Copyright © "Политические исследования" №4, 1993

Ф. Гоулд

Стратегическое планирование избирательной кампании

Что может быть важнее для успешного проведения избирательной кампании, чем стратегическое планирование! Между тем, среди аспектов предвыборной борьбы нет, пожалуй, менее конкретного и более трудного для понимания. В данной статье предпринята попытка рассказать о стратегическом планировании как можно проще и доступнее. Статья состоит из двух частей. В первой — излагаются принципы и последовательно описывается процесс стратегического планирования. Во второй — дается краткое резюме сказанного ранее и приводятся два конкретных примера стратегического планирования в действии.

ЧАСТЬ 1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Процесс стратегического планирования включает в себя 4 стадии:

1. сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;

2. оценка имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;

3. непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, стратегии и основных лозунгов;

4. планирование, т. е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.

Рассмотрим эти стадии подробнее.

1. Информация

Стратегическое планирование невозможно без информации. Есть два источника ее получения: обследование общественного мнения и изучение соперников. Национальный демократический институт международных отношений (США) является одной из ведущих организаций, занимающихся проблемами развития демократического процесса в разных странах мира, и работает под председательством бывшего вице-президента США Уолтера Мондейла В настоящее время НДИ проводит программы по укреплению и развитию демократических институтов в 70 государствах, включая Россию, Болгарию, Албанию, Пакистан, Чехословакию, Филиппины, и к этой работе привлекает экспертов и специалистов из многих стран Программы НДИ разделены на несколько основных направлений избирательная деятельность, обучение представителей политических партий, помощь представителям законодательных органов, гражданское просвещение, реформирование органов местного самоуправления.

Некоторые из этих программ, такие как помощь органам местного самоуправления, политическим партиям, гражданское просвещение, проводятся НДИ в России начиная с августа 1989 г В июне 1992 г Национальный демократический институт открыл постоянные представительства в России, на Украине и в Средней Азии.

Обследование общественного мнения необходимо при проведении любой политической кампании. Оно осуществляется в двух основных формах: а) количественное исследование, предполагающее опрос статистически репрезентативной выборки избирателей и б) анализ фокусных групп.

Исходное, количественное обследование позволит установить наиболее важные факты, касающиеся вашего кандидата и его соперника, факты, от которых можно отталкиваться при последующих обследованиях. Подобное обследование включает в себя выявление — электоральных намерений;

— отношения к положению в стране (в том или нет направлении идет ее развитие);

— оценки экономической ситуации (укрепляется ли экономика или становится слабее, улучшается или ухудшается жизнь конкретного индивида); — проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями (являются ли ими проблемы здравоохранения, или экономики, или обороны);

— сильных и слабых сторон всех партий, участвующих в выборах;

— имиджа партии и ее кандидатов: доверяют ли им, считают ли их отвечающими духу времени, компетентными;

— кандидата, вызывающего наибольшее доверие и лидирующего с точки зрения его подхода к ключевым политическим проблемам: кому больше всего доверяют в вопросах управления экономикой; кто, с точки зрения избирателей, с наибольшей долей вероятности не допустит повышения налогов; кто пользуется наибольшим доверием в вопросах внешней политики.

Такое обследование позволит получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно поможет установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы, и те, где ваши позиции слабее. Однако оно не позволит проникнуть в область более глубинных страхов, надежд и ценностей электората. Здесь необходим другой тип обследования.

При анализе фокусных групп исследуются группы, состоящие из 6 — 8 человек и направляемые подготовленным ведущим. Их интервьюирование не дает статистически надежных результатов, но позволяет глубже проникнуть в настроения электората. Без этого нельзя обойтись, проводя современную избирательную кампанию. Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить

— что реально вызывает опасения и беспокойство избирателей, на что они в действительности надеются и чего боятся;

— что они в действительности думают о политиках, нравятся ли они им, пользуются ли доверием;

— каковы на самом деле их убеждения и глубинные ценности;

— какой отклик вызывает у них политическая информация, как на них воздействуют лозунги, плакаты и листовки.

Анализ фокусных групп дает глубину, опросы общественного мнения — количественные показатели. Для ведения избирательной кампании нужно и то, и другое. Изучение соперников — это изучение сведений о конкурирующей партии и кандидате (при этом необходимо собрать и все данные, касающиеся вашей собственной партии и кандидата). Осуществление данной работы, как и обследование общественного мнения, является важнейшей предпосылкой успешного проведения современной политической кампании.

2. Оценка

Когда вся доступная информация получена, она должна быть приведена в систему и оценена. Центральным моментом подобной оценки будет определение сильных и слабых сторон в позициях как вашей, так и конкурирующей партии и их кандидатов. Это должно быть проделано тщательно и честно, особенно в том, что касается ваших собственных слабых мест. Пока это не сделано, вы не сможете приступить к выработке своей стратегии.

3. Стратегия

После того как собраны и оценены все имеющиеся в вашем распоряжении факты и данные опросов общественного мнения и выяснены сильные и слабые стороны всех участников борьбы, можно приступать к разработке собственно стратегии. Процесс выработки стратегии состоит, в свою очередь, из пяти элементов: выявляется адресная группа; определяется ключевая проблема, которой должно быть уделено основное внимание; формулируются цели кампании, ее главная стратегическая линия и основные лозунги. Рассмотрим их по порядку.

Выбор адресной группы. На проходивших в этом году семинарах Национального демократического института я и мои коллеги неоднократно спрашивали представителей российских политических партий, к кому они намерены апеллировать. Обычно следовал ответ: к промышленным рабочим, студентам, женщинам, крестьянам, лицам пожилого возраста и т. д., и вскоре оказывалось, что в список включена каждая из групп российского общества. Мы все совершаем подобную ошибку, пытаясь обратиться ко всем и каждому. Однако суть ведущей к успеху политической стратегии заключается в том, чтобы делать выбор и часто жесткий выбор. Необходимо признать, что вы не можете адресовать свой политический призыв всем — вам придется выбирать. Это, конечно, не означает, что вы должны полностью исключить из поля зрения тех, кто не входит в избранную вами группу, просто тем, кто в нее входит, должно быть уделено приоритетное внимание.

Выбор адресной группы важен по ряду причин. Во-первых, это помогает вырабатывать лозунги. В политике, как в жизни, если вы знаете, к кому обращаетесь, то вам известно, что и как сказать. Во-вторых, это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся средства. Вы просто не сможете издать столько рекламных проспектов или листовок, чтобы обеспечить всех, особенно в такой огромной стране как Россия, тем более что финансовые ресурсы действующих в ней политических партий часто весьма ограничены. Соответственно, придется выбирать. В-третьих, выбор адресной группы дает возможность выдвигать, особенно на местном уровне, такие лозунги, которые бы отражали нужды потенциального избирателя. Например, если листовка предназначена для пенсионеров, в ней можно говорить о нуждах именно пенсионеров. Чем специфичнее лозунг и чем точнее он сформулирован, применяясь к конкретному адресату, тем эффективнее ваш коммуникационный процесс. Выявление адресной группы потребует определенного времени и усилий. Постепенно состав подобных групп стал все в большей степени определяться не столько традиционными факторами, такими как социальная или экономическая принадлежность индивидов, сколько установочными характеристиками, которые не совпадают с экономическими и социальными. Вы, например, можете стремиться привлечь тех избирателей, которые придерживаются традиционных ценностей, настроены весьма националистически и болезненно воспринимают перемены. Или же, напротив, вы можете апеллировать к тем, кто жаждет быстрых перемен, персоноцентричен и кому не до традиционных ценностей.

Подбор адресной группы может оказаться задачей весьма сложной и запутанной, поэтому важно подойти к ее решению с позиций здравого смысла и не дать себе увязнуть в ней. Идеальной адресной группы нет, и соответственно придется идти на компромиссы. Однако если вы знаете, к кому обращаетесь в ходе политической кампании, вы сделали уже первый шаг к разработке эффективной политической стратегии.

Выявление ключевой проблемы. Крайне важно определить ту ключевую проблему, вокруг которой должна будет развернуться кампания. Это поможет вам сконцентрировать свое внимание и сфокусировать на ней свою стратегию. Постановка целей. Далее вы должны установить, чего вы стремитесь добиться в ходе кампании. Без четко обозначенных целей не может быть и стратегии. Цели должны быть приведены в систему и поддаваться измерению. Ставятся они на двух различных уровнях.

1. Электоральный уровень: Какую долю голосов вы стремитесь получить? Сколько мест пытаетесь приобрести?

2. Установочный уровень: Какие изменения в позициях и убеждениях вы хотите стимулировать? Стараетесь ли вы усилить чувство экономической уверенности или создать образ сильного руководства?

Выработка стратегии. Теперь вы в состоянии разработать стратегию проведения кампании. Вы знаете сильные и слабые стороны своих соперников; аудиторию, к которой будете апеллировать; вы определили наиболее серьезную проблему и сформулировали цели. Сейчас вам нужна стратегия.

Суть политической стратегии заключается в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использовать слабые стороны соперника с тем, чтобы добиться своих электоральных целей. Политическая стратегия всегда включает в себя 3 элемента: а) рекламу своей позитивной программы, б) оборону там, где вы уязвимы, и в) разоблачение недостатков ваших соперников. В ходе выработки стратегии вопрос о нахождении баланса между этими тремя элементами — элементами наступления, обороны и рекламы — является ключевым. Здесь возможно множество вариантов. Например, непопулярное правительство, находящееся в данный момент у власти, может сконцентрировать усилия не на пропаганде своей позитивной программы, а на том, чтобы посеять сомнения в кредитоспособности оппонентов. Оппозиционная партия, имеющая не блестящую репутацию в области управления экономикой, должна решить, пытаться ли ей исправить свой имидж или атаковать находящееся у власти правительство в тех областях, где уязвимо оно. И всем партиям приходится решать проблему собственной уязвимости и собственных слабых мест. Так, если налоговая политика партии непопулярна, что ей следует делать: провозглашать свою программу в этой области или скрывать ее? Все это решения первостепенной важности, но они не могут быть приняты без учета сопутствующих обстоятельств. У конкурирующих партий тоже будет свой стратегия, и они будут осуществлять собственные планы. Пытаясь реализовать свою стратегию, вы будете реагировать на действия соперников, а они — на ваши. Выработка стратегии — это не только планирование собственной кампании, это еще и предвидение действий оппонентов и подготовка контрмер и ответных действий. Все это может показаться чересчур сложным, но нужно усвоить один простой урок: чем больше будет спланировано до выборов, тем крепче окажется ваша стратегия в разгар не дающей вздохнуть избирательной кампании.

Расчет времени. При проведении избирательной кампании важно также правильно рассчитать время. Современные избирательные кампании, как правило, проходят по меньшей мере две фазы — фазу предвыборной кампании в полном смысле этого слова, начинающуюся за 4 — 5 недель до выборов, и фазу длительной кампании, продолжающуюся около 6 месяцев до развертывания непосредственно избирательной кампании. В настоящее время становится все более и более важным заблаговременно выдвинуть свою программу и повлиять на позиции избирателей, поскольку по мере приближения выборов кампания часто становится такой напряженной, что бывает сложно донести до электората свои лозунги.

Лозунги. Лозунги, безусловно, являются сердцевиной кампании. В стратегии нет ничего важнее, чем то, что ваши кандидаты скажут избирателям. Лозунги должны быть простыми, запоминающимися, и их нужно постоянно повторять. Отход от своих стержневых лозунгов — это, возможно, одна из наиболее распространенных ошибок, совершаемых в ходе избирательной кампании. В последнее время политические лозунги все больше становятся вариациями на тему "доверие" против "перемен" (хотя, конечно, не сводятся исключительно к этим темам). Чтобы добиться переизбрания, действующим правительствам, часто непопулярным, нужно изобразить своих оппонентов не заслуживающими доверия и неспособными управлять. Так, например, было на недавних выборах в Великобритании, Австралии, Испании и Японии. С другой стороны, оппозиционной партии требуется отстаивать необходимость перемен. Наиболее примечательной и успешной кампанией такого рода была избирательная кампания Клинтона.

Важность лозунгов для успешного проведения кампании трудно переоценить. Без выдвижения правильно подобранных лозунгов, которые бы постоянно повторялись и доходили до адресата, кампанию выиграть нельзя.

4. План кампании.

После того, как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который войдут:

— оценка сильных и слабых сторон всех партий;

— цели;

— проблема;

— адресная группа;

— стратегия кампании: наступление, реклама, оборона;

— лозунги;

— коммуникационная стратегия (как лозунги будут доводиться до адресатных групп);

— сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции;

— план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуществлять.

Теперь перейдем к резюме и изложению конкретных примеров.

ЧАСТЬ II. РЕЗЮМЕ И КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ 1992 Г. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Предыстория

Истоки кампании 1992 г. заполняют собой не недели или месяцы перед апрельскими выборами, а годы или все предшествовавшие этим выборам десятилетие. Англию 1970-х годов нельзя было назвать преуспевающей страной. Она страдала от постоянных экономических кризисов, сокращений расходов на социальные, нужды, резкого падения уверенности в завтрашнем дне. В этом не было ничего уникального: большинство западных экономик переживало аналогичные трудности, являвшиеся следствием нефтяного кризиса 1973 г. В конце 1970-х годов правительства многих стран Запада находились в затруднительном положении, и большинство из них было забаллотировано на проходивших в этот период всеобщих выборах. В Англии все эти проблемы стояли, однако, гораздо острее. Люди говорили о том, что страна "больна ". Были взяты огромные кредиты у Международного валютного фонда* Десятилетие завершилось крупномасштабными конфликтами в трудовых отношениях (впоследствии получившими наименование "зима недовольств"), когда рабочие отказывались даже хоронить умерших.

Потенциально имелось два варианта политического ответа на данные проблемы. Первый — "тэтчеризм", названный так по имени британского премьер-министра 1979—1990 годов Маргарет Тэтчер. Другой — "беннизм", по имени Тони Бенна, занимавшего ранее высшие министерские посты в лейбористских правительствах, а затем возглавившего левое крыло лейбористской партии. Оба варианта развивали общую тему: центристские, корпоративистские решения 1960-х — 1990-х годов больше не работают, требуются новые, радикальные решения.

Вариант решения, предложенный М. Тэтчер, предполагал сокращение прерогатив государства, приватизацию национализированных отраслей промышленности и снижение влияния тред-юнионов. Бенн отстаивал прямо противоположное: увеличение объема государственной собственности, усиление влияния тред-юнионов. В конечном итоге на выборах 1979 г. победила Тэтчер, однако Бенн продолжал оказывать сильное влияние на лейбористскую партию, переведя ее на значительно более левые позиции, чем у других крупных социал-демократических партий Европы. Крен лейбористской партии влево в сочетании с тэтчеровским правительством нового типа привел к тому, что в 1983 г. число голосов, поданных за лейбористов, упало до 28 % общего числа голосов, в то время как консерваторы получили 43 %. Консервативное большинство в парламенте составило 150 мест. Это, несомненно, было тяжелейшим поражением лейбористов за последние несколько десятилетий. В этот период с образом лейбористской партии начал связываться полный набор негативных ассоциаций. Ее считали крайне левой, испытывающей засилье профсоюзов, партией высоких налогов, слабой в сфере оборонной политики и имеющей неудовлетворительное руководство. Такую вот партию в 1983 г. получил в наследство Нил Киннок. На выборах 1987 г. он сумел улучшить ее позиции, но незначительно: она получила дополнительно лишь 50 мест. Чтобы полностью выправить положение, партии предстояло пройти еще немалый путь.

После поражения лейбористов на выборах 1987 г. я начал крупномасштабное исследование положения лейбористской партии. Была проделана огромная работа, результатом которой явилось заключение: чтобы получить шансы на победу на вы6орах, лейбористам необходимо коренным образом изменить свою политику. Стремясь улучшить электоральные позиции партии, Киннок приступил к пересмотру ее политического курса, и в результате была выработана новая, более популярная политика в сфере обороны, экономики и по отношению к Европе. К 1989 г. эта политика была заявлена. По опросам общественного мнения лейбористы вышли на Первое место и в июне 1989 г. одержали убедительную победу на выборах в Европарламент. Но в достаточной ли степени лейбористы изменились, чтобы выиграть на всеобщих выборах в парламент страны?

Выработка стратегии и всеобщие выборы 1992 г.

В такой вот обстановке началось планирование избирательной кампании 1992 г. Обе партии создали объемные документы, содержащие планы проведения кампании (их еще знают как "Книги военных действий"). В лейбористской "Книге" были определены сильные и слабые стороны как лейбористской, так и консервативной партии и проработана не только стратегия самих лейбористов, но и вероятная стратегия их соперников. Рассмотрим основные элементы лейбористского плана кампании. Предполагалось, что к сильным сторонам лейбористской партии можно отнести следующее:

1. Лейбористская программа пользуется предпочтением по таким ключевым политическим вопросам как

— здравоохранение (+ 45%),

— образование (+21%),

— прюфессиональная подготовка и переподготовка (+ 30%),

— производство (+ 28 %).

2. Лейбористскую команду предпочитают консервативной.

3. После тринадцатилетнего правления консерваторов назрела необходимость перемен.

Слабые стороны лейбористов виделись следующим образом:

1. Налогообложение (60% избирателей полагали, что с приходом лейбористов к власти им придется платить более высокие налоги).

2. Экономическое доверие (здесь лейбористы отставали от консерваторов на 13%).

3. Руководство (— 13%).

4. Нехватка доверия.

К сильным сторонам-консервативной партии были отнесены:

1. Экономическое доверие (+13%).

2. Низкие налоги (+ 28 %).

3. Внешняя политика и оборона (+ 32%).

4. Джон Мейджор (+ 14%).

Слабыми сторонами консерваторов были сочтены:

1. Положение страны (62% оценивали его, как плохое).

2. Состояние экономики (35% считали, что оно хуже, чем в 1978 г. ).

3. Опасения по поводу четвертого срока пребывания у власти.

4. Беспокойство по поводу национальной службы здравоохранения и политики в области образования.

Стратегия лейбористов выглядела таким образом: Стержневой лозунг: "Если консерваторы не наладили положение за 13 лет, они никогда его не наладят. Их пора менять".

Ключевые темы: — состояние экономики,

— промышленность, профессиональная подготовка и переподготовка,

— служба здравоохранения,

— образование.

Ключевые направления атаки:

— Результаты правления консерваторов:

а. списки ожидающих очереди на получение медицинской помощи, б. падение качества образования, в. банкротства, г. подушный налог.

— Если консерваторы будут избраны в четвертый раз, страну ждет: а. 22-процентный налог на добавленную стоимость, б. 3 миллиона безработных, в. ухудшение положения в сфере здравоохранения и образования. Основные преимущества:

— команда,

— политический курс (партия лидирует по ключевым направлениям политики),

— осознание назревшей необходимости перемен.

Основные уязвимые стороны:

— налогообложение,

— руководство,

— доверие.

Предполагалось, что стратегия консерваторов будет, скорее всего, следующей:

Стержневой лозунг: "Лейбористам нельзя довериться".

Стержневые темы:

— низкие налоги,

— выбор,

— собственность,

— хорошие коммунальные услуги,

— гражданская хартия.

Ключевые направления атаки:

— налогообложение;

— доверие: а. тред-юнионы, б. экстремизм, в. предыдущие лейбористские правительства, г. смены политического курса;

— Нил Киннок.

Основные преимущества:

— Джон Мейджор,

— снижение налогов,

— экономическая компетентность,

— внешняя политика,

— испытаны и проверены.

Основные уязвимы стороны:.

— состояние страны,

— состояние экономики,

— послужной список,

— национальная служба здравоохранения,

— подушный налог,

— система образования.

Суммируя, стратегию конкурирующих сторон можно обозначить так: Лейбористы: "Назрела необходимость перемен". Консерваторы: "Лейбористам нельзя довериться". Кампания Избирательная кампания 1992 г. являла собой настоящее столкновение этих двух стратегий: консерваторы пытались отпугнуть избирателей от лейбористов, те, в свою Очередь, пытались убедить электорат, что пора менять команду. В итоге избиратели Предпочли сохранить верность непопулярному консервативному правительству, нежели пойти на риск, избрав лейбористов.

Итог

Консерваторы победили, однако их большинство в парламенте значительно сократилось — со 100 мест до 20. В конечном счете вызревавшие на протяжении более чем десятилетия сомнения в лейбористах оказались слишком сильными. Проводившиеся после выборов обследования фокусных групп показали, что считая лейбористов слишком отсталыми и старомодными, избиратели убеждены, что им нельзя доверить управление экономикой и что их руководству нельзя довериться. Количественные исследования дали ту же самую картину: лейбористы отставали от консерваторов по таким позициям, как руководство, экономическая компетентность и налогообложение. Кроме того, избиратели считали, что положение в экономике улучшается, и не винили Дж. Мейджора за экономический спад.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ Предыстория

Президентские выборы в США были в известном смысле продолжением всеобщих выборов в Великобритании. Вдохновленные успехом консерваторов, республиканские специалисты по электоральной стратегии посетили Лондон с целью получить развернутую информацию о кампании консерваторов и привезли в Вашингтон ряд высших должностных лиц консервативной партии, в том числе Дж. Лесея, М. Фулбрука и Т. Коллинза (руководителя коммуникационной службы партии). В свою очередь команда Клинтона-Гора пригласила меня, чтобы помочь им отразить строящееся на стратегии консерваторов наступление республиканцев. Стратегия кампании Рассмотрим сначала стратегию команды Клинтона-Гора. Адресная группа: "рейгановские" демократы.

Проблема: "рейгановские" демократы воспринимают демократическую партию как

— партию, представляющую не большинство общества, а меньшинства;

— чересчур либеральную в вопросе социальных ценностей.

Цели:

1. Воссоздать образ демократической партии как партии средних классов.

2. Вызвать настроения в пользу перемен.

3. Дискредитировать республиканскую экономическую политику "просачивания".

Стратегия:

1. Представить демократов как ведущее направление в вопросах социальной политики, прогрессивное — в сфере экономики.

2. Сконцентрировать внимание на следующих темах:

— перемены, а не наращивание того, что есть;

— экономика;

— здравоохранение.

Лозунг: "Назрела необходимость перемен".

Стратегия республиканцев в реальности представляла собой обширное и буквальное заимствование у английских консерваторов. Республиканцы разработали стратегию "налогов и доверия" по образцу, использованному консерваторами во время кампании 1992 г. Было подготовлено несколько радиопередач, в которых описывалось, насколько больше налогов придется платить простому человеку в случае победы демократов. Фигура губернатора Клинтона была подвергнута нападкам с использованием тех же технических приемов, которые в свое время были опробованы на Н. Кинноке.

Кампания

Предвыборная кампания Клинтона-Гора была самой блестяще организованной и эффективной политической кампанией нашего времени. Тем не менее стратегия республиканцев, направленная на то, чтобы вызвать опасения в умах избирателей, имела некоторый успех. В подготовленной мною памятке я описывал эту стратегию следующим образом.

Нет никаких сомнений, что команда Буша многое позаимствовала у консерваторов. Ее расчеты, как представляется, строятся на нескольких стратегических предположениях.

1. Важнее всего последняя неделя перед выборами. Представление о том, что последняя неделя — ключ к успеху всей избирательной кампании — это точка зрения английских консерваторов. Они всегда делают рывок в самый последний момент. В частности, они уверены, что недавнюю избирательную кампанию они выиграли именно в последнюю неделю перед выборами. На деле же теперь имеются данные о том, что в ходе избирательной кампании явного сдвига в пользу консерваторов почти не было, просто в ходе проводившихся до выборов опросов общественного мнения настроения избирателей были абсолютно неверно интерпретированы. Кроме того, решительный натиск консерваторов в течение последней недели возможен во многом благодаря яростной бульварной прессе, которой в этой стране нет. Тем не менее республиканцы, похоже, делают ставку на то, что им удастся добиться цели именно в самый последний момент.

2. Забудьте об аплодисментах, сосредоточьтесь на поношении соперника. Кампания консерваторов проводилась почти так же неумело и неэффективно, как и нынешняя кампания Буша. Однако консерваторы и пресса не прекращали твердить о налогах и доверии. В результате сложилось мнение, что мощную, компетентно проводимую кампанию может пересилить кампания, основанная на злобных нападках, и не стоит обращать внимание на то, как оценят качество ваших методов ведения борьбы средства массовой информации и даже избиратели.

3. Опасения формируются медленно, они скрыты и выходят на поверхность только в момент голосования. Республиканцы будут уповать на то, что сконцентрировав внимание на вопросах налогообложения и доверия, они возведут резервуар опасений, наполнению которого будут способствовать высокое качество проводимой демократами избирательной кампании, единодушное мнение прессы относительно результатов выборов и данные опросов общественного мнения. В результате, когда придет время голосовать, избиратели сменят свою систему предпочтений. Это стратегия победы тихой сапой. В конечном итоге за несколько дней до выборов разрыв между партиями сократился примерно до 1 %. Я подготовил памятку, в которой в основных чертах наметил стратегию ведения кампании в последнюю неделю. Эта стратегия была рассчитана на то, чтобы дать отпор республиканцам, пытающимся создать настроение озабоченности и страха. Ключевые положения памятки сводились примерно к следующему.

Последняя неделя

Постарайтесь возродить возмущение по поводу результатов деятельности администрации Буша и усилить страх перед возможностью его переизбрания на второй срок. Только страх перед возвращением Буша может пересилить озабоченность по поводу перспективы избрания Клинтона. В ближайшие несколько дней необходимо переключить внимание с вопроса о способности Клинтона управлять страной на вопрос о результатах правления Буша. Это должно быть сделано со всем необходимым напором и жесткостью.

Я думаю, что вы гораздо больше теряете, не проявляя достаточной жесткости по отношению к Бушу, чем приобретаете, сохраняя образ партии, не опускающейся до уровня обычной драки. Оставшиеся несколько дней вы должны превратить в "Кошмар на улице Буша", не допустив повторения английского сценария, где они стали "Кошмаром на улице Киннока (Клинтона)".

Ваши обращения, нацеленные против Буша, должны быть жестче и агрессивнее» Я считаю, что ваши заявления недостаточно жестки, чтобы противостоять той агрессии, которая направлена против вашего кандидата. Полагаю, что необходимо выработать вариант обращения, в котором максимально жестоко и наглядно были бы обрисованы перспективы страны в случае переизбрания Буша. Если необходимо, последуйте примеру самого Буша.

Держитесь оппозиционно — сделайте Буша ответственным за все. Клинтон должен вести кампанию с энергией и страстью. Он должен демонстрировать чувство негодования по поводу состояния дел в стране и свою безусловную решимость добиться возможности улучшить" положение вещей. Он не должен допустить, чтобы Буш оказался лучшим бойцом.

Успокойте избирателей по поводу налогов. Разъясните со всей возможной определенностью, что никто из граждан, чей доход не превышает 200 тыс. долларов, не будет платить никаких новых налогов. Продолжайте делать упор на экономические проблемы. Это ключевой вопрос, и нельзя допустить, чтобы в оставшиеся дни он был отодвинут в сторону. Будьте готовы к натиску со стороны Буша.

Итог

В конечном итоге демократы вполне спокойно одержали победу. Хотя республиканцы и попытались импортировать из Великобритании приносящую успех стратегию, в Соединенных Штатах она не сработала. Это было, обусловлено рядом причин.

1. В США доверие к демократам было большим, чем к лейбористам в Англии.

2. Если в Англии Мейджор был гораздо популярнее Киннока, то в Соединенных Штатах сложилась обратная ситуация — доверие к Клинтону и его популярность были выше, чем у Буша.

3. В вопросах налогообложения демократам верили больше, чем республиканцам.

4. По программе лейбористов, увеличение налогов должно было затронуть всех, чей доход превышал 40 тыс. фунтов, по программе демократов—лишь тех, чей доход Превышал 200 тыс. долларов.

5. В сфере управления экономикой на демократов полагались больше, чем на республиканцев.

6. По мнению американцев, положение дел в экономике страны становилось все хуже, тогда как англичанам казалось, что их экономика пошла на поправку.

7. На Дж. Буша возлагали ответственность за экономический спад.

УРОКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Описанные выше избирательные кампании проходили в разных странах, более того, на разных континентах. Но в них использовалась единая стратегия, разработанная одними и теми же людьми, и те уроки, которые можно извлечь из опыта обеих кампаний, применимы и в других странах.

Победите ли вы на выборах или проиграете — это предопределяется фундаментальными политическими принципами. Исход выборов решают не поверхностные соображения, а глубинные позиции и интересы избирателей. В Англии использованная консерваторами стратегия "налогов и доверия" сработала потому, что электорат не доверял Н. Кинноку, опасался роста налогов и считал, что приход лейбористов к власти приведет к ухудшению положения в экономике. Победе консерваторов способствовало и то, что избиратели не возлагали на Дж. Мейджора ответственность за экономический спад и полагали, что состояние экономики улучшается. В Соединенных Штатах же позиция избирателей по этим фундаментальным вопросам была диаметрально противоположной. Они верили Клинтону больше, чем Бушу, и больше полагались на демократов, чем на республиканцев, в вопросах управления экономикой и налогообложения. Ответственность за экономический спад возлагалась ими на Дж. Буша, и, по их мнению, положение дел в экономике ухудшалось. Именно поэтому стратегия "налогов и доверия "оказалась здесь малоэффективной.

В современных политических кампаниях все большую роль играют тревога и опасения. Современная общемировая экономика, изменившийся характер международных отношений, рост преступности и социальная нестабильность — все это способствует тому, что отличительными свойствами современного электората становятся неуверенность и сомнения. В этих условиях кампании, ориентированные на возбуждение чувства тревоги и беспокойства, или даже страха, будут все более обычным делом. Необходимо научиться отражать подобного рода атаки и, где возможно, самим пользоваться этим оружием.

Надлежащая методика планирования — основа любой успешной избирательной кампании. Все электоральные победы последнего времени строились на основе тщательно разработанной и исчерпывающей процедуры планирования. В нее входит:

1. Сбор информации, включающий проведение опросов общественного мнения, изучение фокусных групп и анализ данных, характеризующих ваших соперников, их политику и планы.

2. Анализ сильных и слабых сторон соперников.

3. Продумывание стратегии действий не только собственного кандидата или партии, но и их соперников.

4. Разработка стратегической линии кампании, определение ее целей, адресной группы и лозунгов.

5. Составление непосредственного плана действий и графика проведения кампании. Важнейшее условие успеха кампании — в том, что определить стержневой лозунг и придерживаться его. Ничто не заменит правильно выбранного лозунга. Ваша первоочередная задача — найти такой лозунг и затем постоянно его повторять.

Никогда не терять надежду. По опросам общественного мнения консерваторы отставали от лейбористов, но победили на выборах. Клинтон, опережавший своего соперника на 15%, к концу кампании имел преимущество лишь в 1 % — и выиграл. На выборах в Австралии Китон, шедший, по опросам, "голова в голову" со своим соперником, спокойно одержал победу. Никогда не опускайте рук. Держаться ближе к народу. Практически все успешные кампании последнего времени строились на основе прямого контакта с избирателями, прямой апелляции к ним. Люди хотят, чтобы политики были вместе с ними, им нужны такие политические деятели, которые бы беспокоились о них и на которых можно было бы положиться. Сейчас эра народных, а не элитарных политиков.

Не благодушествовать. Даже если вы опережаете своих соперников, вы не должны выглядеть самодовольными и показывать, что считаете поддержку электората чем-то само собою разумеющимся. Не допускайте, чтобы вас изображали несущими ответственность за что-либо. Старайтесь всегда быть в таком положении, когда судят дела вашего соперника, а не ваши. Продолжать борьбу до конца. Последние несколько дней перед выборами становятся в наше врем самым критическим моментом кампании. Необходимо разработать отдельную стратегию ведения борьбы в течение последней недели и до конца сохранять набранный темп. Последние дни — решающие, не упустите их.

СТРАТЕГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

Разработка стратегии проведения кампании Адресная группа: На кого в качестве основных избирателей ориентирована ваша Кампания?

Проблема: Вокруг каких проблем должна будет развернуться кампания? Цели: Каких целей вы стремитесь достичь в ходе кампании? Стратегия: Каким образом вы будете добиваться поставленных целей? Лозунг: Каков ваш стержневой лозунг? Стратегия избирательной кампании Клинтона-Гора

Адресная группа: "Рейгановские" демократы, воспринимающие демократическую партию как партию, представляющую меньшинства, а не большинство общества и чересчур либеральную в вопросе социальных ценностей.

Цели:

1. Воссоздать образ демократической партии как партии средних классов.

2. Вызвать настроения в пользу перемен.

3. Дискредитировать республиканскую экономическую политику "просачивания".

Стратегия:

1. Представить демократов как ведущее направление в вопросах социальной политики, прогрессивное — в сфере экономики.

2. Сфокусировать внимание на проблемах экономики.

Лозунг: "Назрела необходимость перемен" / экономика.

Стратегия лейбористской партии Великобритании на выборах 1992 г.

Адресная группа: Бывшие лейбористские избиратели.

Проблема: Избиратели считают лейбористскую партию

— не заслуживающей доверия,

— крайне левой и представляющей меньшинства,

— неспособной компетентно управлять экономикой.

Цели:

1. Завоевать доверие.

2. Повысить рейтинг в сфере экономической компетентности.

Стратегия:

1. Модернизировать политику.

2. Модернизировать партию.

3. Подать свою экономическую команду как компетентную и ответственную.

4. Использовать состояние национальной службы здравоохранения для атак на правительство.

Лозунг: "Назрела необходимость перемен"/экономика и здравоохранение.

Консалтинг в связях с общественностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ _________________________________________________________ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КОНСАЛТИНГ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» федерального компонента цикла дисциплин специализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 350400 «Связи с общественностью» Москва 2001 Программа дисциплины «Консалтинг в связях с общественностью» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 350400 «Связи с общественностью» Разработчик программы- Шарков Ф. И.доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социального управления Академии труда и социальных отношений I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цель курса привить студентам знания, умения и навыки в сфере политических консультационных услуг. В процессе изучения дисциплины студенты должны проанализировать отечественные и зарубежные теоретические источники, раскрывающие состояние политического консалтинга в США, странах Западной Европы и в России, научиться проводить диагностику политической ситуации и состояния политической напряженности в обществе и различных социально-политических структурах, овладеть методикой создания и поддержания имиджа политического лидера, партии и других политических структур, формирования умений принимать управленческие решения в политической сфере, планировать политическую деятельность, включая избирательные кампании, политическое общение, поддержание политических связей и отношений. 1.2. Задачи курса - изучение эволюции взглядов на консультирование; - определение места и роли политического консалтинга в системе консультационных услуг; - сравнительный анализ моделей политического консалтинга; - освоение системы знаний по созданию имиджа публичного политика, политической структуры и навыками формировать такое умение у других; - привитие знаний и навыков принятия управленческих решений в политической сфере; - умение диагностировать политическую ситуацию и устранять или смягчать политические конфликты, проводить мониторинг социально-политических процессов; - обучение студентов планированию и проведению избирательных кампаний и целевых политических PR-акций; - овладение приемами и методами убеждающего психологического воздействия на людей в процессе политического общения - определение места политического консалтинга в общей системе общественных связей и различных видах информационно-коммуникационного процесса. 1.3. Место курса в системе социогуманитарного образования Политический консалтинг является сегодня одним из наиболее действенных инструментов управления политическими структурами и процессами, формирования имиджа политического лидера, партии, политического течения и движения. Он базируется на теоретических знаниях политологии, социологии, социальной психологии, менеджмента, имиджеологии, маркетинга и рекламы. Освоение тем дисциплины «Политический консалтинг» усиливает социально-политическую ориентированность подготовки специалистов, закрепляет базовые политологические, социологические и психологические знания, придает прикладную направленность процессу освоения социогуманитарных знаний. 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса Пройдя курс "Политический консалтинг» студенты должны овладеть знаниями и основными навыками, необходимыми современным специалистам по связям с общественностью. Уровень освоения содержания курса должен позволить будущим специалистам применять полученные в ходе обучения знания уже на первом этапе практической деятельности. В процессе изучения курса студенты приобретут навыки участия в реальной консультативной деятельности, умение их применять в коммуникационном процессе. Умение проводить анализ теоретического и эмпирического материала, раскрывающего состояние политической системы, организации, явлений и процессов в политической жизни, даст возможность специалистам самим принять правильные управленческие решения в политической сфере, а также оказывать соответствующие консультационные услуги политическим лидерам и структурам. Специалист по связям с общественностью должен овладеть навыками организации и управления консалтинговыми агентствами и службами, работающими в политической сфере. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Введение в курс. Эволюция взглядов на политическое консультирование. Появление политических консультаций. Развитие консультационных услуг по созданию имиджа политических лидеров. Развитие комплексной системы сбора и обработки информации, предшествующей предложению и оказанию консультационных услуг в политической сфере. Превращение эпизодических политических консультационных услуг в индустрию бизнеса и управления политической сферой. Становление и развитие политического консалтинга как методологического механизма систематической диагностики состояния политического рынка, системы политических консультационных услуг, регулирования состояния политической напряженности и прогнозирования будущего состояния политических систем. Тема 2. Место роль политического консалтинга в системе консультационных услуг и изучения политической системы общества. Политический консалтинг в общей системе консультационных услуг. Политический консалтинг как комплекс консультационных услуг и комплексное изучение политической сферы общества, региона. Использование услуг профессиональных консультантов и консалтинговых компаний. Адаптация способностей штатных консультантов к специфике политического рынка. Социология политики как методологическая основа формирования концепции политического консалтинга. Изучение политической системы общества и исследование политических ресурсов партийных блоков и лидеров как источник информации в системе политического консалтинга. Применение социологических и психологических методов сбора данных в изучении политических структур, процессов и отношений. Тема 3. Модели политического консалтинга. Разновидности политического консалтинга. Обзор моделей политического консалтинга. Пользование услугами независимых консалтинговых агентств и собственных консультационных служб политических структур. Политический консалтинг как модель формирования политического лидера. Политический консалтинг в системе анализа политической системы и изучения политических отношений в обществе. Модели политических организаций. Политический консалтинг как система социального прогнозирования и управления политическими процессами. Профессиональное содействие, оказываемые специалистами руководителям в виде рекомендаций, совместно вырабатываемых решений и совместная их реализация как модель интенсивного политического консалтинга. Особенности применения на практике моделей экспертного, процессного, обучающего политического консалтинга. Тема 4. Диагностика политической ситуации и состояния политической напряженности. Консультационные услуги как инструмент устранения и смягчения политических конфликтов. Новые технологии диагностики политической ситуации. Замер состояния политической ситуации и напряженности. Результативность политической диагностики. Зависимость результатов политической диагностики от социально-политических, научных, организационных, материальных и других условий. Политический аудит как инструмент диагностики. Социология политического конфликта. Использование современных информационных технологий в качестве механизма регулирования политических конфликтов. Организационное поведение в кризисных политических ситуациях. Разработка концепции консультационной услуги в системе антикризисного политического управления и регулирования. Консультационные услуги внешних консультативных фирм и консультационная работа собственных служб и специалистов по диагностике политической ситуации и устранению (локализации) политических конфликтов. Тема 5. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов, политических предпочтений и электорального поведения. Методика и техника проведения мониторинга социально-политических процессов. Реализация комплекса информационных, научно-методических, нормативно-правовых, организационных и финансовых мер. Последовательность этапов политического мониторинга, операций и процедур. Особенности этапов сбора, регистрации и обработки данных. Соблюдение требований к формированию выборки, объекту исследования. Функции мониторинга как инструмента управления политическими системами и процессами. Принципы построения политического мониторинга: системности, адресности и предметной направленности. Организационная, научно-методическая, организационно-техническая подсистемы политического мониторинга. Организационно-правовые и финансовые отношения консалтинговых агентств с пользователями их результатов. Обеспечение надежности информации консалтинговых агентств. Прогнозирование политических процессов и принятие политических решений Тема 6. Управленческие решения в политической сфере. Планирование политической деятельности. Организационное развитие как политическая деятельность и его место в политическом консалтинге. Принятие управленческих решений с помощью политических консультантов, консалтинговых служб и фирм. Реализация системы консалтинговых мер. Управленческое консультирование. Консультации по оптимизации структуры политической организации. Выявление соответствующих сегментов политического рынка и категорий клиентов. Технология социально-политического моделирования. Выработка рекомендаций по реорганизации политической структуры и политических процессов. Тема 7. Передача консультантом системы знаний по созданию имиджа публичного политика, политической структуры и привитие навыков формирования такого умения у других. Типы политических имиджей. Политический имиджмейкер. Имидж политического лидера и политической структуры. Методы и приемы формирования политического имиджа. Миф в политической рекламе и формировании имиджа.. Психологическая структура имиджа политического лидера и пути ее оптимизации. Расчет ресурсов политического влияния. Работа по привитию навыков и овладению приемами создания и поддержания политического имиджа. Консультации по методике и технике формирования и поддержания имиджа политической структуры и лидера. Тема 8. Планирование и проведение целевых политических PR-акций. Планирование политических кампаний в России. Исследование, планирование, реализация программы, оценка эффективности PR-акций. Приемы политической борьбы. Учет в политических кампаниях и акциях ценностей массового политического сознания. Программы участников политических акций. Борьба с политическими инсинуациями и фальсификациями. Формирование уникальных политических предложений. Политические PR-акции в сферах общего управления политической структурой, деятельности политических лидеров, финансовой деятельности политической структуры, управления кадрами и расстановкой актива, информационных технологий, специализированных услуг. Тема 9. Приемы и методы убеждающего психологического воздействия на людей в процессе политического общения. Массовые политические настроения и их динамика. Психологические приемы и уловки убеждающего воздействия, применяемые в полемическом общении. Психология делового общения в деятельности политического лидера. Психологическое восприятие аудиторией политических заявлений, программ, партнеров, форм и методов воздействия. Тема 10. Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Фазы процесса политического консультирования Обзор современных политических процессов. Выбор средств массовой информации в зависимости от целей политических коммуникаций. Идентификация информации, оценка показателей для выработки, обоснования и принятия решений. Маркетинговые политические коммуникации. Массовое поведение и политическая реклама. Информационные ресурсы политического консалтинга. Общественно-политические связи и отношения. Фазы консультативного процесса: подготовка, диагностирование, планирование действий, внедрение, завершение. Тема 11. Стратегия и тактика избирательной кампании. Медиапланирование Формирование команды: этапы, методы, функционирование. Стратегический замысел избирательной кампании. Разработка плана действий. Концентрация сил и средств. Постановка конкретной задачи, согласование всех аспектов задания с заказчиком (претендентом на избираемую должность). Диагностика состояния электората (социально-демографические показатели, мнение электората, статистические данные). Объективная оценка обстановки. Реагирование на ситуацию при сохранении стратегической линии. Принятие нестандартных решений. Тактика работы со «своими» и «чужими» избирателями. Воздействие на избирателей посредством «героев» и «антигероев». Проведение встреч с избирателями. Требования к кандидату и формирование его имиджа. Технология социально-политического моделирования. Предвыборная программа. Политический менеджер: планирование переговорного процесса и различных акций. Медиапланирование политической рекламы: распределение рекламных бюджетов в различных средствах массовой информации и рекламы. Структура медиаплана. Календарный план и частота размещения рекламы. Показатели медиапланирования. Стратегия и тактика применения политической рекламы в средствах массовой информации. Интенсивность и эффективность политических рекламных кампаний. Тема 12. Этапы избирательной кампании и формирования электорального мнения и поведения Подготовительный и предвыборный этапы. Политическая реклама и ее воздействие на политическое сознание и электоральные предпочтения аудитории. Роль средств массовой информации в формировании политического сознания. Этапы и методы информационного воздействия средств массовой информации на формирование политических предпочтений. Электоральное мнение. Методы и приемы манипуляции массовым сознанием и электоральным поведением. Политический риск. Методы формирования безопасной политической ситуации. Тема 13. Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения в политической сфере Социология общественного мнения. Социологические и психосемантические исследования массового сознания. Изучение отношения населения к политическим событиям, деятельности политических партий, течений и движений. Общественное мнение как политический институт формирования и регулирования политических отношений. Выражение общественного мнения в средствах массовой коммуникации и опросах населения. Социологическое изучение массовых информационных потоков в политической системе. Исследование массовых политических коммуникаций. Методы изучения механизмов формирования общественного мнения в политической сфере. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. В каких формах с древности и до нашего времени осуществлялось накопление знаний и практическое применение политическое консультирование? 2. Когда начал складываться политический консалтинг как отдельная область консультационных услуг и системы политических знаний? 3. Назовите основные модели политического консалтинга. 4. Изложите сущность социологии политики. 5. Перечислите методы сбора данных в изучении политических структур, процессов и отношений. 6. Какими методами можно изучать политическую систему общества? 7. Изложите сущность политического консалтинга в системе анализа политической системы и изучения политических отношений в обществе. 8. Как осуществляется социальное прогнозирование с помощью системы политического консалтинга? 9. Какие принципы положены в основу управления политическими процессами посредством политического консультирования?. 10. Назовите основные инструменты диагностики политической ситуации и состояния политической напряженности. 11. Дайте определение социологии политического конфликта. 12. Какое место занимает политический аудит в системе диагностики политических процессов и конфликтов?. 13. Назовите основные информационные технологии, используемые в качестве механизма регулирования политических конфликтов. 14. Раскройте основное содержание методики проведения мониторинга социально-политических процессов. 15. Определите функции политического консалтинга в системе планирования, прогнозирования политических процессов и принятия управленческих решений. 16. К чему сводится управленческое консультирование в сфере оптимизации структуры политической организации и социально-политического моделирования? 17. Что включают в себя консультационные услуги по формированию и поддержанию имиджа политической структуры и лидера?. 18. Составьте примерный план политической кампании или отдельной PR-акций. 19. Сделайте уникальное политическое предложение, которое может вызвать замешательство у Ваших политических оппонентов. 20. Перечислите приемы и методы убеждающего психологического воздействия на людей в процессе политического общения. 21. Что общего и в чем различие применения политического консалтинга в системе общественных связей и в системе информационно-коммуникационных процессов? 22. Составьте краткий медиаплан политической рекламы: распределите рекламный бюджет Вашей организации в различных средствах массовой информации и рекламы. 23. Вы в роли политического менеджера: спланируйте переговорный процесс по разрешению какого-либо политического конфликта и «проиграйте» конкретные ситуации с помощью преподавателя на практическом занятии. 24. Как воздействует политическая реклама на политическое сознание и электоральные предпочтения аудитории. 25. Составьте рабочий план избирательной кампании мэра города. 26. Составьте социологический инструментарий для изучения механизмов формирования общественного мнения в конкретной политической сфере. 27. Как и с помощью какой технологии можно осуществлять систематическое измерение массовых информационных потоков в политической системе?. 28. В чем специфика исследования массовых политических коммуникаций в рамках политического консалтинга? Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Становление и развитие политического консалтинга. 2. Политический консалтинг в общей системе консультационных услуг. 3. Социология политики как методологическая основа формирования концепции политического консалтинга. 4. Изучение политической системы общества и исследование политических ресурсов партийных блоков и лидеров. 5. Методы сбора данных в изучении политических структур, процессов и отношений. 6. Модели политического консалтинга. 7. Политический консалтинг в системе анализа политической системы и изучения политических отношений в обществе. 8. Политический консалтинг как система социального прогнозирования и управления политическими процессами. 9. Диагностика политической ситуации и состояния политической напряженности. 10. Консультационные услуги как инструмент устранения и смягчения политических конфликтов. 11. Политический аудит как инструмент диагностики. 12. Социология политического конфликта. 13. Использование современных информационных технологий в качестве механизма регулирования политических конфликтов. 14. Организационное поведение в кризисных политических ситуациях. 15. Методика и техника проведения мониторинга социально-политических процессов. 16. Функции и принципы проведения мониторинга в целях управления политическими системами и процессами. 17. Политический консалтинг в системе прогнозирования политических процессов и принятия политических решений 18. Управленческие решения в политической сфере. 19. Планирование политической деятельности. 20. Организационное развитие как политическая деятельность и его место в политическом консалтинге. 21. Принятие управленческих решений с помощью политических консультантов, консалтинговых служб и фирм. 22. Управленческое консультирование в сфере оптимизации структуры политической организации. 23. Консалтинговые услуги по выявлению соответствующих сегментов политического рынка и категорий клиентов. 24. Технология социально-политического моделирования. 25. Имидж политического лидера и политической структуры. 26. Методика оказания консультационных услуг по формированию и поддержанию имиджа политической структуры и лидера. 27. Планирование политических кампаний и PR-акций в России. 28. Исследование приемов политической борьбы. Учет в политических кампаниях и акциях ценностей массового политического сознания. 29. Программы участников политических акций. Борьба с политическими инсинуациями и фальсификациями. 30. Формирование уникальных политических предложений. 31. Приемы и методы убеждающего психологического воздействия на людей в процессе политического общения. 32. Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. 33. Стратегия и тактика избирательной кампании. 34. Медиапланирование. Структура и показатели медиаплана. 35. Медиапланирование политической рекламы: распределение рекламных бюджетов в различных средствах массовой информации и рекламы. 36. Технология социально-политического моделирования. 37. Политический менеджер: планирование переговорного процесса и различных акций. 38. Политическая реклама и ее воздействие на политическое сознание и электоральные предпочтения аудитории. 39. Этапы избирательной кампании и формирования электорального мнения и поведения. 40. Информационное воздействие средств массовой информации на формирование политических предпочтений. 41. Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения в политической сфере. 42. Изучение массовых информационных потоков в политической системе. 43. Исследование массовых политических коммуникаций в рамках политического консалтинга. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу 1. Этапы становления и развития политического консалтинга. 2. Место политического консалтинга в системе консультационных услуг. 3. Методологическая основа формирования концепции политического консалтинга. 4. Политическая система общества и исследование политических ресурсов. 5. Методы сбора данных в изучении политических структур, процессов и отношений. 6. Модели политического консалтинга. 7. Политический консалтинг как инструмент анализа политической системы и изучения политических отношений в обществе. 8. Система социального прогнозирования и управления политическими процессами как элемент политического консалтинга. 9. Диагностика политической ситуации и состояния политической напряженности. 10. Консультационные услуги как механизм устранения и смягчения политических конфликтов. 11. Политический аудит в системе политической диагностики. 12. Социология политического конфликта. 13. Использование современных информационных технологий в системе регулирования политических конфликтов. 14. Управление организационным поведением в кризисных политических ситуациях. 15. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов. 16. Политический мониторинг как механизм управления политическими системами и процессами. 17. Политический консалтинг в системе прогнозирования политических процессов. 18. Управленческие решения в политической сфере и политический консалтинг. 19. Планирование политической деятельности с помощью консалтинговых агентств. 20. Политическая деятельность и его место в политическом консалтинге. 21. Управленческое консультирование в сфере оптимизации структуры и реорганизации политической организации. 22. Выявление соответствующих сегментов политического рынка и категорий клиентов в целях обеспечения клиентуры консалтинговых агентств. 23. Технология социально-политического моделирования. 24. Имидж политического лидера и политической структуры. 25. Методика оказания консультационных услуг по формирования и поддержанию имиджа политической структуры и лидера. 26. Планирование политических кампаний и PR-акций в России. 27. Исследование приемов политической борьбы. 28. Учет в политических кампаниях и акциях ценностей массового политического сознания. 29. Стратегия и тактика применения политической рекламы в средствах массовой информации. 30. Программы участников политических акций. 31. Методы борьбы с политическими инсинуациями и фальсификациями. 32. Формирование уникальных политических предложений. 33. Методика применения приемов и методов убеждающего психологического воздействия на людей в процессе политического общения. 34. Политический консалтинг в системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. 35. Стратегия и тактика избирательной кампании. 36. Медиапланирование. Структура и показатели медиаплана. 37. Медиапланирование политической рекламы: распределение рекламных бюджетов в различных средствах массовой информации и рекламы. 38. Разработка и реализация технологии социально-политического моделирования. 39. Планирование переговорного процесса и различных акций в деятельности политического менеджера. 40. Политическая реклама и ее воздействие на политическое сознание и электоральные предпочтения аудитории. 41. Планирование избирательной кампании. 42. Методы и приемы манипуляции массовым сознанием и электоральным поведением. 43. Методика подготовки и проведения встреч с избирателями. 44. Требования к претенденту на лидерство в политической структуре и формирование имиджа кандидата. 45. Технология социально-политического моделирования. 46. Предвыборная программа. 47. Роль политического менеджера в планировании и реализации переговорного процесса и осуществлении различных акций. 48. Этапы формирования электорального мнения и поведения. 49. Информационное воздействие средств массовой информации на формирование политических предпочтений. 50. Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения и политических предпочтений. 51. Общественное мнение как политический институт формирования и регулирования политических отношений. 52. Социологические и психосемантические исследования массового сознания 53. Изучение массовых информационных потоков в политической системе. 54. Исследование массовых политических коммуникаций в рамках политического консалтинга. III. Распределение часов курса по темам и видам работ. №№ Наименование тем Всего Аудиторные занятия(час.) Самостоя-тель- п/п часов Лекции Семина-ры ная работа 1. Введение в курс. Эволюция взглядов на политическое консультирование 4 2 2 2. Место роль политического консалтинга в системе консультационных услуг и изучения политической системы общества 12 4 2 6 3. Модели политического консалтинга 8 2 2 4 4. Диагностика политической ситуации и состояния политической напряженности. Консультационные услуги как инструмент устранения и смягчения политических конфликтов. 12 4 2 6 5. Методика проведения мониторинга социально-политических процессов, политических предпочтений и электорального поведения 12 4 2 6 6. Управленческие решения в политической сфере. Планирование политической деятельности 8 2 2 4 7. Передача консультантом системы знаний по созданию имиджа публичного политика, политической структуры и привитие навыков формирования такого умения у других. 8 2 2 4 8. Планирование и проведение и целевых политических PR-акций. 8 2 2 4 9. Приемы и методы убеждающего психологического воздействия на людей в процессе политического общения 8 2 2 4 10. Политический консалтинг в общей системе общественных связей и информационно-коммуникационных процессов. Фазы процесса политического консультирования 12 4 2 6 11. Стратегия и тактика избирательной кампании. Медиапланирование 12 4 2 6 12. Этапы избирательной кампании и формирования электорального мнения и поведения 8 2 2 4 13. Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения в политической сфере 8 2 2 4 . ИТОГО: 120 36 24 60 IV. Форма итогового контроля Экзамен (зачет) V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Литература (основная) 1. Душин И. и др. Выборы: технологии избирательных кампаний. Харьков, 1998. 2. Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Введение медиапланирование. Учебное пособие для начинающих медиапланеров. М., 1998. 3. Зотова З. М. Избирательная кампания: технология организации и проведения. М., 1995. 4. Кудинов. О.П., Колосова С.В., Точицкая Н.Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в 5. Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., 1999. 6. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997. 7. Политическое консультирование. М.: Центр политического консультирования «Николло М». М., 1999. 8. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учебник. М., 2000. 9. Ценности массового политического сознания // Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. №4. М.: Издательство РАГС, 1999. 10. Цуладзе А. Политическое манипулирование. М., 2000. Литература (дополнительная) 1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. Модульная программа менеджеров “Управление развитием органзации” в 17 моделях. Модуль 12-М., 1999. 2. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992. 3. Амелин В. Н., Устименко С. В. Технология избирательной кампании. М., 1993. 4. Балабанов А. В. Занимательное медиапланирование. М., 2000. 5. Батра Р., Майерс д., Аакер Д. Рекламный менджмент: пер. С англ. - 5-е изд. М.-СПб, 1999. 6. Богданова Е. Л. Информационный маркетинг. Учебное пособие. СПб, 2000. 7. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. 8. Выборы руководителей органов исполнительной власти в регионах (Социологические аспекты)// Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. №5-6. М.: Издательство РАГС, 1999. 9. Выборы президента Российской Федерации 1996 года: итоги и выводы. - М.,1996. 10. Выборы в шестую Государственную думу: итоги и выводы. - М., 1996. 11. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. - М.: Дело. 12. Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. М., 1993. 13. Кольев А. Миф масс и магия вождей. М., 2000. 14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. 15. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпорактивная и политическая режиссура. М., 2000. 16. Ментальность россиян / Под общ.ред. И.Г.Дубова. - Москва, 1999. 17. Милехин А. В. Социологический мониторинг. М., 1999. 18. Мирошниченко А. А. Pubic Relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика. М., 1998. 19. Мисюров Д. А. Политика и символы. М., 1999. 20. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. 21. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 1982. 22. Посадский А. П. Основы консалтинга: Учебное пособие. М.,1999. 23. Почепцов Г. Г. Имидж: от фараона до президента. Киев, 1999. 24. Саенко Г. В. ... оппозиция ... оппозиция? Да здравствует оппозиция!. М., 1995. 25. Соколов И. Как стать президентом. Технология популярности. Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск. Белоруссское общество «Книга», 1995. 26. Самый короткий путь к власти / Сост. Н.Н. Петропавловский, А.П.Ситников, М.А.Артемьев, В.И.Гафт; Под общ. ред. Н.Н.Петропавловского. - Таганрог, 1995. 27. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. - М: Технологическая школа бизнеса, 1996. 28. Управленческое консультирование: В 2-х т. Пер. с англ. - М., 1992. 29. Уткин Э. А. Консалтинг. Учебник. М., 1999. 256. 30. Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб, 1998. 31. Цветнов А. В. Управление социально-политическими процессами. Технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М., 1995. 32. Чередниченко В. А. Воюет социология! (Роль социологических исследований в ходе предвыборной борьбы за должность мера). М., 1999. 33. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. 34. Яковлев И. П. Технология деятельности в PR. СПб., 1997.