Борис Макаренко Кампания В. Путина
При кажущейся очевидности результата - уверенная победа в первом туре, большой отрыв от соперников и т. п. - в аналитических материалах и комментариях оценки эффективности избирательной кампании нового президента России оказались разноречивыми, подчас полярными - от характеристики ее как полного успеха и нового слова в избирательных технологиях до упреков в непрофессионализме, пассивности и едва ли не провале.
Кампания В. Путина действительно не укладывалась ни в привычные российские, ни в международные каноны предвыборной деятельности фактического главы государства. Из всего классического набора средств избирательной кампании применялся минимум. Реклама была сведена к публикации в печатной прессе "Открытого письма" и оплаченного (якобы вынужденно) в качестве рекламного расхода пилотного тиража книги-интервью с кандидатом. Лишь в последнюю неделю появились листовки (расклейка и раздача), выполнявшие функцию "акции последнего дня", причем не слишком эффективно. Популистские меры и шаги типа обещания повышения пенсий и "юбилейных" выплат ветеранам войны носили ограниченный характер. Массовых акций в поддержку и. о. президента практически не было. Региональные штабы в первую очередь демонстрировали лояльность региональной элиты новому хозяину страны и лишь во вторую очередь координировали деятельность активистов.
Тем не менее было бы ошибкой считать, что кандидат В. Путин фактически не вел избирательной кампании. На деле выбор ее средств и методов был подстроен под ту уникальную ситуацию, которая сложилась в российской политике в последнее полугодие перед выборами.
Общие параметры этой ситуации с точки зрения президентских выборов выглядели следующим образом:
- "кремлевская партия" обеспечила себе максимально возможную концентрацию ресурсов - властных, финансовых, информационных; в итоге ни один из оппозиционных кандидатов не мог по этим параметрам конкурировать с "преемником" президента;
- еще в ходе парламентской кампании были "разгромлены" (в том числе с помощью массированного PR) все потенциальные некоммунистические конкуренты (в первую очередь Е. Примаков и Ю. Лужков), что предопределило быструю и эффективную консолидацию вокруг В. Путина большей части российского истеблишмента и некоммунистических избирателей;
- основной электоральный соперник - коммунистический кандидат Г. Зюганов - был сначала "ограничен" (за счет относительного сокращения веса компартии в Госдуме), а затем "приручен" сделкой с пропрезидентским "Единством" по разделу власти в парламенте; в итоге из реального соперника, каковым Г. Зюганов был четыре года назад, он превратился в спарринг-партнера кремлевского кандидата;
- эффектное выступление партии власти на парламентских выборах послало всем элитным группировкам, в первую очередь - губернаторам, сигнал о том, что кремлевскую партию невозможно переиграть в электоральной игре, а соответственно любая попытка поддержать оппозиционного кандидата (финансово или административно) не принесет успеха.
Резюмировать перечисленные параметры можно тем, что вся конкуренция в президентской кампании по сути дела инерционно продолжала правила игры, навязанные Кремлем в парламентской гонке. Они включали в себя сокращенные сроки кампании и во многом обусловленную этим ограниченность финансовых затрат, массированное использование методов косвенного PR (от освещения действий главы государства до появления кандидатов в президенты на телевидении в "неполитических контекстах" и направленной дискредитации оппонентов в "дружественных" СМИ) вместо прямой рекламы, периферийную роль политических партий (за исключением КПРФ). В итоге в период с января по март полномасштабную избирательную кампанию не вел не только В. Путин, но и ни один другой кандидат. Такое положение, разумеется, давало дополнительное преимущество инкумбенту, укрепляя его и без того сильные позиции.
Факторы, определявшие характер кампании В. Путина
Явное преимущество В. Путина на старте президентской гонки явилось результатом реализации определенной стратегии действий Кремля. Разумеется, лишь некоторая (причем не слишком большая) часть этих действий лежит в сфере публичной политики, но это не отменяет их значительного влияния на публичное восприятие "кремлевского кандидата". Без учета этого фактора невозможно описать и проанализировать кампанию В. Путина.
Во-первых, стартовое положение В. Путина в президентской кампании определялось его ролью не просто и. о. президента, но преемника Б. Ельцина. За осень он приобрел выигрышный имидж "военного вождя", который в общественном мнении ассоциировался с популярной идеей "наведения порядка" в стране. Важной вехой в становлении В. Путина как фаворита стали парламентские выборы, которые усилили ощущение успеха политического курса премьера.
С первыми успехами в борьбе с терроризмом В. Путин начал набирать политические очки. Первое важное имиджевое приобретение, которое у него появилось уже в октябре, - способность отвечать за свои решения, что давало ему заметные преимущества перед другими российскими политиками, характерной чертой которых, как правило, является боязнь ответственности, стремление найти любые пути, чтобы избежать ее. Правда, даже высокий рейтинг (к этому времени В. Путин уже обогнал и Г. Зюганова, и Е. Примакова) не решал проблемы роста масштабности премьера - он по-прежнему считался "человеком-функцией", призванным только на период военных действий. Но в этом качестве он удовлетворял общественную потребность, вышедшую в то время на первое место в иерархии тревог, - потребность в безопасности.
К моменту "переезда в Кремль" В. Путин уже заслужил немалый кредит общественного доверия. Однако этот кредит был выдан скорее с целью проверки возможностей премьера ("надо посмотреть, что он еще сможет, кроме войны"), а не для реализации каких-то надежд ("он не похож на человека, который готов решать большие проблемы"). Тем не менее уже к началу 2000 г. очевидная однобокость его образа не мешала формированию "народного прогноза": в В. Путине увидели почти гарантированного победителя президентских выборов.
Став и. о. президента, В. Путин закрепил в обществе перцепцию наведения порядка. Линия на "порядок" переехала из Дома правительства в Кремль. "Отречение" Б. Ельцина сертифицировало "успех" В. Путина; именно в это время (14-17 января) его президентский рейтинг достиг максимального значения в 62%, надежды на то, что после Б. Ельцина жизнь "изменится к лучшему", составляли 56%.
Во-вторых, положение фаворита кампании определило стиль предвыборного поведения самого кандидата и его команды. Если Б. Ельцину в 1996 г. пришлось искусственно воскресить в памяти общества "романтический дух" времен борьбы с коммунизмом, вести массированную агитационную кампанию, напрямую апеллировать к массам через все каналы массовых коммуникаций, в прямом смысле плясать и бить горшки (вспомним Б. Ельцина на рок-концерте в Волгограде и на татарском сабантуе), то В. Путину на волне популярности достаточно было вести себя "по-президентски". Даже акции и заявления, имеющие прямую "кампанейскую" направленность, подавались им как действия главы государства, а не кандидата в президенты. Иными словами, В. Путин использовал положение инкумбента совсем иначе, чем Б. Ельцин четыре года назад.
В этих условиях стиль, избранный штабом В. Путина, следует признать рациональным: концентрация на его роли "вождя нации", акцент на его деятельности на посту главы государства, стремление избежать резких шагов, которые могли бы оттолкнуть какие-либо категории электората по идеологическому или иному принципу.
Программа кандидата В. Путина
Несмотря на распространенность риторических вопросов типа "Кто такой Путин?", "Какая у него программа?", совокупность действий и заявлений команды "исполняющего обязанности" предоставила достаточно полную информацию о его политическом кредо.
Брошенные В. Путиным вскользь слова о том, что любую опубликованную программу немедленно начнут критиковать со всех сторон, выдало стратегическую позицию его штаба: важнее было сохранить "позитивную неопределенность", чем четкими формулировками изложить позицию, которая могла бы отпугнуть какие-либо сегменты поддержки. Первым шагом, "приоткрывавшим" программу В. Путина, стала компилятивная статья "Россия на рубеже тысячелетий", подготовленная в Центре стратегических разработок. Вторым "квазипрограммным" заявлением была реакция на "семь пунктов" программы Г. Зюганова: и. о. главы государства вновь уклонился от реального ответа, иронично заметив, что столько же пунктов мог бы сформулировать и он. Частично отсутствие программы замещали такие акции, как "домашнее" телеинтервью В. Путина на канале ОРТ (получившее название "интервью с собачкой") и часовой телефонный разговор и. о. президента с читателями "Комсомольской правды".
Понимая, что формальное отсутствие программы само по себе является недостатком, штаб В. Путина подготовил ее краткий вариант - "Открытое письмо" избирателям, опубликованное 25 февраля. Эта "мини-программа" отвечала главному требованию кампании - не отталкивать ни одну из значимых категорий потенциального электората. Письмо по своим основным тезисам было в русле роли В. Путина как "уже почти президента", консолидатора российского государства и "человека порядка". Раздел "О наших проблемах", которым открывается письмо, как бы поставил В. Путина над схваткой. Проблемы здесь были сформулированы не по "отраслевому" принципу (политика, экономика и т. п.), а панорамно - моральные устои (как основа патриотизма), борьба с преступностью, необходимость универсализации "правил игры" для всех граждан, служение власти народу, "инвентаризация страны". Приоритеты также были обозначены достаточно обтекаемо: борьба с бедностью (что адресовано в первую очередь неадаптированной части общества), становление здоровых рыночных отношений, возрождение личного достоинства граждан, защита национальных интересов во внешней политике. Обобщающим лозунгом программы стало достижение "достойной жизни".
В этой программе практически не оказалось ничего "разделяющего", вызывающего отторжение у значимых идеологических "семей" российского электората. Даже рыночная тематика наполнена не либеральной (или "антикомандной"), а государственнической риторикой. В принципе "Открытое письмо" суммировало отдельные высказывания В. Путина, которые можно рассматривать как программные, - например, отказ от "деления на своих и чужих" (в речи на открытии Госдумы), об "умеренно-либеральном экономическом курсе", об универсалистском отношении ко всем экономическим группам интересов и т. п. Даже пресловутые слова "мочить в сортире" появились парафразом в "Письме" ("Где бы ни притаился террорист... он больше не может надеяться на помощь и укрытие в Чечне"). Разумеется, нельзя не согласиться с теми, кто критиковал "Письмо" как материал поверхностный и не заменяющий программу, но свою функциональную роль - стать атрибутом избирательной кампании В. Путина и при этом не навредить ему - оно выполнило.
Накануне выборов в срочном порядке была издана книга "От первого лица" - компиляция интервью с самим В. Путиным и близкими к нему людьми. Главная задача, которую должна была решить эта книга, - придание имиджу В. Путина "человеческого измерения". С этой точки зрения важно, что основные пункты "имплицитной" программы В. Путина (искоренение "мятежной республики" в Чечне, восстановление престижа армии, укрепление роли государства и т. д.) были выведены из его человеческих убеждений и принципов. Еще одна важная функция книги - попытка компенсации негативных перцепций и страхов, существующих в обществе в связи с В. Путиным. Поэтому такие не совсем приятные для и. о. главы государства темы, как его отношения с Б. Ельциным, олигархами, коммунистами и т. п. получили в книге спокойное, рациональное освещение.
За неделю до выборов избирательный штаб В. Путина стал активно распространять "листовку последнего дня", в которой "программа кандидата" опять же была выдержана в самых общих тонах (сильная армия, достаток и достоинство), т. е. продолжалась прежняя линия, нацеленная на то, чтобы не оттолкнуть не определившегося избирателя, а, напротив, побудить его проголосовать за очевидного фаворита.
Итак, как это ни парадоксально на первый взгляд, В. Путин шел на выборы с программой, нормальной и типичной для российской партии власти, содержавшей общие обтекаемые формулировки умеренно-реформаторской направленности при имплицитной отсылке к реальной деятельности власти.
Основные мероприятия кампании
Хотя аппарат В. Путина постоянно подчеркивал, что график его поездок и встреч не был подчинен предвыборным соображениям, отметим, что многие из акций "исполняющего обязанности" имели вполне конкретный электоральный адрес.
Целый ряд таких акций подчеркивал внимание и. о. президента не просто к "людям в погонах", но ко всему огромному комплексу, связанному с "оборонкой", - именно так можно рассматривать и поездку В. Путина в Чечню в новогоднюю ночь, и более поздний выезд в Краснодарский край, и посещение предприятий российского "хай-тека" в Зеленограде, и визит в Звездный городок. Несколько особняком стоит полет на истребителе в Чечню за шесть дней до выборов. С точки зрения планирования избирательной кампании ни третий визит "в одном направлении" (в Чечню), ни акцентирование темы "главнокомандующего" не являлось необходимым. Осмелимся предположить, что последний визит на мятежную территорию выдавал некую нервозность В. Путина по поводу того, что операция в Чечне затягивается (за предшествующий выборам месяц было достаточно заявлений военных о том, что "активную фазу" войны предполагается завершить в кратчайшие сроки, т. е. до 26 марта).
Для молодежной аудитории не прошло незамеченным посещение В. Путиным модного мюзикла "Метро" и его появление на горнолыжной трассе (как известно, лишь молодежь приветствует публичные появления политиков в спортивных костюмах).
Трагический повод проводов в последний путь А. Собчака пришелся на момент наибольшей напряженности заочных отношений В. Путина с либеральным электоратом. Эмоциональное поведение и. о. президента у гроба одного из "отцов" российской демократизации стало знаковым для этого отряда электората. Впоследствии качественные социологические исследования показали, что именно эта акция "раскрыла" для избирателей В. Путина как личность, продемонстрировала такие его позитивные человеческие качества, как способность сопереживать, хранить верность соратникам.
При перечислении этих мероприятий бросается в глаза, что все они укладываются в официальное "исполнение обязанностей". Даже встреча с доверенными лицами проводилась "в обеденный перерыв". О кампании же как таковой фаворит, как минимум, дважды отзывался подчеркнуто пренебрежительно: ею, по его собственным словам, "занималась группа товарищей", которая вела некую не известную ему (sic!) работу; он же сам не желал появляться на телеэкране "между сникерсами и памперсами".
Отказ от прямой рекламы и бесплатного эфирного времени в общем не сказался на результате В. Путина на выборах: "позитивный PR" в достаточных количествах был ему обеспечен; контрпропаганда против конкурентов велась дружественными ему телеканалами от их имени; несколько сложнее обстояло дело с такой функцией политической рекламы, как мобилизация явки избирателей. Действия на этом направлении ограничились лишь роликами с призывами нескольких деятелей культуры (Л. Федосеева-Шукшина, Б. Хмельницкий) "идти на выборы", которые к тому же транслировались "оптом". В остальном же "лишенный драматизма" сценарий кампании В. Путина, казалось бы, не способствовал мотивированию избирателей на то, чтобы в весенний воскресный день прийти на избирательный участок и отдать за него голос. Но эту функцию более чем успешно выполнил административный ресурс. Поэтому если и признавать отказ от телерекламы ошибкой путинского штаба, то только вместе с утверждением, что серьезного урона кандидату эта ошибка не нанесла.
До самого последнего момента в кампании В. Путина не были задействованы и "активистские технологии". Предвыборные штабы в поддержку В. Путина в регионах, как правило, действовали при губернаторских структурах и выполняли другую функцию - продемонстрировать лояльность губернатора будущему президенту, а не организовать работу активистов. Пропутинские партии (рождающееся "Единство" и умирающий НДР) если и включались в работу таких штабов, то выполняли чисто техническую роль. Поэтому выход на улицы активистов в поддержку В. Путина в последние предвыборные дни носил почти символический характер. Показательный пример таких акций - расклейка листовок В. Путина в московском метрополитене: листки мелкого формата (А4) наклеивались на высоте около двух метров, т. е. их было трудно сорвать или испортить, но и невозможно прочесть. В лучшем случае пассажиры могли по фотографии В. Путина догадаться, что речь идет о его поддержке, но не "выслушать" предвыборный message президента.
Контрпропагандистские мероприятия
Кажущаяся безальтернативность голосования на президентских выборах обусловила и низкую активность контрпропагандистских мероприятий на протяжении большей части кампании. Парадоксальным образом главный конкурент В. Путина, Г. Зюганов, практически не удостоился критики (за исключением растиражированных цитат из книги В. Путина о КПРФ как о партии с "идеологическими тараканами" и о том, что он считает неприемлемым в программе компартии).
В известной степени к контрпропагандистским мероприятиям, поощренным или во всяком случае одобренным властью, можно отнести некоторые действия в отношении кандидатов-аутсайдеров. В этом контексте характерно, например, поведение А. Тулеева, бывшего четыре года назад "дублером" Г. Зюганова на президентских выборах, на парламентских выборах 1999 г. разделившего поддержку между КПРФ и "Единством", а в 2000 г. откровенно призвавшего голосовать за В. Путина (т. е. фактически против себя самого как кандидата в президенты!). Очевидно, А. Тулееву в этой кампании отводилась роль "спойлера", призванного отнять некоторую долю левых голосов у Г. Зюганова. Многие наблюдатели отметили и снижение "градуса критики" В. Путина самарским губернатором К. Титовым после того, как началось расследование дела о фальсификации подписей в его поддержку.
Но наиболее заметной пропагандистской акцией стала кампания проправительственного канала ОРТ против Г. Явлинского. Лидера "Яблока" обвиняли и в превышении установленного избирательным законом лимита средств на кампанию (в этой теме важна не ее юридическая составляющая - она бесперспективна, а придание Г. Явлинскому образа политика, швыряющегося деньгами для достижения личной популярности), и в намерениях спекулировать на чеченской теме.
В последние дни перед выборами эта кампания активизировалась: в одном и том же вечернем выпуске новостей ОРТ "выдало" репортажи о связях "Яблока" с германскими фондами, о поддержке Г. Явлинского финансовой и медийной группой В. Гусинского (причем видеоряд навязчиво подчеркивал еврейское происхождение последнего) и о том, что за Г. Явлинского собираются голосовать московские гомосексуалисты. На том же канале ОРТ С. Доренко ухитрился высказаться против Г. Явлинского даже 25 марта, когда агитация запрещена законом, причем сделал это в прямом диалоге с председателем ЦИК А. Вешняковым (!). Таким образом, несмотря на свою "недраматичность", президентская кампания "за Путина" все же не обошлась без "черного PR", практически эксклюзивным объектом которого стал Г. Явлинский.
Международные встречи
Специфическим для инкумбента мотивом кампании стала его внешнеполитическая деятельность. Хотя темы внешней политики справедливо считаются вторичными на российских выборах и проходными для общественного мнения, представляется, что в данном случае завоевание авторитета во внешнем мире было весьма важным для В. Путина по двум причинам: во-первых, через "успехи дипломатии" можно продвигать тему защиты национальных интересов, сильного государства; во-вторых, и. о. главы государства необходимо было компенсировать одно из опасений, которое в связи с его кандидатурой испытывала немалая часть общества, - вероятность ухудшения отношений с Западом (или даже изоляции России).
Можно констатировать, что с этой точки зрения кампания В. Путина шла довольно успешно. Череда визитов министров иностранных дел ведущих стран Запада, устроивших, по выражению прессы, "смотрины" В. Путина, в целом сопровождалась положительными откликами (особенно после визита британского министра Р. Кука). Весьма заметным фактом стал позитивный отзыв о В. Путине американского президента Б. Клинтона. Еще одной международной "сертификацией" В. Путина стал визит в С.-Петербург британского премьера Э. Блэра.
Значимыми были и два "жеста доброй воли" В. Путина в сторону НАТО - переговоры с его новым генеральным секретарем Д. Робертсоном и размораживание отношений с этим блоком, а затем и заявление о возможном стремлении России вступить в НАТО. Тем самым В. Путин снимал с себя подозрения в изоляционизме. Правда, позитивный имиджевый эффект "натовской" темы был смазан самим В. Путиным, вспомнившим в своей книге о том, что И. Сталин тоже "просился в НАТО". Тем самым либеральный избиратель, только что успокоенный дипломатией и. о. президента, был ошарашен аналогией между действиями В. Путина и И. Сталина.
Ошибки в кампании
Поскольку В. Путин и его команда реализовывали весьма специфическую стратегию действий, они неизбежно совершали ошибки в публичном позиционировании своего кандидата. Причем особенно значимо в этих ошибках было то, что все они били в одну точку - ослабляли мотивацию либерального избирателя, и без того сомневающегося в кандидатуре В. Путина.
Самой знаковой ошибкой стала переменчивая позиция В. Путина в деле журналиста Радио "Свобода" А. Бабицкого: сначала и. о. президента заявил, что берет судьбу журналиста под личный контроль, затем пренебрежительно отозвался о нем в Краснодаре ("Бабицкий не является сельхозпроизводителем"), фактически обвинил его в преступлениях в первой версии текста своей книги, а потом (осознав ошибку?) высказался за освобождение А. Бабицкого, усугубив тем самым свою "антилиберальную" позицию непоследовательностью.
Та же непоследовательность была проявлена и в изъятии из текста уже готовой книги ряда "антилиберальных" заявлений (о том же А. Бабицком, о бывшем генерале КГБ О. Калугине, о "сексоте"). Здесь команде президента пришлось выбирать меньшее из двух зол - растиражировать явно невыигрышные высказывания своего шефа или быть уличенными в непоследовательности.
Негативно было воспринято в обществе и заявление пресс-службы штаба В. Путина об "асимметричном ответе" на возможную грязную игру против и. о. главы государства. Хотя (как явствовало из последующих разъяснений штаба) имелось в виду заявить об отказе от использования в ответ "грязных технологий", в этом заявлении увидели угрозу в адрес тех, кто решится критиковать действующую власть.
Как уже отмечалось, ошибкой явилось и "самоопровержение" В. Путина по теме вступления России в НАТО.
Союз с региональной элитой
Достаточно важным представляется выстраивание отношений В. Путина с губернаторами. Ясно, что "губернаторская повадка" заставила подавляющее большинство глав регионов демонстрировать и. о. главы государства свое расположение и заверять в лояльности. Характерно, что такие региональные лидеры, как Ю. Лужков и Б. Громов, выступавшие в своих недавних губернаторских кампаниях как оппоненты Кремля, официально заявили о поддержке В. Путина. Однако сам будущий президент посылал региональным элитам противоречивые сигналы. С одной стороны, В. Путин заявлял о готовности сотрудничать с ними (в том числе с московским мэром), с другой - постоянно говорил об укреплении властной вертикали (в которую, по его мнению, губернаторы "готовы встраиваться") и предостерегал от "иллюзий" о том, что Центром можно пренебрегать. Самой противоречивой темой в отношениях с регионалами стала назначаемость губернаторов. Фактически существовали две позиции В. Путина по этому вопросу: с одной стороны, он благожелательно отозвался об инициативе трех губернаторов, предусматривающей не просто назначаемость губернаторов, но радикальную реформу всей системы власти, с другой - счел достаточными менее радикальные средства воздействия на губернаторов (типа введения нормы, позволяющей Центру при определенных условиях снимать губернатора). Хотя эта позиция противоречит формальной логике, она также выполняла функциональную задачу кампании - держать губернаторов в напряжении и побуждать их конкурировать друг с другом в проявлениях лояльности.
Как уже отмечалось, практически все губернаторы обозначили свою активность в кампании В. Путина через формирование региональных штабов поддержки. В некоторых случаях главы регионов попутно решали и свои электоральные проблемы: в Удмуртии "привязка" к кампании В. Путина помогла региональной власти выиграть референдум о введении в республике президентской формы правления; в Свердловской области губернатор Э. Россель вывел на выборы в Законодательное собрание новый блок "Единство Урала" - альянс собственной партии "Преображение Урала" с путинским "Единством".
В итоге опора на "губернаторский ресурс" оказалась весьма значимым фактором победы В. Путина в первом туре. Об этом говорят "ударные" показатели голосования за исполняющего обязанности президента в национальных республиках, известных контролируемостью электората. Прежде всего это Татарстан, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Мордовия. Все перечисленные регионы за исключением Карачаево-Черкесии и Северной Осетии составили группу регионов с самыми высокими показателями явки, которая превысила 75%, а в Ингушетии достигла 92,8%. Первые три из них принесли в копилку В. Путина 4% его всероссийского урожая голосов.
Политическое позиционирование
Этой темой мы завершаем анализ президентской кампании В. Путина, поскольку его результат среди различных сегментов электората позволяет оценить эффективность избранной стратегии.
За время кампании и. о. президента проделал известную эволюцию. Его стартовое положение можно назвать "правым центром": во-первых, такая позиция традиционна для партии власти, во-вторых, именно из этого сегмента партийного пространства (от СПС до "Единства") поступали сигналы о поддержке В. Путина на президентских выборах. Однако не осудив "думский сговор" "Единства" и КПРФ против трех демократических фракций, В. Путин всерьез осложнил отношения с этой частью политического спектра. Главной жертвой такого развития событий стал СПС, который не просто лишился роли "второй путинской партии", но продолжал получать знаковые уколы в виде повторявшейся критики А. Чубайса со стороны Кремля.
В иной, но в целом схожей ситуации оказался и блок "Отечество - Вся Россия". Если его губернаторская составляющая легко встала под знамя В. Путина, то "Отечество" оказалось запертым в оппозиционной нише.
В результате, несмотря на разную эволюцию политической линии этих двух партий, итог оказался схожим: обе они прошли через долгий период неопределенности, угрозу раскола в собственных рядах и в конце концов стыдливо поддержали В. Путина - не собирая общероссийских съездов (на них раскол был бы неизбежен), с оговорками и лишь за десять дней до выборов.
Правда, отношения и. о. президента с партиями не означали, что их электорат слепо последовал сигналам своих лидеров. В этом смысле показательно, что за В. Путина, по данным опросов общественного мнения, собирались голосовать большинство сторонников СПС, почти половина сторонников ОВР и даже треть "яблочников". Это значит, что такие "знаковые" действия В. Путина, как призыв офицеров-резервистов, восстановление военной подготовки в школе и "особых отделов" в армии, его позиция в "деле Бабицкого", не имели решающего значения для либерального электората. При этом однако, В. Путин не пошел и по пути своего предшественника - "президента всех россиян" Б. Ельцина, подчеркнуто не ассоциировавшегося ни с одной партией. На учредительном съезде "Единства" В. Путин подтвердил свои "особые отношения" с этим движением. Правда, он все же не дал прямого ответа на призывы С. Шойгу официально возглавить партию, но повторил, что "болеет за нее", и подчеркнул необходимость опоры власти на "свою" партию. Тем самым лояльность сторонников "Единства" и. о. президента себе обеспечил, хотя перспективы партийного строительства новой партии власти остались все же достаточно неопределенными.
Сопоставление данных предвыборных и послевыборных опросов показывает, что В. Путин с известными оговорками сумел сохранить бульшую часть демократического электората, не вступая в союз с демократическими партиями. Как явствует из табл. 60, общий вектор кампании ("дружественный" не определившемуся электорату и порождающий сомнения у либералов) все же сказался на результате: из всех "твердых партийных" электоратов наибольшие потери В. Путин понес именно среди сторонников СПС. Еще больший контраст между намерением и реальным голосованием среди сторонников В. Жириновского не в счет, поскольку данные более ранних опросов могли отражать неуверенность жириновцев в том, что их вождь преодолеет препятствия на пути к регистрации. Однако, потеряв либералов и не расширив на последнем этапе поддержку в электоратах остальных партий, В. Путин добился серьезного приращения среди тех избирателей, которые в декабре 1999 г. голосовали за мелкие партии или не участвовали в выборах. Это предположение подтверждается хотя бы фактом повышения явки на президентских выборах по сравнению с парламентскими на девять пунктов.
По общему балансу потерь и приобретений, таким образом, кампанию В. Путина следует признать удавшейся. Правда, достаточно трудно оценить удельный вес каждого из описанных факторов в этом успехе. Очевидно, административный ресурс (как в федеральной власти, так и на региональном уровне) все же был наиболее значимым, но и остальные факторы, как минимум, ему не противоречили.
Имидж В. Путина в период избирательной кампании
Еще один способ оценить эффективность кампании В. Путина предоставляет анализ динамики его образа в массовом сознании на протяжении предвыборного периода.
За время избирательной кампании восприятие избирателями В. Путина менялось весьма динамично. Как свидетельствуют данные качественных социологических исследований, общее изменение отношения к этому политику можно сформулировать как "рационализацию" его образа.
С точки зрения рационального сознания большинство избирателей придерживалось однозначного мнения, что президентом станет именно В. Путин и предстоящие выборы - полностью безальтернативные. При этом на подсознательном уровне отношение к этому политику долгое время оставалось достаточно критичным: он вызывал значительный страх, ему практически полностью отказывали в позитивных качествах, "политическом весе" и т. д. Однако по мере приближения выборов конфликт между сознательным и подсознательным уровнями восприятия начал сглаживаться.
Личностный и политический имидж В. Путина был слабо сформирован в сознании избирателей. Силу этого кандидата видели не в его исключительных качествах, а в постоянных сравнениях его с другими претендентами (в основном с Г. Зюгановым и Г. Явлинским), на которых у большинства избирателей не было практически никакой надежды.
Соответственно общее поле избирательной кампании с точки зрения общественного мнения можно трактовать как "Путин и все остальные". При этом на В. Путина избиратели возлагали определенные надежды, приписывали ему достаточно значительный позитивный потенциал. В этой ситуации преобладающая мотивация голосования за него строилась по схеме "почему бы и нет - хуже не будет". Безальтернативность В. Путина воспринималась избирателями как следствие общего положения в российской политике. Несмотря на то, что большинство "колеблющихся" склонялось к поддержке В. Путина, они не говорили об этом прямо.
При этом безальтернативность явилась скорее сильным качеством данного кандидата. Продолжая оставаться уверенными в неизбежности "прихода Путина", избиратели пытались "заставить себя" поверить в будущего президента. Сложно назвать по-другому этот процесс стремительного улучшения отношения к В. Путину, слабо связанный с его практическими действиями.
Важнейшей чертой восприятия В. Путина являлось то, что избиратели не ждали от него быстрых изменений к лучшему. Респонденты признавали, что Россия в настоящее время находится в таком состоянии, что даже в случае реальной и активной работы изменения будут происходить медленно и постепенно. И люди были готовы дать В. Путину это время. Так, в ответ на вопрос "Что будет со страной через полгода-год после выборов?" участники фокус-групп в ряде случаев давали примерно такой ответ: "Полгода здесь мало. За это время ничего не изменить. Чтобы говорить об изменениях, должно пройти год-два".
Позитивные имиджевые качества В. Путина как личности и политика еще продолжали утрясаться в общественном сознании, но при этом избиратели были склонны "примерять" к В. Путину многочисленные "идеальные" ожидания, которые далеко не всегда подходили этому политику. В число важнейших позитивных качеств В. Путина, составляющих основу представлений избирателей об этом политике как о будущем президенте России, входили следующие:
- Качества "сильной личности", исключительные деловые качества.
- Дипломатические навыки и искусство убеждения.
- Образованность, интеллигентность.
- Простота, понятность, "близость к простым людям". Описываемая "нормальность" является одним из наиболее значимых позитивных ресурсов В. Путина-политика.
- Положительные человеческие качества. Несмотря на то, что личностная составляющая имиджа В. Путина сформирована достаточно слабо, участники исследования приписывали ему целый набор важных "человеческих" качеств: "честный", "смелый", "человечный", "живой", "сочувствующий".
Подводя итог анализу позитивных качеств В. Путина, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время он фактически стал антиподом как Б. Ельцина, так и политиков предыдущей волны в целом - молодой, здоровый, спортивный, без вредных привычек, умеет говорить. Эта его непохожесть на прежних президентов является позитивной отличительной особенностью для многих избирателей: "Путин - первый из молодых политиков, который объясняет все четко и конкретно. При Ельцине было все непонятно".
В отличие от достаточно расплывчатого набора позитивных качеств В. Путина его негативные качества определены в сознании избирателей достаточно четко и в ряде случаев связаны с конкретными страхами:
- Страх диктатуры, "военного порядка". Жесткость В. Путина, его склонность к силовым методам действия вызывают у многих избирателей опасения введения диктатуры.
- Несамостоятельность, "марионеточность". Многие избиратели, с одной стороны, хотели бы поверить В. Путину, с другой - опасались, что в конечном счете он окажется марионеткой. Эти опасения вызывались распространенными некоторыми СМИ сообщениями о связи В. Путина с олигархами и "семьей". Такие связи признавали как его сторонники, так и противники, но сторонники считали, что это временное явление, и ситуация изменится после выборов, а противники - что он всегда будет ставленником, марионеткой в руках олигархов и "семьи".
- Беспринципность, неразборчивость. По мнению избирателей, дипломатичность В. Путина иногда граничит с беспринципностью.
- Непредсказуемость, неоднозначность. Значительная часть респондентов считала, что для политика это необходимое качество, которое, однако, внушает многим опасения и страх: "вещь в себе", "темная лошадка".
Сопоставление в динамике позитивного и негативного потенциала образа В. Путина свидетельствует, что "позитив" постепенно укреплялся, а страхи и опасения все меньше влияли на итоговую оценку избирателей.
Перспективы партийно-политической системы: к новой партии власти?
Убедительная победа В. Путина и широкий (хотя и спонтанный) характер коалиции вокруг его кандидатуры объективно создали возможность для коренной реструктуризации партийно-политической системы России и придания наконец понятию "партия власти" реального институционального смысла, т. е. создания мощной реформаторской партии, на которую могла бы опереться власть. Однако, несмотря на объективные предпосылки, существуют серьезные сомнения в осуществимости подобного проекта.
Казалось бы, на президентских выборах в полной мере проявился глубокий кризис всевозможных "третьих сил", которые не смогли даже выставить своих кандидатов. Однако партия власти и КПРФ, которые в полной мере воспользовались этим кризисом в ситуации досрочных президентских выборов, вряд ли смогут создать на руинах старой партийной системы полноценную "вестминстерскую модель" двухпартийной демократии.
На переходе к послеельцинской эпохе становится заметной конвергенция двух основных политических лагерей современной России, причем этот процесс - улица с двусторонним движением. Об этом свидетельствует не только общая тенденция к смягчению различий между региональными моделями голосования, но и изменения в самих "больших партиях".
Партия власти становится более "патриотичной" (благодаря "чеченской закваске" своей новой легитимности), более прагматичной, готовой сотрудничать со всеми реальными политическими силами, не исключая и "розовых" губернаторов. Уходит в прошлое лобовой антикоммунизм; характерно, что "антизюгановская" кампания В. Путина располагалась в основном в элитном пространстве (например, в переговорах Кремля с губернаторами), а не в публичной политике. Либеральной риторики также стало заметно меньше (что не исключает принятия "ультралиберальной" экономической платформы нового кабинета). "Табу" на открытое партнерство с КПРФ было снято договором "Единства" и коммунистов в Госдуме. В электоральной базе нового президента также присутствует периферия левого электората, которая раньше примыкала к КПРФ или их союзникам.
Компартия становится более умеренной. Тема "борьбы с антинародным режимом" в кампании Г. Зюганова осталась практически по инерции, уступая главную роль обычному популизму (типа обещания "добыть деньги" и раздать их в виде резко повышаемой зарплаты).
Подобная конвергенция двух основных электоральных лагерей облегчила задачу губернаторам: им было гораздо легче обрабатывать своего избирателя на поддержку "государственника" и "патриота" В. Путина, чем "демократа" и "разрушителя" Б. Ельцина. Возможно, легкость многих перетоков электората объяснялась именно таким фактором конвергенции. Вместе с тем при снижении градуса противостояния между этими лагерями остается в силе главный (и, похоже, непреодолимый) психологический барьер между ними - ориентация на "путь вперед", т. е. в общем на положительное отношение к реформам, или "путь вспять" (отторжение реформ).
Тем не менее линейного развития ситуации в сторону двухпартийной системы, предполагающей попеременное чередование у власти то одной, то другой партии, скорее всего не произойдет. Этому мешает целый ряд объективных и субъективных факторов:
1. Неготовность отдать власть коммунистам. Ясно, что шаги навстречу компартии делались (и будут делаться) Кремлем лишь потому, что КПРФ утратила способность нанести партии власти чувствительное поражение (на выборах, в Госдуме, в региональных элитах). Намеченная первыми месяцами 2000 г. тенденция может скорее привести к формированию доминантной партии власти (скорее всего, виртуальной, лишенной реальной партийной вертикали и "внутрипартийной демократии"), при которой будет "большая оппозиция" в виде КПРФ и "малая оппозиция" в виде нескольких малых партий. Перспективы дальнейшего развития этой системы в двухпартийную или многопартийную сегодня не поддаются рациональной оценке, но ясно, что рыхлая доминантная партия либо будет весьма нестабильной, либо пойдет по пути превращения в полуавторитарную структуру.
2. База электоральной поддержки В. Путина не имеет организующего стержня. По сути своей она подобна Великой хартии вольностей, т. е. элитному договору верховного правителя с региональными баронами. Многие губернаторы убедительно продемонстрировали Центру, что именно они владеют мобилизационным электоральным ресурсом. В межвыборный период Центр может себе позволить игнорировать этот фактор, но к следующим федеральным кампаниям потребуется новый элитный договор, параметры которого будут определяться состоянием отношений "Центр - регионы". Партийной составляющей в этих отношениях на сегодня не существует.
3. Отсутствие в кампании В. Путина партийной составляющей - один из самых заметных ее парадоксов. Президентская кампания с запланированной победой могла бы стать мощным катализатором партийного строительства "Единства" (тем более что новых мобилизационных поводов для "Единства" в обозримом будущем не видно). Однако "партийный ресурс" не был востребован президентским штабом. После нынешнего электорального цикла представляется более вероятным, что строительство партии власти пойдет по традиционной схеме - через губернаторские клиентелы, а это резко снизит эффективность "Единства" как инструмента влияния и контроля президентской команды над региональными элитами.
Обозначенные выше объективные проблемы не отменяют важности электоральной победы партии власти. Победа дает ей уникальный шанс на закрепление своего преимущества, создание новой системы обратной связи между властью и обществом. Однако власти еще предстоит отработать этот кредит доверия эффективной политикой.
Попытка создания партии власти на базе "Единства", впрочем, имеет лучшие шансы на успех, чем аналогичный опыт НДР и тем более ОВР.
1. Тенденция к укреплению вертикали исполнительной власти при администрации В. Путина устраняет неопределенность статуса, от которого так страдал НДР. На весь электоральный цикл статус партии власти "Единству" будет обеспечен.
2. В отличие от Б. Ельцина В. Путин считает партию важным инструментом государственного строительства и возложит задачу ее создания на свою "ближнюю" команду, что сразу придаст ей немалый элитный статус. На "Единство" в путинской системе власти может быть возложена функция "парткома", т. е. контроля Центра над региональными начальниками.
3. Пока авторитет В. Путина столь высок, большинство глав регионов поддержит "Единство", причем не формально (как это было с большинством губернаторов - членов НДР), а вполне реально и активно.
4. Становлению "Единства" будет благоприятствовать и общее ослабление большинства "традиционных" некоммунистических партий.
Однако уверенно предрекать возникновение в России "доминантной" партии или даже партии голлистского типа, обладающей относительным большинством в органах законодательной власти и пользующейся поддержкой центральной исполнительной власти, все же преждевременно. Новой партии власти еще предстоит миновать многие ловушки на пути своего становления:
1. Негативные последствия строительства партии власти "сверху вниз" хорошо известны: такая партия неизбежно становится забюрократизированной, она будет привлекать к себе в первую очередь конъюнктурщиков и рискует попасть "на откуп" губернаторам. Высока вероятность, что губернаторы смогут "ассимилировать" партийную организацию и в лучших традициях КПСС снабжать Центр красиво выглядящей, но неадекватной информацией о состоянии партийного строительства.
2. В условиях современной России практически невозможна "партия-государство"; иначе говоря, нельзя объединить под крылом "Единства" все иерархии власти (экономическую, региональную, чиновную и т. п.). Это значит, что во многих ситуациях президенту будет удобнее строить отношения с отрядами элиты через голову партии, а следовательно - ее роль как инструмента отправления власти будет ограничена.
3. Популярность нынешней власти в регионах не может быть постоянной. Весьма вероятно, что в провинции вновь возникнет игра по мотивам "защиты региона от Москвы", и тогда губернаторы будут выступать под популистскими лозунгами "губернатор всего региона", а не под флагом "Единства".
4. Пожалуй, самое главное: генетика партии власти определяет такой набор поведенческих черт, как привычность к "тепличным условиям", отсутствие реальной идейной ниши, "колебания вместе с общей линией", т. е. в совокупности - абсолютную зависимость от положения своего лидера во власти. Можно сказать, что "Единство" имеет хороший шанс стать партией власти, но сомнительно, что при этом оно станет подлинной партией.
Старт избирательной кампании. Анализ и прогноз политической ситуации.
"ФОНОВЫЕ" СОБЫТИЯ В период января - февраля 2003 г. важную роль играли политические события, непосредственно не связанные с подготовкой к избирательной кампании, но имеющие большое значение для формирования широкого политического контекста, в котором она разворачивается. На этапе подготовки, когда избирательная кампания официально не началась, влияние таких "фоновых" событий особенно велико. В январе-феврале 2003 г. ключевую роль среди "фоновых" событий играли: - начало рассмотрения в Федеральном Собрании пакета законопроектов, созданных в рамках реформы разграничения полномочий между уровнями власти; - события, связанные с зимним "коммунальным кризисом" и прохождением через Государственную Думу пакета законопроектов по реформе электроэнергетики; - презентация "Серафимовского клуба"; - события, связанные с проектом политического урегулирования в Чечне по сценарию "чеченизации"; - события, связанные с участием России в международном политическом кризисе вокруг Ирака. Реформы и "коммунальный кризис" Реформа разграничения полномочий между уровнями власти, "коммунальный кризис" (отложенная реформа ЖКХ) и реформа электроэнергетики сложились в единый комплекс, тесно связанный как "технологически", так и политически. Но центральное место занимает проблема разграничения полномочий. Проект реформы разграничения полномочий рассматривается Кремлем как приоритетный. В начале января 2003 г. законопроекты "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", созданных в рамках реформы по разграничению полномочий между уровнями власти "комиссией Д. Козака", были внесены Президентом в Государственную Думу. Законопроект "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" должен был принят Государственной Думой в первом чтении 21 февраля. Судя по всему, большое влияние на это решение оказал В. Путин: он лично выступил на заседании Совета с соответствующим заявлением. Весь проект реформ завершает преобразование административного устройства в "вертикаль власти", иерархическое построение которой обеспечивает ее устойчивость изнутри (центр - регионы - местные власти). Местное самоуправление включается в единую вертикаль власти. Административная и экономическая автономия регионов ограничивается. Осуществляется перераспределение полномочий и ресурсов "снизу-вверх". Предусматриваются конкретные инструменты дисциплинирования подчиненных уровней иерархии: законопроект содержит механизм введения в регионах временных федеральных администраций, отстранения губернаторов и роспуска региональных парламентов. Реформа разграничения полномочий закрепляет подчиненное положение региональных и местных элит в системе власти. Возможности Кремля выстраивать "прямые" отношения с обществом с обход элит расширяются. В то же время закладываются возможности перераспределения политической ответственности "сверху-вниз" по вертикали власти. В отличие от проблемы разграничения полномочий, реформы ЖКХ и РАО ЕЭС напрямую затрагивают не элиты, а массовые категории избирателей. Присутствие этих реформ в контексте избирательной кампании 2003-2004 гг. способно нанести серьезный ущерб Кремлю. Решение ГД в середине февраля 2003 г. обеспечило "политическую нейтрализацию" реформы РАО ЕЭС (так, как это ранее произошло с реформой ЖКХ): - контроль над реформой остался в руках правительства; премьер Касьянов публично признал ответственность правительства за ход реформы РАО ЕЭС; - Кремль и центристское большинство ГД оказались выведены из зоны непосредственной политической ответственности за реформу электроэнергетики; - сама реформа электроэнергетики была выведена за рамки чувствительного периода избирательной кампании 2003-2004 гг.(начало реформы намечено на 2005 г.). В то же время схема политической ответственности, предусмотренная в новой редакции распределения полномочий между уровнями власти и управления, позволит Кремлю и близким к нему политическим силам нейтрализовать возможный политический ущерб от неблагополучного состояния ЖКХ и электроэнергетики (наподобие того, который имел место в связи с "коммунальным кризисом" в начале 2003 г.): федеральный центр получил возможность перекладывать ответственность на региональные власти, а те, в свою очередь, на местные власти. Наиболее уязвимым оказывается нижнее управленческое звено, которое непосредственно работает с населением, но политически - самое слабое. Серафимовский клуб Важным в числе "фоновых" событий января-февраля 2003 г. стала презентация "Серафимовского клуба", объединения известных журналистов и политологов, взгляды которых отличаются сочетанием экономического либерализма и государственного патриотизма (М.Леонтьев, М. Соколов, А. Привалов, В. Фадеев, Л. Радзиховский). Другая особенность членов клуба - лояльность Президенту сочетается с резко критическим отношением к правительству и либеральным публичным политикам (прежде всего, лидерам СПС). Причастность Г. Павловского и широкое освещение на государственном телеканале РТР позволяют предположить, что новый клуб представляет собою "кремлевский проект", связанный с выборами. Публичная риторика "серафимов" продолжает "атаку на правительство", начатую весной 2002 г. Президентом и сторонниками высоких темпов экономического роста. Проект "Серафимовского клуба" можно считать попыткой найти для экономической политики новую идеологию или, по крайней мере, имидж, соответствующий настроениям в общественном мнении и запросу Кремля. Традиционная идеология экономической политики, унаследованная от периода правления Б. Ельцина, отождествляется с "политикой выживания" и несет на себе отпечаток поражения и безнадежности. Она лишена связей с целями, которые позитивно оцениваются в обществе, и расходится с оптимистическим вектором, обозначившемся в общественном мнении после прихода к власти В. Путина. Конкретное место "Серафимовского клуба" в избирательной кампании пока остается неясным. Скорее всего, "серафимы" расширят свое присутствие в федеральных электронных СМИ для озвучивания "свежих" и "оптимистических" идей. Можно ожидать, что они будут активно определять идеологический фон избирательной кампании Президента. В. Путину нужна "повестка дня" для выборов 2004 г., а "серафимы" хорошо подходят для ее формирования и формулирования в общественном мнении. Возможно также, что они будут использованы для оптимизации имиджа Единой России на выборах 2003 г. Чечня Важность этого участка определяется желанием Кремля предъявить мирное урегулирование в Чечне как политический успех во время президентской капании 2004 г. Основная ставка была сделана на проект "чеченизации", центральное место в котором отводится фигуре А. Кадырова и проведению референдума по новой конституции республики 23 марта 2003 г. С января по февраль 2003 г. Кремлю удалось отсечь альтернативные варианты, придать проекту "чеченизации" внутреннюю устойчивость и расширить его легитимизацию. Одним из ключевых этапов "чеченизации" должен стать референдум по новой конституции Чечни, который пройдет 23 марта. Однако за несколько недель до его проведения Кремль столкнулся с угрозой срыва референдума или дискредитации его результатов. До последней недели февраля федеральный центр не делал никаких "жестов" в сторону чеченского населения, которые могли бы хоть частично микшировать недовольство жителей республики действиями "силовиков". Чеченская администрация во главе с Ахмадом Кадыровым делала ставку на бюрократический сценарий подготовки референдума с мощным использованием административного ресурса. Республиканские власти были уверены, что арифметический положительный результат референдума все равно будет обеспечен за счет все того же административного ресурса, и он же откроет Кадырову дорогу к президентству в республике. Более того, Кадыров в конце февраля заявил, что голосование по проекту конституции за пределами республики проводиться не будет. Федеральному центру пришлось выправлять ситуацию комплексным набором антикризисных мер. 1. В Чечню был командированы заместитель главы администрации президента Владислав Сурков и помощник президента Сергей Ястржембский. В Грозном Сурков заявил, что Кремль не исключает возможности предоставления Чечне самой широкой автономии в составе России и даже заключения договора между федеральным центром и Чечней (явный намек на "особый статус" для республики, который не предусмотрен в проекте конституции). Таким образом, из Кремля последовал жест в сторону оппонентов Кадырова внутри республики, включая и умеренных сепаратистов. 2. Сурков и Ястржембский подвергли резкой критике организацию подготовки Чеченской республики к предстоящему референдуму. 3. Сокращается количество блокпостов на территории республики. Проблема блокпостов является одним из главных раздражителей для населения республики - в СМИ неоднократно сообщалось о фактах вопиющих злоупотреблений "силовиков" на этих объектах. 4. Федеральные власти впервые публично заявили о необходимости расследования случаев массового "исчезновения" граждан республики. Прокурор Чечни Владимир Кравченко заявил, что в Чечне с 1 октября 1999 года пропавшими без вести считаются 1 тыс. 660 человек - "здесь и мирные жители, и сотрудники правоохранительных органов, и военные". Федеральные власти называют такую цифру впервые. 5. М.Касьянов утвердил перечень государственных унитарных предприятий, госучреждений, районных и поселковых администраций, за которыми закреплено находящееся в федеральной собственности имущество, передаваемое в государственную собственность Чечни. Кроме того, в собственность Чечни будут переданы учреждения медицины и здравоохранения, культуры и образования, социального обеспечения, а также СМИ. Можно себе представить, насколько номинальными были прерогативы чеченского правительства до этого решения, если даже предприятия явно местного значения находились в федеральной собственности. 6. 27 февраля вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в течение месяца должны начаться выплаты компенсаций по утраченному имуществу и жилью гражданам, проживающим в Чечне. По словам министра Станислава Ильясова, суммарный объем компенсаций жителям Чечни, утратившим жилье, составляет 20 млрд руб. Отметим, что ранее федеральные власти придерживались точки зрения, что жилье и имущество были уничтожены в условиях крайней необходимости, а в федеральном бюджете нет денег на компенсации. 7. Военная коллегия Верховного суда РФ отменила решение военного суда Северо-Кавказского военного округа о признании полковника Юрия Буданова невменяемым и направила уголовное дело на новое рассмотрение. Это дело является "знаковым" для внутричеченской политической ситуации - все чеченские общественно-политические силы считают Буданова преступником. 8. Председатель ЦИК Александр Вешняков заявил, что "особое внимание необходимо уделить уточнению списков участников референдума, обеспечить безопасность избирателей, а также взять под особый контроль вопросы обеспечения прав временно перемещенных лиц". Тем самым, федеральный центр дал понять, что заявления Кадырова, фактически лишающие беженцев права на участие в референдуме, не являются истиной в последней инстанции. Сергей Ястржембский также сообщил, что еще до проведения референдума федеральный центр примет "сильные общественно значимые решения", связанные с Чеченской республикой. Возможно, речь будет идти и о новых жестах в адрес "тех, кто до сих пор не хотел видеть себя в составе России". Таким образом, шанс для расширения состава участников политического диалога (пусть и не за счет дискредитированной фигуры Масхадова, но включая и некоторых "масхадовцев"), в принципе, сохраняется. Федеральные власти сделали ставку на чеченизацию и рассчитывают как придать ей новый импульс, расширив число участников этого процесса, так и попытаться обеспечить ей международное признание. Однако пока неясно, идет ли речь о тактических маневрах накануне важных политических акций (референдум, выборы) или же о стратегическом выборе. Ясно только, что антикризисное управление чеченизацией взяла на себя администрация президента, которая всегда выступала за ее углубление. Вопрос в том, насколько долго она сможет сохранять инициативу, ограничивая как стремление "силовиков" свернуть чеченизацию, так и желание Кадырова монополизировать этот процесс. Внешняя политика: "иракский кризис" Начало избирательной кампании 2003-2004 гг. заметно повысило политическую цену внешнеполитических успехов и неудач внутри страны для В. Путина, поскольку в общественном мнении внешняя политика прочно закрепилась в качестве "сферы ответственности" Президента. В январе - феврале 2003 г. в фокусе внимания российского общественного мнения во внешнеполитической сфере находился острый международный кризис вокруг Ирака. Перспектива военной операции США против Ирака сопряжена с активизацией ощущения бессилия России на международной арене и могла создать потенциальную опасность ослабления политических позиций Кремля внутри страны. Для имиджа В. Путина "иракский кризис" создает дополнительные трудности, поскольку внешнеполитическая активность остается одной из немногих конкретных направлений его деятельности, которая получает высокие оценки в российском общественном мнении. Главным событием в период с января по февраль 2003 г. стали поездка В. Путина в Европу и совместное заявление Франции, Германии и России, в котором выражалось несогласие с позицией США, и предлагались альтернативные способы решения "иракской проблемы". Внешнеполитические инициативы в связи с "иракским кризисом" принесли в копилку В. Путина три крупных политических дивиденда: - Россия проявила самостоятельность на международной арене; - самостоятельность не сопровождалась международной изоляцией: Россия впервые противостоит США не в одиночку, а вместе с "респектабельными" союзниками - двумя ведущими странами Европы, Францией и Германией; - самостоятельная позиция не привела к обострению отношений с США. Судя по всему, укрепление международных позиций России займет важное место среди долговременных политических дивидендов (наряду с победой "пропрезидентских" сил на выборах в ГД и политическим урегулированием в Чечне), которые Кремль рассчитывает накопить к президентским выборам 2004 г. Однако реальное влияние внешнеполитических инициатив в "иракском кризисе" на политические позиции В. Путина внутри страны во многом будет зависеть от того, как общественное мнение воспримет ситуацию, которая возникнет после военной операции США. Действия исполнительной власти Несмотря на гораздо более благоприятную, чем прежде, политическую ситуацию, предвыборная мобилизация сопряжена с серьезными проблемами именно для Кремля и связанных с ним политических сил. Освобождение от "административной инерции" и перестройка на "политический лад" труднее всего давалась власти и ее союзникам. В отличие от других участников избирательной кампании Кремль: - вынужден во многом заново создавать систему политической мобилизации: за время, прошедшее после выборов 1999-2000 г., политический ландшафт и соотношение сил в верхах резко изменились, приближение новой предвыборной ситуации стимулирует обострение соперничества между "околокремлевскими" группировками и тормозит строительство новой "политической машины"; - лишен возможности опереться на проверенную выборами политическую силу: "Единство" исчезло в результате слияния с "Отечеством", а продукт их объединения "Единая Россия" пребывает в состоянии затянувшейся реконструкции, ход которой был замедлен неудачными управленческими и кадровыми решениями (бюрократический фальстарт избирательной кампании Единой России летом 2002 г.). Главные проблемы, которые стоят перед Кремлем на "входе" в избирательную кампанию, можно сформулировать следующим образом: - отстроить единую команду с опорой на соперничающие группировки; - создать эффективную систему мобилизации политических ресурсов, обеспечивающую выполнение решений и прохождение информации; - завершить формирование избирательной системы, уточнить "правила игры" и систему контроля за их соблюдением; В январе-феврале 2003 г. Кремль начал продвижение к решению этих проблем. Правда, пока административные составляющие "машины выборов" отстраиваются лучше и успешнее, чем политические. Но обозначился один из вариантов решения проблем, связанных с групповыми конфликтами - выдвижение на передний план фигур, отличающихся сочетанием двух важных качеств: с одной стороны - относительной свободой от конкурирующих интересов внутри "проблемной" структуры, а с другой - совместимостью с соперничающими группировками в высших эшелонах власти (Б. Грызлов - в Единой России, А. Попов - в правительстве Чечни, А. Герасимов - в НТВ). Действия Президента С точки зрения потребностей избирательной кампании из всех ресурсов, которыми располагает Кремль, только два находились в состоянии, близком к оптимальному. Но это были ключевые ресурсы - сам В. Путин и Администрация Президента. Тем не менее, приближение предвыборной ситуации начинает оказывать влияние и на действия Президента. В период с января по середину февраля 2003 г. можно выделить несколько кругов решений, на которых просматривается влияние предвыборных соображений. Это: - укрепление "прямых" связей с обществом: публичное недовольство В. Путина повышением тарифов на электроэнергию в регионах, недостаточным повышением пенсий, а также беспокойство в связи с задолженностью в регионах по зарплате учителям; - дистанцирование от элит; - дистанцирование от правительства (в ситуации конфликта правительства с руководством Газпрома); - действия в унисон с "центристским большинством" Государственной Думы по острым социальным проблемам; - дистанцирование от правых, которые ранее выступали в качестве "младшего партнера" Кремля; - личное участие в решение приоритетных или наиболее сложных проблем: поддержка проекта реформы разграничения полномочий и введения пропорциональной системы на региональных выборах, вмешательство в конфликт правительства с руководством Газпрома. Колебания общественного мнения создавали неравные возможности для действий Президента на указанных направлениях. По данным ВЦИОМ, в январе 2003 г. состояние общественного мнения было более благоприятным для дистанцирования от правительства и правых, поддержка которых заметно снизилась, но менее благоприятным для дистанцирования от элит, прежде всего, региональных, поддержка которых возросла, несмотря на острую вспышку "коммунального кризиса". Борьба группировок В январе-феврале 2003 г. эпицентром борьбы группировок стал Газпром. Руководитель компании А. Миллер оказался вовлечен в три острых конфликта: с членами правительства (Г. Грефом и Христенко), с "диссидентской" группой "питерцев" в руководстве самого Газпрома и с топ-менеджментом и творческим коллективом НТВ. Раскол в руководстве Газпрома и конфликты с правительством. Конфликты с правительством и "фрондирующей" группировкой в руководстве Газпрома оказались взаимосвязаны. В обоих случаях курс А. Миллера на усиление Газпрома как автономной структуры (инвестиционная программа и стремление избавиться от посредника при поставках газа в регионы путем поглощения "Межрегионгаза") натолкнулся на противодействие со стороны правительства, поскольку полностью расходился с концепцией реформы этой естественной монополии. В случае с "Межрегионгазом" интересы правительства и внутренней "фронды" во главе с заместителем Миллера по кадровым вопросам С. Лукашем ситуативно совпали. Столкновение с правительством произошло на заседании совета директоров 4 февраля 2003 г., конфликт в руководстве самого Газпрома начался раньше, осенью 2002 г., когда Миллер начал ослаблять аппаратные позиции Лукаша (уволил его первого заместителя) и ограничивать автономию Межрегионгаза. "Партия Лукаша" ответила информационной кампанией против Миллера. Конфликт осложнялся тем обстоятельством, что Межрегионгаз, предположительно, призван играть роль одной из "касс" избирательной кампании 2003-2004 гг. Новый конфликт в НТВ Конфликт с топ-менеджментом и творческим коллективом НТВ стал продолжением другой интриги: перехода телекомпании под контроль одной из групп "питерских силовиков" в результате сделки осенью 2002 г. между Газпромом и банком Еврофинанс, за которым предположительно стоит С. Пугачев. (Пугачев, Миллер и глава компании "Роснефть" С. Богданчиков образуют бизнес-группу БМП, близкую к той части окружения президента Путина, которую условно называют "питерскими силовиками"). Непосредственной причиной конфликта с коллективом НТВ стала смена руководства в холдинге "Газпром-Медиа" и руководстве телекомпании. Приход новых людей (А. Дыбаль, Н. Сенкевич), отдающих предпочтение развлекательным программам, создал реальную опасность для традиционного творческого коллектива НТВ, ориентированного на серьезное информационное вещание с широким присутствием политической тематики. Правление НТВ, включающее старых менеджеров, назначенных Б. Йорданом, и ведущие фигуры из числа тележурналистов, похоже, рассчитывало на поддержку руководства Администрации Президента, которое считается соперником "питерских". Еще одной составляющей кризиса в НТВ стал крах посреднических усилий министра печати М. Лесина, который прежде плотно опекал телеканал. Победа "питерских" изменила соотношение сил между основными "околокремлевскими" группировками. Столкновения в руководстве самого Газпрома в очередной раз продемонстрировали, что "питерцы" не являются сплоченной группировкой, а представляют собой конгломерат небольших групп с различными интересами, которых объединяет только ориентация на В. Путина. Конфликт между ними требует арбитража Президента, но чрезмерная вовлеченность в борьбу группировок способна ослабить его позиции. Развязка конфликтов в Газпроме В середине февраля 2003 г. наступила развязка конфликтов, в которые оказался вовлечен Газпром. Столкновения в руководстве самого Газпрома завершились изгнанием оппозиционной группировки: со своих постов были сняты заместитель председателя правления Газпрома по безопасности С. Лукаш и его "протеже" глава "Межрегионгаза" Н. Горновский, а также генеральный директор "Газкомплектимпекса" В. Левиев, считающийся ставленником заместителя руководителя АП И. Сечина. Место Лукаша займет первый зампред Федеральной службы охраны С. Ушаков, который считается старым знакомым В. Путина по Петербургу. Левиева сменит сенатор СФ от Ленинградской области подполковник ФСБ В. Голубев. (В 1991 г. В. Голубев возглавлял секретариат петербургской мэрии). Межрегионгазом будет временно руководить заместитель Горновского А. Хрипунов. Горновскому предложен пост гендиректора Лентрансгаза, от которого он отказался. На должность руководителя информационной политики "Газпрома" пришел бывший председатель генсовета "Единой России" А.Беспалов. Конфликт в НТВ завершился "кадровым компромиссом". Первым заместителем генерального директора неожиданно был назначен А. Герасимов, человек из "старой" команды НТВ. Предполагается, что он будет руководить информационной службой и станет непосредственным начальником главного редактора службы информации Т. Митковой. Появление фигуры Герасимова в значительной мере снимает остроту во взаимоотношениях между новым руководством и старым журналистским коллективом Конфликт во взаимоотношениях правительства и руководства Газпрома был "потушен", но не ликвидирован. Это был единственный случай, когда В. Путин лично вмешался и выступил в роли арбитра. 17 февраля 2003 г. на собрании, посвященном 10-летию Газпрома, В. Путин фактически поддержал А. Миллера и высказался против "расчленения" естественной монополии. Вместе с тем, позицию Президента не следует трактовать как исключающую возможность реформы Газпрома. Путин также негативно оценил "непрозрачность" газового монополиста и заявил, что "необходимо менять ситуацию с закрытостью компании". Итогом вспышки борьбы вокруг Газпрома можно считать укрепление позиций А. Миллера, консолидацию команды, повышение управляемости и закрепление под контролем "питерской" группировки одного из ведущих федеральных телеканалов. Вместе с тем, выявились и серьезные слабости "питерцев" как группировки в руководстве "Газпрома". В отличие от своих конкурентов из "семейной" группировки, в ситуации конфликта они оказались не в состоянии выстроить систему отношений, предполагающую неформальный арбитраж. Отсутствие такой системы помешало выработать компромисс и превратило внутригрупповой конфликт в "войну на уничтожение" (с выбросом "компроматов" в информационное пространство). Создание институциональных рамок избирательной кампании В январе-феврале 2003 г. многие события были связаны с подготовкой избирательной системы к предвыборной кампании. Решение о расформировании Красноярского избиркома Работа началась с наведения порядка в сфере полномочий Центральной избирательной комиссии (ЦИК). В конце января 2003 г. суд принял решение о расформировании Красноярского избиркома, глава которого Г. Кострыкин отказался подчиняться решениям ЦИК во время последних губернаторских выборов. Решение суда оценивается как "знаковое". Во-первых, оно стало личной победой председателя ЦИК А. Вешнякова, политический вес и аппаратные позиции которого серьезно укрепились. Во-вторых, усилились позиции ЦИК в регионах: региональный избирком распускается по решению суда впервые. Создан прецедент, и теперь избиркомы субъектов федерации будут действовать с гораздо большей оглядкой на центр. По некоторым оценкам, в 90-е гг. региональные избиркомы в 90% случаев ориентировались на позицию действующих губернаторов. Но в 2002 г. вступила в силу новая редакция закона об основах избирательных прав граждан, которая наделяет ЦИК исключительным правом выдвигать кандидатов на должности председателей региональных избиркомов. Это уменьшает их зависимость от губернаторов и создает перед очередными федеральными выборами некую "квазивертикаль" избирательных комиссий. Не исключено, что следующей жертвой строителей "избирательной вертикали" может стать председатель избиркома Свердловской области В. Мостовщиков, который уже вызвал недовольство ЦИК, поддержав инициативу губернатора Э. Росселя по совмещению губернаторских выборов с президентскими. Требования ужесточить контроль за деятельностью партий Составной часть отстраивания избирательной системы к выборам стало ужесточение контроля над деятельностью политических партий. В середине февраля 2003 г. с этим требованием выступил заместитель руководителя Администрации президента РФ Виктор Иванов. По его словам, задача Минюста в преддверии парламентских и президентских выборов - "не допустить во власть экстремистские организации, которые жаждут развала общества". При этом было подчеркнуто, что на сегодняшний день формы контроля за деятельностью политических партий во многом несовершенны и малоэффективны. Глава Министерства юстиции России Юрий Чайка сообщил об утверждении плана проверок деятельности партий и других политических организаций. В частности, речь идет о составлении списков партий и объединений, которые пойдут на выборы в Думу. К середине февраля 2003 г. в соответствии с законом о противодействии экстремистской деятельности, иски о ликвидации предъявлены шести региональным организациям и объединениям; зарегистрировано 50 партий, 20-ти отказано в регистрации. Ужесточение ответственности за нарушение избирательного законодательства В начале февраля 2003 г. В. Путин внес в ГД законопроект, содержащий поправки к четырем законодательным актам, которые призваны привести их в соответствие с новой редакцией закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", вступившем в силу летом 2002 г. Законопроект предусматривает возможность привлечения к ответственности: - СМИ и отдельных журналистов, нарушающих правила предвыборной агитации - кандидатов за совмещение благотворительной деятельности с предвыборной агитацией, за агитацию, содержащую призывы к "экстремистской деятельности" - кандидатов, партии и спонсоров за нарушение порядка финансирования кампании - должностные лица за злоупотребления положением в связи с выборами Как и введение пропорциональной системы на региональных выборах, законопроект об ужесточении ответственности за нарушение избирательного законодательства нацелен, прежде всего, на разрушение автономных политических ресурсов региональных элит. В то же время он наделяет федеральный центр инструментами давления на СМИ и кандидатов в период избирательных кампаний. Законопроект предусматривает снижение автономии всех политических игроков, но его применение приведет к еще большему усилению неравномерности в распределении политических ресурсов: позиции наиболее сильных игроков ослабляется в меньшей степени, чем более слабых. Наиболее уязвимыми для давления оказываются СМИ и независимые кандидаты, не связанные с сильными и укорененными во властных структурах игроками. Размытость трактовки понятия "агитация", по сути, ставит под вопрос возможности СМИ давать оценку освещаемым явлениям. Поскольку не давать оценку невозможно в принципе, СМИ принуждаются к тому, чтобы действовать с оглядкой на позиции наиболее сильных игроков - федеральных, региональных и местных. Государственная Дума вполне способна принять законопроект в нынешнем виде. Правда, в принципе не исключен и иной вариант развития событий. Формат подготовки законопроекта весьма напоминает тот, который был использован при разработке "антитеррористических" поправок к закону о СМИ после событий в Дубровке. Тогда, как и теперь, медиа-сообщество было отстранено от работы над текстом законопроектов. В прошлый раз первоначальный "жесткий" вариант был использован для того, чтобы подтолкнуть СМИ к введению самоцензурных ограничений. Нельзя исключить, что опробованный алгоритм подталкивания к самоцензуре будет использован и в нынешнем случае. Однако вероятность альтернативного варианта развития событий несколько снижается тем обстоятельством, что главный посредник медиа-сообщества во взаимоотношениях с Кремлем, министр печати Лесин потерпел поражение в конфликте с руководством Газпрома, входящем в состав "питерской группировки", и на неопределенное время оказался выключен из событий. Введение смешанной избирательной системы в регионах В январе - феврале 2003 г. введение смешанной избирательной системы в регионах, предусматривающей избрание половины депутатов региональных законодательных собраний по спискам, натолкнулось на противодействие со стороны региональных лидеров. Одна из причин неприятия нововведения состоит в том, что оно серьезно затрудняет формирование губернаторского большинства в парламентах субъектов РФ и повлечет за собой ослабление автономных "партий власти" в регионах. Но в случае с пропорциональной системой, как и в случае с законопроектами по реформе разграничения полномочий, Кремль отказался идти на уступки. 18 февраля 2003 г. В. Путин на заседании Совета законодателей высказался в поддержку распространение федеральной модели представительства на регионы. Возможность совмещения федеральных выборов с региональными Наряду с давлением на региональных лидеров, формируемая Кремлем избирательная система предусматривает и позитивные стимулы для лояльного участия. В начале января и в середине февраля 2003 г. председатель ЦИК А. Вешняков заявил, что региональные лидеры, срок полномочий которых истекает в 2003 г., могут рассчитывать на совмещение перевыборов с датой голосования по кандидатам в депутаты Госдумы. Также как и губернаторы, чьи полномочия кончаются в 2004 г., вполне могут совместить свои выборы с президентскими. Это недвусмысленный знак: торг по губернаторским выборам идет в неизбежном пакете с торгом по выборам федеральным. Совмещение губернаторских и парламентских выборов в ряде регионов неизбежно приведёт к концентрации внимания региональных лидеров, прежде всего, на собственном переизбрании. При этом ход выборов депутатов Госдумы будет определяться федеральной властью. Партии и фракции Центристская коалиция Избирательная кампания начинает менять отношение к правительству со стороны "центристского большинства" ГД. В январе-феврале "центристы" в ГД "нападали" на правительство, по крайней мере, дважды. Первый раз это произошло, когда ГД проголосовала за отмену "правительственного часа" после того, как вместо премьер-министра на встречу с депутатами прибыл вице-премьер: при необходимых 226 голосах решение было поддержано 245 депутатами. М. Касьянов получил публичную "пощечину" от центристов. Вторая атака на правительство была связана с повышением энерготарифов в регионах. Центристы были первыми, кто обратил внимание на появление этой проблемы. По данным ОВР, с января 2003 г. тарифы в 25 регионах России были повышены от 30% до 70%. 10 февраля 2003 г. депутаты от фракции ОВР (Володин, Примаков, Кулик) подвергли резкой критике главу Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Кутового. ГД выразила недоверие ФЭК и потребовала от правительства навести порядок с ценообразованием в регионах. Позицию "центристов" по энерготарифам публично поддержал В. Путин. Совместные действия центристов и Президента по проблеме энерготарифов иллюстрируют укрепление предвыборного политического союза между Путиным и парламентскими представителями "партии Кремля". Особенно в укреплении этого союза нуждаются центристы, которым необходимо зарабатывать политические дивиденды. Заинтересованность Кремля в успехе "президентской партии", особенно с учетом ее нынешних трудностей, побуждает давать больше простора для политической критики правительства. Можно ожидать, что в дальнейшем совместная политическая игра Президента и центристского большинства в ГД против правительства получит продолжение и может даже усилиться по мере перехода избирательной кампании в активный режим. Единая Россия В январе - феврале 2003 г. политическая ситуация Единой России определялась сочетанием противоположных тенденций, обусловленных затянувшимся освобождением от "административной инерции". Ослабление лидерских позиций Появилась опасность утраты Единой Россией лидирующих позиций в избирательной кампании, на которые она вышла в конце 2002 г. В январе 2003 г. ВЦИОМ, старейшая социологическая служба России, зафиксировала резкое падение рейтинга партии: 14% против 27% в декабре 2002 г. Неблагоприятное впечатление от рейтингового провала Единой России было усугублено неудачным исходом губернаторских выборов в Магаданской области: кандидат, пользовавшийся поддержкой партии, потерпел поражение во втором туре. "Казус" с рейтингом обнажил реальные проблемы Единой России: - бюрократический характер; - неумение настроиться на избирательную кампанию, поймать настроения избирателей и разработать адекватные политические стратегии; - уязвимость электоральной базы. Электорат ЕР лишен сильной партийной лояльности и образован из сторонников самых различных политических сил центра. Пока партия занимает позиции лидера, она действует как "пылесос", притягивающий избирателей из всей центристской части политического спектра. Но как только ощущение силы, которое исходит от ЕР, ослабевает, слабая партийная лояльность и "композитный" состав электората начинают давать себя знать. Изменения в руководстве Единая Россия отреагировала на ослабление своих позиций разнонаправленными и достаточно хаотическими действиями. С одной стороны, в ЕР продолжились изменения, начало которым положило возвращение Б. Грызлова. Восстановилось взаимодействие ЕР со своими традиционными кураторами из АП (В. Сурков), разладившееся при А. Беспалове. В январе 2003 г. генсовет принял решение о разделении функций руководителя Генсовета и исполкома. Предполагается, что исполком сосредоточится на подготовке к выборам, а Генсовет будет принимать политические решения. Это решение стало свидетельством нового аппаратного поражения А. Беспалова, который в конце февраля покинул свой пост. С другой стороны, активизировались "исторические лидеры" партии, носители главного "имиджевого капитала" (С. Шойгу и Ю. Лужков). Во второй половине февраля 2003 г. последовала новая инициатива: в ЕР из НПРФ перешел депутат ГД Д. Рогозин, получивший известность своей активностью по решению "калининградской проблемы". Первоначально утверждалось, что он станет председателем генерального совета (вместо А. Беспалова) и получит третье место в партийном списке. Оптимизация центристской политической ниши Аморфность центристской политической ниши, в которой позиционирована Единая Россия, а также наличие там большого числа потенциальных участников избирательной кампании вызывают беспокойство Кремля. Среди центристского электората много колеблющихся избирателей. Возникает опасность, что малые и мельчайшие партии, если они будут допущены к участию в избирательной кампании, могут растащить некоторую часть центристского электората и лишить ЕР 1-2% голосов. В конце января 2003 г. замначальника Главного управления внутренней политики Администрации Президента Леонид Ивлев на коллегии Минюста прямым текстом призвал руководство ведомства ужесточить проверки. "Среди 29 полноправных партий только две-три оппозиционных - остальные находятся в центре политического спектра, - отметил он тогда. - Значит, 25 партий будут толкать друг друга локтями, наберут по полпроцента и отберут голоса у той организации, которая составляет реальную опору президентской власти!" "Пробуксовывание" Единой России объективно побуждают Кремль заняться консолидацией центристских политических сил и, в частности, оказывать давление на ту часть ориентированных на него группировок, которые рассчитывают на участие в выборах автономными партийными списками. Недавно председатель Совета Федерации С. Миронов подал заявление о вступлении в Российскую партию жизни. Высказываются предположения, что этот шаг был предпринят для укрепления позиций партии накануне возможных переговоров с Единой Россией о создании предвыборного объединения. Скорее всего, речь идет о включении определенного числа "питерцев", ориентирующихся на С.Миронова в список (как партийный, так и одномандатный) кандидатов, которые пойдут на выборы при публичной и административной поддержке Кремля. Более серьезной представляется "заявка" Народной партии. Полсотни депутатов-одномандатников, большинство из которых имеют хорошие шансы на переизбрание, желали бы укрепить свой статусный ресурс. Объективно Кремль заинтересован в наличии в следующей Думе такой "группы поддержки", и кроме того, не уверен на сегодняшний день в электоральном успехе "Единой России". Именно Народная партия, если она выступит на выборах своим списком, имеет шансы и стать "резервной партией" Кремля, и ограничить возможную экспансию КПРФ в "традиционалистском" электорате. Маневры в нише "партии власти" затягиваются. Возникает впечатление хаотической активности и междуусобной борьбы, которая разрушительным образом действует на авторитет участников и косвенно ослабляет политические позиции Кремля.