план
1. Место внешней торговли в МЭО.. 3
2. Динамика мировой торговли, ее товарная и географическая структура.. 4
3. Классификация товаров в международной торговле.. 11
4. Тенденции развития торговли сырьевыми товарами, готовой продукцией, услугами.. 13
4.1. Рынок сырьевых товаров. 17
4.2. Рынок готовой продукции. 19
4.3. Рынок услуг. 20
4.4. Прогнозы развития мировой торговли. 23
Список литературы... 25
Приложения.. 26
1. Место внешней торговли в МЭО
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы».
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
2. Динамика мировой торговли, ее товарная и географическая структура
О гигантских масштабах мировой торговли (приложение 1) свидетельствует то, что отношение мирового экспорта товаров и услуг к совокупному мировому ВВП составляет более 22 % (более 8 трлн. долл.). Особенно динамично возрастали товарные потоки между тремя центрами традиционного капитализма – США, Западной Европой и Японией. В основе этого динамизма лежал рост ТНК (транснациональных корпораций) с их филиальными компаниями, сети которых способствуют глобализации мировой торговли.
Общий экспорт увеличился с более чем 313 млрд. долл. В 1970 г. до почти 3,45 трлн. долл. В 1990 г. и 6,45 трлн. долл. В 2002 г.[1] Импорт за эти годы возрос с 328 млрд. до 3,6 трлн. долл. В 1990 и 6,5 трлн. долл. В 2000 г.[2] В период 1950 – 1994 гг. мировое производство возросло в 5,5 раз (ежегодно увеличиваясь на 4%), мировой торговый оборот вырос в 14 раз (ежегодный рост на 6%). Решающее влияние на развитие международной торговли оказывают структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства. Спад производства в мире (1992 – 1993 гг.) повлек за собой спад объемов мировой торговли. На мировом рынке усиливается наступление стран Юго-Восточной Азии – Индонезии, Филиппин, Малайзии, Таиланда. Укрепляются позиции Индии и Китая. Растет торговля между развивающимися странами. Азия усиливает свои позиции (без Японии) не только на традиционных рынках (текстиль, простая потребительская продукция), но и на рынках сложных изделий.
Товарная структура мировой торговли изменяется (приложение 2) под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. Изменение товарной структуры мирового экспорта с 1980 по 1999 гг. представлено в таблице 1.
Таблица 1
Товарная структура мирового экспорта[3]
(в текущих ценах)
|
1980 г. |
1990 г. |
1999 г. |
|||
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
|
Всего |
2 000 947 |
100,0 |
3 433 837 |
100,0 |
5 522 489 |
100,0 |
Продовольствие, сырье и топливо |
819 449 |
41,0 |
840 031 |
24,5 |
992 238 |
18,0 |
Продовольствие |
200 336 |
10,0 |
297 299 |
8,7 |
392 514 |
7,1 |
Сырье |
138 324 |
6,9 |
178 435 |
5,2 |
204 745 |
3,7 |
Топливо |
480 789 |
24,0 |
364 297 |
10,6 |
394 979 |
7,2 |
Готовые изделия и полуфабрикаты |
1 134 991 |
56,7 |
2 508 610 |
73,1 |
4 332 547 |
78,5 |
Химические продукты |
140 752 |
7,0 |
304 614 |
8,9 |
527 324 |
9,5 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
513 091 |
25,6 |
1 210 031 |
35,2 |
2 287 797 |
41,4 |
Прочие готовые изделия |
481 148 |
24,0 |
993 965 |
28,9 |
1 517 426 |
27,5 |
Другие товары |
46 507 |
2,3 |
85 196 |
2,5 |
197 704 |
3,6 |
В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно ¼ (приложение 3).
В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах.
Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинно-технической продукции.
Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинно-технической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15 процентов. В 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь - промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-технические производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.
В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов. Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными, финансовыми, туристскими. В 1995 г. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров, соответственно, 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран. Одной из быстро развивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное движение доли традиционных экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.
Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов — это торговля машинами и оборудованием.
Особенности развития стран определяют и их роль в международной торговле. Практически неизменной за последние 15—20 лет сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта величина находится в пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%. К крупнейшим мировым экспортерам относятся Германия, Япония, США, Франция, Великобритания, Италия. Среди развивающихся стран можно выделить Гонконг, Тайвань, Корею, Сингапур, совокупный экспорт которых превышает экспорт Франции. Изменение географического распределения мирового экспорта с 1980 по 2000 г. представлено в таблице 2.
Таблица 2
Географическое распределение мирового экспорта[4]
(в текущих ценах)
|
1980 г. |
1990 г. |
1999 г. |
|||
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
|
Всего |
2 000 947 |
100,0 |
3 433 839 |
100,0 |
6 021 959 |
100,0 |
Развитые |
1 335 950 |
66,8 |
2 417 804 |
70,4 |
4 034 463 |
67,0 |
Европа |
875 844 |
43,8 |
1 561 629 |
45,5 |
2 305 542 |
38,3 |
ЕС |
744 446 |
37,2 |
1 461 198 |
42,6 |
2 173 400 |
36,1 |
ЕАСТ |
129 567 |
6,5 |
96 096 |
2,8 |
124 218 |
2,1 |
США |
240 320 |
12,0 |
490 352 |
14,3 |
1 114 388 |
18,5 |
Япония |
124 484 |
6,2 |
183 979 |
5,4 |
294 053 |
4,9 |
Развивающиеся |
504 032 |
25,2 |
808 253 |
23,5 |
1 638 441 |
27,2 |
Азия |
270 077 |
13,5 |
565 609 |
16,5 |
1 179 118 |
19,6 |
Средний Восток |
96 519 |
4,8 |
122 553 |
3,6 |
171 438 |
2,8 |
Другие страны |
173 558 |
8,7 |
443 056 |
12,9 |
1 007 680 |
16,7 |
Латинская Америка |
126 105 |
6,3 |
136 799 |
4,0 |
328 500 |
5,5 |
АЛАИ |
83 358 |
4,2 |
90 979 |
2,6 |
249 744 |
4,1 |
Африка |
84 367 |
4,2 |
81 443 |
2,4 |
100 024 |
1,7 |
Океания |
2 994 |
0,1 |
5 069 |
0,1 |
6 188 |
0,1 |
С переходной экономикой |
143 964 |
7,2 |
148 090 |
4,3 |
216 234 |
3,6 |
СССР |
61 924 |
3,1 |
63 356 |
1,8 |
79 681 |
1,3 |
Восточная Европа |
82 040 |
4,1 |
84 734 |
2,5 |
136 553 |
2,3 |
Примечание: ЕС: 1980 г. – 12 стран, 1990 – 2000 гг. – 15 стран; ЕАСТ: 1980 г. – 7 стран, 1990 – 2000 гг. – 3 страны; 2000 г. – республики бывшего СССР – европейская часть.
В 90-е годы стремительно снижается доля торговли, приходящаяся на страны Евразии и Восточную Европу, но повышается «китайский фактор» в мировой торговле, быстро растет торгово-экономический потенциал Индии, более значимыми становятся страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).
В таблице 3 представлены лидеры по внешнеэкономическим связям в 2003 году (приложение 3).
Таблица 3
Лидеры по внешнеэкономическим связям в 2003 году (млн. долл. США)[5]
Экспорт товаров |
Экспорт услуг |
Импорт |
|||||||||
Всего |
В т.ч hi-tek |
Всего |
В т.ч. по интуризму |
Товары |
услуги |
||||||
Германия |
748,4 |
США |
162,3 |
США |
282,5 |
США |
65,1 |
США |
1305,6 |
США |
218,2 |
США |
724 |
Япония |
94,7 |
Великобритания |
129,5 |
Испания |
41,7 |
Германия |
601,7 |
Германия |
167 |
Япония |
471,9 |
Германия |
86,9 |
Германия |
111,7 |
Франция |
36,6 |
Китай |
412,8 |
Великобритания |
112,4 |
Китай |
438,4 |
Великобритания |
71,5 |
Франция |
98 |
Италия |
31,3 |
Франция |
388,4 |
Япония |
109,7 |
Франция |
384,7 |
Китай |
68,2 |
Испания |
76,4 |
Германия |
23 |
Великобритания |
388,3 |
Франция |
81,6 |
Великобритания |
303,9 |
Сингапур |
63,8 |
Италия |
72,8 |
Великобритания |
19,4 |
Япония |
383 |
Италия |
74,1 |
Нидерланды |
293,4 |
Франция |
52,6 |
Япония |
70,2 |
Китай |
17,4 |
Италия |
289 |
Нидерланды |
66,2 |
Италия |
290,2 |
Малайзия |
40,9 |
Нидерланды |
64,1 |
Австрия |
13,6 |
Нидерланды |
261,1 |
Китай |
53,8 |
Канада |
272,1 |
Нидерланды |
33,7 |
Китай |
44,5 |
Турция |
13,2 |
Канада |
245,6 |
Ирландия |
48,5 |
Бельгия |
254,6 |
Ирландия |
31,6 |
Гонконг |
43,2 |
Греция |
10,7 |
Гонконг |
232,6 |
Канада |
47,8 |
3. Классификация товаров в международной торговле
В мировой практике торговли существует 4 товарных классификатора:
1) В 1983 г. была опубликована Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), разработанная Советом таможенного сотрудничества. Товары классифицируются по следующим признакам: происхождение товара, вид материала изготовления, назначение, химический состав. Содержит 21 раздел, 96 групп, 1241 позицию и 5019 субпозиций.
2) С ориентацией на ГС была разработана и в 1986 г. опубликована 3-я редакция Стандартной международной торговой классификации (СМТК) ООН (таблица 4). Классификация товаров на уровне групп осуществлялась: по видам сырья, из которого изготовлен товар; степени обработки товара; по назначению товара; по месту товара в международной торговле. Содержит 10 разделов, 67 групп, 261 подгруппу, 1033 позиции и 3118 субпозиций.
3) Для статистики международной торговли применяется также Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировка (КУЭГ) ООН (1986 г. в редакции 1989 г.). КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК, товары распределены на 7 групп в соответствии с назначением, внутри групп – по степени обработки. Некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, другие в зависимости от срока пользования.
4) Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН), 1988 г. включает 97 товарных групп – от животных до антиквариата[6].
Таблица 4
Классификация товаров в Стандартной международной торговой классификации (СМТК)[7]
Разделы |
Наименование разделов |
Количество |
|||
Групп (коды) |
Подгрупп |
Позиций |
Суб-позиций |
||
0 |
Продовольственные товары и живые животные |
10 (00-09) |
36 |
132 |
344 |
1 |
Напитки и табак |
2 (11-12) |
4 |
11 |
22 |
2 |
Сырье непрдовольственное |
9 (21-29) |
36 |
123 |
267 |
3 |
Минеральное топливо, смазки и подобные им товары |
4 (32-35) |
11 |
25 |
37 |
4 |
Жиры, масла и воски растительного и животного происхождения |
3 (41-43) |
4 |
21 |
44 |
5 |
Химические продукты |
9 (51-59) |
33 |
126 |
474 |
6 |
Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам |
9 (61-69) |
52 |
233 |
829 |
7 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
9 (71-79) |
50 |
214 |
653 |
8 |
Разные готовые изделия |
8 (81-85, 87-89) |
31 |
144 |
442 |
9 |
Товары и сделки, не включенные в вышеперечисленные разделы |
4 (91, 93, 96, 97) |
4 |
4 |
6 |
Итого |
67 |
261 |
1033 |
3118 |
4. Тенденции развития торговли сырьевыми товарами, готовой продукцией, услугами
Характеризуя основные тенденции в развитии международной торговли, необходимо отметить следующее.
1. В послевоенные период на протяжении многих лет международный обмен остается наиболее динамично развивающимся сектором, т.е. сформировалась тенденция, в соответствии с которой международная торговля растет быстрее производства (таблица 5). Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Темпы же ее ежегодного роста существенно (иногда многократно) опережают темпы увеличения мирового производства, составляя соответственно в 1991 г. 2,9 и 1,4%, а в 1994 г. — 9,2 и 3,7%.
Таблица 5
Среднегодовые темпы прироста ВВП и экспорта, %[8]
|
ВВП |
Экспорт товаров и услуг |
||
1986-1983 гг. |
1994-2001 гг. |
1986-1983 гг. |
1994-2001 гг. |
|
Развитые страны |
2,9 |
2,9 |
5,6 |
6,8 |
Развивающиеся страны |
3,5 |
4,6 |
5,4 |
8,5 |
Весь мир |
3,2 |
3,7 |
5,4 |
7,2 |
2. Со второй половины XX в. заметно проявилась неравномерность динамики мировой торговли ряда промышленно развитых стран. Доминирующее положение США было поколеблено. В 90-е годы главным центром международной торговли стала Западная Европа. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США. Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени связано со снижением конкурентоспособности американского производства с конца 80-х годов. В это время Япония стала выбиваться в лидеры по международной конкурентоспособности. Однако правительство США в первой половине 90-х годов предприняло ряд мер по повышению конкурентоспособности американских компаний. И к середине 90-х годов в соответствии с авторитетным международным рейтингом по конкурентоспособности лидировали США, за ними вплотную идут Сингапур, Гонконг (Сянган), Япония, на 17-м месте — Франция, на 34-м — Китай, на 40-м — Турция, в самом конце списка — Греция, Мексика, Польша, Венгрия и Венесуэла, последняя, на 48-м месте — Россия.
3. Следует выделить тенденцию развития и углубления МРТ между промышленно развитыми странами, ведущую к увеличению их взаимной торговли. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США — Западная Европа — Япония. 3/4 экспорта развитых стран идет в другие промышленно развитые страны. При этом следует отметить, что самым крупным экспортером и импортером остались США (12,3% мирового экспорта), за ними идут Германия (10%) и Япония (9,5%), в десятку крупнейших торговых держав мира вошли Франция (5,7%), Великобритания (4,9%), Италия (4,5%), Канада (4%), Голландия (3,6%), Гонконг (2,9%), Бельгия (3,6%), а Россия занимает место во втором десятке и имеет долю экспорта на мировом рынке 1,3%, импорта — 0,8% (в то же время по размеру положительного сальдо внешней торговли Россия занимает ведущие места в мире).
К тому же следует отметить, что между развитыми странами происходит увеличение объемов внутриотраслевой торговли (между автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями).
4. Важной тенденцией современной международной торговли становится увеличение объемов торговли между отдельными развивающимися странами, в особенности новыми индустриальными.
5. В течение последних 20 лет происходит падение доли стран ЕС е мировой торговле. С 1991 по 1997 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 43-44 до 36-40%. Если эта тенденция не изменится, то в нынешнем столетии эта доля может еще больше сократиться. Эксперты объясняют это тем, что страны ЕС активно работают на рынках с «низким ростом» при неудовлетворительной работе на рынках с «высоким ростом», таких как Дальний Восток, Другой причиной называется то, что ЕС производит уже относительно мало продукции высоких технологий, отставая от США примерно на 10 лет.
6. В ближайшие 20 лет должны существенно расширить взаимную торговлю передовые страны мира с менее развитыми. Примером является Китай и Япония, основным партнером которой всегда были США. По данным исследований зарубежных аналитиков, к 2015 г. Япония и Китай обеспечат 28% мировой торговли, тогда как в 1993 г. их доля составляла всего лишь 13%. Взаимные торговые связи двух стран составят 8% от общего объема мировой торговли (в 1993 г. — 1,7%).
7. Начиная с 90-х годов XX столетия, образовалось новое пространство всемирной информационно-цифровой (виртуальной) реальности, что привело к формированию и развитию так называемой электронной торговли, т.е. к торговле коммерческой информацией при помощи электронных средств. Она стала одной из важных и динамичных форм МЭО виртуального мира. С 1993 г. информационная сеть Интернет превращается в глобальную сеть через создание так называемой всемирной паутины. Интернет может осуществлять торговые операции для любой продукции, но доставка ее по сети возможна лишь для информационных услуг (электронные версии газет, журналов, отдельные статьи программы для ЭВМ, справочная информация и др.).
4.1. Рынок сырьевых товаров
Торговля сырьевыми товарами составляет около 25% мирового товарооборота, отсюда то значение, которое имеют для мировой экономики и долгосрочные тенденции, и краткосрочные колебания цен на сырье. С одной стороны, ситуация на товарных рынках чрезвычайно важна для экономик развитых стран, формирующих спрос на сырьевые товары. Любые изменения сырьевых цен влияют на производственный цикл в этих странах, отражаясь в остальных отраслях экономики и в конечном итоге воздействуя на темпы роста потребительских цен.
С другой стороны, сырьевые товары составляют в среднем около половины экспортной выручки развивающихся стран - основных поставщиков сырья на мировой рынок, многие из которых получают большую часть дохода от экспорта одного или двух товаров.
Ухудшение условий реализации на мировом рынке товаров сырьевых групп усугубило без того незавидное положение большого числа слаборазвитых стран, экономика которых базируется главным образом на выращивании, добыче, первичной переработке и экспорте природных богатств. К счастью для этих стран, в последние годы ситуация улучшилась. Долговременное снижение спроса на товары сырьевой группы под влиянием успехов в области научно-технического прогресса (миниатюризация конструкций, снижение отходов производства, использование вторичного сырья и т.д.) на фоне вялой конъюнктуры в традиционных центрах мировой экономики (США, Европейский Союз и Япония) стало компенсироваться и даже перекрываться растущей потребностью в этих товарах со стороны бурно прогрессирующей экономики не очень богатого многими ресурсами Китая.
С осени 2001 года к середине 2004 года цены на сырье и топливо (причем, не только на нефть, природный газ, но и на основные цветные и драгоценные металлы) в среднем выросли более чем наполовину[9]. Время покажет, насколько продолжительным окажется повышение роли сырьевого фактора во внешнеэкономических связях, тем более, что вторая половина 2004 года и начало 2005 года ознаменовались беспрецедентным ростом цен на нефть.
4.2. Рынок готовой продукции
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.
Весьма заметной стала тенденция опережающего темпа развития торговли готовыми промышленными изделиями, а внутри этой группы — по нарастающей — обмен машинами и оборудованием (с 1980 по 1992 г. он вырос в 3 раза), электронной техникой (на его долю приходится более 25% всего экспорта машинно-технической продукции), компьютерами (ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15%) и т.п.
Согласно последним оценкам, в 1955-1994 гг. произошло резкое снижение в мировом экспорте удельного веса сельскохозяйственных товаров — с 34,9 до 11,9%, продукции добывающей промышленности — с 23,2 до 13,6%. Напротив, существенно повысилась доля готовых изделий с 40,9% в 1955 г. до 71,5% в 1994 г.
В дальнейшем потери могут стать еще больше. По прогнозам Института мировой экономики и международных отношений РАН к 2015 году удельный вес готовой продукции в мировой торговле увеличится до 87 процентов. Доля сырьевых продуктов будет составлять всего 13 процентов.
4.3. Рынок услуг
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг (приложение 4). В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.
В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги. Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблице 6.
Таблица 6
Мировой экспорт услуг (млрд долл.)
|
1988 |
1990 |
1994 |
1996 |
1998 |
Все виды услуг |
653,2 |
853,0 |
1100 |
1260 |
1290 |
Транспорт |
167,4 |
209,2 |
250,4 |
315 |
324 |
в том числе |
|||||
Пассажирский |
36,2 |
49,6 |
56,9 |
||
Фрахт |
83,6 |
103,3 |
125 |
||
другие виды транспорта |
47,7 |
56,3 |
68,1 |
||
Путешествия |
190,1 |
246,9 |
321,1 |
415 |
422 |
Правительственные услуги |
43,4 |
47,0 |
49,5 |
||
Другие виды услуг |
252,4 |
349,9 |
479,1 |
530 |
544 |
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 г. эта величина, по приблизительным подсчетам, еще увеличится. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
4.4. Прогнозы развития мировой торговли
Прогнозы авторитетных экспертов свидетельствуют, что большинство современных тенденций будет характерно и для среднесрочной перспективы. Продолжится опережающий рост объемов торговли по сравнению с общемировым ВВП.
Во внешней торговле наибольшую динамику продемонстрируют экспорт и импорт коммерческих услуг.
В вывозе товаров сохранится тенденция роста доли готовой продукции (с нынешних 78 до 85% в 2015 году), особенно машинно-технической (с 2/5 до 1/2), тогда как доля топлива и сырья снизится с 11 до 8%. В структуре экспорта услуг к 2015 году прогнозируется рост доли туризма (до 38%), услуг страхования (до 22%) на фоне снижения удельного веса транспортных (до 14%) и, как ни странно, - информационно-коммуникационных услуг (до 25%), что будет вызвано их удешевлением вследствие научно-технического прогресса.[10]
Список литературы
1. Глухова М.И., Юркова М.С. Мировая экономика: Учебн. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005.
2. Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистико–аналитический справочник. – М.: 2000.
3. Фомичев В.И. Международная торговля. – М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Хачиев Г. Внешнеэкономические связи в международном контексте. – Экономическое обозрение, ноябрь 2004. – с.66.
5. Хлопов А.В. Глобализация и макроэкономическое равновесие. – Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 2, с.15.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
[1] Хачиев Г. Внешнеэкономические связи в международном контексте. – Экономическое обозрение, ноябрь 2004. – с.63
[2] Устинов И.Н. Мировая торговля. Стат. – аналит. Справочник. – М.: 2000. – с. 41.
[3] Устинов И.Н. Мировая торговля. Стат. – аналит. Справочник. – М.: 2000. – с. 54.
[4] Устинов И.Н. Мировая торговля. Стат. – аналит. Справочник. – М.: 2000. – с. 56.
[5] Хачиев Г. Внешнеэкономические связи в международном контексте. – Экономическое обозрение, ноябрь 2004. – с.65.
[6] Глухова М.И., Юркова М.С. Мировая экономика: Учебн. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – с.50
[7] Устинов И.Н. Мировая торговля. Стат. – аналит. Справочник. – М.: 2000. – с. 77.
[8] Хлопов А.В. Глобализация и макроэкономическое равновесие. – Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 2, с.15.
[9] Хачиев Г. Внешнеэкономические связи в международном контексте. – Экономическое обозрение, ноябрь 2004. – с.64.
[10] Хачиев Г. Внешнеэкономические связи в международном контексте. – Экономическое обозрение, ноябрь 2004. – с.66.