Содержание
Задание № 1. Составить схему органов государственной власти и управления в Киевской Руси IХ-ХII вв.__________________________________________ 3
Задание № 2. Составить схему органов государственной власти и управления в Московском царстве ХVI-ХVII вв._________________________________ 4
Задание № 3. Укажите роль и значение Земских Соборов ХVI-ХVII в управлении государством___________________________________________________ 5
Задание № 4. Составьте схему судебной системы по Судебной реформе 1864 года и укажите особенности работы мировых судей____________________ 13
Задание № 5. Составьте схему органов государственной власти и управления по Конституции 1924 года, укажите особенности избирательной системы 14
Задание № 6. ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ- КГБ (укажите даты созданий и реорганизаций, руководителей, основные полномочия и особенности их проявления в различные периоды истории государства)______________ 15
Задание № 7. Составьте схему высших органов власти по Конституции 1993 года__________________________________________________________ 18
Задание № 8. Тест______________________________________________ 20
Задание № 1. Составить схему органов государственной власти и управления в Киевской Руси IХ-ХII вв.
Задание № 2. Составить схему органов государственной власти и управления в Московском царстве ХVI-ХVII вв.
Задание № 3. Укажите роль и значение Земских Соборов ХVI-ХVII в управлении государством
Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал челобитчиков, практически осуществлял все руководство соборного действия.
В источниках того времени есть сведения, что на некоторых соборах царь обращался и к челобитчикам за пределами палат, в которых проводилось совещание по сословиям, то есть не к членам собора. Есть также сведения, что на некоторых соборах царь в ходе очень острых ситуаций обращался к мнению людей на площади, примыкающей к дворцовым палатам.
Открывался собор традиционным молебном, возможно, в некоторых случаях крестным ходом. Это было традиционное церковное торжество, сопровождавшее важнейшие политические события. Заседания собора продолжались от одного дня и до нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств. Так. Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил 27-28 февраля 1549 г., земский собор о походе в Серпухов для отпора войскам крымского хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г. в течение одного дня.
Не существовала никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.
Приведем для примера вопросы внутренних дел, рассматривавшиеся на соборах:
— 1580 г. — О церковном и монастырском землевладении;
— 1607 г. — Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию 1, о прощении клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;
— 1611 г. — Приговор (учредительный акт) «всей земли» о государственном устройстве и политических порядках;
— 1613 г. — О посылке по городам сборщиков денег и запасов;
— 1614, 1615, 1616, 1617, 1618 г.г. и др.[1] — О взыскании пятинных денег, то есть о сборе средств на содержание войска и общегосударственные расходы.
Примером того, как царю и правительству пришлось прибегнуть к помощи земского собора в результате тяжелой внутренней смуты, является период 1648 — 1650 г.г., когда вспыхнули восстания в Москве и Пскове. Эти факты проливают свет на влияние волнений в деле созыва земских соборов.
Московское народное восстание началось 1 июня 1648 г. с попыток подачи челобитной царю, возвращавшемуся богомолья из Троицко-Сергиевского монастыря. Суть жалоб состояла в изобличении «неправды и насилия, какие над ними (челобитчиками) учиняются». Но надежды на мирный разбор и удовлетворение жалоб не оправдались. 2 июня, после новых бесплодных попыток вручить челобитную царю во время крестного хода народ прорвался в Кремль, громили дворцы бояр. Для данной темы интересно содержание одной из челобитных, от 2 июня 1648 г. царю Алексею Михайловичу, дошедшей до нас в шведском переводе. Челобитная составлена «от всяких чинов людей и всего простого народа». В тексте есть обращение к царю «выслушать нашу и московского простого дворянства, городовых служивых людей, больших и меньших чинов в Москве жалобу». Этот перечень чинов воспроизводит обычный состав земского собора. По содержанию — это петиция, главным образом, служилых людей, говорящих от имени всего населения Московского государства, проникнутая идеями возмущения 1648г. В ней подданные взывают в последний раз к чувству чести и страха молодого царя, угрожая ему за допускаемые в стране насилия и грабежи божьей карой и карой народного возмущения.
Для данной темы представляют интерес позитивные предложения челобитной, касающиеся реорганизации государственного аппарата. Особое внимание челобитная уделяет обоснованию судебной реформы. К царю обращаются следующие слова: «Ты должен … повелеть всех неправедных судей искоренить, неразумных сместить и на их место выбрать справедливых людей, которые бы за свой суд и за службу перед богом и перед твоим царским величеством отвечать могли». Если царь не выполнит этот наказ, то он «должен указать всяким людям самим всех служащих и судей назначить своими собственными средствами, и для того людей выбирать, которые бы их по старине и по правде ведать могли и от сильных (людей) насилия оберегать».
Для понимания характера деятельности соборов можно привести краткую характеристику войскового собора января 1550 г. Иван Грозный собрал войско во Владимире, направлявшееся в поход под Казань.
По данным документа, называющегося Хронографом, Иван IV прослушав молебен и обедню в Успенском соборе, обратился в присутствии митрополита Макария с речью к боярам, воеводам, княжатам, детям боярским, дворовым и городовым Московской и Нижегородской земель с призывом отказаться от местнических счетов на царской службе во время похода. Речь имела успех и воины заявили «Твое царское наказание и повеление службе восприемлем; как ты государь повелишь, так и делаем».
С речью выступил и митрополит Макарий. Этот собор освятил готовность земли идти на Казань.
Большой исторический интерес представляет собор 1653 г., на котором обсуждался вопрос о принятии Украины в русское подданство по просьбе украинских представителей. Источники свидетельствуют, что обсуждение этого вопроса было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади, пока шли заседания собора).
В результате была высказано единодушное положительное мнение в присоединении Украины к России. В Грамоте о присоединении выражено удовлетворение добровольным характером этого присоединения со стороны украинцев.
Некоторые историки собор 1653 г. о принятии Украины в русское государство считают практически последним собором, дальше соборная деятельность была уже не так актуальна и переживала процесс отмирания.
Для полной характеристики содержания деятельности соборов и их влияния на общественно-политическую жизнь страны, на историю России, рассмотрим для примера деятельность трех соборов: Стоглавого собора, Собора, принявшего решение об опричнине и Уложенного собора.
Большинство специалистов считает, что Стоглавый собор нельзя исключать из соборной системы XVI — XVII в.в.[2], хотя и подчеркивают, что это был церковный собор. Однако в общую соборную систему он должен быть включен по трем причинам: 1) он был созван по инициативе царя; 2) на нем присутствовали светские представители от Боярской думы; 3)принятый на соборе сборник решений в определенной мере касался и мирян. Собор заседал в Москве в январе-феврале 1551 г., окончательное завершение работ относится к маю 1551 г. Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на сто глав — «Стоглав». Инициатива правительства в созыве собора была обусловлена стремлением поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическим движениями и одновременно подчинить церковь светской власти.
Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены Стоглавого собора пошли на уступки правительству в ряде других вопросов. В частности, монастырям запрещалось основывать новые слободы в городах.
Решениями собора были унифицированы церковные обряды и пошлины по всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения морального и образовательного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей. Предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и др. На протяжении второй половины XVI и в XVII в.в. вплоть до Соборного Уложения «Стоглав был не только кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия, но и его взаимоотношений с обществом и государством.
Значительную роль в укреплении абсолютной монархии сыграл собор 1565 г. В начале 60-х годов XVI в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны, но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной Радой и опалы на княжат и бояр 1560—1564 г.г. вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов и высшей феодальной знати, руководителей приказов и высшего духовенства. Некоторые феодалы, не соглашаясь с политикой царя, изменили ему и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 г. Иван IV уехал в Александровскую слободу под Москвой и 3 января 1565 г. объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. По инициативе сословий в этих условиях собрался земский собор в Александровской слободе. сословия были обеспокоены судьбой трона. Представители собора заявили о своей приверженности монархии. что же касается гостей, купцов и «всех граждан Москвы», то они, помимо заявлений монархического характера, проявили антибоярские настроения. Они били челом, чтобы царь «их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребляет».[3]
Земский собор согласился на предоставление царю чрезвычайных полномочий, утвердил опричнину.
Уложенный собор — собор, принявший Соборное Уложение 1649 г. — кодекс законов Русского государства. Он проходил под непосредственным влиянием московского восстания 1648 г. Заседал он долго.
Составлением проекта занималась специальная комиссия во главе с боярином князем Н. И. Одоевским. Проект Уложения целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно («по палатам»). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.
Источниками Соборного Уложения были:
— Судебник 1550 г. (Стоглав)
— Указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов
— Коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей
— Кормчая книга (византийское право)
— Литовский статус 1588 г. и др.[4]
Была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и Новоуказанные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. В Уложении намечается разделение норм по отраслям и институтам. Уже после 1649 г. в корпус правовых норм уложения вошли новоуказанные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669 г.) о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.).
В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследственного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском Соборе не колебало установленных принципов, напротив — обосновывало, легитировало их. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха жестоко наказывался.
Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления.
Система преступлений по Соборному Уложению выглядела следующим образом:
1. Преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме.
2. Государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя, его семьи, бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие.
3. Преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение.
4. Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденного, чужого), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц.
5. Должностные преступления: лихоимство (взяточничество), неправомерные поборы, неправосудие (заведомо несправедливое решение дела из корысти или неприязни), подлоги по службе, воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части).
6. Преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное, нанесение увечья, побои, оскорбление чети. Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления.
7. Имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, кража овощей из огорода, рыбы из садков), разбой и грабеж, мошенничество, поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества.
8. Преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, половая связь господина с рабой.
В главе Уложения «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «Урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф.
Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии абсолютной монархии и крепостного строя. Соборное Уложение 1649 г. — это свод феодального права.
В Соборном Уложении впервые в светской кодификации предусмотрена ответственность за церковные преступления. Принятие на себя государством дел, ранее относившихся к церковной юрисдикции, означало ограничение власти церкви.
Всеобъемлющий характер и соответствие историческим условиям обеспечивало Соборному Уложению долговечность, оно сохранило свое значение закона России вплоть до первой половины XIX в.
Таким образом, деятельность земских соборов была важной составной частью функционирования государственной власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления абсолютной монархии.
Задание № 4. Составьте схему судебной системы по Судебной реформе 1864 года и укажите особенности работы мировых судей
.
Задание № 5. Составьте схему органов государственной власти и управления по Конституции 1924 года, укажите особенности избирательной системы
Задание № 6. ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ- КГБ (укажите даты созданий и реорганизаций, руководителей, основные полномочия и особенности их проявления в различные периоды истории государства)
Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), в Советском государстве в 1917—19 специальный орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создан (во главе с Ф. Э. Дзержинским) согласно постановлению СНК РСФСР от 7(20) декабря 1917. Вооружённые выступления контрреволюции против Советской власти, обострение классовой борьбы, усиление подрывной деятельности заговорщиков, саботажников и спекулянтов вынудили советское государство создать специальный орган по подавлению врагов трудящихся. На ВЧК возлагалось пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др. В 1918 были созданы местные органы ВЧК: губернские, уездные (упразднены в январе 1919), транспортные, фронтовые и армейские ЧК. Положение о ВЧК и её местных органах утверждено ЦИК РСФСР 28 октября 1918 (СУ РСФСР, 1918, № 80, ст. 842). Первоначально органы ВЧК не имели права непосредственно осуществлять карательные меры, но после вступления контрреволюции на путь массового белого террора, в феврале 1918 ВЧК было дано право, наряду с передачей дел в трибунал, непосредственно расстреливать шпионов, диверсантов и других активных врагов революции. В 1919 в соответствии с постановлением ВЦИК (СУ РСФСР, 1919, № 12, ст. 130) вынесение приговоров по всем делам ВЧК было передано трибуналам. За ЧК сохранялось право непосредственного применения наказания лишь в местностях, объявленных на военном положении, и только за преступления, указанные в постановлении о введении военного положения, а равно для пресечения вооружённых контрреволюционных или бандитских выступлений.
9-й Всероссийский съезд Советов, отметив заслуги органов ВЧК в деле охраны и укрепления завоеваний революции, принял решение о сужении компетенции органов ВЧК и её реорганизации. 6 февраля 1922 ВЦИК, рассмотрев этот вопрос, постановил создать при НКВД Государственное политическое управление (ГПУ).
ОГПУ - На основании ст. 61 Конституции СССР в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ)...
При председателе ОГПУ образуется Коллегия, члены которой утверждаются СНК СССР и пользуются правами членов коллегии народных комиссариатов СССР...
ОГПУ СССР руководит работой местных органов ГПУ через своих уполномоченных при СНК союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного в законодательном порядке.
ОГПУ, ГПУ республик, особые отделы, пограничные органы, транспортные органы действуют на основании декретов ВЦИК от 6 февраля 1922 г. (СУ N 16) и 16 октября 1922 г. (СУ N 65), постановления Всеукраинского ЦИК от 22 марта 1922 г. и постановления Президиума ЦИК СССР от 2 сентября 1923 г.
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) – в Советском государстве в 1917-1946 гг. центральный орган государственного управления определенной сферой деятельности или отраслью народного хозяйства. Возглавлялся народным комиссаром (наркомом). Впервые были созданы в октябре 1917 г. Вторым съездом Советов. В 19466 г. преобразованы в министерства.
МГБ – Министерство государственной безопасности СССР. В марте1953 года произошло объединение МВД и МГБ.
КГБ - В марте 1954 образован союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 КГБ СССР). В ноябре 1991 КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР. На органы госбезопасности возлагались в основном функции разведки, контрразведки, борьбы с экономическим саботажем, эти же органы осуществляли политику массовых репрессий, организовывали политические процессы против “врагов народа”, вели следствие и создавали фальсифицированные дела по “контрреволюционным преступлениям” (статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР), преследовали инакомыслящих. В Российской Федерации в декабре 1993 Министерство безопасности упразднено и создана Федеральная служба контрразведки, преобразованная вскоре в Федеральную службу безопасности (ФСБ).
Задание № 7. Составьте схему высших органов власти по Конституции 1993 года
Задание № 8. Тест
1. Вечевое собрание – это орган: 1. Прямого народоуправления
2. Представительной власти
3. Исполнительной власти
2. Посадник в Новгородской феодальной республике – это:
1. Выборная должность
2. Назначенная должность
3. Приглашенная должность.
3. Оспода в феодальных республиках – это:
1. Президиум вечевого собрания
2. Военная организация
3. Церковная организация
4. Приказы ХVI-ХVII веков – это органы:
1. Законодательной власти
2. Исполнительной власти
3. Местного самоуправления
5. Губной староста по земско-губной реформе Ивана IV ведал:
1. Сбором налогов
2. Местным судом
3. Был главой исполнительной власти в деревне
6. Дворянские собрания как органы дворянского самоуправления были созданы:
1. в 1700 г.
2. в 1785 г.
3. в 1870 г.
7. Территория с населением 300-400 тыс. чел. во времена Екатерины II называлась:
1. Область
2. Губерния
3. Дистрикт
8. Земские собрания как органы местного самоуправления по реформе 1864 года избирались:
1. на 3 года
2. на 4 года
3. на 5 лет.
9. Особые совещания при НКВД были образованы:
1. 10 ноября 1935 г.
2. 5 ноября 1934 г.
3. 7 ноября 1940 г.
[1] Черепнин Л. В., М. 1968, Земские соборы русского государства
[2] Черепнин Л. В., М. 1968, Земские соборы русского государства, стр. 84
[3] Черепнин Л. В., М. 1968, Земские соборы русского государства, стр. 104
[4] Большая Советская энциклопедия. Том 24, стр. 9