Содержание

Введение. 3

1. Санкт-Петербургская и Московская научные школы о принципах работы общеобразовательных учреждений. 4

2. Общее понятие о школах нового типа. 8

3. Гимназии и лицеи. 9

3.1. Гимназии. 9

3.2. Лицеи. 10

3.2. Частные школы.. 11

Список литературы.. 15

 

Введение

Под системой образования в России следует понимать совокупность воспитательно -  образовательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве и связанных между собой по принципу на которых эти учреждения строятся и работают.

Системой образования называют организуемую государством совокупность образовательно – воспитательных учреждений. Цель образования – подготовка и воспитание кадров.[8, стр12]

Нормы российского законодательства и основополагающие документы, касающиеся государственной образовательной политики провозглашают, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системы" (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", пункты 1.4, 2.4 и 2.6; Семейный кодекс РФ, статьи 63 и 64; Закон РФ "Об образовании", статья 2 пункт 6, статья 35 пункт 2, статья 52 пункт 1; Закон РФ "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации", статья 1 пункт 2 Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 " Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", статьи 44, 59-61). Обеспечение права граждан на образование должно быть неразрывно связано с государственной защитой прав родителей на воспитание и права родителей на непосредственное участие в процессе образования своих детей. Между тем на практике эти положения остаются лишь на бумаге. Механизм реализации конституционных прав родителей на воспитание своих детей и участие в образовательном процессе не обеспечен.

В данной работе рассматривается теория управления в научных школах. Более подробно рассмотрены Московские и СПб научные школы.

1. Санкт-Петербургская и Московская научные школы о принципах работы общеобразовательных учреждений

В XIX веке в Петербурге сложились крупнейшие отечественные научные школы, основанные И. Мечниковым, И. Сеченовым, Д. Менделеевым, И. Павловым. В Петербурге были сделаны открытия А. Ладыгина, А. Попова и ещё целого ряда ученых в области математики, физики и других точных наук. В настоящее время в городе существует несколько десятков высших учебных заведений, НИИ, работает Санкт-Петербургский научный центр РАН.

Высокий авторитет санкт-петербургских научных школ, работы талантливых ученых привлекают к активному сотрудничеству деятелей науки, культуры и образования из других стран, обеспечивая нашему городу статус международного научного центра. С уверенностью можно утверждать, что сегодняшний Санкт-Петербург - это один из крупнейших мировых центров науки и культуры. [7, стр. 153]

Признавая огромное значение сферы научной, культурной и образовательной деятельности в Санкт-Петербурге, испытывая глубокое уважение к тем деятелям науки, культуры и образования, которые самоотверженно работают, приумножая научную и культурную славу нашего великого города, Правительство Санкт-Петербурга предлагает ученым Вашего учреждения принять участие в выставке-конференции "Интеллектуальное достояние Санкт-Петербурга".

Возлагать реализацию принципа наглядности, тем более в таком его понимании, на одного учителя было бы неправильно. И этот дидактический принцип, как и все прочие, должен найти свое отражение в учебных программах в научных школах.

Учет  индивидуальных  особенностей учащихся. Этот принцип требует от учителя оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.

Последние приобретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие изменения в обществе требуют от школы усиления внимания к развитию личности каждого ученика.

Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным образом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностными (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.

В истории отечественной психологии спорта особое место занимают ее отцы-основатели - Авксентий Цезаревич Пуни и Петр Антонович Рудик. Они явились создателями двух основных научных школ - санкт-петербургской (ленинградской) и московской, которые развивались в почти спортивном соперничестве друг с другом. Каждая из школ имела свое лицо. Для санкт-петербургской школы А.Ц. Пуни всегда были характерны тесные связи с психологическими науками и выраженная ориентация на практику спорта.

Научная школа А.Ц. Пуни впитала в себя лучшие традиции санкт-петербургской психологической школы, включая онтопсихо логические идеи Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева и их последователей. Принцип развития, принцип единства личности и деятельности явились основополагающими практически для всех исследований по психологии физического воспитания и спорта, выполненных в течение полувека на кафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта - своеобразном штабе научной школы А.Ц. Пуни.[2, стр.24]

В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель нередко с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности, других нравственных, а также волевых качеств.

Профессия учителя предполагает высокую степень развития коммуникативных, организационных умений.

В московских научных школах педагогики особое внимание следует уделять ученикам, которые увлечены каким-либо делом, например радиолюбителям, автолюбителям и др. Для таких школьников желательно подбирать задания повышенной трудности, творческого характера, выполнение которых требует самостоятельного изучения научно-технической литературы, разработки проектов, выполнения сложных и ответственных трудовых операций.

Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода — систематическое и всестороннее изучение учителем каждого из учащихся в процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в ученических бригадах, а также при ознакомлении с его семейно-бытовыми условиями.

Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.

В результате изысканий Санкт-Петербургской и Московской научных школ были выработаны Принципы работы общеобразовательных учреждений, которые нашли сове отображение в Федеральном Законе  «Об образовании…» (2002 г. Ст.12):

1.               принцип демократического централизма – сочетание руководства сверху с широким привлечением руководства снизу;

2.               сочетание коллегиальности – любой руководитель единолично отвечает за работу;

3.               научности, деловитости, практичности;

4.               планирования, учета и контроля;

5.               равенство всех граждан в получении образования, независимо от пола, социального положения, религиозного положения;

6.               принцип бесплатности образования;

7.               обязательность образования всех детей и подростков;

8.               свобода выбора языка обучения;

9.               преемственность всех типов общеобразовательных учреждений;

10.          светский характер образования (не религиозный - государственный).

В результате реализации этих принципов организация работы общеобразовательного учреждения должна способствовать объединению усилий общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников [14, стр. 87].

Общеобразовательное учреждение должно:

·                    обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся;

·                    решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;

·                    создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

·                    обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Образовательный процесс в подобных организациях строится на принципах [14, стр. 90]:

·                    оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

·                    снижения учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

·                    объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

·                    поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы).

2. Общее понятие о школах нового типа

Образование - это то,

что остается после того,

 как все забывается ...

А.Эйнштейн

Школы нового типа – гимназии, лицеи, частные школы, авторские площадки.

Гимназия представляет собой демократическое образовательное учреждение, дающее хорошее интеллектуальное развитие на базе гуманитарной подготовки, включающая знание языков, музыки, и серьезную подготовку по всем основным учебным предметам, но без ориентации на ту или иную профессиональную деятельность.

Задачи гимназического воспитания: становление интеллектуальных способностей, обеспечивающих образованность личности, основными чертами которых являются: широкий гуманитарный профиль, эрудиция, сознательный выбор, гражданская ответственность.

Лицей – государственное образовательное учреждение, которое обеспечивает общее умственное развитие ребенка, но в отличие от гимназии, лицейские классы способствуют формированию и проявлению специальных познавательных способностей, что задает профессиональный профиль развития личности. Ученик кроме научной специальности получает профессионально значимые знания, поэтому образование в  лицейских классах подтягивается к конкретному ВУЗу.[10, стр.29]

Частная школа – первоначально заложенная система оплаты.

3. Гимназии и лицеи

3.1. Гимназии

История свидетельствует о том, что на протяжении длительного периода гимназии были наиболее передовыми учебными заведениями. Учебный план гимназий был крайне обширным и ориентированным на подготовку энциклопедически образованных и высококультурных людей.

Цель гимназии - воспитание разносторонне развитой идейно убежденной личности, способной творчески участвовать в жизни страны. Предполагается обеспечить высокий образовательный уровень молодежи, заложить основы интеллектуальной, высоконравственной личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.

В гимназию дети поступают па конкурсной основе в 1 - й класс, а также в 8 - й и 10 - й классы

Концепция гимназии изложена в положении и уставе гимназии. Гимназия, по положению, обладает самостоятельностью в организации учебно-воспитательного процесса, а также юридической и финансовой самостоятельностью. Школа-гимназия работает над темой "Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования". Одна из ведущих проблем -  изменение типа мышления с рассудочно-эмпирического на научно-теоретический. Быстрое продвижение вперед учеников уже в начальных классах базируется на принципе ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип выдвинут Л. В. Занковым и В. В. Давыдовым.

Первые классы школы-гимназии года работают по методике развивающего обучения В. В. Давыдова. Поставленным целям соответствуют и индивидуальные учебные планы, по которым работает гимназия. Иностранный язык изучается с первого класса, в старших классах введен интенсивный курс иностранного языка. Увеличено количество часов на изучение иностранного языка и предметов эстетического цикла.

Ведется целенаправленная работа по формированию эмоционально-эстетической культуры школьников через эмоциональное развитие средствами изобразительного искусства по программе А. М. Йеменского и лаборатории эстетического развития НИИ художественного воспитания АПН СССР; а также музыкальное развитие по системе Д. Б. Кабалевского и через программу формирования музыкальных способностей, разработанную в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. А. Вагнера.

Главная идея курса состоит и приобщении детей к различным областям философии: логике, диалектике, этике, с тем, чтобы способствовать их любознательности и пытливости ума, формированию логических операций, правильности логических выводов.[12, стр.147]

Необходимость постепенного перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где ставиться задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Вся идеология и Концепция профильного обучения представляет значительную степень вариативности в реализации. Аналогично и предпрофильная подготовка может проектироваться и реализовываться в вариативных формах.

3.2. Лицеи

Лицей, как особый тип учебного заведения призван выполнять программу среднего образования с углубленным изучением химии, биологии, экологии, математики, информатики, физики и обеспечивать наиболее способным и заинтересованным в учении детям подготовку к получению высшего образования.

Педагоги лицея считают, что:

1.                                    образование должно быть системным, мировоззренческим, позволяющим каждой личности само реализоваться, быть конкурентно-способным в жизни

2.                                    необходимо опираться на принцип демократизации, способствовать развитию высоко интеллигентной личности, делающей выбор в пользу медико-экологических профессий

3.                                    нужно обеспечивать развитие каждой личности, опираясь на индивидуальные психические, психологические особенности

4.                                    образование в лицее должно прививать навыки и технологию самостоятельного приобретения знаний учащимся, выводящих их на творческий уровень обучения.

Лицей - это современный комплекс с хорошо оснащенной учебно-производственной базой по всем направлениям обучения. Главной задачей лицея является создание максимально благоприятных условий для профессионального обучения молодежи. Лицей обеспечивает условия для получения учащимися среднего общего (полного) образования, его преемственности и воспитания молодежи в духе уважения к национальным традициям России. Основным документом, который регламентирует деятельность лицея, является его Устав, в котором определены принципы организации учебного процесса, права и обязанности педагогов и учащихся [13, стр.131].

3.2. Частные школы

С будущего года все негосударственные частные школы России лишатся бюджетного финансирования. Об этом говорят изменения, внесенные на днях депутатами Госдумы в Закон «Об образовании».

В Москве в настоящее время 115 частных школ, в которых учится 160000 человек и работает примерно 1500 учителей. Главное, что отличает негосударственные школы от обычных муниципальных, — индивидуальный подход к ребенку, реализация авторских педагогических программ, более высокая квалификация учителей.

Наполняемость классов в частных школах Москвы составляет 10–12 человек (в муниципальных — 25), процент учителей высшей категории 80–90 (в обычных школах 15–20%). Средняя стоимость обучения в негосударственных школах Москвы — 5 тысяч рублей в месяц.

Согласно Закону «Об образовании» 1992 года, именно за индивидуальный подход и авторские программы платили родители учеников частных учебных заведений. Все остальное, так же, как в случае с государственными школами, оплачивало государство. В новой редакции Закона «Об образовании» отсутствует 7-й пункт 42-й статьи, который гарантировал негосударственным школам государственную поддержку.

Первой реакцией аналитиков сферы образования на решение правительства было высказывание: большинство частных школ закроется, останутся только супербогатые, куда будут ходить исключительно дети «новых русских».

Несмотря на законодательные новшества, направленные на изничтожение частного сектора в сфере общего образования, новосибирские частные школы выживут, если на областном уровне все останется как есть.

Главное достоинство частных школ в их камерности. За счет небольшой наполняемости классов учителя и ученики там более раскрепощены. Это позволяет не только осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, но и реализовывать в этих школах интересные педагогические программы. Важно еще и то, что в частных школах большое значение придается организации досуга детей. Практически вся вторая половина дня заполнена какой-то интересной деятельностью. Государственных школ, обеспечивающих ученикам такой досуг, не много.[12, стр.51]

Заключение

В заключении сделаем несколько выводов.

На уровне школьного образования дифференциация образовательных учреждений на общеобразовательные школы и школы нового типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях начального, основного и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных учебных программ. Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.

Гимназия предоставляет учащимся возможности: получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе; обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию; формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления; удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности: получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией; углубленной подготовки по предметам различных циклов; развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности; свободного выбора будущей специализации. Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.

Итак, школы нового типа – современная гимназия (лицей) – представляет собой попытку воссоздания академического уровня образования (стиль, форму и метод), существовавшего в дореволюционный период и по праву имеющего высокий авторитет. На практике организация образовательного учреждения этого типа обычно связана с существенным изменением учебных планов за счет добавления новых предметов. Такое изменение происходит, как правило, за счет увеличения числа гуманитарных предметов (философия, логика, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т. д.) и привлечения к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров).

Список литературы

1.                Башмаков М., Поздняков С.,  Резник Н. Информационная  среда обучения. СПб, 1997.

2.                Библер  В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.

3.                Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. Тольятти, 1996.

4.                Бочкарев В. (Опыт школьного самоуправления). О концепции государственно-общественного управления школой. - Народное образование. 2000, №8.

5.                Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе (Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей). М., 1993, ч.1

6.                Гершунский Б.С, Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированых образовательных концепций). М., 1997.

7.                Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М,, 1996.

8.                Мудрик А.В.  Введение в социальную педагогику. М., 1997.

9.                Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

10.           Пряжников Н.С.. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

11.            Руднев Е. Запуск демократических процессов в школе. - Школьные технологии, 2002, № 4.

12.           Рывкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. (Концепция исследования). Педагогика, 1995, № 5.

13.             Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии.  (Москва, 3-5 декабря 1996 г).

14.           Яненко П.Д. Педагогика: Учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2004.