Содержание

Введение. 3

1. Понятие «свободные экономические зоны». 4

2. Классификация свободных экономических зон. 7

3. Организация и функционирование свободных экономических зон. 11

4. Роль  СЭЗ  в  развитии  экономики. 15

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Свободные  экономические  зоны  как  особые  международные  хозяйственные  структуры  не  только  прочно  вошли  в  энциклопедический  словарь,  но  и  в  широкую  практику  людей  всех  континентов.  В  начале XXI  века  СЭЗ  приобрели  глобальный  характер,  стали  атрибутами  национальных  экономик  всех  широт.  Через  эти  “островки”  мировой  системы  хозяйства  проходит  около  1/3  мирового  товарооборота.

СЭЗ  получили  широкое  распространение  во  многих  странах.  В  середине  90-х  годов  в  мире  функционировало  более  4-х  тысяч  разного  рода  СЭЗ  (от  таможенных  зон  до  технопарков,  от  зон  свободной  торговли  до  оффшорных  зон).  Международные  корпорации  в  поисках  льготных  условий для  своей  деятельности  рассматривают  СЭЗ  как  благоприятные  образования, где  можно  получить  сверхприбыль.  Крупные  международные  корпорации  считают  организацию  собственного  производства  в  свободной  экономической  зоне  важнейшим  направлением  своей  экспансии.

Создание  СЭЗ  рассматриваются  их  учредителями  как  важное  звено  в  реализации  принципов  открытой  экономики.  Их  функционирование  связывается  с  либерализацией  и  активизацией  внешнеэкономической  деятельности.  Экономика  СЭЗ  имеет  высокую  степень  открытости  внешнему  миру,  а  таможенный,  налоговый  и  инвестиционный  режим  благоприятен  для  внешних  и  внутренних  инвестиций.

Большую  роль  СЭЗ  играют  в  развитии  экономики  развивающихся стран, включая  и те,  которые  совсем  недавно  завоевали  независимость  и  с  помощью  зон  стимулируют  приток  иностранных  инвестиций  на  национальный  рынок.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с сущностью свободных экономических зон, причинами их создания и местом в мирохозяйственных связях.

1. Понятие «свободные экономические зоны»

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны.

Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами».[1]

В то же время профессор К.А.Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Видно, что такое определение СЭЗ отражает территориальность, льготность, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее созвучное теорией М.Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В.Игнатов и В.Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны - ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».[2]

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т. П. Данько и З. М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ».[3]

Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.

По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.

Как видно из вышеизложенного, единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

2. Классификация свободных экономических зон

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones)

В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка; 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones)

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков.

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.).

3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade)

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

4. Экспортно-производственные зоны (The export-production zones)

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

5. Комплексные зоны (The complex zones)

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

6. Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones)

Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс промышленных сооружений и объектов услуг, который, способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка.. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков является то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление, на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.[4]

3. Организация и функционирование свободных экономических зон

Цели и задачи создания СЭЗ.

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ, в общем, их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические:

-  более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

-  привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

-  использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;

-  увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

-  Социальные:

-  комплексное развитие отсталых регионов;

-  увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

-  обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

-  насыщение национального рынка высококачественными  товарами.

Научно-технические:

-  использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

-  приобщение к новым формам управленческого труда;

-  привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

-  повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Условия функционирования СЭЗ.

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

-  политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

-  наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

-  наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

-  очень важным условием является природно-географическая среда;

-  благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

-  фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

-  финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

-  административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

-  внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.

Принципы организации СЭЗ.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования. К ним относятся:

Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.

Принцип конкурентных преимуществ создание таких предпочтений активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.

Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

Принцип согласования, по целям основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

4. Роль  СЭЗ  в  развитии  экономики.

Свободные  экономические  зоны  успешно  действуют  во  всех  странах  мира.  Они  функционируют  как  в  промышленно  развитых  странах  (США,  Япония,  Германия,  Англия,  Канада  и  др.)  так  и  в  развивающихся.  Многолетняя  позитивная  практика  зарубежных  стран  по  созданию  и  функционированию  свободных  экономических  зон  свидетельствует  об  эффективности  такого  метода  оздоровления  экономики.

Уже  к  концу  90-х  годов  двадцатого  столетия  в  мире  существовало  более  4  тыс.  СЭЗ  с  численностью  работающих  в  них  более  3  млн.  человек. 

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  создаются,  как  правило,  в  застойных  районах, страдающих  безработицей ,  имеющих  недоразвитую  инфраструктуру .  Для их  создания  и  развития  используется  преимущественно  национальный  частный  капитал и  работают  они  в  большинстве  своем  на  внутренний  рынок. В  промышленно  развитых  странах (США,  Великобритания)  СЭЗ  создавались  для  реализации  региональной  политики,  направленной  на  оживление  мелкого  и  среднего  бизнеса  в  депрессивных  районах.    В  развивающихся  странах  в  основном  ориентированы  они  на  внешний  рынок,  поскольку, только  наращивая  экспорт,  эти  страны  могут  решать  задачи  оздоровления  национальной  экономики.  Отсюда  вытекает  и  особенность  СЭЗ – более  преференциальный  инвестиционный  климат  государство  устанавливает  для  иностранных  инвесторов.

Вводя на части своей территории, особый режим внешнеэко­номической деятельности, страны решают такие задачи, как по­вышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение про­изводства  новых  товаров  и  услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыль­ность внешнеторговых и связанных с ними операций. С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

-       росту доходов страны в свободно конвертируемой валю­те, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

-       росту притока иностранного производительного капитала;

-       стимулированию технического развития, изменению струк­туры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;

-       сокращению безработицы;

-       подготовке квалифицированных специалистов.

Практика  функционирования  свободных  экономических  соперничества  между  ними  за  привлечение  иностранного  капитала  привели  к  унификации  условий,  на  которых  в  зону  приглашаются инвесторы.    Каждому  типу  зон  соответствует  свой  стандартный  набор  базовых  льгот  и  стимулов,  которые  дополняются  специальными  формами  поощрений.  Последние  направлены  либо  на  решение  конкретных  задач  (например,  ускоренное  создание  транспортной  инфраструктуры),  либо  на  стимулирование  отдельных  видов  деятельности  (переработка  местного  сырья  на  экспорт,  банковские  услуги  и  т. п.),  либо  на  привлечение  в  зону  инвесторов  определенного  типа  (мелкий  или  крупный  бизнес).[5]

 

Заключение

Свободные  экономические  зоны  призваны  выполнять  свою  специфическую  роль,  концентрируя  экспорториентированное  и  импортозамещающее  производство,  стимулируя  внешнеэкономические  связи,  представляя  собой  “ловушки”  для  иностранных  инвестиций.  Они  так же должны  стимулировать  сосредоточение  технико-технологических  инноваций,  способствовать  освоению  современного  рыночного  механизма  хозяйствования.

Создание  свободных  экономических  зон – эффективнейший  метод  привлечения  капитала  в  производство.  Различные  налоговые  льготы  очень  привлекательны  для  зарубежных  инвесторов,  стремящихся  к  наиболее  выгодному  вложению  своих  капиталов,  тем  самым,  способствуя  введению  новых  технологий  и  развитию  производства,  оживлению  бизнеса,  повышению  уровня  экономического  роста  и  развитию  экономики  в  целом.

Процесс создания СЭЗ – процесс, требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт деятельности СЭЗ некоторых стран.

Список литературы

1.                     Данько Т. П., Округ З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. -  М.: ИНФРА-М, 2003.

2.                     Друзик Я. С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. - Мн.: ФУАинформ, 2004.

3.                     Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 2002.

4.                     Международные  экономические  отношения./Под  ред.  С. Сутырина, В. Харламовой. - СПб.: Питер, 2004.

5.                     Семенов  К.А.  Международные  экономические  отношения.- М.: Гардарика, 2003.


[1] Семенов  К.А.  Международные  экономические  отношения.- М.: Гардарика, 2003. – С. 194

[2] Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 2002. – С. 29

[3] Данько Т. П., Округ З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. -  М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 38

[4] Друзик Я. С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. - Мн.: ФУАинформ, 2004. – С. 81

[5] Международные  экономические  отношения./Под  ред.  С. Сутырина, В. Харламовой. - СПб.: Питер, 2004. – С. 215