СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

1.Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы и объекты исследования...................................................................................................... 7

2. Аудит оценочных значений....................................................................... 11

Заключение...................................................................................................... 15

Список литературы........................................................................................ 17

 

Введение

Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?

Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов – того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств – не платить же больше, чем должен – и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае – времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.

А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему электронных расчетов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов; компания-производитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе проданных автомобилей – престиж дороже денег; самолет попадает в катастрофу по причине некачественного топлива. Все эти негативные,  порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля.

Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна – это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система – это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.

Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций,  следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превратился в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.

Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.

Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов организации и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:

1. транзакции должным образом авторизованы

2. транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета

3. доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации

4. физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими  записями

Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль – это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.

Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.

Данный дипломный проект рассматривает существующую систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО “Транссервис ЛТД”.

Основными направлениями деятельности ООО “Транссервис ЛТД” являются строительство и ремонт железнодорожных путей, прокладка и теплоизоляция трубопроводов холодного и горячего водоснабжения.

Необходимо отметить, что внутренний контроль на данном предприятии, в части бухгалтерского учета не применяется. Тем не менее, система бухгалтерского учета на наш взгляд требует внедрения внутреннего контроля, поэтому рассмотрение отмеченной темы является весьма актуальным в данный период времени на ООО “Транссервис ЛТД”. Отметим, что внутренний контроль должен стать дополнительным фактором, способствующим лучшей производственной деятельности предприятия в части бухгалтерского учета.

1.Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы и объекты исследования.

Система внутреннего контроля организуется руководством предпри­ятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудито­ром, формы, и виды контрольных действий также определяются аудито­ром (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведом­ства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ве­домством.

Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности пред­приятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работни­ком предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе ав­томатизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий конт­роль.

Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обяза­но обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

*  в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не долж­но быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы пра­вильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объектив­ное представление о предприятии в целом;

* компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

* средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или не­эффективно использованы;

* все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализирова­лись, а виновные несли ответственность;

* внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполно­моченным принимать управленческие решения, для ее оптимального ис­пользования.

Из перечисленных выше задач руководства предприятия по органи­зации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутрен­него контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским фи­нансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего кон­троля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

*   систему внутреннего финансового контроля;

*   систему внутреннего управленческого контроля.

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внут­реннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъем­лемыми частями которого являются абсолютно все подразделения пред­приятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная орга­низация внутри организации (предприятия).

Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, раз­ветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности орга­низации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение со­блюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,

Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

* бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвента­ризация и документация, балансовое обобщение);

* бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответствен­ности, нормирование издержек);

* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка ариф­метических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хо­зяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, под­тверждение и прослеживание);

*   теория управления.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, не­обходимая для управления предприятием. Профессиональная деятель­ность, связанная с формированием этой информационной базы, и назы­вается эккаунтингом.

В это понятие входит работа:

*   плановая;

*   по составлению отчетности;

*   контрольная;

*   аналитическая.

Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.

2. Аудит оценочных значений

Правило (стандарт) "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете" регламентирует действия аудиторской организации в тех ситуациях, когда она имеет дело с показателями бухгалтерского учета, не поддающимися точному измерению. Мы часто сталкиваемся с такими показателями в различных сферах деятельности. Это происходит уже хотя бы потому, что все приборы, измеряющие вес, длину, объем и т.п., имеют ненулевую погрешность.

Например, погрешность счетчиков электроэнергии, используемых в народном хозяйстве, составляет обычно несколько процентов, ввиду чего измеренная стоимость израсходованной электроэнергии отличается от истинной ее стоимости. Невозможно измерить точно вес, а значит, и стоимость бензина, отпускаемого нефтеперерабатывающим заводом. Число подобных примеров можно умножить. С другой стороны, целый ряд показателей бухгалтерской отчетности может быть измерен точно, например стоимость реализованных автомобилей (поскольку их количество может быть измерено абсолютно точно), затраты на оплату труда рабочих-повременщиков и т.п. В рамках бухгалтерского учета все упомянутые показатели будут отнесены к измеряемым точно, поскольку ошибка возникает вне этого учета (в первичном учете).

Комментируемое правило (стандарт) имеет дело с иными показателями, т.е. с теми, неточность измерения которых возникает внутри бухгалтерского учета. Эта неточность далеко не обязательно связана с его несовершенством и в ряде случаев является принципиально неустранимой. Например, в случае резервов под обесценение вложений в ценные бумаги такая неточность происходит в основном из-за больших колебаний рыночной стоимости акций, облигаций и т.п., неизбежно присущих рынку ценных бумаг.

Рассматриваемое правило (стандарт) является аналогом международного стандарта аудита (МСА) 540 "Audit of Accounting Estimates" и в основном соответствует последнему. Тем не менее его роль в российском аудите, видимо, будет несколько меньше, чем роль МСА 540 в западном. (Отметим, что в западном бухгалтерском учете показателям, не поддающимся точному измерению, придают большее значение, чем в отечественном.)

Так, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) бухгалтеру следует уценивать товарно-материальные запасы, если рыночная их стоимость оказалась ниже цены их приобретения. Последовательное применение МСФО в российской практике сдерживается пока такими факторами, как:

неподготовленность учетных работников (периодическая переоценка статей баланса требует высокой квалификации персонала и повышает объем его работы);

несовершенство нормативной базы;

соображения налогообложения (принцип осмотрительности вступает в конфликт с налоговыми инструкциями, требующими от бухгалтера "оптимистического" взгляда на показатели, являющиеся базой для налогообложения).

При подготовке этого правила (стандарта) одним из предлагаемых вариантов названия было "Аудит расчетных значений в бухгалтерском учете". Однако, по нашему мнению, термин "расчетные значения" более узок, ввиду чего такая замена исключила бы нахождение показателей бухгалтерского учета через метод экспертных оценок и т.п. Например, величину амортизации нематериальных активов можно получить на базе экспертных оценок, поскольку и первоначальная стоимость этих активов, и срок их службы нередко определяются фактически путем экспертного оценивания (роль расчета при этом невелика). Кроме того, в термине "расчетные значения" акцент поставлен на способе нахождения этих значений, а не на их содержании (это не точная величина некоторого показателя, а его оценка).

Целью комментируемого правила (стандарта) является изложение основных положений и правил проведения аудита оценочных значений в бухгалтерском учете (п. 1.2). Там же четко оговорено, что данный стандарт не распространяется на проверку финансовых прогнозов, не включенных в бухгалтерскую отчетность. Такая проверка является сопутствующей аудиту услугой и регламентируется другим правилом (стандартом), одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в тот же день, что и комментируемое.

Необходимость выделения в отдельное правило (стандарт) регламентации действий аудиторской организации по аудиту оценочных значений диктуется тем, что они часто делаются в состоянии неопределенности относительно происшедших и возможных событий, опираются на мнение рассчитывающих их экономических субъектов (а не полностью на объективные факты или обстоятельства). Кроме того, доказательства, их подтверждающие, часто бывают менее убедительными и труднее добываемыми, чем в случае других элементов бухгалтерской отчетности (пп. 2.7 и 3.1). Все это приводит к увеличению риска существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Так, в период плановой экономики и на начальном этапе перестройки основные средства отражались в балансе по стоимости их приобретения (изготовления). В начале 90-х годов, когда характерным для экономики стала значительная инфляция, нормативные документы по бухгалтерскому учету потребовали от предприятий проводить ежегодную переоценку основных средств, причем для этого следовало использовать строго определенные, "спущенные сверху" коэффициенты. И тот, и другой способы не позволяли отражать основные средства в учете и отчетности по рыночной стоимости, лишая бухгалтера права выбора, однако избавляя от излишних сомнений.

Сейчас предприятиям предоставлено право ежегодно переоценивать основные средства. При этом появились возможности для гибкого ведения учета, но вместе с тем и для предвзятости руководства экономического субъекта. В этих условиях повышается роль независимого аудитора экономического субъекта, поскольку именно он может и обязан объективно оценить правильность действий бухгалтера, когда числовое значение бухгалтерской проводки не взято из первичного документа, а получено путем сложных расчетов или экспертных оценок.

Ввиду сложности и новизны предмета данное правило (стандарт) значительно отличается от большинства отечественных аудиторских стандартов. Оно изложено менее "нормативным" языком, содержит ряд не характерных для нормативных документов описаний, подробностей и примеров. Тем не менее такой отход представляется оправданным, поскольку облегчает понимание стандарта.

Комментируемое правило (стандарт) содержит следующие разделы: общие положения, виды оценочных значений в бухгалтерском учете, аудиторские процедуры проверки этих значений, анализ результатов таких процедур. В приложении к стандарту приведен перечень основных оценочных значений, используемых в современном российском бухгалтерском учете.

Заключение

Если концепции систем государственного и аудиторского контроля в разных государствах различны и зависят в первую очередь от государственного устройства и национальной специфики, то концепции системы внутреннего контроля, разрабатываемые учеными разных стран в настоящее время, сближаются в силу усиления, как транснационализации бизнеса, так и наличия общих законов эффективности функционирования организаций.

В широком смысле внутренний финансовый контроль можно рассматривать как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.

Одним из важнейших элементов СВК в международной науке и практике принято также считать систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:

1.     наличие — отражены действительно существующие операции;

2.     полнота — отражены все реальные операции;

3.     арифметическая точность — все операции правильно подсчитаны;

4.     разноска по счетам — все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;

5.     формальная разрешенность — на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;

6.     временная определенность — все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;

7.     представление и раскрытие данных в отчетности — все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.

Список литературы

1.                  Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129 - Ф3.

2.                  Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 № 88 - Ф3.

3.                  Федеральный закон от 7 августа2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

4.                  Постановление Правительства РФ "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" от 6.03.98 № 283.

5.                  Правило (Стандарт) аудиторской деятельности. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Протокол № 6 от 25.12.96.

6.                  Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 №31н).

7.                  Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" от 30.10.2000 № 94н.

8.                  План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению от 31.10.2000 № 94н.

9.                  Терехов А.А. Аудит.– М.: Финансы и статистика, 2000г.

10.             Альбаров Р.А. Аудит – М.: Дело и сервис, 2001г.

11.             Шеремет А.Д. Аудит: Учебник для ВУЗов / А.Д.Шеремет, В.П. Суйц – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002г.

12.             Ивановская О. Ю. Учет и налогообложение при выбытии основных средств.// Бухгалтерский учет 10/01.

13.             Газарян А.В. Подготовка аудиторского заключения// Бухгалтерский учет N 6, март 2001