Президентская избирательная кампания 2004 года: последние дни агитации

12 марта 2004 года

В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

Содержание

Назначения в правительстве РФ *

Конференции некоммерческих и общественных организаций *

Нарушения на президентских выборах *

Кандидаты подвели итоги своих предвыборных кампаний *

Кандидаты намерены контролировать результаты голосования на выборах *

Назначения в правительстве РФ

Во вторник, 9 марта 2004 года Указами Президента РФ состоялись назначения министров и других должностных лиц в правительстве РФ.

Практически все отправленные в отставку министры предыдущего состава правительства РФ получили в нём те или иные должности. Были ликвидированы должности заместителей председателя правительства РФ, кроме одной. Но практически все бывшие заместители председателя правительства РФ стали министрами с правом прямого доступа к Президенту РФ и с расширением объёма своих полномочий и ответственности, поскольку теперь они руководят объединёнными министерствами. Число министерств сократилось за счет их упразднения или преобразования в федеральные службы, но оставшиеся министерства теперь больше походят на крупные управленческие структуры, которые ранее курировали заместители председателя правительства РФ. По сути вместо 5-7 заместителей председателя правительства РФ получилось 17.

В новом составе правительства РФ, объявленном во вторник, 10 марта 2004 года Владимиром Путиным и новым председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым, сохранены практически все ключевые фигуры экономического и силового блоков, которые только усилили свое влияние. В результате в правительстве РФ сохранили своё представительство все крупные политические и финансово-коммерческие группировки, а также олигархические структуры. Правительство РФ в этом смысле оказалось в довольно высокой степени сбалансированной по представительству интересов различных групп элиты.

, в новом Кабинете пропрезидентскую партию “Единая Россия” будет представлять только один чиновник – Александр Жуков в должности заместителя председателя правительства РФ.

Дмитрий Козак был назначен руководителем аппарата правительства РФ в ранге министра. В результате Президент РФ получил возможность более полного контроля деятельности правительства РФ, потому что Дмитрий Козак является одним из самых преданных Владимиру Путину чиновников. Фактически Дмитрий Козак получил возможность контроля в правительстве РФ проведения тех реформ, которые сам и разрабатывал, находясь в администрации Президента РФ.

Президент РФ объявил повышение уровня ответственности министров, но сам от них дистанцировался, как и политическая партия “Единая Россия”, которая фактически будучи победителем парламентских выборов, делегировала в новый состав правительства РФ только Александра Жукова на должность заместителя председателя правительства РФ. И такое решение было принято, несмотря на обещания Президента РФ сформировать по итогам выборов правительство парламентского большинства. Таким образом сделано всё возможное для того, чтобы неоднозначные и не поддерживаемые большинством общества государственные решения как можно слабее повлияли на уровень доверия к Президенту РФ и политической партии “Единая Россия”.

Президентом РФ была сделана попытка формирования более эффективной структуры управления государством. Теперь аппарат правительства РФ и аппараты заместителей его председателя не смогут достаточно эффективно сопротивляться необходимости исполнения решений Президента РФ и его администрации. Такая структура государственного управления, в принципе, позволяет Президенту РФ и его администрации проводит существенные административные реформы, реформы экономики и социальной сферы. Но при этом реальные исполнители решений высокопоставленных должностных лиц, т.е. чиновники среднего и низкого уровня полномочий, во многом дезориентированы, их неформальные связи, реально использовавшиеся для исполнения решений руководителей, нарушены, их нужно будет формировать заново в течение нескольких месяцев. А это фактор, снижающий эффективность проводимых реформ.

Анализ назначения Михаила Фрадкова и состава правительства РФ показывает, что в течение второго срока полномочий у Владимира Путина будет, скорее всего, два состава правительства РФ: первое - техническое, во главе с Михаилом Фрадковым, которое должно провести какие-то неоднозначно воспринимаемые преобразования и реформы, и второе - политическое, которое ближе к окончанию второго срока полномочий должно использовать преимущества от проведённых преобразований и реформ. И второе, политическое правительство РФ, скорее всего, возглавит тот, кого Владимир Путин назначит своим преемником на должности Президента РФ.

Конференции некоммерческих и общественных организаций

Использованы материалы сайтов в сети Интернет Ассоциации “Голос” (http://www.golos.org/), http://www.freedom.golos.org/ и http://www.v2004.ru/announces/2004/3/9/1879.html.

10 марта 2004 года в Москве прошла международная конференция на тему: “Возможны ли в России свободные выборы”. Организаторами этой конференции были семь общественных организаций: Московская Хельсинская Группа, Ассоциация “Голос”, Центр изучения современной политики, Фонд ИНДЕМ, Центр антикоррупционных исследований “Трансперенси Интернешнл”, Союз журналистов России и Комитет “2008: свободный выбор”.

В конференции приняли участие и выступили Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова, кандидаты в Президенты РФ Ирина Хакамада и Сергей Глазьев, руководитель политической партии “Яблоко” Григорий Явлинский, члены Центризбиркома РФ Вадим Соловьёв и Елена Дубровина, представители зарубежной общественности и средств массовой информации.

Основной темой обсуждения на этой конференции было использование административного ресурса на выборах и способы противостояния такому использованию.

В первой половине дня участники конференции обсуждали эти проблемы по группам:

- “Административный ресурс в предвыборный период”, координатор Георгий Сатаров, президент фонда ИНДЕМ,

- “Административный ресурс и СМИ”, координатор Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России,

- “Административный ресурс в день голосования и в ходе подведения итогов выборов”, координатор Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей.

К двум часам дня совместными усилиями рабочих групп были подготовлены предложения для включения в программу совместных действий. В этой программе констатируется, что “вмешательство властных структур в процесс выборов в России стало массовым” и что “это проявляется в первую очередь в нарушении принципа равноправия кандидатов, в массированном влиянии государства на избирателей через СМИ и другие учреждения, находящиеся в зависимости от исполнительной власти”. В Меморандуме, подписанном участниками конференции утверждается, что “избирательные комиссии и суды не обеспечивают проведения свободных и подлинных выборов”.

Основными положениями принятой конференцией программой действий являются:

1. Мониторинг избирательных кампаний и обнародование его результатов:

    • отслеживание случаев вмешательства властных органов всех уровней в избирательный процесс:
    • выявление случаев участия неуполномоченных представителей администрации, в частности, членов так называемых “рабочих групп”, в избирательных действиях, предписанных избирательным комиссиям
    • отслеживание строгого исполнения закона в части, касающейся составления и уточнения списков избирателей, проведения голосования вне помещения, подсчёта голосов, заполнения протоколов
    • отслеживание случаев манипулирования волеизъявлением граждан
    • отслеживание нарушений, допускаемых в ходе голосования и подсчёта голосов
    • отслеживание деятельности СМИ в ходе избирательных кампаний
    • рассылка Информационных писем о нарушениях избирательного законодательства в региональные и федеральные СМИ, депутатам, в Администрацию Президента РФ, в ЦИК РФ
    • публикация Информационных писем в региональных и федеральных СМИ
    • привлечение внимания международных организаций к фактам постепенной ликвидации института свободных выборов в России
    • издание и распространение ежегодного справочника “Административный ресурс на российских выборах. Чёрная книга”

2. Анализ электоральных, политических и других общественных процессов:

    • организация и проведение exit polls
    • помощь и поддержка в проведении исследований по электоральной проблематике
    • содействие общественным организациям и партиям в проведении параллельного подсчёта голосов
    • создание объединённой базы данных по нарушениям избирательного законодательства
    • обработка и анализ электоральной статистики

3. Защита избирательных прав в судах:

    • защита избирательных прав граждан, в том числе кандидатов на выборные должности, в суде, включая суды общей юрисдикции, Конституционный Суд РФ и Европейский Cуд по правам человека
    • инициирование привлечения к административной и уголовной ответственности членов избирательных комиссий и должностных лиц, виновных в нарушениях избирательных прав
    • инициирование расформирования избирательных комиссий, допустивших нарушение законодательства о выборах
    • инициирование требований о пересчёте голосов на отдельных территориях, отмене итогов голосования
    • инициирование заявлений в Европейский Суд по правам человека

4.  Законотворческая работа:

    • разработка предложений по изменению порядка формирования избирательных комиссий всех уровней
    • уточнение процедуры расформирования избирательных комиссий в случаях нарушения избирательного законодательства
    • внесение изменений в техническую процедуру голосования (прозрачные избирательные ящики, маркировка проголосовавших избирателей и т.п.)
    • внесение изменений в процедуру подсчёта голосов на избирательных участках
    • разработка предложений по повышению эффективности работы судов с жалобами на нарушения избирательного законодательства
    • увеличение открытости и оперативности опубликования всей информации, связанной с выборами
    • передача функции по пересчёту голосов и составлению повторного протокола полностью в компетенцию территориальных избирательных комиссий
    • увеличение возможностей общественного контроля за функционированием ГАС “Выборы”

5.  Просветительская деятельность:

    • создание системы профессиональной подготовки общественных наблюдателей
    • содействие в разработке программ обучения членов избирательных комиссий

6.  Проведение массовых акций и реализация общественных проектов:

    • пикетирование органов власти
    • подача петиций
    • инициатива проведения референдумов
    • продвижение проекта ухода государства из сферы массовой информации, прежде всего через создание общественного телерадиовещания
    • организация в сотрудничестве с медийными ассоциациями комплексной программы защиты прав журналистов, включая их трудовые права и право освещать избирательные кампании в условиях редакционной независимости и руководствуясь профессиональными этическими правилами
    • поддержка создания Третейского информационного Суда при Уполномоченном по правам человека РФ

7.  Организационное и финансовое обеспечение:

    • создание Центрального Наблюдательного совета из представителей общественных организаций и гражданских наблюдательных советов на местах
    • создание экспертного совета
    • создание фонда “За честные выборы”

Участники этой конференции договорились о создании широкой общественной коалиции с целью решения описанных выше задач, поскольку ни одна негосударственная организация в одиночку ни одну из них решить не способна. Насколько успешно будет реализовываться эта программа действий, принятая на конференции, покажет ближайшее будущее.

В качестве первого шага сегодня 10 марта в ряд областных судов поступили судебные иски о признании недействительными результатов подсчёта голосов на прошедших выборах в Государственную Думу РФ.

Свою пресс-конференцию по проблемам обеспечения честности и чистоты выборов провела 11 марта 2004 года Коалиция “Мы, граждане!”, возглавляемая Ниной Беляевой. В этой пресс-конференции на тему “Нарушения на выборах: пределы терпимости. Опыт региональных наблюдателей”. приняли участие: Нина Беляева, председатель координационного совета коалиции “Мы, граждане!”, Василий Гуслянников, Первый избранный президент Республики Мордовия, директор Мордовского Республиканского правозащитного центра, Дмитрий Краюхин, директор Института общественных проблем “Единая Европа”, а также наблюдатели от общественных объединений из 7 федеральных округов Российской Федерации. На этой пресс-конференции были приведены примеры использования административного ресурса для увеличения явки граждан на выборы через выдачу открепительных удостоверений и сокращение списков избирателей, а также для навязывания избирателям тех или иных кандидатур на региональных выборах. Был приведён и позитивный опыт взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти, приводящий к отсутствию явных нарушений законодательства при проведении предвыборных кампаний и подсчёте голосов на выборах. По заявлению Нины Беляевой правозащитные и другие негосударственные организации не имеют целью становиться в конфронтацию с органами власти, в частности, с избирательными комиссиями. Некоммерческим организациям было бы желательно, как и большинству российских граждан быть уверенными в честности и чистоте российских выборов. Но практика проведения федеральных, региональных и местных выборов, за которыми наблюдают с 1999 года члены Коалиции “Мы, граждане!” постоянно заставляет их сомневаться в том, что на выборах отсутствует давление на кандидатов и избирателей, а их голоса считаются честно. И потому в постоянном диалоге с органами власти Коалиция “Мы, граждане!” будет добиваться честности и чистоты выборов, будет защищать права граждан на них.

Нарушения на президентских выборах

По материалам сайта в сети Интернет Ассоциации “Голос” http://www.golos.org/info/press-release/3-002-03-2004/

Ассоциация “Голос” ведёт мониторинг нарушений ведения президентской предвыборной кампании в следующих 26 регионах России: Алтайский Край, Астрахань, Владимир, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Кострома, Краснодарский край, Красноярский край, Новосибирск, Москва, Омск, Пенза, Псков, Республика Карелия, Республика Татарстан, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставропольский край, Тамбов, Томск, Челябинск, Ярославль.

В большинстве этих регионов агитационные кампании кандидатов, включая Владимира Путина, используют мало наглядной агитации и публикаций в местной периодической печати. Несколько шире используется региональное телевидение, но и оно нередко просто повторяет сюжеты центральных телеканалов. В частности, по всем регионам в полном объеме повторялась встреча Владимира Путина со своими доверенными лицами 12 февраля 2004 года. Таких возможностей не имеет ни один другой кандидат, и такие объёмы эфирного времени невозможно оплатить из избирательного фонда кандидата Владимира Путина в силу слишком больших затрат, а бесплатно это эфирное время ему официально избирательными комиссиями не выделялось.

Доверенными лицами Владимира Путина чаще всего являются руководители и работники региональных и городских администраций, а также ректоры университетов, поэтому упоминание кандидата Владимира Путина производится постоянно на самых разных мероприятиях, типа встреч с молодежью, с руководителями органов местного самоуправления и других.

В Омской области общественные организации, руководители предприятий и бизнес-структуры области постоянно сообщают о своей поддержке кандидата — действующего Президента. Об их “одобрении” регулярно сообщают официальный сайт администрации области и все государственные СМИ. На улицах Омска продолжают с парламентских выборов 2003 года висеть билборды с изображением Владимира Путина. Размещение этих билбордов было в тот период оплачено партией “Единая Россия”, сейчас эти билборды являются фактической агитацией за Владимира Путина, но официально областная избирательная комиссия это не признает.

В Пензе своих доверенных лиц зарегистрировал только один кандидат в Президенты РФ – Владимир Путин. Все районные газеты Пензенской совершенно бесплатно опубликовали четырехполосные отчеты о встрече кандидата в Президенты РФ Владимира Путина со своими доверенными лицами. Более двадцати редакторов районных газет одновременно приняли решения о публикации одного и того же агитационного материала в ущерб собственным бюджетам, поскольку этот отчёт печатался на дополнительных четырех газетных полосах. Это явное нарушение Федерального закона “О выборах Президента России”, нормы которого в период агитационной кампании в средствах массовой информации считают агитацией материалы:

    • выражающие явное предпочтение кому-либо из кандидатов;
    • распространяющие информацию с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах;
    • распространяющие информацию о деятельности того или иного кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью.

А любая агитация должна быть оплачена из избирательного фонда кандидата, за исключением той, которая предоставляется бесплатно, но уже на следующих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, одинаковое место на полосе, одинаковый размер шрифта и другие условия. Но ни один другой кандидат в Президенты РФ не получил в районных газетах таких объёмов агитации за себя. За это грубейшее нарушение избирательного законодательства Центральная избирательная комиссия РФ имела полное право снять кандидата Путина с выборов, но этот вопрос даже не рассматривался, несмотря на соответствующие публикации в региональных газетах.

Во многих регионах наблюдатели Ассоциации “Голос” и других организаций отмечают мероприятия, направленные на повышение явки на выборах. Во многих случаях никаких формальных нарушений законодательства для этого не производится. Например, в Калининграде региональной и городской администрациями решается вопрос о придании дню голосования на выборах президента РФ характера массового празднества. Основная задача — обеспечение 50% явки избирателей, что необходимо для признания выборов Президента РФ состоявшимися. Силами структурных подразделений областной администрации составлена транспортная схема подвоза избирателей к месту голосования в отдаленных поселках, принимается участие в создании избирательных участках на морских судах.

И только проведение консультаций администрации области с руководством предприятий и фирм, где 14 марта 2004 года является рабочим днем, вызывает некоторые опасения в возможных нарушениях законодательства о выборах в день голосования. Причина таких опасений в том, что работников этих предприятий организованно направят проголосовать на заранее определённые избирательные участки. Для этого им предлагается обычно взять открепительные талоны по своему месту жительства. А в ситуации такого организованного голосования очень вероятно давление на избирателей с целью получения необходимых результатов выборов.

Такие методы использования административного ресурса на выборах применяются во многих других регионах России. Как вариант, можно отметить, что по информации из других источников в Хабаровске, например, в последние дни перед выборами никаких больных не госпитализируют, если у них нет открепительных талонов. Вполне вероятно, что, находясь в стационарном лечебном учреждении, больные затем проголосуют так, как им предложат проголосовать руководители местных администраций и врачи. Другой вариант этого метода предложили в Приморском крае, где ни один мелкий предприниматель, по выходным дням отправлявшийся обычно за товаром в Китай, а потом торговавший этим товаром, не имеет право в эти выходные дни пересечь государственную границу без предъявления открепительного талона. Никого не волнует, что на территории Китая нет избирательных участков для голосования на выборах Президента РФ, ведь получившие открепительные талоны вычёркиваются из списков избирателей, тем самым повышая общий процент явки на выборы. А уже пришедшие на избирательные участки должны проголосовать в соответствии с указаниями региональных и местных администраций.

Кандидаты подвели итоги своих предвыборных кампаний

11 марта 2004 года почти все кандидаты на выборах Президента РФ решили подвести итоги своих кампаний и обратиться с напутственными словами к своим избирателям. Даже Владимир Путин, устранившийся от публичных дебатов с другими кандидатами, выступил по телевидению с обращением к гражданам, содержащим призыв принять участие в голосовании. Он мотивировал свой призыв тем, что граждане должны реализовать свои конституционные права на выбор.

Кандидаты от политических партий коммунист Николай Харитонов и член ЛДПР Олег Малышкин подводили итоги своих предвыборных кампаний в присутствии руководителей своих партий – Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского.

Владимир Жириновский все важнейшие заявления сделал сам. Он заявил о наличии у него претензий к ЦИК РФ и сообщил, что после выборов потребует расформировать Центризбирком РФ.

Николай Харитонов представил журналистам результаты мониторинга эфира всех федеральных и ведущих региональных телекомпаний за период с 9 февраля по 10 марта 2004 года. Упоминания о деятельности Владимира Путина содержатся в 1584 материалах, на всех остальных вместе взятых приходится приблизительно столько же репортажей. Про Ирину Хакамаду рассказывали 275 раз, про Сергея Глазьева – 264, чуть меньше у Харитонова – 242, меньше всего освещалась деятельность Малышкина – всего 182 сюжета. По образному выражению Николая Харитонова Владимир Путин каждый день заходил в каждую квартиру “в виде теленовостей”. Одновременно Харитонов признался, что его пресс-конференция “не плач Ярославны”. Самый главный результат по его оценкам – “удалось донести свою программу, которую замалчивали”.

Ирине Хакамаде в Нижегородской области было отказано в проведении беседы со студентами в местном университете, пединституте и Академии государственной службы.

Сергей Миронов в четверг, 11 марта 2004 года пришел к детским врачам Москвы. А перед этим он выступил в теледебатах, пообещав проведение национализации предприятий по новому закону “там, где государство считает необходимым”.

Кандидаты намерены контролировать результаты голосования на выборах

По материалам сайта “Выборы – 2004” http://www.v2004.ru/news/2004/3/12/1887.html

12 марта 2004 года было объявлено, что кандидаты на должность Президента РФ Ирина Хакамада, Николай Харитонов и Сергей Глазьев намерены объединить свои усилия для контроля хода и результатов голосования на предстоящих 14 марта 2004 года президентских выборах. Для этого они намерены координировать деятельность своих наблюдателей, распределить их по наибольшему возможному числу избирательных участков, а затем обменяться полученной от наблюдателей информацией.

“Мы на троих - Харитонов, Хакамада, Глазьев фактически закрываем всю страну и можем проконтролировать ход выборов везде”, - сказала Марина Литвинович, возглавляющая штаб Хакамады. По словам представителей штабов, наблюдатели будут присутствовать на большинстве избирательных участков в день выборов за исключением труднодоступных и удаленных регионов.

Руководитель штаба Харитонова не присутствовал на совместном заявлении штабов кандидатов в пресс-центре РИА "Новости", однако, секретарь московского горкома КПРФ Алексей Рогожин сказал журналистам, что КПРФ также участвует в коллективной системе наблюдения. “Тактически мы участвуем. План действий со штабами Глазьева и Хакамады у нас единый”, - сказал Алексей Рогожин.

Таким образом, для содействия честности и чистоте выборов сумели объединиться кандидаты разной политической направленности. Удастся ли им реализовать заявленные цели эффективного контроля выборов, покажут ближайшие дни.