Тема 6 «Функции местного самоуправления»
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.1. Понятие функций местного самоуправления. 5
1.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения 8
1.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. 11
1.4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. 13
1.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. 16
1.6. Охрана общественного порядка. 17
2. ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ «ГОРОД ХАБАРОВСК». 19
2.1 Краткая справка о муниципальном образовании – г. Хабаровск. 19
2.2 Вопросы местного значения. 22
2.3 Структура и функции органов местного самоуправления г. Хабаровска. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
ВВЕДЕНИЕ
Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.
Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. Особенности положения местного самоуправления в государстве накладывают отпечаток и определяют особенности структуры органов муниципального управления.
Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
С начала 1992 г. российское самоуправление стало обрастать собственностью, прежде всего за счет предприятий и иного имущества, которое ранее находилось на балансе местных органов, а также объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, находившихся раньше в вышестоящем подчинении, но обслуживающих местные нужды. Собственность и сопутствующее ей право распорядиться имуществом превращает органы местного самоуправления в полноценных участников рыночной экономики, способных осуществлять предпринимательскую деятельность в интересах населения, получать доходы. Но, в отличие от предприятий и других организаций, органы местного самоуправления не просто участники рыночных отношений, а властный инструмент проведения рыночных реформ, главнейший рычаг их продвижения в масштабах страны.
Для качественного выполнения функций и обязанностей органами муниципального управления, продиктованных рыночными условиями хозяйствования, становится актуальным формирование ее совершенной структуры.
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.[1]
Значение территориально-хозяйственных комплексов городов как структурных единиц народно-хозяйственного комплекса определяется с одной стороны бурным развитием городов, с другой децентрализацией экономики и повышением роли территорий в решении экономических и социальных вопросов.
Цель данной работы – рассмотреть функции муниципального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:
- определить понятие функций местного самоуправления;
- рассмотреть функции местного самоуправления;
- в качестве прикладного аспекта рассмотреть функции муниципального управления г. Хабаровска.
1. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие функций местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральными законами.
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся:[2]
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
1.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся:
а) наличие выборных органов местного самоуправления;
б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.
Нормы муниципального права закрепляют институты и формы прямой демократии, посредством которых население привлекается к решению вопросов местного значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.
В муниципальном образовании в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. На них, в частности, могут приниматься решения о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования вопросов местного значения.
Статья 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет институт народной правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Гражданам гарантируется равный доступ к муниципальной службе. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. предусматривает использование в системе местной демократии территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления которого определяется уставом муниципального образования в соответствии с Законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.
Местное самоуправление является хорошей школой для политического воспитания, подготовки граждан к участию в управлении государственными делами.
1.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
Каждое муниципальное образование в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования (ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).[3]
Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов. Статья 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что население непосредственно или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.
Несомненно, что реализация этих и иных полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.
Это обеспечивается прежде всего деятельностью представительных органов местного самоуправления, избираемых населением. Статья 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчета о его исполнении; установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Кроме того, порядок и условия приватизации муниципальной собственности должны определяться населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности согласно статье 29 данного Закона поступают в полном объеме в местный бюджет.
Население муниципального образования должно получать необходимую информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
1.4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.[4]
Муниципальные образования - города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие - представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Российской федерации в целом.
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Они вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате.
Проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. органы местного самоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность объединить усилия расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, а также такие организационные формы координационной работы, как советы директоров, советы предпринимателей и др.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предполагает сбор, обработку и обобщение необходимой информации. Поэтому должна получить развитие муниципальная статистика, муниципальная информационная служба.
Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. предусматривает, в частности, разработку унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для получения прогнозов развития этих населенных пунктов; внедрение единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в систему сбора и обработки информации органов местного самоуправления. Статья 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. устанавливает, что показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики. Таким образом, в сфере информационного обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с соответствующими государственными органами.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования — необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
1.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закрепляет статья 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Статья 6 данного Закона обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской федерации.
1.6. Охрана общественного порядка
Статья 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.[5]
Общественный порядок - это составная часть правопорядка в нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.
Общественный порядок - основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.
Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни. Охрану общественного порядка в муниципальном образовании главным образом обеспечивают муниципальные органы охраны общественного порядка. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей б Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью.
В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая согласно Закону Российской Федерации «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции Российской федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан[6].
2. ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ «ГОРОД ХАБАРОВСК»
2.1 Краткая справка о муниципальном образовании – г. Хабаровск
Хабаровск появился на Амуре в числе первых русских поселений в мае 1858 года при заключении Айгуньского договора о размежевании границ с Китаем, на правом берегу Амура был основан военный пост Хабаровка. В 1893 году Хабаровка была переименована в город Хабаровск. Благодаря выгодному географическому положению на перекрестке дальневосточных речных путей, всего за три десятилетия небольшой военный пост Хабаровка превратился в город, население которого к концу 19 века составило 15,5 тыс. человек и обогнало по численности населения многие из старых губернских городов центра России.[7]
Еще больше в своем развитии Хабаровск обязан железной дороге – труженице Транссибирской магистрали. Именно в Хабаровске с пуском в 1916 году моста через р. Амур была поставлена последняя точка в ее строительстве. Хабаровск становится центром обширного края и резиденцией генерал-губернатора. Идет быстрое развитие города. Главенствующее место в экономике занимают винокуренная и пивоваренная промышленность, а также лесопиление. И всё ж основная часть роста города приходится на советское время. Осуществлялись крупномасштабные программы хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока, происходил процесс его индустриализации, в том числе путем формирования мощного военно-промышленного комплекса. На этой основе формировалась многоотраслевая структура промышленного города.
Хабаровск является важнейшим транспортным узлом, соединяющим в себе потоки железнодорожных, речных и авиационных перевозок. По объему железнодорожных и авиаперевозок Хабаровск занимает первое место на Дальнем Востоке.
Территория города – 0,4 тыс. кв. км. Население (на 01.01.2002) – 600 тыс. человек. Плотность населения – 1500 человек на 1 кв. км. Расстояние от Хабаровска до Москвы: по железной дороге – 8533 км, по воздуху – 6075 км. В составе города в 2001 году было 5 районов, которые в 15 февраля 2002 года объединены в 4 территориальных округа муниципального управления: Железнодорожный, Южный, Северный и Центральный.[8]
К началу рыночных преобразований (1990 год) Хабаровск сформировался как многофункциональный экономический центр общегосударственного значения. В производственной сфере ключевыми являлись промышленность, транспорт и строительство. В непроизводственной сфере – просвещение, здравоохранение, наука. В городе зарегистрировано 18,6 тыс. предприятий и организаций или 59% от числа зарегистрированных в крае. Из них большая доля приходится на предприятия торговли и общественного питания (41,4 %), промышленности (10,2 %), строительства (13,4%). Наибольший удельный вес в валовом продукте города Хабаровска приходится на отрасль "Транспорт" – 35,8%. Основными отраслями промышленности являются: энергетика (36,5% объема промышленного производства), пищевая (20,8 %), машиностроение и металлообработка (12,6%).
Город Хабаровск, основанный 31 мая 1858 года, является самостоятельным муниципальным образованием.
Город Хабаровск наделен статусом городского округа Законом Хабаровского края от 28.04.2004 N 177 "О наделении муниципального образования города Хабаровска статусом городского округа и об установлении его границы".[9]
Изменение статуса города Хабаровска осуществляется законом Хабаровского края с согласия населения города Хабаровска.
2. В соответствии с Законом Хабаровского края от 23.04.1996 N 43 "О статусе города Хабаровска - краевого центра Хабаровского края" город Хабаровск - это исторический, культурный, научный, промышленный центр Хабаровского края; место нахождения органов государственной власти Хабаровского края, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств, консульств иностранных государств в Хабаровском крае.
Устав городского округа "Город Хабаровск" является высшим нормативным правовым актом городского округа "Город Хабаровск", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Хабаровского края, законами Хабаровского края регулирует организацию и деятельность местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, устанавливает структуру органов местного самоуправления, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Устав города Хабаровска обладает наибольшей юридической силой по отношению к правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления, обязателен для исполнения всеми расположенными на территории города Хабаровска организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.[10]
2.2 Вопросы местного значения
К вопросам местного значения города Хабаровска относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города Хабаровска и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов города Хабаровска;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Хабаровска;
4) организация в границах города Хабаровска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Хабаровска, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и краевого значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Хабаровске и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Хабаровска;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Хабаровска;
9) организация охраны общественного порядка на территории города Хабаровска муниципальной милицией;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска;
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Хабаровска;
12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории города Хабаровска, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Хабаровска, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории города Хабаровска скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей города Хабаровска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Хабаровска услугами организаций культуры;
18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах города Хабаровска;
19) обеспечение условий для развития на территории города Хабаровска массовой физической культуры и спорта;
20) создание условий для массового отдыха жителей города Хабаровска и организация обустройства мест массового отдыха населения;
21) опека и попечительство;
22) формирование и содержание муниципального архива;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
25) организация благоустройства и озеленения территории города Хабаровска, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах города Хабаровска;
26) планирование застройки, территориальное зонирование земель города Хабаровска, установление правил землепользования и застройки территории города Хабаровска, изъятие земельных участков в границах города Хабаровска для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель города Хабаровска, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
2. Органы местного самоуправления города Хабаровска вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Хабаровского края, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и краевого бюджета).
2.3 Структура и функции органов местного самоуправления г. Хабаровска
Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган городского округа - Хабаровская городская Дума (далее по тексту - городская Дума);
2) глава городского округа - мэр города Хабаровска (далее - мэр города);
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган городского округа) - администрация города Хабаровска (далее по тексту - администрация города).
2. Наименования органов местного самоуправления установлены Законом Хабаровского края от 28.04.2004 №178 "О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск".[11]
Городская Дума является представительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке.
Городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
В случае если в городскую Думу избрано менее двух третей от установленного числа депутатов, то заседания вновь избранной Думы не проводятся, а сохраняются полномочия прежнего состава городской Думы до дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов городской Думы нового созыва.
Городская Дума состоит из тридцати пяти депутатов, избранных на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Городская Дума обладает правами юридического лица.
Расходы на обеспечение городской Думы предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Администрация города является исполнительным органом городского самоуправления и действует под непосредственным руководством мэра города.
К полномочиям администрации города относятся:
· обеспечение исполнительно - распорядительных функций по эффективному решению вопросов городского значения в интересах населения города Хабаровска;
· осуществление управления муниципальной собственностью, а также управление федеральной и краевой государственной собственностью, переданной органам городского самоуправления в соответствии с федеральными и краевыми законами;
· разработка проектов планов социально - экономического развития города Хабаровска;
· разработка местного бюджета и обеспечение его исполнения;
· проведение работы по формированию и эффективному использованию целевых городских бюджетных фондов;
· осуществление полномочий, переданных администрации города органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований в соответствии с краевыми законами на основании заключенных договоров;
· осуществление иных исполнительно - распорядительных полномочий по обеспечению жизнедеятельности населения города Хабаровска в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Мэр города
Мэр города является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории муниципального образования города Хабаровска, подотчетным населению города Хабаровска и городской Думе.
Мэр города является руководителем администрации города, входит в состав городской Думы и председательствует на ее заседаниях, представляет интересы населения города Хабаровска, осуществляет представительские, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия.
Полномочия мэра города как главы муниципального образования:
· председательствует на заседаниях городской Думы, созывает ее на очередные и внеочередные заседания;
· подписывает решения городской Думы, обнародует их, организует исполнение и контроль за ходом выполнения решений городской Думы;
· представляет город Хабаровск во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами городского самоуправления, общественными объединениями, организациями, независимо от их форм собственности, а также во внешнеэкономической деятельности;
· решает иные вопросы, возложенные на главу муниципального образования федеральными, краевыми законами и решениями городской Думы.
Полномочия мэра города как руководителя администрации:
· руководит деятельностью администрации города;
· утверждает структуру и штатное расписание администрации города, формирует совещательные и вспомогательные органы при мэре города;
· назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, определяет их полномочия;
· представляет в городскую Думу проект местного бюджета, отчет о его исполнении, распоряжается средствами местного бюджета, распоряжается средствами бюджетного, валютного и иных фондов;
· ежегодно отчитывается перед городской Думой о социально - экономическом положении города Хабаровска;
· представляет на утверждение городской Думы программы социально - экономического развития города Хабаровска;
· разрабатывает и вносит на рассмотрение городской Думы правила содержания территории города Хабаровска, порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками, а также проекты иных нормативных правовых актов по вопросам городского самоуправления;
· принимает меры к приостановлению строительства, реконструкции, эксплуатации объектов независимо от форм собственности в случае нарушения законодательства;
· назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений;
· принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством;
· принимает правовые акты по вопросам регулирования земельных правоотношений в соответствии с действующим земельным законодательством в пределах своих полномочий.
Работа администрации города, ее структурных подразделений строится на основании Регламента. Внутренний распорядок и организация работы аппарата администрации определяется мэром города.[12]
Функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города.
В деятельности органов местного самоуправления приоритетное значение придается созданию для граждан в городе Хабаровске благоприятных условий проживания, охране их здоровья, доступу к образованию и культуре, социальной защите, защите прав потребителей и личной безопасности населения.
Обеспечение в городе Хабаровске прав и свобод граждан, установленных Декларацией прав и свобод человека и гражданина и закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных обязанностей органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления регулярно информируют население о вопросах развития города Хабаровска и его отдельных территорий, городском транспорте, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных, других учреждений и служб, представляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка.
В каждом органе местного самоуправления организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги материалу, изложенному в данной работе, можно сделать основополагающий вывод о том, что основными функциями местного самоуправление являются:
- обеспечение жизнедеятельности муниципального образования;
- охрана здоровья и жизни жителей муниципального образования;
- управление муниципальной собственностью;
- обеспечение финансовыми ресурсами муниципальное образование.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.
Нормы муниципального права закрепляют институты и формы прямой демократии, посредством которых население привлекается к решению вопросов местного значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.
Руководящим документом муниципального образования для осуществления функций является его Устав. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Для осуществления своих функций каждое муниципальное образование в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования — необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.
В качестве прикладного аспекта рассмотрены функции муниципального образования «Город Хабаровск», которое осуществляет свою деятельность на основании Устава и Регламента. Устав города Хабаровска обладает наибольшей юридической силой по отношению к правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления, обязателен для исполнения всеми расположенными на территории города Хабаровска организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Представительным органом местного самоуправления г. Хабаровска является Городская Дума, которая осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке.
Исполнительным органом городского самоуправления является Администрация города, которая действует под непосредственным руководством мэра города. Мэр города является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории муниципального образования города Хабаровска, подотчетным населению города Хабаровска и городской Думе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон РФ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» (в ред. от 08.12.2003)
3. Закон Хабаровского края от 28.04.2004 №178 "О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск"
4. Закон Хабаровского края от 28.04.2004 N 177 "О наделении муниципального образования города Хабаровска статусом городского округа и об установлении его границы"
5. Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 43 "О статусе города Хабаровска - краевого центра Хабаровского края"
6.
Постановление мэра г. Хабаровска от 21 февраля
7. Решение Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509 «Устав городского округа «Город Хабаровск» (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543)
8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА, 2000
9. Красноглазов Б.П. Собственность: корпоративная, муниципальная, государственная, частная. – М.: Бизнес, 2001.
10. Литягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления. – М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Научно-практическая конференция МГУ. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы, 2003. - С. 30-39.
12. Семеко Г.В. Муниципальная собственность и сфера общественных услуг, проблемы приватизации. – М.: Дело, 2003.
13. Российско-экономический журнал. Муниципализация социальных объектов, 2002. - № 5. - С. 12-15
14. Экономика и жизнь. Муниципальные фонды имущества, 2001. - № 31. – С. 23-26.
15. www.khabarovsk.kht.ru
[1] Федеральный закон РФ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» (в ред. от 08.12.2003), ст. 1
[2] Федеральный закон РФ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» (в ред. от 08.12.2003), ст. 6
[3] Федеральный закон РФ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» (в ред. от 08.12.2003), ст. 29
[4] Федеральный закон РФ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» (в ред. от 08.12.2003), ст. 6
[5] Конституция РФ, ст. 132
[6] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 131-152.
[7] www.khabarovsk.kht.ru
[8] www.khabarovsk.kht.ru
[9] Законо Хабаровского края от 28.04.2004 N 177 "О наделении муниципального образования города Хабаровска статусом городского округа и об установлении его границы"
[10] Решение Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509 «Устав городского округа «Город Хабаровск» (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543)
[11] Закон Хабаровского края от 28.04.2004 №178 "О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск"
[12] Постановление мэра г. Хабаровска от 21 февраля