Содержание
Введение. 3
1. Санкт-Петербургская и Московская научные школы о принципах работы общеобразовательных учреждений. 4
2. Общее понятие о школах нового типа. 8
3. Гимназии и лицеи. 9
3.1. Гимназии. 9
3.2. Лицеи. 10
3.2. Частные школы.. 11
Список литературы.. 15
Введение
Под системой образования в России следует понимать совокупность воспитательно - образовательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве и связанных между собой по принципу на которых эти учреждения строятся и работают.
Системой образования называют организуемую государством совокупность образовательно – воспитательных учреждений. Цель образования – подготовка и воспитание кадров.[8, стр12]
Нормы российского
законодательства и основополагающие документы, касающиеся государственной
образовательной политики провозглашают, что родители являются полноценными
участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами
образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как
"открытой государственно-общественной системы" (Концепция
модернизации российского образования на период до
В данной работе рассматривается теория управления в научных школах. Более подробно рассмотрены Московские и СПб научные школы.
1. Санкт-Петербургская и Московская научные школы о принципах работы общеобразовательных учреждений
В XIX веке в Петербурге сложились крупнейшие отечественные научные школы, основанные И. Мечниковым, И. Сеченовым, Д. Менделеевым, И. Павловым. В Петербурге были сделаны открытия А. Ладыгина, А. Попова и ещё целого ряда ученых в области математики, физики и других точных наук. В настоящее время в городе существует несколько десятков высших учебных заведений, НИИ, работает Санкт-Петербургский научный центр РАН.
Высокий авторитет санкт-петербургских научных школ, работы талантливых ученых привлекают к активному сотрудничеству деятелей науки, культуры и образования из других стран, обеспечивая нашему городу статус международного научного центра. С уверенностью можно утверждать, что сегодняшний Санкт-Петербург - это один из крупнейших мировых центров науки и культуры. [7, стр. 153]
Признавая огромное значение сферы научной, культурной и образовательной деятельности в Санкт-Петербурге, испытывая глубокое уважение к тем деятелям науки, культуры и образования, которые самоотверженно работают, приумножая научную и культурную славу нашего великого города, Правительство Санкт-Петербурга предлагает ученым Вашего учреждения принять участие в выставке-конференции "Интеллектуальное достояние Санкт-Петербурга".
Возлагать реализацию принципа наглядности, тем более в таком его понимании, на одного учителя было бы неправильно. И этот дидактический принцип, как и все прочие, должен найти свое отражение в учебных программах в научных школах.
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Этот принцип требует от учителя оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
Последние приобретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие изменения в обществе требуют от школы усиления внимания к развитию личности каждого ученика.
Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным образом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностными (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.
В истории отечественной психологии спорта особое место занимают ее отцы-основатели - Авксентий Цезаревич Пуни и Петр Антонович Рудик. Они явились создателями двух основных научных школ - санкт-петербургской (ленинградской) и московской, которые развивались в почти спортивном соперничестве друг с другом. Каждая из школ имела свое лицо. Для санкт-петербургской школы А.Ц. Пуни всегда были характерны тесные связи с психологическими науками и выраженная ориентация на практику спорта.
Научная школа А.Ц. Пуни впитала в себя лучшие традиции санкт-петербургской психологической школы, включая онтопсихо логические идеи Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева и их последователей. Принцип развития, принцип единства личности и деятельности явились основополагающими практически для всех исследований по психологии физического воспитания и спорта, выполненных в течение полувека на кафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта - своеобразном штабе научной школы А.Ц. Пуни.[2, стр.24]
В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель нередко с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности, других нравственных, а также волевых качеств.
Профессия учителя предполагает высокую степень развития коммуникативных, организационных умений.
В московских научных школах педагогики особое внимание следует уделять ученикам, которые увлечены каким-либо делом, например радиолюбителям, автолюбителям и др. Для таких школьников желательно подбирать задания повышенной трудности, творческого характера, выполнение которых требует самостоятельного изучения научно-технической литературы, разработки проектов, выполнения сложных и ответственных трудовых операций.
Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода — систематическое и всестороннее изучение учителем каждого из учащихся в процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в ученических бригадах, а также при ознакомлении с его семейно-бытовыми условиями.
Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.
В результате изысканий Санкт-Петербургской и Московской научных школ были выработаны Принципы работы общеобразовательных учреждений, которые нашли сове отображение в Федеральном Законе «Об образовании…» (2002 г. Ст.12):
1. принцип демократического централизма – сочетание руководства сверху с широким привлечением руководства снизу;
2. сочетание коллегиальности – любой руководитель единолично отвечает за работу;
3. научности, деловитости, практичности;
4. планирования, учета и контроля;
5. равенство всех граждан в получении образования, независимо от пола, социального положения, религиозного положения;
6. принцип бесплатности образования;
7. обязательность образования всех детей и подростков;
8. свобода выбора языка обучения;
9. преемственность всех типов общеобразовательных учреждений;
10. светский характер образования (не религиозный - государственный).
В результате реализации этих принципов организация работы общеобразовательного учреждения должна способствовать объединению усилий общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников [14, стр. 87].
Общеобразовательное учреждение должно:
· обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся;
· решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
· создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;
· обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.
Образовательный процесс в подобных организациях строится на принципах [14, стр. 90]:
· оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;
· снижения учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;
· объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
· поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы).
2. Общее понятие о школах нового типа
Образование - это то,
что остается после того,
как все забывается ...
А.Эйнштейн
Школы нового типа – гимназии, лицеи, частные школы, авторские площадки.
Гимназия представляет собой демократическое образовательное учреждение, дающее хорошее интеллектуальное развитие на базе гуманитарной подготовки, включающая знание языков, музыки, и серьезную подготовку по всем основным учебным предметам, но без ориентации на ту или иную профессиональную деятельность.
Задачи гимназического воспитания: становление интеллектуальных способностей, обеспечивающих образованность личности, основными чертами которых являются: широкий гуманитарный профиль, эрудиция, сознательный выбор, гражданская ответственность.
Лицей – государственное образовательное учреждение, которое обеспечивает общее умственное развитие ребенка, но в отличие от гимназии, лицейские классы способствуют формированию и проявлению специальных познавательных способностей, что задает профессиональный профиль развития личности. Ученик кроме научной специальности получает профессионально значимые знания, поэтому образование в лицейских классах подтягивается к конкретному ВУЗу.[10, стр.29]
Частная школа – первоначально заложенная система оплаты.
3. Гимназии и лицеи
3.1. Гимназии
История свидетельствует о том, что на протяжении длительного периода гимназии были наиболее передовыми учебными заведениями. Учебный план гимназий был крайне обширным и ориентированным на подготовку энциклопедически образованных и высококультурных людей.
Цель гимназии - воспитание разносторонне развитой идейно убежденной личности, способной творчески участвовать в жизни страны. Предполагается обеспечить высокий образовательный уровень молодежи, заложить основы интеллектуальной, высоконравственной личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.
В гимназию дети поступают па конкурсной основе в 1 - й класс, а также в 8 - й и 10 - й классы
Концепция гимназии изложена в положении и уставе гимназии. Гимназия, по положению, обладает самостоятельностью в организации учебно-воспитательного процесса, а также юридической и финансовой самостоятельностью. Школа-гимназия работает над темой "Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования". Одна из ведущих проблем - изменение типа мышления с рассудочно-эмпирического на научно-теоретический. Быстрое продвижение вперед учеников уже в начальных классах базируется на принципе ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип выдвинут Л. В. Занковым и В. В. Давыдовым.
Первые классы школы-гимназии года работают по методике развивающего обучения В. В. Давыдова. Поставленным целям соответствуют и индивидуальные учебные планы, по которым работает гимназия. Иностранный язык изучается с первого класса, в старших классах введен интенсивный курс иностранного языка. Увеличено количество часов на изучение иностранного языка и предметов эстетического цикла.
Ведется целенаправленная работа по формированию эмоционально-эстетической культуры школьников через эмоциональное развитие средствами изобразительного искусства по программе А. М. Йеменского и лаборатории эстетического развития НИИ художественного воспитания АПН СССР; а также музыкальное развитие по системе Д. Б. Кабалевского и через программу формирования музыкальных способностей, разработанную в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. А. Вагнера.
Главная идея курса состоит и приобщении детей к различным областям философии: логике, диалектике, этике, с тем, чтобы способствовать их любознательности и пытливости ума, формированию логических операций, правильности логических выводов.[12, стр.147]
Необходимость постепенного перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где ставиться задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Вся идеология и Концепция профильного обучения представляет значительную степень вариативности в реализации. Аналогично и предпрофильная подготовка может проектироваться и реализовываться в вариативных формах.
3.2. Лицеи
Лицей, как особый тип учебного заведения призван выполнять программу среднего образования с углубленным изучением химии, биологии, экологии, математики, информатики, физики и обеспечивать наиболее способным и заинтересованным в учении детям подготовку к получению высшего образования.
Педагоги лицея считают, что:
1. образование должно быть системным, мировоззренческим, позволяющим каждой личности само реализоваться, быть конкурентно-способным в жизни
2. необходимо опираться на принцип демократизации, способствовать развитию высоко интеллигентной личности, делающей выбор в пользу медико-экологических профессий
3. нужно обеспечивать развитие каждой личности, опираясь на индивидуальные психические, психологические особенности
4. образование в лицее должно прививать навыки и технологию самостоятельного приобретения знаний учащимся, выводящих их на творческий уровень обучения.
Лицей - это современный комплекс с хорошо оснащенной учебно-производственной базой по всем направлениям обучения. Главной задачей лицея является создание максимально благоприятных условий для профессионального обучения молодежи. Лицей обеспечивает условия для получения учащимися среднего общего (полного) образования, его преемственности и воспитания молодежи в духе уважения к национальным традициям России. Основным документом, который регламентирует деятельность лицея, является его Устав, в котором определены принципы организации учебного процесса, права и обязанности педагогов и учащихся [13, стр.131].
3.2. Частные школы
С будущего года все негосударственные частные школы России лишатся бюджетного финансирования. Об этом говорят изменения, внесенные на днях депутатами Госдумы в Закон «Об образовании».
В Москве в настоящее время 115 частных школ, в которых учится 160000 человек и работает примерно 1500 учителей. Главное, что отличает негосударственные школы от обычных муниципальных, — индивидуальный подход к ребенку, реализация авторских педагогических программ, более высокая квалификация учителей.
Наполняемость классов в частных школах Москвы составляет 10–12 человек (в муниципальных — 25), процент учителей высшей категории 80–90 (в обычных школах 15–20%). Средняя стоимость обучения в негосударственных школах Москвы — 5 тысяч рублей в месяц.
Согласно Закону «Об образовании» 1992 года, именно за индивидуальный подход и авторские программы платили родители учеников частных учебных заведений. Все остальное, так же, как в случае с государственными школами, оплачивало государство. В новой редакции Закона «Об образовании» отсутствует 7-й пункт 42-й статьи, который гарантировал негосударственным школам государственную поддержку.
Первой реакцией аналитиков сферы образования на решение правительства было высказывание: большинство частных школ закроется, останутся только супербогатые, куда будут ходить исключительно дети «новых русских».
Несмотря на законодательные новшества, направленные на изничтожение частного сектора в сфере общего образования, новосибирские частные школы выживут, если на областном уровне все останется как есть.
Главное достоинство частных школ в их камерности. За счет небольшой наполняемости классов учителя и ученики там более раскрепощены. Это позволяет не только осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, но и реализовывать в этих школах интересные педагогические программы. Важно еще и то, что в частных школах большое значение придается организации досуга детей. Практически вся вторая половина дня заполнена какой-то интересной деятельностью. Государственных школ, обеспечивающих ученикам такой досуг, не много.[12, стр.51]
Заключение
В заключении сделаем несколько выводов.
На уровне школьного образования дифференциация образовательных учреждений на общеобразовательные школы и школы нового типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях начального, основного и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных учебных программ. Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.
Гимназия предоставляет учащимся возможности: получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе; обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию; формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления; удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.
Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности: получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией; углубленной подготовки по предметам различных циклов; развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности; свободного выбора будущей специализации. Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.
Итак, школы нового типа – современная гимназия (лицей) – представляет собой попытку воссоздания академического уровня образования (стиль, форму и метод), существовавшего в дореволюционный период и по праву имеющего высокий авторитет. На практике организация образовательного учреждения этого типа обычно связана с существенным изменением учебных планов за счет добавления новых предметов. Такое изменение происходит, как правило, за счет увеличения числа гуманитарных предметов (философия, логика, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т. д.) и привлечения к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров).
Список литературы
1. Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб, 1997.
2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.
3. Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. Тольятти, 1996.
4. Бочкарев В. (Опыт школьного самоуправления). О концепции государственно-общественного управления школой. - Народное образование. 2000, №8.
5. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе (Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей). М., 1993, ч.1
6. Гершунский Б.С, Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированых образовательных концепций). М., 1997.
7. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М,, 1996.
8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
9. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.
10. Пряжников Н.С.. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
11. Руднев Е. Запуск демократических процессов в школе. - Школьные технологии, 2002, № 4.
12. Рывкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. (Концепция исследования). Педагогика, 1995, № 5.
13.
Слободчиков В.И. О понятии образовательной
среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании
Первой российской конференции по экологической психологии. (Москва, 3-5 декабря
14. Яненко П.Д. Педагогика: Учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2004.