемой продукции путем сниже­ния (сокращения) различного рода потерь и брака;

- оптимизации ценовой политики организации;

-  увеличения доли предоплаты за отгружаемую продукцию;

-  осуществления рациональной налоговой политики, обеспе­чивающей минимизацию налоговых платежей в пределах зако­нодательства;

-   проведения ускоренной амортизации оборудования с целью бы­строго списания амортизационных отчислений;

-  осуществления эмиссионной политики по выпуску дополни­тельных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др.

3. Обеспечение финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде обеспечивается целым рядом мер:

- внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;

-  использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;

- повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;

-  ускорением оборачиваемости оборотных активов;

- увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий;

-  сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

-  использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.

5. Санация организации-должника

Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) представляет со­бой систему мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения организации и реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц с целью предотвращения ее банкротства и повышения ее конкурентоспособности на рынке то­варов и услуг.[5]                          

Санация может проводиться собственниками самой организации, более сильными в финансовом отношении предприятиями-креди­торами, предприятиями-покупателями, предприятиями, заинтересованными в данной организации, банком, а также органа­ми федеральной и муниципальной власти.

Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник организации-дол­жника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.

В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет зна­чительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

- до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если пред­приятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

- если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заяв­лением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);

- если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить тре­бования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе про­изводства дела о банкротстве организации при условии согласия со­брания кредиторов со сроками выполнения их требований и на пере­вод долга.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самой организацией до возбуждения кредиторами дела о ее банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласует­ся с целями и интересами организации, подчинена задачам ее анти­кризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внут­ренней финансовой стабилизации.

Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации не достигло своих целей, и кризисное финансовое со­стояние предприятия мало улучшается или продолжает ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различают оборони­тельную и наступательную концепции осуществления санации орга­низации.

Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объе­мов операционной и инвестиционной деятельности организации, обес­печивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внеш­ней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации орга­низации, в процессе которой она избавляется от ряда производствен­ных структурных подразделений, незавершенных реальных инвести­ций и других видов активов в целях финансовой стабилизации.

Наступательная концепция санации направлена на диверсифика­цию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе са­нации, используются в целях расширения ассортимента конкурен­тоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, бы­строго завершения начатых реальных инвестиционных проектов. На­ступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, то­варных ресурсов (новое оборудование, современные материалы), со­временных технологий и патентов и других ресурсов для изготовле­ния новейших продуктов.

Формы санации определяются в рамках ее конкретного направ­ления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.

Возможны следующие основные формы санации:

- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уров­ня управления. В такой форме санируются в основном государственные предприятия. Эта форма са­нирования связана со следующими основными условиями: не­обходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритет­ных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой пере­ориентацией деятельности предприятия; осуществлением ан­тимонопольных мероприятий; другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуще­ством;

- государственное льготное кредитование. Осуществляется, как правило, по той же группе предприятий и при таких же условиях, что и в предшествующем случае. Отли­чием этой формы санирования является лишь возвратный харак­тер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финан­сового рынка;

- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию. При отсутствии у го­сударства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитование санируемого предприятия, а также в случае, если финансовый кризис носит временный характер и может быть преодолен предприятием при оказании ему финансовой помощи, используется данная форма санирования ранее рассмот­ренной категории предприятий;

- целевой банковский кредит (на реальный проект). Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита после­днего. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального уровня, используемого в кредитной политике банка. Для осуществления контроля и по­мощи предприятию коммерческий банк при высоком размере кредита в перечне условий санации может потребовать введения в состав его руководства своего представителя или уполномочен­ного лица;

- финансовая помощь третьих лиц (юридических и физических). Такая форма санации наиболее характерна для негосударст­венных коммерческих организаций. Финансовая помощь физи­ческих лиц, как правило, исходит от собственников организа­ции, или новых учредителей, или акционеров. Финансовая помощь юридических лиц может осуществляться учредителями, поставщиками, получателями продукции и дру­гими лицами, заинтересованные в предприятии. В целях обеспечения прав санаторов заключаются соответствующие соглашения, в ко­торых выдвигаются требования и условия проведения санации. Содержание соглашений требует серьезной юридической и экономической проработки;

- выпуск облигаций организаций под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим бан­ком, обслуживающим организацию, если по каким-либо причи­нам предоставление ей прямого банковского кредита или рест­руктуризация ее долга невозможны. В роли такого гаранта-санатора может выступать и страховая компания;

- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (от­срочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов). Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуще­ствляющий обслуживание организации. В процессе такой фор­мы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту могут по­вышаться ставки процента;

- отсрочка погашения векселей организации (под гарантию банка-санатора). Такая форма санации может производиться отдельными векселедержателями под залог банка-санатора, возможна с од­новременной небольшой разовой денежной (от банка-санатора) компенсацией потерь от отсрочки погашения векселя организа­цией. Возможна и другая форма санации по векселям организа­ции, когда банк принимает векселя организации для их погаше­ния с дисконтом, размер которого определяется по взаимному со­глашению;

- списание санатором-кредитором части долга. Эта форма санации организации предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет организацию к финансовому краху. Обычно санация в форме списания части долга сопровождается соглашением между кре­дитором и санируемой организацией об иных формах его ком­пенсации на последующих этапах.

Выбор санатора осуществляется с учетом и оценкой следующих кри­териев и положений:

1.  Условия санации (процентная ставка за предоставление фи­нансовых средств или доля в прибыли, сроки санации и возврата денежных средств, объем финансовой помощи, ответственность за целевое использование финансовой помощи и др.).

2.  Требования, выдвигаемые санатором по организации, управ­лению и контролю процесса санации.

3.  Залоговое обеспечение финансовой помощи санируемой орга­низацией.

4.  Порядок участия представителей санатора в процессе реструк­туризации долгов, производства организации, реализации инвес­тиционных и инновационных проектов.

5.  Условия досрочного прекращения или ограничения санации, расторжения договора (соглашения) о санации организации.

6.  Условия распространения новой продукции и др.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004)

2.     Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.

3.     Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005

4.     Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004

5.     Литвинцева Л. Пробелы действующего законодательства о банкротстве // Люди дела, № 59, февраль 2005 года

6.     Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкроства. –М.: ОМЕГА-Л, 2003


[1] Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004), п.2 ст. 3

[2]Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкроства. –М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 8

[3]Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 31 декабря 2004 года)

[4]Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. - с. 144-145

[5]Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. - с. 180